Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5. ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ 4 страница



В процессе внеурочной деятельности учебные кабинеты можно оформить под творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т. д. ), в которых обучающиеся независимо от возраста и уровня развития смогут получить начальную профессиональную подготовку. Для оценки результатов можно использовать разные формы: похвала за инициативу, публикация работы, выставка достижений, награждение.

Технологии коллективной творческой деятельности с учетом возраста:

Начальный уровень общего образования: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.

Основной уровень общего образования: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т. п. ); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.

Средний уровень общего образования: выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения.

Технология коллективной творческой деятельности имеет следующие черты:

• свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;

• педагогика сотрудничества, сотворчества;

• применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;

• стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.

Включает следующие этапы (И. П. Волков, И. П. Иванов):

• Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу - занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).

• Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др. ).

• Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).

• Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.

• Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана.

• Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?

• Результаты коллективного дела.

Технология «ТРИЗ - теория решения изобретательских задач». (Альтшуллер Г. С. ). Это универсальная педагогическая система, в которой сочетается познавательную деятельность с методами активизации и развития нестандартного мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

Цель технологии - формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.

Принципы технологии ТРИЗ:

• снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;

• гуманистический характер обучения;

• формирование нестандартного образа мышления;

• практико-ориентированное внедрение идей.

Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый человек.

Методика ТРИЗ формирует у обучающихся такие мыслительные способности, как:

• умение анализировать, рассуждать, обосновывать;

• умение обобщать, делать выводы;

• умение оригинально и гибко мыслить;

• умение активно использовать воображение.

В технологии ТРИЗ используются индивидуальные и коллективные приемы: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

Оценка идей производится специалистами, которые сначала отбирают самые оригинальные предложения, а затем - наиболее оптимальные.

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при

которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию: создание педагогом проблемной ситуации; направление обучающихся на ее решение; организация поиска решения.

Ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Принципы проблемного обучения: самостоятельность обучающихся; развивающий характер обучения; интеграция и вариативность в применении различных областей знаний; использование дидактических алгоритмизированных задач.

Педагог может использовать следующие методические приемы для создания проблемных ситуаций:

• подведение детей к противоречию и поиск способа его разрешения;

• изложение различных точек зрения на проблемный вопрос;

• рассмотрение явления с различных позиций;

• побуждение детей делать сравнения, обобщения, выводы;

• постановка проблемного вопроса, задачи, формулирование проблемного задания.

Особенностью данного подхода является реализация идеи " обучение через открытие": ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Технология проведения учебного занятия в соответствии с теорией проблемного обучения (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер): ознакомление обучающихся с планом занятия и постановка проблемы; дробление проблемы на отдельные задачи; выбор алгоритмов решения задач и изучение основного учебного материала; анализ полученных результатов, формулировка выводов.

Технология программированного обучения возникла в начале 50-х годов, когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность усвоения учебного материала, построив его как последовательную программу подачи и контроля порций информации.

Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др. ). Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями.

Впоследствии Н. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы.

В России эту технологию разрабатывал В. П. Беспалько, который выделил основные принципы организации обучения, а также определил виды обучающих программ:

- линейные программы (последовательно сменяющиеся небольшие блоки информации с контрольными заданиями);

- разветвленные программы (в случае затруднения обучаемому предоставляется дополнительная информация, которая позволит выполнить контрольное задание и дать правильный ответ);

- адаптивные программы (предоставляют возможность обучаемому выбирать уровень сложности учебного материала и изменить его по мере усвоения);

- комбинированные (включают фрагменты всех предыдущих программ).

Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение.

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы:

- информационный блок;

- тестово-информационный блок (проверка усвоенного);

- коррекционно-информационный блок;

- проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний);

- блок проверки и коррекции.

Все темы повторяют вышеприведенную последовательность.

Модульное обучение (П. Ю. Цявиене, Трамп, М. Чошанов) - индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей. Модуль - это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения,

индивидуализированная по выполняемой деятельности. Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Содержание обучения представляется в законченных блоках; каждый ученик получает от педагога письменные рекомендации о том, как действовать, где искать нужный материал; обучающийся работает максимум времени самостоятельно, что дает ему возможность осознать себя в процессе выполнения деятельности.

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний, которую предложили зарубежные авторы: Б. Блум, Дж. Кэррол, Дж. Блок, Л. Андерсон. Они выдвинули гипотезу, что способности обучающегося определяются при оптимально подобранных для данного ребенка условиях, поэтому необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам усвоить программный материал. То есть технология полного усвоения задает единый для всех обучающихся уровень овладения знаниями, но делает переменными для каждого время, методы и формы обучения, что особенно актуально в условиях инклюзивного образования. Б. Блум, один из авторов технологии полного усвоения предположил, что способности ученика определяются темпом его учения, он выделил следующие категории учащихся:

• малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня ЗУН даже при больших затратах времени;

• талантливые, которым по силам то, с чем не может справиться большинство; они могут учиться в высоком темпе (» 5%);

• обычные, составляющие большинство, их способности к усвоению ЗУН определяются средними затратами учебного времени (» 90%).

