|
|||
СОБЕСЕДОВАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ 2 страница" Всяк убо иже слышит словеса Моя сия, и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени. И сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту и непадеся, основана бо бе на камени". Этим означает Христос твердую веру человека во Христа, ибо камень есть Христос. Если же кто утвердится в истинно-Христовой вере, того никакие соблазны по вере не поколеблют, ибо говорит Христос: " Всяк, иже слышит словеса Мои, словеса учения, совета и запрещения, и творит я", " уподоблю его мужу мудру", т. -е. человеку, могущему отличить истину от прелести и вредное от полезного. А это высокое постижение, при Божией помощи, как раз применяется ныне. Христос как бы говорит: " Видишь лже-христов, лже-пророков, именем Моим обольщающих многих, и мерзость запустения, стоящую в церквах, и нападающие на тебя соблазны от этих ложных священников, блюдися, стой твердо в вере, не бойся, Я с тобою; если люди тебя уничтожают по вере и расшатывают твою мысль, подобно буре, крепись, ибо корень веры твоей во Мне. Если так укрепишься в вере, ни дождь напастей, ни реки еретических учений дом веры твоей не подмоют. Ибо, " не люди тебя возвеличат, не люди тебя поставят на камень, то-есть ложные христы, но Я тебе помогу в беде твоей. Я тебя уподоблю мужу мудрому, и этой мудрости не будет в состоянии противиться весь мир, понеже создал храм свой на камени". Мудрый человек создает по вере храм свой на камне, и никакие бури напастей и вихри лжи не разсыплют его, он никогда не будет поколеблен, потому что стоит на твердом камне исповедания. Если же кто будет основывать упование свое по вере на песке, т. -е. на человеческом измышлении, то падет его душевный храм; ибо основан не на Христе, а на ложном учении, и этот человек уже не умный, а глупый, как говорит Христос: " И всяк слышаи словеса Моя си, и не творя их, уподобится мужу уродиву, иже созда храмину свою на песце". Мои братия по вере хотя и не приемлют современное священство, но основываются на камне здравой веры и уподобляются по вере во Христа мужу мудрому. Вера же моих почтенных собеседников основана на песке, ибо они по измышлению своему установили священство, которое получило начало только с 1846 года. Что есть мерзость запустения? Мерзость запустения есть ложное учение, ложное таинство Евхаристии и все антихристово действо. А это есть ныне, — свидетель этому блаженный Иероним, ч. 16, ст. 250: " Под мерзостью запустения можно понимать и всякое превратное учение. Когда мы его увидим стоящим на святом месте, то-есть в Церкви, и показывающем в себе Бога, то должны бежать из Иудеи в горы, т. -е. оставив убивающую букву и иудейское развращение, приблизиться к горам вечным, в них же чудно блистает Бог". Когда мы увидим ложное учение господствующим в Церкви, то не в букве ищем спасение, а на горах, т. -е. в высоких пророческих писаниях. Итак, я доказал, что священство обуяло. Спаситель Христос сказал, что и жертвоприношение подвергнется мерзости запустения. Теперь пусть мой собеседник ответит на это.
