Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Нежность. Римма Ефимкина



Нежность

Римма Ефимкина

Нежность трудно определить из-за ее неустойчивости. Она проявляется в состоянии душевной близости между матерью и ребенком, мужчиной и женщиной, близкими родственниками или друзьями. Это одно из самых насыщенных, полноценных переживаний, характеризующееся чуткостью, открытостью и благожелательным вниманием, особой ласковостью, желанием отдавать положительную энергию, переживанием уязвимости другого человека и бережным к нему отношением.

Нежность настолько неуловимое, эфемерное и многоплановое чувство, что трудно даже подобрать синонимы к этому слову: мягкость, ласковость, деликатность, сентиментальность, тонкость. Возможно, значение лучше прояснит происхождение слова из существительного " нега" (полное довольство, удовлетворение желаний, прихотей, состояние успокоенности, наслаждение, блаженство и т. п. ) Проявляя нежность, мы стремимся обеспечить любимому человеку состояние неги, блаженства, и при этом мы получаем возможность выразить свою любовь.

Лев Толстой, стремясь как можно более полно передать отношения близости между матерью и дочерью – двумя Натальями Ростовыми, – подробно описывает сцену ночного разговора. Я привожу ее всю, чтобы не разрушить контекст: как бы неуместно ни было вторжение дочери в материнскую спальню во время молитвы, взаимная нежность позволяет двум любимым людям оставаться в близости (" Война и мир" ).

" Однажды вечером, когда старая графиня, вздыхая и кряхтя, в ночном чепце и кофточке, без накладных буклей и с одним бедным пучком волос, выступавшим из-под белого коленкорового чепчика, клала на коврике земные поклоны вечерней молитвы, ее дверь скрипнула, и в туфлях на босу ногу, тоже в кофточке и в папильотках, вбежала Наташа. Графиня оглянулась и нахмурилась. Она дочитывала свою последнюю молитву: «Неужели мне одр сей гроб будет? » Молитвенное настроение ее было уничтожено. Наташа, красная, оживленная, увидав мать на молитве, вдруг остановилась на своем бегу, присела и невольно высунула язык, грозясь самой себе. Заметив, что мать продолжала молитву, она на цыпочках подбежала к кровати, быстро скользнув одной маленькой ножкой о другую, скинула туфли и прыгнула на тот одр, за который графиня боялась, как бы он не был ее гробом. Одр этот был высокий, перинный, с пятью всё уменьшающимися подушками. Наташа вскочила, утонула в перине, перевалилась к стенке и начала возиться под одеялом, укладываясь, подгибая коленки к подбородку, брыкая ногами и чуть слышно смеясь, то закрываясь с головой, то взглядывая на мать. Графиня кончила молитву и с строгим лицом подошла к постели; но, увидав, что Наташа закрыта с головой, улыбнулась своей доброй, слабой улыбкой.

– Ну, ну, ну, – сказала мать.

– Мама, можно поговорить, да? – сказала Hаташa. – Ну, в душку один раз, ну еще, и будет. – И она обхватила шею матери и поцеловала ее под подбородок. В обращении своем с матерью Наташа выказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко.

– Ну, об чем же нынче? — сказала мать, устроившись на подушках и подождав, пока Наташа, также перекатившись раза два через себя, не легла с ней рядом под одним одеялом, выпростав руки и приняв серьезное выражение.

Эти ночные посещения Наташи, совершавшиеся до возвращения графа из клуба, были одни из любимейших наслаждений матери и дочери".

Казалось бы, в этом эпизоде нет места нежности: дочь своим непрошенным вторжением грубо нарушила сакральный молитвенный настрой матери. Но это так выглядит только снаружи. Дочь, почувствовав, что ее визит не вовремя, испытывает вину: " увидав мать на молитве, вдруг остановилась на своем бегу, присела и невольно высунула язык, грозясь самой себе". Она прячется с головой под одеялом, чтобы не только не мешать, но и не видеть глубоко личный процесс другого человека. И мать, хотя и делает строгое лицо, но не сердится: " увидав, что Наташа закрыта с головой, улыбнулась своей доброй, слабой улыбкой". Обе нежны друг с другом, обе бережны.

НЕЖНОСТЬ НЕЖНОСТИ РОЗНЬ

Как всегда, описывая чувство, я ищу фразеологические обороты с близким значением, потому что в устойчивых словосочетаниях зафиксированы повторяющиеся паттерны не одного человека, а целого народа. Так, всем известно словосочетание " телячьи нежности", приписываемое Достоевскому как автору идиомы.

