|
|||
СОБЕСЕДОВАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ 3 страница" Равви, когда зде бысть? Аминь, аминь глаголю вам, ищите Мене не яко видесте знамение, но яко ядосте хлебы и насытестеся". Говоря этими словами: " Вы ищете Меня не для того, чтобы уверовать в Меня, но чтобы тунеядствовать; ходите за Мной только из-за пищи и не веруете чудесам Моим, но если хотите быть Моими, то веруйте в тот хлеб, его же послал вам Отец Мой Небесный". " Аз есмь хлеб животный. Грядый ко мне не имать взалкатися и веруяй в Мя, не имать вжадатися никогдаже. Се же есть воля пославшаго Мя, да всяк видяй Сына и веруя в него имать живот вечный и воскрешу его в последний день". Видите ли, здесь речь идет о вере, нужно веровать во Христа. По вере Христос обещает живот вечный. Что же касается книги " О вере", безспорно, там говорится об истинном причащении, ибо сама святая Церковь присовокупила это таинство к таинству веры и видимого причащения. Потом, наконец, из 6 главы толкования святых мужей, св. Иоанна Златоуста и Феофилакта, епископа болгарского, видно, что есть еще причащение по вере. Благовестное Евангелие Иоанна, зачало 24, гл. 6: " Везде же живот поминает, и часто се имя приводит, понеже ничто же тако любезно человеком, яко же та вещь. И ты можеши не токмо по тайному причащению ясти и пити плоть и кровь Владычню, но по иному образу, ибо плоть яст кто, егда подетели проходит действенное, нуждно бо делательна плоть, якоже и детель есть трудна. Кровь же пиет яко вино веселящее сердце, виденне глаголю, яко безтрудно виденное, паче же труду покой. Зане питие без труда паче, нежели брашно". Здесь говорится о таинственном духовном причащении, которым человек может причащаться особо, кроме священника, а тем более в нужде. Итак, святая Церковь не по вашему разумела, что причащение должно быть только под одним видом, но как было Богу благоугодно, заповедала, что можно причащаться и таинственно, т. -е. духовно, по вере и желанию. Наконец, вы меня спрашиваете: будет ли жертва причащения приноситься до пришествия Христова? Отвечаю, слушайте: согласно учения святых мужей — н е б у д е т. Я подтвержу вам мой ответ Писанием, что антихрист жертву причащения смутит, что антихрист жертву омрачит, что антихрист жертвенник и жертву омерзит. Книга Кириллова, лист 55: " О том бо Хрисостом святый глаголет, яко антихрист прежде пришествия своего учинит, яже везде жертвенники, и истинную жертву истребит, и кумир свой на святом месте поставит. Уже бо сицевое мерзостное запустение посланнии от него лже-пророцы начинают. И от того познаваем яко уже близ есть день Господский. Егда бо запусте последняя жертва вседневная уставленная в Церкви Соломони, яко же о том запустении в Евангелии глаголано, тако же и Даниилом пророком реченное, паки сбыстся и совершися и скончася власть июдейская, и Церковь разорена. Тако же будет в запустении нынешняя святая жертва, иже не во Храме Соломони, но яже по всему миру уставлена есть". Антихрист, как сказано, везде жертвенники истинные и истинную жертву, то-есть истинное причащение, истребит. Как это понимать " истребит"? Он растлит ложным учением не просто жертву, а " истинную" жертву и вместе с тем и место святое, то-есть жертвенник. А чем же оно заменится? Как сказано, кумир свой на святом месте поставит. А кумир — это ложное учение, ереси, злое учение, которое, как мерзость запустения, станет на месте святе. Так вот чего упаси Боже и сохрани, — приобщиться мерзости запустения антихриста! А если скажете, что это время еще не пришло, то ответ уже прочитан, что " сбылось и совершилось, и скончалась власть иудейская и Церковь разорена". А потом: " такожде будет в запустении и нынешняя святая жертва". Ясный ответ! Жертвы не будет: и не только в частном каком-нибудь месте, и не в храме Соломона, а по всему миру, как говорит Писание, которое я прочту: " И не токмо везде и всюду, но и в начальной Церкви Апостольстей во Иеросалиме жертву истинную в запустение введет". Прискорбно и правдиво сие Писание говорит не просто о жертве, но с ударением: " Истинную жертву в запустение введет" и " везде и всюду", т. -е. во всех частях