|
|||
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕБЕНКА С ОВЗ 8 страницаНаряду с традиционными методами обучения в работе с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями желательно использовать специфические учитывающие особенности заболевания. С детьми с НОДА необходимо проводить групповые и индивидуальные коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала - расширение знаний и представлений об окружающем, формирование пространственных и временных представлений, развитие графических навыков. Педагог выявляет фактическое состояние знаний, умений и степень готовности каждого ученика по общеобразовательным предметам, выделяет тех детей, которые в силу имеющихся нарушений не могут усваивать программный материал, и объединяет их в отдельные группы для проведения коррекционных занятий. Внутри каждой группы педагогу следует выяснить характер и степень затруднений учащихся, составить перспективный план на каждого ученика и организовать занятия с каждой группой 2-3 раза в неделю; продолжительность каждого занятия 20-30 минут. Коррекционные занятия не должны дублировать ни содержание, ни форму урочных занятий. При их проведении необходимо использовать различные формы и виды работ, особое внимание следует уделять предметно-практической деятельности детей. В начальных классах целесообразно проводить часть занятий в игровой форме. Продолжительность пребывания учащихся в той или иной группе определяется степенью коррекции специфического затруднения и готовностью выполнения заданий вместе с классом. Поэтому состав групп должен быть подвижным: одних детей следует выводить для работы с классом, а других включать в состав групп для коррекции нарушений. Таким образом, один и тот же ученик в течение года может входить в состав различных групп. Коррекционные занятия следует проводить, начиная с подготовительного и заканчивая девятым классом. В процессе психолого-педагогического сопровождения детей с НОДА в условиях инклюзивного обучения, образовательная организация должна предоставить услуги тьютора, для того, чтобы оказывать обучающимся необходимую помощь. Тьютор (ассистент учителя) - специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка с НОДА в течение учебного дня - на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятий, во времени перемены, выполнения тех или иных режимных моментов. Основная задача тьютора - помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса, в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения. Потребность в предоставлении услуг тьютора возникает при отсутствии у ребенка способности к передвижению, самообслуживанию, ограничениях вербальной коммуникации. В некоторых случаях в услугах тьютора нуждаются дети способные к передвижению, но имеющие нарушения координации. Должна быть организованна система взаимодействия и поддержки образовательной организации со стороны ПМПК, ПМПС-центра, окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, СКОУ VI вида, органов социальной защиты, органов здравоохранения, общественных организаций. Данная система организуется при недостаточном кадровом ресурсе самой образовательной организации. Реализация данного условия позволяет обеспечить для ребенка с НОДА максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, а также позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных образовательных организаций (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности. В образовательных организациях должны быть созданы условия для взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных), медицинских и научных организаций, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации специальных индивидуальных образовательных программ обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики. Педагоги, работающие в условиях инклюзивного класса должны получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики, быть готовыми и профессионально компетентными решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы следующие психолого-педагогические знания: - представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования; - знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды; - знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с НОДА и нормальным развитием; - умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами- учителями, специалистами, руководством). Учет потребностей обучающихся с НОДА предусматривает введение в штат специалистов специальной школы учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, специалистов по лечебной и адаптивной физкультуре, социальных педагогов, медицинских работников. Педагог-психолог должен обладать знаниями о личностных особенностях детей с НОДА, умениями организовать своевременную и эффективную диагностику, профилактику и коррекцию поведенческих, нервно-психических и патохарактерологических расстройств. Учитель-логопед должен обладать знаниями об особенностях речевого развития детей с НОДА, умениями организовать своевременную и эффективную диагностику, профилактику и коррекцию устной и письменной речи. Учитель физического воспитания должен обладать знаниями о двигательной патологии обучающегося и возможных ограничениях при фронтальных занятиях физкультурой. