Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОБЕСЕДОВАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ 2 страница



" Всяк убо иже слышит словеса Моя сия, и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени. И сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту и непадеся, основана бо бе на камени".

Этим означает Христос твердую веру человека во Христа, ибо камень есть Христос. Если же кто утвердится в истинно-Христовой вере, того никакие соблазны по вере не поколеблют, ибо говорит Хри­стос: " Всяк, иже слышит словеса Мои, словеса учения, совета и за­прещения, и творит я", " уподоблю его мужу мудру", т. -е. человеку, мо­гущему отличить истину от прелести и вредное от полезного. А это высокое постижение, при Божией помощи, как раз применяется ныне. Христос как бы говорит: " Видишь лже-христов, лже-пророков, именем Моим обольщающих многих, и мерзость запустения, стоящую в церквах, и нападающие на тебя соблазны от этих ложных священников, блюдися, стой твердо в вере, не бойся, Я с тобою; если люди тебя уничтожают по вере и расшатывают твою мысль, подобно буре, крепись, ибо корень веры твоей во Мне. Если так укрепишься в вере, ни дождь напастей, ни реки еретических учений дом веры твоей не подмоют. Ибо, " не люди тебя возвеличат, не люди тебя поставят на ка­мень, то-есть ложные христы, но Я тебе помогу в беде твоей. Я тебя упо­доблю мужу мудрому, и этой мудрости не будет в состоянии проти­виться весь мир, понеже создал храм свой на камени". Мудрый человек создает по вере храм свой на камне, и никакие бури напастей и вихри лжи не разсыплют его, он никогда не будет поколеблен, по­тому что стоит на твердом камне исповедания. Если же кто будет ос­новывать упование свое по вере на песке, т. -е. на человеческом измышлении, то падет его душевный храм; ибо основан не на Христе, а на ложном учении, и этот человек уже не умный, а глупый, как говорит Христос:

" И всяк слышаи словеса Моя си, и не творя их, уподобится мужу уродиву, иже созда храмину свою на песце".

Мои братия по вере хотя и не приемлют современное священство, но основываются на камне здравой веры и уподобляются по вере во Христа мужу мудрому. Вера же моих почтенных собеседников осно­вана на песке, ибо они по измышлению своему установили священство, которое получило начало только с 1846 года. Что есть мер­зость запустения? Мерзость запустения есть ложное учение, лож­ное таинство Евхаристии и все антихристово действо. А это есть ныне, — свидетель этому блаженный Иероним, ч. 16, ст. 250: " Под мерзостью запустения можно понимать и всякое превратное учение. Когда мы его увидим стоящим на святом месте, то-есть в Церкви, и показывающем в себе Бога, то должны бежать из Иудеи в горы, т. -е. оставив убивающую букву и иудейское развращение, приблизиться к горам вечным, в них же чудно блистает Бог".

Когда мы увидим ложное учение господствующим в Церкви, то не в букве ищем спасение, а на горах, т. -е. в высоких пророческих писаниях.

Итак, я доказал, что священство обуяло. Спаситель Христос сказал, что и жертвоприношение подвергнется мерзости запустения. Те­перь пусть мой собеседник ответит на это.


