Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Запредельное



 

Мы не представляем себе, насколько человек может быть другим. Нам кажется, человек есть то, что сейчас принято называть человеком. У него есть некоторые рамки, до которых он может дойти, но не может выйти за них. Максимум, что мы можем помыслить, — деяния маньяка. Но есть более невообразимые вещи, которые относительно недавно были такой человеческой обыденностью, что на них и внимания не обращали.

Относительно недавно родители убивали и ели собственных детей, а дети, если они оказывались ловчее, ели своих родителей. О банальности такого каннибализма говорят фразы Библии. Бог грозит людям, говоря, что кто жил в великой роскоши, тот детей своих «…будет есть, потому что у него не останется ничего в осаде и в стеснении» (Втор. 28, 55). Если люди не будут слушать его, он накажет их так и эдак. Если и после этих кар не подчинятся, он заставит ослушников есть собственных детей: «И ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих» (Втор. 28, 53); «…и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть» (Лвт. 26, 29); «За то отцы будут есть сыновей среди тебя, и сыновья будут есть отцов своих» (Езкл. 5, 10).

Женщины ругались на почве очередности поедания своих детей. «И сказала она: эта женщина говорила мне: " отдай своего сына, съедим его сегодня, а сына моего съедим завтра". И сварили мы моего сына, и съели его. И я сказала ей на другой день: " отдай же твоего сына, и съедим его". Но она спрятала своего сына» (4Цар. 6, 28-29).

Для них проблема не в том, что они детей своих едят, а в том, что едят нечестно. Как две крестьянки, договорившиеся сначала вдвоем съесть твою курицу, а потом мою. И вот курицу первой съели. Вторая крестьянка, наевшись чужого мяса, решила схитрить и не отдавать свою курицу. Первая считает это нечестным. Из-за этого разгорается скандал.

Знание этих мест Библии не приветствуется в странах христианской традиции. Если вы забьете в поисковике запрос типа: «поедание детей Библия», выскочат ссылки на детскую Библию, воскресные школы и на что угодно, только не на приведенные фразы.

Среди богословов нет однозначного толкования этих библейских фраз. Одни толкователи говорят, что для правильного понимания этих фраз нужно держать в голове, что Бог есть Любовь. Любое его действие является милосердным. Любовь может иметь непостижимые для человека формы, не соответствующие человеческим представлениям о любви. Чтобы не впасть в искушение, нужно смирить ум с эмоциями, совершить прыжок веры, сказать «верую, ибо абсурдно» и, несмотря ни на что считать, что Бог, принуждая людей к такому запредельному каннибализму. выражает таким непостижимым образом свою Любовь. Как хирург делает больно больному, чтобы спасти его от болезни, так и Бог своими действиями спасает людей от греха. Если хирург не будет делать больно человеку, он не вернет ему здоровье. Если Бог не будет делать больно людям, он, несмотря на свое всемогущество, не сможет их принять в рай и вынужден будет поместить в ад.   

Другие толкователи этих фраз утверждают, что их надо понимать не буквально, а фигурально. Если написано, что Троица угрожает принудить людей к каннибализму в отношении своих детей и родителей, это нужно понимать, как… Тут у богословов этого крыла разные мнения. Едины они только в одном — не верь глазам своим.

Но если даже встать на максимально лояльную позицию к Библии и основанному на ней христианству, и принять точку зрения толкователей Библии, все равно получается, что люди не так давно ели себе подобных. Если в обществе для фигуральности или аналогии употребляют каннибальские образы, это указывает на его людоедский характер.

Каннибализм древнего иудаизма прослеживается в главном таинстве христианства — евхаристии. Так в богослужении называется ритуальное поедание человеческой плоти и крови Христа. Специально подчеркиваю, что едят именно человеческую плоть.

Как мы помним, на Халкидонском соборе Святой Дух открыл Церкви, что у Христа две природы, божественная и человеческая. Евхаристия — употребление именно человеческой плоти и питье именно человеческой крови.

Церковь особо подчеркивает, что это не воображаемые плоть и кровь, а настоящие. Со слов Церкви хлеб и вино чудесным образом становятся кусочками человеческого мяса и крови. Потому это действие и называется таинством.

Чтобы подчеркнуть природу материала, с которым верующие имеют дело, священник оперирует с плотью копием — инструментом, символизирующим копье, которым убили Христа на кресте. Прокалывая этим копием хлеб, священник сопровождает действие словами: «ломимую плоть и изливаемую кровь». Ритуал поедания человеческой плоти и крови христианами так же сопровождают слова: «Тело Христово примите». Всеми способами подчеркивается, что поедается именно человеческое тело.

Одним их камней раздора между восточной и западной Церковью было выяснение, у кого верующие употребляют настоящие человеческие плоть и кровь, а у кого только их символы. Это очень важный момент: если хлеб и вино не превращаются в настоящие человеческие плоть и кровь, таинства нет. Каждый заявляет, что он кормит свою паству настоящей человечиной и поит настоящей кровью, а его оппонент символами оперирует.  

