Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конфуз. Римма Ефимкина



Конфуз

Римма Ефимкина

Словом конфуз называют состояние смущения, неловкости. Синонимы к слову " конфуз" – стыд, смущение, неловкость, неудобство, замешательство, стеснение. От всех остальных синонимов конфуз отличается тем, что человек прилюдно попадает в нелепое смешное положение, он " оконфузился".

Слово заимствовано в середине XIX в. из французского языка, где confus < лат. confusus, confusio «беспорядок, смятение, замешательство», производного от confundere «смущать, сбивать с толку, поражать». Буквально конфуз – неловкость из-за нарушения порядка.

В романе Льва Толстого " Война и мир" множество примеров этого чувства, испытываемого персонажами. Я выбрала несколько эпизодов.

" УЕХАЛ ОЧЕНЬ СКОНФУЖЕННЫЙ"

Первый эпизод – нелицеприятное участие князя Василия Курагина в дележе наследства графа Безухова, самого богатого человека России. Князь Василий знал, что перед смертью граф писал письмо императору с просьбой разрешить усыновить Пьера – одного из своих многочисленных незаконных детей, дав ему имя и титул. В этом случае Пьер становился единственным наследником графа, а князь Василий, родственник графу через жену, оставался ни с чем. Князь Василий попытался выкрасть это письмо, но ему не только помешала это сделать Анна Михайловна Друбецкая, но и шепотом рассказала о его участии всей знати.

Из письма Жюли Карагиной княжне Марье Болконской мы узнаем, что история стала достоянием гласности: " Главная новость, занимающая всю Москву, – смерть старого графа Безухова и его наследство. Представьте себе, три княжны получили какую-то малость, князь Василий ничего, а Пьер — наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безуховым и владельцем самого огромного состояния в России. Говорят, что князь Василий играл очень гадкую роль во всей этой истории и что он уехал в Петербург очень сконфуженный".

Конфуз испытывают при нарушении общественного порядка. Но поскольку рассказ о роли князя Василия в обществе передавали только шепотом за его спиной, то, согласно принятым неписаным законам света, ничего и не было.

" ПОЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ СКОНФУЖЕННЫМ"

Другая ситуация у Николая Ростова. Спеша при встрече поразить друга детства Бориса Друбецкого гусарской удалью и желанием " поскорее выказать происшедшие перемены", Николай невольно преувеличивает свои подвиги в военных действиях. К его конфузу, князь Андрей прилюдно смеется над ним.

" В середине его рассказа, в то время как он говорил: «Ты не можешь представить, какое странное чувство бешенства испытываешь во время атаки», в комнату вошел князь Андрей Болконский, которого ждал Борис. (... ) Войдя в комнату и увидав рассказывающего военные похождения армейского гусара (сорт людей, которых терпеть не мог князь Андрей), он ласково улыбнулся Борису, поморщился, прищурился на Ростова и, слегка поклонившись, устало и лениво сел на диван. Ему неприятно было, что он попал в дурное общество. Ростов вспыхнул, поняв это. Но это было ему все равно: это был чужой человек. Но, взглянув на Бориса, он увидал, что и ему как будто стыдно за армейского гусара. Несмотря на неприятный, насмешливый тон князя Андрея, несмотря на общее презрение, которое с своей армейской боевой точки зрения имел Ростов ко всем этим штабным адъютантикам, к которым, очевидно, причислялся и вошедший, Ростов почувствовал себя сконфуженным, покраснел и замолчал".

Князь Андрей не ограничился молчаливым презрением, а уничтожил Ростова словами, в чем ему не было равных.

" Он обратился к Ростову, которого положение детского непреодолимого конфуза, переходящего в озлобление, он и не удостоивал заметить, и сказал:

– Вы, кажется, про Шенграбенское дело рассказывали? Вы были там?

– Я был там, – с озлоблением сказал Ростов, как будто бы этим желая оскорбить адъютанта.

Болконский заметил состояние гусара, и оно ему показалось забавно. Он слегка презрительно улыбнулся.

– Да! много теперь рассказов про это дело.

– Да, рассказов!! – громко заговорил Ростов, вдруг сделавшимися бешеными глазами глядя то на Берга, то на Болконского. – Да, рассказов много, но наши рассказы – рассказы тех, которые были в самом огне неприятеля, наши рассказы имеют вес, а не рассказы тех штабных молодчиков, которые получают награды, ничего не делая.

– К которым, вы предполагаете, что я принадлежу? – спокойно и особенно приятно улыбаясь, проговорил князь Андрей.

Странное чувство озлобления и вместе с тем уважения к спокойствию этой фигуры соединилось в это время в душе Ростова.

– Я говорю не про вас, – сказал он, – я вас не знаю и, признаюсь, не желаю знать. Я говорю вообще про штабных.