Начал он также с Евангелия, что у Христа Спасителя в Евангелии сказано, что: " Вы есте соль земли" и " На месте святе станет мерзость запустения". Да никто вас не заставляет еретическое принимать; вы укажите, что у вас есть, если у вас Церковь Христова; а не указывайте, что там-то и там-то еретическая. А так как сказано, что до второго пришествия пребудет жертва, значит у вас должна быть, а у вас ее нет. Поэтому у вас Церковь не Христова. Относительно мерзости запустения почтенный собеседник читал из " Кирилловой" книги: " Мерзость запустения есть труп человека мертваго, еже есть тело запустения без души и без крове есть мертвое и опустелое, и ничего не творящее. А когда Еуспасиан и Тит римстии цари пришедше, Иеросалим плениша, и пуста его положиша, и кумир свой во алтари на месте святем поставиша. Жидове же кумир труп человечь, мерзость называху, яко лицемерством и завистию и злыми делы омерзишася" (Лист 31 обор. ). Вот это место мой собеседник читал. Где это мерзость запустения? Это значит там, где нет истинной жертвы, где нет истинного благочестия. Я с этим согласен. Но на 32 листе этой же книги вот что видим: " Внемли же мерзость запустения, яко еретицы жертвенников не имут, и егда в церквах християнских пребудут, разоряют, и извергают из олтаря фисиястирия, сиречь жертвенник". А у вас этого нет. Вот мерзость запустения где. Внемли, что значит мерзость. Это то, что еретики жертвы не имеют. Но известно, что в некоторых молитвенных храмах поморцев алтари есть. Но есть ли престолы и жертвенники? Нет. Ни престола, ни жертвенника нет. Вместо престола и жертвенника у них буфет устроен. Это, я думаю, известно и тем братьям старообрядцам-поморцам, которые здесь присутствуют. Не антихрист ли его туда затащил? Нет, они сами устроили. Антихрист тут не при чем. Когда отстраивали храм, они наносили план и место для алтаря сделали, вот тут, — сказали, — вместо жертвенника поставить буфет. " И жертвы животнаго хлеба не закалают. И хлеба незлобиваго агньца пречистаго тела, и вина честныя крове Христовы, в жертву не приносят" (Кириллова, лис. 32). Это, говорит, еретики все сами совлекли у себя с алтарей. Например, возьмите храм у поморцев. Тут антихриста нет. Они сами без антихриста все устраивают и решили, что жертвенника не нужно. А вместо жертвенника здесь мы будем чай пить, закусывать, как, напр., в гостиницах, а все сваливают на антихриста: антихрист будто бы до второго пришествия уничтожил священство и жертву. Что же еще в этой мерзости запустения делается? " Токмо во олтари на месте священия мерзость запустения подобну трупу поставляют" (Там же, лис. 32). Это вот все еретики делают, которые жертвы не имеют. Вот что в их алтарях делается. Это не антихрист и не предотечи его сделали, а сами, именующие себя благочестивыми старообрядцами-поморцами; так что они напрасно сваливают всю вину на антихриста. Для того, чтобы это было еще яснее для вас, уважаемое собрание, я прочту, что ап. Павел и св. Иоанн Златоуст, уста которых, уста Христовы, говорят: " Якоже бо Христос о хлебе и о чаши, в мое воспоминание творите сие, рече, вину открывая нам тайны подаяния, и с иными и сию быти глаголяй, довлеющую нам в подложение благоговения (егда бо помыслиши что пострада Владыка твой тебе ради, любомудрственнейший будеши) тако и Павел зде глаголет: елижды аще ясте, смерть Господню возвещаете, и сия оная есть вечеря. Таже показуяй, яко даже до скончания та пребывает, рече, донеле же аще прийдет" (Беседы апостольск. стр. 871). Вот, не до какого-нибудь времени, не до 1666 г., не до 1846 г. Нет. Дондеже приидет Христос второй раз. А Христос еще не приходил второй раз, а у вас 250 лет уже ничего нет. Нам читали из книги Никона Черныя горы, где сказано, что пастыри называются " око лукавое". Да, я с этим согласен. Лукавого епископа, священника или диакона, проповедующих ложное учение, следует остерегаться. Но если раскаются, их следует принять, потому что мы видим, что в древнее время уклонялись в заблуждение пастыри, но они раскаивались и снова были такими же православными пастырями и с ними были все православные христиане. Я с этим вполне согласен. Но прочитавши книгу Никона Черныя горы " об оке лукавом", вы не прочитали в ней самого главного, что именно касается вашего общества. Это следовало бы вам дочитать; а раз этого не сделали, то я сам это сделаю. Вот что говорится в слове 53, лист 