Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Просто прогулка



В те­ни зе­ле­но­го бам­бу­ка, скре­стив но­ги и со­сре­до­то­чив­шись на ды­ха­нии, си­дел мо­ло­дой бхик­шу Сва­сти. Он со­вер­шал тра­ди­ци­он­ную ча­со­вую ме­ди­та­цию в мо­на­сты­ре Бам­бу­ко­во­го ле­са. Сот­ни дру­гих бхик­шу прак­ти­ко­ва­ли вме­сте с ним в те­ни бам­бу­ко­вых де­ревь­ев или в сво­их тро­ст­ни­ко­вых хи­жи­нах.

Ве­ли­кий учи­тель Гау­та­ма, ко­то­ро­го лю­ди с лю­бо­вью на­зы­ва­ли “Буд­да”, жил в этом мо­на­сты­ре вме­сте с че­тырь­мя сот­ня­ми сво­их по­сле­до­ва­те­лей. Но, не­смот­ря на боль­шое ко­ли­че­ст­во лю­дей, все во­круг ды­ша­ло уми­ро­тво­рен­но­стью. Со все­го ко­ро­лев­ст­ва Ма­гад­ха бы­ли со­б­ра­ны кра­си­вые раз­но­вид­но­сти бам­бу­ка и по­са­же­ны во­круг мо­на­сты­ря. Он на­хо­дил­ся все­го в три­дца­ти ми­ну­тах ходь­бы к се­ве­ру от сто­ли­цы стра­ны — го­ро­да Рад­жа­га­ха, и был да­ро­ван Буд­де и его об­щи­не ко­ро­лем Бим­би­са­ра семь лет на­зад.

Сва­сти про­тер гла­за и улыб­нул­ся. Его но­ги бы­ли все еще скре­ще­ны, и он мед­лен­но из­ме­нил по­зу. Два­дца­ти од­но­го го­да от ро­ду, он был тре­мя дня­ми ра­нее по­свя­щен в мо­на­хи Поч­тен­ным Са­ри­пут­той, од­ним из стар­ших уче­ни­ков Буд­ды. Во вре­мя це­ре­мо­нии по­свя­ще­ния пыш­ные тем­ные во­ло­сы Сва­сти сбри­ли.

Сва­сти с ра­до­стью стал од­ним из чле­нов об­щи­ны Буд­ды. Сре­ди бхик­шу мно­гие бы­ли знат­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, как, на­при­мер, Нан­да — брат Буд­ды, а так­же Де­ва­дат­та, Ану­рудд­ха и Анан­да. Хо­тя Сва­сти не был зна­ком с ни­ми лич­но, он за­ме­чал их еще из­да­ле­ка. Их бла­го­род­ное про­ис­хо­ж­де­ние без­оши­боч­но уга­ды­ва­лось, не­смот­ря на про­стую вы­го­рев­шую оде­ж­ду мо­на­хов. “Прой­дет мно­го вре­ме­ни, пре­ж­де чем я смо­гу под­ру­жить­ся с людь­ми та­ко­го вы­со­ко­го про­ис­хо­ж­де­ния”, — ду­мал Сва­сти. И хо­тя сам Буд­да был сы­ном ко­ро­ля, Сва­сти не чув­ст­во­вал про­пас­ти ме­ж­ду ни­ми. Сва­сти был не­при­ка­сае­мым, то есть, в со­от­вет­ст­вии с кас­то­вой сис­те­мой, су­ще­ст­во­вав­шей в то вре­мя в Ин­дии, он был ни­же, чем че­ло­век из са­мой низ­шей и бед­ней­шей кас­ты. Бо­лее де­ся­ти лет он пас во­дя­ных буй­во­лов, но те­перь вот уже две не­де­ли он жил и прак­ти­ко­вал Уче­ние вме­сте с мо­на­ха­ми из всех каст.

