Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОБЕСЕДОВАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ 3 страница



" Равви, когда зде бысть? Аминь, аминь глаголю вам, ищите Мене не яко видесте знамение, но яко ядосте хлебы и насытестеся".

Говоря этими словами: " Вы ищете Меня не для того, чтобы уверо­вать в Меня, но чтобы тунеядствовать; ходите за Мной только из-за пищи и не веруете чудесам Моим, но если хотите быть Моими, то ве­руйте в тот хлеб, его же послал вам Отец Мой Небесный".

" Аз есмь хлеб животный. Грядый ко мне не имать взалкатися и веруяй в Мя, не имать вжадатися никогдаже. Се же есть воля пославшаго Мя, да всяк видяй Сына и веруя в него имать живот вечный и воскрешу его в последний день".

Видите ли, здесь речь идет о вере, нужно веровать во Христа. По вере Христос обещает живот вечный.

Что же касается книги " О вере", безспорно, там говорится об истинном причащении, ибо сама святая Церковь присовокупила это таинство к таинству веры и видимого причащения.

Потом, наконец, из 6 главы толкования святых мужей, св. Иоанна Златоуста и Феофилакта, епископа болгарского, видно, что есть еще причащение по вере. Благовестное Евангелие Иоанна, зачало 24, гл. 6:

" Везде же живот поминает, и часто се имя приводит, понеже ничто же тако любезно человеком, яко же та вещь. И ты можеши не токмо по тайному причащению ясти и пити плоть и кровь Владычню, но по иному образу, ибо плоть яст кто, егда подетели проходит действенное, нуждно бо делательна плоть, якоже и детель есть трудна. Кровь же пиет яко вино веселящее сердце, виденне глаголю, яко безтрудно виденное, паче же труду покой. Зане питие без труда паче, нежели брашно".

Здесь говорится о таинственном духовном причащении, которым человек может причащаться особо, кроме священника, а тем более в нужде.

Итак, святая Церковь не по вашему разумела, что причащение дол­жно быть только под одним видом, но как было Богу благоугодно, за­поведала, что можно причащаться и таинственно, т. -е. духовно, по вере и желанию.

Наконец, вы меня спрашиваете: будет ли жертва причащения при­носиться до пришествия Христова? Отвечаю, слушайте: согласно учения святых мужей — н е б у д е т. Я подтвержу вам мой ответ Писанием, что антихрист жертву причащения смутит, что антихрист жертву омрачит, что антихрист жертвенник и жертву омерзит. Книга Кириллова, лист 55:

" О том бо Хрисостом святый глаголет, яко антихрист прежде пришествия своего учинит, яже везде жертвенники, и истинную жертву истребит, и кумир свой на святом месте поставит. Уже бо сицевое мерзостное запустение посланнии от него лже-пророцы начинают. И от того познаваем яко уже близ есть день Господский. Егда бо запусте последняя жертва вседневная уставлен­ная в Церкви Соломони, яко же о том запустении в Евангелии глаголано, тако же и Даниилом пророком реченное, паки сбыстся и совершися и скончася власть июдейская, и Церковь разорена. Тако же будет в запустении нынешняя святая жертва, иже не во Храме Соломони, но яже по всему миру уставлена есть".

Антихрист, как сказано, везде жертвенники истинные и истинную жертву, то-есть истинное причащение, истребит. Как это понимать " истребит"? Он растлит ложным учением не просто жертву, а " истинную" жертву и вместе с тем и место святое, то-есть жертвенник. А чем же оно заменится? Как сказано, кумир свой на святом месте поставит. А кумир — это ложное учение, ереси, злое учение, ко­торое, как мерзость запустения, станет на месте святе. Так вот чего упаси Боже и сохрани, — приобщиться мерзости запустения антихриста! А если скажете, что это время еще не при­шло, то ответ уже прочитан, что " сбылось и совершилось, и скончалась власть иудейская и Церковь разорена". А потом: " такожде будет в запустении и нынешняя святая жертва". Ясный ответ! Жертвы не будет: и не только в частном каком-нибудь месте, и не в храме Соломона, а по всему миру, как говорит Писание, ко­торое я прочту:

" И не токмо везде и всюду, но и в начальной Церкви Апостольстей во Иеросалиме жертву истинную в запустение введет".