Д. С. Варакин. Вы изволили слышать, многоуважаемые слушатели, первую речь нашего собеседника и, вероятно, убедились, что г. Пичугин на по­ставленный ему вопрос не только не ответил, но даже не приступил к ответу на вопрос. Я просил, на основании прочтенного мною целого ряда свидетельства указать: где написано в Священном Писании, что священство и жертва не пребудут до второго пришествия? Пока во­прос остается за ним. Затем г. Пичугин всю свою речь старался опять-таки обрушиваться на наше священство. Мне кажется яснее этого признака и быть не может в слабости убеждений наших собеседников. Раз человек говорит не по вопросу, значит ему говорить не­чего. Если бы были от Святого Писания у него доказательства для своего убеждения, он прочел бы их целую гору, а раз ни одного не прочел, значит их нет, а если нет, значит их убеждение, как он сам прочел, основано, как храмина на песке. Это не новость. Ведь и две прошедшие беседы (третья была специально по вопросу о священстве), были также направлены в сторону нашего священства, что не относилось к вопросу. Так пытается итти и на этой беседе мой собеседник. Я делал ему вызов: если угодно беседовать еще о нашем священстве, я прошу вас, Лев Феоктистович, назначить — мало одной — две беседы специальные, и я к вашим услугам; но он мне на это слова не сказал, согласен или не согласен беседовать о священстве. Ведь у нас были условия еще до бесед с вами: когда речь идет об одной стороне, о другой не поминать, и вы сказали: " да, да". Я желал, чтобы вы подписали условие, вы сказали: " зачем, неужели вы мне не верите, раз я говорю". Оказывается, что вам доверять нельзя. Нужно было просить вас, чтобы вы подписали условие, дабы все доку­ментально убедились, что вы идете против данного вами обещания, которое подписали и ускользаете от вопроса. Но Бог вам судья. Я вопроса о нашем священстве касаться не буду, я сказал, что буду итти прямой дорогой: пребудут ли до второго пришествия священство и жертва и буду доказывать, что пребудут, а вы не прочли, что не пре­будут. Назначьте о нашем священстве еще беседы, я согласен бесе­довать с вами, сколько угодно, но не сейчас.

Начал он также с Евангелия, что у Христа Спасителя в Евангелии сказано, что: " Вы есте соль земли" и " На месте святе станет мер­зость запустения". Да никто вас не заставляет еретическое принимать; вы укажите, что у вас есть, если у вас Церковь Христова; а не ука­зывайте, что там-то и там-то еретическая. А так как сказано, что до второго пришествия пребудет жертва, значит у вас должна быть, а у вас ее нет. Поэтому у вас Церковь не Христова. Относительно мерзости запустения почтенный собеседник читал из " Кирилловой" книги:

" Мерзость запустения есть труп человека мертваго, еже есть тело запустения без души и без крове есть мертвое и опустелое, и ничего не творящее. А когда Еуспасиан и Тит римстии цари пришедше, Иеросалим плениша, и пуста его положиша, и кумир свой во алтари на месте святем поставиша. Жидове же кумир труп человечь, мерзость называху, яко лицемерством и завистию и злыми делы омерзишася" (Лист 31 обор. ).

Вот это место мой собеседник читал. Где это мерзость запустения? Это значит там, где нет истинной жертвы, где нет истинного благочестия. Я с этим согласен. Но на 32 листе этой же книги вот что видим:

" Внемли же мерзость запустения, яко еретицы жертвенников не имут, и егда в церквах християнских пребудут, разоряют, и извергают из олтаря фисиястирия, сиречь жертвенник".

А у вас этого нет. Вот мерзость запустения где. Внемли, что значит мерзость. Это то, что еретики жертвы не имеют. Но известно, что в некоторых молитвенных храмах поморцев алтари есть. Но есть ли престолы и жертвенники? Нет. Ни престола, ни жертвенника нет. Вместо престола и жертвенника у них буфет устроен. Это, я думаю, известно и тем братьям старообрядцам-поморцам, которые здесь присутствуют. Не антихрист ли его туда затащил? Нет, они сами устроили. Антихрист тут не при чем. Когда отстраивали храм, они наносили план и место для алтаря сделали, вот тут, — сказали, — вместо жертвенника поставить буфет.

" И жертвы животнаго хлеба не закалают. И хлеба незлобиваго агньца пречистаго тела, и вина честныя крове Христовы, в жертву не приносят" (Кириллова, лис. 32).

