Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5. ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ 6 страница



Наряду с развитием координационных способностей детей, профилактики и коррекции плоскостопия у них, занятия с использованием полифункциональных напольных сенсорных тренажеров, где требуется перемещение по различным приподнятым над полом опорам, способствует развитию внимания детей. Движение по сенсорным дорожкам требует от ребенка зрительной и моторной сосредоточенности. Это способствует развитию координации на основе зрительных и двигательных стимулов. Возможная моторная неловкость человека формируется из-за рассогласованности зрительных и двигательных ориентировок. Постепенное и всестороннее освоение ребенком движения на основе наглядных ориентиров, в данном случае «блинчиков» развивает «взоровые» действия. Для формирования согласованности движений в сочетании с реакцией на зрительную ориентировку необходимо предлагать детям упражнения, в которых они должны обращать внимание на оба эти параметра. Игровые упражнения с сенсорным дорожкам способствуют развитию согласованности движений со зрительными стимулами.

Для целостного развития школьника с ОВЗ значимо развитие пространственных представлений и пространственного мышления. Важным для развития является формирование у него топологических, проективных представлений, представлений о системе координат. В формировании пространственных представлений и способов ориентировки в пространстве участвуют различные анализаторы: кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный. У детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализатору. Пространственная ориентировка осуществляется на основе восприятия пространства, словесного обозначения пространственных категорий. В понятие «пространственная ориентация» входит оценка расстояния, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося. Необходимо обратить внимание на то, что напольные сенсорные дорожки - великолепный тренажер для развития ориентировки в пространстве на основе использования определенной системы отсчета.

Движение по напольным сенсорным тренажерам способствует развитию у детей плавность движения с сохранением постоянства скорости, а также тренируют способность точно совершать движения в конкретном направлении.

Описанные выше возможности напольных сенсорных тренажеров с детьми дают основание считать их полезным элементом полифункциональной предметно-развивающей среды образовательной организации. Многофункциональность модулей заключается в возможности их использования в работе разных специалистов: воспитателей, инструкторов физического воспитания, учителей, психологов и др.

Напольные сенсорные тренажеры можно использовать как самостоятельное игровое оборудование и в сочетании с другими игровыми модулями. Она раскладывается в классе, рекреации, в физкультурном зале и др.

В процессе занятий с детьми с использованием напольных сенсорных тренажеров: ведется работа по профилактике и коррекции плоскостопия; совершенствуется способность к зрительно-моторной координации; развивается способность выполнять задания на пространственное перемещение; развиваются тактильные ощущения и представления и т. п.

Хождение по напольным сенсорным тренажерам может быть организовано как самостоятельное занятие, тогда основной задачей будет работа со стопой в целях профилактики детского травматизма: проработка и усиление на энергетическом и функциональном уровне голеностопного сустава, координации движений с опорой на ступни, цыпочки и пяточки. Такие занятия проводит инструктор по лечебной физкультуре или воспитатели под руководством врача-ортопеда.

Хождение по напольным сенсорным тренажерам может быть организовано как часть занятия, тогда основная задача использования тренажера как тропы - вхождение в игровое, сказочное пространство, например, темной сенсорной комнаты, комнаты сказки, и выход из него.

В комнате сенсомоторного развития используются детские игровые лестницы (лестница, сплетенная из хлопчатобумажного каната в виде сетки, которая подвешивается на крюки, закрепленные на потолке и каркасная веревочная лестница).

Значительное место во всестороннем развитии детей занимают игры и различные действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствует развитию глазомера, координации, ловкости. Они формируют умение охватить, удержать, бросить различными способами, рассчитать направление и силу броска, точно выполнять движения с большим мышечным напряжением.

Упражнения с мячом воздействуют не только на крупные, но и на мелкие мышцы рук, увеличивая подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для развития тонкой моторики.