Подразумевается, что это некое проявление чувств, слишком необдуманное и чересчур сильное, вовсе не подходящее для настоящей ситуации. В интернете я не нашла объяснения, как возникла эта идиома, но у меня есть своя версия. Вспомним пословицу " ласковый теленок двух маток сосет" (и ещё в ней есть концовка – " а бодливому и одна не дается" ). В ней речь идет о выгоде быть дружелюбным. Почему фраза " телячьи нежности" имеет отрицательное значение? Потому что в телячьих нежностях отсутствует искреннее проявление чувств, а присутствует корыстная заинтересованность. В этом смысле особенно важным в описании нежности к матери Наташи является ее внутренняя суть – стремление сделать хорошо прежде всего другому: " В обращении своем с матерью Наташа выказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко". Это важнейшее отличие – бескорыстное проявление ласки – является сутью нежности.

НЕЖНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Нежность позволяет даже при несогласии оставаться в близости. Мать объясняет Наташе, что нехорошо кокетничать с ее бывшим детским обожателем Борисом Друбецким:

" – Это не годится, душа моя. Не все поймут вашу детскую связь, а видеть его таким близким с тобой может повредить тебе в глазах других молодых людей, которые к нам ездят, и, главное, напрасно мучает его. Он, может быть, нашел себе партию по себе, богатую; а теперь он с ума сходит".

А Наташа в ответ сердится как человек, " у которого хотят отнять его собственность":

" – Ну, не выйду замуж, так пускай ездит, коли ему весело и мне весело".

Но даже когда мать с дочерью сердятся друг на друга и спорят, на невербальном уровне они берегут друг друга, и это позволяет им договориться:

" Наташа не дала ей договорить, притянула к себе большую руку графини и поцеловала ее сверху, потом в ладонь, потом опять повернула и стала целовать ее в косточку верхнего сустава пальца, потом в промежуток, потом опять в косточку, шепотом приговаривая: «январь, февраль, март, апрель, май».

— Говорите, мама, что же вы молчите? Говорите, — сказала она, оглядываясь на мать, которая нежным взглядом смотрела на дочь и из-за этого созерцания, казалось, забыла всё, что она хотела сказать".

Мать воспитывает свою неопытную шестнадцатилетнюю дочку, объясняя, что можно и что нельзя в отношениях с мужчинами. Но при этом понимает, что у той идет важный и нужный процесс – процесс интеграции ее женской силы, способности " сводить с ума" мужчин, а значит ценить себя и доверять своим чувствам, чтобы при выборе будущего мужа не ошибиться и стать счастливой.

НЕЖНОСТЬ КАК ПСИХОТАРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЗАПРОС

Если говорить о нежности как терапевтическом запросе, то я как правило имею дело с жалобами женщин на отсутствие нежности со стороны партнеров и мужей, особенно в интимной сфере. При работе я опираюсь на концепцию Уилларда Харли, автора книги " Законы семейной жизни" , считающего, что муж и жена воспринимают друг друга неотразимыми на протяжении долгих лет брака при условии взаимного удовлетворения потребностей друг друга. У того и другого по пять базовых потребностей в браке, причем они сцеплены друг с другом таким образом, что, не удовлетворив потребности партнера, не получишь удовлетворения своей. Это может показаться удивительным, но из десяти потребностей потребность в нежности Харли рассматривает в самую первую очередь. Почему? Потому что " нежность символизирует безопасность, защищенность, комфорт, одобрение – жизненно важные качества в их глазах". И еще: первый закон супружеской жизни Харли формулирует так: " секс и нежность невозможны друг без друга".

При этом мужчины, которых воспитывают сдержанными в чувствах, не осознают важности для женщин потребности в нежности. Даже простое осведомление клиентов о потребностях друг друга позволяет супругам сделать переоценку ценностей во взаимоотношениях. Вторым шагом (по Харли) является обучение проявлению нежности в повседневной жизни.


Харли У. Законы семейной жизни. – М.: Протестант, 1992.

Пять женских потребностей в браке: нежность, общение, финансовая поддержка, искренность и открытость, посвященность семье. Пять мужских: половое удовлетворение, спутник по отдыху, привлекательность супруги, работа по дому, восхищение.

Наташа Ростова с мамой. Иллюстрация А. П. Апсита к роману Л. Н. Толстого «Война и мир».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.