Следовательно, 95% учащихся могут полностью осваивать все содержание обучения. В работе по этой системе главной особенностью является определение эталона полного усвоения для всего курса, который должен быть достигнут всеми учениками. Педагоги при создании учебных программ составляют перечень конкретных результатов обучения, которые стремятся получить.

Проектирование технологии полного усвоения: подготовка учебного материала, деление его на фрагменты - учебные единицы, подготовка тестов по каждому фрагменту; определение эталона полного усвоения. После выделения учебных единиц определяются результаты, которые должны достигнуть дети в ходе изучения. Текущие тесты и проверочные работы носят диагностический характер, которым дается оценочное суждение - «усвоил - не усвоил».

Следующий шаг - подготовка коррекционных учебных материалов, которые заранее продумываются и готовятся в виде специальных заданий. Первостепенное значение придается ориентации учащихся в изучаемой деятельности: восприятие сущности предмета, пути и способы усвоения.

Подготовка детей к работе, разъяснение основных правил работы: хороших результатов добьются все, если будут помогать друг другу; каждый при затруднении получит необходимую помощь. Затем педагог знакомит детей с учебными целями и с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения. Изложение материала при этом осуществляется традиционно.

Организация текущей проверки знаний, оценивание текущих результатов по схеме «усвоил - не усвоил».

Организация коррекционной работы. По результатам обучения дети делятся на две группы - достигших и не достигших полного усвоения. Первые изучают дополнительный материал, со вторыми - педагог организует коррекционную работу, которая завершается диагностическим тестом, контрольным заданием.

Заключительная проверка по всему курсу проводится на основе проверочной творческой работы, о которой дети знают заранее и могут сравнить ее с эталоном.

Именно выход на конечные результаты, определение «эталона» обучения придает образованию осмысленность, а обучающийся знает, к чему стремится в овладении содержанием предмета. Определение конечных результатов - одна из сложнейших проблем. Поэтому педагоги разрабатывают программы, содержащие фиксированные образовательные результаты. Важнейшим средством управления образовательным процессом является объективный и систематический контроль работы детей.

Результаты контроля учебной работы обучающихся служат основанием для внесения корректив в содержание образовательной программы, а также для поощрения успешной работы лучших воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями и навыками. Контроль проводится в следующих формах: заслушивание лучшего ответа, обсуждение готовой работы, зачет, реферат, защита творческого проекта, тестирование, выполнение спортивных нормативов, контрольное

упражнение, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выступление на концертах, участие в выставках, ярмарках и т. п. Технология полного усвоения позволяет достичь хороших результатов всем учащимся, так как: задает единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия                      труда, то   есть создаются

дифференцированные условия усвоения учебного материала; успехи каждого ученика сравниваются с установленным эталоном; каждый ученик получает необходимую помощь; диагностические тесты позволяют скорректировать работу детей.

Игровые технологии (Пидкасистый П. И., Эльконин Д. Б. ) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Различают следующие классификации педагогических игр: по видам деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

по характеру педагогического процесса:                     обучающие,

тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.;

по игровой методике: сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и

др.;

по игровой среде: с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.

Основные принципы игровых технологий:

- природо- и культуросообразность;

- умение моделировать, драматизировать;

- свобода деятельности;

- эмоциональная приподнятость;

- равноправие.

Цели образования игровых технологий обширны:

• дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

• воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

• развивающие: развитие качеств и структур личности;

• социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

В практической работе педагоги часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ребенку необходимо действовать. Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки.

Игровая технология применяются педагогами в работе с обучающимися различного возраста, от самых маленьких до старшекласшиков и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.

Технология проведения учебного занятия-игры состоит из следующих этапов:

Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах, консультации).

Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).

Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

На занятиях во внеурочной деятельности часто используется для включение детей во взаимодействие коллективная технология проектной деятельности, которая позволяет формировать базовые компетентности детей с ОВЗ (здоровьесбережения, гражданственности, информационно - познавательная, социального взаимодействия человека и социальной сферы, сотрудничества и общения, трудовая). Применение этой технологии даёт возможность учащимся больше работать, с одной стороны, самостоятельно, а с другой стороны, развивать свои способности, проявлять лидерские качества и личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

Информационно-методическое обеспечение проектного обучения включает учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной деятельности, конструкторской и технической документации, выставки лучших изделий учащихся.

