Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕБЕНКА С ОВЗ 7 страница



- образовательный, разработанный по основной и адаптированной (программы для специальных (коррекционных) школ 1 и 2 вида) образовательным программам;

- коррекционный, включающий направления, приемы, методы и формы коррекционно-развивающей работы специалистов сопровождения (учителя-дефектолога (сурдопедагога), учителя-логопеда, специального психолога, социального педагога, медицинского работника) с глухими/слабослышащими обучающимся в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, полученной ребенком при прохождении медико-социальной экспертизы; рекомендации специалистов учителю и родителям;

- воспитательный, предусматривающий формирование инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса.

Консультативно-методическое сопровождение всех участников образовательного процесса специализированным психолого­педагогическим центром позволяет решать конкретные вопросы по созданию и внедрению индивидуальных образовательных и коррекционных программ, технологии обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в общеобразовательном учреждении.

Анализ и трансляция опыта включения детей с нарушениями слуха в общеобразовательные учреждения обеспечивает возможность обмена информацией, совместного с другими педагогическими коллективами поиска эффективных методов, приемов обучения данной категории школьников.

Разработка, апробация и внедрение специальных методов, приемов и средств работы с глухими и слабослышащими детьми в общеобразовательных школах также способствует оптимизации программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Социально-нравственный потенциал всех участников образовательного

процесса

Администрация школы должна быть уверена в наличии определенного, положительного отношения всех участников образовательного процесса к включению детей, имеющих нарушения слуха, в школьное сообщество.

Формирование социально-нравственного потенциала возможно в условиях специально организованной работы, в процессе которой проводится выявление готовности всех участников к взаимодействию. Как свидетельствует опыт зарубежных и отечественных практик инклюзивного образования, отношение к глухим и слабослышащим школьникам со стороны ученического и педагогического коллектива находится между двух полюсов: жалость и полное неприятие. Очевидно, что и тот и другой тип отношений способствует неадекватному взаимодействию в образовательном процессе, требуют корректирующего вмешательства специалистов. На первых этапах работа строится только под руководством/при сопровождении опытных специалистов (сурдопедагогов, специальных психологов, социальных педагогов). В дальнейшем, школьное сообщество будет воспроизводить опыт взаимодействия самостоятельно, обращаясь к специалистам за консультациями в наиболее сложных случаях.

Включение детей с нарушениями слуха в общеобразовательные учреждения требует учитывать их разноуровневую подготовку на момент поступления для создания специальных условий.

Глухие и слабослышащие дети имеют особые образовательные потребности, возникшие в результате нарушения слуха: развитие и использование остаточного слуха в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях; обучение слухо-зрительному, слуховому и зрительному восприятию обращенной речи говорящего человека и различным формам коммуникации; развитие всех сторон речи и восполнение недостатка знаний об окружающем мире, связанного с ограничением возможностей; формирование социальной компетентности и навыков поведения в инклюзивном образовательном пространстве; развитие потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферы; формирование способности к максимально независимой жизни в обществе, в том числе через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию и многое другое.

Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха, учитель должен быть готов к выполнению обязательных правил:

• сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребёнка;

• стимулировать полноценное взаимодействие глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе;

• соблюдать необходимые методические требования (месторасположение относительно ученика с нарушенным слухом; требования к речи взрослого; наличие наглядного и дидактического материала на всех этапах урока; контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до их выполнения и т. д. );

• организовать рабочее пространство ученика с нарушением слуха (подготовить его место; проверить исправность/работоспособность слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; проверить индивидуальные дидактические пособия и т. д. );

• включать глухого/слабослышащего ребёнка в обучение на уроке, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ученика и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения урока;

• решать ряд задач коррекционной направленности в процессе урока (стимулировать слухо-зрительное внимание; проверять понимание ребенком обращенной речи, заданий, текстов; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный запас; развивать связную речь ученика; оказывать помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов и т. д. ).

Непрерывное и компетентное участие родителей в образовательном

процессе

Одной из проблем инклюзивного образования является адекватное включение родителей в образовательный процесс детей с нарушением слуха в общеобразовательной организации и формирование                                                              их

компетентности.

