Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оглавление 13 страница



Что написано: сидит бедуин, приходят трое бедуинов в гости. Он сделал обрезание, поэтому не может ходить. Они подходят к нему. Он, конечно, их приглашает вместе с ним откушать, как принято по закону восточного гостеприимства. Неужели нам Тора говорит о том, кто и что готовил и ел 5000 лет назад, и сегодня мы должны читать это, как святые тексты? Что тут особенного, в повествовании о наших праотцах? Затем еще будет говориться о том, как там были скотоложества и всякие извращенные вещи, которые случаются и сегодня, и были и 1000 лет назад. Что в этом такого, что мы должны знать, чему мы можем из этого научиться и вообще, зачем оно нам нужно, что стоит за этим?

«Зоар» начинает эту недельную главу совсем с другого: «Раби Хия патах» («открыл» означает открыл каналы, по которым исходит свет мудрости — свет хохма). «Ростки показались из земли, пришло время пения, и голос жаворонка слышен в нашей земле» (Песня песней). То есть вроде бы «Зоар» говорит совсем о другом, но ведь указана та же недельная глава, значит должно говориться о том, о чем говорится в Торе. «Зоар» объясняет точно, совершенно, только уже на другом уровне. Раби Хия — это очень сильный и большой уровень, он один из учеников раби Шимона, который вместе с ним и писал «Зоар», и о нем очень много сказано в «Зоар»; он находился на определенном духовном уровне, который так и называется — раби Хия. Поэтому он сразу же нам говорит, где находится это духовное состояние.

О чем здесь говорится? Если мы говорим, что весь мир находится внутри человека, то все, о чем говорится здесь: и шатер, и Аврам, и бедуины, и Сам Творец, и то, что он закалывал теленка, брал молоко и готовил еду, вообще, все-все, что только можно вообразить, что сказано в этой книге в разных действиях — все это происходит внутри человека. Человечество выражало так когда-то и выражает сегодня внутренние свойства обобщенного человека в лицах. Были такие театры, например, древнегреческий театр масок, где одевалась маска грустного человека с опущенными уголками рта, веселого человека, который улыбался. В принципе они выражали какие-то черты характера человека, совершенно определенные, прямые черты: этот веселый, этот грустный. И дальше это продолжалось в итальянской комедии, японском театре «Кабуки». То есть на сцене люди, но каждый из них выражает определенные свойства человека, определенную черту его характера. То же самое у нас, нам разыгрывают точно такой театр внутри человека. Есть один человек в мире Адам, который создан Творцом, больше Творцом не создано ничего: кроме этого Адама, есть только Творец. И вот Творец начинает обращаться к этому Адаму, но указывается, к какому именно свойству он обращается — к Авраму, который в Адаме. Что должен сделать Аврам? Сейчас — сидеть. Что значит сидеть? «Зоар» нам уже сама объясняет — это состояние «катнут» — маленькое состояние, когда ему запрещено передвигаться. Каким образом он сейчас должен что-то делать с собой? После того, как Аврам «обрезался», он уже совершенно не желает воспринимать все в своих эгостических ощущениях, он понял, что они ему не дадут возможность двигаться вперед. Вот Адам сделал это на своем желании, которое называется Аврам.

Аврам — это самое первое духовное желание, которое возникает у человека, поэтому называется праотец. Затем, если он это свое желание обрезал и не желает никак с ним взаимодействовать, то у него больше ничего не остается, потому что он отказался работать со всем своим эгоизмом. То есть Адам — общий человек, остается практически без какой-то возможности что-то делать, без своих желаний, поэтому он сидит и ждет, что же делать дальше. И тут Творец ему посылает трех якобы странников, т. е. он ему посылает три силы, называемые «гимел кавим»: правую, левую, среднюю. Из этих трех сил построена наша душа. Правая линия назывется Авраам, и противоположна ей сила Ишмаэль. Левая линия называется Ицхак, и противоположна ей сила Эйсав. Средняя линия называется силой Исраэль и противоположно ей неживое духовное состояние.

Эти три странника олицетворяют именно три силы, которые сейчас придаются Авраму для того, чтобы он с их помощью шел вперед. Поэтому он их принимает, делает с ними совместную трапезу. После обрезания только это он может делать. Он желает принять новые свойства Творца и новый путь, которого раньше у него не было: до этого он шел только в своем эгоизме, т. е. он ничем не отличался от всех остальных народов, среди которых жил. Сейчас он начинает выделяться.

