|
|||
Сиэл Клэридж - Маленькие Будды. а также их родители! Буддийские секреты воспитания детей 7 страница— Практикуйте непривязанность По сути, привязанность — это зависимость от явлений, от того, есть они или нет, можем мы ими обладать или нет. Но искать счастье во внешних вещах, даже самых достойных и привлекательных, — не мудро, поскольку они не способны сделать нас счастливыми навсегда. Соответственно, непривязанность означает, что присутствие или отсутствие желанных вещей, людей или ситуаций перестает определять наши внутренние состояния счастья или несчастья. Мы просто перестаем от них зависеть. Получить желаемое — все равно что напиться соленой воды. Жажда лишь растет. Миларепа Как практикующим буддистам, нам следует развивать непривязанность ко всему, что оценивается как приятное или необходимое. В качестве первого шага можно выработать непривязанность к вещам — это легче, чем научиться отпускать людей, красивые ситуации или модели поведения, а тем более — отпустить иллюзию «я». Начать можно, отказавшись от части предметов, которые нам принадлежат, — в первую очередь от тех, которыми мы не пользуемся, а со временем и от очень дорогих сердцу. Мы не обязаны в буквальном смысле слова от них избавляться, хотя отдать некоторые из них было бы полезно. Можно просто представлять себе, что их у нас нет или никогда не было; скоро мы почувствуем, что ничего страшного в этом нет. Можно даже подумать о преимуществах отсутствия этих вещей. Какие бы обладания ни имелись в виду, всегда найдется что-нибудь положительное в том, чтобы их не иметь. Но мы не видим этих плюсов именно из-за привязанности. — Медитируйте на непостоянство Размышления о мимолетности всех явлений не только настраивают нас на скорейшее развитие, но и очень эффективно противодействуют привязанности. Именно цепляние за эту жизнь и все, что она подразумевает, приносит проблемы, запутанность и помехи на пути Освобождения. Наилучшее противоядие от этого — глубокое понимание непостоянства обусловленного мира. Обращаясь ко второму из Четырех основополагающих размышлений, мы все больше понимаем, что нет смысла бояться потерь и цепляться за существующее — ведь оно неминуемо исчезнет, Какое облегчение — перестать ожидать постоянства от того, в чем постоянства быть не может! удерживаем мы его или нет. Какое облегчение — перестать ожидать постоянства от того, в чем постоянства быть не может! Глубоко осознавая это, мы можем наслаждаться каждой минутой в обществе своих детей и любимых людей, дарить им тепло и помощь, ничего не боясь и не ожидая. Радостно предоставить явления самим себе, позволить им быть такими, какие они есть, — настоящее благословение. ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ В УМЕ В предыдущих главах мы рассмотрели две завесы — жесткие концепции и мешающие эмоции, лежащие в основе всех наших неприятностей, включая и трудности во взаимоотношениях с детьми. Все это начинается и совершается в уме. Его состояние — корень всех проблем. Поэтому мы хотим работать с ним, развивать его путем изучения освобождающих истин, медитации и работы над собой в повседневной жизни. К счастью, есть Радостно предоставить явления самим себе, позволить им быть такими, какие они есть, — настоящее благословение. еще практические наставления, которые помогут успешно выполнять родительскую роль и тем самым поддержат нас в буддийской практике. Обуздание ума, едва сдерживаемого, легковесного, спотыкающегося где попало, — благо. Обузданный ум приводит к счастью. Пусть мудрец стережет свой ум, трудно постижимый, крайне изощренный, спотыкающийся где попало. Смиренный ум приводит к счастью. В непорочном уме, в невсполошенном уме, Отказавшемся от добра и зла, в бодрствующем уме нет страха. Дхаммапада, стихи 35, 36, 39 РАЗДЕЛ 4