Обучающиеся учатся работать с информацией, систематизировать материал, демонстрировать результаты своей деятельности. Включение элементов метода проектов в учебный процесс даёт учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развивать мотивационную сферу школьников.

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в образовании детей, направлены на то, чтобы: разбудить активность детей; вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества; опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Современные технологии в работе учреждений общеобразовательных организаций сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития. Они являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, так как способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.

Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:

•  применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;

• проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;

• научить детей новым методам работы;

•  оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

7. 2. Организация полифункциональной интерактивной среды во

внеурочной деятельности

Для наиболее успешной организации взаимодействия обучающихся в учебном и внеучебном процессе следует организовать пространственно - развивающую среду, созданную на полифункциональной основе.

Использование полифункциональной пространственно-развивающей среды в условиях гибкого, опирающегося на непрерывный процесс поиска новых путей и методов, совершенствования внеучебной деятельности за счет уточнения набора задач и согласования их друг с другом, выявления дополнительных возможностей, условий и факторов, определяет успешность достижения целей образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации.

Полифункциональная среда - это среда, которая предполагает использование современного модульного оборудования и традиционного игрового, учебного оборудования на основе интеграции его во внеучебной деятельности. Условно это среду можно определить как «сенсорные комнаты» и игровые комплекты «Азбуки безопасности».

В «Программе воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования» (руководитель группы разработчиков С. В. Климин) обращается внимание на то, что планируемыми целями реализации воспитательного компонента образовательной деятельности должны являться такие результаты воспитательного процесса, как сформированность новообразований личности, имеющих наибольшую значимость для духовно-нравственного, гражданско-патриотического, эстетического и т. п. направлений личностного становления в школьном возрасте.

Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, включенных в совместное образование с нормально развивающимися сверстниками, важно создать условия, прежде всего, для реализации воспитательного компонента образовательной деятельности. Одним из значимых средств для активизации воспитательной работы с учащимися, в том числе с учащимися с ОВЗ, является соответствующая пространственно - развивающая среда, в которой могут взаимодействовать дети с различными возможностями.

Обратим внимание на некоторые действенные ориентиры

воспитательного компонента образовательной деятельности в условиях полифункциональной интерактивной среды:

• осознанное принятие детьми с ОВЗ и нормально развивающимися детьми друг друга в пространстве, гармонизирующим отношения детей;

•  осознание детьми с различным уровнем интеллектуального и физического развития ценностей здорового образа жизни и основ безопасности собственной жизнедеятельности и окружающих людей (сверстников,     взрослых) в                      игровом модульном пространстве,

приближенном к реальной ситуации окружающего мира;

• основы коммуникативных и других специальных способностей, формируемых с учетом особенностей жизнедеятельности, условиями воспитания, с учетом особенностей учащихся с ОВЗ в условиях психокоррекционных занятий в специально созданной интерактивной среде - «сенсорных комнатах»;

• соответствующие особенностям школьного возраста интеллектуальные, эмоционально-волевые и другие качества личности (доброжелательность, отзывчивость, инициативность, адекватность самооценки и др. ) в процессе взаимодействия в полифункциональной интерактивной среде;

• основные учебные умения и навыки (определяющие «способность учиться» и традиционно рассматриваемые в отечественной педагогике в качестве результатов умственного воспитания в начальной школе с целью подготовки младшего школьника к образовательной деятельности в основной школе), которые уточняются и закрепляются в процессе проектной деятельности в полифункциональной интерактивной среде - гармоничной среде для взаимодействия детей;

• формируемые в данном возрасте основы умений толерантно относиться к позиции собеседника, навыки совместной предметно-практической, игровой, трудовой, учебной деятельности и другие навыки, умения и знания, имеющие общесоциальное значение. Они осваиваются в естественной жизнедеятельности детей, в ходе учебно-воспитательных мероприятий и т. п.;

• формируемые в данном возрасте знания, умения и навыки владения различными средствами коммуникации, в том числе и современными - интерактивными.

Полифункциональная интерактивная среда позволяет детям с ОВЗ во внеурочной деятельности в неформальной обстановке взаимодействовать с нормально развивающимися учащимися, реализовывать свои возможности, исходя из их индивидуально типологических особенностей.

Все направления внеурочной деятельности в условиях полифункциональной интерактивной среды с учащимися, в том числе с учащимися с ОВЗ, реализуются на основе ключевых идей: развитие, гармония, комплексность.

Идея развития предполагает разработку кружковой работы, факультативных занятиях и проектной деятельности через свободную деятельность в комфортной полифункциональной среде разной направленности. Она осуществляется на основе личностно ориентированного взаимодействия взрослых, организаторов и участников проекта, с ребенком в специально структурированной предметно­развивающей среде с использованием детских игровых комплектов «Азбуки безопасности», в условиях «темных и светлых сенсорных комнат».

