Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пракашика-вритти



            Сообразно своим материальным желаниям джива получает от материальной природы тело и начинает заниматься кармой. Парамешвара не заставляет её совершать греховные или благие поступки. И благочестие прогрессирующего садхаки, и грехи, из-за которых он сходит с пути праведности, рождаются из его прошлых самскар (впечатлений). Наказывая дживу, майя-шакти Шри Бхагавана скрывает её изначальную природу. Тогда джива начинает отождествлять себя с телом и считать себя исполнителем (причиной) всех своих поступков. Это значит, что Парамешвару никак нельзя винить за то положение, в котором оказалась джива.

       Две функции майя-шактиавидья и видья – являются, соответственно, средством порабощения и освобождения живого существа. В " Шримад-Бхагаватам" (11. 11. 3) говорится:

 

видйfвидйе мама танe виддхй уддхава iарbриtfм

мокша-бандха-карb fдйе мfйайf ме винирмите

" О Уддхава, авидья и видья – это функции Моей майя-шакти". Как объясняет Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, видья дарует живому существу мокшу, а авидья порабощает. Вообще, майя действует трояким образом: как прадхана, как авидья и как видья. Прадхана создаёт иллюзорные образы, с которыми джива себя отождествляет, принимая их за реальные. Авидья побуждает дживу считать эти ложные образы истинными, а что касается видьи, то она с лёгкостью избавляет дживу от её заблуждений. Здесь нужно ясно усвоить, что само по себе отождествление с грубым и тонким телом не является ложным, ложны такие понятия, как " я" и " моё" в отношении этих тел. В Ведах и Упанишадах это называется вивартой.

       Парамешвара естественным образом сознаёт Себя исполнителем всех действий, и это восприятие присуще Ему вечно. Пракрити – Его пассивная энергия. Одним Своим взглядом Парамешвара приводит её в движение. Поэтому пракрити является вторичной причиной возникновения материального мира. Парамешвара – главная его причина, которая однако имеет к этому миру лишь косвенное, или частичное отношение.

       Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: " Знание бывает двух видов – пракрита (мирское) и апракрита (духовное). Пракрита, или знание, связанное с мёртвой материей, представляет собой авидью, невежество дживы. Но апракрита-гьяну называют видьей (истинным знанием). Когда духовное знание избавляет дживу от авидьи (мирского знания), оно проявляется как высшая трансцендентная гьяна и одаривает дживу осознанием апракрита-парама-таттвы, Шри Бхагавана".

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.