Бхик­шу те­п­ло улы­ба­лись, раз­го­ва­ри­вая с ним, но Сва­сти по-преж­не­му чув­ст­во­вал се­бя не­уве­рен­но. На­вер­ное, прой­дут го­ды, пре­ж­де чем он при­вык­нет к сво­ему но­во­му по­ло­же­нию и бу­дет чув­ст­во­вать се­бя ес­те­ст­вен­но сре­ди мо­на­хов.

Вне­зап­но ши­ро­кая улыб­ка, ис­хо­дя­щая из глу­бин его су­ще­ст­ва, оза­ри­ла его ли­цо, ко­гда он по­ду­мал о Ра­ху­ле, во­сем­на­дца­ти­лет­нем сы­не Буд­ды. С де­ся­ти­лет­не­го воз­рас­та Ра­ху­ла стал по­слуш­ни­ком в об­щи­не, и сей­час за две не­де­ли Ра­ху­ла и Сва­сти ста­ли луч­ши­ми друзь­я­ми. Имен­но Ра­ху­ла нау­чил Сва­сти то­му, как сле­дить за сво­им ды­ха­ни­ем во вре­мя ме­ди­та­ции. Ра­ху­ла уже хо­ро­шо по­нял уче­ние Буд­ды, хо­тя и не был по­ка бхик­шу. Толь­ко по дос­ти­же­нии два­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та он мог по­лу­чить пол­ное по­свя­ще­ние.

Сва­сти вспом­нил о том вре­ме­ни, ко­гда две не­де­ли на­зад Буд­да при­шел в Уру­ве­лу, ма­лень­кую де­рев­ню око­ло Гайя, что­бы пред­ло­жить ему стать мо­на­хом. Буд­да при­шел в их дом, но Сва­сти там не бы­ло. Вме­сте со сво­им бра­том Ру­па­ком он пас буй­во­лов. До­ма на­хо­ди­лись две его се­ст­ры, ше­ст­на­дца­ти­лет­няя Ба­ла и две­на­дца­ти­лет­няя Бхи­ма. Ба­ла сра­зу же уз­на­ла Буд­ду. Она хо­те­ла по­бе­жать и най­ти Сва­сти, но Буд­да ска­зал, что в этом нет не­об­хо­ди­мо­сти. Он ска­зал, что он сам и со­про­во­ж­даю­щие его мо­на­хи пой­дут к ре­ке, что­бы най­ти ее бра­та. День уже скло­нял­ся к за­ка­ту, ко­гда они уви­де­ли Сва­сти и Ру­па­ка, мыв­ших де­вять сво­их буй­во­лов в ре­ке Не­ранд­жа­ра. Мо­ло­дые лю­ди за­ме­ти­ли Буд­ду, вы­бе­жа­ли на бе­рег, со­еди­ни­ли свои ла­до­ни в фор­ме бу­то­на ло­то­са и глу­бо­ко по­кло­ни­лись.

— Ты вы­рос та­ким боль­шим, — ска­зал Буд­да, те­п­ло улы­ба­ясь Сва­сти и его бра­ту. Сва­сти не мог вы­мол­вить ни сло­ва. Весь об­лик Буд­ды — ли­цо, ды­ша­щее ми­ро­лю­би­ем, его те­п­лая и ши­ро­кая улыб­ка, сияю­щие и по­ни­маю­щие гла­за — так по­дей­ст­во­ва­ли на юно­шу, что у не­го на гла­за на­вер­ну­лись сле­зы. Буд­да был одет в шаф­ран­ное пла­тье мо­на­ха, сши­тое из лос­кут­ков, об­ра­зую­щих узор, по­хо­жий на ри­со­вые по­ля. Он хо­дил бо­сым, как и де­сять лет на­зад, ко­гда Сва­сти впер­вые встре­тил­ся с ним. То­гда, де­сять лет на­зад, они про­во­ди­ли це­лые ча­сы вме­сте, си­дя ря­дом на бе­ре­гах Не­ранд­жа­ры или в те­ни де­ре­ва бод­хи, ко­то­рое рос­ло в де­ся­ти ми­ну­тах ходь­бы от бе­ре­га ре­ки.