Прискорбно и правдиво сие Писание говорит не просто о жертве, но с ударением: " Истинную жертву в запустение введет" и " везде и всюду", т. -е. во всех частях света; что уже и совершилось. Последние слова свидетельства гласят:

" И свою злую мерзость на месте святем поставит, яко же пишет. Егда узрите мерзость запустения стоящую на месте святем, тогда сущии во Июдеи да бежат на горы".

Я положил в основание моей речи пророческое и евангельское учение о тайне причащения совместно с ветхозаветною жертвою и доказал, как разорена жертва иудейская. А антихрист опустошил и жертву святую. А что в еретических храмах это делается, то святое Писание повествует, что это есть не жертва святая, а мерзость запустения. Катехизис великий говорит по этому вопросу, 25 лист:

" Мерзость запустения станет на месте святе. Сиречь, еже обладает нечестивая ересь Церкви святыя".

В общем и выходит, что мы чуждаемся не святой великой тайны причащения, а мерзости запустения. Снова читаю прерванное место в Катехизисе:

" Сия убо мерзость толкуется по писанию Иоанна Златоустаго, воинство антихристово разоряющее Церковь Божию (ниже). Третия есть сия вина. Ея же ради от веры отступят и приступят хотением к ереси. Яже имать в себе жидовство и всякое нечестие в ней обрящется".

А что это означает слово " жидовство"? Это значит, с одной стороны — хулить еретиков, а с другой стороны — с ними же иметь общее или в догматах веры или в чем нибудь другом, — это есть жидовство. А оно здесь у поповцев на-лицо.

Затем блаженный Иероним объясняет, что такое горы, в которые нужно бежать от мерзости запустения. — Творения его, ч. 3, стр. 182: " Мы же, слыша слова Господа Спасителя: да сущии во Иудеи бежат на горы, поднимем взоры свои к тем горам, о которых писано: " возведох очи мои в горы, отнюду же приидет помощь моя" (Псал. 120, 1). И в другом месте: " основания его на горах святых" (Псал. 86, 1). Еще: " Горы окрест его, и Господь окрест людей своих" (Псал. 124, 2), И — " не может град укрытися верху горы стоя" (Матф., 5, 14). Сбросив с ног своих кожурину буквы и входя с Моисеем босыми ногами на гору, скажем: " Мимо шед увижду видение великое сие" (Исх. 3, 3).

Вот, почтеннейший мой собеседник, вам нужно прежде всего сбросить с языка вашего кожурину буквы, так как вы все судите по букве, взойти разсудком выше и заглянуть в сердцевину слова, посмо­треть на тайну духа Писания, благоговея пред которым, и дать ему справедливую оценку. Но вы идете по букве, кожурину кушаете, вот она вам и колет в ваших зевах. А что бы это означало? Блаженный Иероним здесь же говорит: " Когда увидит мерзость запустения, стоя­щую в Церкви, и сатану преобразующагося во ангела светла" (2 Кор. 11, 14). То-есть когда ты увидишь в церкви ереси и сатану, то-есть ложного епископа, претворяющегося во ангела светла, то-есть показующего себя правоверным, беги от этой церкви и этого обманщика, ибо " апостол говорил об этой мерзости еретическаго и нечестиваго учения, что человек неправды и противник будет превозноситься паче всякаго глаголемаго Бога или чтилища, яко же сести ему в Церкви Божией, показующу себе, яко Бог есть" (2 Сол., 2, 4). Так сказал блаженный Иеро­ним. Если ложный епископ-еретик — сатана, то как я позволю себе заживо отдаться ему в пищу? Боже спаси и сохрани! Мои дорогие по вере братья хотя живут по внешности бедно, т. -е. без священства, но богатство их во внутреннем состоянии правой веры. Они чуждаются только мерзости запустения. Прошу обратить внимание на следующее свидетельство. Творения святого Ипполита, папы римского, толко­вание на пророка Даниила, стр. 147: " И тогда жертва и возлия­ние, которыя теперь приносятся Богу на всяком месте и всеми народами, отнимутся". Видите ли, как святое Писание нас научает о великом таинстве причащения: оно, говорит великий муж Церкви, отнимется, и отнимется, понятно, от Церкви. Когда же это бу­дет? Говорит святой отец: в последней седмине Данииловой; а в ней-то мы и живем.

