Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рогалёва, И. С. 12 страница



— Она стала монахиней? — спросил Анатолий.

— Нет. Верующим человеком. Однаж­ды выросшая дочь ее спросила: «Мама, кого ты все-таки любила — папу или Ста­са? » — «Твоего отца, — ответила Алиса. — Не только любила, но и люблю до сих пор. Он живет в моем сердце».

— Я ничего не понимаю в женщинах. Почему она так сказала? — спросил Ана­толий.

— Я думаю, что однажды вы сами от­ветите на свой вопрос, — ответила Наталья, взглянув на уснувших соседей.

«Интересно было бы узнать, кем была она в этой истории, — подумал Анатолий, но спросить не решился.

За окном наступил рассвет. Медленно вставало заспанное солнце. Начиналсяновый день. Под веселый марш поезд подкатил к перрону. Проводница откры­ла дверь вагона, выпуская толпившихся в проходе пассажиров. Попрощавшись с попутчиками, Наталья вышла из купе первой. Анатолий хотел догнать ее, но в последний момент решил этого не делать. Он не был готов к серьезным переменам.

На перроне Наталью обогнал профес­сор. Ей вдруг захотелось сказать ему, что тогда на Невском Виктория его заметила, но она промолчала.

 

БУМЕРАНГ

 

Катерина подошла к окну, чтобы по­махать рукой уезжавшему на работу мужу. Ветер кружил по двору рыжие кленовые листья. Один из них, размером в ладонь, с красными прожилками-ве­нами, прилип к мокрому стеклу. «Навер­ное, самый любопытный, — улыбнулась Катерина. — Хочет узнать все наши тайны. Нет у нас никаких тайн, кленовый лист. Простая дружная семья: сын — школьник, я — домохозяйка, муж — врач»

Барабанщик-дождь с силой застучал по железному карнизу. «Сашка, растяпа, снова зонт забыл, — вздохнула Катерина, проводив глазами выезжавшую со дво­ра машину мужа. — Как хорошо, что он перевелся со “скорой” в больницу. Теперь хорошие деньги получает за операции. Раньше мы не то что машину, велосипед Валерке не могли купить. Жили в одно­комнатной. А теперь и квартиру по ипо­теке взяли, и даже в Турцию на отдых съездили. Валерка там за две недели на три сантиметра вырос... Кстати, надо на­помнить мужу, что сыну новая куртка нужна. Нас Васильевы на выходные на дачу пригласили, не хочется, чтобы Сашка локтями перед ними сверкал. Да и мне новые сапоги нужны».

Катерина набрала номер мужа.

— Все купим, не переживай, целую, — закончив разговор с женой, Александр с удовольствием закурил. «Хорошо бы нам сегодня какого-нибудь бизнесме­на привезли, — размышлял он, подъ­езжая к больнице. — Не хочется передВасильевыми лицом в грязь ударить. Столько лет они на меня свысока по­глядывали: мол, простой врач, что с него взять? Зато, никогда не забуду, какое у Сереги было лицо, когда я на новом “опеле” к нему в офис приехал. Надо сыну самую крутую куртку купить».

Александр припарковался и, открыв бумажник, посмотрел на фотографию сына, которую всегда носил при себе. «Не верится, что Валерке уже двенадцать исполнилось. Как время летит. Кажет­ся, вчера его из роддома домой привез. Помню, как он грудничком днями и но­чами кричал. А вырос и стал тихоней. Все пишет что-то в своих тетрадках. Нам не показывает. Катя говорила, что стихи. А собак он как любит! Каждую бездомную псину приласкает, накормит, если есть чем. Хотел его на борьбу за­писать, так он ни в какую. Сказал, что все вопросы надо решать мирным путем. Дипломат», — ласково усмехнулся Алек­сандр, заходя в свое отделение.