Сва­сти пе­ре­вел взгляд на два­дцать бхик­шу, сто­яв­ших по­за­ди Буд­ды, и уви­дел, что и они то­же бо­сы и оде­ты в оде­ж­ду, сши­тую из лос­кут­ков од­но­го цве­та. При­гля­ды­ва­ясь, Сва­сти за­ме­тил, что оде­ж­да Буд­ды на ла­донь длин­нее, чем у дру­гих. Ря­дом с Буд­дой сто­ял мо­ло­дой по­слуш­ник при­мер­но од­них со Сва­сти лет. Он смот­рел пря­мо на Сва­сти и улы­бал­ся. Буд­да мяг­ко по­ло­жил свои ру­ки на го­ло­вы Сва­сти и Ру­па­ка и ска­зал, что ос­та­но­вил­ся, что­бы по­се­тить их, на сво­ем пу­ти об­рат­но в Рад­жа­га­ху. Он ска­зал, что по­до­ж­дет, по­ка Сва­сти и Ру­пак не за­кон­чат ку­па­ние сво­их буй­во­лов, что­бы они мог­ли вер­нуть­ся в хи­жи­ну Сва­сти все вме­сте.

На об­рат­ном пу­ти Буд­да по­зна­ко­мил Сва­сти и Ру­па­ка со сво­им сы­ном Ра­ху­лой, мо­ло­дым по­слуш­ни­ком. Ра­ху­ла был на три го­да мо­ло­же Сва­сти, но од­но­го рос­та с ним. Ра­ху­ла был “са­ма­не­ра”, то есть по­слуш­ник, но был одет так же, как и стар­шие бхик­шу. Ра­ху­ла ша­гал ме­ж­ду Сва­сти и Ру­па­ком, от­дав Ру­па­ку свою ча­шу для сбо­ра по­дая­ний и об­ни­мая за пле­чи сво­их но­вых дру­зей. Он мно­го слы­шал о Сва­сти и его се­мье от от­ца и чув­ст­во­вал, буд­то дав­но уже зна­ет их. Бра­тья на­сла­ж­да­лись ду­шев­ным те­п­лом, ко­то­рое, ка­за­лось, из­лу­чал Ра­ху­ла.

Они при­шли в дом Сва­сти, и Буд­да при­гла­сил его при­сое­ди­нить­ся к об­щи­не бхик­шу и изу­чать Дхар­му вме­сте с ним. Де­сять лет то­му на­зад Сва­сти, впер­вые встре­тив Буд­ду, вы­ска­зал же­ла­ние учить­ся у не­го, и Буд­да со­гла­сил­ся при­нять Сва­сти в уче­ни­ки. Те­перь, ко­гда Сва­сти ис­пол­нил­ся два­дцать один год, Буд­да вер­нул­ся. Он не за­был сво­его обе­ща­ния.

Ру­пак от­вел буй­во­лов к хо­зяи­ну — гос­по­ди­ну Рамб­ху­лу. Буд­да си­дел пе­ред хи­жи­ной Сва­сти на ма­лень­ком стуль­чи­ке, а бхик­шу стоя­ли за его спи­ной. Ма­лень­кий дом Сва­сти с зем­ля­ны­ми сте­на­ми и тро­ст­ни­ко­вой кры­шей был слиш­ком мал, что­бы все смог­ли рас­по­ло­жить­ся внут­ри. Ба­ла ска­за­ла Сва­сти:

— Брат, иди, по­жа­луй­ста, с Буд­дой. Ру­пак сей­час уже силь­нее, чем был ты, ко­гда на­чал пас­ти буй­во­лов, а я уже смо­гу вес­ти хо­зяй­ст­во на­ше­го до­ма. Ты за­бо­тил­ся о нас в те­че­ние де­ся­ти лет, и те­перь мы са­ми мо­жем про­кор­мить се­бя.