Это, говорит, еретики все сами совлекли у себя с алтарей. Например, возьмите храм у поморцев. Тут антихриста нет. Они сами без антихриста все устраивают и решили, что жертвенника не нуж­но. А вместо жертвенника здесь мы будем чай пить, закусывать, как, напр., в гостиницах, а все сваливают на антихриста: антихрист будто бы до второго пришествия уничтожил священство и жертву. Что же еще в этой мерзости запустения делается?

" Токмо во олтари на месте священия мерзость запустения подобну трупу поставляют" (Там же, лис. 32).

Это вот все еретики делают, которые жертвы не имеют. Вот что в их алтарях делается. Это не антихрист и не предотечи его сделали, а сами, именующие себя благочестивыми старообрядцами-помор­цами; так что они напрасно сваливают всю вину на антихриста.

Для того, чтобы это было еще яснее для вас, уважаемое собрание, я прочту, что ап. Павел и св. Иоанн Златоуст, уста которых, уста Хри­стовы, говорят:

" Якоже бо Христос о хлебе и о чаши, в мое воспоминание творите сие, рече, вину открывая нам тайны подаяния, и с иными и сию быти глаголяй, довлеющую нам в подложение благоговения (егда бо помыслиши что пострада Владыка твой тебе ради, любомудрственнейший будеши) тако и Павел зде глаголет: елижды аще ясте, смерть Господню возвещаете, и сия оная есть вечеря. Таже показуяй, яко даже до скончания та пребывает, рече, донеле же аще прийдет" (Беседы апостольск. стр. 871).

Вот, не до какого-нибудь времени, не до 1666 г., не до 1846 г. Нет. Дондеже приидет Христос второй раз. А Христос еще не приходил второй раз, а у вас 250 лет уже ничего нет.

Нам читали из книги Никона Черныя горы, где сказано, что пастыри называются " око лукавое". Да, я с этим согласен. Лукавого епископа, священника или диакона, проповедующих ложное учение, следует остерегаться. Но если раскаются, их следует принять, пото­му что мы видим, что в древнее время уклонялись в заблуждение пастыри, но они раскаивались и снова были такими же православными пастырями и с ними были все православные христиане. Я с этим впол­не согласен. Но прочитавши книгу Никона Черныя горы " об оке лукавом", вы не прочитали в ней самого главного, что именно касается вашего общества. Это следовало бы вам дочитать; а раз этого не сде­лали, то я сам это сделаю. Вот что говорится в слове 53, лист 445 оборот:

" Се есть тело мое рече. Сий глагол предлагает предлежащая, якоже глас он глаголющий растетеся и исполните землю... сице и глас сий единою речен быв, на койждо трапезе в церквах оттоле даже до днесь, и даже до пришествия Его жертву совершену содевает".

Вот это он и не прочитал, а это — в той же книге. На сказанное моим уважаемым собеседником я прямо заявил, что он говорил не по вопросу, что он по вопросу слова не сказал, я даже не нахожу, что и разсматривать в его речи. Еретиков принимать не нужно, я с этим согласен, пастырей еретиков, — говорит, — принимать не нужно, я с этим тоже согласен. Но не согласен я с тем, что когда раскается пастырь, его тоже принимать не надо; когда он раскается, он будет таким же православным пастырем, каким был и раньше. И все это не меняет нашего вопроса. Вопрос за ним остается. Укажите, где написано, что не пребудут до второго пришествия жертва и свя­щенство?

Следует остановиться несколько на выражении, приведенном мо­им собеседником: " ядый и пияй недостойно, суд себе яст и пиет". Неужели 250 лет у них во всей России и вселенной ни одного достойного не оказалось? По заключению моего собеседника, это верно. Оказа­лось, что за 250 лет у них ни одного не нашлось достойного человека, чтобы принять тело и кровь Христовы. Крайне печальное и плачевное положение.