Валерке повезло. В школе проводили конференцию по экологии, и его класс отпустили домой на два урока раньше. «Дождь кончился, можно и прогулять­ся», — решил он, сворачивая в парк. Пройдя по аллее, Валерка направился к собачьей площадке. Он мог подолгу на­блюдать за играющими собаками, мечтая, что когда-нибудь и у него появится такая же такса, или терьер, или лайка. Все равно кто, хоть беспородная дворняга.

На этот раз на площадке никого не было. Разочарованно вздохнув, мальчик достал из сумки кусок булки, оставшейся от обеда. «Пойду уток кормить», — решил он и направился к пруду, загребая ногами шуршащую листву. Солнце выглянуло из облаков, позолотив кроны старых тополей, и парк, заиграв тенями и бликами, тут же преобразился. Валерка набрал в легкиепряный осенний воздух, задержал дыхание и подумал: «Вот бы взлететь в небо, как воздушный шарик».

— Давай, тащи его к выходу, — вдруг услышал он за спиной хриплые мужские голоса.

Выдохнув, мальчик оглянулся: два здоровенных парня тащили на веревке упиравшегося всеми лапами щенка. Забыв обо всем, Валерка бросился к ним:

— Куда вы его тащите? — волнуясь, спросил он.

Парни остановились.

— В живодерку. Вон она, у входа сто­ит, — прищурился на Валерку тот, что был выше ростом.

Второй, смачно сплюнув, попал ему на кроссовку.

«Сделаю вид, что не заметил, — по­думал Валерка, — главное — забрать у них щенка».

— Отдайте его мне, — попросил он на всякий случай. Хотя было понятно, что просто так парни со своей добычей не расстанутся.

— «Отдайте! » Нам за него пятьсот рублей дадут. Если у тебя есть пятисотка, забирай блохастого, — сказал высокий, пнув щенка ногой в живот.

Тот, жалобно взвизгнув, дернулся изо всех сил.

— У меня есть! Вот, возьмите! — Ва­лерка протянул парню деньги. — Ровно пятьсот рублей. Мне мама дала на учебни­ки, а я забыл отдать.

Второй парень ловко выхватил ку­пюру.

— Пошли, — подмигнул он высоко­му. — А то живодерка уедет.

Громко хохоча, парни потащили щенка к выходу.

— Подождите! Вы куда?! — потрясен­ный Валерка побежал за ними. — Я же вам заплатил!

— Иди куда шел, пока не получил! — обернулся к нему высокий.

— Спасибо за материальную помощь, — кривляясь, поклонился второй.

«Гады! Обманщики! Живодеры! » — Валерку накрыла горячая волна ненависти. Не раздумывая, он схватил щенка на руки и бросился бежать. От неожиданности высокий отпустил веревку.

— Держи его! — закричал он оторопев­шему от удивления дружку.

Парни помчались за беглецом. До­гнав Валерку, они повалили его на землю и принялись бить. Щенок, оказавшись на свободе, дал деру.

Живодеры били Валерку ногами долго и с удовольствием. Прохожие, видевшие это, пряча глаза, торопились пройти мимо. Насытившись жестоко­стью, парни ушли. Избитого до полу­смерти мальчика подобрал проходивший мимо военный. Он не стал вызывать «скорую» и отвез его на своей машине в ближайшую больницу.

— Имя, фамилия, дата рождения? — медсестра приемного отделения достала чистую анкету.

— Капитан Кораблев, то есть Петр Николаевич Кораблев, родился 17 августа 1955 года, — продиктовал спаситель.

— Мне нужны данные мальчика, — улыбнулась женщина.

— Я ничего о нем не знаю. Подобрал избитого паренька в Тверском саду. Он до сих пор без сознания. Надо его быстрее врачу показать!

— Бомжик, наверное, — медсестра посмотрела на Валерку, неподвижно ле­жащего на кушетке. Измазанный в грязи, в порванной одежде, он действительно напоминал беспризорника. — Много их сейчас таких, никому не нужных, — вздох­нула женщина. — Наши врачи бомжей не любят. Страховых полисов у них нет, денег тоже, одна грязь и головная боль. Так они говорят.

— Да какая разница — бомж он или нет?

