|
|||
Сиэл Клэридж - Маленькие Будды. а также их родители! Буддийские секреты воспитания детей 14 страница⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 4) Сочувствие и мудрость, развиваемые на буддийском пути, служат главной опорой для психологической устойчивости. С мотивацией Бод- хисаттвы человек может без страха включиться в любую ситуацию и прожить ее благородно, не ища выгоды для себя. 5) Самостоятельность — это качество, необходимое для практической реализации сочувствия и мудрости. Независимые люди, которые внимательно относятся к окружающим, всегда вызывают уважение и вдохновляют своим примером других. 6) Навыки успешного общения помогают находить друзей и поддерживать с ними добрые отношения. Человек, умеющий уважительно слушать других и сочувственно воспринимать их нужды, способен быть самым лучшим другом. Если он к тому же не стремится давить и навязывать свое мнение, его связи с людьми будут прочными и доверительными. Способность создавать и хранить такие контакты обеспечит ребенку социальную поддержку и укрепит его психологическую устойчивость. 7) Возможность помогать другим, которая обретается благодаря всем перечисленным навыкам, придает жизни человека настоящую ценность и вневременный смысл. Заботясь о благе существ, он чувствует себя как дома во всех ситуациях жизни. Не будучи буддистом, он может воплощать эти идеалы в социальных проектах, соответствующих его возрасту и интересам, а также помогать нам в наших делах. 8) Понимание принципов буддийского Учения облегчит существование любому человеку, даже если он не планирует приступать к практике. Ясно представляя себе, какие поступки ведут к счастью или страданию, он будет ответственно принимать полезные и мудрые решения. Осмысление непостоянства и пустотности всех явлений даст ему защиту от привязанности Сочувствие и мудрость, развиваемые на буддийском пути, служат главной опорой для психологической устойчивости. и высокомерия, поможет без гнева или отчаяния выстоять в затруднительных обстоятельствах. Главное, что дает буддийский взгляд, — внутреннюю свободу и нацеленность на поиск счастья в собственном уме, изначально совершенном и полном восхитительных качеств. КАК СТРОИТЬ ПРОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Вся методика воспитания детей с раскрытием природы Будды посвящена установлению глубоких и теплых взаимоотношений, в которых могли бы развиваться и родители, и дети. Идеи и взгляды буддизма составляют канву этих методов, а практические способы взаимодействия с детьми — узоры на ней. Углублению связей способствует взаимная помощь в развитии, и ее можно дарить друг другу во многих жизненных ситуациях, в совместной работе и играх. Мы можем быть уверены, что дети, для которых такие взаимоотношения стали привычными и естественными, впоследствии будут с радостью воссоздавать их в других обстоятельствах, с другими людьми и своим собственным потомством. Таким образом, совместно освоенные нами навыки сочувственного общения вплетаются в жизнь детей и передаются дальше. Относитесь к ребенку КАК К ЛУЧШЕМУ ДРУГУ Как буддисты, мы стараемся общаться с людьми так, как общались бы с лучшим другом или с самими собой. Если мы замечаем, что в разговоре с детьми у нас появляются такие слова и интонации, которые не могли бы звучать в беседе с друзьями, необходимо остановиться и сменить тон. Тот, кто помнит, что у всех существ есть природа Будды, обращается именно к ней, и поэтому его проявления, вербальные и невербальные, должны быть уважительными. Например, для разговора стоит прервать другие занятия и повернуться к собеседнику всем телом. Погрузитесь в общение целиком. Смотрите человеку в лицо и показывайте, что он для вас важен. Если мы замечаем, что в разговоре с детьми у нас появляются такие слова и интонации, которые не могли бы звучать в беседе с друзьями, необходимо остановиться и сменить тон. Ь Слушая — слушайте Об этом уже упоминалось в контексте эмпатического слушания — здесь же можно расширить это правило на всю нашу совместную жизнь. Слушая с явным интересом и участием, мы лучше понимаем проблемы и состояние человека. Ему передается наше спокойствие, он чувствует поддержку и может расслабиться, чтобы взглянуть на свои переживания другими глазами. Б Проводите время с ребенком приятно и весело Когда мы разделяем с другими людьми приятные переживания, совместно занимаемся тем, что приносит удовольствие, наши связи становятся глубже. Невозможно построить близкие и гармоничные отношения с ребенком, не участвуя в его играх и не приглашая его развлечься вместе с нами. Неважно, какая это игра; главное — веселье и