|
|||
Недоверие. Римма ЕфимкинаНедоверие Римма Ефимкина Недоверие – сомнение в правдивости, достоверности; подозрительное отношение к чему-либо. Недоверие скорее относится к сфере мыслей, нежели чувств, в основе эмоциональной составляющей лежит опасение, страх. Происходит от слова вера – общеславянского слова индоевропейского характера (ср. лат. verus «истинный», авест. var «верить», нем. wahr «верный» и т. д. ). Первоначальное значение – «истина, правда > клятва, присяга» (в верности, истинности), затем – «вера, уверенность». Недоверие – чувство, что неправда. " КАКАЯ-ТО КУКОЛЬНАЯ КОМЕДИЯ, В КОТОРУЮ ИГРАЮТ ЛЮДИ" В романе Льва Толстого " Война и мир" множество примеров недоверия героев. В качестве иллюстрации для этого сложно организованного чувства я выбрала эпизоды со старым князем Николаем Андреевичем Болконским. Он недоверчив, потому что умен, опытен и видел в своей жизни много лжи. Недоверчивость старого князя проявляется буквально на каждом шагу, даже в мелочах. Он лично сам обучает дочь геометрии (хотя педагог он весьма сомнительный и дочь его боится), потому что он не доверяет существующей системе воспитания, превращающей женщин в " глупых барынь". Он грозится прочесть письмо дочери от ее подруги, потому что не верит, что эта переписка ей полезна. Во время сватовства к его дочери он не доверяет искренности чувств отца и сына Курагиных, подозревая с их стороны корысть. " И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство" (Т. 1. Ч. 3. Гл. IV. С. 250). Каким бы жестоким самодуром ни выглядел при этом старый князь, он легко прогнозирует события и оказывается прав. Так же проницателен и прав он в трактовке политических событий. Так, прочитав в газетах о победе русских в Аустерлицком сражении, по нарушению логических связей в сообщении князь моментально считывает подоплеку. " В газетах, из которых впервые узнал старый князь об Аустерлицком поражении, было написано, как и всегда, весьма кратко и неопределенно, о том, что русские после блестящих баталий должны были отретироваться и ретираду произвели в совершенном порядке. Старый князь понял из этого официального известия, что наши были разбиты" (Т. 2. Ч. 1. Гл. VII. С. 351). Старый воин, князь не доверяет молодому поколению, пришедшему к власти не только в России, но и в Европе, и в этом вопросе спорит с сыном. " И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и нынешних генералах и государственных людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не смыслившие и азбуки военного и государственного дела, и что Бонапарте был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических затруднений не было в Европе, не было и войны, а была какая-то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело" (Т. 1. Ч. 1. Гл. XXIV. С. 123). " С ЕЩЕ БОЛЬШИМ НЕДОВЕРИЕМ" Не поверил князь и в то, что Андрей остается жив после Аустерлицкого сражения. Так, узнав о том, что сын пропал без вести, Николай Андреевич заказывает ему памятник и всем говорит, что сын убит. " Старый князь не хотел надеяться: он решил, что князь Андрей убит, и, несмотря на то что он послал чиновника в Австрию разыскивать след сына, он заказал ему в Москве памятник, который намерен был поставить в своем саду, и всем говорил, что сын его убит. Он старался, не изменяя, вести прежний образ жизни, но силы изменяли ему: он меньше ходил, меньше ел, меньше спал и с каждым днем делался слабее" (Т. 2. Ч. 1. Гл. VII. С. 353). Когда он получает письмо от Андрея, что французы уже близко и поэтому семье немедленно следует эвакуироваться в Москву, старый князь по обыкновению не верит, ставя под удар и себя, и свою семью. Из его разговора с учителем внука Десалем видно, что князь уже не отдает себе отчета в искаженном восприятии реальности. " – Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом. – Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам... – Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске... " (Т. 3. Ч. 2. Гл. II. С. 95). Это состояние старого князя оказалось предвестником его смерти. Я бы не включила в список чувств недоверие, если бы оно так часто не фигурировало в качестве психотерапевтических запросов. Основные причины недоверия клиентов: 1) недоверие супругу; 2) неверие в свои силы и в успех начинаний. При работе с недоверием прежде всего следует отрицательную конструкцию превратить в утверждение – заменить слово синонимом без не-. Например: С помощью подобного вопроса психолог получит информацию, то есть факты. Например, жена испытывает недоверие к мужу – то есть подозревает в измене. Когда речь идет о неверии в собственные силы и успех начинания (проекта, бизнеса, творческой или учебной работы, сдачи экзамена, победы в конкурсе и т. п. ), то мы не можем заранее проверить, будет начинание успешным или нет, здесь требуется решимость идти вперед без гарантий. Обычно я пересказываю таким клиентам библейский сюжет об Иисусе и Фоме неверующем. После того, как Фоме рассказали о том, что Христос воскрес и приходил к ученикам, он ответил им, что не поверит, пока сам не увидит на руках Его ран от гвоздей и не вложит свой палец в раны. Иисус явился ему и предложил увидеть и осязать его раны. Потрясенный Фома воскликнул: " Господь мой и Бог мой! ", на что Иисус ответил: " Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" *. * Евангелие от Иоанна 20: 28-29. Башилов М. С. – Княжна Мария и старый князь Болконский. Урок математики. 1867. " Война и мир" Л. Н. Толстого.
|
|||
|