света; что уже и совершилось. Последние слова свидетельства гласят: " И свою злую мерзость на месте святем поставит, яко же пишет. Егда узрите мерзость запустения стоящую на месте святем, тогда сущии во Июдеи да бежат на горы". Я положил в основание моей речи пророческое и евангельское учение о тайне причащения совместно с ветхозаветною жертвою и доказал, как разорена жертва иудейская. А антихрист опустошил и жертву святую. А что в еретических храмах это делается, то святое Писание повествует, что это есть не жертва святая, а мерзость запустения. Катехизис великий говорит по этому вопросу, 25 лист: " Мерзость запустения станет на месте святе. Сиречь, еже обладает нечестивая ересь Церкви святыя". В общем и выходит, что мы чуждаемся не святой великой тайны причащения, а мерзости запустения. Снова читаю прерванное место в Катехизисе: " Сия убо мерзость толкуется по писанию Иоанна Златоустаго, воинство антихристово разоряющее Церковь Божию (ниже). Третия есть сия вина. Ея же ради от веры отступят и приступят хотением к ереси. Яже имать в себе жидовство и всякое нечестие в ней обрящется". А что это означает слово " жидовство"? Это значит, с одной стороны — хулить еретиков, а с другой стороны — с ними же иметь общее или в догматах веры или в чем нибудь другом, — это есть жидовство. А оно здесь у поповцев на-лицо. Затем блаженный Иероним объясняет, что такое горы, в которые нужно бежать от мерзости запустения. — Творения его, ч. 3, стр. 182: " Мы же, слыша слова Господа Спасителя: да сущии во Иудеи бежат на горы, поднимем взоры свои к тем горам, о которых писано: " возведох очи мои в горы, отнюду же приидет помощь моя" (Псал. 120, 1). И в другом месте: " основания его на горах святых" (Псал. 86, 1). Еще: " Горы окрест его, и Господь окрест людей своих" (Псал. 124, 2), И — " не может град укрытися верху горы стоя" (Матф., 5, 14). Сбросив с ног своих кожурину буквы и входя с Моисеем босыми ногами на гору, скажем: " Мимо шед увижду видение великое сие" (Исх. 3, 3). Вот, почтеннейший мой собеседник, вам нужно прежде всего сбросить с языка вашего кожурину буквы, так как вы все судите по букве, взойти разсудком выше и заглянуть в сердцевину слова, посмотреть на тайну духа Писания, благоговея пред которым, и дать ему справедливую оценку. Но вы идете по букве, кожурину кушаете, вот она вам и колет в ваших зевах. А что бы это означало? Блаженный Иероним здесь же говорит: " Когда увидит мерзость запустения, стоящую в Церкви, и сатану преобразующагося во ангела светла" (2 Кор. 11, 14). То-есть когда ты увидишь в церкви ереси и сатану, то-есть ложного епископа, претворяющегося во ангела светла, то-есть показующего себя правоверным, беги от этой церкви и этого обманщика, ибо " апостол говорил об этой мерзости еретическаго и нечестиваго учения, что человек неправды и противник будет превозноситься паче всякаго глаголемаго Бога или чтилища, яко же сести ему в Церкви Божией, показующу себе, яко Бог есть" (2 Сол., 2, 4). Так сказал блаженный Иероним. Если ложный епископ-еретик — сатана, то как я позволю себе заживо отдаться ему в пищу? Боже спаси и сохрани! Мои дорогие по вере братья хотя живут по внешности бедно, т. -е. без священства, но богатство их во внутреннем состоянии правой веры. Они чуждаются только мерзости запустения. Прошу обратить внимание на следующее свидетельство. Творения святого Ипполита, папы римского, толкование на пророка Даниила, стр. 147: " И тогда жертва и возлияние, которыя теперь приносятся Богу на всяком месте и всеми народами, отнимутся". Видите ли, как святое Писание нас научает о великом таинстве причащения: оно, говорит великий муж Церкви, отнимется, и отнимется, понятно, от Церкви. Когда же это будет? Говорит святой отец: в последней седмине Данииловой; а в ней-то мы и живем. Итак, вы доказываете, что причащение вечно, а я доказал, что тайна причащения будет опустошена, то есть растлена еретиками. Тайны этой не будет, а если будет, то только мерзость запустения, стоящая на месте святе. Это фактически уже совершилось, что вы и сами доказываете тем, что не общаетесь в жертве с христианами всей вселенной, а