— Для меня никакой, а для врачей, видимо, есть. Вы не нервничайте. Как врач освободится, так сразу вашего мальчика посмотрит.

После УЗИ стало понятно, что Валерку надо срочно оперировать.

У него была большая кровопотеря, порвана печень. Крови нужной группы в больнице не нашлось.

— Надо заказывать или донора искать, — сказал капитану Кораблеву дежурный врач.

— Так ищите! — закричал тот, не сдер­жавшись.

— Вы к дежурному хирургу подойдите. Может, договоритесь с ним, — тихо сказала отчаявшемуся мужчине медсестра.

— Крови в больнице нет, — подтвердил хирург слова дежурного врача, — но за де­сять тысяч можно найти. Кстати, операция стоит пятьдесят.

— У меня нет с собой таких денег, — вздохнул капитан. — Доктор, вы прооперируйте мальчика сейчас, а я вечером при­везу деньги. Хотите, домой к вам привезу?!

— Нет, так я не могу. А если вы не приедете, кто будет платить? Привезете деньги, тогда и будем оперировать.

— Вы человек или кто? — сквозь зубы процедил капитан.

— Человек, которому надо кормить се­мью, — спокойно ответил хирург и скрыл­ся в ординаторской.

Капитан спустился в приемный покой.

— Парень, ты пока полежи здесь, а я скоро приеду, — он погладил Валерку по голове. — Ты держись! Я быстро!

Капитан бросился к машине, на ходу соображая, кому из друзей можно по­звонить.

— Саша, как дела? — Катерина набрала номер мужа.

— Все хорошо, Катюша. У меня тут кое-что наклюнулось, так что завтра по­едем за обновками.

— Ты у меня не муж, а чистое золо­то! — промурлыкала довольная Катери­на. — С меня борщ!

Она принялась чистить овощи, погля­дывая на часы — сын запаздывал со школы. «Наверное, снова на собачью площадку пошел, — улыбнулась Катерина. — Надо все-таки купить ему собаку».

 

Валерку переложили на каталку, ос­вободив место в боксе для следующего пациента.

— Пить, — еле слышно попросил он, придя в сознание.

— Потерпи, пить тебе пока нельзя, — отозвалась пробегавшая мимо медсестра.

Вернувшись, она обтерла грязь с лица мальчика, провела влажной салфеткой по его губам.

— Марина Петровна, а чего больного наверх не забирают? — обратилась к ней мывшая пол пожилая санитарка. — Со­всем молоденький мальчонка, у меня внук такой же, — заглянула она Валерке в лицо. — Где его родители?

— Бомжик он, судя по всему. Его в парке военный подобрал. Он за деньга­ми поехал. Как привезет, сразу мальчика и поднимем в отделение.

— Марина Петровна, я знаю, что вы верующая. Вот, скажите мне, если Бог действительно есть и Он всемогущий, то почему допускает, чтобы родители своих детей бросали? Убийства, жестокости допускает? Взял бы и навел порядок на земле. Чтобы не было бедности, болезней, жадности, зависти.

 Я вам, Наталья Ивановна, отвечу, как могу, — немного подумав, ответила Марина Петровна. — Простите, если не­складно скажу. Я все-таки не богослов. Бог — это абсолютная Любовь. Она как скрепляющий цемент. Не станет ее, и все рухнет. Судя по тому, что зла в мире с каждым днем все больше, любви на земле остается все меньше. Зло творятсами люди. Перед каждым человеком, вне зависимости — верующий он или нет, ежеминутно стоит выбор между добром и злом. Нагрубить соседу в ав­тобусе или промолчать в ответ на его грубость. Подать просящему милостыню или отвернуться от него. Сказать правду или обмануть. Украсть или нет. Бросить больного ребенка, чтобы он не мешал жить, как тебе хочется, или посвятить ему свою жизнь. Бог дал человеку свободу воли, поэтому ответственность за проис­ходящее на земле лежит на людях. Если бы мы всегда выбирали добро, то мир был бы другим.

