Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





По­во­ра­чи­вая ко­ле­со Дхар­мы



Гла­ва 22

По­во­ра­чи­вая ко­ле­со Дхар­мы

Ас­сад­жи прак­ти­ко­вал путь ас­ке­зы в Олень­ем пар­ке. Од­на­ж­ды, за­кон­чив ме­ди­та­цию, он за­ме­тил вда­ли мо­на­ха, на­прав­ляв­ше­го­ся в его сто­ро­ну. Ко­гда не­зна­ко­мец по­до­шел по­бли­же, Ас­сад­жи уз­нал в нем Сидд­харт­ху и со­об­щил об этом сво­им че­ты­рем друзь­ям.

Бхад­дийя ска­зал:

— Сидд­харт­ха ос­та­вил путь. Он ел рис, пил мо­ло­ко и об­щал­ся с де­ре­вен­ски­ми деть­ми. Он по­ме­ша­ет нам. Мы не долж­ны да­же здо­ро­вать­ся с ним. И пять дру­зей до­го­во­ри­лись не встре­чать Сидд­харт­ху у во­рот пар­ка. Они так­же ре­ши­ли не вста­вать и не при­вет­ст­во­вать его, ес­ли он сам вой­дет в Оле­ний парк. Но все про­изош­ло по-ино­му.

Ко­гда Сидд­харт­ха во­шел в во­ро­та, пять то­ва­ри­щей-ас­ке­тов бы­ли так по­ра­же­ны его сияю­щим ви­дом, что од­но­вре­мен­но под­ня­лись на но­ги. Ка­за­лось, Сидд­харт­ху ок­ру­жа­ет ау­ра све­та. Ка­ж­дый его шаг го­во­рил о ред­кой ду­хов­ной си­ле. Его про­ник­но­вен­ный взор унич­то­жил их на­ме­ре­ние. Кон­дан­на под­бе­жал к не­му и взял ча­шу для по­дая­ний. Ма­ха­на­ма при­нес во­ды, что­бы Сидд­харт­ха смог вы­мыть ру­ки и но­ги. Бхад­дийя по­ста­вил для не­го си­де­нье, что­бы он мог сесть. Вап­па сде­лал ве­ер из паль­мо­вых ли­сть­ев и стал об­ма­хи­вать его. Ас­сад­жи сто­ял ря­дом, не зная, что де­лать.

По­сле то­го как Сидд­харт­ха вы­мыл ру­ки и но­ги, Ас­сад­жи со­об­ра­зил, что мо­жет на­пол­нить ча­шу све­жей во­дой и под­нес­ти ему. Пять то­ва­ри­щей рас­се­лись во­круг Сидд­харт­хи. Он дру­же­люб­но по­смот­рел на них и про­из­нес:

— Бра­тья мои, я на­шел Путь и по­ка­жу его вам.

Ас­сад­жи ве­рил его сло­вам, но еще со­мне­вал­ся. На­вер­ное, ос­таль­ные чув­ст­во­ва­ли то же са­мое, так как дол­гое вре­мя ни­кто не пы­тал­ся за­го­во­рить. За­тем Кон­дан­на на­ру­шил мол­ча­ние:

— Гау­та­ма! Ты ос­та­вил путь. Ты ел рис, пил мо­ло­ко, про­во­дил вре­мя с де­ре­вен­ски­ми деть­ми. Как же ты мог най­ти путь к ос­во­бо­ж­де­нию?

Сидд­харт­ха по­смот­рел Кон­дан­не в гла­за и спро­сил:

— Друг мой Кон­дан­на, ты зна­ешь ме­ня уже дав­но. За все это вре­мя лгал ли я те­бе ко­гда-ни­будь?

Кон­дан­на при­знал­ся, что нет.

— В са­мом де­ле, Сидд­харт­ха, я ни­ко­гда не слы­шал от те­бя ни­че­го, кро­ме прав­ды.

Буд­да про­из­нес:

— То­гда слу­шай­те, по­жа­луй­ста, мои дру­зья. Я на­шел Ве­ли­кий Путь и по­ка­жу его вам. Вы пер­вы­ми ус­лы­ши­те мое Уче­ние. Эта Дхар­ма не яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том раз­мыш­ле­ний. Это плод не­по­сред­ст­вен­но­го опы­та. Слу­шай­те же спо­кой­но с пол­ным осоз­на­ва­ни­ем.

В го­ло­се Буд­ды бы­ла та­кая си­ла, что ас­ке­ты, со­еди­нив ла­до­ни, не от­ры­ва­ясь, смот­ре­ли на не­го. Кон­дан­на ска­зал за всех:

— По­жа­луй­ста, друг Гау­та­ма, про­яви со­стра­да­ние и нау­чи нас Пу­ти.

