Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Месть. Римма Ефимкина



Месть

Римма Ефимкина

Месть – это чувство или поступок, целью которого является причинение вреда в ответ.

Слово месть заимствовано из старославянского языка, оно является производным от той же основы, что и латышское mits «смена, чередование», древнеиндийское mith; – «взаимный». Месть буквально означает «возмещение» (друг другу), " вместо". Фразеологизмы о мести – око за око; зуб за зуб; ты мне – я тебе.

В романе " Война и мир" Льва Толстого чувство мести в большей или меньшей степени посещает практически каждого героя. На одном полюсе бессознательное желание Наташи Ростовой влюбить в себя Бориса Друбецкого, отомстив ему таким образом за пренебрежение ее детской любовью. На другом – патологическая месть бретера Долохова. Между этими полюсами – желание мести Андрея Болконского Анатолю Курагину за соблазнение невесты. И фоном для всех частных событий в романе идет тема коллективной мести русского народа французам за поругание национального чувства в войне 1812 года. И все это месть с ее бесконечными оттенками.

" А ТЕПЕРЬ ОН С УМА СХОДИТ"

Самая невинная из всех видов мести в романе " Война и мир" – месть разлюбленной девушки. Когда тринадцатилетняя Наташа целует Бориса Друбецкого, стоя на кадке в зимнем саду, он обещает ей жениться через четыре года, но потом исчезает из ее жизни, и она догадывается, что он не хочет больше ее видеть.

" – Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но (... ), пожалуйста, не будем делать того, что сейчас... еще четыре года... Тогда я буду просить вашей руки.

Наташа подумала.

– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать... – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено? И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.

– Кончено! – сказал Борис.

– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти? "

Когда, наконец, Борис наносит Ростовым визит " с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него", Наташа встречает его " более чем ласковой улыбкой". " Более чем ласковой" можно понять по-разному. Может, это любовь, а может, примесь еще какого-то чувства.

" Борис помнил ту Наташу в коротеньком платье, с черными блестящими из-под локонов глазами и с отчаянным детским смехом, которую он знал четыре года тому назад, и потому, когда вошла совсем другая Наташа, он смутился и лицо его выразило восторженное удивление. Это выражение его лица обрадовало Наташу". С этого дня Борис стал часто ездить, Наташа " казалась по-старому влюбленной в Бориса", и он " с каждым днем (... ) более и более запутывался (... ), каждый день он уезжал в тумане, не сказав того, что намерен был сказать, сам не зная, что он делал, и для чего он приезжал, и чем это кончится. Борис перестал бывать у Элен, ежедневно получал укоризненные записки от нее и все-таки целые дни проводил у Ростовых".

Из ночного задушевного разговора Наташи с матерью мы узнаем, что в ее " более чем ласковой улыбке" скрыта затаенная месть. Наташа сначала влюбляет в себя Бориса, а потом разрешает матери отказать ему от дома.

" – Ты ему вскружила совсем голову, зачем? Что ты хочешь от него? Ты знаешь, что тебе нельзя выйти за него замуж.

– Отчего? – не переменяя положения, сказала Наташа.

– Оттого, что он молод, оттого, что он беден, оттого, что он родня... оттого, что ты и сама не любишь его. (... )

– А если я хочу... (... )

– Это не годится, душа моя. Не все поймут вашу детскую связь, а видеть его таким близким с тобой может повредить тебе в глазах других молодых людей, которые к нам ездят, и, главное, напрасно мучает его. Он, может быть, нашел себе партию по себе, богатую; а теперь он с ума сходит.

– Сходит? – повторила Наташа".

И, получив от матери подтверждение, что бывший жених не просто снова влюблен, а " сходит с ума", Наташа отпускает Бориса. Обмен состоялся: отвержение за отвержение. Оба отдали дань тому, что между ними было, поэтому герои общаются и дальше, но теперь их отношения нейтральны.

" СЧАСТЛИВ В ЛЮБВИ, НЕСЧАСТЛИВ В КАРТАХ"

Долохов мстит буквально каждому, с кем имеет дело в романе. Но эпизод, в котором он из ревности к Ростову обыгрывает его в карты на сорок три тысячи, особенно жесток, потому что вины Ростова нет. Накануне Долохов сделал предложение Соне, влюбленной в Николая, и получил отказ со словами, что она любит другого. Долохов, игрок и бретер, специально провоцирует Ростова сесть за карты. Все время игры Ростов не понимает, как может Долохов, которого он считает и называет другом, так поступать с ним? После игры Долохов намекает на настоящую причину.

