Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Наслаждение. Римма Ефимкина



Наслаждение

Римма Ефимкина

Наслаждение – это высшая степень удовольствия, очень сильная положительная эмоция.

Слово образовалось от глагола «наслаждаться», который имеет старославянские корни («насладити»). Возникло слово от праславянского «soldъ» – солод (намоченные и пророщенные семена злаков: чаще всего ячменя, реже – ржи, пшеницы; служит основой для производства ферментированных напитков – пива, кваса и др. ) Наслаждение в буквальном смысле – удовольствие при ощущении сладкого вкуса.

Сладкий вкус ассоциируется с приятными ощущениями, добротой и заботой, что находит отражение в таких распространенных идиомах, как «сладкий миг», «сладкие грезы», а также в многочисленных ласковых выражениях (" ты мой сладкий" ). Наслаждение – чувство, возникающее вследствие удовлетворения интереса или потребностей. Синонимом понятия выступает " удовольствие". Наслаждение помогает организму избавиться от чувства внутреннего напряжения, активирует процесс восстановления жизненно важных функций.

Синонимы – счастье; удовольствие; блаженство; кайф; упоение; экстаз; нега; сладострастие; смак; сласть; услада.

" ДАВНО НЕ ИСПЫТЫВАЛ ТАКОГО НАСЛАЖДЕНИЯ"

В романе " Война и мир" Льва Толстого есть эпизод, в котором Николай Ростов, только что проигравший в карты сорок три тысячи и размышляющий о том, чтобы пустить себе пулю в лоб, внезапно для себя испытывает редкое наслаждение от музыки, а точнее от пения сестры Наташи. Убитый горем, он застает дома у клавиакордов Наташу, Соню и Денисова. Николай раздражен тем, что у кого-то может быть веселое настроение.

«У них все то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться? » – подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.

Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.

Николай стал ходить взад и вперед по комнате.

«И вот охота заставлять ее петь! Что она может петь? И ничего тут нет веселого», – думал Николай.

Соня взяла первый аккорд прелюдии.

«Боже мой, я бесчестный, я погибший человек. Пулю в лоб – одно, что остается, а не петь, – подумал он. – Уйти? но куда же? Все равно, пускай поют! »
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов. (... )

«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. – И как ей не скучно и не совестно! » Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать. (... )

«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче? » – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto... Раз, два, три... раз, два... три... раз... Oh mio crudele affetto... Раз, два три... раз. Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. – Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, – все это вздор... а вот оно – настоящее... Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка!.. Как она этот si возьмет... Взяла? Слава Богу. – И он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. – Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо! » – подумал он.

О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым... "

С помощью контраста между двумя чувствами Николая – стыдом за крупный постыдный проигрыш и наслаждением от пения – автор показывает конфликт человеческих полярностей: зла и добра, слабости и силы, бесчестия и совести. Николай, пребывая в своем внутреннем конфликте, должен сделать нравственный выбор. Это в том числе выбор между двумя видами наслаждения: детским желанием избежать ответственности – и зрелым наслаждением называться порядочным человеком.
" Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день. Но как только Наташа кончила свою баркароллу, действительность опять вспомнилась ему. Он, ничего не сказав, вышел и пошел вниз в свою комнату".

Далее мы помним сцену объяснения с отцом, в которой Николай переживает искреннее раскаяние в своем поступке (см. гл. " Раскаяние" ).

НАСЛАЖДЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ

Зигмунд Фрейд ввел в психотерапию понятие " принцип наслаждения", который выступает как естественный регулятор всех психических процессов. Это означает, что человек, делая свои выборы, бессознательно стремится к получению удовольствия и избеганию неудовольствия.

Однако по мере взросления ребенок ощущает социальные ограничения на его естественную потребность в наслаждении, ему необходимо контролировать свои желания, учиться откладывать наслаждение. Здесь можно говорить о " принципе реальности", который тоже ведет к наслаждению, но оно получается отсроченным и меньшим по силе, зато более надежным.

Возвращаясь к примеру с Николаем Ростовым, можно видеть, как на наших глазах совершается его скачок к социальной зрелости. Испытав наслаждение от музыки и пения, он отказывается от инфантильных мыслей о самоубийстве и решительно отправляется объясняться с отцом, приняв эту неизбежность.

Николаю не скоро придется вновь испытать наслаждение. Состояние Ростовых разорено и разгульной жизнью графа, и войной. В эпилоге Николай, теперь уже не лихой гусар, а трудолюбивый рачительный хозяин имения, говорит жене: " Разве я для своего удовольствия с утра до вечера и в конторе, и по делам? Нет, я знаю, что я должен работать, чтоб успокоить мать, отплатить тебе и детей не оставить такими нищими, как я был".

Интересно, что Толстой продолжает тему полярностей и в этом диалоге Николая с женой: " Графине Марье хотелось сказать ему, что не о едином хлебе сыт будет человек, что он слишком много приписывает важности этим делам; но она знала, что этого говорить не нужно и бесполезно" .
Понадобится много лет, прежде чем Николай сам объединит эти две полярности, разрешив тем самым внутренний конфликт.

" – Ты знаешь, Мари, – сказал он, – нынче приехал Илья Митрофаныч (это был управляющий делами) из тамбовской деревни и рассказывает, что за лес уже дают восемьдесят тысяч. – И Николай с оживленным лицом стал рассказывать о возможности в весьма скором времени выкупить Отрадное. – Еще десять годков жизни, и я оставлю детям десять тысяч в отличном положении".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.