Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОБЕСЕДОВАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ 4 страница



Вот что наши предки-то писали. Так вы затыкаете уши свои. Итак аспиды затыкаете уши свои, псалмопевец пишет: " яко аспида глуха затыкающаго уши свои".

" А иже от причастия себя отлучают, а мочно только получить сокрамента святаго, чистыя святыя службы, и я того не похваляю. Рече бо сам Господь: ядый мою плоть, и пияй мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем. Как то так дерзко глаголют, яко не обрящещи святых таин. Только то и людей святых, что бытто одны мы, а то все погибли! Миленкие батюшки, добро рев­ность по Бозе, да знать ей мера. Не блюдися, д о к о н ц а н е у п р а з д н и т ж е р т в ы т о й и с а м а н т и х р и с т. Сам бо рече Владыка: Аз есмь с вами до скончания века" (Там же в приложении 15 стр. ).

Вот что говорит протопоп Аввакум относительно вечности священства. Вот сколько доказательств от предков наших и самых сильных из Святого Писания, что жертва пребудет до второго пришествия. Но у них нет, нет и нет. Говорится: " жертва прекра­тится и пение перестанет", а они поют, но жертвы нет. Ведь вы на свою голову это прочитали. Также пишет и святой Иоанн Дамаскин. Видите, братья, сколько доказательств в защиту вечного пребывания в Церкви Христовой священства и жертвы:

" Таже преломль хлеб, подаде им глаголя: приимите и ядите, сие Мое есть тело, за вы ломимое, во оставление грехов. Подобне же прием и чашу из вина и воды, подаде им глаголя: Пийте от нея вси, сия моя есть кровь новаго завета, за вы изливаемая во оставление грехов. Сие творите в мое воспоминание. Еликощи бо, аще ясте хлеб сей, и чашу пиете; смерть Сына Человеча повествуете, и востание Его исповедаете дондеже приидет. Аще убо слово Божие живущее есть, и действительное, и вся елика восхоте Господь, сотвори. Аще рече: да будет свет, и бысть: да будет твердь, и бысть. Аще словом Господа, небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их. Аще небо и земля, вода же и огонь и воздух, и вся красота их, словом Господа совершишася, и сие же многославное животное человек. Аще восхотев Сам Бог Слово, бысть человек, и святыя присно Девы, чистыя и непорочныя крови, безсеменно плоть состави, не может ли хлеб, Свое тело сотворити, и вино и воду кровь? Рече в начале: да изведет земля былие травное, и до ныне дождю бывшу, изводит свойственныя расли, божественным сгонима, и моществуема повелением. Рече Бог: Се Мое есть тело, и сия Моя кровь, и сие творите в Мое воспо­минание. И всемощным Его повелением, дондеже приидет, бывает. Тако бо рече: дондеже приидет" (Кн. " Небеса" Дамаскина, лист 77).

Я кончил доказательства, и время мое кончается. Заканчивая свою речь, я обращаюсь опять к моему собеседнику. О том, что у еретиков нехорошо, мне не нужно говорить: я и сам знаю, что у еретиков нехорошо. Не нужно говорить и о нашей иерархии. Если желаете продолжить об этом беседы, то я согласен беседовать еще два дня специально об нашей иерархии, но сейчас прошу вас ни на одну пядь не уклоняться от вопроса. Итак, вы видите, что у святых отцов напи­сано, что священство и жертва пребудут до второго пришествия. Будьте любезны, отвечайте на вопрос?

