Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5. ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ 7 страница



6. Миндель А. Я., Степанова О. А. Разные возможности - равные права - единое образовательное пространство: Монография. М., 2009.

7. Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийской конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опты, проблемы, перспективы» /Научный ред. Л. Г. Серова. - Самара: Современные образовательные технологии, 2010.

Список справочно-методических материалов

1. Дик Н. Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

2. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка. Авторы- составители: Л. Б. Баряева, Ю. С. Галлямова, Е. Д. Гудошникова и др. / Под ред. канд. пед. наук, проф. С. В. Жолована — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.

3. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. - 2008, № 1.

4. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова. - М.: МГППУ, 2013.

5. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья /Под ред. Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой, В. Л. Жевнерова. - СПб.: ХОКА, 2006.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Адаптированная образовательная программа (АОП) - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Взаимодействие - это: а) взаимная поддержка; б) воздействие различных предметов, явлений действительности друг на друга, обусловливающее изменения в них; в) согласованность, непротиворечивость положений, выводов, результатов деятельности человека в различных сферах.

Высшие психические функции - это сложные системные образования, они формируются прижизненно, в процессе развития человека.

Детско-родительские отношения - это отношения между родителями и детьми во всем их многообразии. Составляющими ДРО являются родительские установки, стили семейного воспитания и семейные роли. Определение детско-родительских отношений очень широкое и трактуется как: а) собственно эмоциональные отношения детей и родителей, б) характер взаимодействия ребенка со взрослым, характер родительского воспитания, как реализация одной из основных функций семьи.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц, речевого аппарата.

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Интегрированное обучение - совместное обучение нормальных и «особенных» учащихся в общеобразовательном пространстве.

Кинезиология - наука, изучающая механизмы формирования движения и причины его нарушения.

Компетентность образовательная - способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые - метапредметные, общепредметные и предметные компетенции.

Компонент «академический» - академические знания, умения и навыки по учебным предметам, т. е. предметные результаты, которыми должны овладеть школьники с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения.

Компонент «жизненной компетенции» предполагает формирование, развитие таких компетенций, которые позволят ребенку с ограниченными возможностями здоровья стать более активным, независимым и приспособленным к реальной каждодневной жизни посредством коррекции и компенсации имеющихся недостатков развития.

Критерии оценки качества образования - показатели и признаки, на основании которых оценивается качество общего образования.

Личностные результаты образовательной деятельности - система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

Личностные универсальные учебные действия - действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации.

Материально-техническое обеспечение (условия) получения общего образования - общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды).

Метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Нарушения речи - различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию.

Нецензовый уровень школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - несопоставимый с уровнем образования здоровых сверстников, он изменен за счет значительного редуцирования «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка.

Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Образовательная программа (ОП) - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательная среда - совокупность факторов, формируемых укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико­педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012).

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

Особые образовательные потребности (ООП) - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.

Педагогическая технология - совокупность психолого­педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Предметные результаты образовательной деятельности - конкретные элементы социального опыта - знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

Примерные учебные программы по отдельным учебным предметам - программы, имеющие ориентирующий характер, включающие пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания; содержание образования, включающее перечень изучаемого материала; примерное тематическое планирование с определением основных видов деятельности школьников; планируемые результаты освоения предметных программ; рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса.

Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Родительские позиции - система отношений родителя (отца, матери): к своему ребенку, себе как родителю (отцу, матери), родительской роли, родительству в целом и воспитательной практике. Она обусловливает совокупность родительских установок и мотивов, которыми родители руководствуется в воспитании ребенка; систему целей и ценностей, на которые направлено семейное воспитание, и тем самым определяет характер воспитательной практики в семье.

Сензитивный период - характеризуется повышенной чувствительностью к различного рода влияниям окружающей действительности.

Слабовидящие дети - при органических поражениях зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения находится в пределах от 0, 05 до 0, 4 на лучшем или единственном глазу в условиях оптической коррекции.

Специальными условия, для получения образования обучающимися с ОВЗ - условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Среда светлой сенсорной комнаты - среда для взаимодействия человека с определенными модулями при дневном свете или при ярком (полном) освещении.

Структура основных образовательных программ - комплект указаний, программ и требований, из которых состоит структура образовательных программ: состав программ, рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в том числе, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. см. требования к структуре основных общеобразовательных программ.

Темная сенсорная комната - особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами.

Технология индивидуализации обучения (адаптивная)    - такая

технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Универсальные учебные действия - способность субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Цензовый уровень школьного образования детей с ОВЗ - уровень школьного образования сопоставимый с образованием нормально развивающихся сверстников.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

1. Приходько Оксана Георгиевна, директор Института специального образования и комплексной реабилитации, заведующая кафедрой логопедии ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор

2. Назарова Наталия Михайловна, заведующая кафедрой психолого­педагогических основ специального образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор

3.  Богданова Тамара Геннадиевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психолого-педагогических основ специального образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

4.  Баряева Людмила Борисовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

5. Левченко Ирина Юрьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

6. Яковлева Ирина Михайловна, заведующая кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор

7. Ушакова Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент

кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации                      ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический

университет»

8. Гусейнова Аща Айирмагомедовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

9. Афанасьева Юлия Анатольевна, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ    ВПО                      «Московский городской   педагогический

университет»

10. Браткова Маргарита Владимировна, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ    ВПО                      «Московский городской    педагогический

университет»

11. Вятлева Юлия Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент

кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации                      ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический

университет»

12. Григоренко Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

13. Журавлева Жанна Игоревна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

14. Караневская Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук доцент кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

15. Кожекина Татьяна Васильевна, кандидат педагогических наук, зам. директора ГБОУ СПО Педагогический колледж № 10

16. Кулакова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, методист ЦППРиК «Благо»

17. Кутепова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

заместитель директора Института проблем инклюзивного образования ГБОУ ВПО «Московский городской                              психолого-педагогический

университет»

18. Любимов Михаил Львович, кандидат педагогических наук, директор ЦППРиК «Благо»

19. Любимова Марина Михайловна, кандидат педагогических наук, зам. директора ЦППРиК «Благо»

20. Титова Оксана Владимировна, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ    ВПО                      «Московский городской    педагогический

университет»

21. Югова Олеся Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент

кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации                      ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический

университет»

 

 


[1] Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития: проект / И. А. Коробейников, Е. Л. Инденбаум, Н. В. Бабкина. - М.: Просвещение, 2013. - 48 с. - (Стандарты второго поколения).

[2] Определенный уровень знаний родителей о психофизических особенностях развития детей определенного возраста и мерах педагогического воздействия с целью гармоничного и всестороннего их развития, а также преодоления тех или иных нарушений



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.