Вопрос: Он не выбирает между ними, он принимает всех троих?

Это свойство, с помощью которого человек хочет идти вперед. Сейчас он получает внешнюю информацию, как он должен идти вперед, какие силы должен приобрести, но пока в этих силах не разбирается, они все пока для него одинаковые. Далее и говорится, что он должен сделать, как должен отсортировать эти силы. То есть, если он должен идти вперед по средней линии — по линии Исраэль, то тут же возникает проблема с теми свойствами в этих трех линиях, с которыми он не в состоянии работать. Эти свойства полезные, но они будут полезными не сейчас, а только после полного исправления всех остальных свойств. То есть Ишмаэль и Ицхак — это свойства полезные, но они нуждаются в особом исправлении. Поэтому Сара тут же после рождения Ицхака говорит, что он должен обязательно отослать Ишмаэля, иначе не сможет использовать Ицхака в том направлении, в котором сделал обрезание.

«Зоар» рассказывает об этом очень интересно. Начинает «Зоар»: «Ростки показались из земли, и пришло пение, и голос горлицы слышен в нашей стране». В этой стране, в которую собирается идти Аврам, на ней уже показываются ростки, т. е. его дальнейшее продвижение с этого и начинается. Поэтому и говорится: «И показался ему Творец, и открылся ему в Илонэй Мамрэй». Дальше говорят о трех людях, которые пришли. Вот это и есть первое явление движущей духовной силы, называемой Творец, человеку, и Он начинает уже представлять перед человеком его дальнейший путь. Но мы не забываем, что говорится о том, что находится внутри человека. В принципе мы все, каждый из нас, являемся определенным свойством Адама, потому что душа Адама разделилась на 600 000 частей, и затем эти части разделились еще на множество частей, т. е. в каждом находится хоть какая-то маленькая микродоза свойства этого Адама, и поэтому все, что каждый из нас выполняет, представляет собой то, что мы называем характером человека, его сутью, его «я» — это практически часть того общего сосуда, называемого Адамом. Но поскольку каждый из нас включает в себя в том числе все мироздание, только в маленькой пропорции, то мы должны к каждому из нас относиться внутренне, как к включающему в себя все мироздание. То есть когда к нам обращается Творец со страниц Торы и «Зоар», он обращается к нашим внутренним свойствам. Мы должны в себе отыскать Аврама, Ицхака, Сару, все эти свойства, в том числе Ишмаэля и всех отрицательных и положительных персонажей. Мы должны увидеть, что все они в нас существуют, в каждом из нас находится полный набор всего, что есть в Торе. Абсолютно все эти задатки в нас существуют. Наша задача — выявить их настолько, чтобы мы почувствовали положительные они или отрицательные, можно с ними двигаться дальше или нет. И в мере того, что мы ощутим их отрицательными, мы от них постепенно сами добровольно откажемся, а видя, что они положительные, естественно, возьмем их и будем дальше двигаться вперед к духовному.

И сказал Б-г: «Вопль на Сдом и Амору стал велик и греховность их очень тяжела. Сойду же и посмотрю: если по мере дошедшего до Меня вопля его поступали они, тогда — конец».

То есть Творец сейчас говорит: «Я показываю тебе, какие внутренние свойства в тебе есть — Сдом и Амора, и это следующий этап на духовном пути, который ты должен проверить. Пойдем вместе, и ты увидишь, плохие они или хорошие». И вот здесь Аврам начинает с ним торговаться, ему еще не кажется, что они плохие.

«И подошел Аврам, и сказал: «Неужели погубишь Ты праведного с нечестивым? Может быть, есть пятьдесят праведников в этом городе? Неужели погубишь и не простишь места этого ради пятидесяти праведных в нем? »

То есть Аврам еще не чувствует, насколько есть зла в этих свойствах, которые сидят в нем. Он говорит Творцу: «Не подобает Тебе делать подобное, чтобы губить праведного с нечестивым». Потому что он не видит еще в свете Творца всей отрицательности этого качества в себе.

«И сказал Создатель: «Если Я найду в Сдоме пятьдесят праведных внутри города, то прощу всему месту ради них».

