Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕБЕНКА С ОВЗ 12 страница



1. знания о языке - речевая практика и речевое творчество;

2. знание математики - практика применения математических знаний и математическое творчество;

3. естествознание - практическое взаимодействие с окружающим миром, его изучение, исследование;

4. знания о человеке - практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с ними;

5. знания в области искусств - практика художественного ремесла и художественного творчества;

6. обществознание - практика жизни в социуме.

Функция «академического» компонента - оснащение ребенка знаниями и умениями в большей степени для их применения в будущем. Требуется специальная работа по введению ребенка с ЗПР в более сложную социальную среду. Смыслом такой работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

Функция компонента «жизненной компетенции» - это обеспечение ребенка практическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми уже сейчас в повседневной жизни и формирующими основу дальнейшего развития отношений с окружением. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится дозированная, но также опережающая наличные возможности ребенка интеграция во все более сложное социальное окружение, несколько опережающее имеющиеся у него возможности, но соответствующее зоне их ближайшего развития.

Таким образом, специальный образовательный стандарт, фиксируя шесть образовательных областей, представленных в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру основной образовательной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ЗПР, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка в освоении каждой содержательной области в обоих ее компонентах и составляет суть специальной коррекционной помощи ему в процессе школьного образования.

Коррекционно-развивающие задачи обучения школьников с ЗПР:

• развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

• развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

• нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

• развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;

• логопедическая коррекция нарушений речи;

• психокоррекция поведения ребенка;

• социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Занятия предметной направленности может проводить учитель, а общеразвивающей направленности - учитель-дефектолог. Значительное место занимают также логопедические занятия для детей, имеющих речевые нарушения.

Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана: математика, русский язык, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, Ритмика (3-й час физкультуры), трудовое обучение.

Процесс обучения школьников с задержкой психического развития должен носить коррекционно-развивающий характер и способствовать:

• развитию познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

• развитию общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

• нормализации учебной деятельности, формированию умения ориентироваться в задании, воспитанию самоконтроля и самооценки;

• развитию словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;

• логопедической коррекции нарушений речи;

• психокоррекции поведения ребенка;

• социальной профилактике, формированию навыков общения, правильного поведения.

Специалисты считают, что дети, чей уровень психофизического развития в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития.

Адаптированные образовательные программы разрабатываются на основе программ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Данные программы сохраняют основное содержание образования начальных классов общеобразовательной школы, но отличаются коррекционной направленностью обучения.

Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана: математика, русский язык, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика (3-й час физической культуры), трудовое обучение.

В содержание учебных программ «Русский язык» (автор программ - Р. Д. Тригер), «Литературное чтение» (авторы программ - Ю. А. Костенкова, Н. А. Цыпина), «Математика» (автор программ - Г. М. Капустина) введены разделы, ориентированные на подготовку детей к восприятию последующего учебного материала. Изучение наиболее трудных разделов программ предваряется различного рода практическими заданиями, которые способствуют накоплению у школьников непосредственных наблюдений.

На уроках «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (автор программы - С. Г. Шевченко) решаются задачи восполнения пробелов в развитии детей, расширения их кругозора, обогащения чувственного опыта, формирования общеинтеллектуальных умений (анализ, обобщение, группировка, классификация) на близком жизненному опыту ребенка материале, пополнения словаря и развития связной монологической речи.

Использование продуктивных видов деятельности на уроках «Трудовое обучение» (авторы программ - Г. И. Жаренкова, Т. В. Кузьмичева, Е. Б. Новикова) способствует формированию навыков планирования, самоконтроля и самооценки - важнейших качеств учебной деятельности.

Содержание программ «Физическая культура» (автор - Е. Н. Морсакова) и «Ритмика» (автор - Н. А. Цыпина) направлено на обеспечение двигательных потребностей детей, на развитие их моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, на улучшение эмоционального состояния.

По истории, изобразительному искусству и музыке используются соответствующие программы общеобразовательной школы.

Введение этих специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повысить его двигательную деятельность, корригировать                                     его

эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в т. ч. ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности.

