Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва 20. Ло­то­со­вый пруд



Гла­ва 20

Олень

Ка­ж­дый день Буд­да ку­пал­ся в ре­ке Не­ранд­жа­ра. Он со­вер­шал ме­ди­та­ции во вре­мя про­гу­лок по бе­ре­гам ре­ки и по ма­лень­ким лес­ным тро­пин­кам. Он си­дел в ме­ди­та­ции на бе­ре­гу ре­ки, ка­тя­щей свои во­ды, или под де­ре­вом бод­хи, в вет­вях ко­то­ро­го пор­ха­ли сот­ни птиц. Он осу­ще­ст­вил свою клят­ву. Он знал, что дол­жен вер­нуть­ся в Ка­пи­ла­ватт­ху, где очень мно­гие ожи­да­ли но­во­стей о его по­ис­ках. Он вспом­нил так­же ко­ро­ля Бим­би­са­ру из го­ро­да Рад­жа­га­ха. Он чув­ст­во­вал осо­бое ду­хов­ное род­ст­во с мо­ло­дым ко­ро­лем и хо­тел сно­ва по­се­тить его. Кро­ме то­го, бы­ли и пять его быв­ших то­ва­ри­щей. Он знал, что ка­ж­дый из них мог бы­ст­ро дос­тичь ос­во­бо­ж­де­ния, и хо­тел их най­ти. Без вся­ко­го со­мне­ния они все еще жи­ли где-то по­бли­зо­сти.

Ре­ка, не­бо, лу­на и звез­ды, го­ры, ле­са, ка­ж­дая тра­вин­ка и ка­ж­дая пы­лин­ка пре­об­ра­зи­лись для Буд­ды. Он знал, что дол­гие го­ды, ко­то­рые он про­вел в по­ис­ках пу­ти, не про­па­ли на­прас­но. И в са­мом де­ле, бла­го­да­ря всем ис­пы­та­ни­ям и ли­ше­ни­ям он на­ко­нец на­шел Путь в сво­ем соб­ст­вен­ном серд­це. Ка­ж­дое жи­вое су­ще­ст­во рас­по­ла­га­ло серд­цем для про­свет­ле­ния. Се­ме­на про­свет­ле­ния су­ще­ст­во­ва­ли в ка­ж­дом. Жи­вым су­ще­ст­вам не нуж­но бы­ло ис­кать про­свет­ле­ния вне се­бя, по­то­му что вся муд­рость и си­ла все­лен­ной уже при­сут­ст­во­ва­ла в них са­мих. Это бы­ло ве­ли­ким от­кры­ти­ем Буд­ды и при­чи­ной все­об­щей ра­до­сти.

Де­ти час­то при­хо­ди­ли на­вес­тить его. Буд­да с ра­до­стью за­ме­чал, что путь к ос­во­бо­ж­де­нию мож­но объ­яс­нить про­сто и ес­те­ст­вен­но. Да­же бед­ные де­ре­вен­ские де­ти, ко­то­рые ни­ко­гда не по­се­ща­ли шко­лу, мог­ли по­нять его уче­ние. Это обод­ря­ло его.

Од­на­ж­ды де­ти при­шли с кор­зи­ной ман­да­ри­нов. Они хо­те­ли есть ман­да­ри­ны с осоз­на­ни­ем, что­бы по­уп­раж­нять­ся в са­мом пер­вом уро­ке, ко­то­рый Буд­да дал им. Суд­жа­та гра­ци­оз­но по­кло­ни­лась Буд­де и по­ста­ви­ла кор­зи­ну пе­ред ним. Он со­еди­нил ла­до­ни в фор­ме бу­то­на ло­то­са и за­тем взял ман­да­рин. Суд­жа­та по­да­ла кор­зи­ну Сва­сти, си­дя­ще­му ря­дом с Буд­дой. Он так­же со­еди­нил ла­до­ни и взял ман­да­рин. Суд­жа­та пред­ло­жи­ла кор­зи­ну всем де­тям, и ка­ж­дый по­лу­чил ман­да­рин. Она се­ла и так­же сло­жи­ла ла­до­ни пе­ред тем, как взять ман­да­рин се­бе. Де­ти си­де­ли ти­хо. Буд­да пред­ло­жил им сле­дить за ды­ха­ни­ем и улыб­нул­ся. За­тем он под­нял ман­да­рин ле­вой ру­кой и вни­ма­тель­но по­смот­рел на не­го. Де­ти по­сле­до­ва­ли его при­ме­ру. Он мед­лен­но на­чал очи­щать свой ман­да­рин, и де­ти на­ча­ли де­лать то­же со свои­ми ман­да­ри­на­ми. Учи­тель и уче­ни­ки в мол­ча­ли­вой со­сре­до­то­чен­но­сти на­сла­ж­да­лись вку­сом ман­да­ри­нов. Ко­гда все за­кон­чи­ли, Ба­ла со­бра­ла очи­ст­ки. Де­тям бы­ло очень при­ят­но осоз­нан­но есть ман­да­ри­ны вме­сте с Буд­дой, а Буд­де дос­тав­ля­ло боль­шое удо­воль­ст­вие де­лить­ся с ни­ми прак­ти­кой.