радость. От этого наше общение обретает высокое качество. Если родители живут занятой и насыщенной жизнью, им трудно бывает найти время на забавы, которые кажутся бессмысленными. Но эту привычку необходимо преодолеть ради блага детей и взаимоотношений в семье. Счастье других важнее нашего собственного успеха. Г Ешьте вместе Совместный завтрак, обед или ужин — это тоже качественно проведенное время. За столом мы общаемся, шутим и получаем удовольствие. Иногда семейная трапеза становится событием, которого все с нетерпением ждут и которым по-настоящему наслаждаются. Мы можем вместе готовить еду и накрывать на стол — в этом процессе взаимоотношения укрепляются еще больше. В 1986 году в Италии возникло движение «слоуфуд» — в противовес «фастфуду», то есть обычаю есть быстро, на бегу проглатывая купленные в сетевых заведениях гамбургеры или сэндвичи. Это движение пропагандирует широкий спектр национальных рецептов и внимательное приготовление пищи. Многие дети с трудом представляют себе, из чего состоят блюда, которые им подают, и откуда берутся их компоненты. Участвуя в приготовлении еды, ребенок будет лучше понимать некоторые жизненные процессы. Участвуя в приготовлении еды, ребенок будет лучше понимать некоторые жизненные процессы. Отведите ребенку специальное время Е Составьте свое расписание так, чтобы уделять время каждому ребенку. Важно, чтобы он знал, что в определенные часы он может обратиться к вам за советом или поддержкой и что у других членов семьи тоже есть такая возможность. Пока ребенок маленький, это удобно делать перед сном. Детям постарше лучше предложить другое время. Поддерживайте саморазвитие ребенка Ж Для того чтобы заинтересовать ребенка саморазвитием и поддержать его в этом, годится любой повод. Обычно дети чувствуют себя более взрослыми и самостоятельными, когда помогают нам в решении наших задач. Давайте указания как можно реже Ощущение сопричастности у детей сильнее, когда у них есть четкие границы или установки, которые последовательно соблюдаются. Как мы уже отмечали выше, ребенка нужно подключать к процессам совместного принятия решений — тогда он чувствует себя ответственным за дела семьи и с большей вероятностью будет следовать выбранным установкам. Но этих установок должно быть немного — некий необходимый минимум, и они также должны быть простыми и ясными. Наши отношения с детьми длятся всю жизнь — а возможно, и несколько жизней. Поэтому работа, которую мы вкладываем сегодня, приносит долгосрочные результаты.
ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ СЕБЯ Проявляются ли ваши мысли как «злые» — Например, как пять ядовитых эмоций, боль или болезнь, Или же как «добрые» — Преданность, сочувствие, отречение и чистое восприятие, Что бы вы ни переживали, осознайте, что все это — Лишь свободная игра вашего собственного ума. Не отвергая с гневом и не принимая с привязанностью, Непринужденно покойтесь в изначальном состоянии единого вкуса. Целе Нацог Рангдрёл Воспитание детей с раскрытием природы Будды — чрезвычайно благодарный труд. Когда родители полны сочувствия и мудрости, дети расцветают, становятся бесстрашными и радостными. Они счастливы вместе, и жизнь сияет яркими красками. В этой главе мы сосредоточимся на том, как сохранять и проявлять сочувствие к самим себе при выполнении стоящих перед нами задач. Здесь найдется и несколько подсказок, которые помогут приблизить желанные перемены. Буддизм в любых его формах должен воплощаться в жизнь, становясь частью нашей сущности. В поучениях Алмазного пути говорится, что следует стараться действовать так, как действовал бы Будда, то есть проявлять неличностные просветленные качества на обычном практическом уровне. Применяя доступные нам методы и техники развития, мы выходим за пределы теории и по-настоящему движемся вперед. Наши отношения с детьми длятся всю жизнь — а возможно, и несколько жизней. Поэтому работа, которую мы вкладываем сегодня, приносит долгосрочные результаты. Все буддийские школы, отдающие преимущество медитациям, утверждают, что подлинная практика начинается на подушке перед алтарем, а затем продолжается в любых жизненных ситуациях — и не заканчивается никогда. Мы выносим из медитации внимательность, сочувствие и высший взгляд и затем применяем эти качества постоянно — в семье и на работе, на отдыхе и на сцене. Начиная с малого, мы шаг за шагом приближаемся к полной осознанности и совершенству во всех проявлениях — в мыслях, словах и поступках. Пока мы еще на пути, меняться получается только с усилием. Нам приходится обуздывать эмоции и контролировать мышление; наперекор своим эгоистическим привычкам