 

Л. Ф. Пичугин. Прошу вашего внимания, любезные слушатели! Вы слышали вторую и третью речь моего собеседника и его опровержения по отношению моих свидетельских данных от святого Писания и слышали его толкование. Все, что мой собеседник говорил, только подтверждает мои слова, он только лишний раз повторил ту же истину, которую я вам сказал от чистого сердца. Мой собеседник говорил о вечности жертвы, что жертва будет продолжаться до скончания века, и показал себя в своих действиях, что он ничего общего с Писанием не имеет и с теми святыми мужами, которые об этом писали. О жертве новозавет­ной писали святые мужи, церковные учители, православные и имеющие непосредственную преемственность хиротонии от Христа. Так это не ваши мужи, с которыми Христовы мужи и истинно Христовой Церкви учители общего ничего не имеют. Ваше же священство и жертва изобразуют не вечность Христовой жертвы и хиротонии, а только грубую еретическую подделку бездушного священства, как вы и сами засви­детельствовали, что вы приняли священство от еретика. Поэтому на вас и лежит всецело обязанность защищать только свое священство и свою жертву, а вы, как теперь все видят, стараетесь обходить этот вопрос молчанием и боитесь его, как раскаленного железа, опасаясь огласки; прячете руки в карманы и не прикасаетесь к нему. Ибо эта об­манная ваша жертва совершается только с 1846 года, ей с небольшим только 60 лет, она моложе человеческого века, переделана из нового на старый лад.

Теперь пойду по следам вашим. Скажите, почему вы мне ничего не сказали на слова Евангелия Спасителя Христа " о соли обуялаго свя­щенства"? А почему бы вы думали, слушатели? Да потому, что это обуялое священство именно у них; оно выкинуто за ограду церкви законом и попирается разумными людьми.

Еще мой собеседник читал о жертвенниках и алтарях из книги Кирилловой. Прежде чем буду говорить об алтарях, повторю слова моего собеседника. Он сказал, что мы без священников ничего не составляем. Напротив, мы и без видимого священства составляем единое целое, прежде всего внутренней силой надежды, красотой упования и зиждемся на граните веры, не об­щаясь с ложным священством. Наша святая вера не омрачена ни крещением еретическим, ни священством еретическим. Это един­ственная красота, всюду светящаяся. У вас же вера помрачена вашим суеверием в бездушное священство, ваши тайны помрачены ложными попами и епископами. Так, вы ничего общего с нами не имеете. Вы в кристалл кидаете грязью, но сколько вы ни кидайте, ваша грязь остается грязью для вас, а кристалл не померкнет. А что без священства, по нужде, можно спастись, вот что говорит нам преподобный Иоанн Вишенский, книга Захарии Копыстенского " О единой правдивости", лист 224: " Ибо вам о очищении церкви речь зачалась, и далее то чинити будем. На священнический степень по правилах святых отец да восходятъ, а не по своих волях похоти плотской, ради имения и папства сан да восхищают. И всякаго таковаго, который сам наскакует, не приимуйте и от короля даннаго, без вашего избрания, иждените и прокля­ните. Не в папежа бо вы крестилися, и не в королеве власти, да вам дает волки, злодеи, разбойники и антихристовы таинники. Лучше бо вам без владык и без попов, от диавола поставленных, до Церкви ходити, и православие хранити, нежели со владыками и попами не от Бога званными, у Церкви быти, и тою ругатися и православие попирати. Не попы вас спасут или владыки, или митрополиты, але веры таинство нашей православной, сохранением заповедей Божиих, той нас спасти хощет".

Еретики, ложные епископы и священники не добро творят, а зло, злом деньги наживают, живут ради довольства, людей обольщают; не пастыри они, а разбойники в духовном смысле. Ложные учителя, ложные священники, которые обольщением погубляют души, им доверившиеся, — это все ваши священники, которые не дверью законной во­шли, а через ограду закона. Эти слова Христа Спасителя повторяет свя­той муж. Затем — антихристовы тайники. Сими словами дается знать, что ложные епископы не служители Христовы, а антихристовы сообщники, ибо произошли не от Христа, а от антихриста. Я вам доказал на основании 13 части блаженного Иеронима, что сколько ложных учений, столько и антихристов. Где только ложное учение, там и антихрист, а ложное учение, по отношению еретического священства, — у вас. То место, где вы взяли себе епископа, называете Вавилоном, жилищем бесов и гнездилищем всякого нечистого духа, как свидетельствует книга вашего епископа Ивана Григорьевича Усова. Чем себя и ули­чили: купили одного беса, да от него злым духом и составляете тайны. Что же касается до епископа, то его возсоздать можно только бла­годатною рукою; как необожженный глиняный сосуд, его нужно за­калить огнем, то-есть благодатию Святаго Духа, а это сделать было у вас некому, потому и могу сравнить современное ваше священство только с сырыми глиняными горшками. Затем, говорится: " лучше быть вам без попов и без владык, от диавола поставленных". Так вот кто ставит у еретиков попов и владык, не Христос, а диавол. Не сочтите за грубость, возлюбленные слушатели, я вынужден это сви­детельствовать и возражать на замечания моего собеседника. (Шум, крики: " К делу" ). Прошу вашего внимания, не выдавайте шумом своего безсилия. Прошу внимания! Я молчал на все то, что говорил мой собеседник; я ни слова не сказал, когда он приурочивал мерзость запустения к нам. Да и мои по вере братья на все укоризны моего противника не сказали ни слова. Пове­дение моей братии на беседах поучительно для вас. Вы вашим протестом только заявляете лишний раз о своем безсилии. Я книгу читаю. (Крики: " По существу говорите! " ). Уж я умею лучше вас по существу говорить.