445 оборот: " Се есть тело мое рече. Сий глагол предлагает предлежащая, якоже глас он глаголющий растетеся и исполните землю... сице и глас сий единою речен быв, на койждо трапезе в церквах оттоле даже до днесь, и даже до пришествия Его жертву совершену содевает". Вот это он и не прочитал, а это — в той же книге. На сказанное моим уважаемым собеседником я прямо заявил, что он говорил не по вопросу, что он по вопросу слова не сказал, я даже не нахожу, что и разсматривать в его речи. Еретиков принимать не нужно, я с этим согласен, пастырей еретиков, — говорит, — принимать не нужно, я с этим тоже согласен. Но не согласен я с тем, что когда раскается пастырь, его тоже принимать не надо; когда он раскается, он будет таким же православным пастырем, каким был и раньше. И все это не меняет нашего вопроса. Вопрос за ним остается. Укажите, где написано, что не пребудут до второго пришествия жертва и священство? Следует остановиться несколько на выражении, приведенном моим собеседником: " ядый и пияй недостойно, суд себе яст и пиет". Неужели 250 лет у них во всей России и вселенной ни одного достойного не оказалось? По заключению моего собеседника, это верно. Оказалось, что за 250 лет у них ни одного не нашлось достойного человека, чтобы принять тело и кровь Христовы. Крайне печальное и плачевное положение. О том же, что жертва пребудет до второго пришествия, свидетельствует в другом месте великий учитель Церкви св. Иоанн Златоуст (часть 7, на стр. 820): " Как ветхий завет имел овнов и тельцов, так и новый имеет кровь Господню. Этим самым Христос показывает и то, что Он претерпит смерть; потому упоминает и о завете, и вспоминает вместе о первом, так как и этот завет обновлен был кровию. Далее, опять говорит о причине Своей смерти: яже за многия изливаема во оставление грехов, и прибавляет: сие творите в мое воспоминание. Видишь ли, как Христос отклоняет и отвращает от иудейских обычаев? Как пасху вы совершали, говорит Он, в воспоминание чудес, бывших в Египте, так и это таинство совершайте в Мое воспоминание. Кровь ветхаго завета была изливаема во спасение первородных, а эта кровь изливается во оставление грехов всего мира: сия есть кровь Моя, говорит Он, изливаема во оставление грехов. Это сказал он также и для того, чтобы показать, что страдание и крест суть таинство, и этим опять утешит учеников. И как Моисей сказал: это да будет памятно для вас вечно (Исх. III, 15), так и Христос говорит: в Мое воспоминание, д о т о г о в р е м е н и, к а к Я п р и д у". До какого времени? До пришествия антихриста, что ли? Нет, " до того времени, как Я приду". А антихрист прежде пришествия Христова придет, а по вашему уже пришел, а Христа еще нет. " До того времени, как Я приду". Так неужели эти слова Христа Спасителя, переданные устами Иоанна Златоуста, ложны? Неужели они безсильны, неужели антихрист, такой, какого вы проповедуете, хотя бы он и был самым страшным, — неужели он сильнее Христа? Тот же святой Златоуст в другой своей книге, в " Беседах на разные случаи" (т. 2, стр. 91), пишет следующее: " Впрочем уже время приступить к этой страшной трапезе. Приступим же все с надлежащим любомудрием и вниманием, и никто пусть не будет Иудою, ничто пусть не будет злым, никто пусть не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое в уме. Предстоит Христос; Кто учредил ту трапезу. Тот же и теперь устрояет и эту. Ибо не человек претворяет предложенное в тело и кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос. Священник стоит, нося Его образ, и произносит слова, а действует сила и благодать Божия. " Сие есть тело Мое", сказал Он. Эти слова претворяют предложенное, и как сказующее изречение: " Раститеся и множитеся и наполняйте землю" (быт. 1, 28), произнесено однажды, но во все время на самом деле дает нашей природе силу к деторождению; т а к и т о и з р е ч е н и е, п р о и з н е с е н н о е о д н а ж д ы, с т о г о в р е м е н и д о н ы н е и д о Е г о п р и ш е с т в и я, д е л а е т с о в е р ш е н н у ю ж е р т в у н а к а ж д о й т р а п е з е в Ц е р к в а х". Можно ли установить каким бы то ни было способом, чтобы прекратился размножаться род человеческий? Можно ли это сделать? Даже безпоповцы безбрачники и те этого сделать не могут, не говоря уже о других безпоповцах, приемлющих браки. Нельзя этого сделать потому, что сбывается это по Божиему повелению, точно также