Итак, вы доказываете, что причащение вечно, а я доказал, что тайна причащения будет опустошена, то есть растлена еретиками. Тайны этой не будет, а если будет, то только мерзость запустения, стоящая на месте святе.

Это фактически уже совершилось, что вы и сами доказываете тем, что не общаетесь в жертве с христианами всей вселенной, а спорите о всемирном причащении. Зачем же обманываете публику в этом? Если причащение всемирное вечно, то почему вы чуждаетесь всех народностей в христианском звании, а идете только своей полоской, даже не общае­тесь с поповцами-противоокружниками? Так не явно ли вы этим до­казываете свою слабость? Говорите о причащении, а не указываете, где оно. Говорите языком человека правдивого, честного, а не указываете на то, что было в древней Церкви по отношению священства.

Если мы и пребываем без священства, то не по своей воле, а потому, что священство впало в ереси. На это ваше обвинение я отвечу вам словами блаженной памяти патриарха Иеремии Цареградского. (" Исторические акты юго-западной России", т. 5, стр. 241): " Что же чинит (Иеремия)? Созывает стадо словесное овца Христовы, будь кожемяки, се­дельники, шевцы всякаго стану, чина и возраста, православных христиан. Созвавши сих, молвит к ним тыми словесы: Спасайтесь, братия моя, сами, а пастырьми спастися не можете! (По) чему? Для то, ижь они о спасении не только о вашем, але и о своем нимало не мыслят, уже па­стыри ведлуг света сего пелигримуют, уже пастыре князю века сего на службу его приказалися суть. Уже пастыре о вечный живот и ваш и свой ничего не дбают (не заботятся). Уже пастыре нынешний век выжити выроскошивати, выславитися, выгратися, обогатитися, вымудритися умысли суть. Спасайтесь, братия моя возлюбленная, верное стадо Хри­стово, роде избранный, языку святый, царское священие, людие обновления, русский благочестивый народе, — сами; спасайтесь верою, спасайтесь заповедьми Евангельскими; спасайтесь законом отеческим; спасайтесь честным и целомудренным житием".

Видите ли, что говорит пастырь Церкви Христовой: братие, про­стецы, ремесленники, труженники всякого рода и положения, спасайтесь, если хотите спастись сами; вы, простецы, спасайтесь сами! Ибо пришло время, пастыри ваши удалились от истины, о Суде Божием не помышляют, а заботятся только о себе, чтобы разбогатеть, роскошно жить, про­славиться одеждой и богатством, а не верой, не по Закону Божию, и не кроткой и смиренной жизнью. Поэтому ведайте, чада, говорит блажен­ный Иеремия, что пастыри церковные предались на службу не Богу, а князю века сего, то-есть диаволу. Пастыри ваши, епископы и попы, Богу в вере изменили, они отличаются не истиною, ищут не жизни вечной, а пыш­ности одежд и работают только чревоугодию. Это не пастыри, а волки! Но что же делать простому народу без пастырей? Как спастись? А это самое главное. На эти вопросы истинный пастырь и муж мудрости гово­рит: " Спасайтесь сами собою". Великий учитель как бы входит на вы­сокую башню и делает клич, слезно умоляя, говорит: " Спасайтесь, братие, сами собою, не оставляйте заветов отец наших, идите евангельским путем, творите добродетели и заповеди Божия, живите воздержно и целомудренно, держитесь правой — веры, и вера спасет вас. Ве­руйте, что можете спастись и без священства".