" – Когда прикажете получить деньги, граф?

Ростов, вспыхнув, вызвал Долохова в другую комнату.

– Я не могу вдруг заплатить все, ты возьмешь вексель, – сказал он.

– Послушай, Ростов, – сказал Долохов, ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю, – ты знаешь поговорку. «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю.

«О! это ужасно – чувствовать себя так во власти этого человека», – думал Ростов. Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого, и понимал, что Долохов знает, что может избавить его от этого стыда и горя, и теперь хочет еще играть с ним, как кошка с мышью.

– Твоя кузина... – хотел сказать Долохов; но Николай перебил его.

– Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! – крикнул он с бешенством.
– Так когда получить? – спросил Долохов.

– Завтра, – сказал Ростов и вышел из комнаты".

Месть Долохова несправедлива сразу по двум причинам. Во-первых, Ростов не виновен в том, что Соня предпочла его. Во-вторых, любовь и деньги никак не компенсируют одно другого. В этом примере месть Долохова только повод выплеснуть агрессию, которой он постоянно переполнен, и его способ мстить характеризует его как человека с патологией. Здоровая месть предполагает здоровый обмен.

" ЗАПЛАКАЛ НАД ЗАБЛУЖДЕНИЯМИ"

Еще один тип мести испытывает князь Андрей Болконский к Курагину. После того, как Курагин соблазнил его невесту Наташу Ростову, Андрей на протяжении всего романа гоняется за Курагиным по городам и странам, чтобы вызвать его на дуэль. Горькая ирония в том, что Болконский встречается с Курагиным только после Бородинского сражения в полевом госпитале. Первый смертельно ранен в живот, второй истекает кровью в связи с ампутацией ноги.

Мести не случилось, она растворяется, будучи поглощенной другим чувством – местью общему врагу и любовью к родине. Соперники теперь объединены тем, что оба отдали жизнь за отечество, и частные счеты больше не имеют смысла.
" Около того раненого, очертания головы которого казались знакомыми князю Андрею, суетились доктора; его поднимали и успокоивали.

– Покажите мне... Ооооо! о! ооооо! – слышался его прерываемый рыданиями, испуганный и покорившийся страданию стон. Слушая эти стоны, князь Андрей хотел плакать. (... ) Раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрезанную ногу.

– О! Ооооо! – зарыдал он, как женщина. Доктор, стоявший перед раненым, загораживая его лицо, отошел.

– Боже мой! Что это? Зачем он здесь? – сказал себе князь Андрей. В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Анатоля держали на руках и предлагали ему воду в стакане, края которого он не мог поймать дрожащими, распухшими губами. Анатоль тяжело всхлипывал. «Да, это он; да, этот человек чем-то близко и тяжело связан со мною, – думал князь Андрей, не понимая еще ясно того, что было перед ним. В чем состоит связь этого человека с моим детством, с моею жизнью? » – спрашивал он себя, не находя ответа. И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими руками, с готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда-либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь эту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слезы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце.

Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями" .
Перед лицом смертельной опасности для всей России людские чувства кажутся заблуждениями, и князь Андрей Болконский прощает своего обидчика. Счет закрыт.

" ТОЖЕ И ОНИ ЛЮДИ"

Наконец, нельзя не сказать о чувстве мести русского народа к своим врагам. Динамика этого коллективного чувства мести такова: исполненный благородного негодования, русский народ " поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью".

Голосом народа в романе выступает Кутузов. Мы помним, что по версии Толстого главнокомандующий ведет войну, считывая волю народа с выражения лиц людей, окружающих его, и отдавая именно те приказы, которые угодны народной воле. После разгрома врага Кутузов наблюдает, как русские постепенно смягчаются, начиная видеть в бывших врагах людей.

" Кутузов, казалось, был чем-то озабочен и не слышал слов генерала. Он недовольно щурился и внимательно и пристально вглядывался в те фигуры пленных, которые представляли особенно жалкий вид. Бо; льшая часть лиц французских солдат были изуродованы отмороженными носами и щеками, и почти у всех были красные, распухшие и гноившиеся глаза. Одна кучка французов стояла близко у дороги, и два солдата — лицо одного из них было покрыто болячками – разрывали руками кусок сырого мяса. Что-то было страшное и животное в том беглом взгляде, который они бросили на проезжавших, и в том злобном выражении, с которым солдат с болячками, взглянув на Кутузова, тотчас же отвернулся и продолжал свое дело.