С одной стороны,      многие дети       интегрируются в

общеобразовательную среду по желанию родителей, которые справедливо считают, что социализация детей/подростков с нарушением слуха в нормальной образовательной и социальной среде содержит огромный потенциал. С другой стороны, это включение часто проводится взрослыми формально, без надлежащей готовности как глухих/слабослышащих детей, так и самих родителей. В этом случае различные сложности испытывают все ученики класса, их родители, педагоги общеобразовательных учреждений. Часть родителей обучение и воспитание своего ребенка перекладывают на школу, следуя «иждивенческой парадигме»: «Наше (родительское) дело - кормить и поить, а ваше (школьное) дело - учить и воспитывать». Такой подход оказывает серьезное, негативное влияние на развитие ребенка с нарушенным слухом и сам процесс включенного обучения. Общеобразовательная школа на сегодняшний день не в состоянии успешно решать узко специфические коррекционные задачи и обеспечить всестороннее и полноценное развитие ребенка с нарушенным слухом. Другая не менее значительная часть родителей, приложив огромные усилия и подготовив глухого/слабослышащего ребенка к общеобразовательной школе, завышают требования к нему, оказывают на него серьезное давление, что также негативно сказывается и на его развитии, и на обучении в общеобразовательном учреждении.

Безусловно, необходимо организованное специальными психологами и педагогами самое непосредственное и активное участие родителей в воспитании и обучении такого ребенка. Роль родителей в обучении ребенка с нарушенным слухом в условиях инклюзии является потенциально основной по определению, так как контактное индивидуальное время родителей со своим ребенком составляет в среднем 35-40 часов в неделю. На сегодняшний день многие родители остро нуждаются в сопровождении со стороны специалистов (сурдопедагога, специального психолога, тьютора), которые и помогут в значительной степени формированию и развитию родительских компетенций, необходимых, в том числе, для помощи ребенку с нарушенным слухом в общеобразовательной школе.

Ребенок с нарушением слуха должен быть постоянно готов к взаимодействию с одноклассниками в сложной для него социальной ситуации, иметь возможность получать всю необходимую информацию (в том числе и не воспринятую на уроках), выполнять и отрабатывать сложные задания и т. д., что, безусловно, невозможно/затруднено без организации родительской поддержки.

Компетентная родительская поддержка должна быть направлена на преодоление трудностей ребенка в усвоении программного материала и формирование личностных качеств, позволяющих адаптироваться в любой социальной среде. При этом сами родители должны иметь непосредственную возможность консультироваться (в том числе, дистанционно) с учителем класса и со специалистами, занимающимися вопросами развития и коррекции таких детей. Во многом от построения системы сопровождения родителей будет зависеть адекватность сформированных у них родительских компетенций, умений и возможностей поддержать глухого/слабослышащего ребенка в школе. Такая направленная и систематическая родительская помощь ученику оказывается, как правило, во второй половине дня, в выходные, каникулы. Родители должны быть готовы работать с ребенком наравне с учителем и сурдопедагогом.

Учитель класса должен помочь родителям и пояснять, как излагается учебный материал по теме в классе. Специалисты (сурдопедагог, специальный психолог) объяснять, как организовать домашние занятия с ребенком и научить его самостоятельному выполнению уроков, какие коррекционные занятия и в какой форме следует проводить дома, сколько времени должны они занимать, как сделать отдых познавательным и развивающим для ученика и т. д. В старших классах родителей волнуют вопросы будущей профессий и умения адаптироваться к различным социальным средам (занятия в спортивной секции, учеба на производстве, находиться в гостях и т. д. ), коммуникативная компетентность их подрастающего ребенка, умение налаживать контакты с другими людьми.

Таким образом, родители ученика с нарушенным слухом при сопровождении учителем класса и специалистами, принимая активное участие в воспитании и обучении ребенка, обеспечивают непрерывность и эффективность инклюзивного образовательного процесса.

Детей с нарушенным слухом в соответствие с педагогической классификацией и особенностями                                          организации специального

образовательного пространства условно можно разделить на несколько групп:

1 группа - дети, состояние слуха и уровень развития которых позволяет им успешно обучаться в общеобразовательных учреждениях при условии применения специальных материально-технических ресурсов и ассистивных технологий в минимальном объеме;

2 группа - дети, уровень развития которых требует создания

специальных материально-технических условий и         использования

ассистивных технологий;

3 группа - дети по уровню развития способные обучаться только при наличии материально-технических ресурсов и ассистивных технологий в специально организованном образовательном пространстве.

Детям первой группы              для успешного обучения в

общеобразовательных организациях необходимы ассистивные технологии для полноценного получения учебной информации (желательно использование акустической системы звукового поля, обязательно применение мультимедийного оборудования) и создания комфортного пространства в условиях образовательной организации (визуализация актуальной информации, доступность технических средств коммуникации).