О том же, что жертва пребудет до второго пришествия, свидетельствует в другом месте великий учитель Церкви св. Иоанн Златоуст (часть 7, на стр. 820): " Как ветхий завет имел овнов и тельцов, так и новый имеет кровь Господню. Этим самым Христос показывает и то, что Он претерпит смерть; потому упоминает и о завете, и вспоминает вместе о первом, так как и этот завет обновлен был кровию. Далее, опять говорит о причине Своей смерти: яже за многия изливаема во оставление грехов, и прибавляет: сие творите в мое воспоминание. Видишь ли, как Христос отклоняет и отвращает от иудейских обычаев? Как пасху вы совершали, говорит Он, в воспоминание чудес, бывших в Египте, так и это таинство совер­шайте в Мое воспоминание. Кровь ветхаго завета была изливаема во спасение первородных, а эта кровь изливается во оставление грехов всего мира: сия есть кровь Моя, говорит Он, изливаема во оставление грехов. Это сказал он также и для того, чтобы показать, что страдание и крест суть таинство, и этим опять утешит учеников. И как Моисей сказал: это да будет памятно для вас вечно (Исх. III, 15), так и Христос говорит: в Мое воспоминание, д о т о г о в р е м е н и, к а к Я п р и д у".

До какого времени? До пришествия антихриста, что ли? Нет, " до того времени, как Я приду". А антихрист прежде пришествия Христова придет, а по вашему уже пришел, а Христа еще нет. " До того времени, как Я приду". Так неужели эти слова Христа Спасителя, переданные устами Иоанна Златоуста, ложны? Неужели они безсильны, неужели анти­христ, такой, какого вы проповедуете, хотя бы он и был самым страшным, — неужели он сильнее Христа? Тот же святой Златоуст в другой своей книге, в " Беседах на разные случаи" (т. 2, стр. 91), пишет следующее: " Впрочем уже время приступить к этой страш­ной трапезе. Приступим же все с надлежащим любомудрием и вниманием, и никто пусть не будет Иудою, ничто пусть не будет злым, никто пусть не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое в уме. Предстоит Христос; Кто учредил ту трапезу. Тот же и теперь устрояет и эту. Ибо не человек претворяет предложенное в тело и кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос. Священник стоит, нося Его образ, и произносит слова, а действует сила и благо­дать Божия. " Сие есть тело Мое", сказал Он. Эти слова претворяют предложенное, и как сказующее изречение: " Раститеся и множитеся и наполняйте землю" (быт. 1, 28), произнесено однажды, но во все время на самом деле дает нашей природе силу к деторождению; т а к и т о и з р е ч е н и е, п р о и з н е с е н н о е о д н а ж д ы, с т о г о в р е м е н и д о н ы н е и д о Е г о п р и ш е с т в и я, д е л а е т с о в е р ш е н н у ю ж е р т в у н а к а ж д о й т р а п е з е в Ц е р к в а х".

Можно ли установить каким бы то ни было способом, чтобы пре­кратился размножаться род человеческий? Можно ли это сделать? Да­же безпоповцы безбрачники и те этого сделать не могут, не говоря уже о других безпоповцах, приемлющих браки. Нельзя этого сделать по­тому, что сбывается это по Божиему повелению, точно также и жертва, о которой сказал Христос, пребудет до тех пор, пока Он придет, — " до второго Его пришествия". В книге " О вере" на лис. 51 пишется сле­дующее о тех, кто не имеет такого великого дара — святого причащения.

" Пиите от нея вси, и утверждая, яко да не уничижит кто повеление его, научает сими словесы, аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти сына человеческаго, и не пиете крови его, живота неимате в себе".

Вот, те, которые не приемлют причастия тела и крови Христовой, потому что говорят, что теперь нет его, действительно эти люди, как мертвые трупы:

" Страшен ответ Христовых словес, яко истинна суть словеса его, сим заключает, небо и земля мимо идет, словеса же мои не мимо идут".

Не зря это сказано. Нет.

