Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5. ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ 5 страница



Экспериментально и практически установлено, что в виртуальной реальности можно создавать объекты и целые миры. В темной сенсорной комнате это достигается с помощью работы прожекторов и эффектов, светильников, различных панелей, панно и т. п.

Наряду с интерактивным оборудованием в темной сенсорной комнате используется мягкая мебель: пуфики-кресла, музыкальные кресла- подушки, кресло «Трансформер», напольные и настенные маты и т. п. Эти предметы необходимы для создания комфортного расположения ребенка (подростка, взрослого) в пространстве интерактивной среды. Они позволяют снять излишнюю напряженность, расслабиться, успокоиться, принять удобную для наблюдения за объектами и взаимодействия с другими участниками группы позу и т. п.

Темная сенсорная комната, в отличие от светлой, обладает более выраженной полифункциональностью. В ней при наличии света (поднятые жалюзи, включенный свет) можно проводить занятия без использования светового интерактивного оборудования. Например, в бассейне с подсветкой можно проводить занятия без ее включения. «Плавание» в таком бассейне развивает координацию движений, позволяет корректировать их нарушения, формировать правильное дыхание, расслабляться и т. п. Включенная подсветка (при выключенном общем освещении) наряду с описанными выше результатами, позволяет добиться активизации или релаксации организма по мере изменения цвета шариков от красного, к желтому, зеленому и голубому (возможны разные последовательности включения света, исходя из целей психотерапевтического воздействия). Изменение цвета шариков способствует также развитию визуальных ощущений.

Среда темной сенсорной комнаты может включать материалы и оборудование, предназначенные для светлой сенсорной комнаты. С ними дети (подростки) взаимодействуют во время работы прожекторов и панно. Например, восприятие сенсорной тропы меняется, если она расположена в темной сенсорной комнате, когда перемещаться по «кочкам-мешочкам» с различными наполнителями надо при свете, отраженном от зеркального шара, подвешенного к потолку. Вращаясь, зеркальный шар испускает бесконечное количество «солнечных зайчиков». Они, словно маленькие звездочки, скользят по полу, попадают на «кочки-мешочки», меняя их цвет. Это вносит определенные изменения в пространственную ориентировку во время перемещения по сенсорной тропе, но, не меняя тактильных ощущений, лишь стимулирует координацию движений человека.

Рассматривая среду темной сенсорной комнаты, необходимо определить два ее назначения. Первое связано с возможностью использования ее для решения задач целостного, прежде всего, познавательного, развития. Практически все оборудование этой комнаты в той или иной мере является автодидактическим материалом, позволяющим формировать познавательные функции, обогащать представления детей, подростков и взрослых об окружающем предметном и природном мире. Автодидактический эффект от использования этого оборудования достигается при комплексном его применении в пространственной среде темной сенсорной комнаты, причем как каждого отдельно, так и всех вместе.

Взаимодействие с различными световыми панно, такими как «Светящиеся нити», «Звездное небо» и другие, - процесс увлекательный и познавательный. Например, игровое панно «Светящиеся нити» представляет собой рамку с нитями, которые подсвечиваются ультрафиолетовым светом на фоне безопасного зеркала из пластика. Поскольку человеческий глаз не воспринимает ультрафиолетовый свет, светятся только нити, а зеркало создает эффект объемности при их восприятии. Перебирая, собирая в пучки, вытягивая по одной нити разного цвета, ребенок (подросток, взрослый) не просто увлеченно взаимодействует с этим интерактивным оборудованием, моделируя различные пространственные формы. В ходе такого взаимодействия стимулируются зрительные и тактильные ощущения. И таких примеров саморазвития, которое осуществляется в процессе взаимодействия с пространственной средой темной сенсорной комнаты, можно привести много. Этот процесс не менее познавателен, чем дидактические игры с предметами и игрушками, столь активно используемые в образовательном процессе. Здесь мы хотели бы отметить тот факт, что культура дидактического взаимодействия со средой темной сенсорной комнаты, то есть с интерактивным оборудованием, еще только формируется.

Второе назначение темной сенсорной комнаты связано с самопознанием человека.                            При этом задачи самопознания,

самосовершенствования и психологической коррекции отклонений в эмоционально-личностной сфере детей, подростков с различным уровнем развития, в том числе детей с ОВЗ, в условиях интерактивной среды соотносятся с ролью цвета, звука и слова в гармонизации отношений человека с другими членами сообщества, с миром природы, и, прежде всего, с собственным «Я».