Си­дев­шая ря­дом с во­до­сточ­ным же­ло­бом Бхи­ма смот­ре­ла на свою стар­шую се­ст­ру, не го­во­ря ни сло­ва. Сва­сти по­смот­рел на Бхи­му. Она бы­ла ми­лой и кра­си­вой де­воч­кой. Ко­гда Сва­сти в пер­вый раз встре­тил Буд­ду, Ба­ле бы­ло шесть лет, Ру­па­ку три го­да, а Бхи­ма бы­ла еще мла­ден­цем. Ба­ла го­то­ви­ла еду для всей се­мьи, а Ру­пак иг­рал в пес­ке. Че­рез шесть ме­ся­цев по­сле смер­ти их от­ца во вре­мя ро­дов умер­ла и их мать. Сва­сти бы­ло один­на­дцать лет, ко­гда он стал гла­вой се­мьи. Он на­чал ра­бо­тать, за­ни­ма­ясь вы­па­сом буй­во­лов, и, по­сколь­ку ра­бот­ни­ком он был хо­ро­шим, Сва­сти за­ра­ба­ты­вал дос­та­точ­но, что­бы про­кор­мить се­мью. Он мог да­же при­но­сить до­мой мо­ло­ко буй­во­лиц для ма­лень­кой Бхи­мы.

По­ни­мая, что Сва­сти спра­ши­ва­ет ее мне­ние, Бхи­ма улыб­ну­лась. Она не­мно­го ко­ле­ба­лась, а за­тем мяг­ко ска­за­ла:

— Бра­тец, иди с Буд­дой.

И от­вер­ну­лась, что­бы скрыть сле­зы. Бхи­ма мно­го раз слы­ша­ла о же­ла­нии Сва­сти учить­ся у Буд­ды. Она дей­ст­ви­тель­но хо­те­ла, что­бы это про­изош­ло, но ко­гда при­шло вре­мя рас­стать­ся, не мог­ла скрыть сво­ей пе­ча­ли. В это вре­мя Ру­пак вер­нул­ся из де­рев­ни и, ус­лы­шав сло­ва Бхи­мы “иди с Буд­дой”, по­нял, что при­шло вре­мя рас­ста­ва­нья. Он по­смот­рел на Сва­сти и ска­зал:

— Да, брат, по­жа­луй­ста, иди с Буд­дой.

Вся се­мья за­мер­ла в мол­ча­нии. Ру­пак по­смот­рел на Буд­ду и ска­зал:

— Дос­точ­ти­мый гос­по­дин, я на­де­юсь, что вы раз­ре­ши­те мо­ему бра­ту учить­ся у вас. Я уже дос­та­точ­но взрос­лый, что­бы по­за­бо­тить­ся о на­шей се­мье.

Ру­пак по­вер­нул­ся к Сва­сти и, скры­вая сле­зы, про­из­нес:

— Но, брат, по­жа­луй­ста, по­про­си Буд­ду о том, что­бы ты смог вре­мя от вре­ме­ни на­ве­щать нас.

Буд­да под­нял­ся и мяг­ко по­гла­дил Бхи­му по го­ло­ве.


 — Де­ти, а сей­час по­ку­шай­те. Зав­тра ут­ром я зай­ду за Сва­сти, и мы пой­дем вме­сте в Рад­жа­га­ху. Бхик­шу и я, мы про­ве­дем эту ночь под де­ре­вом бод­хи.

Буд­да по­до­шел к во­ро­там, обер­нул­ся, по­смот­рел на Сва­сти и ска­зал:

— Зав­тра ут­ром те­бе ни­че­го не нуж­но бу­дет брать с со­бой. Оде­ж­ды, ко­то­рая есть на те­бе, дос­та­точ­но.

Той но­чью чет­ве­ро си­рот дол­го не ло­жи­лись спать. Сва­сти да­вал по­след­ние на­став­ле­ния пе­ред отъ­ез­дом: что­бы они за­бо­ти­лись друг о дру­ге и о ве­де­нии хо­зяй­ст­ва. Он дол­го об­ни­мал ка­ж­до­го из них. Не в си­лах удер­жать слез, ма­лень­кая Бхи­ма всхли­пы­ва­ла в объ­я­ти­ях стар­ше­го бра­та. Но вот она под­ня­ла гла­за, глу­бо­ко вздох­ну­ла и улыб­ну­лась ему. Она не хо­те­ла, что­бы Сва­сти был слиш­ком пе­ча­лен. Мас­ля­ный све­тиль­ник от­бра­сы­вал туск­лый свет, но и его бы­ло дос­та­точ­но, что­бы Сва­сти уви­дел ее улыб­ку и оце­нил ее.