Председатель. Господа, ради Бога не вмешивайтесь.

Пичугин. Я читаю: " Лучше бы вам без владык и без по­пов, от диавола поставленных, быть". Может быть, вас оскорбляет это чтение, тем более тех из вас, которые считают себя епископом или священником. Но не оскорбляйтесь на меня. Я такой же смертный, как и вы, и только служу орудием Писания. Мои только уста говорят, а говорю не я, говорят церковные учители.

Так, еретиков попов и епископов, как ложных, не Христос ставит, а диавол. А вы, господа, не страшась Суда Божия, не внимая долгу совести, это дьявольское-то священство и возите по России. Да лучше бы вам без дьявольского священства быть и до церкви ходить и православие хранить, нежели со владыками и попами, не от Бога к вам пришедшими, ругатися церкви и попирать ее священные законы!

К нам же относятся слова преподобного мужа: " не попы вас спасут или владыки, или митрополиты, но веры вашей таинство и добрые дела", а это учение как раз применимо к нашему времени. Вот оправдание наше по вере, упование на будущее и фундамент в настоя­щей нашей жизни. Следуя учению Церкви Христовой, мы твердо дер­жимся его. Не я построил наше положение по вере, дорогие слушатели, но Дух Божий устами святых мужей. Если я правду не скажу, какой же я буду защитник своего по вере убеждения? Также и ваш защитник, если не скажет того, что нужно сказать, какой же это будет собеседник? Ведь вы слыхали, любезные слушатели, что сказал мой собеседник: " у вас, безпоповцы-поморцы, антихрист-то и есть". Ведь я снес это порицание, а также снесли и мои по вере братья. Вот, говорил он, " они строят храмы, сделали комнату совета вместо алтаря, тут мерзость запустения". Ведь мы слушали, не протестовали. Так, господа, поучитесь у нас терпению.

Мерзость-то запустения, действительно, стала, но посмотрим где: у нас или у вас? Спаситель Христос сказал одному лукавому рабу:

" Рабе лукавый, от уст твоих сужду тя".

Так вот я произнесу суд, устами ваших же епископов произ­несенный. Ваш епископ Задунайский Анастасий пишет: " Мир и бла­гословение Божие чадам моим о Господе! Ведайте чада, яко неции безсрамнии мнящиеся быти христиани, огласиша, яко нашедше в пещере мощи святых мученик Дады, Гаведдая и Коздои, но как врачами осви­детельствованы эти кости, оказалось, что это трупы черкесов, собаки и зайца, и поп окаянный Стефан освящал на этих костях алтари" стр. 11. Далее он пишет: " Под храмом вырыта пещера, на полу пе­щеры лежат два трупа, тут же лежат трупы собаки и зайца". " Сею мерзостию он (поп) осквернил многия церкви". Так вот где мерзость-то запустения.