Общеразвивающая, коррекционно-образовательная, психологическая и психотерапевтическая работа с детьми и подростками в интерактивной среде темной сенсорной комнаты осуществляется в соответствии с принципами, сформулированными                           в                                        психологических,

нейропсихологических, педагогических исследованиях. К этим принципам относятся: деятельностный; онтогенетический; единства диагностики, коррекции и развития; общие дидактические принципы.

Работа со школьниками в полифункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнаты проводится с учетом программных требований их основного и дополнительного образования. При отборе содержания для психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических занятий с разными категориями учащихся (детей, подростков) учитываются: характер ведущей деятельности; ведущие мотивы и потребности человека в различные возрастные периоды; структура и степень выраженности нарушений развития и поведения; особенности развития интеллекта и коммуникативных навыков; уровень развития саморегуляции и самооценки; нарушения в отношениях со сверстниками; особенности отношений и взаимодействия в семье и социуме; психотравмирующие факторы среды и т. п.

Возможны следующие общие принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты:

1. Основу      общеразвивающей,      коррекционно-образовательной,

психологической и психотерапевтической работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности детей (подростков) и совместной деятельности со специалистом (педагогом-психологом, врачом, воспитателем и т. д. ).

2. Специалист, работающий с ребенком (подростком) индивидуально (или с группой) привлекает его (их) к разным видам деятельности в специально созданной полифункциональной интерактивной среде. Он делает это без психологического принуждения, опираясь на интерес ребенка (подростка, взрослого) к содержанию и форме занятий и активизируя его своим партнерским (материнским, товарищеским) участием.

3. Дифференцированный подход в общеразвивающем, коррекционно­образовательном, психологическом или психотерапевтическом процессе реализуется в нескольких направлениях:

• при организации полифункциональной интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности детей (подростков), развития саморегуляции их деятельности;

• в использовании гибких форм работы (индивидуально, в парах, в подгруппах, в группе), соответствующих интересам и возможностям детей (подростков), в том числе с ОВЗ;

• в индивидуальном выборе времени для разных видов совместных занятий в зависимости от возраста занимающихся и режима их образовательной деятельности.

Определяя задачи общеразвивающей, коррекционно­образовательной, психологической и психотерапевтической работы с детьми (подростками) в темной сенсорной комнате, необходимо ориентироваться на культурологическую и знаниево-компетентностную парадигмы. Выбор задач, которые решает специалист в интерактивной среде, зависит от состава группы, формируемой в условиях внеучебной деятельности в образовательной организации.

Практические задачи по реализации содержания занятий решаются специалистами, работающими с адресными группами в данной среде, исходя из личностно-ориентированной модели взаимоотношений (субъект­субъектной) на комплексной основе. Все направления общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической работы в полифункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнаты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

Мы уже говорили о том, что сочетание нескольких стимулов полифункциональной интерактивной среды темной сенсорной комнаты, (звуков, цвета, запахов, тактильных ощущений) может оказывать неодинаковое воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее, то есть речь идет о феноменах возбуждения и торможения. Поэтому темная сенсорная комната способствует не только достижению релаксации, но и активизации различных функций центральной нервной системы. Систематическое, но индивидуально дозированное (в зависимости от возраста, наличия психологических и медицинских проблем) пребывание человека в такой среде позволяет решать следующие задачи:

• гармонизировать психоэмоциональное состояние;

• корригировать нарушения в эмоционально-волевой сфере;

• развить познавательную деятельность детей и подростков, их интерес к исследовательской деятельности;

• стимулировать все сенсорные процессы;

• развить общую и мелкую моторику, скорректировать двигательные нарушения;

• помочь детям и подросткам, оказавшимся в стрессовой ситуации, легче преодолеть ее.

Несомненно, все вышеперечисленные задачи заслуживают большого внимания. Вместе с тем в современном мире существуют глобальные проблемы, касающиеся большинства жителей нашей планеты. К ним можно отнести тревогу и стресс. Отмечается, что любое живое существо непрерывно адаптируется к условиям существования. Проблема адаптации учащихся с ОВЗ к условиям общеобразовательной школы не является исключением. Все чаще можно наблюдать тревогу, возникающую у детей в результате обучения в школе, в том числе и у детей с ОВЗ, из-за отсутствия взаимопонимания с педагогами и другими учениками с нормальным развитием. Причем тревожность в этой ситуации возрастает как у детей, так и у окружающих их взрослых - педагогов и родителей.

