Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предисловие Джоакино Дифео



Пред­ставь­те на мгно­ве­ние пре­крас­ные хол­мы и до­ли­ны Бор­до, бес­край­ние ви­но­град­ни­ки, где про­из­во­дят зна­ме­ни­тое ви­но — гор­дость фран­цу­зов. Вы спро­си­те, ка­кое от­но­ше­ние это име­ет к Буд­де? Име­ет, толь­ко не­мно­го тер­пе­ния.

Сре­ди этих ви­но­град­ни­ков есть сли­во­вый сад. Ря­дом с ним — ряд сель­ских до­мов. Это часть фер­мы, и в то же вре­мя это буд­дий­ский мо­на­стырь, воз­глав­ляе­мый мас­те­ром Тик Нат Ха­ном, ав­то­ром этой кни­ги.

Ле­том это ме­сто ве­ли­ко­леп­но, оно ок­ру­же­но сли­во­вы­ми де­ревь­я­ми и по­ля­ми под­сол­ну­хов, у под­но­жия хол­ма на­хо­дит­ся ма­лень­кое озе­ро. И все это про­ни­за­но жгу­чи­ми лу­ча­ми солн­ца.

Зи­мой это ме­сто так­же ве­ли­ко­леп­но. Ут­ром лег­кий ту­ман над по­ля­ми соз­да­ет поч­ти ма­ги­че­скую ат­мо­сфе­ру, как ес­ли бы это бы­ли вьет­нам­ские ри­со­вые по­ля на краю джунг­лей. За­тем солн­це под­ни­ма­ет­ся к зе­ни­ту, и все ста­но­вит­ся яс­нее, от­чет­ли­вее, бли­же к ре­аль­но­сти.

Тик Нат Хан — буд­дий­ский мо­нах из Вьет­на­ма, обос­но­вав­ший­ся во Фран­ции по­сле не­ма­лых пе­ри­пе­тий. Он ро­дил­ся в цен­траль­ном рай­оне Вьет­на­ма в 1926 го­ду, в ше­ст­на­дца­ти­лет­нем воз­рас­те уда­лил­ся в мо­на­стырь. Во вре­мя вой­ны во Вьет­на­ме он от­ка­зы­ва­ет­ся от мо­на­ше­ско­го оди­но­че­ст­ва и при­сое­ди­ня­ет­ся к “буд­диз­му ак­тив­но­го дей­ст­вия”, что­бы по­мочь сво­ему на­ро­ду и по­стро­ить мир с ис­крен­не буд­дий­ской по­зи­ции, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рой не толь­ко по­бе­ж­ден­ный, но и за­вое­ва­тель счи­та­ет­ся стра­ж­ду­щим, жи­ву­щим в стра­да­нии. Это при­ня­тая в буд­диз­ме точ­ка зре­ния, она яв­ля­ет­ся ча­стью наи­бо­лее уни­вер­саль­ной прак­ти­ки. Не­да­ром по­сле Про­свет­ле­ния Буд­да ос­та­вил де­ре­во Бод­хи и ушел ис­кать сво­их дру­зей, а за­тем стал про­по­ве­до­вать, ука­зы­вая путь к Про­бу­ж­де­нию все­му ми­ру.

По­сле окон­ча­ния вьет­нам­ской вой­ны мас­тер Тик Нат Хан уси­лен­но за­ни­ма­ет­ся ре­ли­ги­оз­ной прак­ти­кой и осу­ще­ст­в­ля­ет свою со­ци­аль­ную и ми­ро­твор­че­скую мис­сию. Имен­но по­это­му в 1987 го­ду свя­щен­ник и бо­рец за гра­ж­дан­ские пра­ва нег­ров Мар­тин Лю­тер Кинг вы­дви­нул его на со­ис­ка­ние Но­бе­лев­ской пре­мии ми­ра. Тик Нат Хан воз­глав­лял вьет­нам­скую буд­дий­скую де­ле­га­цию на пе­ре­го­во­рах в Па­ри­же, ко­то­рые в ко­неч­ном ито­ге за­вер­ши­лись ра­ти­фи­ка­ци­ей ми­ра во Вьет­на­ме.