спорите о всемирном причащении. Зачем же обманываете публику в этом? Если причащение всемирное вечно, то почему вы чуждаетесь всех народностей в христианском звании, а идете только своей полоской, даже не общаетесь с поповцами-противоокружниками? Так не явно ли вы этим доказываете свою слабость? Говорите о причащении, а не указываете, где оно. Говорите языком человека правдивого, честного, а не указываете на то, что было в древней Церкви по отношению священства. Если мы и пребываем без священства, то не по своей воле, а потому, что священство впало в ереси. На это ваше обвинение я отвечу вам словами блаженной памяти патриарха Иеремии Цареградского. (" Исторические акты юго-западной России", т. 5, стр. 241): " Что же чинит (Иеремия)? Созывает стадо словесное овца Христовы, будь кожемяки, седельники, шевцы всякаго стану, чина и возраста, православных христиан. Созвавши сих, молвит к ним тыми словесы: Спасайтесь, братия моя, сами, а пастырьми спастися не можете! (По) чему? Для то, ижь они о спасении не только о вашем, але и о своем нимало не мыслят, уже пастыри ведлуг света сего пелигримуют, уже пастыре князю века сего на службу его приказалися суть. Уже пастыре о вечный живот и ваш и свой ничего не дбают (не заботятся). Уже пастыре нынешний век выжити выроскошивати, выславитися, выгратися, обогатитися, вымудритися умысли суть. Спасайтесь, братия моя возлюбленная, верное стадо Христово, роде избранный, языку святый, царское священие, людие обновления, русский благочестивый народе, — сами; спасайтесь верою, спасайтесь заповедьми Евангельскими; спасайтесь законом отеческим; спасайтесь честным и целомудренным житием". Видите ли, что говорит пастырь Церкви Христовой: братие, простецы, ремесленники, труженники всякого рода и положения, спасайтесь, если хотите спастись сами; вы, простецы, спасайтесь сами! Ибо пришло время, пастыри ваши удалились от истины, о Суде Божием не помышляют, а заботятся только о себе, чтобы разбогатеть, роскошно жить, прославиться одеждой и богатством, а не верой, не по Закону Божию, и не кроткой и смиренной жизнью. Поэтому ведайте, чада, говорит блаженный Иеремия, что пастыри церковные предались на службу не Богу, а князю века сего, то-есть диаволу. Пастыри ваши, епископы и попы, Богу в вере изменили, они отличаются не истиною, ищут не жизни вечной, а пышности одежд и работают только чревоугодию. Это не пастыри, а волки! Но что же делать простому народу без пастырей? Как спастись? А это самое главное. На эти вопросы истинный пастырь и муж мудрости говорит: " Спасайтесь сами собою". Великий учитель как бы входит на высокую башню и делает клич, слезно умоляя, говорит: " Спасайтесь, братие, сами собою, не оставляйте заветов отец наших, идите евангельским путем, творите добродетели и заповеди Божия, живите воздержно и целомудренно, держитесь правой — веры, и вера спасет вас. Веруйте, что можете спастись и без священства". Время мое приходит к концу, я вам должен сказать в защиту себя еще несколько слов от Писания святого отца Церкви и учителя преподобного Ефрема Сирина, который, сокрушаясь о нынешних временах, говорит (слово 105): " Тогда восплачется земля и море"... А скажите, может ли плакать земля, может ли плакать бездушное и безгласное море, если только понимать это по букве? " Тогда перестанет глас пения и молитвы от уст человеческих". Это как будто бы люди будут без пения и без гласа. " Восплачутся тогда Церкви Христовы вся, плачем великим". Поясняю: Церкви Христовы это — верующие люди, не просто восплачутся, а восплачутся плачем велиим. " Зане не будет службы святыя в алтарех ни приношения, то-есть тела и крови Христовой". Вот о чем восплачутся, что не будет службы в алтарях, не просто службы не будет, а святой в алтарях службы не будет, не только святой службы, но и приношения, то-есть тела и крови Христовой не будет. Об этом и восплачется благочестивый народ, что негде будет получить этой великой тайны. Это Писание сбылось. Время пришло, плачется народ благочестивый об алтарях и тайне приношения. Кто же этот благочестивый народ? Это мои дорогие братья по вере, которых я имею счастие защищать.