Де­ти на­ве­ща­ли Буд­ду в пол­день. Он по­ка­зы­вал им, как спо­кой­но си­деть и сле­дить за ды­ха­ни­ем, что­бы ус­по­каи­вать ра­зум, ко­гда чув­ст­ву­ешь пе­чаль или гнев. Он обу­чал их ме­ди­та­ции во вре­мя ходь­бы для ос­ве­же­ния ра­зу­ма и те­ла. Он учил их вни­ма­тель­но­му на­блю­де­нию за свои­ми дей­ст­вия­ми и за дру­ги­ми людь­ми. Де­ти хо­ро­шо по­ни­ма­ли все, че­му он учил их.

Нан­да­ба­ла и Суд­жа­та про­ве­ли це­лый день за шить­ем но­во­го пла­тья для Буд­ды. Оно бы­ло кир­пич­но­го цве­та, та­ко­го же, как и ста­рое его пла­тье. Ко­гда Суд­жа­та уз­на­ла, что он дол­жен был взять по­хо­рон­ный са­ван, по­кры­вав­ший те­ло их быв­шей слу­жан­ки, Рад­хи, умер­шей от ти­фа, она чуть бы­ло не рас­пла­ка­лась.

Буд­да си­дел под де­ре­вом бод­хи, ко­гда две де­воч­ки при­шли по­да­рить ему но­вое пла­тье. Они ти­хо жда­ли, ко­гда он за­кон­чит ме­ди­та­цию. Он очень об­ра­до­вал­ся, ко­гда ему пре­под­нес­ли этот по­да­рок.

— Мне бы­ло нуж­но это пла­тье, — про­мол­вил он. Он ска­зал им, что со­хра­нит и ста­рое пла­тье, что­бы наде­вать его, ко­гда бу­дет сти­рать но­вое. Нан­да­ба­ла и Суд­жа­та до­го­во­ри­лись сшить ему еще од­но.

Од­на­ж­ды две­на­дца­ти­лет­няя под­ру­га Суд­жа­ты, Ба­ла­гуп­та, по­про­си­ла Буд­ду рас­ска­зать им о друж­бе. Как раз на­ка­ну­не Ба­ла­гуп­та по­ссо­ри­лась со сво­ей луч­шей под­ру­гой Джа­ти­ли­кой. Она да­же не хо­те­ла за­хо­дить к Джа­ти­ли­ке по до­ро­ге к Буд­де и сде­ла­ла это толь­ко по на­стоя­нию Суд­жа­ты. Джа­ти­ли­ка со­гла­си­лась при­сое­ди­нить­ся к ним толь­ко по­то­му, что там бы­ла Суд­жа­та. Ко­гда де­воч­ки при­шли к де­ре­ву бод­хи, Ба­ла­гуп­та и Джа­ти­ли­ка се­ли от­дель­но друг от дру­га.