Ра­но ут­ром под­ру­га Сва­сти Суд­жа­та при­шла по­про­щать­ся с ним. На­ка­ну­не ве­че­ром она ви­де­ла Буд­ду, ко­гда шла по бе­ре­гу ре­ки, и он ска­зал ей, что Сва­сти при­сое­ди­нит­ся к об­щи­не мо­на­хов. Суд­жа­та бы­ла на два го­да стар­ше Сва­сти и при­хо­ди­лась до­че­рью де­ре­вен­ско­му ста­рос­те. Она так­же встре­ча­ла Гау­та­му до то­го, как он стал Буд­дой. Суд­жа­та да­ла Сва­сти с со­бой в до­ро­гу ма­лень­кую ба­ноч­ку с ле­чеб­ны­ми тра­ва­ми. Они ус­пе­ли пе­ре­ки­нуть­ся все­го не­сколь­ки­ми сло­ва­ми, ко­гда при­шел Буд­да и его по­сле­до­ва­те­ли.

Брат и се­ст­ры Сва­сти уже вста­ли, что­бы про­во­дить его. Ра­ху­ла мяг­ко по­го­во­рил с ка­ж­дым из них, при­зы­вая быть бод­ры­ми и за­бо­тить­ся друг о дру­ге. Он обе­щал, что, ес­ли ему при­дет­ся бы­вать в этих кра­ях, он обя­за­тель­но зай­дет в Уру­ве­лу. Се­мья Сва­сти и Суд­жа­та по­шли вме­сте с Буд­дой и бхик­шу до бе­ре­га ре­ки, и там они со­еди­ни­ли ла­до­ни, про­ща­ясь с Буд­дой, мо­на­ха­ми, Ра­ху­лой и Сва­сти.

Сва­сти был пе­ре­пол­нен и ра­до­стью, и опа­се­ния­ми. Он чув­ст­во­вал ка­кую-то тя­жесть в об­лас­ти жи­во­та. Впер­вые в жиз­ни он по­ки­дал Уру­ве­лу. Буд­да ска­зал, что по­тре­бу­ет­ся де­сять дней, что­бы прий­ти в Рад­жа­га­ху. Обыч­но лю­ди про­хо­ди­ли это рас­стоя­ние бы­ст­рее, но Буд­да и его бхик­шу шли не то­ро­пясь. Ко­гда шаг Сва­сти за­мед­лил­ся, ус­по­кои­лось и его серд­це. Всем сво­им су­ще­ст­вом он стре­мил­ся по­гру­зить­ся в Буд­ду, Дхар­му и Санг­ху, он чув­ст­во­вал, что это и есть его путь. Он обер­нул­ся, что­бы бро­сить по­след­ний взгляд на ту зем­лю и тех лю­дей, ко­то­рых он знал до сих пор, и уви­дел Суд­жа­ту и свою се­мью, ма­лень­кие фи­гур­ки ко­то­рых уже сли­ва­лись с те­нью лес­ных де­ревь­ев. Сва­сти ка­за­лось, что Буд­да идет, на­сла­ж­да­ясь са­мим про­цес­сом ходь­бы, как буд­то не ду­мая о ка­кой-то кон­крет­ной це­ли этой до­ро­ги. То же са­мое от­но­си­лось и к бхик­шу. Ни­кто, по-ви­ди­мо­му, не бес­по­ко­ил­ся и не про­яв­лял не­тер­пе­ния, ни­кто не стре­мил­ся по­бы­ст­рее дос­тичь кон­ца пу­ти. По­ход­ка ка­ж­до­го че­ло­ве­ка бы­ла мед­лен­ной, урав­но­ве­шен­ной и уми­ро­тво­рен­ной. Ка­за­лось, им при­ят­но са­мо стран­ст­вие вме­сте. Ни­кто не вы­гля­дел утом­лен­ным, хо­тя они про­хо­ди­ли не­ма­лое рас­стоя­ние ка­ж­дый день. Ка­ж­дое ут­ро они ос­та­нав­ли­ва­лись в бли­жай­шей де­рев­не, что­бы со­брать по­дая­ние. Они про­хо­ди­ли по ули­цам це­поч­кой с Буд­дой во гла­ве. Сва­сти шел по­след­ним, сра­зу за Ра­ху­лой.