Название «Набивные мячи» условное. Оно дано этим изделиям потому, что они представляют собой особый вид мячей. Их сферические чехлы изготовлены из полимерной ткани четырех цветов: красного, синего, желтого, зеленого. Сферическую поверхность мяча образуют детали пятиугольной и шестиугольной формы. Поскольку чехлы набиты смесью поролоновой крошки и пенополистирольных шариков, то мячи отличаются друг от друга не только размерами, но и весом. Для различных упражнений рекомендуется использовать разные по размеру и весу мячи. Так, мячи диаметром 20 см, 25 см, 30 см можно прокатывать по поверхности и бросать в горизонтальную или вертикальную цель, передавать или перебрасывать друг другу. Мячи диаметром 40 см, 50 см, 75 см дети могут только прокатывать, а также сидеть и лежать на них, то есть использовать как опору для тела.

Занятия с набивными мячами способствуют совершенствованию функции равновесия и двигательного контроля, содействуют укреплению различных мышечных групп, формированию мышечного корсета, коррекции деформаций позвоночника, овладению двигательными навыками, а также позволяют добиваться полного мышечного расслабления (за счет вибрации) спастичных мышц, положительно влияют на эмоционально-волевую сферу.

Набивные (сенсорные) мячи применяются в практике кинезиотерапии, на занятиях лечебной физкультурой, то есть в лечебно­профилактических целях.

Для того чтобы лучше понять возможности набивных мячей в лечебно-профилактической работе с детьми (примерно до 12-14 лет, хотя в данном случае возраст не является значимым показателем), обратимся к краткому описанию метода кинезиотерапии.

Кинезиология - наука, изучающая механизмы формирования движения и причины его нарушения. Установлено, что мышцы являются индикатором нарушения здоровья и его благополучия. Все системы организма связаны с мышцами. Эта связь осуществляется в виде мышечных рефлексов. Метод кинезиотерапии основан на способности мышц организма реагировать на малейшие изменения настроения человека и его мысли. Наше тело играет интегрирующую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с самого раннего детства и до глубокой старости. Именно телесные ощущения «подпитывают» мозг информацией, идущей из окружающей среды, формируя, таким образом, понимание мира и создавая основу для развития интеллектуальных способностей.

Соответственно кинезиотерапия - естественный метод восстановления работы организма при возникновении проблем опорно­двигательного аппарата с помощью воздействия на систему мышц, связок, суставов. Она включает комплекс лечебной физкультуры в динамическом режиме, занятия на тренажерах, спортивно-прикладные упражнения, игры, дыхательную гимнастику. Кинезиотерапия - это лечение движением. Учащиеся многократно повторяют одни и те же движения, доводя их до совершенства и тем самым воздействуя на систему мышц, связок, суставов. Набивные мячи, как показывает практика кинезиотерапии, могут использоваться в качестве тренажеров для выполнения упражнений в положении сидя и лежа, для занятий лечебной физкультурой в динамическом режиме и т. п.

При организации занятий с детьми, имеющими нарушения осанки, рекомендуется выбирать набивные мячи большого и среднего размера. При посадке на набивной мяч его выталкивающая сила такова, что требует сохранения равновесия, что возможно только при определенном положении туловища, которое соответствует правильной осанке. Таким образом, выполняя упражнения в положении сидя или лежа на сенсорном мяче, дети укрепляют мышцы спины, рук, ног. Упражнения на мячах позволяют задействовать те группы мышц, которые «не работают» при выполнении обычных упражнений. Такие занятия оказывают

оздоровительное воздействие на весь организм.

Овладение навыками обращения с набивными мячами требует от ребенка определенных усилий и терпения.