— Предположим, что я с вами согла­шусь. Но почему Бог не наказывает этих мамаш-кукушек. Небось, если бы у этого ребенка была нормальная мать, он не ока­зался сейчас у нас.

— Человек сам себя наказывает. Наши беды и болезни — это следствие нарушения заповедей, или, скажу для вас понятнее, нравственных законов.

— Разве дети виноваты, что их роди­тели уроды?

— Я бы так категорично не выража­лась. Не наше дело судить других. В себе бы разобраться, — вздохнула медсестра. — Что там с нашим бомжиком? Что-то он совсем притих.

Она наклонилась к мальчику. Тот едва дышал.

— Врача! Позовите врача! — заме­тались женщины. На их крик из бокса вышел хирург, осматривавший нового пациента.

— Что вы так кричите? Что случи­лось? — спросил он.

— Мальчик умирает! Что делать, Александр Борисович? — воскликнула медсестра.

— Какой мальчик?

— Тот, которого военный привез.

Врач подошел к каталке и, увидев Ва­лерку, закричал.

 

Капитан Кораблев нашел деньги бы­стро, но ехать за ними пришлось на другой конец города. В городе, как обычно, были пробки. Петр Николаевич добрался в боль­ницу только к вечеру.

— Вы куда? — остановил его старик- вахтер. — У нас карантин, посещения боль­ных запрещены.

— Мне за операцию мальчика надо заплатить. Это срочно. Он, наверное, до сих пор в приемном покое лежит.

— Так это вы сына нашего хирурга при­везли? Об этом случае вся больница гудит.

— Нет, мой — беспризорник. Слушайте, пропустите меня! У меня каждая минута на счету!

— Так ваш беспризорник и есть сын нашего хирурга, Александра Борисовича. Его уже прооперировали. Он сейчас в ре­анимации.

Петр Николаевич вышел из больницы и без сил опустился на мокрую скамейку. Дождь-связист выстукивал азбуку Морзе по металлическому козырьку. Ветер об­рывал с клена листья-ладошки.

 

 

ПЕСЧИНКИ

 

 

Однажды в детстве я увидела песочные часы. «Внутри них находится вре­мя», — сказала мне мама. Я была потря­сена: оказывается, время можно увидеть. Вот оно — тонкой желтой струйкой пере­текает по узкому стеклянному горлышку сверху вниз. Необычные часы меня заво­рожили. Я несколько раз переворачивала их, наблюдая за утекающим временем... Жизнь похожа на песочные часы. Только их никто не запустит обратно. Нужно помнить об этом и беречь каждое мгнове­нье-песчинку, которая, как плевел, можетбыть пустой или, как здоровое зерно, может дать свой плод. Я бережно достаю из памяти свои песчинки. Каждая из них наполнена воспоминаниями...

 

Апрель 1975-го

 

Ленинград — город, где родилась я и моя мама. Апрель 1975-го. Мне десять лет. После школы, быстро сделав уроки, я еду к бабушке на работу. Еду через весь город сначала на троллейбусе, затем на метро до станции «Площадь мира».

«Уступайте места старикам, пассажирам с детьми и инвалидам», — просит на каждой станции голос известного всем актера. «За­чем он все время говорит о том, что все и так знают, — думаю я. — Нас же в школе этому учат». Чтобы то и дело не вскакивать (для меня все люди после сорока кажутся старыми), я не сажусь вообще, хотя читать стоя неудобно. Но моя книга настолько интересна, что я ничего не замечаю.

Я — книгочей. Так меня называет школьный библиотекарь, у которой я беру книги несколько раз в неделю. Читать для меня так же необходимо, как дышать. Открыв книгу, я мгновенно погружаюсь в сюжет, переживаю за героев, плачу над несправедливостью, радуюсь победе добра.

Мне десять лет, и мое сердце любит всех людей, но больше всех, конечно, я лю­блю маму. Потом бабушку Славу.

— Поезд прибыл на станцию «Пло­щадь мира», — напоминает мне невидимый актер. Я, зачитавшись, чуть не пропустила нужную станцию.