Время мое приходит к концу, я вам должен сказать в защиту себя еще несколько слов от Писания святого отца Церкви и учителя преподобного Ефрема Сирина, который, сокрушаясь о нынешних временах, говорит (слово 105):

" Тогда восплачется земля и море"...

А скажите, может ли плакать земля, может ли плакать бездушное и безгласное море, если только понимать это по букве? " Тогда перестанет глас пения и молитвы от уст человеческих".

Это как будто бы люди будут без пения и без гласа.

" Восплачутся тогда Церкви Христовы вся, плачем великим".

Поясняю: Церкви Христовы это — верующие люди, не просто восплачутся, а восплачутся плачем велиим.

" Зане не будет службы святыя в алтарех ни приношения, то-есть тела и крови Христовой".

Вот о чем восплачутся, что не будет службы в алтарях, не просто службы не будет, а святой в алтарях службы не будет, не только святой службы, но и приношения, то-есть тела и крови Христовой не будет. Об этом и восплачется благочестивый народ, что негде бу­дет получить этой великой тайны. Это Писание сбылось. Время пришло, плачется народ благочестивый об алтарях и тайне приношения. Кто же этот благочестивый народ? Это мои дорогие братья по вере, которых я имею счастие защищать.

 

                                                                 ПЕРЕРЫВ.

Председатель. Почтенное собрание! Объявляю заседание открытым.


Д. С. Варакин. Выслушали мы еще речь моего собеседника, г. Пичугина. Им дан был в этой речи ответ: " меня, говорит, спрашивают, где в Св. Писании сказано, что жертва и священство не пребудут до вто­рого пришествия. Отвечаю: не пребудут". К этому ответу мы подойдем и увидим, насколько он имеет основания. Но прежде обратим внимание на некоторые его слова. Как видно, стало, может быть, не­множко обидно моему собеседнику, когда я указал, что не антихрист виновен в том, что у безпоповцев нет жертвы, а что они сами так строят храмы и места для алтарей отводят, но в алтарях жертвенников не ставят. Он говорит: " ну, что же, наши благотво­рители и попечители строили эти храмы и пожелали устроить за иконостасом советскую комнату". Это сделали они. Ясно, что они это сде­лали, а не антихрист. Они сделали вместо алтаря советскую комнату, а свидетельствуют на антихриста: антихрист все истребил. Но у них там ничего и не было, что можно было бы истреблять. Значит, здесь вы напрасно обвиняете антихриста: это дело ваших рук. Вы сами не поставили алтарь, а поставили другое что-то, не то, что следо­вало. (Оратора останавливают, говоря, что это к делу не относится). Относится: раз у нас беседа о жертве, а у них ее нет, значит это к делу относится.