Игры и упражнения с набивными мячами различного диаметра направлены на:

• развитие сенсорно-перцептивных способностей детей (представлений о цвете, величине, барического чувства и т. п. );

• формирование способности к точному управлению движениями в пространстве (чувство пространства);

• развитие способности к реагированию (время сложной двигательной реакции);

• повышение способности к сохранению равновесия (статическая координация);

• формирование умения поддерживать максимально возможный темп движений (частота движений за единицу времени);

• развитие способности к словесной регуляции движений (выполнение двигательных действий по словесной инструкции);

• развитие активного воображения;

• снижение повышенного психического возбуждения;

• формирование навыков взаимодействия со сверстниками в процессе совместных игр и упражнений, воспитание умения проявлять внимание друг к другу и оказывать взаимопомощь.

Эффективным средством сенсомоторного развития детей являются занятия в сухом (шариковом) бассейне.

Сухие бассейны - это игровое оборудование для занятий детей различного возраста. Материалы, из которых изготовлены бассейны, отвечают требованиям по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей. Наполнитель для бассейнов - цветные шарики. Бассейны включаются в предметно-развивающую среду игровых комнат, рекреационные помещения, физкультурные залы и т. п. В них с детьми проводятся различные подвижные игры и игровые упражнения, дидактические игры (сериация по цвету, количеству и т. п. ) Бассейн - это средство для развития и коррекции нарушений дыхания, координационных способностей учащихся различного возраста. В зависимости от целей занятий - в бассейне можно достигать эффекта расслабления (релаксации) или, наоборот, активизации двигательной и эмоциональной активности детей. Таким образом «плавание» в сухом бассейне полезны людям любого возраста, важно, чтобы размеры бассейна соответствовали росту и объему тела «пловца».

Не останавливаясь подробно на вопросах психомоторного развития человека, обратим внимание на некоторые ключевые понятия, на наш взгляд, раскрывающие сущность и необходимость занятий в сухом бассейне. В ходе движений, «плавания» и других процедур в сухом бассейне у школьника в большей или меньшей степени идет формирование психомоторных способностей. Это активный психолого-педагогический процесс, направленный на развитие психомоторных задатков и целенаправленное развитие двигательной деятельности детей.

Полезно знать, что психомоторная обучаемость в ходе занятий в сухом бассейне с шариками характеризуется не столько содержательной стороной учения (приобретаемыми знаниями и умениями), сколько скоростью и легкостью их усвоения, овладения необходимыми приемами мыслительной и двигательной деятельности, степенью ее активности, самостоятельности, гибкости, достигаемыми в условиях сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Сухой бассейн незаменимый помощник в процессе формирования перцептивных действий детей, то есть значимых структурных единиц процесса восприятия у человека. Ведь именно они обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности. Г енетическая    связь перцептивных                               действий с

практическими действиями  проявляется в их развернутом внешнедвигательном характере, что позволяет детям усваивать сенсорные эталоны (размеры бассейна: объем, глубина, ширина и другие пространственные характеристики, цвет и фактура шариков и т. п. ). Они постепенно начинают использоваться детьми как своеобразные чувственные мерки. В результате возрастает как точность, так и произвольность сенсорно-перцептивных процессов. Задачи сенсомоторного развития, в том числе и нарушений развития, детей в процессе занятий в сухом бассейне необходимо организовывать с учетом следующих направлений:

• развитие способности к точному управлению движениями в пространстве сухого бассейна (чувство пространства);

• формирование способности к реагированию на изменение положение тела во время перемещения в сухом бассейне (время сложной двигательной реакции);

• развитие способности сохранять равновесие, перемещаясь в «море» шариков (статическая координация);

• обучение навыкам поддержания максимально возможного темпа движений во время передвижения, плавания в сухом бассейне (частота движений за единицу времени);

• развитие моторной асимметрии;

• обучение и развитие словесной регуляции движений в сухом бассейне с шариками (выполнение двигательных действий по словесной инструкции, оречевление собственных действий, рассказывание о своих ощущениях и т. п. );

• снижение повышенного психического возбуждения (релаксация);

• развитие способности к активному воображению.