Пусть твоя любовь течет во вселенную, Разливаясь вширь и проникая вглубь, — Безграничная любовь без ненависти и враждебности. Стоишь ты или идешь, Сидишь или лежишь, — Пока ты бодрствуешь, Стремись к такой любви с однонаправленным умом. Тогда твоя жизнь принесет рай на землю. Сутта Нипата В этом разделе мы поговорим о недостатках разных популярных подходов к воспитанию детей и о том, как некоторые из них могут только усугублять неадекватное поведение. УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ Если родители практикуют Дхарму, они ободряют своих детей словами: «Постарайтесь не быть честолюбивыми. Не слишком гонитесь за материальным. Довольствуйтесь тем, что у вас есть. Тогда вы сможете развиваться. В противном случае вы проживете напрасную жизнь». Родители, которые не медитируют, советуют противоположное: «Старайтесь ничего не упустить, будьте честолюбивы. Вы должны стать очень богатыми и успешными. Приобретайте материальные ценности и берегите их. Все остальное — пустая трата времени». Кюнзиг Шамар Ринпоче XIV Здесь мы рассмотрим один из общепринятых подходов к воспитанию и разберемся, почему некоторые его аспекты не соответствуют буддийской философии. Затем мы выясним, почему альтернативные системы, которые можно использовать для раскрытия у детей природы Будды, эффективны и как они действуют. Из многих методик управления поведением и его коррекции для наших целей подходят те, которые, базируясь на сочувствии и мудрости, помогают ребенку самому построить свой кодекс норм поведения и учат искусно откликаться на повседневные ситуации. Эти подходы помогут и нам в практике Дхармы. Наиболее распространенная методика воспитания подрастающего поколения основана на наказании и поощрении. Ее называют также позитивно-негативным подкреплением. Эта система не согласуется с буддийским взглядом. Мы часто с самыми лучшими намерениями применяем наказания и поощрения, при этом не сознавая их последствий. Разобравшись в том, к чему они приводят, и рассмотрев альтернативные методы, мы легче и успешнее выберем, что использовать для выполнения родительской роли. ПОЧЕМ! / НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНЫ Говоря о наказании, мы иногда думаем о наказании физическом, хотя оно бывает также и нефизическим. Помимо телесной боли или дискомфорта, оно может включать лишение ребенка каких-либо вещей или впечатлений. В обществе под наказанием понимается мера воздействия, применяемая к правонарушителю и несущая ему неприятные переживания. Наказать — значит осуществить своего рода возмездие за проступок, причинив физическое или душевное страдание. Очевидно, что для того, чтобы наказание было правомерным, налицо должен быть некий попранный закон; правонарушение должен подтвердить объективный, состязательный суд, в котором подозреваемому предоставляется право на защиту. Мы же просто оцениваем поведение ребенка как «плохое» на основе своих жестких идей или, что еще хуже, минутных настроений или неписанных правил, когда-то установленных в семье нашим педантичным дедушкой. Какова вероятность, что мы объективны в своих суждениях? Затем мы намеренно причиняем ребенку боль, воздействуя на его тело, психику, эмоции или свободу передвижения, чтобы тем самым вынудить его изменить поведение. Буддийское поучение о карме гласит, что любое намеренное причинение страданий негативно скажется на нашем собственном будущем и не улучшит текущую ситуацию. Методы раскрытия природы Будды основаны на сочувствии и предполагают, что мы, напротив, ни в коем случае не желая страданий ребенку, защищаем его от боли и приобщаем к мастерству полезного действия. Это различие очень важно понять, поскольку некоторые буддийские методы тоже могут выглядеть жестко: они призваны показать детям, к чему приведут их поступки. Такие методы со стороны иногда выглядят как наказание, и сам ребенок может их так воспринимать — а тогда нам придется пожинать соответствующие плоды. Необходимо разобраться в том, чем отличается резкое действие, основанное на сочувствии, от похожего действия, вызванного гневом и подкрепленного жесткими идеями. Только так мы преуспеем в достижении нашей подлинной цели. Если ты судишь людей, у тебя не остается времени на то, чтобы их любить. Мать Тереза Помимо очевидных недостатков политики наказаний, есть и практические основания ее не использовать. 1) В сознании «нарушителя» наказание не связано напрямую с «проступком»; он прежде всего задумывается над тем, справедливо наказание или нет, и чаще всего отвечает отрицательно. 