Что значит — пятьдесят праведных? Мы говорили, что человек состоит из пяти качеств, пяти частей: кэтэр, хохма, бина, зэир анпин, малхут — пять основных свойств человека. И все они, в свою очередь, делятся еще на пять и еще на пять, и так до бесконечности. То есть Авраму поначалу вообще не кажется, что есть там какие-то отрицательные качества. Он говорит: «Мы найдем пятьдесят праведников там, неужели не простишь тогда весь город». Он говорит: «Посмотри, есть ли там вообще праведники».

И отвечал Аврам, и сказал: «Вот я решился говорить с Господом, хотя я прах и пепел. Может быть, до пятидесяти праведных не достанет пяти, разве истребишь из-за этих пяти весь город? »

Он уже начинает торговаться насчет частных своих свойств, т. е. «может быть, какое-то из моих свойств и не очень хорошее». Творец уже начинает ему проявлять и показывать его эгоизм. Он говорит: хорошо, этого еще не достаточно, но ведь с помощью остальных, может быть, я могу его как-то исправить, не стоит уничтожать, т. е. отрекаться от этого свойства, которое сейчас совершенно отрицательно. И Творец идет ему навстречу.

И сказал Он: «Не истреблю, если найду там сорок пять». И продолжал он говорить с Ним, и сказал: «Может быть, найдется там сорок? » И сказал Он: «Не сделаю и ради этих сорока». И сказал он: «Да не прогневается Господь, и я договорю: может быть, найдется там тридцать? » И Он сказал: «Не сделаю, если найду там тридцать».

Что значит, что Творец соглашается? Он ему показывает, что свойство добра бесконечно, и в свойстве добра этой духовной силы Аврам начинает видеть свои отрицательные свойства. Творец ему ничего не должен показывать. Тем, что Творец соглашается на меньшее, чтобы не уничтожить, якобы, свойство Аврама, это уже заставляет Аврама, т. е. эту силу, видеть в них отрицательное против этой силы Творца. Человек может ощутить себя грешником только в силу того, насколько светит на него Высший свет. Поэтому грешники, которые описаны в Торе — это такие грешники, которые достигли очень больших духовных ступеней, о чем мы можем мечтать. Грешник — это человек, который находится временно в состоянии левой линии, а в следующий раз будет находиться в состоянии правой линии. Но прежде, чем достичь такого большого грешного состояния левой линии, он взошел по очень многим правым, левым и средним линиям, т. е. на очень большие ступени. И так они опускаются до десяти человек, т. е. самого малого объема, самой минимальной чистой духовной силы, которая состоит из десяти сфирот. Если нет совершенно никакого духовного сосуда в человеке (самый минимальный духовный сосуд в человеке состоит из десяти сфирот), тогда он просто весь абсолютно эгоистичен, и с ним просто не о чем разговаривать. Тогда, естественно, он подлежит уничтожению, т. е. ему нет места в духовном пространстве, а только в нашем мире. Нам начинают говорить о человеке, начиная с его самого минимального уровня: вот есть у тебя хоть маленькая сила, которая тянет тебя вперед к духовному, вот с этой силы начинает Тора заниматься тобой и указывать тебе путь. Что же это за сила?

И вот сейчас они идут дальше в Сдом и Амору.

«И пришли те два ангела в Сдом вечером, когда Лот сидел у ворот Сдома. И увидел Лот, и встал навстречу им, и поклонился до земли. И сказал: «Вот, господа мои, заверните в дом раба вашего и переночуйте».

Лот — это уже не Аврам, это следующая сила, следующий этап, который должен пройти человек. И вот этот этап называется Лот, т. е. этап Аврама он уже прошел, сейчас он проходит этап Лота, и потом снова будет Аврам, а потом еще кто-то другой. Это все говорится о человеке, только сейчас этот человек, как актер в театре. Сейчас начинает другой актер его играть: другое чувство, другое свойство в человеке сейчас начнет проходить период своего очищения и духовного возвышения. И это свойство в человеке называется Лот. И у этого Лота есть дети, есть жена, есть окружение, т. е. еще много его подсвойств, его вторичных качеств и сил, которыми пользуется это основное свойство, и естественно, он должен отсортировать их все: хорошие взять себе, плохие — отрубить. Если есть свойства, которые тянут его назад, как жена Лота, то это свойство, естественно, он должен отрезать от своего дальнейшего продвижения, оно ему будет мешать и дальше двигаться вперед. Все разобрано чисто на внутренней структуре человека.