Предлагая детям погружаться и перемещаться в сухом бассейне, необходимо учитывать, что, лежа в нем, можно принять позу, которая соответствует состоянию мышечного тонуса человека, активизироваться или расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, дает возможность лучше почувствовать его и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела человека, находящегося в нем. Это особенно важно для людей с двигательными нарушениями. Таким образом, в бассейне можно двигаться, менять положение тела, «плавать» в шариках. Такие действия способствуют развитию координации движений в пространстве.

Полифункциональность сухого бассейна, с полным основанием относящегося к современному игровому оборудованию, позволяет решать различные задачи                 развития, коррекции                 нарушений движения,

направленные на физкультурно-оздоровительные мероприятия по повышению двигательной активности детей в игровых комнатах дошкольных и школьных учреждений. Сухой бассейн - это материал для развития сенсомоторных функций детей в условиях светлой и темной сенсорной комнаты.

Большинство упражнений в сухом бассейне выполняются при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, которые достаточно хорошо развиты к 3, 5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Используя местное и рефлекторное действие дозированных механических раздражений в ходе движений в сухом бассейне можно вызывать возбуждение периферических отделов нервно-мышечного аппарата, внутренних органов и сосудов.

Чередование упражнений и игр, требующих определенного напряжения во время игр и упражнений на расслабление, позволяют ребенку справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени. Это создает условие для гармоничного, оптимального формирования пропорций тела.

Особенность сердечно-сосудистой системы детей также требует частого отдыха и смены физических упражнений.

Сердце ребенка быстро утомляется при напряжениях, возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. В сухом бассейне выполнение упражнений в горизонтальном положении, а также механическое воздействие шариков, на поверхность тела помогает оттоку крови по периферии и облегчает ее передвижение к сердцу.

Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у него мягкий, эластичный, естественные изгибы его еще не закреплены и в положении лежа выпрямляются. Из-за такой податливости позвоночник легко подвергается деформации, которая может закрепиться. При движении детей в сухом бассейне туловище скользит по шарикам, поэтому снижается давление на скелет, особенно на позвоночник. В связи с этим «плавание» в сухом бассейне является эффективным средством укрепления скелета и его коррекции.

Органам дыхания детей присущи узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие кровеносных и лимфатических сосудов, слабость дыхательной мускулатуры. В процессе усиленной деятельности во время игр и упражнений в сухом бассейне дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Обращаем внимание еще раз на то, что занятия с детьми в сухом бассейне дает массу преимуществ. Наряду с другими тренажерами и оборудованием, направленными на физическое развитие ребенка, он решает задачу соматического оздоровления детей. Сухой бассейн располагает широким спектром возможностей как профилактической помощи здоровым детям, так и лечебной помощи детям с различными двигательными и неврологическими нарушениями. В зависимости от решаемых задач, упражнения в сухом бассейне позволяют добиться качественной релаксации и тренировки различных групп мышц, а так же формируют осанку.

Сухой бассейн помогает удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулирует его поисковую и творческую активность, позволяет ему самостоятельно изменять направление движения, позы, чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне идет тренировка различных мышечных групп, в том числе и формирующих осанку. Тело ребенка все время имеет безопасную опору, в то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция проприоцептивной и тактильной чувствительности.

Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка в целом, игры в сухом бассейне улучшают его психоэмоциональное состояние. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и резвясь среди множества ярких разноцветных шариков.

При организации занятий в сухом бассейне необходимо выполнять ряд правил исходя из санитарно-эпидемиологических норм и задач здоровьесберегающих технологий. Среди них наиболее значимые:

• заниматься в сухом бассейне необходимо в облегченной одежде и босиком (для повышения массажных воздействий оборудования и воздушного закаливания);

• погружаться в сухой бассейне рекомендуется небольшими группами, исходя из объема бассейна (от 3 до 6 чел. );

• находиться и заниматься в бассейне рекомендуется 10-25 минут с учетом возраста, индивидуально-типологических особенностей участников занятия (гиперактивные, астенические, эмоционально-волевые нарушения и другие синдромы) и т. п.

