|
|||
Наслаждение. Римма ЕфимкинаНаслаждение Римма Ефимкина Наслаждение – это высшая степень удовольствия, очень сильная положительная эмоция. Слово образовалось от глагола «наслаждаться», который имеет старославянские корни («насладити»). Возникло слово от праславянского «soldъ» – солод (намоченные и пророщенные семена злаков: чаще всего ячменя, реже – ржи, пшеницы; служит основой для производства ферментированных напитков – пива, кваса и др. ) Наслаждение в буквальном смысле – удовольствие при ощущении сладкого вкуса. Сладкий вкус ассоциируется с приятными ощущениями, добротой и заботой, что находит отражение в таких распространенных идиомах, как «сладкий миг», «сладкие грезы», а также в многочисленных ласковых выражениях (" ты мой сладкий" ). Наслаждение – чувство, возникающее вследствие удовлетворения интереса или потребностей. Синонимом понятия выступает " удовольствие". Наслаждение помогает организму избавиться от чувства внутреннего напряжения, активирует процесс восстановления жизненно важных функций. Синонимы – счастье; удовольствие; блаженство; кайф; упоение; экстаз; нега; сладострастие; смак; сласть; услада. " ДАВНО НЕ ИСПЫТЫВАЛ ТАКОГО НАСЛАЖДЕНИЯ" В романе " Война и мир" Льва Толстого есть эпизод, в котором Николай Ростов, только что проигравший в карты сорок три тысячи и размышляющий о том, чтобы пустить себе пулю в лоб, внезапно для себя испытывает редкое наслаждение от музыки, а точнее от пения сестры Наташи. Убитый горем, он застает дома у клавиакордов Наташу, Соню и Денисова. Николай раздражен тем, что у кого-то может быть веселое настроение. «У них все то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться? » – подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды. Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее. Николай стал ходить взад и вперед по комнате. Соня взяла первый аккорд прелюдии. «И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. – И как ей не скучно и не совестно! » Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать. (... ) «Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче? » – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto... Раз, два, три... раз, два... три... раз... Oh mio crudele affetto... Раз, два три... раз. Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. – Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, – все это вздор... а вот оно – настоящее... Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка!.. Как она этот si возьмет... Взяла? Слава Богу. – И он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. – Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо! » – подумал он. С помощью контраста между двумя чувствами Николая – стыдом за крупный постыдный проигрыш и наслаждением от пения – автор показывает конфликт человеческих полярностей: зла и добра, слабости и силы, бесчестия и совести. Николай, пребывая в своем внутреннем конфликте, должен сделать нравственный выбор. Это в том числе выбор между двумя видами наслаждения: детским желанием избежать ответственности – и зрелым наслаждением называться порядочным человеком. Далее мы помним сцену объяснения с отцом, в которой Николай переживает искреннее раскаяние в своем поступке (см. гл. " Раскаяние" ). НАСЛАЖДЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ Зигмунд Фрейд ввел в психотерапию понятие " принцип наслаждения", который выступает как естественный регулятор всех психических процессов. Это означает, что человек, делая свои выборы, бессознательно стремится к получению удовольствия и избеганию неудовольствия. Возвращаясь к примеру с Николаем Ростовым, можно видеть, как на наших глазах совершается его скачок к социальной зрелости. Испытав наслаждение от музыки и пения, он отказывается от инфантильных мыслей о самоубийстве и решительно отправляется объясняться с отцом, приняв эту неизбежность.
|
|||
|