Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5. ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ 2 страница



3. Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении. Серия Инклюзивное образование. М., 2012.

4. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях. Серия Инклюзивное образование. М., 2012.

5. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях. Серия Инклюзивное образование. М., 2012.

6. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. Серия Инклюзивное образование. М. 2012.

7. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях. Серия Инклюзивное образование. М., 2012.

РАЗДЕЛ 6. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ С

РОДИТЕЛЯМИ

6. 1. Взаимосвязь семейного и общественного воспитания

В настоящее время особую актуальность приобретает сотрудничество между различными общественными институтами, в том числе между семьей как малой социальной группой и школой как общественной образовательной структурой. Сотрудничество и установление партнерских отношений выступает в качестве фактора развития и совершенствования отдельных субъектов и системы в целом, достижения наиболее эффективных результатов деятельности. Практика работы образовательных организаций свидетельствует о необходимости расширения возможностей участников образовательного процесса, повышения качества образования и компетентности участников образовательного процесса посредством установления партнерских отношений в едином информационно-образовательном пространстве как залога соблюдения единых требований к центральному участнику воспитательно-образовательного процесса - ребенку.

Родители, выступая первыми воспитателями своих детей, несут ответственность за их образование. Все другие социальные институты, в том числе, школы, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность Идея взаимосвязи семейного и общественного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов и родителей за результаты воспитания и обучения ребенка нашла свое отражение и в практике инклюзивного образования. Однако на современном этапе становления инклюзивного образования родителям детей с ОВЗ необходима помощь со стороны специалистов сопровождения, так как отсутствие психолого-педагогических знаний, неумение сделать выбор в пользу своего ребенка приводит к ошибкам, неправильной оценке возможностей и образовательных потребностей, а значит, - к неэффективности воспитания, обучения и социализации ребенка. В связи с этим усилия педагогического коллектива, специалистов сопровождения должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической[2] и реабилитационной компетентности. В то же время родители на добровольной основе должны стать равноправными участниками образовательного процесса, стремиться к эффективному взаимодействию и сотрудничеству с педагогами.

Взаимодействие - это способ организации совместной деятельности. С. Ожегов в «Словаре русского языка» определяет значение слова «взаимодействие» следующим образом: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка, что отражает, на наш взгляд, взаимопроникновение двух систем - семьи и образовательной организации.

Сотрудничество означает общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Принципами эффективного сотрудничества двух значимых в жизни ребенка институтов должны выступать:

- отказ от критики участников процесса обучения;

- обеспечение свободы мнений;

- уважение плюрализма жизненных позиций;

- удовлетворение познавательного интереса.

Важным моментом в контексте «семья - школа» является личное взаимодействие педагогов и родителей по поводу трудностей и достижений ребенка с ОВЗ, успехов и неудач, сомнений и размышлений в ходе определения образовательного маршрута ребенка, а также в процессе его обучения. Неоценима помощь друг другу в понимании

образовательных потребностей ребенка, в решении его индивидуальных и специфических проблем, в оптимизации путей его обучения и коррекции недостатков в развитии.

Психология доверия лежит в основе отношений родителей и специалистов сопровождения, педагогов. Родители должны быть уверены в искренности желаний педагога помочь ребенку с ОВЗ. В связи с чем специалист, педагог должны стремиться воспринимать и изучать ребенка с ОВЗ, включенного в инклюзивную среду, в призме «положительного» восприятия, то есть видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, специально проектировать условия для их проявления и закрепления. В свою очередь, доверие родителей к педагогу основывается на уважении к знаниям, опыту, компетентности педагога в вопросах обучения и коррекции, но, главное, на доверии к нему в силу его положительных социально значимых личностных качеств (внимание к людям, тактичность, заботливость, доброта, чуткость и пр. ).

В основе отношений семьи и школы как значимых социальных институтов лежит системный подход, который позволяет рассматривать систему взаимодействия как триединство: родители - ребенок - педагоги (специалисты).

6. 2 Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ

в инклюзивной среде

Психолого-педагогическое сопровождение семьи является динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность педагогов, специалистов «помогающих профессий», направленную на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, на оптимизацию социально-психологических аспектов образа жизни семьи, на улучшение психологического здоровья семьи и пр.