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным возможностям. В случае недостаточности кадрового обеспечения образовательной организации специалистами (педагогами, врачами) возможно использование сетевых форм реализации образовательных программ, при которых специалисты других организаций привлекаются к работе с обучающимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Установление тесного контакта и сотрудничества педагога с родителями является обязательным условием успешной адаптации ребенка с НОДА к образовательной организации. Родители должны принимать участие в изготовлении дидактических материалов, наглядных пособий, специальных приспособлений, облегчающих овладение навыками письма и чтения. Основными направлениями работы педагогов с родителями детей с НОДА являются: гармонизация семейных взаимоотношений; установление правильных детско-родительских отношений; помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических); помощь в решении личных проблем (чувство неполноценности, вины), связанных с появлением аномального ребенка; обучение элементарным методам психологической коррекции (аутогенной тренировке, элементам игротерапии, сказкотерапии и т. п. ); помощь в выборе профессии и места получения профессионального образования. Приоритетность тех или иных направлений в работе определяется после исследования семьи, бесед с родителями и ребенком, психодиагностических исследований. Соответственно и сама работа может строиться в моделях психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии (хотя надо заметить, что такое разделение весьма условно). Конкретные формы работы зависят от задач, стоящих перед психологом, и его профессиональной подготовки. Это могут быть и родительские клубы, и систематические занятия, и индивидуальная работа с матерью или отцом. Поведенческий тренинг, групповые дискуссии, игры, инсценировки, родительские сочинения - все это и многое другое может быть использовано для работы с семьей. 2. 2. 4. Описание специальных образовательных условий для детей с нарушением умственного развития Рассмотрим в данном контексте специальные образовательные условия воспитания и обучения для школьников с задержкой психического развития. В образовательной организации должны быть созданы необходимые условия для получения качественного образования детям с ЗПР, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Первым специальным условием является специальные образовательные программы для детей данной категории (уровень академических знаний сопоставим с общеобразовательной школой). Специалистами считается, что дети, чей уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. Следовательно, интегрированное обучение в общеобразовательной школе может быть эффективно для детей, имеющих ЗПР, которые имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития. Обучение школьников, имеющих ЗПР, осуществляется по адаптированным образовательным программам, разработанным на основе программ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Данные программы сохраняют основное содержание образования начальных классов общеобразовательной школы, но отличаются коррекционной направленностью обучения. Это обусловлено особенностями усвоения учебного материала детьми, испытывающими стойкие трудности в обучении. Причиной их является задержка психического развития. Коррекционную направленность обучения обеспечивает набор базовых учебных предметов, составляющих инвариантную часть учебного плана: математика, русский язык, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика (3-й час физической культуры), трудовое обучение. В содержание учебных программ «Русский язык» (автор программ - Р. Д. Тригер), «Литературное чтение» (авторы программ - Ю. А. Костенкова, Н. А. Цыпина), «Математика» (автор программ - Г. М. Капустина) введены разделы, ориентированные на подготовку детей к восприятию последующего учебного материала. Изучение наиболее трудных разделов программ предваряется различного рода практическими заданиями, которые способствуют накоплению у школьников непосредственных наблюдений. На уроках «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (автор программы - С. Г. Шевченко) решаются задачи восполнения пробелов в развитии детей, расширения их кругозора, обогащения чувственного опыта, формирования общеинтеллектуальных умений (анализ, обобщение, группировка, классификация) на близком жизненному опыту ребенка материале, пополнения словаря и развития связной монологической речи. Использование продуктивных видов деятельности на уроках «Трудовое обучение» (авторы программ - Г. И. Жаренкова, Т. В. Кузьмичева, Е. Б. Новикова) способствует формированию навыков планирования, самоконтроля и самооценки - важнейших качеств учебной деятельности. Содержание программ «Физическая культура» (автор - Е. Н. Морсакова) и «Ритмика» (автор - Н. А. Цыпина) направлено на обеспечение двигательных потребностей детей, на развитие их моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, на улучшение эмоционального состояния. По истории, изобразительному искусству и музыке используются соответствующие программы общеобразовательной школы. Введение этих специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребенка в активную речевую среду, повысить его двигательную деятельность, корригировать его эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в т. ч. ориентировочный этап и этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности. В обучении школьников с ЗПР используют особые методы обучения, а именно, больший акцент делается на наглядных и практических методах обучения. А так же применяются индуктивные методы, репродуктивный метод, игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и