желать всем счастья, несмотря ни на что; искать в других положительные качества и твердить себе, что все существа — это Будды, а каждая ситуация способна привести к Просветлению. Без усердия мы не сумеем очистить ум от завес и выявить его потенциал. Но усилия должны быть радостными, а задачи — выполнимыми; в этом и состоит сочувствие к самому себе. Частью искусной буддийской практики является познание самого себя, своих возможностей и пределов. Если мы слишком муштруем себя, доводим до изнеможения натужной самоотверженностью, то однажды перенапряжение скажется, и мы хлопнем дверью с криком: «Опять ничего не получилось! » В поучении о Шести парамитах говорится о таком освобождающем действии, как энтузиазм, — это и есть радостное усилие. Мы стараемся развиваться, делая все самое лучшее, на что способны. При этом мы знаем, до какого предела можем нагружать и сдерживать себя, и когда необходимо отдыхать и расслабляться. Например, тибетские ламы утверждают, что медитацию следует заканчивать тогда, когда она все еще доставляет удовольствие; в этом случае она останется в нашей памяти как нечто привлекательное, и в следующий раз нам легче будет усадить себя на медитационную подушку. Если же мы уже замучили себя своим усердием, стоит осознанно добавить радости — например, отметить про себя, сколько у нас, оказывается, энергии и как много мы умеем работать: «Надо же, сегодня я установил рекорд трудолюбия». Так должно быть в любом деле — мы вкладываем в него время и силы, сознательно наслаждаемся самим процессом и периодически даем себе расслабиться. Кроме того, не следует пугаться своих ошибок. От них никто не застрахован, и в любом случае главное — с какой мотивацией мы действуем. Буддийские учителя говорят, что ум является царем и господином всего. Если мы уверены в том, что хотим достичь Просветления для блага всех существ, мы не сможем совершить непоправимую ошибку. Если мы не желаем никому страданий и, напротив, сочувствуем и стараемся помогать существам, наши промахи объясняются старыми привычками и недостатком мудрости. Все существа чувствуют нашу хорошую мотивацию и подсознательно откликаются на нее. Поэтому ошибки следует воспринимать как дополнительный повод поработать над собой. Иногда мы не решаемся взяться за какое-то дело, потому что оно кажется нам слишком сложным; мы не знаем, с какой стороны к нему подступиться, и не уверены, что осилим задачу. Такие чувства нередко испытывают буддисты в начале пути. Чтобы не терять вдохновения, следует разбить весь объем работы на части и начинать с малых, простых шагов. Необходимо запастись упорством и проявлять максимальную последовательность в решении возникающих задач. Временами приходится говорить себе: «Возможно лишь то, что возможно», — а затем представлять в своем сердце Без усердия мы не сумеем очистить ум от завес и выявить его потенциал. Но усилия должны быть радостными, а задачи — выполнимыми; в этом и состоит сочувствие к самому себе. Будду или своего Ламу и терпеливо продолжать работу. Наиболее практичный способ не терять энтузиазма — разделить работу на небольшие части, распределив их по дням, месяцам или годам, в зависимости от наших способностей. Так гораздо проще; нет нужды забегать слишком далеко вперед. Мы знаем, что нужно сделать за неделю, за месяц, и так далее. Мы ставим перед собой достижимые цели в заданном периоде. Кармапа XVII Тринле Тхае Дордже Для сохранения стойкости я могу посоветовать родителям такое простое средство, как листки с фразами, напоминающими о важных истинах. Листок можно приклеить на зеркало в ванной, на холодильник или на другую поверхность, которая часто попадается нам на глаза. Вот что можно там написать: «Все непостоянно, включая и эту ситуацию». «Каждый человек ведет себя так, как чувствует». «Злиться — значит терять лицо». «Высшая истина есть высшая радость. Поэтому все нерадостное — не истинно». «Не бывает развития без преодоления препятствий». «Мы живем, чтобы менять свои привычки для блага других». «Сочувствие — важнейшая ценность, и ничто не заставит меня от него отказаться». «Каждое существо обладает природой Будды», — и так далее. Мой опыт работы с тысячами родителей подтверждает, что если мы прилагаем целенаправленные и постоянные усилия на пути Бодхи- саттвы, шаг за шагом меняем свой родительский подход и отказываемся от старых привычек, успех неизбежен. Самое важное, что мы можем делать в жизни, — это двигаться к Освобождению. Наша жизнь будет ценной вдвойне, если на этом пути мы поможем детям раскрыть их природу Будды. Пусть вся заслуга от написания и чтения этой книги принесет благо всем существам.