и жертва, о которой сказал Христос, пребудет до тех пор, пока Он придет, — " до второго Его пришествия". В книге " О вере" на лис. 51 пишется следующее о тех, кто не имеет такого великого дара — святого причащения. " Пиите от нея вси, и утверждая, яко да не уничижит кто повеление его, научает сими словесы, аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти сына человеческаго, и не пиете крови его, живота неимате в себе". Вот, те, которые не приемлют причастия тела и крови Христовой, потому что говорят, что теперь нет его, действительно эти люди, как мертвые трупы: " Страшен ответ Христовых словес, яко истинна суть словеса его, сим заключает, небо и земля мимо идет, словеса же мои не мимо идут". Не зря это сказано. Нет. " Кто не ужаснется от вышереченнаго запрещения и не послушает гласа Господня, разве той иже живот вечныи погубити хощет". Кто не причащается? Кто? Разве тот " иже живот вечный погубити хощет". Вот вы куда ведете свой народ. Тот только не послушает этого гласа, кто живот свой не жалеет и хочет его погубить. Также на слова ап. Павла пишет и блаженный Феодорит епископ Кипрский: (ч. 7, стр. 248). " Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет". Почему это только до второго пришествия, почему же не дальше? Блаженный Феодорит отвечает: " Ибо по пришествии Его не будет уже потребности в назнаменующем тело". А почему? Ответ: " потому что явится Самое Тело. Поэтому и сказал апостол, дондеже приидет". Почему нам не нужно будет во втором пришествии то, что совершаем теперь — предложение тела и крови Христовы под видом хлеба и вина? Почему? А потому, что сам Христос придет, — Самое Тело явится", тогда подобия его не нужно будет. Вот почему ему и указано быть до второго пришествия Христа. Об этом, что жертва пребудет до второго пришествия Христова, я еще прочту свидетельство из " Толковаго Апостола" (лис. 536 обор. ). " Елижды аще бо ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже убо приидет. Толкование Златоуста. Ибо егда вразумееши, что тебе ради Господь твой претерпе, премудр будеши. Сие бо знаменает глаголя, елижды аще ясте, смерть Господню возещаете. А яко даже д о в т о р а г о е г о п р и ш е с т в и я п р е б у д е т, наведе, дондеже приидет". Я не знаю, какие еще нужно доказательства из Св. Писания за то, что жертва и священство пребудут до второго пришествия. Это обетование сильное и непобедимое и как нельзя приостановить продолжение рода человеческого, так нельзя приостановить и приношение этой жертвы. Я повторю место, прочтенное мною в " Кирилловой" книге, потому что к доказательствам, прочтенным мною, мой собеседник, даже не подходил, он только говорил, что — " еретическое причащение", " еретическое священство"... Да никто не заставляет вас принимать еретическое. Если вы говорите еретическое у нас, то покажите, где у вас не еретическое, потому что сказано: жертва и священство пребудут до скончания века, а если у вас нет, значит Церкви Христовой нет у вас. Значит Христос не о вас это сказал. Книга " Кириллова" (78 лис. об. ) говорит: " И се есть жертва, которую церковь християнская от язык избранная приносит во всем мире Господу Богу, и до скончания века приносити имать, тело и кровь Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, в память смерти его. И сие пророчество по истине ко уверению, понеже сильно, и непобедимо есть". Чем нам вспоминать его божественное искупление рода человеческого от греха? Да только тем, что причаститься тела и крови под видом хлеба и вина, как это было на тайной вечери. В тех обществах, где это не совершается, там забыли, что Христос страдал, мало того, что забыли, вспомнить не хотят. Вот где горе, вот где глад души! Я считаю достаточным приведенных мест в доказательство пребывания священства и жертвы до второго Христова пришествия. Заканчивая свою речь, я опять напоминаю моему почтенному собеседнику: не нужно говорить о еретиках — о тех или других, это к вопросу не идет. Я от вас одного прошу, я от вас прошу немногого. Вы много больше даете, но не к делу. Укажите мне пожалуйста: где в Священном Писании сказано, что жертва и священство не пребудут до второго пришествия? Если этого не покажете и у себя не имеете, то у вас не Церковь Христова. Так будьте любезны, Лев Феоктистович, покажите мне: где написано в Священном Писании, что жертва и священство не пребудут до второго пришествия?