Идея гармонии предполагает гармонию ребенка с окружающим миром и собственным «Я». Для этого используются:

• специально сконструированные темные и светлые сенсорные комнаты для психокоррекционных занятий;

• детские игровые комплекты «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Азбука железной дороги», объединенные общим названием «Азбуки безопасности»;

• компьютерные программы, интерактивные панели и видеоматериалы, отвечающие принципам природосообразности, культуросообразности, принципам опережающего развития и т. п.

Комплексность предполагает воздействия на ребенка посредством занятий, объединенных единой сюжетной линией, которые проводятся с использованием технологий аква-пескотерапии, технологий здоровьесбережения, сказкотерапии и т. п.

Итак, современную ситуацию в образовании отличают многообразие программ и психолого-педагогических технологий, явно выраженная тенденция к значительному изменению содержания образовательной деятельности с учащимися с различным уровнем здоровья.

Полифункциональная интерактивная среда не только дополняет предлагаемые инновации, но и отвечает запросам специалистов, осваивающих технологии работы в темной и светлой сенсорной комнате.

Рассмотрим понятие «полифункциональная интерактивная среда» для целей совместной внеурочной деятельности детей с различным уровнем психофизического развития.

Попытка решения проблемы интерпретации внешних аудио- и визуальных стимулов, их лечебного и психолого-педагогического воздействия привела к идее создания специальной полифункциональной интерактивной среды. Вместе с тем, следует отметить, что для отечественной науки технология работы в полифункциональной сенсорной среде, условно определяемых как «темные и светлые сенсорные комнаты» является еще малоосвоенной и методически частично оснащенной. Создавая полифункциональную интерактивную среду для внеурочной деятельности с учащимися с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья, необходимо обладать знаниями, раскрывающими вопросы ее разностороннего использования. Полифункциональная интерактивная среда может быть представлена «сенсорными комнатами», «детскими игровыми комплектами «Азбука безопасности» и др.

В лекции обратим внимание на использование полифункциональной интерактивной среды темных и светлых сенсорных комнат во внеучебной деятельности, прежде всего, в системе специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.

Для реализации задач формирования социальной компетентности учащихся, в том числе и учащихся с ОВЗ, во внеурочной деятельности используются специальные занятия в темной сенсорной комнате. Использование темной сенсорной комнаты возможно педагогами в рамках внеучебной деятельности по направлению «Научно-познавательное», «Художественно-эстетическое», «Проектная деятельность», а также в рамках психокоррекционной работы, которую проводит педагог-психолог.

Темная сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка - вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребенка (подростку, взрослому) развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми.

Среда темной сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда. Интерактивность (от англ. interaction- взаимодействие) - одна из значимых категорий психологии, информатики, социологии и других наук. Интерактивность - понятие, описывающее характер взаимодействия

между объектами. Оно отражает многообразие взаимодействий, возникающих в различных сферах бытия (взаимодействие человека с окружающим природным и социальным миром на разных уровнях отношений). Как социальное и природное взаимодействие оно структурируется в нескольких полях: обмена информацией на вербальном и                     невербальном уровне,             объектами, чувствами;

типизацией/стандартизацией сообщений (языка, позиций взаимодействия). Интерактивность рассматривается и с позиций социальных коммуникаций. В качестве одного из определений этого термина в контексте использования его для темной сенсорной комнаты важным является понимание интерактивности как технологии виртуальной реальности.

Феномен интерактивности сложен и многообразен, он еще не имеет точного и полного объяснения. Поэтому его использование в отношении темной сенсорной комнаты в большей мере связано с тем, что в ней присутствуют световые приборы и эффекты, тактильные панно, объяснение действий которых требует достаточно высокого уровня технической грамотности. Интерактивность оборудования включает в себя «сложность» модели, количество физических параметров, заложенных в нее, количество вариантов сборки модели и т. п. Взаимодействуя с интерактивным оборудованием, человек «погружается» в ирреальное пространство. Например, интерактивная панель «Бесконечный тоннель» с помощью зеркал и множества лампочек создает эффект неопределяемого по глубине пространства. Это создает иллюзорное представление об эффекте погружения в безграничное пространство. Интерактивный бассейн с подсветкой в темной комнате позволяет не только наблюдать изменение цвета шариков, но и самостоятельно нажимая на кнопки- переключатели, расположенные на бортах бассейна, менять их цвет. При этом возникает эффект тактильных ощущений («плавание» в бассейне из шариков) и визуального восприятия изменяющегося цвета.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.