Кутузов долго внимательно поглядел на этих двух солдат; еще более сморщившись, он прищурил глаза и раздумчиво покачал головой. В другом месте он заметил русского солдата, который, смеясь и трепля по плечу француза, что-то ласково говорил ему. Кутузов опять с тем же выражением покачал головой".

Увидев все эти признаки, Кутузов понимает, что чувство мести удовлетворено, и русские люди снова возвращаются к человечности по отношению к ближним. Он произносит речь, в которой призывает к милосердию.

" – Благодарю всех! – сказал он, обращаясь к солдатам и опять к офицерам. В тишине, воцарившейся вокруг него, отчетливо слышны были его медленно выговариваемые слова. – Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки! – Он помолчал, оглядываясь. (... ) – Ура! ребята, – быстрым движением подбородка обратясь к солдатам, проговорил он.

– Ура-ра-ра! – заревели тысячи голосов.

Пока кричали солдаты, Кутузов, согнувшись на седле, склонил голову, и глаз его засветился кротким, как будто насмешливым блеском.

– Вот что, братцы, – сказал он, когда замолкли голоса...

И вдруг голос и выражение лица его изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой, старый человек, очевидно, что-то самое нужное желавший сообщить теперь своим товарищам.

В толпе офицеров и в рядах солдат произошло движение, чтобы яснее слышать то, что он скажет теперь.

– А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли, – сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?

Он смотрел вокруг себя, и в упорных, почтительно недоумевающих, устремленных на него взглядах он читал сочувствие своим словам: лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз. Он помолчал и как бы в недоумении опустил голову.

– А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м... и... в г.... – вдруг сказал он, подняв голову. И, взмахнув нагайкой, он галопом, в первый раз во всю кампанию, поехал прочь от радостно хохотавших и ревевших ура, расстроивавших ряды солдат.

Слова, сказанные Кутузовым, едва ли были поняты войсками. Никто не сумел бы передать содержания сначала торжественной и под конец простодушно-стариковской речи фельдмаршала; но сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое, то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное этим, именно этим стариковским, добродушным ругательством, – это самое чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком".

Кутузов своими словами сумел угодить и тем, кто чувствует себя уже отмщеннным и способным вернуться в обычное человеческое состояние, и тем, кто еще только на пути возвращения к этому состоянию. Но " чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты" было то общее, что ощущал каждый.

РАБОТА С МЕСТЬЮ В ПСИХОТЕРАПИИ

В некоторых культурах месть является нормой, необходимым и благородным делом (например, кровная месть). В романе " Война и мир" мы тоже находим пример того, что социальное окружение заставляет человека мстить даже вопреки его собственным убеждениям. Так, Пьер Безухов чувствует себя под давлением социальных ожиданий и вызывает на дуэль любовника жены Долохова, в чем потом раскаивается. И все же месть – это всегда выбор между желанием отомстить и возможностью простить.

В психотерапии месть – это необходимость, которая может привести к психологическому равновесию, которое было нарушено негативными эмоциями или действиями. Согласно закону баланса в системе месть должна быть воздана по заслугам, чтобы восстановить равновесие между обидчиком и жертвой. Проблема не в том, чтобы обиженный человек отказался от мести, а в том, как отомстить с любовью, чтобы не остаться врагами, а разрешить ситуацию.

Берт Хеллингер описывает модель, позволяющую восстанавливать нарушенный баланс в отношениях. Он называет ее " месть с любовью".

" Самый простой способ выйти из замкнутого круга все больше причиняемых друг другу страданий – это когда один причиняет другому чуть меньше боли, вместо того, чтобы причинить столько же или даже больше.

Это значит: он тоже мстит за себя, но с любовью. Другой удивлен. Оба смотрят друг на друга и вспоминают их прежнюю любовь. Их глаза начинают светиться, и восстановление баланса «брать и давать» благополучно начинается сначала.

В любом случае, оба стали более осторожными и внимательными друг к другу. В итоге этого баланса их любовь стала еще глубже".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.