Буд­да рас­ска­зал де­тям о друж­бе оле­ня, пти­цы и че­ре­па­хи. Он ска­зал им, что эта ис­то­рия про­изош­ла не­сколь­ко ты­сяч лет на­зад, ко­гда в сво­ей про­шлой жиз­ни он был оле­нем. Де­ти уди­ви­лись, но он объ­яс­нил:

— В преж­них жиз­нях все мы бы­ли зем­лей, кам­ня­ми, ро­сой, вет­ром, во­дой и ог­нем. Мы бы­ли мхом, тра­вой, де­ревь­я­ми, на­се­ко­мы­ми, ры­ба­ми, че­ре­па­ха­ми, пти­ца­ми и жи­вот­ны­ми. Я яс­но ви­дел это в мо­их ме­ди­та­ци­ях. Так, в од­ной из жиз­ней, я был оле­нем. Это впол­не обыч­ная вещь. Я мо­гу при­пом­нить и жизнь, в ко­то­рой я был зуб­ча­той ска­лой на вер­ши­не го­ры, и дру­гую жизнь, ко­гда я был сли­во­вым де­ре­вом. То же са­мое мож­но ска­зать и обо всех вас. В ис­то­рии, ко­то­рую я хо­чу вам рас­ска­зать, речь идет об оле­не, пти­це, че­ре­па­хе и охот­ни­ке. Мо­жет быть, кто-то из вас был этой пти­цей, а дру­гой — че­ре­па­хой.

— Все мы су­ще­ст­во­ва­ли и в те вре­ме­на, ко­гда на Зем­ле еще не бы­ло ни лю­дей, ни да­же птиц или зве­рей. На зем­ле бы­ли толь­ко де­ре­вья и дру­гая рас­ти­тель­ность, а в мо­рях — во­до­рос­ли. В те вре­ме­на мы мог­ли быть кам­ня­ми, ро­сой или рас­те­ния­ми. По­том мы про­жи­ли жизнь как пти­цы, как раз­ные ви­ды жи­вот­ных и, на­ко­нец, как лю­ди. Но и сей­час мы боль­ше, чем про­сто лю­ди. Мы и ри­со­вые по­ля, и ман­да­ри­ны, и ре­ки, и воз­дух, по­то­му что без этих ве­щей мы не мог­ли бы су­ще­ст­во­вать. Ко­гда вы, де­ти, смот­ри­те на ри­со­вые ро­ст­ки, ко­ко­со­вые оре­хи, ман­да­ри­ны, во­ду, пом­ни­те, что в этой жиз­ни вы за­ви­си­те в сво­ем су­ще­ст­во­ва­нии от мно­гих дру­гих су­ществ. Дру­гие су­ще­ст­ва яв­ля­ют­ся ча­стью вас са­мих. Ес­ли вы уви­ди­те это, вы при­де­те к на­стоя­ще­му по­ни­ма­нию и люб­ви.

— Хо­тя ис­то­рия, ко­то­рую я хо­чу вам рас­ска­зать, про­изош­ла не­сколь­ко ты­сяч лет на­зад, она спо­кой­но мо­жет про­изой­ти и сей­час. Слу­шай­те вни­ма­тель­но и смот­ри­те, есть ли у вас что-ли­бо об­щее со зве­ря­ми из этой ис­то­рии.

Буд­да на­чал свой рас­сказ. Он был оле­нем, жив­шим в ле­су, где на­хо­ди­лось чис­тое озе­ро, из ко­то­ро­го олень лю­бил пить во­ду. В озе­ре жи­ла че­ре­па­ха, а в вет­вях ивы, рас­ту­щей на бе­ре­гу, жи­ла со­ро­ка. Олень, Че­ре­па­ха и Со­ро­ка бы­ли очень хо­ро­ши­ми друзь­я­ми. Од­на­ж­ды охот­ник об­на­ру­жил на краю озе­ра ста­рые сле­ды оле­ня. Он по­ста­вил там кап­кан, сде­лан­ный из проч­ных ка­на­тов, и вер­нул­ся в свою хи­жи­ну на ок­раи­не ле­са.

Олень при­шел на во­до­пой и по­пал в кап­кан. Его кри­ки ус­лы­ша­ли Че­ре­па­ха и Со­ро­ка. Че­ре­па­ха вы­гля­ну­ла из во­ды, а Со­ро­ка сле­те­ла вниз из сво­его гнез­да. Они ста­ли об­су­ж­дать, как ос­во­бо­дить дру­га. Со­ро­ка ска­за­ла:

— Се­ст­ри­ца Че­ре­па­ха, у те­бя креп­кие и силь­ные че­лю­сти. Ты мо­жешь пе­ре­грызть и пе­ре­ку­сить эти ве­рев­ки. А я от­вле­ку охот­ни­ка, что­бы он не при­шел сю­да.

