Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Надежда. Римма Ефимкина



Надежда

Римма Ефимкина

Надежда (синонимы: упование, чаяние, вера) – душевное состояние, связанное с ожиданием чего-либо хорошего, благоприятного.

Слово заимствовано из старославянского языка, производное от nad; ti «положить, поставить». Надежда буквально – «то, на что полагаются» (ср. надежный – «такой, на которого можно положиться»).

НЕОДНОЗНАЧНОЕ ЧУВСТВО

Я выбирала в романе " Война и мир" Льва Толстого эпизод, который отразил бы многогранность этого чувства. В зависимости от контекста оно может быть окрашено радостью и грустью, страхом и злостью. Одно дело надежда тринадцатилетней Наташи Ростовой, что на именины будет подано ананасное мороженое, а не сливочное, которого она не любит; другое – надежда отца и сестры раненого Андрея Болконского, что он жив. Я решила, что с легкими случаями читатель справится сам, и для иллюстрации этого непростого чувства выбрала эпизод, в котором родные князя Андрея Болконского получают известие о том, что князь после боя пропал без вести.

Без вести – значит есть надежда. Это позитивное чувство или негативное?
Кутузов в письме старому князю написал " льщу надеждой": " Ваш сын, в моих глазах, (... ) с знаменем в руках, впереди полка пал героем, достойным своего отца и своего отечества. (... ) Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив" . Льщу – значит позитивное: ласкаю, стараюсь подсластить пилюлю, подстилаю соломки.
А Лев Толстой пишет, что надежда – это " хуже всего": " Хуже всего для его родных было то, что оставалась все-таки надежда на то, что он был поднят жителями на поле сражения и, может быть, лежал выздоравливающий или умирающий где-нибудь один, среди чужих, и не в силах дать о себе вести".

Как же понять, надежда – это хорошо или плохо? Те, кто был хоть раз в таком подвешенном состоянии, знают по опыту, что неизвестность переносить сложнее, чем горе. Потому что при горе можно дать выход чувствам и постепенно вернуться к жизни. При надежде же нужно подавлять свои чувства, а это изматывает, обессиливает, лишает жизненной энергии.

Для отца и сестры пропавшего князя Андрея началось мучительное ожидание, и " каждый по-своему носили и скрывали свое горе". " Старый князь не хотел надеяться: он решил, что князь Андрей убит, (... ) и всем говорил, что сын его убит". (... ) Княжна Марья надеялась. Она молилась за брата, как за живого, и каждую минуту ждала известия о его возвращении".

СИМПТОМЫ НАДЕЖДЫ

Кажется, что близкие Андрея действуют по-разному, но признаки их состояния надежды (вернее будет сказать симптомы) одинаковые: оба горюют, скрывают горе, тайно верят в жизнь, подавляют чувство горечи и набираются мужества встретиться со смертью.

Оба горюют, хотя точной информации о том, жив ли Андрей, у них нет. " Во всех не только улыбках, но звуках речей, даже походках в этом доме со дня получения страшного известия была печаль" . Старый князь " старался, не изменяя, вести прежний образ жизни, но силы изменяли ему: он меньше ходил, меньше ел, меньше спал и с каждым днем делался слабее". Княжна, придя к невестке со страшной вестью, " не могла поднять головы: она плакала".

Оба скрывают свое горе, потому что никто не может помочь, а сочувствие только усугубляет боль. Князь скрывает известие об Андрее от домашних: " Получив это известие поздно вечером, когда он был один в своем кабинете, старый князь никому ничего не сказал. Как и обыкновенно, на другой день он пошел на свою утреннюю прогулку; но был молчалив с приказчиком, садовником и архитектором и, хотя и был гневен на вид, ничего никому не сказал" . Княжна Марья скрывает известие от жены Андрея беременной Лизы: " Она решилась не говорить ей и уговорила отца скрыть получение страшного известия от невестки до ее разрешения, которое должно было быть на днях".