Л. Ф. Пичугин. Прошу вашего внимания! Вы изволили выслушать опровержение на сказанную мною речь моего собеседника. Но, к сожалению моему, мой собеседник все говорит о той тайне и о том священстве, что некогда было. В древнее, как в священство, так и тайну причащения, мы верим, и молим, чтобы Господь сподобил нас причаститься сего великого дара духовно, в силу настоящей нужды. Верим также и молимся тем святителям, которые были православными и святыми руками которых строились свято-церковные таинства. Но ведь это время прошло. Вы войдите в себя, почтеннейший мой собеседник, и спросите свою совесть, в какое время мы живем? Ведь то священство, о котором вы говорите и свидетельствуете, прекратилось. То священство было подлинно Христово, оно шло преемственно от апостолов и, как драгоценный дар Исуса Христа, текло благодатною рекою от лет проповеди Евангелия до лет 1666 г., что подтвердили и вы сами, что подлинное преемство благодатной хиротонии порвалось на этом числе. Это фактически подтверждается и тем, что у вас не было священной хиротонии около 200 лет. Вы этим сами доказали, что Христова хиротония прекратилась в 1666 г., а потому и священство, — ибо одно без другого не бывает. Между тем вы забываете то, что должны бы помнить, что Павел, епископ коломенский, был епископом страдальцем и исповедником, ведь он мог бы возстановить священство по образу Евсевия Самосатского, который, прикрываясь воинскими одеждами, во время арианской ереси, ходил по градам и ставил епископов по нужде один. Поэтому если Павел Коломенский не поставил епископа для продолжения священства, то не потому, что не был в состоянии поставить, а потому что так Богу было угодно; следовательно, пришло то время, когда нечестию всецело нужно было проявиться на свет. Бог и попустил духа лести искусить весь мир. Но вы говорите все время о том священстве, о котором мы лучше вас знаем и лучше вас верим в него, потому что оно было законное. Мы верим также, что и хиротония та была преемственная от апостолов. Так не о том времени и священстве вам нужно разсуждать, о котором у нас с вами не может быть спора, а нужно говорить о том времени, в которое мы живем, о том священстве, которое мы видим. Вы здесь говорили, что поморцы в построенном здесь храме устроили буфет вместо алтаря. Не понимаю человека, о чем он заговорил. Позвольте вам заметить, мои дорогие по вере братья, ревность которых превзошла всякие ожидания, построили нам такой великолепный храм для принесения молитв Господу Богу. Если бы у них не было живой веры, не было бы и такого храма; если бы не было у них надежды на Бога во спасение, не было бы к тому и такого усердия. Но уверяю вас, у моих по вере братьев не было и мысли, чтобы сделать алтарь. Они знали, что священства нет, и вместо алтаря сделали совещательную комнату духовных лиц и совета, где в конце соборных заседаний, за неимением места, некоторые из братии благоговейно вкушали пищу. Скажите, а в древнее время не ночевали в церквах? В древнее время не обедали в церквах? Были случаи, что и скотов вводили в церковь, но церковь от этого не повредилась. Никто не смеялся и не издевался над этим, а мой собеседник как раз не к месту заговорил о каком-то буфете, которому здесь нет места. Мои дорогие по вере братья ничего противозаконного в этом не сделали, что устроили совещательную комнату за иконостасом, не претендуя ни на какой алтарь; а вы, воспаленные желчью зависти, пустили в публику такие слова, что у поморцев за иконостасом устроен буфет, но публика оценит это и поймет, что все ваши укоризны не стоят ничего. Еще вы сослались на 445 лист книги Никона, Черныя горы, где беседует святой Златоуст, говоря: " Предстоит Христос ныне иже