Мои-то братья по вере с пламенным усердием и молитвой строили храм Господу Богу и отделение для духовных дел и совета, а вы-то на чем строите свои церкви и алтари? Ваш епископ Анастасий прямо говорит: на трупах собаки и зайца, — вот где мерзость запустения! Неизвестные трупы лежали в склепе без всяких христианских признаков, и вдруг, ни с того ни с сего, собор ваш признал их за мощи персидских мучеников.

Не в комнате совета моих по вере братьев мерзость-то запустения, а у вас в церквах. Кто же об этом пишет? Ваш Анастасий, епископ города Измаила. Полагаю, довольно будет этого. Не к месту вы заявили, мой собеседник, чтобы оскорбить моих возлюбленных братьев за постройку храма. На такие неуместные заявления и претен­зии, как не идущие к делу, я вам и дал отпор.

Еще вы сказали: " Где это сказано, чтобы под женой Лота можно понимать, что мы принимаем епископов еретиков и священников? " Да я и не сказал, что под женой Лота следует разуметь, что вы при­нимаете епископов и священников. Я сказал: предки ваши увидели нужду в попах, да и оглянулись вспять. Между тем говорили: " Худо хотя с еретиками попами жить, но без них еще хуже". Так и жена Лота: худо жить без дома и имения, но хуже еще жить со зверями и претерпевать голод, оглянулась, по неверию, на гибельное место и осолонела. Таким образом, и вы не поверили заповеди Бога бежать без оглядки от падения, оглянулись на еретиков-попов и остолбенели.

Обращаю внимание на следующие слова моего собеседника: " Что та­кое мерзость запустения? Да это у вас, говорит, поморцев, потому что вы учите, что жертва прекратится". На что могу возразить моему собе­седнику: не мы учим, что вместо таинства причащения станет на месте святе мерзость запустения, а сам Бог, устами пророка Даниила, и Господь Исус Христос в Евангелии, что " антихрист прежде прише­ствия своего учинит яже везде жертвенники и жертву истребит". Но что же сказал мой собеседник на это место из книги Кирилловой? Да он прибег к неприличному приему и с насмешкою сказал: " Это ошибка в книге Кирилловой, просто опечатка". Но позвольте вас спросить, господин собеседник, на каком основании вы это говорите, что это опе­чатка? Где вы нашли в Писании такое замечание, чтобы умалить этим книгу Кириллову? Я вам укажу на выходной лист книги Кирилловой, где говорится:

" Воистинну подобна сия предобрая книга великому кораблю, обременному великим богатством, понеже обогащена довольно божественным писанием на злые еретики щит и заграда".

Вот достойный отзыв об этой святой книге.

Затем вы еще заметили: " Тогда престанет в церквах глас пения, а вы, говорит, ведь поете, да и вчера пели". Прежде всего, я мог бы сказать, что это говорит мой собеседник не к делу. Мы пели вчера в храме, да! Но ведь святой Ефрем Сирин не об этом пении гово­рит обыкновенном, а о пении жертвенном, Херувимской песни, и хвалы над жертвою. Вот о каком пении идет речь.

Ибо пение сие происходит не в простолюдинском собрании, но где истинный епископ в сослужении пресвитеров и диаконов возно­сит Господу Богу священную жертву.

Пойду дальше по следам слов моего собеседника. Он сказал еще одну нескромность. " У вас антихрист, поздравляю". Да какие же у нас признаки, чтобы был у нас антихрист? Ведь антихрист, по­добно волку, оденется в ризу истинного пастыря, будет мнимым епископом. А что это так, я подтвержу тринадцатою главою книги Апока­липсиса. Там говорится:

" И видех инаго зверя восходяща из земли: и имеяше два рога подобна агньчима".

Подобно агньчима, — сказано. Какого же агнца? Истиннаго агнца Исуса Христа, стоящего на горе Сионстей. Так ложный христ и явля­ется для обмана прельщенным в виде Христа. Так разве кто у поморцев одевается в священные ризы и называется именем Христа, — епископ? Как не кстати! Это не простеца в скромной одежде означает, а сокровенного волка, по толкованию Андрея Кесарийского, ложного епископа, ибо

" Антихрист во всем хощет уподобиться Сыну Божию".

