Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОБЕСЕДОВАНИЕ ПЕРВОЕ 16 страница



Пастухи, это святые апостолы и святые мужи, истинную имеющие хиротонию, так как пастухи в бренном образе человеческом занимают место ангелов. Ангелы — это небесные благовестники Божии, а имеющие истинную хиротонию священники, это благовестники земные.

А в церкви еретической, которая взята от Вавилона, будут при­сутствовать и служить звери, драконы. Драконы — это змеи, в духовном смысле, а страусы — это гордые люди. А косматые? Вы можете сами по­нять. Филины — это птицы, которые кричат ночью. Так защищающие еретическую хиротонию, это филины, кричащие во тьме заблуждений, и сирены, которые красиво защищают ложь.

Всякий верующий в Господа, всегда разрушает Вавилон, т. -е. обличает ложное учение еретиков. Вавилон же в переносном смысле, означает смешение. А где смешение? Вот у этих господ. А чем они смесили себя? Хиротониею и крещением еретическим. Этот Вави­лон постоянно разрушается свидетельством Святых Писаний, как разрушается и здесь теперь.

В этом обществе, как в Содоме и Гоморре, смешанное священ­ство, смешанная вера, в нем не будут наслаждаться благодатию свя­тые мужи, отдыхать пастыри, т. -е. святые отцы, пасущие стадо Христово; наоборот, там будут отдыхать звери, драконы и страусы и будут ска­кать косматые.

Итак, я доказал, что последний антихрист пришел в 1666 году, что от этого числа явился в лице Амвросия антихрист и у моих собеседников-поповцев, а потому и современное их священство, — не Христово, а антихристово. Сравнение митрополита Амвросия с антихристом я сделал совершенно подлинно и подтвердил этот факт свидетельством Писания. Я кончил.

Председатель (к публике). Господа, позвольте к вам об­ратиться с просьбой: держать себя тише. Если заметим у собеседника уклонение от беседы, то по нашим условиям другой собеседник в своей речи должен объяснить это слушателям.


Ф. Е. Мельников. Почтенное собрание! Последняя речь моего собеседника есть сплош­ное доказательство того, что он не в состоянии указать нам последнего антихриста. Самая речь его есть факт, опровергающий в корень существование того общества, которое он защищает. Что мы слышали в последней его речи? Он вынужден в этой речи броситься со своим озлоблением на нашего иерарха — митрополита Амвросия. Заявив сначала, что антихрист явился в 1666 г., он отыскал его в 1846 г. Вот теперь вы должны помнить, особенно вы, братья безпоповцы, что антихрист совсем недавно явился, только в 1846 г. Это — Амвросий митрополит Белокриницкий. Чем же он доказал, что это антихрист? Вот чем: ведь Христос лежал в яслях, и Амвросию митрополиту, когда он скрывался от гонений и преследований, при­шлось скрываться в яслях. По этому-то сходству он и есть антихрист. Братие, я каждого из вас просил бы никогда не залезать в ясли, иначе г. Пичугин скажет, что и вы — антихристы. Вот каковы основания для того, чтобы признать Амвросия еретиком. " Во всем упо­добится Христу антихрист". Но известно, что когда Лев Феоктистович родился, его спеленали, и Христа спеленали. Значит, вот вам и еще один антихрист. (В публике смех). Вам, может быть, это смешно, но я говорю серьезно — с точки зрения моего собеседника. С своей точки зрения я считаю это достойным только осмеяния. Но в этом — основание безпоповцев, это, ведь, и есть тот фундамент, на котором зиждется все их отрицание нашей иерархии. Вот видите, насколько оно сильно, насколько оно очевидно. Амвросий был страдалец. А помните, апостол Павел, когда ему пришлось бежать из тюрьмы, не постеснялся спрятаться в кошницу. Он тоже антихрист? Разве мы не знаем, что когда мученики спасались, то не разбирали, куда спрятаться. Прятались в места самые укромные. Голову Иоанна Крестителя нашли в навозной яме. Значит он тоже антихрист? По­следняя речь Л. Ф. — это безспорное свидетельство, что наша иерархия законна.

Но обвиняя нас в том, что мы от антихриста взяли что-то, наш собеседник, да и вообще безпоповцы забывают, что они живут в этом мире, где и поповцы. Среди них есть многие лица, которые занимают и служебные положения в государстве. Товарищем предсе­дателя поморского собора был председатель виленского окружного су­да. А ведь это, по утверждению нашего собеседника, все антихристово дело. Безпоповцы настолько сблизились с мирской жизнью, что даже самое устройство духовной их жизни зависит от мирских властей. Они так переплели свои духовные интересы с жизненными, что не разга­даешь, где начинаются одни и кончаются другие. Так неужели все это — антихрист? Да этого никто из вас не посмеет сказать о себе. Не дерзайте говорить этого и о ком-нибудь другом. Мы, может быть, живем среди враждебных нам людей, не разделяющих наших верований, но все же эти люди входят в мир, который создан Христом.