ПЕРЕРЫВ. Председатель. Почтенное собрание! Объявляю заседание открытым.
Теперь обратим внимание на сказанное моим собеседником относительно жены Лота. Он говорит: " смотрите на жену Лота". Прежде чем развивать этот предмет, спрошу моего собеседника: а где же это в Писании сказано, что под женою Лота разумеется будто бы принятие от еретиков второго и третьего чина священства? Где такой пример? Этого, во-первых, нет, это собственное толкование г. Пичугина; но таковое для нас цены никакой не имеет. А, во-вторых, под женою Лота разумеется святая Церковь. Вот об этом пишет блаженный Ириней Илионский (стр. 403): " Жена его осталась в земле Содомской уже не тленною плотию, но соляным столпом, всегда пребывающим, который посредством естественных (отправлений) показывает обычное у человека, так как и Церковь, которая есть соль земли, осталась в пределах земли и подвержена человеческому; и тогда как от нее отнимают целые члены, остается соляным столпом, т. -е. основанием веры, которое укрепляет и предпосылает сынов к их Отцу". Вот, что под женою Лота разумеется: Церковь, которая есть соль земли. Жена Лота обратилась назад и превратилась в соляной столп. Какое же здесь сравнение? А разве Церковь не обращалась вспять, чтобы возвратить заблудших? Разве на всем протяжении истории Церкви Христовой мы не видим целых десятков, сотен тысяч примеров, что Церковь святая, подобно жене Лота, обращалась назад и ждала обращения и покаяния впавших в ересь и заблуждение? Это — соль земли и поддержание человечества. Как от нее отнимаются целые члены и остается она соляным столпом, так и от Церкви отнимаются члены, уклоняются в заблуждение и остается она соляным столпом, т. -е. основанием веры, которая укрепляет и предпосылает сынов их отцам. Самое основание веры в Церкви непоколебимо; а у вас его и нет. В числе оснований веры Христос установил до второго своего пришествия жертву. Это есть основание веры; но у вас ее нет, значит и основания веры нет. Затем вы изволили сказать, что в Евангелии от Иоанна Христос сказал: " Аз есмь хлеб животный... " и что веровать учению, значит тоже, что причащаться. Но в учении Христа разве не заключается учение о жертве? Разве нет в этом учении непременного вопроса о жертве, без чего Церковь быть не может? В этом учении есть жертва, устроенная Самим Господом, и пребудет она до второго пришествия, как говорит святой апостол Павел и Иоанн Златоуст. Под хлебом животным, говорит собеседник, разумеется учение. Это большая ошибка моего собеседника. Чтобы исправить эту ошибку, стоит обратиться к святому Евангелию и узнать, что разумеется здесь под животным хлебом. " Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки: и хлеб, егоже аз дам, п л о т ь м о я е с т ь, юже аз дам за живот мира" (Евангелие от Иоанна, гл. 6, ст. 51). Дальше говорится: " Аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове его, живота не имате в себе" (Там же, ст. 53). Вот, что этот хлеб значит в Евангелии, на которое вы изволили указать. Затем мой собеседник прочитал в защиту своего убеждения из книги " Большой Катихизис", лист 24 обор.: " Даниил пророк рече, мерзость запустения станет на месте святе. Сиречь, еже обладает нечестивая ересь церкви святыя". Что это за мерзость запустения? Мерзость запустения на месте святе — еретическое учение. Какое же это учение? Что не пребудет жертва до второго пришествия. Вот у вас вместо жертвы-то — это нечестивое учение там и поставлено. Затем, прочитывая это место, вы упустили другое место в этом же " Катихизисе", который свидетельствует, что жертва эта и это самое учение о ней пребудут до скончания века: " Еже рече Господь Бог, растите и множитеся, и исполните землю, единою реченно бысть, и во вся времена совершительно есть, внегда к рождению естество прилагается. Сице и сие слово Господне единою реченно бысть. Еже на всех престолех олтаревых даже до сего дне, и д о п р