Кто же, спрашивается, претворяется в образ Христа? Ложные епископы и ложные попы. А у нас ведь их нет, и причиненное нам оскорбление всею тяжестью ложится на вашу голову. У вас это творится, а не у нас.

Затем, вы привели 75 стр. части 6-й Творений Ефрема Сирина, со словами, что " кто учредил жертвоприношения, тот и упразднит их". Почтеннейший собеседник, из прочитанного вами места и личного ва­шего объяснения видно, что вы настолько же несмысленны в пророческом Писании, насколько невоздержны на слова и язык. Читая слова пророка у Ефрема Сирина, вам нужно было бы подумать и спросить себя, о чем и о ком это говорится. Ведь это говорится о ветхозаветных жертвах, а не о таинстве причащения. Я прочту это место и вы увидите, что это будет так, как я говорю: " Ибо переселение сие не будет подобно пе­реселению Египетскому или Вавилонскому. Из Египта возвратились иудеи чрез четыреста лет и из Вавилона возвратятся чрез семьдесят". Спрашивается: о ком идет речь? О жидах, которые возвратились из Египта чрез четыреста лет, а из Вавилона чрез семьдесят. Не ясно ли это? Дальше говорит святой отец: " Сие же определенное Богом запу­стение не прекратится, и во век дастся на опустение". Не явно ли здесь говорится о последнем, от римлян, жидовском разорении? Наконец, приводит св. Ефрем слова пророка Даниила: " И утвердит завет мнозем; умерщвленный Царь Христос кровию своею утвердит завет мнозем. Седмина едина и пол седмины, и отъимется жертва и приношение. Тот и упразднит их, кто учредил". Самого главного, оказывается, не понял мой собеседник. " Их", то-есть жертвы законные, а если бы это говорилось о тайне причащения, то было бы сказано: " Кто ее учредил, тот и упразднит". Вот чего не хватает у моего собеседника. А это ясно, как Божий день, что здесь говорится об учреждении ветхозаветных жертв. Их в Синайской пустыне Бог учредил в лице Моисея и Аарона первосвященника, а на кресте упразднил. Вот о ка­кой жертве здесь говорится. Нужно читать немножко поприлежнее и го­ворить публике только то, что правда. Затем, что же говорит мой со­беседник: " Вот мы бьемся с поморцами после Никона". Да я всего вас только третий раз и вижу, Дмитрий Сергеевич. Мы с вами срав­нительно так молоды, а ведь после Никона прошло 250 лет, и ни один смертный не в состоянии был бы достичь такого долголетия.

Но вот что хорошо сказано вами, " что от лет Никона и до настоящего времени не можете нам доказать". Вот за это вам честь. Это правду вы сказали, что не можете доказать правильности вашего священ­ства.

Потом вы говорите: " Побегут от антихриста, а безпоповцы куда побегут". И в этом случае вы жестоко ошибаетесь. Безпоповцы не сообщаются с теми, кто близок с антихристом, в этом отношении они и бегут. А чем они бегут? Тем, что удаляются от падших в ереси, от учения заблудших, от мерзости запустения, которая стоит на месте святе.

Потом вы сказали, будто я неверно прочитал из книги Юго-Западных актов, якобы это пишет не Иеремия патриарх, а Иван монах. Неправда. Должно быть вы слишком тупо читаете книги. Вот смо­трите: " Што ж чинит? "

Так нужно внимательнее читать. Взгляните на слова: " Что он творит? " Иеремия созывает стадо. Ведь если бы Иоанн писал, то сказал бы, что я чиню, что я творю, что я созываю стадо. Иоанн монах не имел бы права сказать, что он созывает стадо, потому что он — про­стой монах, а это свойственно только епископам. Скажите, насколько это тупо.

Потом вы снова остановились на Аввакуме. Скажите, дорогой мой собеседник, у вас, должно быть, вся надежда только на Аввакума. Да не Аввакум писал такие слова и вы не должны были бы их говорить на публичной беседе. Что это за слова: " Забрела ты, друг мой". Скажите, это слова страдальца, это слова мученика? Нет, это слова веселой компа­нии, слова вольнодумного человека, слова неверующего человека. Ведь это вы написали в лице ваших предков, это состряпал ваш Иона Курносый. Так это фальшивая история!