Если состояние тревоги затягивается, то на ее месте возникает стресс. Стрессовое состояние начинается с мобилизации резервных возможностей организма. Запускается действие механизма возникновения психосоматических заболеваний.

Занятия в темной сенсорной комнате помогают поднять простые ощущения на уровень осознанного восприятия, стимулируя тем самым процессы саморегуляции центральной нервной системы. Таким образом, психоэмоциональная сфера человека начинает ограждать себя от негативного воздействия стрессовых ситуаций. В интерактивной среде темной сенсорной осуществляется немедикаментозное воздействие, помогающее преодолеть нервное и психическое напряжение, восстановить работоспособность. Мышечное расслабление, отдых, отсутствие проблемных ситуаций здесь и теперь, положительные эмоции становятся основой и хорошим сопровождающим фоном для преодоления тревоги и стресса. Кроме того, положительный эмоциональный фон обеспечивает усиление мозгового кровообращения и накопление запасов умственной энергии.

В сенсорной комнате можно эффективно работать с детьми и подростками, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы. По разным причинам (нарушения развития, безнадзорность, ситуация гипер- и гипоопеки, невозможность проявить собственный гнев и пр. ) у детей возникает склонность к разрушительным действиям, агрессивность, резкие немотивированные колебания настроения, чрезмерная робость, застенчивость, ранимость, повышенная обидчивость. У таких детей и подростков появляется эмоциональное перенапряжение. Снизить это эмоциональное перенапряжение помогают занятия в темной сенсорной комнате, поскольку ее среда вызывает у человека чувство защищенности, покоя, уверенности в себе, так как он попадает в благоприятное эмоциональное поле. Установлено, что состояние психического благополучия или, наоборот, психического расстройства человека в значительной степени зависит от тех эмоций, которые мы испытываем в конкретный момент своей жизни. Поэтому грамотно организованная интерактивная среда темной сенсорной комнаты и адекватное состоянию учащегося с ОВЗ взаимодействие со специалистом во многом способствует формированию его психического благополучия.

Для эффективного проведения занятий с использованием полифункциональной интерактивной среды темной сенсорной комнаты необходимо комплексное изучение особенностей развития, жизнедеятельности детей (подростков). На наш взгляд, такое изучение, прежде всего, направлено на:

• выявление того, каким образом можно наиболее полно задействовать личностные факторы при организации внеурочной деятельности в интерактивной среде: за счет высокой мотивации, дисциплинированности, волевой мобилизации, ценностной ориентации на эту деятельность;

• определение возможных путей повышения уровня саморегуляции поведения; выявление иерархической последовательности в управлении поведением от непроизвольного к произвольному, от неосознанного контроля за своими действиями к осознанному, от подражания к речевым механизмам саморегуляции и, наконец, от частных параметров к многомерности саморегуляции действий и поведения;

• поиск путей повышения многомерности саморегуляции за счет перехода от мономодальной к полимодальной ориентировочной основе действий (например, от преобладающего зрительного самоконтроля движений к зрительно-слухо-кинестетическому самоконтролю и т. д. ), перехода от саморегуляции сенсорно-перцептивных действий по одному параметру к комплексу параметров самоконтроля и управления сенсомоторными действиями.

Таким образом, суть занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты с детьми (подростками) в условиях внеурочной деятельности заключается в том, чтобы усилить влияние психологических факторов на повышение эффективности сенсомоторной деятельности и гармонизацию личности на всех этапах непрерывного образования, что также необходимо и для решения задач психологического консультирования детей и подростков, выявления эмоциональных и личностных проблем, связанных со школьной дезадаптацией, межличностными конфликтами, возникающими в детском социуме и т. п.

Работа в полифункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнаты организуется в следующих направлениях:

• использование стимулирующих упражнений, активизирующих и развивающих у школьников сенсорные функции: зрительное и слуховое восприятие, осязание и пространственное восприятие;

• непосредственное общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития нормально развивающихся учащихся и учащихся с ОВЗ, их самооценки и личностного становления;

• релаксационные тренинги для детей и подростков, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.

Программа занятий в темной сенсорной комнате определяется возрастом занимающихся в ней, особенностями их сенсомоторного, интеллектуального развития, потребностями в психологической коррекции.