Оба тайно верят, что Андрей жив. Князь " послал чиновника в Австрию разыскивать след сына". Княжна Марья " молилась за брата, как за живого, и каждую минуту ждала известия о его возвращении".

Оба держат себя в руках, не зная верной информации. Старый князь свое горе прикрывает злостью: " Она по лицу отца, не грустному, не убитому, но злому и неестественно над собой работающему лицу, увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие". Княжна Марья достойная дочь своего отца: она " не упала, с ней не сделалось дурноты".

Оба набираются мужества для встречи со смертью князя Андрея. Николай Андреевич " заказал ему в Москве памятник, который намерен был поставить в своем саду" . Марья молилась о спасении его души: " «Верил ли он? Раскаялся ли он в своем неверии? Там ли он теперь? Там ли, в обители вечного спокойствия и блаженства? »"
Разница в знаке. У набожной молодой княжны это больше плюс. У реалистичного старого князя – минус.

ДОРОГАЯ ЦЕНА

Надежда – русская рулетка. Даже если тебе повезет, то ты не испытаешь радости, потому что все силы уйдут на страх, печаль, злость. Когда князь Андрей живой возвратился домой (это случилось в момент родов его жены Лизы), измучившиеся отец и сестра уже не способны испытать радость.

Княжна Марья, узнавшая, что кто-то пришел, пошла встречать опоздавшего акушера из Петербурга. Услышав голос Андрея и увидев его самого, она не поверила в такое удивительное совпадение, а когда он заговорил с ней, то потеряла дар понимания и речи.

" Какой-то знакомый, как показалось княжне Марье, голос говорил что-то. (... ) «Это Андрей! – подумала княжна Марья. – Нет, это не может быть, это было бы слишком необыкновенно», – подумала она. (... ) Да, это был он, но бледный и худой и с измененным, странно смягченным, но тревожным выражением лица. Он вошел на лестницу и обнял сестру.

– Вы не получали моего письма? – спросил он, и, не дожидаясь ответа, которого бы он и не получил, потому что княжна не могла говорить, он вернулся и с акушером".

Когда старый князь увидел сына живым, то потерял самообладание. Он не смог радоваться, потому что в душе уже похоронил сына как часть себя, и теперь эта часть уже не восстановима.

" Через два часа после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик все уже знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал, как ребенок".

Иногда в литературе для усиления эмоционального воздействия используется художественный прием – обмен жизни на жизнь. В момент возвращения князя Андрея, которое могло бы наполнить радостью этот дом, умирает в родах его нелюбимая жена Лиза. Умирает в тот самый момент, когда изменившийся Андрей готов любить ее, мирно живя в деревне и испытывая радости семейного счастья. По страшной иронии судьбы Андрей остается жить, а его жена умирает. Ее смерть, совпавшая по времени с его возрождением для родных, будто бы подчеркивает, какой высокой оказалась цена пережитых страданий. Жизнь и смерть, радость и горе соединились в одно целое.

НАДЕЖДА В ПСИХОТЕРАПИИ

Чтобы понять суть работы с надеждой в психотерапии, достаточно обратиться к народной мудрости. В языке (и не только русском) " законсервированы" идиомы на тему надежды, и они дают прямой и понятный ответ на вопрос, что делать в ситуации неопределенности.

На бога надейся, а сам не плошай.

На Аллаха надейся, а верблюда привязывай.

Надейся на лучшее – готовься к худшему.

Смысл этих высказываний в том, чтобы принимать мир в обеих полярностях, то есть раздвинуть сознание шире, чем на допущение одной единственной возможности. Чтобы этого достичь, мы задаем клиенту вопросы:

– Что с тобой будет, если твоя надежда осуществится?

– Что с тобой будет, если нет?

Важно проговорить подробный ответ на второй вопрос, исходя опять же из народной мудрости: делай, что можешь, – и будет как будет.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.