Теперь обратим внимание на сказанное моим собеседником отно­сительно жены Лота. Он говорит: " смотрите на жену Лота". Прежде чем развивать этот предмет, спрошу моего собеседника: а где же это в Писании сказано, что под женою Лота разумеется будто бы принятие от еретиков второго и третьего чина священства? Где такой пример? Этого, во-первых, нет, это собственное толкование г. Пичугина; но тако­вое для нас цены никакой не имеет. А, во-вторых, под женою Лота разумеется святая Церковь. Вот об этом пишет блаженный Ириней Илионский (стр. 403): " Жена его осталась в земле Содомской уже не тленною плотию, но соляным столпом, всегда пребывающим, который посредством естественных (отправлений) показывает обычное у чело­века, так как и Церковь, которая есть соль земли, осталась в пределах земли и подвержена человеческому; и тогда как от нее отнимают целые члены, остается соляным столпом, т. -е. основанием веры, которое укрепляет и предпосылает сынов к их Отцу". Вот, что под женою Лота разумеется: Церковь, которая есть соль земли. Жена Лота обратилась назад и превратилась в соляной столп. Какое же здесь сравнение? А разве Церковь не обращалась вспять, чтобы возвра­тить заблудших? Разве на всем протяжении истории Церкви Христо­вой мы не видим целых десятков, сотен тысяч примеров, что Церковь святая, подобно жене Лота, обращалась назад и ждала обра­щения и покаяния впавших в ересь и заблуждение? Это — соль земли и поддержание человечества. Как от нее отнимаются целые члены и остается она соляным столпом, так и от Церкви отнимаются члены, уклоняются в заблуждение и остается она соляным столпом, т. -е. основанием веры, которая укрепляет и предпосылает сынов их отцам. Самое основание веры в Церкви непоколебимо; а у вас его и нет. В числе оснований веры Христос установил до второго своего пришествия жертву. Это есть основание веры; но у вас ее нет, значит и основания веры нет.

Затем вы изволили сказать, что в Евангелии от Иоанна Христос сказал: " Аз есмь хлеб животный... " и что веровать учению, зна­чит тоже, что причащаться. Но в учении Христа разве не заключается учение о жертве? Разве нет в этом учении непременного вопроса о жертве, без чего Церковь быть не может? В этом учении есть жертва, устроенная Самим Господом, и пребудет она до второго пришествия, как говорит святой апостол Павел и Иоанн Златоуст. Под хлебом животным, говорит собеседник, разумеется учение. Это боль­шая ошибка моего собеседника. Чтобы исправить эту ошибку, стоит обра­титься к святому Евангелию и узнать, что разумеется здесь под жи­вотным хлебом.

" Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки: и хлеб, егоже аз дам, п л о т ь м о я е с т ь, юже аз дам за живот мира" (Еван­гелие от Иоанна, гл. 6, ст. 51).

Дальше говорится:

" Аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове его, живота не имате в себе" (Там же, ст. 53).

Вот, что этот хлеб значит в Евангелии, на которое вы из­волили указать. Затем мой собеседник прочитал в защиту своего убеждения из книги " Большой Катихизис", лист 24 обор.:

" Даниил пророк рече, мерзость запустения станет на месте святе. Сиречь, еже обладает нечестивая ересь церкви святыя".

Что это за мерзость запустения? Мерзость запустения на месте святе — еретическое учение. Какое же это учение? Что не пребудет жертва до второго пришествия. Вот у вас вместо жертвы-то — это нечестивое учение там и поставлено. Затем, прочитывая это место, вы упустили другое место в этом же " Катихизисе", который свидетельствует, что жертва эта и это самое учение о ней пребудут до скончания века:

" Еже рече Господь Бог, растите и множитеся, и исполните землю, единою реченно бысть, и во вся времена совершительно есть, внегда к рождению естество прилагается. Сице и сие слово Господне единою реченно бысть. Еже на всех престолех олтаревых даже до сего дне, и д о п р и ш е с т в и я е г о, подает силу жертве" (Боль­шой катихизис, лис. 384).

На это место, когда я прочитал его собеседнику, он не обратил внимания. Но я повторяю и дальше продолжаю:

" Зрише ли еретиче яко не самем чтением послания святаго апостола Павла, или проповедию. Но ниже простыми молитвами содеянна бывает сия тайна. Но благословением и освящением, якоже глаголет святый апостол Павел. Чашу благословения юже благословляем, не общение ли крове Христовы есть. Чашу благословляем, сиречь, вино в чаши освящаем, и глаголем глаголы Христовы, се есть кровь моя. Не проповедию се, ниже чтением действуют, но благословением. Яко же Христос благослови хлеб, тако и мы благословляем на Божественней трапезе. Сим же отгонится и прочая еретическая прелесть, непщующая не во освящении, но во употреблении самем совершатися тайне".