Адаптированная образовательная программа
для умственно отсталых школьников

При разработке адаптированной образовательной программы для умственно отсталого школьника необходимо учитывать, что ему потребуется больше времени для усвоения нового материала, больше упражнений для закрепления, помощь педагога. При составлении программы целесообразно снизить объем и глубину изучаемого материала, важно пересмотреть учебные достижения по каждому предмету (кроме тех, которые не вызывают затруднений у ученика - физкультура, ручной труд, музыка, рисование, окружающий мир). Поскольку учебным материалом в полном объеме ученику с нарушением интеллекта овладеть сложно, ему можно снизить требования к усвоению второстепенного материала, оставив неизменными требования к основному материалу учебного курса. Усвоение учебного материала учащимися с нарушением интеллекта происходит медленнее, чем у детей с сохранным развитием, поэтому необходимо определить время, необходимое для изучения каждой темы. Учитель имеет право на внесение изменений и поправок в календарный план, если такая необходимость возникнет.

Важное условие, обеспечивающее эффективность инклюзии - образовательная программа. Умственно отсталый школьник не способен усвоить ту же учебную программу по математике, родному языку и ряду других предметов, что и его нормально развивающиеся сверстники. Для него необходимо снижение объема и глубины изучаемого материала, и, соответственно, пересмотр требований к учебным достижениям, которые должны быть четко сформулированы. Необходимо предусмотреть необходимое количество учебного времени для усвоения и закрепления нового материала. В индивидуальной учебной программе должен быть указан объем времени, который ребенок должен находиться в обычном классе, и количество времени, отводимое на индивидуальные и групповые занятия. Программа составляется специальным педагогом и учителем, осуществляющим обучение в классе, а также согласовывается с родителями ученика. Затем она утверждается школьной администрацией и вступает в силу. Необходимо в конце каждой четверти (триместра) оценивать эффективность индивидуальной учебной программы с тем, чтобы вовремя внести коррективы.

4. 6. Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная образовательная программа (АОП) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования строится на базе основной образовательной программы общеобразовательной организации и в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка с речевыми нарушениями: структурой речевого дефекта, своеобразием в развитии высших психических функций, проблемами моторной сферы, трудностями коммуникации и межличностных отношений, снижением скорости переработки и хранения вербальной информации. Адаптированная программа должна быть направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, устранение речевой патологии, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Структура адаптированной образовательной программы может содержать следующие модули:

• индивидуальный учебный план ребенка с речевыми нарушениями, включающий специальные методы, приемы и средства обучения;

• обязательную часть адаптированной образовательной программы, которая представляет собой содержание начального общего образования и составляет 80 %;

• часть, формируемую участниками образовательного процесса (20 %),

которая включает            специальные  предметы коррекционно­

лингвистического курса, представленные в составе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений V-го вида» /сост. Чиркина Г. В., Алтухова Т. А., Вятлева Ю. Е., Российская Е. Н., Черкасова Е. Л. и др.: «Русский язык», «Произношение», «Обучение грамоте», «Развитие речи», «Литературное чтение»; дополнительные специальные предметы направлены на преодоление недостатков устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями (занятия по которым организуются и проводятся учителем-логопедом в процессе внеурочной деятельности, и ориентированы на подготовку детей с ТНР к усвоению общеобразовательной программы);

• программы психолого-педагогической поддержки (программа работы педагога-психолога, программа работы учителя-логопеда - индивидуальные и групповые занятия коррекционно-педагогической направленности в соответствии со специфическими особенностями и образовательными потребностями обучающихся с речевой патологией).

Адаптация учебной программы при включении коррекционно­лингвистического курса позволяет проводить коррекцию речевых нарушений, оптимизировать коммуникативных навыков обучающихся и готовить их к успешному усвоению различных разделов основной общеобразовательной программы.

Адаптированы и модифицированы могут быть программы учебных дисциплин, учебники и рабочие тетради, дидактические материалы, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций обучающихся с речевыми нарушениями.

Недостаточный лингвистический опыт у детей с тяжелыми нарушениями речи не позволяет им усвоить материал учебных дисциплин без дополнительной подготовки (специальные дисциплины, логопедические занятия) и создания специальных условий, направленных на преодоление имеющегося речеязыкового дефицита и обогащение речевого опыта в разных формах речевой деятельности.

Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать опорные сигналы, алгоритмы, образцы выполнения задания.

При структурировании учебного материала важно выделять существенное и опустить второстепенное. В зависимости от конкретной цели урока отбирать языковой материал, определять виды речевой деятельности, создавать речевые ситуации, которые максимально приближаются к обиходно-бытовой и изучаемой тематике.

Важно соблюдать функциональный подход к отбору и подаче материала в процессе обучения детей с речевыми нарушениями и учитывать, что язык можно изучить с двух позиций: как он устроен и действует и как им практически пользоваться. Необходимо упреждающее повторение изученного и на этой основе должно вестись изучение нового материала.