I МЕНЯ: Взбодрило Взволновало Вдохновило Возмутило Воодушевило Восхитило Впечатлило Забавляет Заботит Задевает Интересует Обнадеживает Окрыляет Пугает Радует Разбередило Раздразнило Раззадорило Расстроило Расшевелило
МНЕ: Больно Боязно Горько Грустно Досадно Смущает Страшит Трогает Тяготит Угнетает Удручает Успокаивает Утешает Жаль Любопытно Мешает Мило Обидно (Не) близко (Не) комфортно Неловко (Не) приятно (Не) спокойно (Не) по вкусу (Не) по душе (Не) по нраву (Не) по сердцу (Не) приятно (Не) радостно (Не) удивительно (Не) удобно (Не) уютно Отрадно Печально Придает бодрости - духу - отваги - сил - уверенности - храбрости Скучно Сложно Тоскливо Тошно Трудно Тягостно Тяжело Чуждо
Я: Бессилен В безвыходном положении В восторге В замешательстве В недоумении В панике В приподнятом настроении В сомнениях В тупике Взволнован Виноват Влюблен Восхищен Встревожен Горжусь Завидую Запутался Люблю Мечтаю Надеюсь Напряжен Наслаждаюсь Нервничаю Обескуражен Обеспокоен Обессилен Озадачен Окрылен Открыт Очарован Ошарашен Ошеломлен Переживаю Подавлен Польщен Поражен Потрясен Рад Раздражен Расстроен Растроган Ревную Сбит с толку Сержусь Скучаю Сожалею Сокрушаюсь Сопереживаю Сострадаю Сочувствую Стесняюсь Стыжусь Счастлив Тоскую Увлечен
ЧУВСТВУЮ СЕБЯ: беззащитным одиноко беспомощным покинутым виноватым униженным неуверенно
ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ТАК, БУДТО: - ко мне - мною не интересуются не прислушиваются - от меня ожидают - меня не уважают - со мной играют - меня не принимают - со мной не сотрудничают - меня не замечают - со мной не считаются - меня не поддерживают - со мной не хотят - меня не слушают дружить - мне не доверяют - со мной соперничают - ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ, ОПИСЫВАЮЩИЕ ОЩУЩЕНИЯ; Бросает в дрожь (в жар, в пот) Ком в горле Ноги подкашиваются Вне себя (от восторга, испуга, негодования, отчаяния, радости) Связаны руки Сжимается сердце Волосы дыбом Слезы наворачиваются на глаза Все валится из рук Вскружило голову Теряю самообладание Голова кругом Уходит почва из-под ног Дух захватывает Холодею от (страха, испуга) Как в тумане
Научно-популярное издание Серия «Колесо времени» ДОКТОР СИЭЛ КЛЭРИДЖ МАЛЕНЬКИЕ БУДДЫ... А ТАКЖЕ ИХ РОДИТЕЛИ! Редактор серии «Колесо времени» Елена Леонтьева Арт-директор издательства Макс Костенко Перевод с английского: Н. Машкова Корректоры: Г. Калашникова, А. Усачёва Дизайн переплёта и оригинал-макет: М. Костенко Иллюстрация для обложки: В. Забурдаев Вёрстка: О. Истомина ОРИЕНТАЛИЯ 127276, Москва, ул. Ботаническая, д. 14, оф. 21 Тел.: (495) 212-17-98 Для писем: orient@orientbook. ru www. orientbook. ru Подписано в печать 20. 04. 2015. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Уел. печ. л. 22, 32 Тираж 1500 экз. Заказ 0-1584. Отпечатано в ПИК «Идел-Пресс», филиал ОАО «ТАТМЕДИА» 420066, г. Казань, ул. Декабристов, 2 e-mail: id-press@yandex. ru
В этой книге доступным современным языком излагаются основы буддийской философии, а затем подробно представляется прогрессивная методика воспитания детей, с привлечением глубоких и мудрых принципов психологической науки. Авторский подзаголовок этой книги — «Обогатите свою семью буддийской мудростью и состраданием».
Доктор Сиэл Клэридж Детский психолог, практикующая буддистка и мама девятерых детей, родных и усыновленных. Материнство она называет самой благодарной деятельностью своей жизни. Опираясь на профессиональный опыт и буддийское образование, доктор Клэридж выработала свою методику воспитания детей на основе буддийских ценностей и назвала ее «Воснитание детей с раскрытием природы Будды» (Buddha Heart Parenting). Но этой методике она обучила тысячи родителей в Австралии, Новой Зеландии и Великобритании. «Если благодаря буддийскому подходу к воспитанию мы уравновесим мудрость и сочувствие, это скажется не только на нашей жизни и жизни детей. Будучи родителями, мы обладаем уникальной воз можностью влиять на людей в более широком масштабе. Методика раскрытия, природы Будды может произвести такую внутреннюю трансформацию, которая принесет людям больше мира и покоя, — ведь спокойствие во внешнем мире создается за счет внутреннего покоя в умах людей». Ваша, доктор Сиэл Клэридж www. e-puzzle. ru www. e-puzzle. ru
|
|||
|