Спус­тя год Тик Нат Хан вме­сте с груп­пой ак­ти­ви­стов фрах­ту­ет суд­но и, находясь в во­дах Ма­лай­зии и Син­га­пу­ра, ока­зы­ва­ет по­мощь лю­дям, не­ле­галь­но по­ки­даю­щим го­ло­даю­щий Вьет­нам на ут­лых су­де­ныш­ках.

Уже дли­тель­ное вре­мя мас­тер Тик Нат Хан жи­вет в ма­лень­кой ком­му­не Плам Вил­ледж, что оз­на­ча­ет “Се­ле­ние Слив”, на юго-за­па­де Фран­ции, где учит, пи­шет, за­ни­ма­ет­ся са­до­вод­ст­вом и по­мо­га­ет стра­ж­ду­щим со всех стран ми­ра. Он ок­ру­жен мо­на­ха­ми и мо­на­хи­ня­ми из Вьет­на­ма, Фран­ции, Се­вер­ной Аме­ри­ки и Гер­ма­нии и бес­чис­лен­ны­ми уче­ни­ка­ми. Ка­ж­дый год он мно­го пу­те­ше­ст­ву­ет по стра­нам Ев­ро­пы и Аме­ри­ки, а в 1992 и 1995 го­дах по­бы­вал в Рос­сии, где ос­та­вил мно­го по­сле­до­ва­те­лей и уче­ни­ков.

Мо­жет быть, вы все это знае­те, по­то­му что яв­ляе­тесь его уче­ни­ка­ми, а, мо­жет быть, вы со­чте­те не­об­хо­ди­мым стать его уче­ни­ка­ми в бу­ду­щем. В стра­нах За­пад­ной Ев­ро­пы и осо­бен­но в Рос­сии по­сле окон­ча­ния “пе­ре­строй­ки”, ко­гда рух­ну­ли ве­ли­кие об­ще­ст­вен­ные идеа­лы, су­ще­ст­ву­ет ог­ром­ная по­треб­ность в ду­хов­ной жиз­ни, в воз­вра­ще­нии к са­мо­му се­бе, и че­ло­век на­стой­чи­во об­ра­ща­ет­ся к са­мо­му се­бе с из­веч­ны­ми во­про­са­ми: “От­ку­да я при­шел? Кто я? Ку­да я иду? ” Во­про­сы, на ко­то­рые 25000 лет на­зад буд­дизм не дог­ма­тич­но, но про­сто дал от­ве­ты. От­ве­ты, ко­то­рые ро­ж­да­ют­ся в че­ло­ве­ке, ко­то­рые не под­ска­зы­ва­ют­ся и не на­вя­зы­ва­ют­ся ни­ка­кой дог­мой из­вне.

Буд­да учит ве­рить в то, что есть в нас и в то, что мы мо­жем про­ве­рить на се­бе и, ес­ли бы сам Буд­да за­хо­тел на­вя­зать ка­кую-ни­будь дог­му, то мы долж­ны и мо­жем убить его для то­го, что­бы про­дол­жить Путь Про­бу­ж­де­ния.

Про­чи­тай­те эту кни­гу, как ув­ле­ка­тель­ный ро­ман, со­стоя­щий из мно­го­чис­лен­ных ко­ло­рит­ных эпи­зо­дов, про­чи­тай­те его с лег­кой улыб­кой на ус­тах, с та­кой улыб­кой, ко­то­рую вы мо­же­те ви­деть на са­мых кра­си­вых скульп­тур­ных изо­бра­же­ни­ях Буд­ды. Кста­ти, Тик Нат Хан учит, что, ес­ли ко­гда-ни­будь вам при­дет­ся по­ку­пать ста­ту­эт­ку Буд­ды, вы­би­рай­те ста­ту­эт­ку с хо­ро­шей лег­кой улыб­кой и не по­ку­пай­те ста­ту­эт­ку с очень серь­ез­ным вы­ра­же­ни­ем. Буд­да дол­жен вам нра­вить­ся, на­до чув­ст­во­вать его ря­дом... Мо­жет быть, вы уже знае­те, что вы — то­же Буд­да, ко­то­рый ото­бра­жен в ста­ту­эт­ке... В ка­ж­дом из нас есть при­ро­да Буд­ды.

