Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Негодование. Римма Ефимкина



Негодование

Римма Ефимкина

Негодование – крайнее недовольство, возмущение. В ряду синонимов я бы поставила негодование в середину между возмущением и гневом: недовольство; раздражение; возмущение; негодование; гнев; ярость; бешенство.

От похожих по значению слов негодование отличается тем, что это несогласие с инакомыслием. Это довольно сильное чувство и чаще всего посещает людей с обостренным чувством несправедливости, которым кажется, что они знают истину.
Физические проявления негодования весьма характерны: учащенное сердцебиение, человек может задыхаться от возмущения, будто «в зобу дыханье сперло». Неспособность сделать вдох – верный признак крайнего несогласия.

Слово образовано от глагола " негодовать", заимствованного из старославянского языка, где негодовати – производное от годовати («быть довольным»), Последнее образовано от утраченного годъ (ср. угодить). В буквальном смысле негодование – бурная эмоциональная реакция на того, кто не угодил.

" КАК ВЫ СМЕЕТЕ! "

В романе Льва Толстого " Война и мир" есть ярчайший пример проявления негодования Кутузовым. Во время Бородинского сражения адъютант Барклая де Толли Вольцоген приезжает с левого фланга с донесением, что сражение проиграно. Кутузов в это время, довольный успехом дня, обедает жареной курицей.

" – Все пункты нашей позиции в руках неприятеля и отбить нечем, потому что войск нет; они бегут, и нет возможности остановить их, – докладывал он (Вольцоген).
Кутузов, остановившись жевать, удивленно, как будто не понимая того, что ему говорили, уставился на Вольцогена. Вольцоген, заметив волнение " старого господина", с улыбкой сказал:

– Я не считал себя вправе скрыть от вашей светлости того, что я видел... Войска в полном расстройстве...

– Вы видели? Вы видели?.. – нахмурившись, закричал Кутузов, быстро вставая и наступая на Вольцогена. – Как вы... как вы смеете!.. – делая угрожающие жесты трясущимися руками и захлебываясь, закричал он. – Как смеете вы, милостивый государь, говорить это мне. Вы ничего не знаете. Передайте от меня генералу Барклаю, что его сведения неверны и что настоящий ход сражения известен мне, главнокомандующему, лучше, чем ему.

Вольцоген хотел возразить что-то, но Кутузов перебил его.

– Неприятель отбит на левом и поражен на правом фланге. Ежели вы плохо видели, милостивый государь, то не позволяйте себе говорить того, чего вы не знаете. Извольте ехать к генералу Барклаю и передать ему назавтра мое непременное намерение атаковать неприятеля, – строго сказал Кутузов. Все молчали, и слышно было одно тяжелое дыхание запыхавшегося старого генерала. – Отбиты везде, за что я благодарю Бога и наше храброе войско. Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской, – сказал Кутузов, крестясь; и вдруг всхлипнул от наступивших слез. Вольцоген, пожав плечами и скривив губы, молча отошел к стороне, удивляясь " самодурству старого господина" ".

Хотя Толстой и не называет негодование словом, он точно описывает его признаки: удивление, как будто не понимая; волнение, перерастающее в наступление; угрожающие жесты; тремор рук; захлебывающая речь; перебивание собеседника. Выразив негодование, Кутузов испытывает облегчение и переходит к слезам. Это показывает, что под чувством негодования спрятано другое чувство – горечи.

" НУЖЕН СВОЙ, РОДНОЙ ЧЕЛОВЕК"

Негодование – прежде всего несогласие с чужой правдой. Лев Толстой на страницах романа " Война и мир" постоянно полемизирует с историками и излагает свою художественно-историческую версию событий Отечественной войны 1812 года. Он искренне убежден, что только русский человек способен постичь ее значение. В уста князя Андрея Болконского в ответ на вопрос Пьера о Кутузове и Барклае де Толли он вкладывает свое собственное суждение о разнице в подходах к командованию русских и иностранцев.

" – Как бы тебе сказать. Ну, у отца твоего немец-лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек".

Князь Андрей точно так же, как и Кутузов, приходит в негодование, когда говорит о хладнокровии немецкого командующего, который делает как можно лучше, но не способен чувствовать то, что чувствуют русские люди, а потому сводит на нет их усилия.

" – Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого-то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу".

На поле Бородинского сражения столкнулись две правды. Какая из них истинная – покажет история.

" ВОТ ОН, МОЙ ГЕРОЙ"

Негодование Кутузова сменяется гордостью, как только он видит Раевского. Он знает, что от Раевского услышит подтверждение своим ожиданиям.

" – Да, вот он, мой герой, – сказал Кутузов к полному красивому черноволосому генералу, который в это время входил на курган. Это был Раевский, проведший весь день на главном пункте Бородинского поля. Раевский доносил, что войска твердо стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более. Выслушав его, Кутузов по-французски сказал:

– Вы, стало быть, не думаете, как другие, что мы должны отступить?

– Напротив, ваша светлость, в нерешительных делах остается победителем тот, кто упрямее, – отвечал Раевский".

Возвращаясь к теме негодования, которое по-другому можно назвать «праведным гневом», протестом против чужой точки зрения, справедливости ради нужно сказать, что негодующий так же ограничен в своей правде, как и тот, против кого он негодует. Исход Бородинского сражения по-прежнему остается спорным вопросом в истории. Хотя Кутузов и считал сражение выигранным и написал приказ к сражению на завтрашний день (благодаря чему " измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись" ), это сражение не смогло состояться из-за физической невозможности.

РАБОТА С НЕГОДОВАНИЕМ В ПСИХОТЕРАПИИ

Негодование проективно. Крылатое выражение «Юпитер, ты сердишься – значит, ты не прав» – лишнее тому доказательство. Если человек в споре излишне горячится, он тем самым демонстрирует, что ему нечего возразить.

Когда к психотерапевту обращается клиент, негодующий, что его предали, обманули, поступили с ним непорядочно, то работа с ним заключается в том, чтобы, во-первых, научиться уважать чужую позицию, а во-вторых, – увидеть свою проекцию.

Наконец, в-третьих, мы негодуем потому, что признавать свою неправоту больно. Негодование – прикрытие душевной раны, которую и предстоит признать и оплакать в терапии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.