2) Наказание приковывает внимание ребенка к страданию и его источнику. В данном случае источником являемся мы. Страдающий ребенок не думает о своем поведении — он злится на родителей. В его понимании он прав, а мы неправы. Попробуйте восстановить в памяти разные случаи из детства, когда вас наказывали. Чаще всего мы помним, кто нас наказал и как, но редко помним, за что. 3) Наказание способно изменить поведение ребенка лишь на краткое время. Исследования показывают, что, как правило, эффект наказания длится лишь до тех пор, пока на человека продолжают давить. Едва давление ослабевает, он возвращается к тому же образу действий. Как только папа уходит на работу, детки снова переворачивают все вверх дном. 4) Из многолетнего опыта работы я знаю, что человек меняется только тогда, когда сам сознает ценность перемен. Он должен воочию убедиться в том, что другое поведение принесет ему покой и радость — или хотя бы признание и высокую оценку. Другие способы воспитания помогают ребенку осознанно выработать такие принципы поведения, которых он сможет придерживаться в любых обстоятельствах, даже когда за ним Физические меры приучают детей считать, что в обществе «прав» тот, кто сильнее физически. никто не наблюдает. Он просто будет убежден в эффективности и нравственной обоснованности таких действий. 5) Если наказание переживается как «терпимое», оно не заставит ребенка измениться даже на некоторое время. А слишком болезненное наказание порождает страх перед еще большей болью, и впредь дети будут лгать, чтобы избежать неприятных последствий. 6) Согласно статистике, наказание часто ведет к агрессивному поведению. Легко проследить, что карать других может лишь тот, кто обладает властью, и сама по себе кара служит способом проявления и сохранения власти. Физические меры приучают детей считать, что в обществе «прав» тот, кто сильнее физически. Они привыкают добиваться власти над другими, чтобы получать желаемое. Для нас как родителей это крайне неблагоприятно: ведь однажды мы состаримся и ослабеем, а наши выросшие дети будут как раз в расцвете сил. Чего они будут требовать от нас тогда — и какими средствами? 7) Строгое наказание повергает детей в состояние эмоциональной запутанности. Оно блокирует возможность анализировать явления и учиться тому, чему их пытаются научить взрослые. Крича, что ребенок плохой, мы лишь убеждаем его в том, что он плохой. Отождествляясь с нашими словами, он поневоле будет подтверждать нашу негативную оценку. 8) У детей с выраженным чувством собственного достоинства наказание вызывает отчуждение. Как можно доверять человеку, который сознательно заставил нас страдать из-за совершенной нами ошибки? Мы искали счастья и не знали, как его достичь, но делали все возможное. Нас не поняли и наказали, вместо того чтобы доходчиво объяснить, какие действия лучше. Велика ли вероятность, что мы снова откроемся своему обидчику? 9) Наказание создает атмосферу «вы против меня». С буддийской точки зрения это укрепляет эго ребенка и приучает воспринимать жизнь в категориях «защиты и нападения». 10) Наказание снимает с ребенка ответственность за его поведение и перекладывает на плечи родителей. Если взрослый всегда определяет, что правильно, а что нет, и принимает соответствующие меры, зачем думать своей головой? Когда ребенок по своему характеру не склонен к поискам самостоятельности, эта система делает его полностью зависимым от внешних оценок. 11) Применение принципа наказаний и поощрений лишает детей возможности самим анализировать последствия своих поступков и учиться на этом. Когда малыш оступается и падает, ему уже больно и неприятно. Если мы подбегаем и шлепаем его за то, что он упал и испачкался, мы не показываем ему причину и следствие и, тем более, не помогаем выйти из положения; мы лишь добавляем ему хлопот. Правильнее было бы позволить ему самому научиться падать — и вставать. Важнейшая функция родителя заключается в том, чтобы показывать детям варианты и перспективы альтернативного поведения. Система воспитания с раскрытием природы Будды дает много способов это сделать. Все сказанное относится как к физическим, так и нефизическим наказаниям, но первые влекут за собой намного более неприятные последствия. Согласно выводам множества исследований, применение