|
|||
Нежность. Римма ЕфимкинаНежность Римма Ефимкина Нежность трудно определить из-за ее неустойчивости. Она проявляется в состоянии душевной близости между матерью и ребенком, мужчиной и женщиной, близкими родственниками или друзьями. Это одно из самых насыщенных, полноценных переживаний, характеризующееся чуткостью, открытостью и благожелательным вниманием, особой ласковостью, желанием отдавать положительную энергию, переживанием уязвимости другого человека и бережным к нему отношением. Нежность настолько неуловимое, эфемерное и многоплановое чувство, что трудно даже подобрать синонимы к этому слову: мягкость, ласковость, деликатность, сентиментальность, тонкость. Возможно, значение лучше прояснит происхождение слова из существительного " нега" (полное довольство, удовлетворение желаний, прихотей, состояние успокоенности, наслаждение, блаженство и т. п. ) Проявляя нежность, мы стремимся обеспечить любимому человеку состояние неги, блаженства, и при этом мы получаем возможность выразить свою любовь. Лев Толстой, стремясь как можно более полно передать отношения близости между матерью и дочерью – двумя Натальями Ростовыми, – подробно описывает сцену ночного разговора. Я привожу ее всю, чтобы не разрушить контекст: как бы неуместно ни было вторжение дочери в материнскую спальню во время молитвы, взаимная нежность позволяет двум любимым людям оставаться в близости (" Война и мир" ). " Однажды вечером, когда старая графиня, вздыхая и кряхтя, в ночном чепце и кофточке, без накладных буклей и с одним бедным пучком волос, выступавшим из-под белого коленкорового чепчика, клала на коврике земные поклоны вечерней молитвы, ее дверь скрипнула, и в туфлях на босу ногу, тоже в кофточке и в папильотках, вбежала Наташа. Графиня оглянулась и нахмурилась. Она дочитывала свою последнюю молитву: «Неужели мне одр сей гроб будет? » Молитвенное настроение ее было уничтожено. Наташа, красная, оживленная, увидав мать на молитве, вдруг остановилась на своем бегу, присела и невольно высунула язык, грозясь самой себе. Заметив, что мать продолжала молитву, она на цыпочках подбежала к кровати, быстро скользнув одной маленькой ножкой о другую, скинула туфли и прыгнула на тот одр, за который графиня боялась, как бы он не был ее гробом. Одр этот был высокий, перинный, с пятью всё уменьшающимися подушками. Наташа вскочила, утонула в перине, перевалилась к стенке и начала возиться под одеялом, укладываясь, подгибая коленки к подбородку, брыкая ногами и чуть слышно смеясь, то закрываясь с головой, то взглядывая на мать. Графиня кончила молитву и с строгим лицом подошла к постели; но, увидав, что Наташа закрыта с головой, улыбнулась своей доброй, слабой улыбкой. – Ну, об чем же нынче? — сказала мать, устроившись на подушках и подождав, пока Наташа, также перекатившись раза два через себя, не легла с ней рядом под одним одеялом, выпростав руки и приняв серьезное выражение. НЕЖНОСТЬ НЕЖНОСТИ РОЗНЬ Как всегда, описывая чувство, я ищу фразеологические обороты с близким значением, потому что в устойчивых словосочетаниях зафиксированы повторяющиеся паттерны не одного человека, а целого народа. Так, всем известно словосочетание " телячьи нежности", приписываемое Достоевскому как автору идиомы. Подразумевается, что это некое проявление чувств, слишком необдуманное и чересчур сильное, вовсе не подходящее для настоящей ситуации. В интернете я не нашла объяснения, как возникла эта идиома, но у меня есть своя версия. Вспомним пословицу " ласковый теленок двух маток сосет" (и ещё в ней есть концовка – " а бодливому и одна не дается" ). В ней речь идет о выгоде быть дружелюбным. Почему фраза " телячьи нежности" имеет отрицательное значение? Потому что в телячьих нежностях отсутствует искреннее проявление чувств, а присутствует корыстная заинтересованность. В этом смысле особенно важным в описании нежности к матери Наташи является ее внутренняя суть – стремление сделать хорошо прежде всего другому: " В обращении своем с матерью Наташа выказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко". Это важнейшее отличие – бескорыстное проявление ласки – является сутью нежности. НЕЖНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ Нежность позволяет даже при несогласии оставаться в близости. Мать объясняет Наташе, что нехорошо кокетничать с ее бывшим детским обожателем Борисом Друбецким: " – Это не годится, душа моя. Не все поймут вашу детскую связь, а видеть его таким близким с тобой может повредить тебе в глазах других молодых людей, которые к нам ездят, и, главное, напрасно мучает его. Он, может быть, нашел себе партию по себе, богатую; а теперь он с ума сходит". А Наташа в ответ сердится как человек, " у которого хотят отнять его собственность": Но даже когда мать с дочерью сердятся друг на друга и спорят, на невербальном уровне они берегут друг друга, и это позволяет им договориться: НЕЖНОСТЬ КАК ПСИХОТАРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЗАПРОС Если говорить о нежности как терапевтическом запросе, то я как правило имею дело с жалобами женщин на отсутствие нежности со стороны партнеров и мужей, особенно в интимной сфере. При работе я опираюсь на концепцию Уилларда Харли, автора книги " Законы семейной жизни" , считающего, что муж и жена воспринимают друг друга неотразимыми на протяжении долгих лет брака при условии взаимного удовлетворения потребностей друг друга. У того и другого по пять базовых потребностей в браке, причем они сцеплены друг с другом таким образом, что, не удовлетворив потребности партнера, не получишь удовлетворения своей. Это может показаться удивительным, но из десяти потребностей потребность в нежности Харли рассматривает в самую первую очередь. Почему? Потому что " нежность символизирует безопасность, защищенность, комфорт, одобрение – жизненно важные качества в их глазах". И еще: первый закон супружеской жизни Харли формулирует так: " секс и нежность невозможны друг без друга".
Пять женских потребностей в браке: нежность, общение, финансовая поддержка, искренность и открытость, посвященность семье. Пять мужских: половое удовлетворение, спутник по отдыху, привлекательность супруги, работа по дому, восхищение. Наташа Ростова с мамой. Иллюстрация А. П. Апсита к роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
|
|||
|