И она уле­те­ла.

Че­ре­па­ха при­ня­лась грызть ве­рев­ки, из ко­то­рых был сде­лан кап­кан. Со­ро­ка по­ле­те­ла к хи­жи­не охот­ни­ка и, ожи­дая его, про­си­де­ла всю ночь на вет­ке де­ре­ва ман­го, рос­ше­го пе­ред две­рью. Ко­гда за­нял­ся день, охот­ник взял боль­шой нож и вы­шел из хи­жи­ны. Со­ро­ка уви­де­ла его и бро­си­лась охот­ни­ку пря­мо в ли­цо. Оше­лом­лен­ный уда­ром, охот­ник от­сту­пил об­рат­но в хи­жи­ну. Он опять лег на кро­вать, что­бы при­йти в се­бя. Че­рез не­ко­то­рое вре­мя он встал и, по­мед­лив мгно­ве­ние, все еще сжи­мая нож, вы­шел че­рез зад­нюю дверь хи­жи­ны. Но ум­ная Со­ро­ка опе­ре­ди­ла его. Она уже жда­ла по­за­ди до­ма, си­дя на вет­ке хлеб­но­го де­ре­ва. Сно­ва бро­си­лась она на не­го и силь­но уда­ри­ла в ли­цо. Два­ж­ды по­лу­чив та­кой удар, охот­ник вер­нул­ся в хи­жи­ну об­ду­мать все, что с ним про­изош­ло. Он ре­шил, что се­го­дня, на­вер­ное, не­сча­ст­ли­вый день и луч­ше бу­дет ос­тать­ся до­ма до зав­тра.

На сле­дую­щее ут­ро он встал ра­но. Он взял боль­шой нож и, при­кры­вая ли­цо шап­кой, вы­шел из до­ма. Уви­дев, что она не мо­жет боль­ше ата­ко­вать охот­ни­ка, Со­ро­ка по­ле­те­ла в лес, что­бы пре­ду­пре­дить дру­зей.

— Охот­ник на­прав­ля­ет­ся сю­да!

Че­ре­па­ха уже на­ча­ла пе­ре­гры­зать по­след­нюю ве­рев­ку. Но по­след­ний ка­нат был как сталь­ной. В те­че­ние двух но­чей и од­но­го дня она не­пре­рыв­но пе­ре­ти­ра­ла ка­на­ты. Ее рот был обод­ран и кро­во­то­чил. Но она не ос­та­нав­ли­ва­лась. В этот мо­мент поя­вил­ся охот­ник. Ис­пу­гав­шись, Олень силь­но рва­нул­ся, и по­след­ний ка­нат обор­вал­ся. Олень был сво­бо­ден! Он пом­чал­ся в лес. Со­ро­ка взле­те­ла вы­со­ко на иву. Но Че­ре­па­ха бы­ла так из­мо­та­на, что не мог­ла дви­гать­ся. Охот­ник ра­зо­злил­ся,
уви­дев, что олень убе­жал. Он по­доб­рал че­ре­па­ху и су­нул ее в ко­жа­ный ме­шок, ко­то­рый по­ве­сил на вет­ку ивы. По­том он по­шел ис­кать оле­ня.

Олень сто­ял, скры­ва­ясь за кус­та­ми, и ви­дел, в ка­кое тя­же­лое по­ло­же­ние по­па­ла Че­ре­па­ха. “Мои дру­зья рис­ко­ва­ли свои­ми жиз­ня­ми ра­ди ме­ня, — по­ду­мал он, — те­перь при­шло вре­мя мне сде­лать то же са­мое для них”. Олень вы­бе­жал на от­кры­тое ме­сто пе­ред охот­ни­ком. Он при­тво­рил­ся очень ус­тав­шим и мед­лен­но по­плел­ся по тро­пин­ке.