Обучение школьников второй группы требует использования разнообразного оборудования для восприятия ими информации на основе слухового (акустическая система звукового поля или радиокласс) и зрительного (мультимедийная аппаратура, визуальные устройства и технологии) анализатора. При организации специальных коррекционно­развивающих занятий рекомендуется использовать полисенсорные, слухоречевые и специальные копьютерные тренажеры и программы по развитию восприятия и воспроизведения речи, развивающие програмы и комплексы. Обучение таких детей предполагает создание комфортного пространства в условиях образовательной организации (визуализированные источники получения информации, специальные кабинеты для отдыха и проведения коррекционно-развивающих занятий, доступные технические ресурсы коммуникации).

Организация обучения школьников третьей            группы в

общеобразовательной школе возможна только при создании специальных материально-технических ресурсов и максимальном использовании ассистивных технологий. Для получения учебной информации необходимо комплексное применение специального оборудования (радиокласс и/или звукоусиливающая аппаратура), мультимедийных визуальных устройств и технологий (интерактивные проекторы, доски, столы, субтитры в учебных фильмах др. ), в отдельных случаях возможно применение iCommunicator, конвертирующего речь в текстовый и жестовый форматы. К обязательному оборудованию будут отнесены приспособления, аппаратура и технологии, используемые на коррекционно-развивающих занятиях специалистов, в том числе и «Рабочее место дефектолога на базе ПК», электронные методические ресурсы. Создания комфортного пространства в условиях образовательной организации потребует от администрации предусмотреть максимальное разнообразие визуализированных источников получения информации, специальные кабинеты для отдыха и коррекционно-развивающих занятий, технические средства для эффективной коммуникации с родителями, сверстниками, учителями.

2. 2. 3. Описание специальных образовательных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Необходимым условием организации успешного психолого­педагогического сопровождения детей с НОДА в образовательных организациях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную реализацию.

В образовательной организации общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НОДА в здания и помещения образовательного организации и их пребывания, а также обучения и воспитания (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т. д. ). Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", необходимо обеспечивать в обязательном порядке, как при строительстве новых образовательных организаций общего типа, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих образовательных организаций.

Для того чтобы обучающийся с двигательной патологией попал на территорию образовательной организации необходимо установить пандус у входа в здание. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12°), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски.

Двери здания должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз.

Вдоль коридоров необходимо сделать поручни по всему периметру, чтобы обучающийся с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них передвигаться по зданию. Ширина дверных проёмов должна быть не менее 80-85 см., иначе ребенок на коляске в них не пройдет.

Для того чтобы ученик на коляске смог подняться на верхние этажи, в здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах.

Предпочтительным является зонирование пространства класса на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство класса узнаваемым, а значит - безопасным и комфортным для обучающегося с нарушением ОДА, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.

При этом необходимо соблюдение следующих требований:

• санитарно-бытовых с учетом общих (специфических) потребностей детей, с двигательной патологией воспитывающихся в данной организации (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены, кушетки, для смены памперсов и т. д. ).

• социально-бытовых с учетом конкретных индивидуальных потребностей обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата, в данной организации (наличие адекватно оборудованного пространства организации, рабочего места ребенка и т. д. );

В образовательной организации желательно иметь следующее специальное оборудование:

Sсредства передвижения: различные варианты инвалидных колясок (комнатные, прогулочные, функциональные, спортивные), подъемники для пересаживания, микроавтобус, ходунки и ходилки (комнатные и прогулочные), костыли, крабы, трости, велосипеды; специальные поручни, пандусы, съезды на тротуарах и др.. Во многих многофункциональных креслах-колясках дети могут проводить значительное время. В них имеется столик для приема пищи и занятий, съемное судно, отделение для книг, специальная емкость для хранения термосов с пищей.

Sсредства, облегчающие самообслуживание детей (наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов, дистанционное управление бытовыми приборами-телевизиром, приемником, магнитофоном);

Sподбор мебели, соответствующей потребностям ребенка.

Каждый класс должен быть оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся, а также специализированными креслами- столами для учащихся с индивидуальными средствами фиксации, предписанными медицинскими рекомендациями. Каждый учебный класс может быть оборудован рабочими местами с компьютерами для детей, имеющих тяжелые поражения рук и использующих компьютер в качестве рабочей тетради. Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации школы, используя видео- и аудио технику.