Об учении он прочитал у апостола Павла, что будто жертва не пребудет до второго пришествия. Зря говорит. Не самая проповедь или чтения послания апостола Павла, или наши простые молитвы, но благословение и освящение, яко же глаголет святой апостол Павел. Вот что тут — не учение, а действия священника, даже благословение. Вот что значит учение. Вот что значит хлеб животный.

Затем мой собеседник прочитал из Ефрема Сирина слово 105:

" Восплачутся тогда церкви Христовы вся, плачем великим, зане не будет службы святыя во олтарех, не приношения".

И, кажется, чуть ли сам не заплакал. Это — слово 105, лист 304 об. Но жаль, что собеседник не все прочитал. А почему? Да потому, что если все прочитать, то это только обличает их. Я возьму только на две строчки с половиной повыше, с большой буквы. А вы с малень­кой начали.

" Тогда восплачется земля и море, яко внезапу престанет глас пения и молитвы, от уст человеческих".

А вы слышали, что они вчера пели? Я у них был во время служ­бы, они пели и тогда.

" Восплачется церковь Христова вся плачем велиим, зане не будет жертвы в алтаре".

Даже никаких приношений в алтарь нет, а петь поют, не перестают. Ну, что это за учение? Антихрист пришел и все уничтожил, жертвы уничтожил и устроил что-то другое, а пения не сумел устранить. Значит, по вашему, пение простое сильнее жертвы Христо­вой. Любезный собеседник, это место мне бы нужно читать против вас. А ведь все службы святые в алтаре творятся: литургия и все­нощная. Очень вам благодарен, что вы сознаете, что у вас ничего святого нет, только говорите свята литургия одна, а другого ничего свя­того нет. Так, значит, службы святой у вас нет? Так зачем же вы молитесь, зачем поете?

Когда говорит Ефрем Сирин, что перестанет пение от уст человеческих, это он пишет о видимых церквах. Где в последнее царство последнего антихриста примут учение его, там и восплачутся церкви и службы не будет. Собеседник скажет: в Церкви Христовой не будет службы святой. Кто же ее уничтожит? Он говорит — антихрист. Церкви Христовой, вы говорите, у нас нет, в господствующей церкви нет, у армян, у католиков нет. Где же она? У вас, вы скажете? Да! значит у вас антихрист жертву-то и уничтожил. Зна­чит антихрист у вас есть. Поздравляю вас с антихристом.

Но что жертва пребудет до второго пришествия, что жертва эта не прекратится и что антихрист не в силах будет уничтожить ее в Церкви Христовой (антихрист силен уничтожить жертву только у вас, а уничтожить в Церкви Христовой он не в силах), так тот же Ефрем Сирин на листу 320 своей книги пишет сле­дующее:

" Елижды бо аще хлеб сей ядите, и чашу сию пиете, смерть Сына Человеческаго проповедаете (1 кор. зач. 149), ельма убо слово Божие живо есть и действенно. И все сие, елико восхоте Бог, и сотвори. И аще есть глагол: буди свет, и бысть свет. Буди твердь, и бысть (Бытия, гл. 2). И аще словесем Господним небеса утвердишася. Да аще небо и земля, вода же и огнь, воздух же и вся тварь, словесем Божиим совершишася, и словущий человек, и аще восхоте всяческихъ Бог Слово, сотворитися человеку, то убо не может ли просфиру сию плотию Своею сотворити, и вино и воду кровию. В начало убо земли траву повелел есть извести, и даже убо до сего часа, дождю бывшу, абие изводит своя ращения, Божиим повелением и яко женома грядет из земли, силу словесем Господним и сперва приимши. Рече бо Бог: се есть плоть Моя, и си есть кровь Моя, и се творити на Мою память (Матф. 108, Мар. 64, Лук. 108) да убо всемощным его повелением б ы в а е т д о н д е ж е п р и и д е т (1 кор. зач. 149), т а к о б о и г л а г о л а, д о н д е ж е п р и и д у. И якоже дождь пришед на землю, абие возрастит траву. Такожде и святый сей дождь, реку же Святый Дух, молитвою иереовою призываем, силою Своею посетив, абие сотворит хлеб сей плотию, и вино кровию. Якоже бо исперва сотворил есть Бог, того Святаго Духа действием".