Но при этом суть действия выражается словами, за которыми верующему не понять сути происходящего. Он просто возвышенные слова слышит и верит, что сейчас что-то важное происходит, в результате чего ему грехи отпустят, и его шансы попасть в рай вырастут. Если бы люди во время причащения четко осознавали, что у них сейчас во рту настоящие человеческие кровь и плоть, как на том настаивает Церковь, у них были бы лишние мысли. Но «…сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите и не уразумеете, и глазами смотреть будете и не увидите» (Мф. 13, 15).

Человек — всеядное существо. Для него плоть себе подобных — идеальное питание. Каннибализм так же хорош для человека, как трава для коровы. Миллионы лет наши далекие предки охотились на себе подобных. Наши дальние родственники, шимпанзе, охотятся на других обезьян. Племя корубо из бассейна Амазонки ест своих детей. В Папуа Новая Гвинея и Борнео едят своих стариков. На планете много таких неудобных фактов.

Но кому интересны факты… Если факты противоречат цели, тем хуже для фактов. ООН в свое время заказали доказательства о вреде каннибализма. Политический заказ был выполнен. Только факты он не устранил. Они живут и здравствуют в наших генах, и в экстремальных условиях вылезают наружу, игнорируя аргументы ООН.

У нас это было в блокадном Ленинграде и при голодоморе на Украине. Хрущев пишет об этом, приводя слова очевидца: «Ужасную я застал картину. Видел, как эта женщина на столе разрезала труп своего ребенка, не то мальчика, не то девочки, и приговаривала: «Вот уже Манечку съели, а теперь Ванечку засолим. Этого хватит на какое-то время». Люди не только ели, но и торговали своими расчлененными детьми.

Нас шокируют особенности человеческой природы, потому что в нашем сознании активирована культурная программа, перебивающая древние гены. Она табуирует мысль в этом направлении. Любой образ из этой серии приводит нас в страшное смятение.  

Если мы окажемся за столом, в центр которого поставят румяного жареного поросенка с веточкой салата во рту, его вид вызовет у нас аппетит. Мы потянемся за кусочком ножки, чтобы ее отрезать и с хреном съесть. Но если тому же самому поросенку искусный повар придаст вид младенца, такого же румяного и с листиками салата в безжизненном рту, нас от одного вида будет тошнить. Мы не потянемся отрезать от него ножку или ручку. Мы постараемся поскорее выйти из-за стола и покинуть общество, где такие блюда подают. Но почему? Мясо то же самое, только форма другая, не квадратная, а круглая. Потому что у нас стоит программа, что квадратное можно, а круглое нельзя.

Если бы мы выросли среди людоедов, эти факты не вызывали у нас дискомфорт, как не вызывает поедание поросенка. Мы бы считали само собой разумеющимся есть людей, как сейчас едим огурцы. В результате технического прогресса мы бы научились делать из покойников полезное и вкусное питание. Идея закапывать мертвые тела в землю казалась бы нам такой же запредельной дичью, какой сейчас кажется идея тушенки из мертвецов.

Что формировалось сотни тысяч лет, за пару тысячелетий физически не может уйти из наших генов. Оно может заблокироваться и пребывать в спящем состоянии, но не уйти. За два поколения общество гуманистов можно легко превратить в общество людоедов.  

После прочтения этой информации в голове поневоле всплывает вопрос: что же есть человек? В каком месте он венец творения и что гордого в его звучании? Останавливаясь на этом, понимаешь, что человека даже самостоятельным назвать нельзя. Он всегда привязан к социуму не в том смысле, что он социальный, а в том, что если любое животное с младенчестве вырастить в изоляции, и когда оно достигнет зрелости, выпустить к себе подобным. Оно очень быстро станет неотличимо от них. А если человека с младенчества вырастить в изоляции от социума, он навсегда останется животным. Будет он в джунглях жить, и выйдет из него животное человеческой формы. Будет среди людей жить, и выйдет то, что принять называть человеком. Сам по себе человек — потенциал, чистый лист бумаги.

Понятие «человеческая природа» подразумевает некие пределы. На самом деле оно так же пусто, как понятие «компьютерная природа». У носителя программы не может быть собственной природы, как у героя виртуальной игры. Вставляйте ему любую программу, ну вот абсолютно любую, хоть идеал доброты, хоть абсолютное зло, хоть самого себя есть, и он будет ей следовать. В этом смысле у человека дна даже предположить невозможно.

Чем больше думаешь на эту тему, тем глубже выглядят слова Ницше, где он говорит, что человек нечто, которое должно преодолеть. Что не могущий повелевать себе, должен повиноваться. Что смысл земли не человек, а сверхчеловек, и человек от животного идет к сверхчеловеку — к своему закату, который новое утро, где нет человека.

На волне этих размышлений понимаешь цену любого морализаторства. Все наши представления о приемлемом и неприемлемом, о совести и бессовестности, о добре и зле — все это следствие программы, химеры, сон разума, тонкий слой позолоты на свиной коже. «Позолота вся сотрется, Свиная кожа остается! » (Андерсен, «Старый дом»).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.