В рамках освоения адаптированной образовательной программы обучающимися с тяжелыми речевыми нарушениями необходимо:

• согласовать специальные образовательные потребности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи с возможностями усвоения программного содержания по русскому языку, математике и др.;

• выявить уровень речевой готовности обучающихся к усвоению русского языка и определить основные направления коррекционной работы и соответствующие педагогические условия;

• определить содержание и соотношение фронтальных и индивидуальных форм логопедической работы по преодолению речевой патологии;

В рамках коррекционно-лингвистического модуля дисциплина «Русский язык» направлена на:

• овладение произносительными, лексическими и грамматическими нормами;

• усвоение навыков грамотного чтения и письма;

• приобретение необходимых знаний о самом языке, его грамматическом строе и словарном составе, законах и истории развития и совершенствования языка;

• получение представлений о роли языка в общественной, деловой, профессиональной, культурной, творческой и научной деятельности человека и общества;

•  умение практически применять литературный язык в устной и письменной форме в зависимости от различных коммуникативно-речевых ситуаций и условий;

• динамическое развитие навыков чтения, совершенствование выразительной речи и эпистолярного жанра;

• воспитания навыков социально-деловой речи;

• обогащение жизненных коммуникативно-речевых компетенций;

• развитие языкового чутья и вкуса языкотворчества;

• и стимулирование творческой активности в речевой практике.

Задачей курса «Русского языка» является подготовка грамотных людей, в широком смысле слова, обладающих определенной суммой знаний как о самом языке и его грамматическом строе, вооруженных всеми средствами его пользования, оптимально владеющими навыками правильного и четкого произношения, выразительного чтения, владеющих навыками каллиграфии, чисто- и правописания, умения построить и грамотно оформить со всех точек зрения устную и письменную речь, так и обладающих языкотворческими способностями, готовых к осмысленному самостоятельному использованию языка в целях самореализации и социализации.

Обязательным компонентом образования обучающегося с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзии при изучении общего курса «Русского языка» является развитие способности к словесному творчеству и воспитание языкового чутья. Обязательным условием освоения первого варианта обучения является систематическая логопедическая помощь, оказывающая пропедевтическое и коррекционное воздействие на появление школьных трудностей в усвоении программы русского языка и формирования необходимых социально-коммуникативных компетенций, соответствующих возрасту ребенка. Работа по освоению синтаксиса и пунктуации осуществляется за счет использования в речи различных синтаксических конструкций и в то же время доступных для индивидуального усвоения каждым обучающимся, создавая тем самым оптимальные предпосылки к обогащению и качественному улучшению речевой практики учащихся данной категории.

В системе обучения языку раздел «Произношение» обеспечивает практику общения и является пропедевтическим по отношению к нарушениям письма и чтения, представляющим наиболее распространенными причинами школьной неуспеваемости.

Дисциплина «Произношение» является сквозным и предполагает ориентацию на уровень развития звуковой стороны речи и фонематического восприятия, достигнутый на предыдущей ступени обучения (в 1 классе или других учреждениях, оказывающих логопедическую помощь), формирование навыков четкого правильного произношения звуков речи и совершенствование фонематического восприятия: закрепление навыков произношения и различения звуков, произношения слов различной слоговой структуры, предложений, внятности, темпа и плавности речи.

Дисциплина «Обучение грамоте» предполагает формирование навыков правильного чтения с соблюдением интонации, понимания читаемого и грамотного письма; профилактика дисграфии и дислексии; развитие тонкой моторики кистей рук и координации движений; воспитание трудолюбия, усидчивости, навыков организации учебного пространства, положительного отношения к учебной деятельности.

При изучении дисциплины «Развитие речи» важно подготовить и вооружить обучающихся с тяжелыми нарушениями речи знаниями и умениями грамотно пользоваться устной и письменной речью в различных коммуникативно-речевых.

Дисциплина «Развитие речи» направлена на:

• формирование основных видов речи: устной (говорения и слушания; разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) и письменной - письма и чтения.

• обогащение словарного запаса учащихся;

• овладение нормами русского литературного языка (произношение, словообразование;

• построение словосочетаний и моделирование различных синтаксических конструкций;

• ознакомление со стилистическими возможностями частей речи и синтаксических конструкций, лексической синонимией и пр. );

• формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Дисциплина «Литературное чтение» включает формирование технических компонентов (правильности, скорости, способа, выразительности) и смысловой стороны чтения; профилактику и устранение нарушений письменной речи посредством чтения как эффективного коррекционного средства и ориентирована на:

• формирование техники чтения (правильности, скорости, способа, выразительности);

• понимание смысловой стороны чтения (понимание прочитанного, навык пересказа: сохранение цельности, логики и последовательности при пересказе; умения логически и связно рассуждать о прочитанном, умения сравнивать, делать обобщения правильные выводы и пр. );

• овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

• изучение литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи исторически и социально значимых традиций, культурно-нравственных и общественных ценностей;

• умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными изданиями для понимания и получения дополнительной информации;

• осознание значимости чтения для личного развития, формирование читательского интереса и потребности в систематическом чтении.