Они шли со спо­кой­ным дос­то­ин­ст­вом, ощу­щая ка­ж­дый шаг и ка­ж­дый вдох. Ко­гда жи­те­ли де­рев­ни кла­ли еду в их ча­ши для сбо­ра по­дая­ний, бхик­шу ос­та­нав­ли­ва­лись. Не­ко­то­рые жи­те­ли в знак ува­же­ния схо­ди­ли на обо­чи­ну до­ро­ги. По­лу­чая пи­щу, бхик­шу не­гром­ко по­вто­ря­ли мо­лит­вы за даю­щих. За­кон­чив сбор по­дая­ния, они мед­лен­но по­ки­да­ли де­рев­ню, что­бы най­ти ме­сто для еды в те­ни де­ревь­ев или на тра­вя­ни­стой лу­жай­ке. Они са­ди­лись в круг и по­ров­ну де­ли­ли еду, вни­ма­тель­но сле­дя за тем, что­бы ос­та­вав­шие­ся у ко­го-то пус­тые ча­ши бы­ли на­пол­не­ны. Ра­ху­ла на­пол­нял кув­шин во­дой из бли­жай­ше­го ис­точ­ни­ка и поч­ти­тель­но под­но­сил его Буд­де. Буд­да со­еди­нял свои ла­до­ни в фор­ме цвет­ка ло­то­са, и Ра­ху­ла по­ли­вал во­дой ру­ки Буд­ды, а за­тем вы­ти­рал их. То же са­мое он де­лал и для всех ос­таль­ных. У Сва­сти еще не бы­ло соб­ст­вен­ной ча­ши, вме­сто нее ис­поль­зо­вал­ся све­жий ба­на­но­вый лист. По­это­му он не мог со­би­рать по­дая­ния, и Ра­ху­ла от­да­вал по­ло­ви­ну со­б­ран­ной им пи­щи сво­ему но­во­му дру­гу. Пе­ред едой бхик­шу со­еди­ня­ли свои ла­до­ни и на­чи­на­ли об­щую мо­лит­ву. За­тем они ели в ти­ши­не, уде­ляя вни­ма­ние ка­ж­до­му ку­соч­ку пи­щи.

По окон­ча­нии тра­пе­зы не­ко­то­рые бхик­шу за­ни­ма­лись ме­ди­та­ци­ей во вре­мя ходь­бы[*], дру­гие — ме­ди­та­ци­ей си­дя, не­ко­то­рые не­мно­го дре­ма­ли. Ко­гда са­мое жар­кое вре­мя дня про­хо­ди­ло, они сно­ва пус­ка­лись в путь и шли поч­ти до са­мой тем­но­ты. Для ноч­но­го от­ды­ха они вы­би­ра­ли не­тро­ну­тые ле­са. У ка­ж­до­го бхик­шу бы­ла своя под­стил­ка, и мно­гие по­дол­гу си­де­ли в по­зе ло­то­са, пе­ред тем как лечь спать. У ка­ж­до­го бхик­шу бы­ло два пла­тья: од­но он но­сил по­сто­ян­но, а вто­рое пред­на­зна­ча­лось для за­щи­ты от вет­ра и хо­ло­да. Как и дру­гие, Сва­сти ме­ди­ти­ро­вал и учил­ся спать на зем­ле, ис­поль­зуя кор­ни де­ре­ва вме­сто по­душ­ки.