Март встречает меня ярким солнцем и весенней капелью — это горькими слеза­ми плачет залежавшийся на крышах снег. Вприпрыжку бегу на Гороховую улицу, в продовольственный магазин, где моя бабушка — замдиректора. Холодные капли падают то на нос, то на голову. Мне смешно. Так и иду с улыбкой во весь рот в распах­нутом клетчатом пальтишке. Весна!

Прохожу мимо парикмахерской, где обычно стрижется моя мама. «Мамочка, как я тебя люблю! — ликует сердечко. — Что для тебя сделать? Чем тебя порадовать? »

Песчинки времени, связанные с мамой, самые радужные. Они просто искрятся любовью.

Чтобы порадовать маму я в семь лет решила научиться готовить. Начала с прос­того блюда — с яичницы. Поставила на огонь сковородку, лихо разбила и вылила на нее яйца, и ушла в комнату читать. О яичнице мне напомнил черный дым, ввалившийся в комнату, и запах гари.

«Пожар», — поняла я и побежала к соседям. К счастью, те оказались дома и сняли с плиты раскаленную докрасна чугунную сковороду с углями. Мама не ругала меня, только посмеялась.

Готовить я все-таки научилась. Щи и котлеты стали моими фирменными блюдами. Котлеты меня учила готовитьбабушка Слава, в крещении Серафима. Господь дал ей 96 лет жизни, наполненные удивительным жизнелюбием и трудолю­бием, несмотря на все трудности, болезни и скорби, сопровождавшие ее до самой смерти.

Наконец я спускаюсь в знакомый полу­подвал на Гороховой. Это и есть бабушкина вотчина. В кабинете никого нет, и я иду в холодную, вечно продуваемую подсобку, где бабушка принимает товар и сама же его фасует. Целую ее щеку, пахнувшую «Се­ребристым ландышем», надеваю фартук и встаю к весам. Ведь я приехала помогать!

Эх, опять квашеная капуста! Я немного огорчена. Доставать из деревянных огром­ных бочек капусту мне трудно. Через час, когда руки окончательно заледенели, за­канчиваю работу и иду в кабинет директора пить чай. После, совершенно счастливая, собираюсь домой. На Садовой улице, уви­дев женщину с тяжелой сумкой в руках, бросаюсь к ней: «Давайте я вам помогу! » Та соглашается, и мы вместе идем к метро.

К дому я не подхожу, подлетаю, словно наполненный радостью воздушный шарик. Как здорово жить!

 

С чего начинается Родина

 

В 1976 году я пришла записываться в хор ленинградского Дворца пионеров. Несмотря на мой неважный слух, меня при­няли и определили петь вторым голосом. Теперь два раза в неделю я садилась в трол­лейбус и ехала через весь город в прекрас­ный дворец на Невском проспекте. Одной из моих любимых песен была «С чего начи­нается Родина». Конечно, многие слышали ее в исполнении Марка Бернеса, но наш детский хор пел ее особенно трогательно.

С молчаливого согласия общества исчезла из паспортов графа «нацио­нальность», переписана в очередной раз история великой России. Что только несделано, чтобы превратить молодые поко­ления из разных стран в людей мира сего: одинаковых, обезличенных потребителей, думающих исключительно о деньгах и бла­гах, ими обеспеченных. Сегодня размыты границы нравственности и слово «Родина» будет окончательно стерто из человече­ской памяти, как слова: «честь», «совесть», «целомудрие», «истина», «блуд», «грех». Захлебывающийся грязью, пошлостью, развратом и воровством мир истерически хохочет над всеми, кто пытается ему сопро­тивляться, не понимая, что смеется он под чужую дудку над своим же концом.

У каждого из нас своя Родина, свой кусочек земли, со своими координатами долготы и широты. Но кроме земной со­ставляющей есть и более глубокое по­нятие Родины. Для меня, прежде всего, это православие, великие битвы, выигранные русским народом, почитание монархии, уважение к памяти всех погибших за ве­ликую Россию.