" Кто не ужаснется от вышереченнаго запрещения и не послушает гласа Господня, разве той иже живот вечныи погубити хощет".

Кто не причащается? Кто? Разве тот " иже живот вечный погубити хощет". Вот вы куда ведете свой народ. Тот только не послушает этого гласа, кто живот свой не жалеет и хочет его погубить.

Также на слова ап. Павла пишет и блаженный Феодорит епископ Кипрский: (ч. 7, стр. 248). " Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет". Почему это толь­ко до второго пришествия, почему же не дальше? Блаженный Феодорит отвечает: " Ибо по пришествии Его не будет уже потребности в назнаменующем тело". А почему? Ответ: " потому что явится Самое Тело. Поэтому и сказал апостол, дондеже приидет". Почему нам не нужно будет во втором пришествии то, что совершаем теперь — предложе­ние тела и крови Христовы под видом хлеба и вина? Почему? А по­тому, что сам Христос придет, — Самое Тело явится", тогда подобия его не нужно будет. Вот почему ему и указано быть до второго пришествия Христа.

Об этом, что жертва пребудет до второго пришествия Христова, я еще прочту свидетельство из " Толковаго Апостола" (лис. 536 обор. ).

" Елижды аще бо ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже убо приидет. Толкование Злато­уста. Ибо егда вразумееши, что тебе ради Господь твой претерпе, премудр будеши. Сие бо знаменает глаголя, елижды аще ясте, смерть Господню возещаете. А яко даже д о в т о р а г о е г о п р и ш е с т в и я п р е б у д е т, наведе, дондеже приидет".

Я не знаю, какие еще нужно доказательства из Св. Писания за то, что жертва и священство пребудут до второго пришествия. Это обетование сильное и непобедимое и как нельзя приостановить продолжение рода человеческого, так нельзя приостановить и приношение этой жертвы. Я повторю место, прочтенное мною в " Кирилловой" книге, потому что к доказательствам, прочтенным мною, мой собеседник, даже не подходил, он только говорил, что — " еретическое причащение", " еретическое священство"... Да никто не заставляет вас принимать еретическое. Если вы говорите еретическое у нас, то покажите, где у вас не еретическое, потому что сказано: жертва и священство пре­будут до скончания века, а если у вас нет, значит Церкви Христо­вой нет у вас. Значит Христос не о вас это сказал. Книга " Кирил­лова" (78 лис. об. ) говорит:

" И се есть жертва, которую церковь християнская от язык избранная приносит во всем мире Господу Богу, и до скончания века приносити имать, тело и кровь Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, в память смерти его. И сие пророчество по истине ко уверению, понеже сильно, и непобедимо есть".

Чем нам вспоминать его божественное искупление рода человеческого от греха? Да только тем, что причаститься тела и крови под видом хлеба и вина, как это было на тайной вечери. В тех обществах, где это не совершается, там забыли, что Христос страдал, мало того, что забыли, вспомнить не хотят. Вот где горе, вот где глад души!

Я считаю достаточным приведенных мест в доказательство пребывания священства и жертвы до второго Христова пришествия. Закан­чивая свою речь, я опять напоминаю моему почтенному собеседнику: не нужно говорить о еретиках — о тех или других, это к вопросу не идет. Я от вас одного прошу, я от вас прошу немногого. Вы много больше даете, но не к делу. Укажите мне пожалуйста: где в Священном Писании сказано, что жертва и священство не пребудут до второго пришествия? Если этого не покажете и у себя не имеете, то у вас не Церковь Христова. Так будьте любезны, Лев Феоктистович, покажите мне: где написано в Священном Писании, что жертва и священство не пребудут до второго пришествия?