Ко­гда Сва­сти про­снул­ся сле­дую­щим ут­ром, он уви­дел, что Буд­да и мно­гие дру­гие бхик­шу уже си­дят в по­зах ме­ди­та­ции, из­лу­чая глу­бо­кое спо­кой­ст­вие и ве­ли­чие. Как толь­ко солн­це вста­ло из-за го­ри­зон­та, ка­ж­дый бхик­шу свер­нул свое вто­рое пла­тье, под­хва­тил свою ча­шу для сбо­ра по­дая­ний и на­ча­лось днев­ное пу­те­ше­ст­вие.

Дви­га­ясь днем и от­ды­хая по но­чам, че­рез де­сять дней они дос­тиг­ли Рад­жа­га­хи, сто­ли­цы Ма­гад­хи. Впер­вые в жиз­ни Сва­сти уви­дел го­род. Уп­ряж­ки ло­ша­дей спе­ши­ли по ули­цам, за­пол­нен­ным тол­па­ми го­ро­жан, кри­ки и смех не­слись ото­всю­ду. Но мол­ча­ли­вая про­цес­сия бхик­шу про­дол­жа­ла дви­гать­ся так же ти­хо, как и во вре­мя стран­ст­вия по ти­хим реч­ным бе­ре­гам или сре­ди ри­со­вых по­лей. Не­ко­то­рые го­ро­жа­не ос­та­нав­ли­ва­лись, что­бы по­смот­реть на них, и кое-кто, уз­нав Буд­ду, глу­бо­ко кла­нял­ся, вы­ра­жая свое ува­же­ние. Бхик­шу про­дол­жа­ли свое спо­кой­ное дви­же­ние до тех пор, по­ка не дос­тиг­ли мо­на­сты­ря Бам­бу­ко­во­го ле­са, рас­по­ло­жен­но­го за го­ро­дом.

Но­вость о том, что Буд­да вер­нул­ся, бы­ст­ро раз­нес­лась по мо­на­сты­рю, и че­ты­ре­ста бхик­шу при­вет­ст­во­ва­ли его воз­вра­ще­ние. Буд­да го­во­рил не­мно­го, он ин­те­ре­со­вал­ся са­мо­чув­ст­ви­ем и ме­ди­та­тив­ной прак­ти­кой бхик­шу. Он по­ру­чил Сва­сти за­бо­там Са­ри­пут­ты, ко­то­рый был так­же ду­хов­ным на­став­ни­ком Ра­ху­лы. Са­ри­пут­та учил но­вых по­слуш­ни­ков в мо­на­сты­ре Бам­бу­ко­во­го ле­са и на­блю­дал за за­ня­тия­ми пя­ти­де­ся­ти мо­ло­дых мо­на­хов. На­стоя­те­лем мо­на­сты­ря был мо­нах по име­ни Кон­дан­на.

Ра­ху­лу по­про­си­ли объ­яс­нить Сва­сти об­раз жиз­ни в мо­на­сты­ре — как хо­дить, си­деть, сто­ять, при­вет­ст­во­вать дру­гих, ме­ди­ти­ро­вать си­дя и во вре­мя ходь­бы, на­блю­дать за ды­ха­ни­ем. Он так­же по­ка­зал Сва­сти, как оде­вать мо­на­ше­ское пла­тье, про­сить по­дая­ние, чи­тать мо­лит­вы, мыть свою ча­шу. В те­че­ние трех дней Сва­сти не от­хо­дил от Ра­ху­лы, он по­вто­рял эти дей­ст­вия и хо­ро­шо их за­пом­нил. Ра­ху­ла вло­жил все свое серд­це в обу­че­ние Сва­сти, но Сва­сти по­ни­мал, что прой­дут го­ды в уп­раж­не­ни­ях, пре­ж­де чем он смо­жет де­лать это ес­те­ст­вен­но, без на­пря­же­ния. По­сле этих ос­нов­ных ин­ст­рук­ций Са­ри­пут­та при­гла­сил Сва­сти в свою хи­жи­ну и объ­яс­нил обе­ты бхик­шу.