Охот­ник по­ду­мал: “Олень со­всем вы­бил­ся из сил. Я под­кра­дусь к не­му и убью его но­жом”.

Охот­ник пре­сле­до­вал Оле­ня, за­хо­дя все глуб­же и глуб­же в лес. Олень ста­рал­ся дер­жать­ся на не­до­ся­гае­мом для охот­ни­ка рас­стоя­нии. Ко­гда они бы­ли уже да­ле­ко от озе­ра, Олень вне­зап­но пус­тил­ся бе­жать и бы­ст­ро скрыл­ся из ви­ду. По сво­им сле­дам он вер­нул­ся к озе­ру. Ро­га­ми он снял сум­ку с вет­ки и вы­пус­тил Че­ре­па­ху на­ру­жу. Со­ро­ка при­сое­ди­ни­лась к сво­им друзь­ям.

— Вы оба спас­ли ме­ня се­го­дня от вер­ной смер­ти! — ска­зал Олень. — Я бо­юсь, что охот­ник мо­жет ско­ро вер­нуть­ся сю­да. Со­ро­ка, ле­ти в лес, в безо­пас­ное ме­сто. Се­ст­ра Че­ре­па­ха, по­гру­жай­ся в во­ду. А я убе­гу в лес.

Охот­ник вер­нул­ся к озе­ру и об­на­ру­жил, что его ко­жа­ная сум­ка ле­жит на зем­ле и пус­та. Раз­до­са­до­ван­ный, он по­доб­рал ее и от­пра­вил­ся до­мой, все еще сжи­мая нож.

Де­ти слу­ша­ли ис­то­рию Буд­ды с ши­ро­ко рас­кры­ты­ми гла­за­ми. Ко­гда Буд­да опи­сы­вал, как кро­во­то­чи­ли че­лю­сти Че­ре­па­хи, Ру­пак и Суб­аш ед­ва не за­пла­ка­ли. Буд­да спро­сил:

— Дав­ным-дав­но я был Оле­нем. Мо­жет быть, кто-то из вас был Че­ре­па­хой?

Чет­ве­ро де­тей, вклю­чая Суд­жа­ту, под­ня­ли ру­ку.

Буд­да спро­сил:

— А кто из вас был Со­ро­кой?

Ру­ки под­ня­ли Сва­сти, Джа­ти­ли­ка и Ба­ла­гуп­та.

Суд­жа­та по­смот­ре­ла на Джа­ти­ли­ку, по­том на Ба­ла­гуп­ту.

— Ес­ли вы обе бы­ли Со­ро­кой, зна­чит, вы бы­ли од­ним су­ще­ст­вом. Раз­ве хо­ро­шо Со­ро­ке злить­ся на Со­ро­ку? Раз­ве не мо­жет быть на­ша друж­ба та­кой же креп­кой, как у Оле­ня, Че­ре­па­хи и Со­ро­ки?

Ба­ла­гуп­та вста­ла и по­до­шла к Джа­ти­ли­ке. Она взя­ла ее за ру­ку. Джа­ти­ли­ка при­тя­ну­ла Ба­ла­гуп­ту к се­бе и по­до­дви­ну­лась, да­вая ей ме­сто.

Буд­да улыб­нул­ся.

— Вы, де­ти, пра­виль­но по­ня­ли эту ис­то­рию. Пом­ни­те, что ис­то­рии, по­хо­жие на ту, что я толь­ко что рас­ска­зал, про­ис­хо­дят все вре­мя в на­шей на­стоя­щей жиз­ни.