«Еще они не легли (эти два ангела), а люди города, люди Сдома окружили дом от отрока до старца, весь народ с каждого конца. И воззвали они к Лоту, и сказали ему: «Где люди, которые к тебе пришли в эту ночь, выведи их к нам, и мы познаем их».

Лот сам — это общее свойство, а его частные свойства, самые отрицательные, которые были вокруг него — люди города его, почувствовали, что вот два этих свойства, которые сейчас примыкают к Лоту, к этому свойству — угроза для них, даже настолько, что эти два свойства, эти два ангела пока спрятались в Лоте. (Это то же самое свойство, ангел, любая сила называется ангел). Даже те свойства (эти два ангела) были в состоянии лежачем, т. е. в состоянии катнут, в маленьком состоянии. Они совершенно себя никак не проявляли. Мысли и дела у них — рош, тох, соф (голова и ноги) были на одном и том же духовном уровне, они совершенно не действовали никоим образом. Это состояние называется лежачим духовным состоянием. Но остальные свойства Лота не могли это переносить, потому что чувствовали, что это против них. Самое маленькое духовное свойство, даже если оно не проявляет себя, оно уже человека в покое не оставляет, он уже обязан с ним что-то делать — воевать против него или идти вместес ним.

И сказали люди эти Лоту (имеются в виду два ангела): «Еще кто у тебя здесь? Зятя, сынов твоих и дочерей твоих, и все, кто у тебя в городе, выведи из этого места. Ибо мы уничтожаем место это, потому что велик вопль на них к Богу, и Бог послал нас уничтожить его. И было, когда вывели их вон, сказал один: спасайся ради жизни твоей и не оглядывайся назад».

Для чего все это было сыграно в человеке? Для того, чтобы человек увидел, что эти два свойства, два ангела, т. е. две силы, которые влекут его к Творцу, абсолютно противоположны всем его остальным свойствам, называемым горожане.

Вопрос: И поэтому сказано: «Не оборачивайся назад»?

В том числе. Я просто не могу сейчас все переводить на язык Каббалы: что значит обернуться, что значит зад и перед, в духовном нет ни времени, ни места, но человек должен от себя отрезать все отрицательные свойства, и то, что тут проявляется, но в чем проявляется? До тех пор пока Лот жил среди них, т. е. это было застывшее, готовое к возвышению свойство человека, но ему не хватало еще вот этих двух сил, которые сейчас к нему пришли, правой и левой, которые вытащили его вперед. Вроде бы положительные и отрицательные, но когда они пришли, сразу же остальные силы человека (этого свойства Лот) начали реагировать на них, как на правую, так и на левую. То есть человек сразу же увидел, что отрицательно в нем, а что положительно, по сравнению с этими силами. Закон один: пока Творец не проявится человеку, даже в подсознательном минимальном виде — а это может быть только с помощью учебы по определенным книгам и под руководством (как с помощью трех ангелов, которые пришли к Авраму, или двух ангелов, которые пришли к Лоту) — до тех пор в человеке не появится это свойство, он не сможет увидеть себя в свете Творца, выявить в себе отрицательные вещи, а даже выявив их, он не найдет в себе силы идти вперед. И тут нет никаких протекций, ничего не надо изобретать: есть четкая методика, и если ею пользоваться, человек пойдет вперед. И Тора нам говорит именно о том, как на каждой стадии это надо делать. «Точка» в сердце человека и есть Творец, который сидит в нас. То есть это и есть Лот, это и есть Аврам, на каждой стадии это та сила, которая нас тянет вперед. Тянет правая сторона, левая линия тащит назад. И это необходимо для того, чтобы выявить в человеке все силы, ведь в итоге Творец создал желание насладиться, эгоизм, Он больше не создал ничего. Нам не надо этот эгоизм истреблять, нам не надо его унижать, нам надо только изменить его использование. Так как сейчас я применяю его только для своей пользы, мне нужно увидеть, что, использовав его в альтруистическом режиме, выигрываю и я, и все остальные в миллиарды раз больше. Увидеть это можно только тогда, когда светит на нас Высший свет. Поэтому самое главное, с помощью учебы, работы над собой, особых занятий вызвать на себя излучение этого Высшего света. И не надо делать никаких прыжков выше головы, надо просто четко и аккуратно взять инструкцию в руки и ничего больше, шаг за шагом нам показывают практически, как должен идти человек.