Разобрав ваши доводы, я теперь представлю новые свидетельства о том, что мы можем в нужде причащаться верою, духовно. Препо­добный Ефрем Сирин в книге своей, слово 83, пишет:

" Буди церкви Божия, и вселится в тя Бог вышний. Душа бо имеющи Бога в себе, Церкви наречется свята и чиста, и Божественныя тайны служатся в ней".

А каким образом в человеке совершается эта высшая тайна причащения? Послушаем разумного Писания: Никон Черногорец, слово 63, лист 568:

" Тело человека церковь есть Божия, а сердце человека есть жертвенник Святаго Духа".

На этом-то жертвеннике, чистом сердце, приходит Бог и совершает тайну, по вере. Позвольте вам представить еще толкование святого блаженного Ефрема Сирина, творений его, часть 4, стр. 349:

" Пока сердце пребывает в добре, дотоле и Бог в нем пребывает, дотоле оно служит источником жизни. Сердце — Божия обитель, потому имеет нужду в хранении, чтобы не вошло в него злое, и Бог не удалится из него".

" Дивно сие, братия мои: весьма досточудно возлюбленные мои; непостижимо для горних, и неизреченно для дольних. Недоступный для всякаго ума входит в сердце и обитает в нем. Сокровен­ный от огнезрачных обретается в сердце. Земля не выносит стопы Его, а чистое сердце носит Его в себе. Небо мало для пяди Его, а сердце — обитель Его. Небо объемлет Он горстию Своею, и одна пядень пространства — жилище Его. Если распрострется — вся тварь не заключит Его в пределы свои, но если взыщет сердца, то и малое сердце вмещает Его. Малое место избирает в человеке для жилища Своего, и делается человек храмом Божиим, в котором обитает Бог. Душа — храм Его, а сердце — Святый жертвенник, на котором приносится хвала, славословие и жертвы; иереем же бывает Дух, который стоитин священнодействует там".

Так вот какое причащение есть у истинных христиан, моих по вере братий.

Затем, дорогие слушатели, еще привожу свидетельство святого Иоанна Милостивого, патриарха александрийского. Четьи-Минеи, месяц ноябрь, 11-й день, статья 46:

" И сему блаженный учаше и засвидетельствоваше, яко никако же никогда же отнудь еретичестве общении, паче же сквернении, причаститися. Аще и весь ваш живот, рече блаженный, и от какыя нужда или напасти безъпричастни пребудите, не обретающе соборныя церкве (ниже). Како убо Бозе правою верою соборною церковию припрягся, яко же рече апостол: обручивый единому мужеви девицу чисту, представити Богови. Аще православную и святую веру оскверним приобщением еретическим, не будем ли причастницы мучению, в будущий век ждущему еретик (ниже). Не мозите убо, о чадо, тацех молитвичищих прикасатися комкания ради".

Теперь я достаточно доказал, возлюбленные слушатели, все то, что от меня требовалось.

Можно и нужно человеку, истинному христианину, надеяться на то причащение, которое Сам Царь Небесный дает по вере.

 

Д. С. Варакин. Вопрос был поставлен о том, пребудут ли в Церкви священство и жертва до второго Христова пришествия? Сказал ли что-нибудь мой собеседник по поводу этого вопроса в этой речи? Нет, не сказал. Я уверен, что больше половины из вас подпишутся, что по вопросу в этой речи он ничего не сказал. Он припутал что-то о собаках и зайцах. Да разве у нас сегодня о собаках и о зайцах вопрос? Если вы собаками, да зайцами интересу­етесь, так возьмите после Петрова дня винтовку, да и идите в лес на охоту. Неужели вы не слышали, что сегодня у нас вопрос о святой жертве Христовой: пребудет ли она до второго пришествия? Я просто не понимаю вашего суждения: вопрос поставлен о жертве а он о со­баках, да о зайцах разсказывает. Я думаю, что между жертвой Хри­стовой и между собаками и зайцами разница есть, или вы настолько огрубели, что уже не имеете понятия о различии между Христовой жерт­вой и собаками? Стыда надо не иметь, любезнейший мой собеседник, чтобы такую низость говорить.