На­ря­ду с дру­ги­ми людь­ми эту кни­гу про­чи­тал из­вест­ный италь­ян­ский ре­жис­сер Ро­бер­то Бер­то­луч­чи, ко­то­рый го­во­рит, что он — не буд­дист. Од­на­ко, как мне со­об­щи­ли, он по­про­сил пра­ва на эту кни­гу, по­то­му что счи­та­ет ее от­лич­ным сце­на­ри­ем для филь­ма о Буд­де. Вы пом­ни­те ус­пех его филь­ма “Ма­лень­кий Буд­да”.

Про­чи­тай­те эту кни­гу. Ес­ли вы буд­дист, вы ис­пы­тае­те на мгно­ве­ние со­стоя­ние Нир­ва­ны, ко­то­рое не вне это­го ми­ра, но, как учит Тай, т. е. ду­хов­ный учи­тель Тик Нат Хан, ко­то­рое на­хо­дит­ся в нас, в на­ших по­все­днев­ных ша­гах. И ес­ли они сде­ла­ны с осоз­на­ни­ем, то они ве­дут к по­яв­ле­нию цвет­ка Ло­то­са под ва­ши­ми но­га­ми.

Ес­ли вы — не буд­дист, то эта кни­га по­нра­вить­ся вам еще боль­ше, по­то­му что она ув­ле­ка­тель­на, как со­вре­мен­ный ро­ман, за­ду­шев­на, как гру­ст­ная ис­по­ведь, и в лю­бом слу­чае из­ме­нит ва­ши от­но­ше­ния с са­мим со­бой и с дру­ги­ми к луч­ше­му, по­то­му что Тай — это так­же ве­ли­кий по­эт и зна­ток че­ло­ве­че­ской ду­ши и по­сле про­чте­ния этой кни­ги что-то глу­бо­кое и пре­крас­ное ос­та­нет­ся в ва­шей ду­ше.

Не бес­по­кой­тесь о со­дер­жа­тель­ной сто­ро­не этой кни­ги. Для за­ин­те­ре­со­ван­ных лиц она яв­ля­ет­ся так­же учеб­ни­ком по буд­диз­му, но, чи­тая ее, вы да­же не за­ме­ти­те, что в кни­ге из­ло­же­на док­три­на буд­диз­ма. Тай ос­ве­ща­ет жизнь прин­ца Шакь­я­му­ни с по­зи­ции на­стоя­ще­го вре­ме­ни, при­спо­саб­ли­вая ее к со­вре­мен­ной жиз­ни, де­лая ее ак­тив­ной, обя­за­тель­ной, кон­ст­рук­тив­ной. Вы глуб­же пой­ме­те прак­ти­ку осоз­на­ния и ме­ди­та­ции, Сут­ру Серд­ца и мно­гое дру­гое, и сла­до­ст­ное со­стра­да­ние рас­кро­ет­ся в вас, как ог­ром­ный ло­тос, ко­то­рый вы мо­же­те най­ти в пру­ду мес­теч­ка Хап­пер Хам­лет, где рас­по­ло­же­но от­де­ле­ние мо­на­сты­ря мас­те­ра Тик Нат Хана.

Кста­ти, дос­тавь­те се­бе удо­воль­ст­вие, по­ез­жай­те в Плам Вил­ледж, хо­тя бы на не­сколь­ко дней.