В зависимости от целей и задач работы с детьми, которые решают различные специалисты, несмотря на общность их, наблюдаются и определенные отличия в проведении занятий в сухом бассейне. Эти отличия связаны с направлениями педагогической и психологической деятельности специалистов, особенностями тех категорий детей, с которыми они работают. Кратко представим основные направления и содержание работы инструктора по физической культуре (тренера), воспитателей, специальных педагогов (учителей-логопедов, учителей- дефектологов), педагогов-психологов.

Занятия с детьми в сухом бассейне, которые проводит инструктор по физической культуре (тренер), направлены на положительное изменение функционального состояния различных систем организма детей. Они ориентированы на формирование способности к увеличению подвижности в суставах, связках и сухожилиях. Наряду с этим в ходе занятий в сухом бассейне специалист проводит непосредственную работу по закаливанию детей, коррекцию нервно-психической возбудимости. В ходе физических упражнений в сухом бассейне во время физкультурных занятий у детей улучшается венозный ток и работа сердца. Дети обучаются правильному динамическому и статическому дыханию.

Занятия в «сухом бассейне» направлены на:

• развитие общей двигательной активности детей;

• создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тела, позвонков и восстановление правильного положения тела;

• осуществление закаливания детей, коррекцию нервно-психической возбудимости, способствовать расширению сосудов кожи, улучшению венозного тока и работы сердца;

• формирование правильной осанки;

• улучшение координации движений;

• увеличение силы и тонуса мышц;

• обучению правильному динамическому и статическому дыханию;

• коррекцию плоскостопия;

• увеличение подвижности в суставах, связках и сухожилиях;

• улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

• вызывание возбуждения периферических отделов нервно-мышечного аппарата, внутренних органов и сосудов;

• расслабление гипертонуса мышц;

• улучшение тактильной чувствительности тела;

• улучшение психоэмоционального состояния детей;

Среди значимых в работе инструктора по физической культуре выделяются занятия, направленные тренировку мышц туловища и позвоночника, выполняющих гравитационную работу в вертикальном положении тела. Упражнения выполняются ребенком в положении лежа, на четвереньках, полулежа, откинувшись на борт сухого бассейна.

«Плавание» в «сухом бассейне» подразумевает: развитие адаптивных возможностей организма, возникающих при мышечной работе; закаливание; массаж.

В сухом бассейне инструктор по физической культуре обучает детей правильному дыханию, так как выполнение упражнений в сочетании с массажным эффектом от шариков требуют, чтобы дети выполняли глубокий вдох и выдох.

Элементы комплекса упражнений в сухом бассейне можно использовать при проведении следующих видов физкультурно­оздоровительной работы с детьми: индивидуальных и коллективных занятий; физкультурных досугов и праздников; физкультурных пауз и минуток, при проведении утренней гимнастики.

Использование полифункционального интерактивного оборудования является средством, которое позволяет оказать научно-практическую помощь педагогам общеобразовательных организаций, обучающих детей с ОВЗ, в организации учебного и внеучебного процесса по основным учебным дисциплинам общего образования и построить взаимодействие обучающихся во внеурочной деятельности школьников в условиях полифункциональной интерактивной среды.

Контрольные вопросы:

1. Какими свойствами, по вашему мнению, должны обладать педагогические технологии, актуальные в настоящее время?

2. Как Вы понимаете термин " интерактивные технологии"?

3. Каковы общие технологические требования к организации деятельности детей ОВЗ?

4. Перечислите наиболее важные признаки педагогической технологии, используемые в учебном и внеучебном процессе с детьми с ОВЗ.