Раз Бог сказал: " да произрастит земля травы", никто не в силах запретить этого созданию Божию, чтобы оно не росло. Оно всегда растет на протяжении всей истории мира. Так невозможно же и это повеление Божие прекратить: " сие есть плоть моя, сия есть кровь моя, сие творите в мою память, убо возвещенное его повеление бывает дондеже приидет". Так Бог и глаголал: дондеже прииду. Вот Ефрем Сирин что пишет. Где прекратится жертва? Это там, где учение анти­христа примут, потому что там, где его примут, там мерзость запустения. А так как у вас нет ни престола, ни жертвенника, а есть мерзость запустения, то значит вы антихриста и приняли. От души желаю, чтобы вы избавились от этого врага, антихриста. Нам собеседник прочитал, что антихрист всюду жертвенник и жертву истребит, а я прочитал ему, что не антихрист истребит, а ее упразд­нит Тот, Кто ее учредил. Тот же святой Ефрем Сирин, из которого читал мой собеседник, в части 6, на стр. 75 пишет: " И утвердит завет мнозем; умерщвленный Царь — Христос, кровию Своею утвердит завет мнозем. Седмина едина и полседмины, и отиматся жертвоприношение. Т о т и у п р а з д н и т и х, К т о у ч р е д и л". А кто учредил? Христос. Тот и упразднит. Блаж. Феодорит говорит, что не будет потребности в жертве при пришествии Христа, потому что явится Самое Тело. Сам Христос придет тогда. Если же, по вашему, антихрист ее упразднил, значит он ее и учре­дил? Да это ужас, что вы говорите. Затем мой почтенный собеседник, ответив, что не пребудет жертва до второго пришествия, прочитал нам место из " Кирилловой" книги, лист 32.

" Яко антихрист прежде пришествия своего яже везде жертвен­ники и жертву истребит".

Обратите внимание, здесь сказано прежде пришествия своего, зна­чит прежде, чем пришел антихрист. Его еще нет, он не пришел, а прежде пришествия жертву истребил. Как же это не пришел, а истребил? Здесь в " Кирилловой" книге описка или опечатка. Это в " Кирилловой" книге взято из " Толковаго Апостола", где говорится, " прежде пришествия Христова", а не своего. Здесь ошибка писца, который переписывал эту книгу. Эти слова помещены в " Кирилловой" книге и вместо " Христова" сказано прежде пришествия " своего". Так вот в чем дело. Во-вторых, антихрист истребит ее. А где? Там, где

" Еретицы жертву не имут, внемли же мерзость запустения, яко еретицы жертвенников не имут, и егда в церквах християнских пребудут, разоряют, и извергают из олтаря фисиястирия, сиречь жертвенник" (Кн. " Кириллова", лис. 32).

Святой Златоуст об этом же пишет, что еретики раз перестали приносить жертвы, жертвенники истребили, из алтарей себе что-то не­подобное сделали, значит здесь мерзость запустения. Дальше мой собеседник прочитал:

" Егда бо запусте последняя жертва вседневная, уставленная в церкви Соломони, якоже о том запустении в евангелии глаголанно, такоже и Даниилом пророком реченно, паки сбысться и совершися и скончася власть июдейская, и церковь разорена. Такожде будет в запустении нынешняя святая жертва, иже не во храме Соломони, но яже по всему миру установлена есть".

Вот, — он говорит, — что ничего не будет, а что после этого бу­дет, не говорит. Он не дочитал:

" Тогда и век сей скончается".