По прав­де го­во­ря, я на­пи­сал эти стро­ки с тай­ным же­ла­ни­ем при­гла­сить всех вас в Плам Вил­ледж. Пре­бы­ва­ние там сто­ит не­до­ро­го, не­сколь­ко дол­ла­ров в день. Там я по­зна­ко­мил­ся с мо­им дру­гом Бо­ри­сом, ко­то­рый, смею вас за­ве­рить, не ку­па­ет­ся в зо­ло­те и прие­хал из Мо­ск­вы во Фран­цию на ав­то­бу­се. В Се­ле­нии Слив вы не встре­ти­те “но­вых рус­ских”, хо­тя вы бу­де­те не­да­ле­ко от Па­ри­жа, но встре­ти­те хо­ро­ших, нор­маль­ных рус­ских лю­дей с ду­шою, ши­ро­кой, как Рос­сия, да­же ес­ли лю­дей из Рос­сии бу­дет не­мно­го.

Три ме­ся­ца ле­том и три ме­ся­ца зи­мой мо­на­стырь от­крыт для всех, у вас бу­дет пре­крас­ная жизнь, вам уда­ст­ся быть бо­лее сча­ст­ли­вы­ми с са­ми­ми со­бой, вы най­де­те дру­зей со все­го све­та и не важ­но, буд­дист вы или нет, доб­ро по­жа­ло­вать! По­будь­те не­мно­го са­ми со­бой, это хо­ро­шо — по­быть на­еди­не с са­мим со­бой, у вас прой­дет страх ос­тать­ся од­но­му, од­но­му с са­мим со­бой. На­пи­ши­те по ад­ре­су:

Plum village, Meyrac, 47120 Loubes-bernas, France

и по­про­си­те вы­слать вам при­гла­ше­ние, или, ес­ли вам не тер­пит­ся, по­зво­ни­те по те­ле­фо­ну: 8-10-33-53-58-48-58 (факс 53-94-75-90) в 21 или 21. 30 по мо­с­ков­ско­му вре­ме­ни.

Ес­ли труб­ку под­ни­мут сра­зу же, то по­ло­жи­те свою — вы не ту­да по­па­ли и так вы не по­тра­ти­те де­нег зря. В Плам Вил­ледж име­ет­ся толь­ко один те­ле­фон и, ко­гда он на­чи­на­ет зво­нить, все, на­хо­дя­щие­ся по­бли­зо­сти, ос­та­нав­ли­ва­ют­ся, как ес­ли бы это был ко­ло­коль­ный звон, и, со­хра­няя осоз­на­ние, вды­ха­ют и вы­ды­ха­ют три раза, ду­мая: “Слу­шай, слу­шай, этот пре­крас­ный звук воз­вра­ща­ет ме­ня к мо­ей ис­тин­ной при­ро­де”. За­тем мед­лен­но и в хо­ро­шем рас­по­ло­же­нии ду­ха тот, кто на­хо­дит­ся бли­же всех к те­ле­фо­ну, не спе­ша под­хо­дит к те­ле­фо­ну, и пе­ред тем, как под­нять труб­ку, вды­ха­ет и вы­ды­ха­ет три раза, улы­ба­ет­ся и улыб­ка его идет из са­мо­го серд­ца, толь­ко по­том от­ве­ча­ет. Те­перь вы по­ни­мае­те, по­че­му те­ле­фон дол­жен зво­нить так дол­го и, ес­ли кто-то от­ве­тит сра­зу, то это, ко­неч­но, не Плам Вил­ледж.

Я кла­ня­юсь вам, пред­ла­гая: “Ло­тос для вас, бу­ду­щие Буд­ды” и про­ща­юсь с ва­ми. До ско­рой встре­чи! Без­ус­лов­но, мы где-ни­будь уви­дим­ся, на­де­юсь в Плам Вил­ледж.

 

Джо­ак­ки­но Дифео


 КНИГА ПЕРВАЯ
Глава 1



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.