пр.; Учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные) имеют своеобразие. При обучении детей данной категории используются в большинстве учебники образовательного учреждения общего типа (УМК «Школа России»). Средства обучения должны учитывать особенности восприятия, интеллектуального развития детей с задержкой психического развития - следовательно они должны содержать самые важные признаки объекта и по возможности без дополнительных несущественных деталей, средства наглядности должны быть доступные для понимания, иметь достаточный размер, четкие подписи; Педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги для школьников с ЗПР, предполагают наличие в образовательной организации специалистов службы сопровождения таких как учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог. В условиях инклюзивного образования ученики с задержкой психического развития обязательно должны получать необходимую коррекционную помощь на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях общеразвивающей и предметной направленности. Эти занятия должны быть включены в учебный план общеобразовательного учреждения, где предусмотрено их проведение за счет часов компонента образовательного учреждения. Цель коррекционных занятий - повышение уровня общего развития учащихся; восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков; коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи; целенаправленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа требует целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Поэтому индивидуальные и групповые занятия должны быть направлены на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления учителем интегративного класса, педагогом-психологом и учителем- дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Основное направление деятельности учителя-дефектолога в работе с учащимися с ЗПР - активное воздействие на умственное развитие школьников, формирование учебных навыков. Учитель-дефектолог ведет динамическое наблюдение за учащимися с ЗПР и выявляет: - отношение школьника к учебной работе, характер учебной мотивации (мотивы самосовершенствования, престижа и благополучия, учебнопознавательные); - отношение ученика к оценке учителя, сформированность самооценки; - обучаемость: восприимчивость школьников к помощи, виды помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая), способность переноса на аналогичные задания; - уровень умственного развития учащихся; - достижения ребенка в учении (уровень и качество обученности) и способов учебной работы; - темп работы, работоспособность. Учитель-дефектолог осуществляет формирование приемов умственной работы школьников с ЗПР на материале учебных дисциплин. Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога осуществляется на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях. С наиболее трудными учащимися дефектолог проводит 2-3 занятия в неделю. С остальными учениками, нуждающимися в дополнительной помощи, занятия проводит учитель, систематически получая соответствующие рекомендации от дефектолога. Вильшанская А. Д. выделяет следующие направления коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими ЗПР: 1. Сенсомоторное развитие (развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв; тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; тактильных ощущений; умения организации и контроля простейших двигательных программ; тонкости и целенаправленности движений; кинестетических основ движения; межполушарного взаимодействия). 2. Формирование пространственных представлений (формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; в ближайшем окружении (классной комнаты); на плоскости (тетрадь, книга); развитие пространственного праксиса и пр. ). 3. Развитие мнемических процессов (тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов, слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; развитие тактильной и кинестетической памяти). 4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия (развитие слухо-моторной координации; зрительно-моторной координации; слухозрительной и зрительно-двигательной координации). 5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности (регуляция простейших двигательных актов; формирование умения ориентировки в задании; умения планирования этапов выполнения задания; основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате). 6. Формирование навыка письма (развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; актуализация и закрепление навыка звукобуквенного анализа слова; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты). 7. Формирование навыка чтения (заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв; чтение слоговых таблиц; составление слогов, слов из предложенных букв; чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты). Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от четырех до шести направлений). Обязательными условиями при проведении занятий являются: планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося. Здесь приведена лишь часть содержания коррекционной работы, которую учитель-дефектолог планирует на определенный период времени. По окончании этого периода на основе анализа результатов проведенной работы принимается решение либо о ее завершении, либо о продолжении. В последнем случае вносятся необходимые коррективы, могут быть включены другие направления, например, развитие и коррекция мыслительной деятельности. Коррекционно-развивающую работу с ребенком, кроме учителя-дефектолога, проводят и другие специалисты - логопед, психолог. Низкие познавательные возможности, слабый самоконтроль, недостаточная сформированность учебных навыков и способности к самостоятельной работе детей с нарушением умственного развития требуют организации специальных условий обучения с учетом принципов доступности и коррекционно-развивающей направленности. Обучение школьников с нарушением интеллекта в условиях инклюзивного образования требует создания специальных условий, учитывающих их возможности. Важное условие, обеспечивающее эффективность обучения учащихся с нарушениями интеллекта - доступное содержание. Умственно отсталые школьники не способны усвоить ту же учебную программу, что и нормально развивающиеся сверстники. Для них необходимо снижение объема, глубины изучаемого материала, увеличение времени на изучение отдельных разделов, тем, введение подготовительных этапов перед изучением трудного учебного материала; в соответствии с их возможностями должна быть адаптирована программа и пересмотрены требования к учебным достижениям. Обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида ведется по специальным программам (Программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Под ред. В. В. Воронковой; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. И. М. Бгажноковой), в которых предусмотрено овладение учащимися системой элементарных понятий, умений и навыков, необходимых для их социальной адаптации. Содержание обучения отражено в оригинальных учебниках для специальных (коррекционных) школ VIII вида, которые издаются по всем учебным предметам. Для обучения умственно отсталого ребенка с нормально развивающимися сверстниками в одном классе должны быть составлены индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа. В программе должно быть указано, в каком объеме и на каком уровне (знания, понимания, применения) должен быть усвоен тот или иной учебный материал. Необходимо предусмотреть необходимое количество учебного времени для усвоения и закрепления нового материала, а также продумать измерители достижений учащегося: те знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы у ученика. При этом целесообразно учитывать требования к знаниям, умениям и навыкам, которые сформулированы в программах по соответствующим учебным предметам в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Индивидуальная учебная программа составляется специальным педагогом и учителем, осуществляющим обучение в классе, а также согласовывается с родителями ученика. Затем она утверждается школьной администрацией и вступает в силу. Важно в конце каждой четверти (триместра) оценивать эффективность индивидуальной учебной программы с тем, чтобы вовремя внести коррективы. При обучении школьников с нарушением интеллекта необходимо использовать специальные методы и приемы, позволяющие облегчить или сделать доступным для понимания учебный материал. Например, умственно отсталым школьникам бывает сложно, а порой невозможно усвоить большой объем учебного материала, поэтому целесообразно использовать метод «малых порций», который предполагает дробление учебного материала на несколько смысловых частей, изучение каждой в отдельности и последующее закрепление. Новый материал должен предлагаться в доступных для учащихся формах: с использованием реальных предметов, возможности производить с ними действия, с использованием рисунков, иллюстраций и других наглядных материалов. Опора на практические действия с реальными предметами или их заместителями помогает подводить ребенка к абстрактным понятиям. Например, обучая школьника с нарушением интеллекта счету важно достаточно времени уделить работе со счетными палочками, счетами, абаком. Так как ученику с нарушением интеллекта сложно устанавливать последовательность, планировать свою деятельность, то ему будет полезна инструкционная карточка с описанием пошаговых действий. Материал в инструкционной карте должен быть изложен структурно (например, в виде схемы или таблицы), кратко, разбит на несколько смысловых частей. Целесообразно предлагать памятки («Как решать задачу», «Как составить план» и др. ), алгоритмы, опорные таблицы и др. Изучение сложной темы выносится на индивидуальные коррекционные занятия. Необходимо адаптировать для учащихся учебные материалы, с тем, чтобы сделать доступным их понимание, например, тексты, задания для самостоятельной работы (в классе и дома), контрольные работы. Например, может быть снижен уровень сложности заданий, объем, исключены некоторые вопросы или задачи. Ребенок с нарушением интеллекта нуждается в большом количестве упражнений для закрепления учебного материала. Автоматизация происходит значительно дольше, поэтому целесообразно создание карточек с дидактическими материалами или использование дидактических материалов специальных (коррекционных) школ VIII вида. У учеников с нарушением интеллекта снижен темп деятельности, поэтому необходимо увеличивать время для выполнения задания или снижать объем задания, разрешить учащимся добиваться индивидуально установленных для них результатов в рамках той деятельности, которой занимаются другие дети. Для обучения детей с умственной отсталостью разработаны специализированные компьютерные программы, которые могут быть успешно использованы как на уроке, так и вне его. В ходе обучения важно формировать у детей приемы учебной деятельности: учить