А он это оставил. Когда на земле везде примут учение анти­христа, гонимы и притесняемы будут верующие и не будет никакой возможности приносить безкровные жертвы, тогда и век скончается. Когда же у вас век-то кончился? После Никона еще 250 лет живем и не можем убедить, что вы заблуждаетесь. Что действительно, во время антихриста священство пребудет, на это тоже есть доказательства. Если даже признать, что антихрист последний царствует и то священство пребудет. Вот что пишет святой Андрей Кессарийский в толковании на Апокалипсис:

Сущее. " И всяка гора и стог двигнется от мест своих. Толкование. Егдаже жития сего сильнии или ц е р к о в н а г о ч и н а с у щ е, горы нарицаются, и верных церкви отоцы по Исаии, с мест своих побегут, место с места изменующе антихриста ради".

Вот что говорится. Вследствие такого небывалого гонения во времена последнего антихриста начальствующие церковного благочиния и цер­кви верных не прекратятся, но побегут от антихриста, изменяя места одно на другое. Почему же они-то (поморцы) никуда не убегут? Да кто их гонит? Разве никому не известно, что они также свободно строят храмы, также свободно собираются на торжества и на молитвы, также крестные ходы совершают. Кто их гонит? Они только сами не захотели алтарей устраивать.

Затем, почтенные слушатели, мой собеседник таково плачевно прочитывал в " Исторических Актах" слова Иеремии патриарха. Но и тут передержка. Чтобы придать больше авторитета этим словам, которые написал монах Иоанн Вишенский, он прочитал эти слова от имени патриарха, ведь этот монах, не больно авторитетное лицо. О чем там речь идет? Что вы, любезный собеседник, не указали на­роду, о чем там речь идет? Там речь идет о христианах малороссийских, которые остались одни с благочестивыми священниками вследствие отступления епископов к папе. " Вы спасайтесь сами..., не отступайте от благочестивой веры". Здесь речь идет специально о христианах малороссийских. А после этого ведь сто лет спустя был Павел, епископ коломенский. Ведь не стали малороссийские христиане так спасаться, как вы, — ведь не поместили у себя вместо алтарей советскую комнату. Значит и здесь у вас неправда. Нам здесь го­ворили, что Павел коломенский мог бы себе поставить преемника. К чему это было сказано? Я полагаю, что если бы моему собеседнику, — конечно, не дай Бог этого, я только к примеру говорю, — если бы ему пришлось за что-нибудь в каземате сидеть запертым, приставили бы стражу, иконы бы не повесили и сказали бы: почему же ты иконе не по­клоняешься, то он сказал бы, что иконы нет. Так и Павел коломенский: раз он был содержим в ссылке, раз лишен был всякого сообщения с миром, то лишен был возможности не только рукополо­жить, но и обедню отслужить. Что же с него спрашивать. Но чтобы было учение от Павла коломенского, что жертва не пребудет до второго пришествия, этого нет. Наоборот, у наших предков вот что писано: Протопоп Аввакум пишет:

" Не прелагай пределы, яже положиша отцы, и держи преданное неизменно. Креститися подобает, яко прияхом, веровати ж, яко крестихомся. А то возвони во уши твои, сопостат, священство упражняеш, да и таинство люторски и кальвински. Забрела ты, друг, во глубину зол, воспряни; понеже н и с а м д ь я в о л у п р а з д н и т и м о ж е т с в я щ е н н о т а и н с т в а, н и ж е а н т и х р и с т с ч а д ы. Рече ученикам своим Владыка: Аз есмь с вами до скончания века, аминь. Глава наша Христос, царь и архиерей сый. Коли устав (святыни) упразднить попустит, не блазнися, чадо: аще изгнано будет священство, но не до конца погибнет. А кои не причащаются люди, и оне делают не гораздо своим умыслом говорят: взята де благодать. И п о с л е а н т и х р и с т а, п о с л е д н е в а ч о р т а, б л а г о д а т ь т а н е п о к и н е т в е р н ы х с в о и х" (Кн. Бороздина " Протопоп Аввакум", стр. 15 в приложении).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.