Гла­ва 21

Ло­то­со­вый пруд

По­сле то­го как де­ти вер­ну­лись до­мой, Буд­да со­вер­шил ме­ди­та­цию во вре­мя ходь­бы. Он при­под­нял оде­ж­ду, пе­ре­хо­дя вброд че­рез ре­ку, и по­шел по тро­пин­ке ме­ж­ду дву­мя ри­со­вы­ми по­ля­ми к ло­то­со­во­му пру­ду, ко­то­рый он очень лю­бил. Там он сел на зем­лю и стал со­зер­цать пре­крас­ные ло­то­сы. Смот­ря на стеб­ли, ли­стья и цве­ты ло­то­са, он ду­мал о раз­лич­ных ста­ди­ях его рос­та. Кор­ни на­хо­ди­лись в поч­ве. Не­ко­то­рые стеб­ли не вы­рас­та­ли вы­ше по­верх­но­сти во­ды, дру­гие, ед­ва поя­вив­шись, вы­бра­сы­ва­ли все еще скру­чен­ные ли­стья. Сре­ди них бы­ли и со­всем за­кры­тые бу­то­ны ло­то­са, и толь­ко на­чав­шие рас­пус­кать­ся, и цве­ты в пол­ном цве­те­нии. Здесь же бы­ли и пус­тые се­мен­ные кор­зин­ки, из ко­то­рых вы­па­ли все се­ме­на. Здесь бы­ли бе­лые ло­то­сы, го­лу­бые, ро­зо­вые. Буд­да по­ду­мал, что лю­ди не слиш­ком от­ли­ча­ют­ся от цве­тов ло­то­са. Ка­ж­дый че­ло­век не­по­вто­рим. Де­ва­дат­та не по­хож на Анан­ду, Ясод­ха­ра — это не ко­ро­ле­ва Па­ми­та, Суд­жа­та не по­хо­жа на Ба­лу. Ха­рак­тер, доб­ро­де­тель, ум и та­лант ши­ро­ко раз­нят­ся у лю­дей. Путь Ос­во­бо­ж­де­ния, об­на­ру­жен­ный Буд­дой, не­об­хо­ди­мо бы­ло разъ­яс­нять раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми, что­бы он был по­ня­тен раз­ным лю­дям. Учить де­ре­вен­ских де­тей бы­ло так при­ят­но, по­то­му что он мог им рас­ска­зы­вать про­сто.

Раз­лич­ные ме­то­ды уче­бы — это во­ро­та, че­рез ко­то­рые раз­ные лю­ди мо­гут вой­ти и по­нять уче­ние. Соз­да­ние “Во­рот Дхар­мы” бу­дет за­ви­сеть от не­по­сред­ст­вен­ных встреч с людь­ми. Не су­ще­ст­ву­ет го­то­вых ме­то­дов, их нель­зя по­лу­чить чу­дес­ным об­ра­зом под де­ре­вом бод­хи. Буд­да по­нял, что не­об­хо­ди­мо бу­дет вер­нуть­ся в мир, что­бы при­вес­ти ко­ле­со Дхар­мы в дви­же­ние и по­се­ять се­ме­на ос­во­бо­ж­де­ния. С мо­мен­та его Про­бу­ж­де­ния про­шло со­рок де­вять дней. Те­перь при­шло вре­мя по­ки­нуть Уру­ве­лу. Он ре­шил уй­ти сле­дую­щим ут­ром, ос­та­вив про­хлад­ный лес на бе­ре­гах ре­ки Не­ранд­жа­ры, де­ре­во бод­хи и де­тей. Сна­ча­ла он хо­тел най­ти двух сво­их учи­те­лей, Ала­ра Ка­ла­му и Уд­да­ка Ра­ма­пут­ту. Он был уве­рен, что для них не со­ста­вит боль­шо­го тру­да дос­тиг­нуть Про­бу­ж­де­ния. По­сле встре­чи с эти­ми дву­мя поч­тен­ны­ми людь­ми он най­дет пя­те­рых дру­зей, с ко­то­ры­ми он прак­ти­ко­вал су­ро­вые са­мо­ог­ра­ни­че­ния. За­тем он вер­нет­ся в Ма­гад­ху по­ви­дать ко­ро­ля Бим­би­са­ру.

На сле­дую­щее ут­ро, ко­гда в ут­рен­нем воз­ду­хе еще пла­ва­ла лег­кая дым­ка, Буд­да на­дел но­вое пла­тье и по­шел в Уру­ве­лу. Он при­шел в хи­жи­ну Сва­сти и ска­зал ма­лень­ко­му пас­ту­ху и его се­мье, что при­шло вре­мя рас­стать­ся. Буд­да неж­но по­гла­дил ка­ж­до­го ре­бен­ка по го­ло­ве, и все вме­сте они по­шли к до­му Суд­жа­ты. Суд­жа­та за­пла­ка­ла, ко­гда уз­на­ла о том, что Буд­да ухо­дит.