Моя Родина начинается с кусочка земли на Карельском перешейке. Там, больше пятидесяти лет назад, мой дед по­строил дачу, небольшой домик, в котором проходили летние месяцы моего детства, да и юности тоже.

Наше крохотное садоводство до сих пор стоит в сосновом лесу на берегу из­вивающейся тонкой желтой лентой реки Вьюн. Эта земля когда-то принадлежала Финляндии, крестьяне-суоми строили на ней хутора, разводили скот. От их доброт­ных домов до сих пор кое-где сохранилась удивительно ровная кладка стен да стес­няющиеся своей неприглядной старости фундаменты. Однажды на нашей ухабистой дороге появился огромный двухэтажный автобус с очень старыми людьми. Это фин­ны приехали посмотреть на место, где они родились, где прошло их детство. Приехали повидаться со своей Родиной.

Кроме останков хуторов о суоми на­поминают бесконечные ленты лесныхокопов, выкопанных в Финскую войну, глубокие воронки от упавших в лес бомб, хитро построенные блиндажи.

Следы войны мне, девочке, никогда не были интересны. Меня манил сам лес. Малышкой я ходила с мамой на озеро, с дедом — по грибы. Дедушка — страстный грибник — редко брал меня с собой: я умуд­рялась собирать грибы не только на своей, обозначенной им полосе.

Детей в нашем садоводстве кроме меня не было, поэтому все каникулы я про­водила в вынужденном одиночестве. Сначала я скучала по общению и играм, потом привыкла. Я много читала, помогала взрослым в огороде и по дому, гуляла в лесу, наблюдая за его жизнью, слушала пение птиц и тут же придумывала, о чем они говорят. Ели нежно задевали меня пушистыми лапами, валежник ловил меня сухими руками-ветками: все давало пищу моему воображению, превращалось либо в игру, либо в сказку.

С возрастом я стала более внима­тельной к окружающему миру: подолгу слушала тишину или шум ветра, училась различать птичьи голоса, понимать следы животных, разбираться в душистых за­пахах. Лес для меня стал любимым другом. Собирая ягоды и грибы, я не забывала благодарить его за щедрые дары. А сколько сказок дал мне лес, сколько образов! Вот корявый пень спрятался за старой березой. На нем целая куча опят! Но я-то знаю, что это леший заманивает опятами жадных грибников в бурелом. Вот ветерок ласково погладил золотистые невесомые голов­ки высохшей от солнца болотной травы. Так и хочется сделать несколько шагов, чтобы ее погладить. Но и в эту ловушку я не попадусь. Мне хорошо известно, что кикимора только меня и ждет. Скучно ей одной на болоте, вот и дует она на травы, претворяясь ветерком.

Моя детская кроватка стояла у окна, и каждый вечер, засыпая, я смотрелана небо, на облака, облекая их в формы животных и растений. Помню, в какой восторг меня всегда приводила утрен­няя роса на траве. Как она прекрасна и как хрупка ее красота! Ведь пройдет несколько минут — и сверкающая ка­пелька испарится вместе с отраженным в ней кусочком неба, цветком, травой, солнечной искоркой.

Только Любовь может создать такую благодатную, всегда радующую красоту.

 

* * *

 

Чем старше я становлюсь, тем больше люблю и ценю общение с детьми, особенно с малышами. Их чистота, наивность и без­защитность так притягательны для нас, взрослых.

Помню, в детстве, стоило мне проснуть­ся, и, стряхнув остатки сонной паутинки, моя душа омывалась теплой волной ра­дости. Раньше мне казалось — радости беспричинной, но сегодня я понимаю —благодатной. Детское сердечко любит всех, всему радуется, всем доверяет, всему верит.

Детки, как жучки-святлячки, светятся яркими огоньками талантов, но мир за­полняет тусклая серая масса взрослого большинства. Куда подевали люди свои огоньки, идя по дороге?

Трудно поддерживать в себе огонь, да и лень порой.