Модуль для составления программы занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты может быть представлен следующим образом:

• адресная группа участников занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты (характеристика группы);

• направления общеразвивающей, коррекционно-развивающей, лечебно­профилактической или психотерапевтической работы исходя из индивидуально-типологических особенностей каждого участника занятий или типологии группы участников занятий;

• описание оборудования и материалов для темной сенсорной комнаты в соответствии с задачами работы с адресной группой участников занятий;

• ключевые понятия, отражающие цель, содержание и специфику

обшеразвивающей,          коррекционно-развивающей,          лечебно­

профилактической и психотерапевтической работы;

• игровые и психотерапевтические технологии общеразвивающей, коррекционно-развивающей, лечебно-профилактической работы с адресной группой участников занятий;

• последовательность, структура и план занятий;

• предполагаемые достижения, прогнозируемый коррекционно­развивающий и оздоровительный эффект занятий исходя из индивидуально-типологических особенностей участников группы.

Программа развивающих и коррекционных занятий с детьми, подростками, независимо от ее содержания, в условиях темной сенсорной комнаты предполагает не столько знакомство детей с интерактивным оборудованием, сколько непосредственное привлечение их к активному участию в сенсорно-перцептивной, моделирующей и речевой деятельности. Это способствует развитию инициативы, творческой активности, воображения, формирует чувство самоценности и самодостаточности.

Итак, как уже было отмечено выше, программы общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической и психотерапевтической работы с детьми (подростками) в интерактивной среде темной сенсорной комнаты должны способствовать наиболее эффективному развитию «Я- сознания» человека. Их можно использовать для разработки содержания как традиционно сложившихся видов психологических и общеразвивающих занятий с детьми, так и новых игровых технологий, например комплексных (синкретических) факультативных занятий. Они могут сочетаться с различными играми на сенсомоторное развитие, с чтением специально подготовленных для конкретного занятия рассказов и сказок.

Реализация содержания программ внеурочной деятельности в интерактивной среде темной сенсорной комнаты сопряжена со значительным повышением требований к образовательному, культурному и техническому уровню специалистов, осуществляющих работу в этой среде.

Во-первых, специалисту, осуществляющему работу в темной сенсорной комнате, необходимо знать технические средства, используемые в ней. Он должен изучить правила эксплуатации оборудования и выполнять все требования, связанные с противопожарной безопасностью.

Во-вторых, специалисту, проводящему занятия в интерактивной среде темной сенсорной комнаты нужно овладеть иной, отличной от работы в реальной предметной среде, культурой ведения занятий. От него требуется знание о дозированности использования интерактивного оборудования, о его влиянии на здоровье тех, кто принимает участие в занятиях и т. п. Специалисты должны быть информированы об особенностях нервно-соматического состояния каждого из участников занятий.

В-третьих, при проведении занятия в интерактивной среде, воздействующей цветом, светом и звуком, то есть внешними стимулами, особые требования предъявляются к выразительности речи специалиста. Он должен не только знать литературные источники (ведь никто не станет читать текст по книге или другому бумажному носителю в темной сенсорной комнате), но и уметь выразительно рассказать, продемонстрировать, изобразить то, о чем он рассказывает. При этом учитывается возраст участников занятий, возможности каждого из них при восприятии нового в необычной интерактивной среде.

Педагогам, психологам и другим специалистам следует проявлять максимум изобретательности, творчества, артистичности, чтобы привлечь детей (подростков, взрослых) не только к созерцанию интерактивного оборудования и взаимодействию с ним, но и дать им возможность наблюдать примеры эмоционального и речевого поведения, «заразить» их эмоциями, вовлечь в совместное действо. Главное, чтобы во всех случаях участники занятий испытывали радость и удовольствие от общения с интерактивной средой темной сенсорной комнаты.

Большое значение имеет стиль общения педагога-психолога или другого специалиста, проводящего занятия в интерактивной среде темной сенсорной комнаты. Позиция равноправия, сотрудничества, принятия каждого во всех его проявлениях является основным условием общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической или психотерапевтической работы. Исключается жесткая регламентация деятельности детей (подростков), поэтапное инструктирование, авторитарный тон, требования подчинения и т. п.

Занятие в темной сенсорной комнате условно можно разделить на два этапа: пропедевтический (подготовительный) и основной.