Принципами психолого-педагогического сопровождения семьи являются:

- принцип восприятия семьи как единой системы;

- принцип индивидуально-ориентированного подхода к каждой семье;

- принцип позитивного восприятия семьи;

- принцип системности в сопровождении;

- принцип дифференциации оказываемой помощи;

- принцип активности и сотрудничества во взаимодействии;

- принцип обеспечения свободы выбора;

- принцип образовательной направленности;

- принцип оптимального включение родителей в коррекционно­педагогический процесс, в единое образовательное пространство.

Формы работы с родителями могут носить теоретический или практический характер и быть различными: индивидуальными (беседа, психолого-педагогическое консультирование, рекомендации и просвещение; наблюдение и/или включение родителей в проведение занятий с ребенком и др. ) и групповыми (лекции, семинары, игровые тренинги, проведение праздников и утренников с детьми, круглые столы, родительские конференции, просмотр и анализ видеоматериалов и др. ).

Консультативная деятельность специалистов направлена на активную пропаганду педагогических и психологических знаний и культуры здоровья среди родителей, разработку рекомендаций по организации воспитания ребенка в семье и конструктивным способам взаимодействием в системе родитель-ребёнок.

Именно характер семейного воспитания оказывает влияние на становление образа " Я" в детском возрасте, позицию ребенка по отношению к миру. В семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом.

В консультативно-психологической помощи семье условно выделяют несколько моделей, из которых основными являются следующие.

А. Педагогическая модель: недостаточная педагогическая компетентность родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании ребенка. Консультант анализирует ситуацию, жалобы родителей и вместе с ними вырабатывает программу воспитательных мероприятий.

Б. Диагностическая модель: основана на гипотезе о недостатке информации о ребенке у родителей и предполагает оказание помощи в виде диагностического заключения, которое поможет им принять верные организационные решения (направить в соответствующую школу, клинику и т. п. ).

В. Психологическая (психотерапевтическая) модель.

Превалирование той или иной модели зависит от конкретной задачи консультирования.

Основные задачи:

• помощь в выборе правильной тактики воспитания ребенка;

• помощь в обучении ребенка тем или иным навыкам;

• информирование о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка в связи с нарушениями развития;

• помощь в адекватной оценке возможностей ребенка;

• обучение методикам коррекционной работы;

• помощь в выработке схем поведения в типичных стрессовых ситуациях (неадекватное поведение ребенка в общественных местах, косые взгляды окружающих и т. п. ).

• помощь в принятии решения о том, отдать ли ребенка в специальное учреждение или воспитывать в семье.

Такие методы изучения семьи как анкетирование, беседа с родителями, наблюдение за поведением близких взрослых в ходе психолого-педагогического обследования ребенка помогает выявить родительские позиции по отношении к ребенку и способы взаимодействия с ним; а обучение родителей эффективным приемам взаимодействия с ребенком и снабжение их необходимыми знаниями. Умениями и навыками способствует активизации их родительского потенциала.

Эффективность воспитания и обучения ребенка с ОВЗ зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и учителя. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями учеников - одно из важнейших направлений его деятельности.

Главными задачами являются сплочение семьи, установление адекватных взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Направления воспитательной работы школы с семьями учащихся:

- повышение психолого-педагогической грамотности родителей, обеспечение их теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками коррекции отклонений развития ребёнка с ОВЗ;

- нормализация детско-родительских отношений;

- поддержка и повышение социального статуса семей;

- профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

В основе взаимодействия семьи и коллектива школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и терпения по отношению друг к другу.

Основные направления сотрудничества с родителями

- Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские конференции; собрания; консультации и др. )

- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительский комитет; открытые уроки и внеклассные мероприятия; дни открытых дверей; дни творчества детей; внеклассная работа и субботники и др. )

Формы взаимодействия школы и семьи:

1. Индивидуальные:

- приглашение родителей в школу,

- посещение семьи на дому,

- индивидуальные консультации,

- дистанционное общение (переписка, виртуальные кабинеты для родителей),

- анкетирование.