наблюдать, показывать приемы запоминания (мнемотехника), классификации, сравнения и др. Важно создать психологически комфортную для умственно отсталого ребенка среду: атмосферу принятия в классе, ситуацию успеха на уроках или во внеклассной деятельности. Ребенок должен посильно участвовать в работе класса (группы), не задерживая темп ведения урока, занятия. Нельзя допускать, чтобы что- либо важное осталось не понято, так как это может привести к недопониманию материала в дальнейшем. При обучении детей с нарушением интеллектуального развития в условиях обычного класса важно избегать перегрузок. Переутомление ученика может привести к нервным срывам, нарушению поведения, негативизму к школьным занятиям. Поэтому необходимо дозировать учебную нагрузку, своевременно оказывать помощь, чередовать разные виды деятельности. Важно, чтобы занятия предполагали совместную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и нормально развивающихся детей. Для этого целесообразно использовать такие педагогические приемы, как совместное освоение материала (нормально развивающийся ученик как педагог, ребенок с нарушением интеллекта - учащихся), выполнение лабораторных работ парами, проектная деятельность. Реализуя в обычной школе идею совместного обучения детей с нарушением интеллекта с нормально развивающимися детьми, необходимо проведение специальной воспитательной работы как с нормально развивающимися школьниками, так и с детьми с нарушением интеллекта. Важно создать в классе доброжелательную атмосферу, побуждать школьников оказывать помощь и поддержку одноклассникам с нарушением интеллекта. Конечно, показательным в этом случае будет пример самого учителя. Ученики с нарушением интеллекта, в свою очередь, должны знать, что, если им что- то неясно, они могут обратиться к своим одноклассникам. При организации инклюзивного обучения необходимо правильно выбрать место, где будет сидеть ученик с интеллектуальным нарушением. Важно, чтобы он как можно меньше отвлекался. Вместе с тем, хорошо, если сидящий рядом ученик сможет оказать помощь. Также важно, чтобы учитель или ассистент (тьютор) могли легко подойти к такому ученику во время урока. Организуя инклюзивное обучение, необходимо помнить, что ребенку необходима регулярная специализированная помощь олигофренопедагога, а родителям и учителю - его консультации. 2. 2. 5. Описание специальных образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи Ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, может найти свое место в системе общего образования и осваивать основную образовательную программу, посредством полностью или частично адаптированных программ учебных дисциплин и программы коррекционной работы, которые обеспечат реализацию его специальных образовательных потребностей. Для получения образования обучающимися с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательных организациях необходимо создание специальных условий обучения, воспитания и развития: • раннее выявление детей с речевой патологией (совместно со специалистами медицинского профиля и психологами) и организация логопедической помощи на этапе обнаружения признаков отклоняющегося психо-речевого развития; • обязательная систематическая коррекционно-логопедическая помощь в соответствии с выявленными нарушениями в раннем или дошкольном возрасте; • взаимосвязь и преемственность содержания и методов логопедической работы в условиях дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию (полное преодоление) или сглаживание отклонений речевого и личностного развития; • обязательное получение начального образования в условиях учреждения массового или специального типа, адекватного образовательным потребностям учащегося с учетом степени тяжести его речевого недоразвития; • получение обязательной систематической логопедической помощи в условиях учреждения массового или специального типа; • возможность обучаться на дому и/или дистанционно (в случае тяжелых форм речевой патологии при сочетанных нарушениях развития); • обеспечение специальных условий, способствующих психо-речевому развитию детей на основе системного и комплексного подхода при диагностике и коррекции речевых нарушений; • взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя- логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей; • доступность необходимых медицинских услуг, способствующих преодолению и сглаживанию первичного дефекта, нормализации общей, мелкой и артикуляционной моторики, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья; • возможность модификации и адаптации учебной программы при изучении филологического и лингвистического курса, использование их коррекционно-развивающих возможностей в минимизации речевых нарушений и активизации коммуникативных навыков обучащихся; • вариативность: взаимозаменяемость/сокращение/увеличение академического и социально значимых компонентов обучения, отдельных тематических разделов, учебных часов; • применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии: для детей с артикуляционными расстройствами необходимы специфические приемы нормализации речевой моторики, дифференцированный логопедический массаж, артикуляционная гимнастика; для детей с фонологическим дефицитом - система развития фонематического восприятия, для детей с заиканием - методы нормализации темпо-ритмической организации речи, для детей с общим недоразвитием речи - формирование всех компонентов речевой деятельности в течение длительного периода;
|
|||
|