 

Л. Ф. Пичугин. Прошу вашего внимания! Вы изволили выслушать опровержение на сказанную мною речь моего собеседника. Но, к сожалению моему, мой собеседник все говорит о той тайне и о том священстве, что некогда было. В древнее, как в священство, так и тайну причащения, мы верим, и молим, чтобы Господь сподобил нас причаститься сего великого дара духовно, в силу настоящей нужды. Верим также и молимся тем святителям, которые были православными и святыми руками которых строились свято-церковные таинства. Но ведь это время прошло. Вы войдите в себя, почтеннейший мой собеседник, и спросите свою со­весть, в какое время мы живем? Ведь то священство, о котором вы говорите и свидетельствуете, прекратилось. То священство было подлинно Христово, оно шло преемственно от апостолов и, как драгоценный дар Исуса Христа, текло благодатною рекою от лет проповеди Евангелия до лет 1666 г., что подтвердили и вы сами, что подлинное преемство благодатной хиротонии порвалось на этом числе. Это фактически под­тверждается и тем, что у вас не было священной хиротонии около 200 лет. Вы этим сами доказали, что Христова хиротония прекратилась в 1666 г., а потому и священство, — ибо одно без другого не бывает. Ме­жду тем вы забываете то, что должны бы помнить, что Павел, епископ коломенский, был епископом страдальцем и исповедником, ведь он мог бы возстановить священство по образу Евсевия Самосатского, кото­рый, прикрываясь воинскими одеждами, во время арианской ереси, ходил по градам и ставил епископов по нужде один. Поэтому если Павел Коломенский не поставил епископа для продолжения священ­ства, то не потому, что не был в состоянии поставить, а потому что так Богу было угодно; следовательно, пришло то время, когда нечестию все­цело нужно было проявиться на свет. Бог и попустил духа лести искусить весь мир. Но вы говорите все время о том священстве, о кото­ром мы лучше вас знаем и лучше вас верим в него, потому что оно было законное. Мы верим также, что и хиротония та была преем­ственная от апостолов. Так не о том времени и священстве вам нужно разсуждать, о котором у нас с вами не может быть спора, а нужно говорить о том времени, в которое мы живем, о том священстве, которое мы видим.

Вы здесь говорили, что поморцы в построенном здесь храме устроили буфет вместо алтаря. Не понимаю человека, о чем он заговорил. Позвольте вам заметить, мои дорогие по вере братья, ревность которых превзошла всякие ожидания, построили нам такой великолепный храм для принесения молитв Господу Богу. Если бы у них не было живой веры, не было бы и такого храма; если бы не было у них надежды на Бога во спасение, не было бы к тому и такого усердия. Но уверяю вас, у моих по вере братьев не было и мысли, чтобы сделать алтарь. Они знали, что священства нет, и вместо алтаря сделали совещательную комнату духовных лиц и со­вета, где в конце соборных заседаний, за неимением места, неко­торые из братии благоговейно вкушали пищу. Скажите, а в древнее время не ночевали в церквах? В древнее время не обедали в церквах? Были случаи, что и скотов вводили в церковь, но церковь от этого не повредилась. Никто не смеялся и не издевался над этим, а мой собеседник как раз не к месту заговорил о каком-то буфете, которому здесь нет места. Мои дорогие по вере братья ничего противозаконного в этом не сделали, что устроили совещательную комнату за иконостасом, не претендуя ни на какой алтарь; а вы, воспаленные желчью зависти, пустили в публику такие слова, что у поморцев за иконостасом устроен буфет, но публика оценит это и поймет, что все ваши укоризны не стоят ничего. Еще вы сослались на 445 лист книги Никона, Черныя горы, где беседует святой Златоуст, говоря:

" Предстоит Христос ныне иже трапезу украсивый, ону, той и сию украшает ныне. Не человек бо есть творяй предлежащая быти тело и кровь Христову, но сам распныйся нас ради Христе, образ исполняя стоит священник глаголы вещая, сила же и бла­годать Божия есть, се есть тело Мое рече. Сий глагол прелагает предлежащая".