и ш е с т в и я е г о, подает силу жертве" (Большой катихизис, лис. 384). На это место, когда я прочитал его собеседнику, он не обратил внимания. Но я повторяю и дальше продолжаю: " Зрише ли еретиче яко не самем чтением послания святаго апостола Павла, или проповедию. Но ниже простыми молитвами содеянна бывает сия тайна. Но благословением и освящением, якоже глаголет святый апостол Павел. Чашу благословения юже благословляем, не общение ли крове Христовы есть. Чашу благословляем, сиречь, вино в чаши освящаем, и глаголем глаголы Христовы, се есть кровь моя. Не проповедию се, ниже чтением действуют, но благословением. Яко же Христос благослови хлеб, тако и мы благословляем на Божественней трапезе. Сим же отгонится и прочая еретическая прелесть, непщующая не во освящении, но во употреблении самем совершатися тайне". Об учении он прочитал у апостола Павла, что будто жертва не пребудет до второго пришествия. Зря говорит. Не самая проповедь или чтения послания апостола Павла, или наши простые молитвы, но благословение и освящение, яко же глаголет святой апостол Павел. Вот что тут — не учение, а действия священника, даже благословение. Вот что значит учение. Вот что значит хлеб животный. Затем мой собеседник прочитал из Ефрема Сирина слово 105: " Восплачутся тогда церкви Христовы вся, плачем великим, зане не будет службы святыя во олтарех, не приношения". И, кажется, чуть ли сам не заплакал. Это — слово 105, лист 304 об. Но жаль, что собеседник не все прочитал. А почему? Да потому, что если все прочитать, то это только обличает их. Я возьму только на две строчки с половиной повыше, с большой буквы. А вы с маленькой начали. " Тогда восплачется земля и море, яко внезапу престанет глас пения и молитвы, от уст человеческих". А вы слышали, что они вчера пели? Я у них был во время службы, они пели и тогда. " Восплачется церковь Христова вся плачем велиим, зане не будет жертвы в алтаре". Даже никаких приношений в алтарь нет, а петь поют, не перестают. Ну, что это за учение? Антихрист пришел и все уничтожил, жертвы уничтожил и устроил что-то другое, а пения не сумел устранить. Значит, по вашему, пение простое сильнее жертвы Христовой. Любезный собеседник, это место мне бы нужно читать против вас. А ведь все службы святые в алтаре творятся: литургия и всенощная. Очень вам благодарен, что вы сознаете, что у вас ничего святого нет, только говорите свята литургия одна, а другого ничего святого нет. Так, значит, службы святой у вас нет? Так зачем же вы молитесь, зачем поете? Когда говорит Ефрем Сирин, что перестанет пение от уст человеческих, это он пишет о видимых церквах. Где в последнее царство последнего антихриста примут учение его, там и восплачутся церкви и службы не будет. Собеседник скажет: в Церкви Христовой не будет службы святой. Кто же ее уничтожит? Он говорит — антихрист. Церкви Христовой, вы говорите, у нас нет, в господствующей церкви нет, у армян, у католиков нет. Где же она? У вас, вы скажете? Да! значит у вас антихрист жертву-то и уничтожил. Значит антихрист у вас есть. Поздравляю вас с антихристом. Но что жертва пребудет до второго пришествия, что жертва эта не прекратится и что антихрист не в силах будет уничтожить ее в Церкви Христовой (антихрист силен уничтожить жертву только у вас, а уничтожить в Церкви Христовой он не в силах), так тот же Ефрем Сирин на листу 320 своей книги пишет следующее: " Елижды бо аще хлеб сей ядите, и чашу сию пиете, смерть Сына Человеческаго проповедаете (1 кор. зач. 149), ельма убо слово Божие живо есть и действенно. И все сие, елико восхоте Бог, и сотвори. И аще есть глагол: буди свет, и бысть свет. Буди твердь, и бысть (Бытия, гл. 2). И аще словесем Господним небеса утвердишася. Да аще небо и земля, вода же и огнь, воздух же и вся тварь, словесем Божиим совершишася, и словущий человек, и аще восхоте всяческихъ Бог Слово, сотворитися человеку, то убо не может