Буд­да на­чал:

— Бра­тья мои, есть две край­но­сти, ко­то­рых сле­ду­ет из­бе­гать на сво­ем пу­ти. Од­на — по­гру­зить­ся в чув­ст­вен­ные удо­воль­ст­вия, а дру­гая — под­вер­гать се­бя су­ро­вой ас­ке­зе, ко­то­рая ли­ша­ет те­ло все­го не­об­хо­ди­мо­го. Обе эти край­но­сти ве­дут к по­ра­же­нию. Путь, что я от­крыл, — это Сре­дин­ный Путь, он из­бе­га­ет обе­их край­но­стей и спо­со­бен при­вес­ти к по­ни­ма­нию, ос­во­бо­ж­де­нию и ми­ру. Это Бла­го­род­ный Вось­ме­рич­ный Путь пра­виль­но­го по­ни­ма­ния, пра­виль­ных мыс­лей, пра­виль­ной ре­чи, пра­виль­ных дей­ст­вий, пра­виль­но­го об­раза жиз­ни, пра­виль­ных уси­лий, пра­виль­но­го стрем­ле­ния и пра­виль­ной кон­цен­тра­ции. Я сле­до­вал это­му Бла­го­род­но­му Вось­ме­рич­но­му Пу­ти, и мне уда­лось до­бить­ся по­ни­ма­ния, ос­во­бо­ж­де­ния и ми­ра.

— Бра­тья, по­че­му я на­зы­ваю этот путь Пра­виль­ным Пу­тем? Я де­лаю так, по­то­му что он не из­бе­га­ет или не от­ри­ца­ет стра­да­ния, но по­зво­ля­ет, встре­ча­ясь со стра­да­ни­ем, пре­одо­леть его. Бла­го­род­ный Вось­ме­рич­ный Путь — это путь осоз­нан­ной жиз­ни. Осоз­на­ние — его ос­но­ва. Прак­ти­куя ее, вы мо­же­те раз­вить кон­цен­тра­цию, ко­то­рая при­ве­дет к По­ни­ма­нию. Бла­го­да­ря пра­виль­ной кон­цен­тра­ции, вы най­де­те пра­виль­ное стрем­ле­ние, пра­виль­ные мыс­ли, ре­чи, дей­ст­вия, об­раз жиз­ни и уси­лия. Раз­ви­тое По­ни­ма­ние мо­жет ос­во­бо­дить вас от лю­бых оков стра­да­ний и даст жизнь ис­тин­но­му ми­ру и ра­до­сти.

— Бра­тья, есть че­ты­ре ис­ти­ны: су­ще­ст­во­ва­ние стра­да­ния, при­чи­на стра­да­ния, пре­кра­ще­ние стра­да­ния и путь, ве­ду­щий к пре­кра­ще­нию стра­да­ния. Я на­зы­ваю их Че­тырь­мя Бла­го­род­ны­ми Ис­ти­на­ми. Пер­вая — это су­ще­ст­во­ва­ние стра­да­ния. Ро­ж­де­ние, ста­рость, бо­лез­ни и смерть есть стра­да­ния. Пе­чаль, гнев, за­висть, за­бо­ты, страх, бес­по­кой­ст­во и от­чая­ние есть стра­да­ния. Раз­лу­ка с лю­би­мы­ми есть стра­да­ние. Встре­чи с те­ми, ко­го не­на­ви­дишь, есть стра­да­ние. Же­ла­ние, вле­че­ние и при­вя­зан­ность к пя­ти по­то­кам есть стра­да­ние.

— Бра­тья, вто­рая ис­ти­на — это при­чи­на стра­да­ния. Из-за не­ве­же­ст­ва лю­ди не мо­гут ви­деть ис­ти­ну и ох­ва­че­ны пла­ме­нем же­ла­ний, гне­ва, за­вис­ти, го­ря, тре­во­ги, стра­ха и от­чая­ния.

— Бра­тья, тре­тья ис­ти­на — это пре­кра­ще­ние стра­да­ния. По­ни­ма­ние прав­ды жиз­ни ве­дет к пре­кра­ще­нию лю­бо­го го­ря и пе­ча­ли и по­зво­ля­ет раз­вить­ся ми­ру и ра­до­сти.

— Бра­тья, чет­вер­тая ис­ти­на — это путь, ко­то­рый ве­дет к пре­кра­ще­нию стра­да­ния. И это — Бла­го­род­ный Вось­ме­рич­ный Путь, ко­то­рый я толь­ко что объ­яс­нил. Бла­го­род­ный Вось­ме­рич­ный Путь вы­рас­та­ет из осоз­нан­ной жиз­ни. Осоз­на­ние ве­дет к кон­цен­тра­ции и по­ни­ма­нию, ко­то­рые ос­во­бо­ж­да­ют вас от бо­ли и пе­ча­ли и ве­дут к ми­ру и ра­до­сти. Я по­ве­ду вас к во­пло­ще­нию это­го пу­ти.