5. Выберите правильный ответ из трех предложенных вариантов: основные задачи внеклассной работы в процессе совместного образования учащихся с нормальным развитием и детей с ограниченными возможностями здоровья это:

a) содействие развитию физических способностей и физических качеств учащихся;

b) создание условий для выделения учащихся с ОВЗ в отдельную группу детей для занятий;

c) стимулирование умственной и физической активности учащихся.

6. Полифункциональная среда - это среда, которая предполагает использование (продолжите определение).

7. Дифференцированный подход в общеразвивающем, коррекционно­образовательном, психологическом или психотерапевтическом процессе реализуется в нескольких направлениях - перечислите их.

8. Выберите правильный ответ: комната сенсомоторного развития - это:

a) среда для взаимодействия, где физическое развитие идет на основе полифункционального игрового оборудования, позволяющего именно взаимодействовать с ним;

b) среда для выполнения тренировочных физических упражнений различной сложности.

Практические задания и упражнения:

1. Опишите, какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе.

2. Опишите работу специалистов, которые отвечают за разработку индивидуальной образовательной программы в учебном и вне учебном процессе.

3. Подберите на основе анализа литературных источников педагогические технологии наиболее эффективные в обучении детей с ОВЗ и заполните таблицу.

Нарушения Педагогические технологии
слуха (глухих, слабослышащих);  
зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);  
речи (для детей с заиканием, общим недоразвитие речи, фонетико­фонематическим недоразвитием с тяжелыми нарушениями речи)  
интеллекта (умственно отсталых)  
опорно-двигательного аппарата.  
эмоционально-волевой сферы;  
дети с задержкой психического развития  

 


 

4. Выберите из предложенных определений педагогической технологии то, которое наиболее точно, по вашему мнению, соответствует сути понятия «педагогическая технология».

• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса.

• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы.

• Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель

совестимой педагогической деятельности по      проектированию,

организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования.

• Педагогическая технология - это воспроизводимый способ организации учебного процесса с четкой ориентацией на диагностично заданную цель. Это комплекс, состоящий из некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Арсеньева М. В., Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю., Лопатина Л. В. Аппаратные методы диагностики в специальной педагогике: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. Л. В. Лопатиной: Книга на CD-диске. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2013.

2. Детство без пожаров /Под ред. В. В. Груздева, С. В. Николаева, С. В. Жолована. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой. - 2010.

3. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2008.

4. Инклюзивное образование. Выпуски 1-5. - М.: Центр школьная книга, 2010.

5. Левитская А. А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России. /Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 года. - СПб.: Изд-во РГПУим. А. И. Герцена, 2008.

6. Микляева Ю. В., Юганова И. В.. Психолого-педагогические основы интегрированного и инклюзивного образования. - М.: МГПИ, 2009.

7. Митчелл Д., Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования, М., РООИ «Перспектива», 2011.

Дополнительная литература

1. Актуальные проблемы становления профессиональной культуры педагогов интегрированного образования: Мат-лы международной научно-практической конференции. Волгоград, 15-17 ноября 2010 г. /Сост. С. Г. Ярикова, Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. Волгоград,: изд-во ВГПУ «Перемена», 2010.

2. Банч Г. Включающее образование: Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегрированном классе: Пер. с англ. Н. Грозной, М. Шихиревой. М.; Прометей, 2005.

3. Воспитание будущего педагога инклюзивного образования. Научно­методический сборник по итогам работы ГЭП на базе ПК№10. Выпуск

1. /Науч. ред. Ткаченко Е. В. - М.: АНО Центр ИРПО, 2010.

4. Воспитание будущего педагога инклюзивного образования. Научно­методический сборник по итогам работы ГЭП на базе ПК№10. Выпуск

2. /Науч. ред. Ткаченко Е. В. - М.: ТО ЗИМ, 2012.

5. Герасимова В. А. О методах и приемах использования информационных технологий на уроках/Интернет и образование, Октябрь, Т. 2008, № 1 /http: //www. openclass. rU/io/1/metody



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.