ли просфиру сию плотию Своею сотворити, и вино и воду кровию. В начало убо земли траву повелел есть извести, и даже убо до сего часа, дождю бывшу, абие изводит своя ращения, Божиим повелением и яко женома грядет из земли, силу словесем Господним и сперва приимши. Рече бо Бог: се есть плоть Моя, и си есть кровь Моя, и се творити на Мою память (Матф. 108, Мар. 64, Лук. 108) да убо всемощным его повелением б ы в а е т д о н д е ж е п р и и д е т (1 кор. зач. 149), т а к о б о и г л а г о л а, д о н д е ж е п р и и д у. И якоже дождь пришед на землю, абие возрастит траву. Такожде и святый сей дождь, реку же Святый Дух, молитвою иереовою призываем, силою Своею посетив, абие сотворит хлеб сей плотию, и вино кровию. Якоже бо исперва сотворил есть Бог, того Святаго Духа действием". Раз Бог сказал: " да произрастит земля травы", никто не в силах запретить этого созданию Божию, чтобы оно не росло. Оно всегда растет на протяжении всей истории мира. Так невозможно же и это повеление Божие прекратить: " сие есть плоть моя, сия есть кровь моя, сие творите в мою память, убо возвещенное его повеление бывает дондеже приидет". Так Бог и глаголал: дондеже прииду. Вот Ефрем Сирин что пишет. Где прекратится жертва? Это там, где учение антихриста примут, потому что там, где его примут, там мерзость запустения. А так как у вас нет ни престола, ни жертвенника, а есть мерзость запустения, то значит вы антихриста и приняли. От души желаю, чтобы вы избавились от этого врага, антихриста. Нам собеседник прочитал, что антихрист всюду жертвенник и жертву истребит, а я прочитал ему, что не антихрист истребит, а ее упразднит Тот, Кто ее учредил. Тот же святой Ефрем Сирин, из которого читал мой собеседник, в части 6, на стр. 75 пишет: " И утвердит завет мнозем; умерщвленный Царь — Христос, кровию Своею утвердит завет мнозем. Седмина едина и полседмины, и отиматся жертвоприношение. Т о т и у п р а з д н и т и х, К т о у ч р е д и л". А кто учредил? Христос. Тот и упразднит. Блаж. Феодорит говорит, что не будет потребности в жертве при пришествии Христа, потому что явится Самое Тело. Сам Христос придет тогда. Если же, по вашему, антихрист ее упразднил, значит он ее и учредил? Да это ужас, что вы говорите. Затем мой почтенный собеседник, ответив, что не пребудет жертва до второго пришествия, прочитал нам место из " Кирилловой" книги, лист 32. " Яко антихрист прежде пришествия своего яже везде жертвенники и жертву истребит". Обратите внимание, здесь сказано прежде пришествия своего, значит прежде, чем пришел антихрист. Его еще нет, он не пришел, а прежде пришествия жертву истребил. Как же это не пришел, а истребил? Здесь в " Кирилловой" книге описка или опечатка. Это в " Кирилловой" книге взято из " Толковаго Апостола", где говорится, " прежде пришествия Христова", а не своего. Здесь ошибка писца, который переписывал эту книгу. Эти слова помещены в " Кирилловой" книге и вместо " Христова" сказано прежде пришествия " своего". Так вот в чем дело. Во-вторых, антихрист истребит ее. А где? Там, где " Еретицы жертву не имут, внемли же мерзость запустения, яко еретицы жертвенников не имут, и егда в церквах християнских пребудут, разоряют, и извергают из олтаря фисиястирия, сиречь жертвенник" (Кн. " Кириллова", лис. 32). Святой Златоуст об этом же пишет, что еретики раз перестали приносить жертвы, жертвенники истребили, из алтарей себе что-то неподобное сделали, значит здесь мерзость запустения. Дальше мой собеседник прочитал: " Егда бо запусте последняя жертва вседневная, уставленная в церкви Соломони, якоже о том запустении в евангелии глаголанно, такоже и Даниилом пророком реченно, паки сбысться и совершися и скончася власть июдейская, и церковь разорена. Такожде будет в запустении нынешняя святая жертва, иже не во храме Соломони, но яже по всему миру установлена есть". Вот, — он говорит, — что ничего не будет, а что после этого будет, не