В то вре­мя, ко­гда Сидд­харт­ха объ­яс­нял Че­ты­ре Бла­го­род­ные Ис­ти­ны, Кон­дан­на не­ожи­дан­но по­чув­ст­во­вал ве­ли­кий свет, свер­каю­щий в его серд­це. Он ощу­тил ос­во­бо­ж­де­ние, ко­то­рое ис­кал так дол­го. Его ли­цо за­сия­ло ра­до­стью. Буд­да за­ме­тил это и вскри­чал:

— Кон­дан­на! Ты дос­тиг его! Ты дос­тиг его!

Кон­дан­на сло­жил ла­до­ни и по­кло­нил­ся Буд­де. С глу­бо­чай­шим ува­же­ни­ем он про­из­нес:

— Дос­точ­ти­мый Гау­та­ма, при­ми ме­ня, по­жа­луй­ста, в уче­ни­ки. Я знаю, что под тво­им ру­ко­во­дством, я дос­тиг­ну Ве­ли­ко­го Про­бу­ж­де­ния.

Чет­ве­ро дру­гих мо­на­хов так­же глу­бо­ко по­кло­ни­лись Буд­де, со­еди­ни­ли ла­до­ни и по­про­си­ли при­нять их в уче­ни­ки. Буд­да под­нял сво­их дру­зей. По­сле то­го как они вновь за­ня­ли свои мес­та, он ска­зал:

— Бра­тья! Де­ти де­рев­ни Уру­ве­ла да­ли мне имя Буд­да. Вы то­же, ес­ли хо­ти­те, мо­же­те на­зы­вать ме­ня так.

Кон­дан­на спро­сил:

— “Буд­да” оз­на­ча­ет “тот, кто про­бу­дил­ся”, не так ли?

— Пра­виль­но. Они на­зва­ли путь, ко­то­рый я об­на­ру­жил “Пу­тем Про­бу­ж­де­ния”. Что вы ду­мае­те об этом на­зва­нии?

— “Тот, кто про­бу­дил­ся”! “Путь Про­бу­ж­де­ния”! За­ме­ча­тель­но! За­ме­ча­тель­но! Эти име­на пра­виль­ны, хо­тя и про­сты. Мы бу­дем с ра­до­стью звать те­бя Буд­дой и путь, от­кры­тый то­бою, Пу­тем Про­бу­ж­де­ния. Как ты толь­ко что ска­зал, жить ка­ж­дый день осоз­нан­но — это ос­но­ва ду­хов­ной прак­ти­ки.

 Пя­те­ро мо­на­хов еди­но­душ­но ре­ши­ли счи­тать Гау­та­му сво­им учи­те­лем и на­зы­вать его от­ны­не Буд­дой.

Буд­да улыб­нул­ся им.

— По­жа­луй­ста, бра­тья, прак­ти­куй­те с от­кры­тым к по­зна­нию ду­хом, и че­рез три ме­ся­ца вы ощу­ти­те пло­ды ос­во­бо­ж­де­ния.

Буд­да ос­тал­ся в Иси­па­та­не. Сле­дуя его уче­нию, дру­зья пре­кра­ти­ли прак­ти­ку ас­ке­зы. Ка­ж­дый день трое мо­на­хов от­прав­ля­лись со­би­рать по­дая­ние и, воз­вра­тив­шись, де­ли­ли ее с ос­таль­ны­ми. Буд­да уде­лял вни­ма­ние ка­ж­до­му мо­на­ху, по­мо­гая в про­дви­же­нии по Пу­ти.

Буд­да го­во­рил о не­по­сто­ян­ной при­ро­де всех ве­щей и от­сут­ст­вии от­дель­ной са­мо­сти. Он учил их смот­реть на пять по­то­ков, как на по­сто­ян­но те­ку­щие ре­ки, ко­то­рые не со­дер­жат ни­че­го, что мог­ло бы быть на­зва­но по­сто­ян­ным или от­дель­ным. Пять по­то­ков бы­ли те­лом, чув­ст­ва­ми, ощу­ще­ния­ми, по­ро­ж­де­ния­ми ума и соз­на­ни­ем. Ме­ди­ти­руя на пять по­то­ков, они уви­де­ли близ­кие и уди­ви­тель­ные свя­зи ме­ж­ду са­ми­ми со­бой и всей все­лен­ной.

Усер­дие при­ве­ло их к об­ре­те­нию Пу­ти. Пер­вым дос­тиг Про­бу­ж­де­ния Кон­дан­на, че­рез два ме­ся­ца его дос­тиг­ли Вап­па и Бхад­дийя. Вско­ре по­сле них Ма­ха­на­ма и Ас­сад­жи то­же дос­тиг­ли Ар­хат­ст­ва.

С ве­ли­кой ра­до­стью Буд­да ска­зал им:

 

— Те­перь у нас на­стоя­щая об­щи­на, ко­то­рую мы бу­дем на­зы­вать санг­хой. Санг­ха — это об­щи­на тех, кто жи­вет в гар­мо­нии и осоз­нан­но. Мы по­всю­ду бу­дем се­ять се­ме­на про­бу­ж­де­ния.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.