И жил в пещере Лот и обе дочери его. И сказала старшая младшей: «Отец наш стар, и нет в стране мужчины, чтобы войти к нам по обычаю всей земли. Пойдем напоим отца нашего вином и ляжем с ним, и наживем себе потомство от отца нашего». И они напоили отца своего вином в ту же ночь; и пришла старшая, и легла с отцом своим; а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: «Вот я лежала вчера с отцом моим, напоим его вином и в эту ночь; и приди ты, ложись с ним, чтобы мы нажили себе потомство от отца нашего». И напоили они и в эту ночь отца своего вином; и встала младшая, и легла с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И зачали обе дочери Лота от отца своего.

Все, что происходит сегодня, происходило во все времена. Почему-то человеку кажется, что то, что было сто лет назад, было наивным, двести-триста лет назад — еще более наивным. Это он смотрит по себе, потому что он был наивным десять-двадцать лет назад. Во-первых, было все то, что есть, но дело в том, что не об этом нам рассказывают святые книги. Человек не может продвигаться с помощью своих старых желаний. Поэтому Лот должен был оставить свое прошлое желание: жена Лота должна была превратиться в соляной столб. Соль — это один из элементов пищи, который не портится. С помощью соли приносят жервы, с помощью соли делают кашрут - пригодную к употреблению пищу, в общем, это особое свойство малхут, та часть, которую не надо исправлять и нельзя исправлять, она только потом проявляется. С помощью нее можно исправлять что-то остальное, а она сама не нуждается и не подчиняется ничему, сама только замораживает, консервирует.

Лот остался без жены, дальше двигаться нельзя, т. е. Аврам прошел свой этап, Лот дальше двигаться не может. Каким образом он может идти дальше? Он может взять от своей жены, от того желания, которое у него есть. Полное желание жены своей он взять не может, чтобы идти вперед, оно эгоистическое. Лот — это альтруистическая часть, что в человеке, жена считается эгоистической частью человека. Он ее полностью взять не мог, она осталась, как застывший столб. Но он с ней сделал вместе новое желание, которое состоит уже из альтруистических и эгоистических свойств, называемое его две дочери — правая и левая линия, согласно тем двум ангелам, которые его посетили. То есть девять первых сфирот — его альтруистические желания — сейчас могут взять из его жены, из его прошлого эгоистического желания только то, с чем можно идти вперед. Ту часть эгоизма, с которой можно идти вперед, он сейчас берет через правую-левую свои линии и идет с ними вперед. Это значит, что поочередно спит с дочерьми. В Торе поэтому мы можем найти вроде бы такие грубые и очень извращенные рассказы. Дело в том, что надо понимать, что здесь говорится о внутренних свойствах человека. О том, можно ли такие вещи делать или нельзя, не об этом нам желает сказать Тора, и не в этом она желает продвинуть нас вперед. О том, чтобы красиво жить на земле, чтобы быть хорошими по отношению друг к другу — это не задача Торы. Тора хочет возвысить нас до уровня вечности и абсолютного совершенства, а не для того, чтобы мы друг другу красиво улыбались и не мешали жить. Тора не рассказывает нам о том, как построить счастливое человеческое общежитие на уровне нашего мира.

А Создатель вспомнил о Саре, как сказал; и сделал Создатель Саре, как говорил. Сара зачала и родила Авраму сына в старости его, к тому времени, о котором говорил Всесильный. И назвал Аврам сына своего, родившегося у него, которого родила ему Сара, именем Ицхак. И обрезал Аврам Ицхака, сына своего, на восьмой день, как повелел ему Всесильный. Ребенок вырос и был отнят от груди; и Аврам сделал большой пир в день отнятия Ицхака от груди. И увидела Сара, что сын Агари, египтянки, которого та родила от Авраама, насмехается. И сказала она Авраму: «Прогони служанку эту и сына ее, ибо не наследует сын этой служанки с сыном моим, с Ицхаком». И показалось это весьма прискорбно Авраму по поводу сына его. И сказал Всесильный Авраму: «Пусть не покажется это тебе прискорбным ради отрока твоего и служанки твоей; все, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее, ибо в Ицхаке наречется тебе род. Но и от сына служанки народ произведу Я, ибо он потомок твой».