2. Групповые и коллективные

- лекции и консультации для родителей,

- конференции, родительские чтения,

- открытые уроки,

- практикумы, тренинги,

- детские мероприятия и родительские вечера,

- выставки творческих работ, концерты,

- родительские собрания,

- родительские ринги,

- дни открытых дверей.

Посещение семьи на дому - это эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика, появляется возможность больше узнать о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении с родителями, можно проинформировать родителей об успехах и затруднениях ребенка, дать советы по выполнению домашних заданий и т. д.

Приглашение родителей в школу происходит, в первую очередь, в том случае, когда надо поделиться радостной новостью о достижениях и успехах ребенка. Нужно стараться не приглашать родителей для того, чтобы пожаловаться или критиковать поведение и успеваемость ребенка, это вызывает у родителей негативное отношение к школе.

Индивидуальные консультации, беседы ознакомительного характера проводятся для установления контакта между родителями и учителем, для преодоления беспокойства родителей, выяснения необходимых для профессиональной работы сведений о ребенке. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности, подчеркивать, что они делают общее дело. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности его здоровья; увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера и мотивации; моральные ценности семьи.

Переписка с родителями. Письменная форма информирования родителей об успехах их детей удобна для сообщения родителям о предстоящей деятельности в школе, поздравления с праздниками, советов и пожеланий. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут.

Анкетирование. Заполненная родителями анкета позволяет познакомиться с семьей и получить первоначальный объем необходимой информации. Анкета включает в себя вопросы, связанные с информацией для заполнения школьного журнала, вопросы, позволяющие получить сведения об анамнезе и развитии ребенка, узнать особенности и условия семейного воспитания учеников.

Лекции - это форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции - анализ явлений, ситуаций.

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют большое значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, здоровый образ жизни, вредные привычки, сексуальное воспитание в семье и т. д. В их задачу специалистов входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, и знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают и родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. По результатам конференции могут приниматься определенные решения или намечаться мероприятия по заявленной проблеме.

Родительские чтения - интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по волнующим проблемам и участвовать в их обсуждении. Учитель собирает информацию по выбранной проблематике, анализирует ее. Затем подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители их читают, а затем используют полученные сведения в родительских чтениях. Анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Открытые уроки, как правило, организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами, методиками, требованиями. Это помогает избегать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

Практикумы - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей. Значительное место в системе работы учителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Родительский тренинг - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым, доверительным и продуктивным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя, что значительно повышает эффективность тренинга. Тренинг проводится с группой, состоящей из 2-5 человек. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя серию из нескольких, регулярно посещаемых родителями занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они проводятся в классе без присутствия детей. Это праздник общения с родителями друга своего ребенка, вечер воспоминаний о детстве собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и их ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга и самого себя. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Организация совместных досуговых мероприятий способствует сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют прекрасный воспитательный эффект.

Родительские собрания - одна из самых распространенных и универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Это форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки. На родительских собраниях обсуждаются: задачи и планирование учебно-воспитательной работы класса, намечаются пути сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Тематика собраний должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей. В начале года проводятся собрания для родителей вновь поступивших детей, их знакомят с общей организацией учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего обучения в школе. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать неудачи детей и заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители, на каждый из которых отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции и мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.

Одной из форм сотрудничества с группой наиболее инициативных родителей является классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации мероприятий учебного и внеклассного плана.

Контрольные вопросы:

1. Какие специалисты принимают участие в работе и поддержке семьи ребенка с ОВЗ?

2. На что направлена психолого-педагогическая работа с семьей в рамках интегрированного образовательного пространства?

3. Назовите основные трудности и ошибки в процессе взаимодействия школы и семьи в условиях инклюзии ребенка с ОВЗ в общеобразовательной организации.

4. Как влияют на успешность инклюзии родительские позиции, установки и стили воспитания?

5. Опишите различные модели психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве

Практические задания и упражнения:

1. Разработайте алгоритм сопровождения семьи в инклюзивном образовании.

2. Составьте план-конспект коррекционного занятия «специалист сопровождения - ребенок - родитель» с семьей ребенка с ОВЗ.