Затем, опять был у него в речи вопрос о нашей иерархии. Я говорил вам, господа, обращался и к любезному собеседнику: на­значьте еще два дня о нашей иерархии беседу и будем говорить спе­циально об иерархии. Вы почему не принимаете мой вызов, если вам угодно, говорить еще два дня о нашей иерархии? Почему вы молчите на этот прямой вызов? Четвертую речь прошу его назначить беседу специально по вопросу об иерархии, а он будто не слышит. Ему ругаться надо, потому что на вопрос он отвечать не может, потому что в Писании подобного еретического учения нет. Значит надо ругаться. Если даже угодно моему любезному собеседнику беседовать о телах, которые обретены там, на Кавказе, то нужно и об этом особую беседу назначить, я согласен беседовать по вопросу о телах мучеников. Однако, там, где нет истинной жертвы, где вместо жертвенника устраивают что-то другое, чего не должно быть в церкви, там и со­баки и зайцы скорее всего окажутся. Я по чистой совести говорю, что я желал бы говорить по вопросу о мощах и специально по вопросу об иерархии еще два дня. Пусть принимает вызов и назначает беседу, я готов, а теперь по этому вопросу говорить не буду, потому что это к делу не относится.

Читали вы последнее доказательство из Четьи-Минеи Иоанна Милостивого, чтобы еретического учения не принимать. Я согласен с этим. Но ведь было доказано, что до второго пришествия пребудет жертва Христова в Христовой Церкви. Вы говорите, в господствующей церкви не годится. А у себя-то есть? Там не годится и здесь не годится, и у меня-то нет; а она до второго пришествия пребудет. Так где же она? Вот потому-то вам собаки с зайцами и потребовались.

Затем, почтенные слушатели, я указал, что собеседник мой прочитывал из " Исторических Актов" слова монаха Иоанна Вишенского и переплел его с именем патриарха. Он говорит, вот где я это читал, вот где взял эту книгу. Видим, что действительно, вместо Иоанна Вишенского, патриарха Иеремию подсунул (лист 227 послания афонского монаха Иоанна Вишенского). Он и читает это послание, вы­давая слова Иоанна Вишенского за слова Иеремии патриарха. " Вот я, — говорит Вишенский, — теперь о патриаршем приезде буду с вами го­ворить следующее". Разве патриарх может сам говорить о своем приезде там, где его еще не было. Что вы делаете, собеседник. Это — явный обман, чтобы не сказать больше. Разве такая защита подобает истинно-правоверным христианам. Разве подобает вводить публику в заблуждение. Вон он куда ее прячет. ( Пичугин: " Пожалуйста, кто хочет, если угодно, я дам сейчас" ). Успокойтесь, братия, успокой­тесь. Так вот, почтенное собрание, это послание монаха Вишенского, а для того, чтобы придать больше веса этим словам, моему собесед­нику потребовалась маска патриарха Иеремии.

Затем, будто я сказал, что мы 250 лет имеем споры о вере и не можем вам доказать. И здесь вам угодно было перефразировать. Я сказал не можем убедить вас, это не значит что не можем до­казать. О том, что не пребудет жертва до второго пришествия вы не прочли в Писании. Затем, я прочитал слова протопопа Аввакума, где сказано, что священство и жертва до окончания века пребудут, что если священство и будет изгнано, но до конца не погибнет. Наш собеседник этому не верит. Да разве апостол Павел не тоже написал? Аввакум протопоп сказал, что до скончания века, Златоуст говорит: дондеже приидет, Иоанн Дамаскин, что до пришествия Христова пребудет, Ефрем Сирин, что до пришествия Христова пребудет. Все точно как один. Затем он сказал: епископ будет антихрист. Это вот что значит, что наш Пичугин, никем не принуждаемый, сознался, что антихриста еще нет, он будет и придет архиереем, да в митре. Не мне надо опомниться-то, а вам, любезный собеседник. Когда мой собеседник прочитал из " Кирилловой" книги, что антихрист пре­жде пришествия своего жертву истребит, я говорю эти слова взяты из " Толковаго Апостола", в толковании которого сказано: " прежде пришествия Христова", я говорю, что это описка или опечатка. Пичугин возражает: какое право он (т. -е. я) имеет это говорить? Я вот что вам скажу. В Евангелии есть сказано:

" Сбудется реченное пророком Иеремией, глаголющим и прияша тридесят сребренник цену цененнаго его же ценише от сынов израилев и вдаша я на селе скудельничи".

Оказалось, что у Иеремии этого нет, а есть у Захарии. Что же это такое? Кто же это мог сделать? Мы видим, что у Захарии есть. Это описка. Но за эту описку никто никого не винит. Вот здесь (" Толковый Апостол" ) сказано: " пред пришествием Господним" а тут (в " Кирилловой" ): " пред пришествием своим", т. -е. антихриста. Где же здесь у меня несправедливость? Я сущую правду сказал. Так и здесь сказано, как я толковал.

Затем я читал Ефрема Сирина на 75 стр. часть 6, здесь гово­рится о новозаветной жертве. " Умерщвленное царство Христос кровью своею утвердит заветы мнозем". О ветхозаветной жертве, — говорит Пичугин, — речь идет, кровью своею Христос ее утвердил. Что же вы думаете, Лев Феоктистович, разве Христос в ветхом завете пострадал? " Христос кровью своею утвердил заветы мнози". А почему, например, вы не обратили внимания на слова Ефрема Сирина, где ска­зано, что до пришествия Христова пребудет жертва. Почему вы на эти слова не обращаете внимания. Ведь, если вы говорите: у нас не так, у других нет, у вас должна быть. Как нельзя говорить, чтобы род человеческий перестал родиться, так нельзя, чтобы и жертва прекра­тилась. В вашем обществе дети родятся, никак не можете сделать, чтобы они не родились, потому что Бог сказал, растите и множитесь; так и жертва: один раз сказано, но и до второго пришествия имеет силу. Вот когда перестанет рождаться род человеческий, тогда только можно сказать, что жертва прекратилась, а поколе это существует, дотоле будет существовать и жертва. А это будет существовать до вто­рого пришествия. Что действительно жертва пребудет до второго пришествия, это пишется у того же преподобного Ефрема Сирина в третьем месте. Одно — я читал, другое — прочитанное им в оправдание ему не служит. Из третьего места я читаю (часть VII, 250—51 стр. ): " Сам же Господь наш Исус Христос и Бог Отец наш, Который возлюбил нас и дал нам утешение вечное, то есть вместо временных жертв, кои даны прежним (древним поколениям) и прешли. Утеше­ние же вместо жертв даст нам в вечном служении: ибо хотя первое пришествие упразднило прежния жертвы, однако наше жертвоприноше­ние, которое есть и само утешение наше, н е п р е к р а т и т с я и в с а м о м в т о р о м п р и ш е с т в и и, но само это пришествие заставит оное даже изобиловать более, чем есть (теперь). Дал Он нам и на­дежду благую, чтобы ею утешались сердца наши в скорби от гоните­лей". А что вечное, то не прекратится, т. -е. вместо временной жертвы, которая была дана прежним поколениям, нам дастся вечная, ибо хотя первое пришествие и упразднило прежнюю жертву, но эта " не пре­кратится до второго пришествия". Вот как святой Ефрем Сирин о жертвоприношении пишет, что и во втором пришествии не прекратится жертвоприношение, которое Христос установил в Церкви, но что самым этим пришествием заставит оное даже изобиловать более, чем есть теперь. Теперь мы причащаемся тела и крови под видом хлеба и вина, а тогда, когда придет сам Христос, тогда, как пишет святой Феодорит, не будет потребности в хлебе и вине, потому что " явится Самое Тело".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.