Я хорошо понимаю, что все это было в прежние времена, а в дан­ное время Христос уже не предстоит при современном вашем священстве. Я вас не ввожу в заблуждение по отношению священства, вы же сами доказываете, что кроме вашего священства всякое другое ли­шено благодати. Если вы говорите, что до второго пришествия Христова будет приноситься жертва в церкви, то нужно указать — в какой церкви. Приносится ли в греческой и господствующей в России церкви святая жертва? Фактически подтверждаете сами, что нет, ибо называете оные еретическими. Приносится ли в армянской церкви? Нет. Потому что армяне еретики. Приносится ли в западной католической церкви? Подтверждаете также, что папа отпал от истины и что с ним пали в ереси все западные страны. Зачем вы идете так скрытно и негласно говорите, что у вас только — истина, у вас — священство и жертва, а кроме нигде нет. Зачем же вводить в заблуждение себя и такой избранный народ, который здесь 4 дня с благоговением слушает наши состязания. Говорите открыто о своей церкви, о своей жертве. Так я вам скажу, что ваша жертва и церковь не живая — Хри­стова, а искусственная, человеческая. На деле доказано, что священство получено вами оттуда, откуда, как вы сами сказали, ничего доброго и святого не может быть. (Голоса: " Не по вопросу" ).

Нет, по вопросу. Собеседник мой привел слова апостола: " Ядый и пия недостойне" прямо на нас. Ведь я не оби­жаюсь на то, что сказал мой собеседник, что апостол говорит это будто бы о поморцах: " Неужели поморцы недостойны, что никто из них не причащается 250 лет", — сказал мой собеседник. Я скажу на это: если поморцы не причащаются 250 лет, то только потому, что не хотят причащаться от еретиков, но не по прихоти, не по неприязни к святыне, а в силу крайней необходимости, потому что все священство пало в ереси. Я прочту здесь место из святого Евангелия. Спаситель Христос в прообразе сказал следующую притчу на это время. — Евангелие Луки, зачало 87:

" Яко же бысть в дни Ноевы, тако будет и в дни Сына Человеческаго, ядяху, пияху, женяхуся, посягаху, до негоже дне вниде Ное в ковчег, и прииде потоп и погуби вся. Тако же и яко же бысть в дни Лотовы, ядяху, пияху, куповаху, продаваху, саждаху, здаху. Вонь же день изыде Лот от Содомлян, одожди камык горящ, и огнь с небесе, и погуби вся. Потому же будет и в день, в онь же Сын Человеческий явится. В той день иже будет на крове, и сосуди его в дому, да не слазит взяти их".

В этот день, в то время, когда будет соблазн по вере и жизни, когда явятся лже-пророки, когда возстанут лже-христы, тогда тот, кто будет на кровле, то-есть наверху добродетелей и истинной веры, да не возьмет чего-либо ему принадлежащее внизу, ни сосуда:

" В той же день антихристова пришествия, сый на крове, еже есть на высоте добродетелей, да не слазит, ниже ослабеет, коего ради извета житейскаго: все бо житейское глаголются сосуди быти человеком. — Тем ни иже на высоте добродетели стояй, слазит житейских деля, и отпадет своея высоты, но да стоит противу злобе, и да не умолчит".

Вот что означают эти слова. Дальше говорит Христос:

" Поминайте жену Лотову".

Скажите, мой почтенный собеседник, почему Христос Спаситель здесь не упомянул Лота, а только жену Лотову? Я обязан объяснить это: Лот святой жил в Содоме и Гоморре, жители которых на­столько разгневали Бога, что Бог решил их погубить за их нечестие. Послав ангелов, Бог сказал Лоту:

" Изыйди, да не и ты погибнеши в беззаконии града. И бысть егда изведоша я вон, и реста спасай и спаси душу твою, не озирайся вспять, ни постой во всем пределе сем".