В процессе обучения проводится коррекционная логопедическая работа по устранению недостатков всех сторон речи ребенка. На специализированных логопедических занятиях и непосредственно на уроках русского языка формируются навыки лексического наполнения и грамматического конструирования высказывания, развиваются навыки самостоятельного связного высказывания, преодолеваются нарушения произношения, формируются фонетико-фонематические представления, развивается просодическая сторона речи.

Оценка качества результатов начального уровня образования детей с тяжелыми нарушениями речи является более сложным процессом, чем традиционная проверка результатов обучения. Она предполагает констатацию результатов освоения программы, выявление и анализ динамики речевого развития.

Следует учитывать, что показатель результативности обучения детей с тяжелыми нарушениями речи является комплексным, сочетающим три компонента: динамику устранения или минимизации проявлений речевого расстройства, академическую успешность и жизненную компетенцию. Особое внимание необходимо уделять организации диагностических, проверочных и контрольно-оценочных мероприятий.

Таким образом, определяются две составляющие итоговой оценки - индивидуальная динамика развития речевой деятельности обучающихся с речевыми нарушениями и результаты освоения ими содержания основной образовательной программы.

4. 7. Структура и содержание адаптированной образовательной программы ребенка с расстройствами аутистического спектра Целью адаптированной образовательной программы является обеспечение возможностей усвоения образовательной программы, формирование связей между академическим компонентом и жизнью, повышение качества социальной адаптации ребенка с РАС в процессе школьного обучения.

Основные задачи адаптированной образовательной программы:

1) определение особых образовательных потребностей детей с РАС;

2) определение специфики организации образовательного процесса для детей с РАС в соответствии возрастными, типичными (свойственными в целом детям этой категории) и индивидуальными особенностями психофизического развития;

3) определение критериев оценки динамики освоения адаптированной образовательной программы для детей с РАС;

4) создание специальных условий, способствующих освоению детьми с РАС основной образовательной программы НОО и их социальной адаптации в образовательном учреждении;

5) индивидуализация учебно-воспитательного процесса, в том числе посредством использования дополнительных образовательных программ и обеспечения школьнику с РАС дополнительных образовательных коррекционных услуг, участия команды специалистов психолого­педагогического сопровождения;

6) разработка и реализация индивидуальных учебных планов;

7) поддержка развития коммуникативных навыков и создание условий для включения ребенка с РАС в социум (в том числе посредством внеклассной работы)

8) мониторинг достижений планируемых результатов;

9) оказание консультативной и методической помощи семьям по вопросам обучения, воспитания, социализации детей с РАС.

Планируемые результаты обучения детей с РАС: предметные (или “академический” компонент СФГОС); метапредметные; личностные; жизненные (компонент “жизненной” компетенции Н. Н. Малофеев, СФГОС).