Пропедевтический этап направлен на ознакомление со средой темной сенсорной комнаты, с ее пространством, на овладение взаимодействием с материалами и оборудованием, находящимися в ней. На пропедевтическом этапе работы решаются задачи создания атмосферы доверия и безопасности. В этот период основное внимание уделяется тому, чтобы дети (подростки) научились раскрепощаться, а при необходимости, наоборот, сосредоточиваться на объектах и явлениях, представленных в среде темной сенсорной комнаты.

На пропедевтическом этапе работы специалист уточняет особенности проведения занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты, изучает индивидуально-типологические особенности тех, с кем он будет заниматься. Исходя из этих особенностей, для различных групп детей (подростков) подготовительный этап определяется индивидуально. Например, взрослых можно знакомить со средой темной сенсорной комнаты Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, у которых отмечаются страхи, выраженная неуверенность, агрессивность в малознакомом пространстве, знакомятся с комнатой при полном освещении. Знакомство с интерактивным оборудованием следует проводить постепенно, предъявляя детям по одному из приборов. Сначала их включают в освещенной комнате, а затем предупреждают ребенка о том, что в комнате станет темнее, так как выключат свет, и он сможет увидеть, например, как прыгают «солнечные зайчики» или «падают снежинки». Затем выключают общее освещение и оставляют включенным только зеркальный шар, который вращается в луче направленного на него света. Таким образом, можно познакомить с двумя-тремя видами оборудования. Знакомство с остальным интерактивным оборудованием можно проводить уже в ходе занятий на основном этапе.

На основном этапе работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты реализуются цели и решаются задачи общеразвивающей, коррекционно-образовательной,                                                                 психологической            или

психотерапевтической работы.

В структуре занятий можно выделить следующие блоки:

• Введение в игровую ситуацию, чтобы придать деятельности участников занятия поисковый характер. Педагог-психолог формирует у занимающихся психологическую готовность принять участие в создании творческой ситуации. При этом он побуждает их к активности и смелости, предлагая проиграть (пережить) эту ситуацию.

• Создание познавательной основы путем беседы, направленной на уточнение, расширение уже имеющихся представлений и обогащение их новым содержанием с использованием интерактивного оборудования и психотерапевтических практик.

• Формирование эмоциональной готовности к занятию (образ должен быть созвучен настроению участников занятия). Звучит соответствующая мелодия, участники занятия удобно устраиваются на мягкой мебели, происходит релаксация, в результате которой восстанавливаются силы, снимается излишняя напряженность. В качестве музыкального сопровождения можно использовать фонограммы колокольного звона, звуков природы, музыку, способную передать восход солнца, блеск звезд и бесконечность пространства. Во время релаксации специалист говорит о любви, взаимопонимании, добре, может читать стихи. В это время включается один из проекторов, по силе и направленности движения световой волны соответствующий целям релаксации (звездный шар, панно «Бесконечность», настенный ковер «Млечный путь», светильник «Релакс», интерактивная панель «Осенний лист» и т. п. ). Речь специалиста плавная, спокойная, каждое слово - продуманное. Используется все многообразие и красота русского языка. Работая со словом, специалист должен помнить, что оно обладает определенной вибрацией, ритмом и способно как разрушать, так и создавать нравственное и физическое здоровье.

• Этап активного действия - взаимодействие с интерактивной средой. Выбирается световой прибор, позволяющий создать необходимую ситуацию для сенсорно-перцептивной деятельности. Возможно последовательное использование ряда приборов, взаимодополняющих друг друга и стимулирующих ощущения необходимой модальности. На этом этапе активного действия может проводиться занятие пантомимой. Специалист учит детей (подростков) передавать содержание определенной роли движением, жестом, мимикой. Участники занятия выступают в роли творцов той или иной ситуации. Пантомима дает возможность раскрыть творческий потенциал человека, еще более раскрепостить его, сделать пластичным, уверенным в себе, создает положительный эмоциональный фон. Задания для пантомимы выбираются соответствующие занятию. Пантомима может «подсвечиваться», «иллюминироваться» с помощью светоэффектов.

• Слушание историй. Чаще всего эти истории придумываются специалистом или участниками занятий. Они могут быть подготовлены заранее или создаваться по ходу действия. В случае использования литературных произведений они значительно сокращаются и адаптируются. Монологическая речь при необходимости могут переводиться в диалогическую. Отношения персонажей передаются в диалоге.

• Ритуал прощания.