После того, как Аврам исправил себя в виде Лота, дальше он достигает такого состояния, что может сделать первый духовный парцуф, самый маленький. То есть он может взять уже свое эгоистическое маленькое желание и сделать на него зивуг дэ-акаа, использовать его альтруистически. Это, рожденное в нем, первое альтруистическое истинное действие и называется Ицхак. Но это действие еще несовершенно, потому что построено на бывшем эгоизме, на левой линии и против этого действия есть клипа правой линии, называемая Ишмаэль. Аврам представляет собой правую линию, Ицхак — левую линию, Ишмаэль представляет собой нечистую силу, относящуюся к правой линии. То есть Аврам ближе чувствует по своей природе Ишмаэля. Ишмаэль является его неисправленными желаниями, клипой, поэтому он так мучается, прогоняя его. Аврам, Агарь, Ишмаэль — это правая линия, только Аврам — это уже исправленная правая линия, чистая, а желания, называемые Агарь и Ишмаэль можно будет исправить только в конце исправления, гмар тикун.

Вопрос: Почему клипа может быть ближе? Почему Авраму ближе клипа?

А это мои желания. Только часть из них я исправил, и я их могу использовать в нужном направлении, а часть не могу, но они во мне сидят. Что значит Аврам и Ишмаэль? Это те же желания, что и Аврам в человеке, только Аврам — это уже часть из этих общих желаний, которые я исправил, я могу ими пользоваться, я могу с их помощью идти к Творцу, а Агарь и Ишмаэль я еще не могу использовать, но они же мои. А что значит, что я их отошлю? Я на них должен сделать сокращение, т. е. цимцум, и сказать: я этим не пользуюсь никогда, до самого последнего момента, когда я буду абсолютно полностью исправлен, тогда мне поможет Творец, и может быть, я с этим что-то смогу сделать. То есть начиная с этого момента и дальше он полностью отсекает от себя клипу, нечистую силу правой линии. Но они у него остаются подспудно. Он все равно должен постоянно держать себя в напряжении и постоянно, на каждой ступени, говорить о том, что этими своими свойствами, этими своими желаниями я не пользуюсь — на каждой ступени, сколько бы он ни поднимался вперед, до конца исправления. Поэтому, когда он поднимется до конца исправления, у него будет 620 (по числу ступеней, по числу заповедей) отторжений этих желаний, и поэтому эти желания превращаются в абсолютно чистые. То есть в конце исправления все народы объединяются вместе. Что рождает Аврам? Что рождает в человеке это чувство, это желание, стремление к Творцу? Сейчас, поскольку он исправил себя под Лотом, он может родить первый раз духовное действие, в котором есть немножечко собственного эгоизма. И вот, рожденное духовное действие — вперед к Творцу, первый шаг к Создателю, который он делает сейчас (до этого все это были просто предварительные исправления его желаний) — называется Ицхак. И здесь следуют уже дальнейшие шаги, т. е. он делает особые исправления: он делает ему обрезание, празднует отъем его от груди. То есть есть ибур, еника, мохин. Духовный парцуф развивается так же, как и рожденный в нашем мире человек. Когда у человека появляется желание и возможность его исправить и идти вперед, то это желание он начинает потихонечку исправлять, и оно постепенно становится все более сильным, все более достойным того, чтобы с помощью него что-то сделать в духовном мире. Постепенный рост желаний до такого момента, когда с его помощью человек уже сможет совершить духовное действие, делится на несколько периодов. Первый период называется внутриутробным рождением — ибур (зародыш), и он проходит тоже девять месяцев внутриутробного развития — человек постепенно рождает антиэгоистический экран на свои желания. Потом это желание наконец-то рождается духовно, но оно еще очень маленькое, и он не может с его помощью действовать. Следует период вскармливания, когда он уже вроде бы существует, но еще не в той степени, чтобы самостоятельно действовать. Два года вскармливания — считается, что он получает свет, только не свет хохма, а ор хасадим — особый свет извне, как уже готовую пищу. Ему еще не надо ничего добывать, не надо ничего делать. Естественно, когда он проходит эти два года, так называемых две ступени, «шнатаим еника» — два года вскармливания, то после этого становится уже большим, но еще называется наар (подросток), но становится уже более самостоятельным. В этот момент празднуется рождение как бы уже человечка. Здесь уже видно отличие между новым свойством, которое приобрел себе Аврам, называемое Ицхаком, и тем свойством, которое у него есть еще сбоку, называемое Ишмаэль. Эти свойства абсолютно несопоставимы. Если он хочет идти вперед, то должен от своего свойства, называемого Ишмаэль, полностью избавиться. Что значит избавиться? Никогда его не применять до конца исправления (гмар тикун). Это свойство хорошее, но оно настолько эгоистическое, что ни на одной из ступеней подъема к Творцу он его не может исправить. Только на самой последней ступени, когда он исправит все свойства, называемые Исраэль, он сможет прибавить к себе свойство, называемое Ишмаэль и исправить его, и потом прибавить свойство, называемое Эйсав.