Предметные, метапредметные и личностные результаты обучения детей с РАС по объему и содержанию сопоставимы с результатами, определяемыми для сверстников, не имеющих особенностей развития. Однако по причине асинхронии психического развития школьников с РАС, у учащихся этой категории возникает неравномерность в достижении результатов. Например, это выражается в том, что некоторые академические навыки школьник с РАС усваивает в соответствии с образовательной программой, отдельные навыки формируются с задержкой и (или) имеют качественное своеобразие в последующей реализации, часть академических навыков может формироваться с опережением. В обучении детей с РАС в инклюзивной школе используются те же учебные материалы, что и для всего класса. При наличии трудностей обучения (задержка темпа, формальное усвоение учебного материала и др. ), используются учебники, рабочие тетради на печатной основе и др. учебная литература, разработанные для обучения по программам специальных (коррекционных) школ II, V, VII, VIII видов. Например, трудности понимания прочитанного, которые характерны для многих школьников с РАС (часто и при высокой технике чтения), трудности освоения родного языка, позволяют эффективно использовать учебную литературу для школьников с нарушением слуха (Зикеев А. Г., Корсунская Б. Д. и др. ); для школьников нарушением интеллекта (Аксенова А. К., Воронкова В. В., Галунчикова Н. Г., Козырева О. А., Кутакова К. А. и мн. др. ). При возникновении трудностей в обучении математике могут использоваться учебники, рабочие тетради на печатной основе, разработанные для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида (Алышева Т. В., Перова М. Н., Хилько А. А., Яковлева И. М. и др. ). Достижение метапредметных результатов учащимися с РАС требует дополнительных методов, приемов и средств, целенаправленных усилий, позволяющих обеспечить использование новых навыков в разных ситуациях, развитие учебной мотивации, произвольности и самоконтроля, развитие коммуникации с педагогом и сверстниками детей с РАС. Функция компонента «жизненной компетенции» — это обеспечение ребенка практическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми уже сейчас в повседневной жизни и формирующими основу дальнейшего развития отношений с окружением. Движущей силой развития жизненной компетенции становится дозированное включение во все более сложное социальное окружение, несколько опережающее имеющиеся у него возможности, но соответствующее зоне его ближайшего развития. При разработке компонента «жизненной компетенции» в каждой из шести образовательных областей во всех вариантах стандарта принципиальным является определение степени возможного усложнения среды, которая необходима и полезна ребенку, т. е. может стимулировать его дальнейшее развитие.

Коррекционно-развивающий компонент отражает специфику включения в учебно-воспитательный процесс школьников с расстройствами аутистического спектра и предполагает реализацию ряда важных задач, к которым относят:

- установление эмоционального контакта с ребенком с РАС, обеспечение усвоения ребенком организационно-временных требований (например, правил поведения в классе, умения слышать инструкцию педагога, ориентироваться в последовательности занятий и пр. ). Достигается участием тьютора в сопровождении ребенка с РАС, целостными представлениями о специфике обучения детей этой категории у учителя, использованием разными специалистами наглядных средств, обеспечивающих более высокий уровень пространственно-временной ориентировки ребенка с РАС в школе (например, различные расписания).

- становление взаимодействия, саморегуляции и произвольности поведения школьника с РАСвключает развитие коммуникативных навыков (при необходимости использование средств дополнительной коммуникации), умений участвовать в совместной деятельности с другими детьми при организующей помощи взрослого. Реализуется в учебно­воспитательном процессе в целом, и на занятиях педагога-психолога, социального педагога (обучение умению понимать собственные эмоции и эмоции других людей, устанавливать причинно-следственные связи в социальных ситуациях, умение оценивать и регулировать собственное поведение, например, попросить о перерыве или отдыхе при утомлении, огорчении) и пр.

- оказание помощи школьнику с РАС в усвоении академических навыков и коррекция нарушений психического развития осуществляется в различных формах и учебных ситуациях (от реализации индивидуального подхода в процессе урока и определении домашнего задания, до проведения индивидуальных занятий с учителем-дефектологом). В процессе занятий с учителем- дефектологом, в которых посредством использования специальных приемов обеспечивается повышение качества усвоение учебного материала и коррекция нарушений психического развития (недостаточности внимания, особенностей мышления, восприятия и пр. )

- развитие речи (устной и письменной) и коррекция нарушений речи у школьников с РАС осуществляется в процессе обучения в классе посредством использования специальных приемов, предложенных логопедом (например, алгоритм анализа художественного текста и пр. ), проведении занятий логопеда с целью коррекции нарушений устной и письменной речи.

- поддержка социального развития ребенка с РАС

обеспечивается самим ходом учебно-воспитательного процесса, активно реализуется посредством взаимодействия с другими детьми, участием в общественно-полезной деятельности, внеклассных и внешкольных мероприятиях, выбранных с учетом возможностей и интересов ребенка с РАС.

Формы коррекционно-развивающего обучения: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия общеразвивающей направленности.

Контрольные вопросы:

1. Подберите методическую литературу по предмету (русский язык, математика и т. д. ), которую можно использовать при подготовке урока для школьника с нарушенным зрением.

2. Как должно быть оборудовано рабочее место школьника с тяжелыми двигательными нарушениями?

3. Какие технические средства целесообразно использовать в процессе обучения школьников с нарушениями зрения?

4. Какие технические средства целесообразно использовать в процессе обучения школьников с нарушением слуха?

5. Используя дополнительную литературу, перечислите направления и раскройте содержание коррекционно-развивающих программ для ребенка с нарушением слуха, включенного в общеобразовательную школу.

6. Перечислите специалистов, отвечающих за реализацию адаптированной индивидуальной программы ребенка ОВЗ в общеобразовательной школе.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.