Что же касается " косматых", о которых читал Лев Феоктистович, то понятно, кого он хотел под них подвести. Наших архиереев: у них, ведь, длинные волосы. Значит вот они и есть сыны диавола. Он забыл только, что некоторые апостолы тоже носили длинные волосы. Это — во-первых. А, во-вторых, в этой книге (блаж. Иеронима) говорится: " под косматыми же с поднятыми и стоящими волосами, разумейте демонов", а не попов. Настолько ослеплен злобой человек, что не разбирает, где поп, а где демон. Для него все кажется безразличным. А где же эти демоны бывают? А вот где: " Там, — отвечает блаж. Иероним, — где не отдыхают пастыри церковные, там где нет пастухов" (Твор. блаж. Иеронима, ч. VII, стр. 302). Так, там эти демоны. Я не буду говорить, где это место, где нет пастырей и где занимают их место демоны. Я боюсь оскорбить религиозное чувство тех людей, которые не имеют у себя пастырей. Но это сказал о себе Лев Феоктистович.

Вот каковы основания у моего собеседника.

Что же касается самого антихриста, о котором он должен вести сегодня собеседование, так он о нем ни слова не сказал. Вычитывал много из " Маргарита", из " Просветителя", из Иеронима, из Василия Великого о том, что еретиков называют антихристами. Да разве я в своей предыдущей речи не сказал того же самого, что действитель­но еретиков называют антихристами; но это — не тот последний анти­христ, который придет перед кончиной мира и о котором мы сего­дня говорим. Я прочитал из книги " Кирилловой", что эти антихристы есть только предотечи тому последнему:

" Христос времене пришествия своего, и кончины века никому не сказа; токмо знамения некая и разделения поведа, ради а н т и х р и с т о в, к о т о р и и о н о м у п о с л е д н е м у а н т и х р и с т у ч е л о в е к о в вкупе приведут, иже прежде его пришествия востати имут, и изменят дела и глаголы зрящии, и приидут их же ожидаем чуднее и паче сих" (Кн. Кириллова, лист 19).

Как тогда были антихристы, но они служили тому будущему антихристу, так и теперь. Когда сочинялась книга " Кириллова", при отступлении униатов в католичество, эти лица (отступники) тоже были антихристы, но они только предотечи " оному последнему антихристу". А об этом-то последнем мой собеседник ни слова и не говорит.

" Тако же и нынешним, - говорится в другом месте кн. " Кирилловой", - многим лжехристом един есть наивысший папа, иже оному последнему антихристу предотеча" (Лист 47).

Вот в чем дело. Я говорю о " последнем" антихристе, который явится собственным лицом, как явился Христос, а он нам гово­рит об антихристианах. В кн. " Кирилловой" на 45 листе, который он собственно и читал, говорится, что антихрист и жидов и других

" прельстит, иже они его надеются, да с ними пребудет. А окрестныя же царьства и власти, и всех человек, своим волшебством и чародейством преведет к себе" (Кн. Кириллова, лис. 45).

Дальше говорится: " есть еретики, но предотечи тому антихристу". Ясно, что прочитанное собеседником место не только не относится к делу, но только затемняет вопрос, поставленный сегодня. Хотел он напугать нас проклятием, изложенным в Чиновнике (в Потребнике), где говорится: " Проклинаю всех тех, иже антихристова чающих прихода". Чающих последнего антихриста, т. -е. ждущих, тех про­клинаю. А так как вы, — обращается он к нам, — ждете антихриста, то, следовательно, вы и прокляты. Неправда, клятва эта к нам не от­носится. Несколько далее говорится, о ком это сказано. Это тот проклинается, который ждет антихриста, как Христа и уготовляет ему какую-нибудь жертву и принимает, как Мессию (Б. Потребник, гл. 74, лис. 55). Это говорится против иудеев. Зачем же у человека хватает смелости, — скажу дерзости, — читать это проклятие нам. Да разве мы ждем антихриста, как Помазанника? Мы ждем его, как врага и про­тивника. Вот последняя книга, которая была издана не задолго до Ни­кона, книга " Кириллова", на 38 лис. обор. говорит:

" И удалишася человецы от добрых дел, и изволиша лучше прелестное, нежели похваляют самую истину. И се есть уже отступление, и о ж и д а е м в р а г а, иже по малу пошлет пред собою предотечь своих, даже и сам на готовое пришед, останок уловит".