Буд­да ска­зал:

— Я дол­жен по­ки­нуть вас, что­бы вы­пол­нить свои обя­за­тель­ст­ва. Но я обе­щаю, что вер­нусь и на­ве­щу вас, ко­гда пред­ста­вит­ся воз­мож­ность. Вы, де­ти, очень по­мог­ли мне. Я бла­го­да­рен вам. Пом­ни­те и прак­ти­куй­те те ве­щи, ко­то­ры­ми я по­де­лил­ся с ва­ми. То­гда я все­гда бу­ду ря­дом с ва­ми. А те­перь, Суд­жа­та, осу­ши свои сле­зы и улыб­нись мне.

Суд­жа­та вы­тер­ла сле­зы кра­еш­ком са­ри и по­пы­та­лась улыб­нуть­ся. По­том де­ти по­шли вме­сте с Буд­дой на ок­раи­ну де­рев­ни. Буд­да уже по­вер­нул­ся, что­бы по­про­щать­ся с ни­ми, ко­гда за­ме­тил мо­ло­до­го ас­ке­та, при­бли­жаю­ще­го­ся к ним. Ас­кет со­еди­нил в при­вет­ст­вии ла­до­ни и с ин­те­ре­сом по­смот­рел на Буд­ду. По­сле про­дол­жи­тель­но­го мол­ча­ния он ска­зал:

— Мо­нах, вы вы­гля­ди­те очень ра­до­ст­но и уми­ро­тво­рен­но. Как ва­ше имя и кто ваш Учи­тель?

Буд­да от­ве­тил:

— Ме­ня зо­вут Сидд­харт­ха Гау­та­ма. Я учил­ся у мно­гих учи­те­лей, но те­перь у ме­ня нет учи­те­ля. А как зо­вут вас и от­ку­да вы иде­те?

Ас­кет от­ве­тил:

— Ме­ня зо­вут Упа­ка. Я иду из цен­тра мас­те­ра Уд­да­ка Ра­ма­пут­ты.

— В доб­ром ли здра­вии мас­тер Уд­да­ка?

— Мас­тер Уд­да­ка умер не­сколь­ко дней на­зад.

Буд­да пе­чаль­но вздох­нул. Он уже не смо­жет по­мочь ста­ро­му учи­те­лю. Он спро­сил:

— А вы ко­гда-ни­будь учи­лись у Ала­ра Ка­ла­мы?

Упа­ка от­ве­тил:

— Да, но он то­же не­дав­но умер.

— А вы слу­чай­но не знае­те ли мо­на­ха по име­ни Кон­дан­на?

Упа­ка ска­зал:

— Да, ко­неч­но. Я слы­шал о Кон­дан­не и че­ты­рех дру­гих мо­на­хах, ко­гда жил в цен­тре Учи­те­ля Уд­да­ка. Я слы­шал, что они жи­вут и прак­ти­ку­ют вме­сте в Олень­ем пар­ке в Иси­па­та­не, вбли­зи го­ро­да Ва­ра­на­си. Гау­та­ма, ес­ли по­зво­ли­те, я про­дол­жу свой путь. У ме­ня впе­ре­ди еще дол­гое пу­те­ше­ст­вие.

Буд­да сло­жил ла­до­ни, что­бы по­же­лать Упа­ке сча­ст­ли­во­го пу­ти, и по­вер­нул­ся к де­тям.

— Ре­бя­та, я на­прав­люсь по до­ро­ге к Ва­ра­на­си, что­бы оты­скать пя­те­рых дру­зей. Солн­це уже вста­ло. По­жа­луй­ста, воз­вра­щай­тесь до­мой.

Буд­да сло­жил ла­до­ни, про­ща­ясь. За­тем он на­пра­вил­ся вдоль ре­ки на се­вер. Он знал, что этот путь длин­нее, но лег­че. Ре­ка Не­ранд­жа­ра тек­ла на се­вер, там она впа­да­ла в Ганг. Ес­ли он пой­дет по те­че­нию Ган­га на за­пад, то дос­тиг­нет де­рев­ни Па­та­ли­га­ма за не­сколь­ко дней. Там он смо­жет пе­ре­пра­вить­ся на дру­гую сто­ро­ну Ган­га и дос­тичь Ва­ра­на­си, сто­ли­цы стра­ны Ка­си.