Рабочее место обучающегося с двигательной патологией должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условие для полноценного восприятия и организации его активных действий. Это и комфортное освещение, и минимальное количество предметов в поле зрения, и специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола и др..

Среди простых технических средств, применяемых для оптимизации процесса письма, используются увеличенные в размерах ручки и специальные накладки к ним, позволяющие удерживать ручку и манипулировать ею с минимальными усилиями, а также утяжеленные (с дополнительным грузом) ручки, снижающие проявления тремора при письме. Кроме того, для крепления тетради на парте ученика используются специальные магниты и кнопки.

Обучение детей с НОДА должно осуществляться на фоне лечебно­восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Педагоги и администрация образовательной организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно- профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.

Обязательным условием является соблюдение индивидуального ортопедического режима для каждого обучающегося с двигательной патологией. В соответствие рекомендациями врача-ортопеда, инструктора ЛФК определяются правила посадки и передвижения ребенка с использованием технических средств реабилитации, рефлекс- запрещающие позиции (поза, который взрослый придает ребенку для снижения активности патологических рефлексов и нормализации мышечного тонуса), обеспечивающие максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений.

Для каждого ребенка индивидуально подбираются наиболее адекватные позы для кормления и одевания на прогулку. Эти позы меняются по мере развития двигательных возможностей ребенка.

На каждом уроке после 20 минут занятий необходимо проводить 5­минутную физкультпаузу с включением лечебно-коррекционных мероприятий.

Соблюдение ортопедического режима позволяет устранить негативные моменты, способствующие прогрессированию двигательных нарушений, тем самым оказывая положительное влияние на стабилизацию двигательного статуса ребенка.

Параллельно с обучением в образовательной организации ребенок с двигательной патологией должен получать необходимый специальный комплекс лечебно-восстановительных мероприятий на базе районной поликлиники, проходить курсы лечения в специализированных больницах и реабилитационных центрах.

Комплекс восстановительного лечения представляется ортопедоневрологическими мероприятиями, лечебной физкультурой, массажем, физио-бальнео-климатотерапией, протезно-ортопедической помощью. Лечебные мероприятия, кроме обычной педиатрической службы, должны осуществлять врачи-неврологи, врачи ЛФК, физиотерапевты, ортопеды, а также младший медицинский персонал. Осуществление этих мероприятий в образовательных организациях невозможно, из-за отсутствия медицинской лицензии и штата специалистов. Для этого необходимо получение образовательной организацией медицинской лицензии или составление договора с медицинскими учреждениями.

Если обучающийся с неврологическим профилем посещает образовательную организацию, не имеющее медицинских кадров, то необходимо, чтобы его обучение и воспитание сочеталось с лечением на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра.

Общеобразовательная организация должная использовать компьютерные и технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования с включением специального оборудования. Информационно-образовательная среда образовательной организации должна включать в себя совокупность технических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей); наличие служб поддержки применения ИКТ.

Для использования компьютерных технологий необходим дополнительный стол для размещения компьютера, который должен быть легко доступен, в том числе и с инвалидного кресла. Очень важно вовремя оценить потребности пользователей и разместить соответствующим образом электророзетки.

В целях создания эргономичного рабочего места необходимо избегать бесполезных или отвлекающих внимание изображений, препятствующих осуществлению быстрого выбора того или иного действия. Также полезно назначить клавиши быстрого вызова команд в наиболее часто используемых программах, связать некоторые горячие ключи быстрого выбора с наиболее используемыми программами.

Выбор правильного расположения компьютера и оптимизацию зрительного восприятия необходимо осуществлять совместно со специалистом. Использование встроенного в стол или горизонтально расположенного, плоского чувствительного монитора может быть в некоторых случаях полезным для выработки навыков зрительно-моторной координации (удержания взгляда и выполнение движения рукой в одной и той же области).

В работе желательно использовать: специальные клавиатуры (в увеличенным размером клавиш, со специальной накладкой, ограничивающей случайное нажатие соседних клавиш, сенсорные) специальные мыши (джойстики, роллеры, а также головная мышь), выносные кнопки, компьютерная программа «виртуальная клавиатура».

Применение специальных технических средств во многих случаях способны компенсировать имеющиеся у учащихся данной категории двигательные нарушения, а именно: невозможности или ограничении объема и силы движений (общая и мелкая моторика), трудности контроля и координации произвольных движений, слабость и быструю утомляемость во время движения, недостаточность зрительно-моторной координации рук и ног.