Из этого места прежде всего ясно, что наши отцы точно различали антихриста последнего от обыкновенных антихристинят. А, во-вторых, когда были антихристинята или антихристы мнози, они не стесняясь прямо говорили: " ожидаем врага". Значит они прокляты? Значит г. Пичугин должен подвести всех под анафему н считать осу­жденными страшным проклятием.

Как наш собеседник ни старался протолковать антихриста в духовном смысле, это ему не удается, потому что об антихристе определенно говорится, что он будет собственным лицом так же, как и Христос. Кроме того, обозначен срок, что он будет цар­ствовать три с половиной года. Мой собеседник, не имея у себя ни одного доказательства о том, что антихрист долгое время будет царствовать, вынужден поэтому или замалчивать мои доказа­тельства, или перескакивать с 1666 на 1846 год, когда пришел к нам Амвросий митрополит. Он читал из книги " О Вере", что антихрист должен быть в 1666 году. Но кто он? По его речи можно было понять, что он намек делает на Никона или на всех отступивших тогда епископов, а решительно сказанного им ничего не было. И вот почему. Если бы он сказал, что Никон настоящий последний антихрист, то как же Амвросий? Был бы сверх последним? А также потому еще не сказал: что если сказать, что Никон был последний антихрист, так ведь, господа, Никон давно уже умер, значит те­перь среди покойников находится антихрист. Я думаю, такие основания приводить в свою защиту не служит достоинством моего собеседника. В книге " О Вере" не сказано, что антихрист пришел в 1666 году. Что здесь говорится? Кто из нас знает, что в 1666 году явится это лицо. Мы, — говорит, — не знаем этого, мы чувствуем, что приближается время, когда явится сам антихрист, а в этот момент (1666 г. ) — или он будет или его предотечи. Это опять-таки гово­рит о том, что антихрист отличается от антихристиан, что между предотечей и антихристом есть разница, иначе сказано было бы: придут еретики, т. -е. антихрист последний. Затем, здесь сказано только гадательно. Мы не знаем то будет или другое, а чтобы не ошиблись, говорится так: Смотрите предотечев этих будет много, их будет несколько, " а той антихрист человек будет, беззакония сын", т. -е., будет один человек, следовательно, он отличается от всех остальных людей. Он здесь обрисовывается в особом образе, как антихрист, в котором средоточена или воплощена вся диавольская злоба. Я спрашиваю: кто же такая личность? когда она яви­лась? Пусть нам укажет. Наш собеседник ее указать не может, поэтому он бросился в разные витийства.

Он хотел доказать, что " отступники" это — епископы. В древ­ности тоже были такие лица, которые заблуждались так же, как и наш собеседник. Они говорили, что антихрист царствовать будет долго.

" Он же, — говорится в толковании Иоанна Златоуста в " Толковом апостоле", не тако долго пребудет якоже еретицы показуют на пастырех церковных, но токмо толико дней яко же выше от Даниила речеся. И сие же явственнейшими время извести, сиречь три лета и шесть месяцей, понеже писание час лето тамо нарицает" (Лист 550).

Он, — говорит Златоуст, — не так будет долго, как это думают еретики, а только три с половиной года, потому что писание явствен­но назвало " часом" год. " Час", это значит " время". Как и мы говорим: " у нас нет свободного часа", т. -е. нет свободного времени. Безпоповцы замечают иногда: сколько часов в 31/2 годах, столько должен царствовать антихрист. Я должен сказать, что в 365 днях, 8660 часов, а в 31/2 годах часов окажется 30, 660. Окажется, что антихрист уже очень долго будет. Однако, и стар же будет ваш антихрист.