– А я вам вот что скажу, – с спокойною властию в голосе перебил его князь Андрей. – Вы хотите оскорбить меня, и я готов согласиться с вами, что это очень легко сделать, ежели вы не будете иметь достаточного уважения к самому себе; но согласитесь, что и время и место весьма дурно для этого выбраны. На днях всем нам придется быть на большой, более серьезной дуэли, а кроме того, Друбецкой, который говорит, что он ваш старый приятель, нисколько не виноват в том, что моя физиономия имела несчастие вам не понравиться. Впрочем, – сказал он, вставая, – вы знаете мою фамилию и знаете, где найти меня; но не забудьте, – прибавил он, – что я не считаю нисколько ни себя, ни вас оскорбленным, и мой совет, как человека старше вас, оставить это дело без последствий".

В этом диалоге читатель, хотя и сочувствует уничтоженному Ростову, но определенно на стороне Болконского. Не забудем, что конфуз – чувство, испытываемое человеком вследствие нарушения порядка. Нарушил порядок Ростов, а восстановил Болконский.

СМЕШНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Наконец, самое яркое проявление конфуза описано в сцене романа, когда Наполеон ждет депутации с ключами от завоеванной столицы. Каждый из нас еще в детстве с гордостью за русских произносил стихи Пушкина об этом историческом моменте:

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

Толстой, описывая преждевременное и напрасное торжество завоевателя, злорадствует по поводу того, что тот смешон в своих ожиданиях, а представители его свиты бледны от страха. Они не знают, как сказать правителю, что депутации не будет, чтобы не поставить его в смешное положение.

" Между тем в залах свиты императора происходило шепотом взволнованное совещание между его генералами и маршалами. Посланные за депутацией вернулись с известием, что Москва пуста, что все уехали и ушли из нее. Лица совещавшихся были бледны и взволнованны. Не то, что Москва была оставлена жителями (как ни важно казалось это событие), пугало их, но их пугало то, каким образом объявить о том императору, каким образом, не ставя его величество в то страшное, называемое французами ridicule*, положение, объявить ему, что он напрасно ждал бояр так долго, что есть толпы пьяных, но никого больше. Одни говорили, что надо было во что бы то ни стало собрать хоть какую-нибудь депутацию, другие оспаривали это мнение и утверждали, что надо, осторожно и умно приготовив императора, объявить ему правду.

– Однако же надо сказать ему... – говорили господа свиты. – Но, господа... — положение было тем тяжелее, что император, обдумывая свои планы великодушия, терпеливо ходил взад и вперед перед планом, посматривая изредка из-под руки по дороге в Москву и весело и гордо улыбаясь.

– Но неловко... невозможно... – пожимая плечами, говорили господа свиты, не решаясь выговорить подразумеваемое страшное слово: le ridicule... "
Чем грандиознее нарушение порядка – тем грандиознее конфуз.

РАБОТА СО СМЕХОМ В ПСИХОТЕРАПИИ

Известно, что смех оказывает на людей исцеляющее воздействие и потому широко используется в психотерапии. Но в моей практике групповой психотерапии регулярно находится участник группы, который агрессивно реагирует на смех других участников. Ему кажется, что смеются над ним лично, и он предъявляет к окружающим требование перестать смеяться. Как правило, за таким поведением кроется опыт детства, когда над ребенком действительно смеялись, унижая его достоинство.

Однако когда вы взрослый, бессмысленно призывать других людей заботиться о вашем достоинстве. Если оно есть, то другой человек не может его унизить ни словами, ни смехом, ни поведением. В ситуации конфуза важно признать свой собственный вклад. Об этом замечательно говорит Толстой устами князя Болконского: " Вы хотите оскорбить меня, и я готов согласиться с вами, что это очень легко сделать, ежели вы не будете иметь достаточного уважения к самому себе".

Кстати, Николай Ростов не сразу, но все же подает пример здорового поведения в ситуации конфуза. По сути конфуз – разновидность унижения, и если человек действительно поступил " низко" – ему следует признать это и принять свою ошибку как необходимый этап человеческого опыта. Осознавая свою злобу и ненависть к князю Андрею за то, что тот посмеялся над его ложью, Ростов испытывает тем не менее уважение к нему и желание иметь своим другом.

" Ехать ли ему завтра в главную квартиру и вызвать этого ломающегося адъютанта или в самом деле оставить это дело так? – был вопрос, который мучил его всю дорогу. То он с злобой думал о том, с каким бы удовольствием он увидал испуг этого маленького, слабого и гордого человечка под его пистолетом, то он с удивлением чувствовал, что из всех людей, которых он знал, никого бы он столько не желал иметь своим другом, как этого ненавидимого им адъютантика".

* смешным.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.