В некоторых случаях использование технических средств позволяет учащимся с двигательными нарушениями принимать активное участие в учебном процессе наравне со сверстниками, у которых нет подобных проблем. Если нарушения затрагивают не только двигательную, но и интеллектуальную, зрительную и/или речевую сферу, интенсивность процесса обучения снижается в связи с необходимостью дополнительного времени на закрепление учащимися навыков и знаний.

Поскольку вспомогательные технологии позволяют выполнять действия, которые без них были попросту невозможны, у учащихся с двигательными нарушениями обычно не возникает негативного отношения к этим технологиям. Однако когда у учащихся почему-либо были завышенные оценки возможностей технического средства (особенно компьютера), у них может возникнуть снижение интереса к такой технологии, если она не полностью оправдывает возложенных на нее надежд.

Среди простых технических средств, применяемых для оптимизации процесса письма, используются увеличенные в размерах ручки и специальные накладки к ним, позволяющие удерживать ручку и манипулировать ею с минимальными усилиями, а также утяжеленные (с дополнительным грузом) ручки, снижающие проявления тремора при письме.

Общеобразовательная организация    должна реализовывать

программы коррекционной работы и адаптированные образовательные программы. Образовательная программа для детей с НОДА разрабатывается школой самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, примерных программ по учебным предметам федерального компонента, программ регионального и школьного компонентов, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся.

Для разработки Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы для каждой ступени образования и адаптированной образовательной программы, включающей индивидуальный учебный план, можно использовать следующие программы и учебно-методические комплексы:

- Программы начальных классов школ для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом (русский язык, математика, ручной труд). - М., 1981

- Программы специальной общеобразовательной школы для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. - М., 1986.

- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4 классы. В. В. Воронкова.

- Программы специальных (коррекционных) школ VIII вида: 5-9классы, под ред. В. В. Воронковой,

Для детей с НОДА в коррекционной части общеобразовательной программы должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций. Предметы коррекционного цикла следует определять в зависимости от имеющихся у детей нарушений:

- преимущественно двигательных;

- преимущественно речевых;

- сочетание двигательных и речевых,

- недостатков общего психического развития.

В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории должна строиться дифференцированно.

В цикл коррекционных занятий обязательно включаются:

> логопедические занятия для детей с речевой патологией, с использованием компьютерных программ при самых тяжелых нарушениях (анартрия);

> индивидуальные и групповые занятия для коррекции нарушенных психических функций;

Содержание индивидуальных и групповых коррекционных занятий в начальной школе определяется соответствующими рекомендациями (методические рекомендации «Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами», НИИД, 1975). В них сформулированы основные требования к достижениям учащихся в овладении двигательными навыками и речью. В дальнейшем содержание коррекционных занятий определяется в зависимости от структуры речевого и двигательного дефекта каждого учащегося.

Соотношение методов на каждом этапе обучения и воспитания детей с НОДА определяется уровнем двигательного, познавательного, и речевого развития детей и задачами, стоящими перед педагогом. Педагогическое воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных, словесных, двигательно­кинестетических методов. Методы и приемы организации учебно­воспитательного процесса предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала. В условиях образовательной интеграции для детей с НОДА, учитывая специфические особенности контингента учащихся, необходим подбор таких форм и методов работы, которые и в данных условиях приводили бы к достижению положительного результата.

В рамках инклюзивного образования в работе с НОДА можно использовать наглядные, практические и словесные, двигательно­кинестетические методы.

Использование наглядных методов особенно важно для детей с тяжелой двигательной патологией в связи с тем, что они находятся в условиях социальной, а иногда и сенсорной депривации. Использование этого метода позволяет преодолеть негативное влияние деривационного фактора. При использовании данного метода предпочтение следует отдавать натуральности наглядности, учитывая бедность социального опыта этих детей, а также речевое сопровождение данного метода.

Хотя в работе с детьми с тяжелой двигательной патологией практические методы педагогами часто игнорируются из-за трудностей их использования при обучении детей с недостатками манипулятивных функций, данным методам должно быть отдано предпочтение, т. к. качество и прочность знаний у детей с тяжелой двигательными нарушениями прямо зависит от предметно-практической деятельности в их формировании.

Среди словесных методов в работе с детьми с НОДА используются: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.