Лот, выходя из города, следуя заветам Божиим, не огляды­вался, а что сделала жена Лотова? Ей стало жалко того, что у ней име­лось в Содоме и Гоморре, она оглянулась назад и превратилась в " столп слан".

Я привел эту притчу не простого смертного человека, эта притча самого Спасителя Христа. Пред словами Христовыми мы должны благо­говеть, слова Его слушать с сокрушением сердца и умилением, ибо она относится к настоящему времени:

" Бог притчею сею наносит указ жену Лотову, яже возвращьшися в столп слан съседеся. Се же есть, не отшедши злобе, но пребы в тоя сланости, до конца зла бывши".

Это событие было прообразом того, что случилось в дни, когда наши предки получили удар, когда поколебалась вера в Церкви. Ска­жите, кто из наших предков, подобно Лоту, бежал, не озираясь на нечестие, и кто, подобно жене Лота, оглянулся на нечестие? Поморцы, предки наши, страдальцы Соловецкого монастыря, в лице Павла Коломенского, видя потрясение веры, пошли путем личного спасения и ни разу, проходя соблазны, не оглянулись вспять, а ваши предки, подобно жене Лотовой, оглянулись назад, жалея о попах, и остолбенели, го­воря: " А как без попов пойдем ко спасению? " Забыли исход Лота и, потеряв надежду на Бога, оглянулись на священство еретическое, и осолонели. В таком оцепенении и находятся доселе все поповцы. Вот что означает эта притча.

Далее, у моего собеседника в речи говорилось: " неужели антихрист сильнее Бога? " Что вы, что вы, дорогой мой собеседник. Я не полагал, чтобы вы взяли такое направление, сделать антихриста сильнее Бога! Нет, нет! Не антихрист сильнее Бога, а Бог сильнее ан­тихриста. Бог, по немощи нашей, попустил духом лестчим искусить мир. Он положил в притче, что жених придет в полунощи. Кто будет его ждать по вере до конца, тот войдет с женихом в чертог, а кто ослабеет, тот будет вне чертога. Так и антихрист прельстит людей не по его соб­ственной силе, а по неверию людей, каковые, не терпя нужды и не веря истине, поступают ложно. Вот, чтобы отличить истину от лжи, Бог и попустил антихристу искусить весь мир. Избранные, как потерпев­шие, пойдут в живот вечный, сказал Христос, а которые соблаз­нятся, пойдут в огнь вечный:

" Претерпевый до конца, той спасется".

Таковы слова Божии, сказанные по отношению антихриста и его пре­лести.

Затем, вы прочитали слова из книги " О вере", лист 51-й:

" Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына Человеческаго, и не пиете крове Его, живота не имате в себе. — Кто не ужаснется от вышереченнаго запрещения и не послушает гласа Господня. Разве той, иже живот свой погубити хощет".

Слова эти лежат в Евангелии Иоанна, в главе 6:

" Аз есмь хлеб животный, отцы ваши ядоша манну в пустыни, и умроша. Сей есть хлеб сходяи с небесе, да аще кто от него яст, не умрет. Аз есмь хлеб животный, иже сшедыи с небесе, аще кто снесть от хлеба сего, жив будет в веки. И хлеб его же аз дам, плоть Моя есть. Пряху-же-ся между собою жидове глаголюще: Како может сей нам дати плоть свою ясти; Рече же им Исус: Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плотн сына Человеческаго, и не пиете кровь Его, живота не имате в себе".

К кому же слова эти были обращены, — к верным или неверным? Спаситель Христос всегда говорил, смотря по приключению: притчами, назидательно и обличениями. Так и в этом случае, когда жиды увидели, что Христос сотворил чудо, пятью хлебами и двумя рыбами насытил 5000 человек, и хотели Его поставить царем, чтобы всегда тунеядствовать, но Спаситель сел в корабль и отплыл на дру­гой берег. Жиды отправились за ним, и Он им сказал на вопрос:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.