С каждым неправильным шагом мы те­ряем свет и тускнеем, сами того не замечая. Сереем и слепнем одновременно, словно личинки, упрятанные в плотные коконы своего представления о жизни. Трудно увидеть свет сквозь плотную серую массу, но Господь милостив и каждому из нас дает возможность вырваться из удушливых иллюзий и прекрасной бабочкой вылететь навстречу жизни, наполненной светом, цветами, дождем, свежим воздухом.

Где, когда я впервые оступилась, по­шла, повинуясь злой воле? Как, почему эта воля появилась в моей жизни и сталадиктовать свои правила? Я много раз­мышляла над этими вопросами, отматывая назад раз за разом нить жизненных собы­тий в поисках первого греховного узелка. Рассматривала ее, медленно перебирала пальцами год за годом, месяц за месяцем, день за днем и... нащупала.

Первым узелком, изменившим прямой вектор моей жизненной нити, был детский обман. Случилось это, когда мне было семь лет. Я училась в первом классе, и меня за­интересовали деньги, о которых я раньше не думала: не было повода. Теперь же роди­тели стали давать мне мелочь на школьный буфет, где продавались столь любимые мною горячие, румяные, хрустящие с пылу с жару ватрушки с повидлом, семь копеек за штуку. Как-то мамина подруга привезла мне подарок — бусы из цветных ракушек. Бусы мне очень нравились, но ватрушки... в школе их запах преследовал меня по­стоянно. Он растекался по рекреации, заползал в класс, проникал ко мне в ноздрии настойчиво, даже нахально манил меня в школьный буфет и требовал купить ватрушку. И тогда я решила порвать бусы и продавать ракушки одноклассникам поштучно, по копейке за ракушку. Идея тут же была воплощена, и вожделенные ватрушки посыпались в мое чрево. Маме я ничего не сказала, хотя мне и хотелось. Поселившийся во мне обман не давал покоя. Мне было стыдно, но вкрадчивый голос довольного чрева уверял меня, что я не делаю ничего плохого. Моя торговля длилась недолго. На ближайшем роди­тельском собрании мама вместо обычных похвал в адрес дочери услышала, что та спекулирует ракушками. Она была по­трясена.

Мне было очень стыдно. Я искренне со слезами просила у нее прощения, обещала, что больше не буду обманывать, но яд лукавства уже проник в мою душу, и сле­дующая ложь далась мне легче первой. Падший ангел делал свое дело.

Моя жизнь — песочные часы в один конец. Время, отмеренное мне, струится сквозь меня, и каждая песчинка оставляет в сердце свой след.

Я смотрю на свою ладонь, разрезанную линиями. Что это — карта моей жизни? Или это очередной подарок падшего ан­гела, смущающего истину?

Я стремлюсь к истине, словно бабочка к яркому свету.

Обжигая крылья, я отлетаю на мгно­венье и снова стремлюсь к ней. Я еще не понимаю, что влечет меня к истине — огню. Но я точно знаю, что не хочу быть одним из миллиардов серых коконов не родившихся бабочек, плотным слоем покрывающих землю.

Любовь. Это она яркими огоньками светится в детях. Ее свет мы теряем с годами, превращаясь в коконы. Мир говорит, кричит, поет, визжит о любви, забыв, что любовь можно услышать лишь в тишине.

В погоне за иллюзиями мы не слышим, что сказал нам святой апостол Павел, один из двенадцати апостолов:

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раз­дражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все по­крывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится [3].

И рвутся коконы, являя на свет пре­красных бабочек!

 

 

***

 

Мою первую учительницу звали Га­лина Павловна. Она любила детей и была прекрасным педагогом. Помню, что, окон­чив начальную школу, мы расставались с ней со слезами. Если кто-то из нас за­болевал, Галина Павловна всегда навещала больного и занималась с ним, чтобы он не отстал. Галина Павловна учила нас не только читать, писать и считать. Она говорила с нами о самых важных вещах: о любви к Родине, к родителям, о дружбе, о чести и совести. Будучи честным и до­брым человеком, она и нас учила всегда быть такими.