Мы выделили основные, на наш взгляд блоки занятия в интерактивной среде темной сенсорной комнаты, но это ни в коем случае не ограничивает специалиста в его творчестве. Он может использовать любые формы работы в интерактивной среде, которые ведут к достижению поставленных им целей и задач, соблюдая при этом все правила предосторожности при взаимодействии с интерактивным оборудованием и помня основной принцип - не навреди!

Для реализации спортивно-оздоровительного направления внеучебной деятельности возможно использование светлой сенсорной комнаты и комнаты сенсомоторного развития. Полифункциональная среда этих комнат создает условия для реализации задач физического развития учащихся с ОВЗ, таких как: сформированность основ понимания у детей ценности здорового образа жизни; развитие понимания необходимости выполнения мер по поддержанию своего здоровья.

Среда светлой сенсорной комнаты — это среда для взаимодействия человека с определенными модулями при дневном свете или при ярком (полном) освещении. В такой комнате представлены в определенной логической последовательности разные мягкие модули, шариковый бассейн, сенсорные (аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы. Это оборудование позволяет в привычном для человека пространстве выполнять различные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать потребность в движениях и игре в приспособленной, безопасной среде. Поэтому такая среда называется «мягкой комнатой». В ней не должно быть опасных, твердых предметов, всего того, что может «сковать» движения ребенка. Светлая сенсорная комната, в отличие от темной, не приспособлена для использования светоэффектов, визуальных стимуляторов, которые дают прожектора и осветительные приборы. Их эффект попросту пропадает при дневном или ярком электрическом свете.

Для светлой сенсорной комнаты разработаны различные полифункциональные модульные наборы. Их использование позволяет формировать у детей умение передвигаться по поверхности приподнятой над полом. В светлой сенсорной комнате педагоги, тренеры могут проводить следующие виды занятий с детьми с использованием различных полифункциональных игровых модулей. Рассмотрим кратко некоторые из них. Обратим внимание на то, что в занятиях полифункциональными модулями можно варьировать использование одного или нескольких модулей.

Кроме описанных выше двух вариантов сенсорной комнаты, мы сочли возможным выделить третий вид сенсорной комнаты — комнату сенсомоторного развития. В определенной мере это соотносится с современным понятием среды для развития координационных и сенсорно- перцептивных способностей, а также их коррекции. Наверное, в традиционном варианте эта среда ближе к предметной среде физкультурного зала. Но это не физкультурный зал, где представлены различные спортивные снаряды. Это среда для взаимодействия, где физическое развитие идет на основе полифункционального игрового оборудования, позволяющего именно взаимодействовать с ним, а не только выполнять тренировочные физические упражнения различной сложности.

В качестве полифункционального оборудования для комнаты сенсомоторного развития используются различные напольные сенсорные тренажеры. Они направлены на развитие координационных способностей детей, формирование у них статического и динамического равновесия и др.

Способность сохранять равновесие в вертикальном положении - одно из важнейших условий жизнедеятельности человека. Удержание постоянного равновесия является одним из важнейших показателей моторно-двигательного развития детей. Оно значимо для развития способности к освоению новых, более сложных действий. Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата в целом и моторно­двигательного опыта человека.

Научно и экспериментально доказано, что наше тело подчиняется закону минимального поглощения энергии. То есть скелетная система, уравновешивая себя, сводит к минимуму затраты энергии, что в конечном итоге повышает ее функциональность и работоспособность. Другими словами, в человеческом организме заложена программа, цель которой - любыми путями сохранить равновесие, затрачивая при этом минимальное количество энергии. Оптимальный двигательный стереотип имеет следующие визуальные критерии: совершение движения в конкретном направлении; плавность движения с сохранением постоянства скорости; наиболее короткая траектория и достаточный объем движения.

Необходимость специальных упражнений, направленных на развитие устойчивости, для младших школьников очевидна. Наиболее эффективны в этом плане движения, выполняемые на опорах уменьшенной площади или приподнятых над уровнем пола (земли). Для предотвращения нарушений позиционной установки стоп полезны занятия на ковриках с различными наполнителями. Ходьба и бег, остановка по сигналу во время движения, движение по заданным ориентирам, приземление в прыжке в точно обозначенное место - все это возможно при выполнении упражнений с использованием напольных тренажеров. Эти упражнения требуют определенных физических и волевых усилий и формируют специфические мышечные ощущения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.