Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





7 Заказ М 679 7 страница



Не существенно, какие объекты индивид выделяет в окружающем его мире, т. е. каким ему представляется мир, каким он его воспринимает: то ли как тот туземец Куайна, которому пробегающий через поле кролик, возможно, представляется как нечто, разбросанное по всему пространству (см. 255), то ли как 1—4-месячный ребенок,


Для Которого, согласно Ш. Пиаже, объекты внешнего Мира неотделимы от его действий с ними. Менаду тем сила и эффективность этих бессловесных информационных процессов, согласно Пиаже, достаточны для доказательства того, что корни таких логических структур, какими, по его терминологии, являются классификация и сериация объектов, независимы от языка (46).

Принцип интерпретации концептов, согласно которому построение концептуальной системы осуществляется непрерывно, относится ко всем стадиям познания и деятельности человека вообще. Характерно, что в таком уникальном случае, каким является познавательная деятельность слепоглухонемых, «совершенно незнакомый предмет, данный в руки слепоглухонемого ребенка, не ощупывается им. Измененные же по форме и величине предметы, с помощью которых он уже удовлетворял свои потребности, неуклонно вызывают ориентировочно-исследовательскую деятельность... Чем более новым является раздражитель, тем меньше шансов, что он вызовет у слепоглухонемого ребенка ориентировочно-исследовательскую деятельность» (32, с. 114).

Предположение о довербальном этапе становления концептуальной системы диктуется и логическими соображениями как необходимое условие осмысленного введения, т. е. понимания вербального символизма как кода на начальном этапе его усвоения. Игнорирование такого предположения исключает рациональное объяснение возможности усвоения индивидом языка и ведет не только к эмпирически и теоретически не обоснованному, но и методологически порочному приписыванию его формам функции порождения мысли из самой данности языка, к отождествлению мыслительных и языковых структур, к поиску соответствия между структурами языка и реальности, а в крайнем случае — как в неопозитивистской доктрине естественного языка — и к попытке выведения структур реальности из структур языка.

Таким образом, в отличие от подхода Куайиа, считающего, что логика мышления необходимо усваивается в самом процессе усвоения языка, мы полагаем, что логика необходимо усваивается в процессе образования концептуальной системы. Она реализуется в ходе последовательного построения концептов, который, согласно излагаемому здесь подходу, регулируется фундаментальным принципом интерпретации. Последовательность (определяемый пра-

Вилами Переход от одних высказываний к другим, йьгВб-дение вторых из первых согласно содержащейся в них и существенной для осуществления такого перехода информации) составляет логичность и вербального рассуждения, как оно формализуется в логике (см. 36).

В процессе введения естественного языка словесная символика служит в качестве кода для концептов и построенных из них структур, относящихся к довербальной стадии познания и отражающих начальный познавательный опыт индивида. При этом форма словесной символики, соотносимой с осмысливающими их концептами, может варьировать от слова до предложения или даже множества предложений. То, что выражается одним словом, может быть соотнесено с определенной структурой концептов, и наоборот. Вообще искать изоморфизм между словесной формой и концептами нет смысла уже ввиду непрерывности строения концептуальной системы и дискретности языка. Говорить же об иерархии концептов можно только в-смысле построения, генезиса концептов в данной концептуальной системе.

Из сказанного следует, что, соглашаясь с куайновской холистской трактовкой концептуальной системы, мы, однако, непрерывность строения последней объясняем, исходя из постулирования необходимости возникновения такой системы до введения языка, а на дальнейшее ее построение, расширение смотрим как на непрерывное строение — и в этом существенная роль языка— новых смысловых структур на основе содержащихся в системе концептов.

Как в отношении любого другого объекта познания как объекта, подлежащего интерпретации в определенной концептуальной системе, введение естественного языка в качестве кода для концептов системы означает вместе с тем и построение определенного концепта о самом языке (как определенной физической и лингвистической сущности), содержащего знание о физических и грамматических его характеристиках. Важность усвоения такого концепта не только в том, что индивид тем самым усваивает определенные процедуры, принципы, правила построения языковых выражений — в качестве информации о фонологической и грамматической системах естественного языка (характеризуемых, например, специфическими фонологическими параметрами, системами, рода, числа, падежа, глагольных времен, аспектации и т. д. ). Это означает, что интерпретация языковых выражений в концептуальной109


Системе осуществляется многопланово: как йа уровне йЁ-терпретации фиксируемых ими в качестве вербального кода концептов, так и на уровне интерпретации самого кода. При этом значительность в семантическом аспекте интерпретации кода как такового, равно как и эффект взаимодействия разноуровневых интерпретаций, часто очевидны (например, в поэзии, в случае цитирования, подражания и т. д. ).

Так, интерпретация личного местоимения, или индек-сала, «я» может пониматься как построение ряда концептов на уровнях фонологии, грамматики и семантики. В последнем случае следует разграничить фиксированный в языке, или конвенциональный, аспект, заключенный, грубо говоря, в виде концепта о том, что выражением «Я/> говорящий указывает на себя («первое лицо»), от прагматического аспекта, который относится к возможности установления в определенном контексте действительного или возможного объекта как референта этого выражения. Такой объект одновременно может быть референтом множества других выражений, в том числе, например, индексала «он» (е точки зрения других, третьих носителей языка), собственного имени, например «Йонас Кубилюс», и определенной дескрипции, например «Настоящий ректор Вильнюсского университета», фиксирующих определенную информацию в качестве концептов, относимых к рассматриваемому объекту как референту всех этих выражений и значению соответствующих концептов-функций. Способность осмысленного употребления естественного языка означает способность соотнести один с другим эти разноуровневые (начиная от фонологического и кончая прагматическим как аспектом семантического) концепты; в теоретическом плане такое соотнесение может рассматриваться как функция от одних концептов к другим.

Такое рассмотрение соотношения вербальной формы и фиксируемого ею содержания позволяет выяснить и тот статус, который имеют семантические сущности (значения, смыслы, пропозиции) в разных рассмотренных выше семантических теориях. При этом предложения, содержащие индексалы, особенно удобны с точки зрения такого рассмотрения. Для примера возьмем словесную форму «Я болен». Воспринимаемая как определенная последовательность физических сигналов — звуков или графических знаков, она представляет собой то, что называется «предложением-знаком», как конкретная, одна из многих экзем-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.