В четвертом классе руководство над моим классом приняла учительница ли­тературы Раиса Григорьевна. Она чем-то напоминала мне первую учительницу, но была7старше ее и строже. Раиса Гри­горьевна была не только талантливым учителем, но и владела художественным чтением. Она могла так прочитать отрывокиз любого, даже казавшегося нам неин­тересным, произведения, что после мы запоем читали его от корки до корки.

Педагог, как скульптор, может ваять из мягкой детской души, что ему угодно. Из рук талантливого трудолюбивого художника с любящим сердцем выходят прекрасные вещи, остающиеся в веч­ности, из рук человека гордого и амби­циозного, как правило, получаются вещи одного дня.

Раиса Григорьевна прекрасно раз­биралась в русской классической прозе и в поэзии и прививала нам свой вкус. Пушкин, Лермонтов, Цветаева, Ахмато­ва, Мандельштам, Блок, Есенин, Саша Черный — стихи этих прекрасных поэтов читали мы нараспев на литературном кружке.

Помню, как в девятом классе мы увлеклись стихами Эдуарда Асадова. Берущие за сердце строки, животрепещу­щие темы не могли оставить юношестворавнодушными. Но учительница была невысокого мнения о творчестве нашего кумира и безжалостно его критикова­ла. Мы с ней не соглашались. «При чем здесь правильность рифмы? Читая его стихи, хочется стать лучше», — думали мы. Я благодарю Бога за то, что Он по­слал мне такую учительницу русского языка и литературы. Если бы я в то вре­мя понимала, насколько важен в нашей жизни родной язык! Как важно писать и говорить грамотно, не используя сленг и слова-паразиты. Каждое слово несет в мир либо хороший посыл, либо дурной. И никак иначе.

Помню, как впервые в жизни, стоя в школьной очереди в буфет, я услышала матерное слово. Вечно спешащие старше­классники ворвались в столовую и, рас­талкивая малышей, прорывались к стойке за свежей сдобой. Я оказалась на пути у одного из них. С силой пихнув меня в бок, он грязно выругался, добавив к святомуслову «мать» мерзкую приставку. Меня словно ошпарило кипятком. Не чувствуя боли от удара, позабыв обо всем, я вышла из очереди и зарыдала. «Он оскорбил мою маму! Маму мою оскорбил! » — стучало молотком по сердцу. Сегодня матом руга­ется и стар и млад, не подозревая, что этим люди оскорбляют себя, своих матерей, жен, сестер. Ученые доказали, что мат имеет огромную разрушающую силу. Грязные ругательства радуют и подпитывают лишь врагов человеческого рода. Для людей они смертельно опасны, как и все, что очерняет наши души.

Раиса Григорьевна была убеждена, что детям с раннего возраста необходимо читать русских классиков, которые забот­ливо писали и для малышей и подростков, заставляя юного читателя сопереживать своим героям, брать с них пример. Ни в одной стране мира нет литературного наследия, подобного тому, что оставили нам русские писатели с XVIII века дореволюции. Произведения Достоевского, Гоголя, Пушкина, Лескова, Бунина, При­швина, ранние работы графа Толстого, Мельникова-Печерского и других писате­лей и поэтов — это бесценные жемчужины в короне нашей великой России. И мы гордимся ими.

Сегодня, к великому сожалению, школа перестала быть колодцем с чи­стой питьевой водой. Источники знаний завалены мусором — огромным коли­чеством ненужной и даже вредной для детей информации, не дающей пищи ни уму, ни душе. Но во многих домах стоят на книжных полках собрания сочинений русских классиков. Никто не может нам запретить протянуть руку и взять сбор­ник русских народных сказок или сказок Пушкина, книгу «Повести Белкина» или «Война и мир», «Очарованный странник» или «Идиот», чтобы прочитать эти про­изведения вместе с ребенком и посеять в его сердце живое зерно, как когда-тосеяли в нас зерна прекрасной русской литературы наши учителя.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.