Глав­ным в жиз­ни бхик­шу бы­ли Три Дра­го­цен­но­сти: Буд­да (Учи­тель), Дхар­ма (Путь, ве­ду­щий к Про­бу­ж­де­нию) и Санг­ха (Об­щи­на, по­мо­гаю­щая на этом Пу­ти). Бхик­шу ос­тав­ля­ли се­мью, что­бы сле­до­вать за ни­ми.

Жизнь бхик­шу бы­ла скром­ной и про­стой. Сбор по­дая­ния для про­пи­та­ния вос­пи­ты­вал сми­ре­ние и был так­же спо­со­бом об­ще­ния с дру­ги­ми людь­ми для то­го, что­бы по­мочь им уви­деть Путь Люб­ви и По­ни­ма­ния, ко­то­ро­му учил Буд­да.

Де­сять лет на­зад Сва­сти и его дру­зья слу­ша­ли под де­ре­вом бод­хи речь Буд­ды о пу­ти про­бу­ж­де­ния как о пу­ти люб­ви и по­ни­ма­ния, по­это­му ему лег­ко бы­ло по­ни­мать все, что Са­ри­пут­та го­во­рил ему. Хо­тя ли­цо Са­ри­пут­ты бы­ло серь­ез­ным, его гла­за и улыб­ка из­лу­ча­ли боль­шое те­п­ло и со­стра­да­ние. Он ска­зал Сва­сти о том, что со­сто­ит­ся це­ре­мо­ния при­ня­тия обе­та, и нау­чил Сва­сти сло­вам, ко­то­рые тот дол­жен был по­вто­рить во вре­мя нее. Са­ри­пут­та сам ру­ко­во­дил це­ре­мо­ни­ей при­ня­тия обе­та. Со­бра­лось око­ло два­дца­ти бхик­шу. Буд­да и Ра­ху­ла то­же бы­ли там, и от это­го ра­дость Сва­сти вы­рос­ла. Са­ри­пут­та ти­хо про­чи­тал мо­лит­ву, а за­тем со­стриг не­сколь­ко пря­дей во­лос Сва­сти. По­том он от­дал брит­ву Ра­ху­ле, ко­то­рый за­вер­шил об­ри­ва­ние го­ло­вы Сва­сти. Са­ри­пут­та дал Сва­сти три пла­тья, ча­шу для сбо­ра по­дая­ний и фильтр для во­ды. Так как Ра­ху­ла уже нау­чил его, как оде­вать мо­на­ше­ское пла­тье, Сва­сти на­дел его без тру­да. Он по­кло­нил­ся Буд­де и дру­гим бхик­шу, вы­ра­зив свою глу­бо­кую бла­го­дар­ность.

В то же ут­ро Сва­сти в пер­вый раз уча­ст­во­вал в сбо­ре по­дая­ний. Мо­на­хи мо­на­сты­ря Бам­бу­ко­во­го ле­са от­пра­ви­лись в Рад­жа­га­ху не­сколь­ки­ми не­боль­ши­ми груп­па­ми, и Сва­сти на­хо­дил­ся в груп­пе, воз­глав­ляе­мой Са­ри­пут­той. Сту­пив все­го не­сколь­ко ша­гов за пре­де­лы мо­на­сты­ря, Сва­сти на­пом­нил се­бе, что сбор по­дая­ний есть спо­соб прак­ти­ки Пу­ти. Он сле­дил за сво­им ды­ха­ни­ем, со­вер­шал ка­ж­дый шаг спо­кой­но и со­сре­до­то­чен­но. Ра­ху­ла шел за ним. Те­перь Сва­сти был бхик­шу, но по­ни­мал, что у не­го зна­чи­тель­но мень­ше опы­та, чем у Ра­ху­лы. Он от все­го серд­ца ре­шил вос­пи­ты­вать в се­бе сми­ре­ние и доб­ро­де­тель.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.