Вопрос : То есть он как бы поднимается и подтягивает к себе то, что оставил позади?

Ничего из того, что создал Творец, никуда не исчезает, все остается. Адам аРишон — первый человек — духовный наш прообраз, полностью проходит все периоды исправления, и все его желания становятся абсолютно тождественны желаниям Творца, т. е. полностью сравниваются с Творцом. Ведь в этом заключается цель творения.

«И было, после этих событий Всесильный испытал Авраама, и сказал ему: «Авраам! И он сказал: «Вот я! И Он сказал: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и пойди в страну Мориа, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой скажу тебе». И встал Авраам рано утром, оседлал осла своего и взял с собою двух отроков своих и сына своего, Ицхака, и наколол дров для жертвы всесожжения, и встал, и пошел на место, о котором сказал ему Всесильный. На третий день поднял Авраам глаза свои и увидел это место издали. И взял Авраам дрова для жертвы всесожжения и положил на Ицхака, сына своего, а в руку взял огонь и нож; и пошли оба вместе. И сказал Ицхак Аврааму, отцу своему, говоря: «Отец мой! ” И сказал тот: «Вот я, сын мой! И он сказал: «Вот огонь и дрова, где же ягненок, где жертва всесожжения? ” И сказал Авраам: «Всесильный усмотрит себе ягненка для жертвы всесожжения, сын мой». И пошли оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Всесильный; и построил там Авраам жертвенник, и разложил дрова, и связал Ицхака, сына своего, и положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы зарезать сына своего. Но ангел Создателя воззвал к нему с неба и сказал: «Авраам! » И он сказал: «Вот я». И сказал тот: «Не заноси руки твоей на отрока и не делай ему ничего, ибо узнал уже Я теперь, что ты боишься Всесильного, когда ты не щадил твоего сына, твоего единственного, ради Меня».

Вообще в истории было много таких случаев, когда отец убивает сына во имя какой-то своей идеи, именно среди больших правителей, больших людей. В отличие от Авраама, бедуина, мы говорим о внутреннем духовном свойстве, называемом Авраам.

Тут говорится о двух силах Авраам и Ицхак. И эти силы абсолютно противоположны друг другу. Потому что Авраам — это кав ямин, так называемая правая линия, которая построена только на желании духовного возвышения без всякого эгоизма, а левая линия — Ицхак, построена на эгоизме. Это сила, которая никоим образом не предназначена для того, чтобы сливаться с Творцом, для того чтобы соединиться с Творцом, чтобы стать подобной Творцу — она абсолютно во всем противоположна.

Ицхак родился от Авраама и Сары, от двух исправленных с правой стороны элементов творения, но он сам по себе, его внутреннее свойство, абсолютно эгоистично. Каким образом Авраам — правая линия в человеке может исправить эту левую линию для того, чтобы идти вперед и дальше? Только готовностью поступиться полностью левой линией, сделать цимцум (сокращение), не применять совершенно никаких эгоистических желаний. Это называется убить Ицхака и идти вперед только своим путем, путем Авраама.

Если движение вперед ставит условием полный отказ от эгоизма, это и есть место, где человеку указывается, что он должен сделать. Он берет нож для того, чтобы отсечь это, при том Сара (это его свойство, его малхут в этом состоянии), естественно, против и не знает. В «Зоар» все это объяснено очень подробно, это то, что мы изучаем в Каббале и намного больше и лучше. В принципе мы и рассказываем сейчас о методике усвоения духовного, только говорим об этом теоретически, а не хватает нам практических занятий.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.