родителями телесных наказаний ведет к психическим проблемам, страхам, агрессии, антисоциальному поведению детей. Кроме того, многие люди в своей жизни бессознательно копируют родительское поведение. Если мы бьем детей или партнера, дети с большой вероятностью тоже потом будут бить своих домашних. Стопроцентной уверенности в этом, к счастью, нет, но, как правило, между этими явлениями есть связь. Поощрения тоже могут быть непродуктивны. Если мы поощряем ребенка за прекращение неадекватного поведения, он вовсе не обязательно поймет, в чем была проблема и почему нужно что-то менять. Если мы вознаграждаем его за «правильное» поведение, нет уверенности, что он ясно осознает, что именно в его действиях было «хорошим». Будет ли он поступать так же в отсутствие тех, кто поощрял его за это? Ниже мы подробнее обсудим этот вопрос. ПОЧЕМУ МЕТОДИКИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ НЕ ПРИНОСЯТ ДЕТЯМ ПОЛЬЗЫ Поощрение и наказание используются как одна из форм изменения поведения. Они занимаются коррекцией внешнего поведения ребенка, практически не касаясь его чувств и мыслей. Следовательно, она не занимается истинными причинами тех или иных поступков. Этот подход сконцентрирован на внешней среде и переносит ответственность за жизнь ребенка на его родителей, хотя ребенок способен направлять свои действия самостоятельно. Намного более продуктивным и дальновидным было бы помочь ребенку самому разобраться в причинно-следственных связях, в результате чего он понял бы ценность определенного образа действий. Это не значит, что система изменения поведения вообще неэффективна. Она может давать желаемые улучшения, когда не помогают прочие подходы. Еще один подход в составе методики изменения поведения — это постоянное и затем частичное стимулирование. Чтобы научить ребенка вести себя так, как мы хотим, мы стимулируем его при первом успешном проявлении, применяя похвалу или другое вознаграждение. Некоторое время стимулирование осуществляется всякий раз, когда ребенок поступает «правильно», а затем оно становится периодическим. Этот подход в целом довольно успешен, но опять- таки работает только на внешнем уровне. Хотя ребенок действительно учится вести себя «правильно», ему часто недостает понимания, почему эго нужно. Его действия основаны на привычке, а не на внутреннем убеждении, не на собственной системе ценностей. КАК МЕНЯТЬ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА НА ПУТИ РАСКРЫТИЯ ПРИРОДЫ БУДДЫ В нашей системе есть ряд стратегий и техник, которые помогут детям модифицировать поведение и построить систему ценностей. Важнейшее, чем определяется успех в применении этих методов, — действуем ли мы из «сердца Будды». Есть несколько общих идей, которые полезно усвоить, прежде чем мы погрузимся в будничную работу по поддержке ребенка на пути к уместному поведению. Если мы понимаем, что такое локус контроля, частичное подкрепление и последовательность, а также то, к чему они ведут, мы находимся в отличной позиции для работы над раскрытием в детях природы Будды. ЧТО ТАКОЕ ЛОКУС КОНТРОЛЯ Этим термином определяется степень, в которой человек полагает себя способным контролировать события и влиять на них. При высоком локусе контроля его обладатель считает, что события его жизни определяются прежде всего его собственными действиями. Ему легко понимать действие закона причины и следствия. Такой локус контроля называют внутренним. Люди с низким, или внешним, локусом контроля уверены, что их жизнь строится под влиянием прежде всего внешних сил, обстоятельств и случайностей. Тип локуса контроля ребенка играет огромную роль в его поведении. В большинстве методик модификации поведения упор делается на внешний локус контроля — на родителя. В массе своей они не нацелены на создание ясной внутренней системы ценностей ребенка и не помогают ему понять связь между действиями и их последствиями. Дети привыкают к тому, что результаты их поступков контролируются взрослыми. Так они не научатся эффективным действиям просто потому, что не поймут, что эффективно и почему. Для них «правильным» является поведение, которого от них хотят родители. Исследователи утверждают, что дети с внутренним