трапезу украсивый, ону, той и сию украшает ныне. Не человек бо есть творяй предлежащая быти тело и кровь Христову, но сам распныйся нас ради Христе, образ исполняя стоит священник глаголы вещая, сила же и благодать Божия есть, се есть тело Мое рече. Сий глагол прелагает предлежащая". Я хорошо понимаю, что все это было в прежние времена, а в данное время Христос уже не предстоит при современном вашем священстве. Я вас не ввожу в заблуждение по отношению священства, вы же сами доказываете, что кроме вашего священства всякое другое лишено благодати. Если вы говорите, что до второго пришествия Христова будет приноситься жертва в церкви, то нужно указать — в какой церкви. Приносится ли в греческой и господствующей в России церкви святая жертва? Фактически подтверждаете сами, что нет, ибо называете оные еретическими. Приносится ли в армянской церкви? Нет. Потому что армяне еретики. Приносится ли в западной католической церкви? Подтверждаете также, что папа отпал от истины и что с ним пали в ереси все западные страны. Зачем вы идете так скрытно и негласно говорите, что у вас только — истина, у вас — священство и жертва, а кроме нигде нет. Зачем же вводить в заблуждение себя и такой избранный народ, который здесь 4 дня с благоговением слушает наши состязания. Говорите открыто о своей церкви, о своей жертве. Так я вам скажу, что ваша жертва и церковь не живая — Христова, а искусственная, человеческая. На деле доказано, что священство получено вами оттуда, откуда, как вы сами сказали, ничего доброго и святого не может быть. (Голоса: " Не по вопросу" ). Нет, по вопросу. Собеседник мой привел слова апостола: " Ядый и пия недостойне" прямо на нас. Ведь я не обижаюсь на то, что сказал мой собеседник, что апостол говорит это будто бы о поморцах: " Неужели поморцы недостойны, что никто из них не причащается 250 лет", — сказал мой собеседник. Я скажу на это: если поморцы не причащаются 250 лет, то только потому, что не хотят причащаться от еретиков, но не по прихоти, не по неприязни к святыне, а в силу крайней необходимости, потому что все священство пало в ереси. Я прочту здесь место из святого Евангелия. Спаситель Христос в прообразе сказал следующую притчу на это время. — Евангелие Луки, зачало 87: " Яко же бысть в дни Ноевы, тако будет и в дни Сына Человеческаго, ядяху, пияху, женяхуся, посягаху, до негоже дне вниде Ное в ковчег, и прииде потоп и погуби вся. Тако же и яко же бысть в дни Лотовы, ядяху, пияху, куповаху, продаваху, саждаху, здаху. Вонь же день изыде Лот от Содомлян, одожди камык горящ, и огнь с небесе, и погуби вся. Потому же будет и в день, в онь же Сын Человеческий явится. В той день иже будет на крове, и сосуди его в дому, да не слазит взяти их". В этот день, в то время, когда будет соблазн по вере и жизни, когда явятся лже-пророки, когда возстанут лже-христы, тогда тот, кто будет на кровле, то-есть наверху добродетелей и истинной веры, да не возьмет чего-либо ему принадлежащее внизу, ни сосуда: " В той же день антихристова пришествия, сый на крове, еже есть на высоте добродетелей, да не слазит, ниже ослабеет, коего ради извета житейскаго: все бо житейское глаголются сосуди быти человеком. — Тем ни иже на высоте добродетели стояй, слазит житейских деля, и отпадет своея высоты, но да стоит противу злобе, и да не умолчит". Вот что означают эти слова. Дальше говорит Христос: " Поминайте жену Лотову". Скажите, мой почтенный собеседник, почему Христос Спаситель здесь не упомянул Лота, а только жену Лотову? Я обязан объяснить это: Лот святой жил в Содоме и Гоморре, жители которых настолько разгневали Бога, что Бог решил их погубить за их нечестие. Послав ангелов, Бог сказал Лоту: " Изыйди, да не и ты погибнеши