|
|||
Месть. Римма ЕфимкинаМесть Римма Ефимкина Месть – это чувство или поступок, целью которого является причинение вреда в ответ. Слово месть заимствовано из старославянского языка, оно является производным от той же основы, что и латышское mits «смена, чередование», древнеиндийское mith; – «взаимный». Месть буквально означает «возмещение» (друг другу), " вместо". Фразеологизмы о мести – око за око; зуб за зуб; ты мне – я тебе. В романе " Война и мир" Льва Толстого чувство мести в большей или меньшей степени посещает практически каждого героя. На одном полюсе бессознательное желание Наташи Ростовой влюбить в себя Бориса Друбецкого, отомстив ему таким образом за пренебрежение ее детской любовью. На другом – патологическая месть бретера Долохова. Между этими полюсами – желание мести Андрея Болконского Анатолю Курагину за соблазнение невесты. И фоном для всех частных событий в романе идет тема коллективной мести русского народа французам за поругание национального чувства в войне 1812 года. И все это месть с ее бесконечными оттенками. " А ТЕПЕРЬ ОН С УМА СХОДИТ" Самая невинная из всех видов мести в романе " Война и мир" – месть разлюбленной девушки. Когда тринадцатилетняя Наташа целует Бориса Друбецкого, стоя на кадке в зимнем саду, он обещает ей жениться через четыре года, но потом исчезает из ее жизни, и она догадывается, что он не хочет больше ее видеть. " – Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но (... ), пожалуйста, не будем делать того, что сейчас... еще четыре года... Тогда я буду просить вашей руки. Из ночного задушевного разговора Наташи с матерью мы узнаем, что в ее " более чем ласковой улыбке" скрыта затаенная месть. Наташа сначала влюбляет в себя Бориса, а потом разрешает матери отказать ему от дома. " – Ты ему вскружила совсем голову, зачем? Что ты хочешь от него? Ты знаешь, что тебе нельзя выйти за него замуж. – А если я хочу... (... ) – Это не годится, душа моя. Не все поймут вашу детскую связь, а видеть его таким близким с тобой может повредить тебе в глазах других молодых людей, которые к нам ездят, и, главное, напрасно мучает его. Он, может быть, нашел себе партию по себе, богатую; а теперь он с ума сходит. И, получив от матери подтверждение, что бывший жених не просто снова влюблен, а " сходит с ума", Наташа отпускает Бориса. Обмен состоялся: отвержение за отвержение. Оба отдали дань тому, что между ними было, поэтому герои общаются и дальше, но теперь их отношения нейтральны. " СЧАСТЛИВ В ЛЮБВИ, НЕСЧАСТЛИВ В КАРТАХ" Долохов мстит буквально каждому, с кем имеет дело в романе. Но эпизод, в котором он из ревности к Ростову обыгрывает его в карты на сорок три тысячи, особенно жесток, потому что вины Ростова нет. Накануне Долохов сделал предложение Соне, влюбленной в Николая, и получил отказ со словами, что она любит другого. Долохов, игрок и бретер, специально провоцирует Ростова сесть за карты. Все время игры Ростов не понимает, как может Долохов, которого он считает и называет другом, так поступать с ним? После игры Долохов намекает на настоящую причину. " – Когда прикажете получить деньги, граф? Ростов, вспыхнув, вызвал Долохова в другую комнату. Месть Долохова несправедлива сразу по двум причинам. Во-первых, Ростов не виновен в том, что Соня предпочла его. Во-вторых, любовь и деньги никак не компенсируют одно другого. В этом примере месть Долохова только повод выплеснуть агрессию, которой он постоянно переполнен, и его способ мстить характеризует его как человека с патологией. Здоровая месть предполагает здоровый обмен. " ЗАПЛАКАЛ НАД ЗАБЛУЖДЕНИЯМИ" Еще один тип мести испытывает князь Андрей Болконский к Курагину. После того, как Курагин соблазнил его невесту Наташу Ростову, Андрей на протяжении всего романа гоняется за Курагиным по городам и странам, чтобы вызвать его на дуэль. Горькая ирония в том, что Болконский встречается с Курагиным только после Бородинского сражения в полевом госпитале. Первый смертельно ранен в живот, второй истекает кровью в связи с ампутацией ноги. – Покажите мне... Ооооо! о! ооооо! – слышался его прерываемый рыданиями, испуганный и покорившийся страданию стон. Слушая эти стоны, князь Андрей хотел плакать. (... ) Раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрезанную ногу. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями" . " ТОЖЕ И ОНИ ЛЮДИ" Голосом народа в романе выступает Кутузов. Мы помним, что по версии Толстого главнокомандующий ведет войну, считывая волю народа с выражения лиц людей, окружающих его, и отдавая именно те приказы, которые угодны народной воле. После разгрома врага Кутузов наблюдает, как русские постепенно смягчаются, начиная видеть в бывших врагах людей. " Кутузов, казалось, был чем-то озабочен и не слышал слов генерала. Он недовольно щурился и внимательно и пристально вглядывался в те фигуры пленных, которые представляли особенно жалкий вид. Бо; льшая часть лиц французских солдат были изуродованы отмороженными носами и щеками, и почти у всех были красные, распухшие и гноившиеся глаза. Одна кучка французов стояла близко у дороги, и два солдата — лицо одного из них было покрыто болячками – разрывали руками кусок сырого мяса. Что-то было страшное и животное в том беглом взгляде, который они бросили на проезжавших, и в том злобном выражении, с которым солдат с болячками, взглянув на Кутузова, тотчас же отвернулся и продолжал свое дело. Увидев все эти признаки, Кутузов понимает, что чувство мести удовлетворено, и русские люди снова возвращаются к человечности по отношению к ближним. Он произносит речь, в которой призывает к милосердию. " – Благодарю всех! – сказал он, обращаясь к солдатам и опять к офицерам. В тишине, воцарившейся вокруг него, отчетливо слышны были его медленно выговариваемые слова. – Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки! – Он помолчал, оглядываясь. (... ) – Ура! ребята, – быстрым движением подбородка обратясь к солдатам, проговорил он. – Ура-ра-ра! – заревели тысячи голосов. В толпе офицеров и в рядах солдат произошло движение, чтобы яснее слышать то, что он скажет теперь. – А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м... и... в г.... – вдруг сказал он, подняв голову. И, взмахнув нагайкой, он галопом, в первый раз во всю кампанию, поехал прочь от радостно хохотавших и ревевших ура, расстроивавших ряды солдат. Слова, сказанные Кутузовым, едва ли были поняты войсками. Никто не сумел бы передать содержания сначала торжественной и под конец простодушно-стариковской речи фельдмаршала; но сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое, то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное этим, именно этим стариковским, добродушным ругательством, – это самое чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком". Кутузов своими словами сумел угодить и тем, кто чувствует себя уже отмщеннным и способным вернуться в обычное человеческое состояние, и тем, кто еще только на пути возвращения к этому состоянию. Но " чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты" было то общее, что ощущал каждый. РАБОТА С МЕСТЬЮ В ПСИХОТЕРАПИИ В некоторых культурах месть является нормой, необходимым и благородным делом (например, кровная месть). В романе " Война и мир" мы тоже находим пример того, что социальное окружение заставляет человека мстить даже вопреки его собственным убеждениям. Так, Пьер Безухов чувствует себя под давлением социальных ожиданий и вызывает на дуэль любовника жены Долохова, в чем потом раскаивается. И все же месть – это всегда выбор между желанием отомстить и возможностью простить. В психотерапии месть – это необходимость, которая может привести к психологическому равновесию, которое было нарушено негативными эмоциями или действиями. Согласно закону баланса в системе месть должна быть воздана по заслугам, чтобы восстановить равновесие между обидчиком и жертвой. Проблема не в том, чтобы обиженный человек отказался от мести, а в том, как отомстить с любовью, чтобы не остаться врагами, а разрешить ситуацию. " Самый простой способ выйти из замкнутого круга все больше причиняемых друг другу страданий – это когда один причиняет другому чуть меньше боли, вместо того, чтобы причинить столько же или даже больше. Это значит: он тоже мстит за себя, но с любовью. Другой удивлен. Оба смотрят друг на друга и вспоминают их прежнюю любовь. Их глаза начинают светиться, и восстановление баланса «брать и давать» благополучно начинается сначала. В любом случае, оба стали более осторожными и внимательными друг к другу. В итоге этого баланса их любовь стала еще глубже".
|
|||
|