локусом контроля, как правило, воспитываются родителями, которые относятся к ним с большей последовательностью, предоставляют больше самостоятельности и строят теплые отношения, основанные на сочувствии и поддержке. Другими словами, если мы относимся к ребенку с добротой и сочувствием, он с большей вероятностью выработает внутренний локус контроля. Излишне добавлять, что методика раскрытия природы Будды помогает ребенку развивать именно внутренний локус контроля и принимать на себя ответственность за свою жизнь в полном соответствии с законом кармы. ЧАСТИЧНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ ИЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ? Одна из самых трудных вещей, которые мы в качестве родителей должны делать, — это быть последовательными во взаимоотношениях с детьми. Тогда дети будут знать, в какой точке развития они находятся и где их границы. Они будут чувствовать себя в безопасности, видеть, что мы их любим и нам можно доверять. Это не значит, что мы должны быть идеальными. Мы люди, и ничто человеческое нам не чуждо. Но быть последовательными при воспитании детей — крайне важно. Частичное подкрепление означает, что мы поощряем уместное поведение ребенка лишь время от времени. Поведение, которое выработано и поддерживается на основе частичного подкрепления, труднее погасить, чем то, что усвоено с применением постоянного подкрепления. Я часто привожу в пример своих детей, которые однажды придумали себе игру. Когда мы выезжали за покупками, дети заглядывали в щель возврата монет городских телефонов-автоматов, проверяя, не выкатилась ли случайная монетка. Изредка монетка обнаруживалась — может быть, в одной будке из сорока. Хотя вероятность успеха была очень мала, они много лет упорно проверяли каждый автомат по дороге. Это действительно удачная иллюстрация того, как работает частичное подкрепление. А вот пример влияния частичного подкрепления на неадекватное поведение. Маленькая дочка пытается привлечь к себе внимание и добиться признания неуместными шалостями. Мы принимаем решение игнорировать ее выходки. Иногда это удается, но однажды, когда она хулиганит уже 20 минут, мы чувствуем, что она перегнула палку и что мы все-таки обязаны отреагировать. Мы велим ей прекратить проказничать. Наконец-то она получила то, чего требовала, — признание. Там самым мы дали ей частичное подкрепление. Что она вынесет из этого случая? В ее сознании закрепится причинно-следственная цепочка: «Если нужно получить желаемое — досаждай другим как можно чаще и дольше и добьешься всего, что тебе хочется». Следует отметить, что в последнем случае вовсе не достаточно всегда терпеливо игнорировать неадекватное поведение девочки. Как уже объяснялось в главе, посвященной причинам неуместного поведения детей, ее неловкие проявления прямо указывают на неудовлетворенную потребность в позитивном внимании и признании. Не встречая позитивного признания, она инстинктивно ищет любого — хотя бы негативного. Наша задача — обеспечить ей тепло и дружбу, поговорить или поиграть с ней. Но мы должны сделать это только тогда, когда она не ведет себя вызывающе. Если ребенок ощущает достаточно тепла и любви, у него нет повода требовать внимания неуместными способами. Эффективность метода частичного подкрепления хорошо видна на примере взрослых, на которых делает деньги игорная индустрия: они верят, что рано или поздно выиграют, если будут играть много и часто. По-видимому, люди, зависимые от азартных игр, вырастают из детей, чьи родители неправильно применяли этот метод воспитания. В своем стремлении помочь детям измениться мы должны глубоко усвоить, к чему приводит непоследовательность, и преодолевать ее всеми силами. Этого легче достичь, если разбить большую задачу на много мелких подзадач. Вместо того чтобы пытаться сразу поменять весь образ действий и стиль воспитания, мы решаем для начала сосредоточиться всего на одной-двух привычках. То же самое касается наших подопечных — давайте начнем с воздействия на один-два аспекта их поведения. Слишком масштабные задачи могут стать причиной разочарований. Маленькие успехи укрепляют мотивацию продолжать. СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ Очень часто взгляды отца и матери на стратегию воспитания детей различаются. Проблема ли это? В идеальном мире оба супруга имели бы общие подходы и ценности. Наилучший фундамент благополучного развития детей — родители, которые одинаково видят границы и стандарты воспитания, сообщают ребенку схожие идеи и в равной степени предпочитают сочувствие принуждению. Но это редкий случай. Поэтому, согласны мы с партнером в вопросе о том, как «лучше всего» воспитывать потомство, или не согласны, — нам следует договориться об очень важной вещи. Нельзя допускать такие ситуации, когда ребенок находит в нас обоих слабые места или противоречия и начинает манипулировать этим. Необходимо работать командой и поддерживать друг друга, даже если бы каждый из нас в одиночку выбрал другой подход. Иногда родители настолько по-разному представляют себе правильное воспитание, что им приходится разделить сферы влияния. Каждый общается с ребенком и влияет на него в своей особой области. Например, мама берет на себя управление в обеденные часы, а папа — перед сном. Это не самая желанная версия совместной работы, но она лучше, чем открытая ссора и взаимные обвинения. ПУСТЬ ВАШИ ОЖИДАНИЯ СООТВЕТСТВУЮТ ВОЗРАСТУ РЕБЕНКА Часто поведение, которое мы считаем неуместным, все же вполне адекватно возрасту ребенка. Раньше об этом уже говорилось. Если мы как следует разберемся в том, что какому возрасту соответствует, нам станет намного проще понимать детей. Такие объяснения содержатся во многих книгах по этой теме. Ниже мы приводим некоторые признаки, которых вправе ожидать: До 1 ГОДА Дети не понимают указаний и не могут им следовать. Они знают, что чувствуют. 1- 2 ГОДА Они могут выполнять простые инструкции, но в основном не понимают, «почему» или «зачем» мы их просим что-то делать. 2- 3 ГОДА Дети лучше слушают и говорят. Но они слишком маленькие, для того чтобы делиться или честно играть без нашего руководства. 3- 5 ЛЕТ Дети нуждаются в нашей помощи, чтобы знать, что уместно, а что нет. Осознавая, какие поступки естественны для разных возрастных групп, мы сумеем взглянуть на мир глазами нашего ребенка и понять, какое отношение и какая среда им сейчас лучше всего подходят. ДОМАШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ СПОСОБНО СТИМУЛИРОВАТЬ ПОДОБАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ Мы можем помочь ребенку успешнее действовать, если организуем домашнюю обстановку «под него». Детям нужна защищенная среда, в которой они могли бы исследовать мир и играть, не встречая опасностей и не слыша окриков: «Не трогай! ». Они будут маленькими всего несколько лет, и если мы сознательно стали родителями, то нам, конечно, ничего не стоит на это время переустроить домашнее пространство и убрать наше «драгоценное» имущество подальше от их любопытных рук. Детям необходим также доступ к достаточно обширной территории вне дома, чтобы играть там в безопасности. Чем больше они могут изучать самостоятельно, чем чаще беспрепятственно и свободно играют, тем легче им в целом учиться и расти. Если таким удобным образом организовать пространство дома и в саду, мы избежим возможных конфликтов с детьми. Очень часто неадекватное Детям нужна защищенная среда, в которой они могли бы исследовать мир и играть, не встречая опасностей и не слыша окриков: «Не трогай! ». поведение обусловлено тем, что ребенок слишком долго находится в небольшом замкнутом пространстве или слышит чересчур много различных запретов. КАКОВЫ ГЛАВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАСКРЫТИЯ ПРИРОДЫ БУДДЫ? Для наших вневременных целей мы сможем выбрать одну или несколько различных стратегий помощи детям, базирующихся на сочувствии и мудрости. Среди них есть такие, которые: 1) раскрывают ребенку суть причинно-следственных связей и учат ответственно и сочувственно действовать; 2) помогают ребенку успешно решать свои проблемы для блага всех участников ситуаций; 3) показывают, как осознавать и ясно выражать свои эмоции; 4) учат прислушиваться к другим и понимать их чувства и потребности; 5) позволяют удовлетворять не только потребности ребенка, но и наши собственные нужды. В основе всех стратегий лежит процесс общения, пронизанного