Де­ти вни­ма­тель­но смот­ре­ли ему вслед. Их пе­ре­пол­ня­ли пе­чаль и тос­ка. Суд­жа­та пла­ка­ла, Сва­сти чув­ст­во­вал, что вот-вот за­пла­чет, но не хо­тел пла­кать в при­сут­ст­вии бра­та и сес­тер. На­ко­нец он ска­зал:

— Се­ст­ра Суд­жа­та, я дол­жен ид­ти пас­ти буй­во­лов. Нам всем на­до от­пра­вить­ся по до­мам. Ба­ла, не за­будь ис­ку­пать Ру­па­ка се­го­дня. Я по­не­су Бхи­му.

Они по­шли по бе­ре­гу ре­ки на­зад в де­рев­ню. Ни­кто не про­из­нес боль­ше ни сло­ва.

< < <

Стар­ший брат Анан­да был при­ятен в об­ще­нии, дру­же­лю­бен и не­обы­чай­но кра­сив. Он об­ла­дал сверхъ­ес­те­ст­вен­ной па­мя­тью. Он пом­нил ка­ж­дую де­таль ка­ж­дой ре­чи Буд­ды. К ра­до­сти Сва­сти и Ра­ху­лы, он по­вто­рил один­на­дцать пунк­тов, дан­ных Буд­дой в “Сут­ре ухо­да за во­дя­ны­ми буй­во­ла­ми”. Ока­за­лось, что Анан­да пом­нит все, что Сва­сти рас­ска­зал о вре­ме­ни, про­ве­ден­ном Буд­дой в ле­су око­ло Уру­ве­лы.

Сва­сти, рас­ска­зы­вая свою ис­то­рию, час­то бро­сал взгляд на бхик­шу­ни Го­та­ми. Ее ис­кря­щие­ся гла­за го­во­ри­ли, на­сколь­ко она ра­да слы­шать все, что он рас­ска­зы­ва­ет. Он спе­ци­аль­но по­ста­рал­ся вклю­чить в рас­сказ все де­та­ли, ка­кие толь­ко мог вспом­нить. Бхик­шу­ни Го­та­ми осо­бен­но при­ят­но бы­ло ус­лы­шать о де­тях Уру­ве­лы, о том, как они вме­сте с Буд­дой осоз­нан­но ели ман­да­ри­ны.

И Ра­ху­ле и Ас­сад­жи так­же был ин­те­ре­сен рас­сказ Сва­сти. Ас­сад­жи был од­ним из пя­ти дру­зей, прак­ти­ко­вав­ших ас­ке­зу вме­сте с Буд­дой. Сва­сти хо­тел уз­нать, что про­изош­ло, ко­гда Буд­да встре­тил их, но слиш­ком стес­нял­ся, что­бы спро­сить об этом. И, как буд­то про­чи­тав его мыс­ли, бхик­шу­ни Го­та­ми ска­за­ла:

— Сва­сти, ты хо­тел бы по­слу­шать рас­сказ Ас­сад­жи о том, что про­изош­ло, по­сле то­го как Буд­да по­ки­нул Уру­ве­лу? Вот уже де­сять лет Ас­сад­жи на­хо­дит­ся ря­дом с Буд­дой, но я не ду­маю, что он ко­гда-ни­будь го­во­рил о том, что про­изош­ло в Олень­ем пар­ке. Мас­тер Ас­сад­жи, не со­гла­си­тесь ли вы рас­ска­зать нам о пер­вой ре­чи Буд­ды и о том, что про­изош­ло за по­след­ние де­сять лет?

Ас­сад­жи сло­жил ла­до­ни и от­ве­тил:

— Не на­до на­зы­вать ме­ня Мас­те­ром, бхик­шу­ни Го­та­ми. Се­го­дня мы уз­на­ли мно­го но­во­го от бхик­шу Сва­сти, и уже по­до­шло вре­мя для ме­ди­та­ции. При­хо­ди­те в мою хи­жи­ну зав­тра, и я рас­ска­жу вам все, что пом­ню.

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.