говорит. Он не дочитал: " Тогда и век сей скончается". А он это оставил. Когда на земле везде примут учение антихриста, гонимы и притесняемы будут верующие и не будет никакой возможности приносить безкровные жертвы, тогда и век скончается. Когда же у вас век-то кончился? После Никона еще 250 лет живем и не можем убедить, что вы заблуждаетесь. Что действительно, во время антихриста священство пребудет, на это тоже есть доказательства. Если даже признать, что антихрист последний царствует и то священство пребудет. Вот что пишет святой Андрей Кессарийский в толковании на Апокалипсис: Сущее. " И всяка гора и стог двигнется от мест своих. Толкование. Егдаже жития сего сильнии или ц е р к о в н а г о ч и н а с у щ е, горы нарицаются, и верных церкви отоцы по Исаии, с мест своих побегут, место с места изменующе антихриста ради". Вот что говорится. Вследствие такого небывалого гонения во времена последнего антихриста начальствующие церковного благочиния и церкви верных не прекратятся, но побегут от антихриста, изменяя места одно на другое. Почему же они-то (поморцы) никуда не убегут? Да кто их гонит? Разве никому не известно, что они также свободно строят храмы, также свободно собираются на торжества и на молитвы, также крестные ходы совершают. Кто их гонит? Они только сами не захотели алтарей устраивать. Затем, почтенные слушатели, мой собеседник таково плачевно прочитывал в " Исторических Актах" слова Иеремии патриарха. Но и тут передержка. Чтобы придать больше авторитета этим словам, которые написал монах Иоанн Вишенский, он прочитал эти слова от имени патриарха, ведь этот монах, не больно авторитетное лицо. О чем там речь идет? Что вы, любезный собеседник, не указали народу, о чем там речь идет? Там речь идет о христианах малороссийских, которые остались одни с благочестивыми священниками вследствие отступления епископов к папе. " Вы спасайтесь сами..., не отступайте от благочестивой веры". Здесь речь идет специально о христианах малороссийских. А после этого ведь сто лет спустя был Павел, епископ коломенский. Ведь не стали малороссийские христиане так спасаться, как вы, — ведь не поместили у себя вместо алтарей советскую комнату. Значит и здесь у вас неправда. Нам здесь говорили, что Павел коломенский мог бы себе поставить преемника. К чему это было сказано? Я полагаю, что если бы моему собеседнику, — конечно, не дай Бог этого, я только к примеру говорю, — если бы ему пришлось за что-нибудь в каземате сидеть запертым, приставили бы стражу, иконы бы не повесили и сказали бы: почему же ты иконе не поклоняешься, то он сказал бы, что иконы нет. Так и Павел коломенский: раз он был содержим в ссылке, раз лишен был всякого сообщения с миром, то лишен был возможности не только рукоположить, но и обедню отслужить. Что же с него спрашивать. Но чтобы было учение от Павла коломенского, что жертва не пребудет до второго пришествия, этого нет. Наоборот, у наших предков вот что писано: Протопоп Аввакум пишет: " Не прелагай пределы, яже положиша отцы, и держи преданное неизменно. Креститися подобает, яко прияхом, веровати ж, яко крестихомся. А то возвони во уши твои, сопостат, священство упражняеш, да и таинство люторски и кальвински. Забрела ты, друг, во глубину зол, воспряни; понеже н и с а м д ь я в о л у п р а з д н и т и м о ж е т с в я щ е н н о т а и н с т в а, н и ж е а н т и х р и с т с ч а д ы. Рече ученикам своим Владыка: Аз есмь с вами до скончания века, аминь. Глава наша Христос, царь и архиерей сый. Коли устав (святыни) упразднить попустит, не блазнися, чадо: аще изгнано будет священство, но не до конца погибнет. А кои не причащаются люди, и оне делают не гораздо своим умыслом говорят: взята де благодать. И п о с л е а н т и х р и с т а, п о с л е д н е в а ч о р т а, б л а г о д а т ь т а н е п о к и н е т в е р н ы х с в о и х" (Кн. Бороздина " Протопоп Аввакум", стр. 15 в приложении).
|
|||
|