сочувствием и Просветленным настроем; он подразумевает глубокую связь между нами и детьми. Необходимо сопереживание, готовность чувствовать настроения и желания друг друга. Это качество поможет нам в понимании и проявлении наших собственных эмоций и потребностей. Оно создает обогащающую динамику взаимного уважения и дружбы. Сочувственное общение используется для того, чтобы удовлетворять многие потребности детей — в признании, включенности, участии в общественных процессах, высокой оценке и поддержке. Оно является сердцевиной решения проблем и строительства отношений. Если мы пользуемся этим средством с самого рождения ребенка, нам редко приходится прибегать к каким-либо иным приемам, чтобы помочь им раскрыть свою природу Будды, развить сочувствие и мудрость. Если мы впервые обращаемся к сочувственному общению, когда дети уже немного подросли, то у них, скорее всего, уже выработались неполезные поведенческие привычки. Мы можем поддержать ребенка в преодолении этих привычек при помощи стратегий, которые приведут его к глубокому пониманию кармы — то есть позволят глубоко усвоить связь между действиями и их последствиями. Эти стратегии называются «Управление результатами». Пусть мудрец усилием, серьезностью, самоограничением и воздержанием сотворит остров, который нельзя сокрушить потоком. Дхаммапада РАЗДЕЛ 5
Как мать, которая защищала бы свое дитя даже ценой жизни, Питай в сердце бесконечную любовь ко всем живущим. Пусть твои добрые мысли пронизывают весь мир. Наполни ум сочувствием. Будда Шакъямуни Три главы этого раздела посвящены навыкам и техникам сочувственного общения. Здесь приводятся также объяснения, почему этот вид взаимодействия с детьми можно считать наилучшим. Затем мы покажем, как этими навыками пользоваться, создавая глубокую связь с ребенком. СОЧУВСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ: ЧТО ЭТО? Приступая к практике Дхармы, мы начинаем видеть вещи такими, как они есть на самом деле. И однажды мы понимаем, что ничего невозможно осуществить, если не заботиться о благе других. Какой бы ни была мотивация в начале, практика неизбежно откроет нам ту истину, что благо всех остальных существ неизмеримо важнее нашего. Тогда наш настрой изменится сам собой. Джигме Ринпоче Это первая из трех глав, посвященных сочувственному общению. В ней мы рассмотрим его суть и причины, по которым оно нам необходимо. Здесь подробно описывается разница между похвалой и обратной связью, поскольку нам придется ограничивать или сдерживать похвалы в адрес детей и начать формировать их навыки позитивной самооценки и самостимулирования. Как это делать — нам тоже подскажет содержание этого раздела. Вторая глава посвящена искусству сочувственного общения. Это умение позволит нам глубоко узнать самих себя и своего ребенка, а также научиться конструктивно выражать чувства и нужды. Навыки, которые в ней представлены, называются «эмпатическое слушание» и «самовыражение». Третья глава о сочувственном общении научит нас справляться с проблемами (собственными и детскими) посредством концентрации на решении, а не на проблеме. Механизмы общения с окружающими — важная часть буддийской практики. В буддизме есть много наставлений о том, как Бодхисаттва должен относиться к другим людям, говорить с ними и помогать им. ПОЧЕМУ СОЧУВСТВИЕ ВАЖНО? Методика, которой учит эта книга, основана на сочувствии — ко всем существам, к ребенку и к нам самим. Она поможет нам развивать это качество в себе, а затем пробуждать его в детях и других людях. Если человек испытывает к нам сильные чувства — неважно, хорошие или плохие — он поневоле отождествляется с нами. В этом, кстати, парадокс ненависти: ненавидишь кого-то лишь потому, что видишь в нем свое собственное неприятное отражение. Мы болезненно отзываемся только на то, что имеет непосредственное отношение к нашему эго. Если какие-то черты других людей вызывают в нас мешающие эмоции, значит, эти свойства есть и в нас. Не будь их, мы реагировали бы недоумением: «Зачем же он это делает? » или сочувствием: «Как же ему помочь? » Более того, затяжная ненависть лишь укрепляет в нас эти негативные черты — ведь мы так сильно и долго на них концентрируемся!
|
|||
|