в беззаконии града. И бысть егда изведоша я вон, и реста спасай и спаси душу твою, не озирайся вспять, ни постой во всем пределе сем". Лот, выходя из города, следуя заветам Божиим, не оглядывался, а что сделала жена Лотова? Ей стало жалко того, что у ней имелось в Содоме и Гоморре, она оглянулась назад и превратилась в " столп слан". Я привел эту притчу не простого смертного человека, эта притча самого Спасителя Христа. Пред словами Христовыми мы должны благоговеть, слова Его слушать с сокрушением сердца и умилением, ибо она относится к настоящему времени: " Бог притчею сею наносит указ жену Лотову, яже возвращьшися в столп слан съседеся. Се же есть, не отшедши злобе, но пребы в тоя сланости, до конца зла бывши". Это событие было прообразом того, что случилось в дни, когда наши предки получили удар, когда поколебалась вера в Церкви. Скажите, кто из наших предков, подобно Лоту, бежал, не озираясь на нечестие, и кто, подобно жене Лота, оглянулся на нечестие? Поморцы, предки наши, страдальцы Соловецкого монастыря, в лице Павла Коломенского, видя потрясение веры, пошли путем личного спасения и ни разу, проходя соблазны, не оглянулись вспять, а ваши предки, подобно жене Лотовой, оглянулись назад, жалея о попах, и остолбенели, говоря: " А как без попов пойдем ко спасению? " Забыли исход Лота и, потеряв надежду на Бога, оглянулись на священство еретическое, и осолонели. В таком оцепенении и находятся доселе все поповцы. Вот что означает эта притча. Далее, у моего собеседника в речи говорилось: " неужели антихрист сильнее Бога? " Что вы, что вы, дорогой мой собеседник. Я не полагал, чтобы вы взяли такое направление, сделать антихриста сильнее Бога! Нет, нет! Не антихрист сильнее Бога, а Бог сильнее антихриста. Бог, по немощи нашей, попустил духом лестчим искусить мир. Он положил в притче, что жених придет в полунощи. Кто будет его ждать по вере до конца, тот войдет с женихом в чертог, а кто ослабеет, тот будет вне чертога. Так и антихрист прельстит людей не по его собственной силе, а по неверию людей, каковые, не терпя нужды и не веря истине, поступают ложно. Вот, чтобы отличить истину от лжи, Бог и попустил антихристу искусить весь мир. Избранные, как потерпевшие, пойдут в живот вечный, сказал Христос, а которые соблазнятся, пойдут в огнь вечный: " Претерпевый до конца, той спасется". Таковы слова Божии, сказанные по отношению антихриста и его прелести. Затем, вы прочитали слова из книги " О вере", лист 51-й: " Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына Человеческаго, и не пиете крове Его, живота не имате в себе. — Кто не ужаснется от вышереченнаго запрещения и не послушает гласа Господня. Разве той, иже живот свой погубити хощет". Слова эти лежат в Евангелии Иоанна, в главе 6: " Аз есмь хлеб животный, отцы ваши ядоша манну в пустыни, и умроша. Сей есть хлеб сходяи с небесе, да аще кто от него яст, не умрет. Аз есмь хлеб животный, иже сшедыи с небесе, аще кто снесть от хлеба сего, жив будет в веки. И хлеб его же аз дам, плоть Моя есть. Пряху-же-ся между собою жидове глаголюще: Како может сей нам дати плоть свою ясти; Рече же им Исус: Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плотн сына Человеческаго, и не пиете кровь Его, живота не имате в себе". К кому же слова эти были обращены, — к верным или неверным? Спаситель Христос всегда говорил, смотря по приключению: притчами, назидательно и обличениями. Так и в этом случае, когда жиды увидели, что Христос сотворил чудо, пятью хлебами и двумя рыбами насытил 5000 человек, и хотели Его поставить царем, чтобы всегда тунеядствовать, но Спаситель сел в корабль и отплыл на другой берег. Жиды отправились за ним, и Он им сказал на вопрос:
|
|||
|