3. Разработайте тематику консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ.

4. Осуществите анализ традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия образовательных организаций с родителями.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Алешина Ю. А. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование - М., 2004.

2. Анализ и обоснование современных подходов к разработке инновационных методик комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи. Аналитические материалы. - М.: Полиграф-сервис, 2009.

3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардики, 2004.

4. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. - М.: Просвещение, 2008.

5. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. - М.: Академия., 2006.

6. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М.: Владос., 2004.

7. Основы психологии семьи и семейного консультирования. - М.: Владос., 2004.

8. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ /под ред. В. В. Ткачевой. - М.: Академия, 2014.

9. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб.: Речь, 2006.

10. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. - М.: Астрель., 2007.

Дополнительная литература

1. Грикш М. Ф. «Ты с нами». Системные взгляды и решения для учителей, учеников и родителей. М., 2005.

2. Добряков И. В., Защиринская О. В. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2007.

3. Кочубей А., Умарова Н. Азбука семьи, или Практика работы с семьями: Учебно - методическое пособие. - Псков: ПОИПКРО, 2004.

4. Крючева Я. В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2004.

5. Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухого школьника. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2007.

6. Малкина-Пых И. Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога. М.: Эксма., 2005.

7. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. / Под ред. О. И. Волжиной. - СПб.: КАРО, 2005.

8. Разумова А. В. Адекватность образа ребенка у родителей с разным стилем семейного воспитания и личностными особенностями: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2004.

9. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие/ под ред. В. И. Селиверстова, О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной. - М.: ВЛАДОС, 2009.

10. Черников А. В. Системная семейная терапия. - М.: Класс., 2005.

11. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. - М.: Академия, 2007.


РАЗДЕЛ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7. 1. Педагогические технологии построения взаимодействия обучающихся в учебном и внеучебном процессе

Основная образовательная программа общего        образования

реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственного образовательного стандарта и государственных                                                                       санитарно­

эпидемиологических правил и нормативов.

Формы организации образовательного процесса,     чередование

урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования                                           определяет

образовательная организация самостоятельно.

Взаимосвязь учебной, внеучебной и внеурочной деятельности школьников можно представить в виде схемы:

Мы будем рассматривать педагогические технологии построения взаимодействия обучающихся с ОВЗ в учебном и внеучебном процессе через внеурочную деятельность.


 

Внеурочная деятельность по ФГОС общего образования организуется по направлениям развития личности:

• духовно-нравственному,

• спортивно-оздоровительному,

• социальному,

• общеинтеллектуальному,

• общекультурному.

Внеурочная деятельность реализуется в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д. В отличие от урочной деятельности, где основной формой является урок.

Внеурочную деятельность можно рассматривать как совокупность разнообразных видов и форм воспитательной работы с обучающимися, которые проводятся за пределами занятий и учебного времени. Это одна из форм организации свободного времени ребенка, основанная на принципах самостоятельного выбора, основанная на личной заинтересованности участников с целью развития как в образовательном, так и духовно­нравственном плане.

Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная. Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы, а внешкольная - учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности обучающихся тесно связаны между собой.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся можно распределить по трем уровням.

Первый уровень результатов, когда обучающийся приобретает социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п. ) и первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов, когда обучающийся получает опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), цен ностного отношения к социальной реальности в целом.

Основная цель организации взаимодействия обучающихся в условиях инклюзивного образования- создание специальных условий для адаптации, развития позитивных потенций и социальной адаптации детей с ОВЗ и их сверстников в процессе совместной деятельности.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает)первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить(или отвергает).

Третий уровень результатов, когда обучающийся получает опыт в самостоятельном общественном действии, становясь социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой

Для достижения этой цели следует решать задачи, которые можно сгруппировать в четыре группы:

1. Создание условий для освоения образовательной программы всеми обучающимися инклюзивного класса:

• организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;

• создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

• формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации;

• применение современных педагогических технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, адекватных возможностям и потребностям обучающихся;

• адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ

• адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

2. Создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:

• организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;

• организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.