Что, действительно, антихрист будет определенной личностью, об этом я читал ряд доказательств и, однако, мой собеседник обошел их молчанием. В Евангелии Сам Христос в беседе с иудеями говорил, что антихрист будет собственное лицо. Святой Иоанн Дамаскин на 265 стр. говорит: " Антихрист явится особливым образом, имеющим прийти при конце мира. Следовательно, не сам диавол делается человеком, подобно вочеловечению Господа, да не будет! но рождается человеком от блуда и принимает на себя все действие сатанино. Ибо Бог, наперед зная наглость будущаго произволения его, позволяет, чтоб диавол вселился в нем" (Твор. св. Иоанна Дамаскина, стр. 266). Не сам диавол придет, как мы его понимаем в смысле духа, в смысле зла, не таким образом он придет; но придет, вселившись в человека, как Христос Бог пришел в образе одного человека, и явится антихрист в одном лице. Мы теперь не видим его и утверждаем, что его еще нет. Потому-то мы и взяли иерархию от тех лиц, которые считаются еретиками и которых святая Церковь велела принимать. Антихриста же нам не указал и самый знаменитейший из всех безпоповских начетчиков, мой собеседник. Не может его указать потому, что этого " образа" нигде еще нет. Есть только предотечи его, есть отступники, но собственным лицом он еще не пришел. Те основания, на которые мы ссылаемся в течение этой беседы, решительно говорят об антихристе и пророках, что они будут чувственно. Наш собеседник об этих основаниях ничего не говорит. В книге " Протопоп Аввакум" Бороздина гово­рится: " А Никон, — писал Аввакум, — ведь не последний анти­христ, так шиш антихристов, бабо.. б, плутишко, изник в земли нашей. А которые, в зодийстем крузе увязше, по книгам смотрят, и дни, седьмицы разделяюще, толкуют, антихристом последним Никона называют, то все плутня, а не Святым Духом разсуждение" (Приложение, стр. 23). Было бы очень много чести Никону, если его признавать последним антихристом, он просто " шиш антихристов". Наш общий предок, протопоп Авва­кум, убеждает своим огненным языком: " не верьте этим плутням, последний оный антихрист при Никоне еще не пришел". На стр. 35 той же книги говорится: " И самого еще антихриста нет, не видим и не слышим, не ужасайтесь, предотечи же его быша мнози, и ныне есть, и по сих еще и инии будут до сына погибельнаго". Вместе с нами и с протопопом Аввакумом все наши предки (дьякон Феодор, священник Лазарь и друг. ) говорили (см. кн. профессора Смирнова " Внутренние вопросы в расколе", стр. 8—9), что антихрист еще не явился теперь и явится определенной личностью, а также пророки Илия и Енох придут собственным лицом обличать антихриста. Таким образом, должно быть понятно для вас, почтенные слушатели, что этого антихриста последнего, по толкованию святых отцов и наших предков, еще нет; да и сама жизнь своею наличностью доказывает, что этот тиран, который превратит весь мир, еще не пришел.

Сколько же он лет будет царствовать? Моему собеседнику нужно было доказать, что он будет царствовать по крайней мере 250 лет, начиная если от Никона, а если он считает от папы римского, то, пожалуй, еще прибавить нужно 300 — 400 или 500 лет, так что, по его счету, антихристу будет лет 800 или тысяча. А между тем свя­тые отцы решительно говорят, что это неправда и что антихрист бу­дет царствовать только 31/2 года. Святой Ириней Лионский говорит: " пол-седмица же (царства антихриста) означает три года и шесть месяцев" (Сочинения св. Иринея, стр. 501, изд. 1900 г. ). И на 512 стр. этой же книги говорится: " Когда же антихрист опустошит все в этом мире, процарствует три года и шесть месяцев и возсядет в храме иеросалимском, тогда придет Господь с неба на облаках в славе Отца, и его, и повинующихся ему пошлет в озеро огненное".

Блаженный Августин, сочинения которого утвердил VI вселенский собор, в разных своих сочинениях решительно заявляет, что антихрист будет царствовать только 31/2 года. Вот что он говорит в VI части своих творений на стр. 198: " Будет же он освобожден тогда, когда и в р е м е н и б у д е т м а л о: потому что всеми своими силами и силами своих сторонников он будет свирепствовать, по словам Писания в т е ч е н и е т р е х л е т и ш е с т и м е с я ц е в; и когда те, с которыми ему придется вести войну, будут таковы, что подобное нападение и ковы не в состоянии будут победить их". На 211 стр., того же сочинения говорится: " Следует ли время антихри­ста полагать числом много лет или числом тысяча лет? ". Даже таким вопросом занимался блаженный Августин, какой мы теперь ставим нашему собеседнику и отвечает, что антихрист будет цар­ствовать только три года и 6 месяцев, " будет малое время". На стр. 213, того же сочинения тот же отец говорит: " Таким образом в течение этих 31/2 лет души убитых за свидетельство Его, как разлучившияся с телами прежде, так и те, которыя имеют разлучиться во время того последняго гонения, будут царствовать со Христом, пока окончится смертный век и перейдут оне к тому царствованию, в котором смерти не будет. Поэтому для царствования святых со Христом будет большее число лет, чем для заключения во узы и ли­шения свободы диавола: они будут царствовать с Царем своим, Сыном Божиим, и в т е т р и с п о л о в и н о ю г о д а, когда диавол не будет уже связан". На 241 стр. этого же сочинения блаженный Августин говорит: идет речь у нас об антихристе, именно о том месте пророка Даниила, где сказано: " и дастся в руку его даже до времени, и времен и полвремени". " Но что речь идет о царстве антихри­ста, по отношению к Церкви весьма жестоком, хотя имеющем продер­жаться н е б о л ь ш о й п е р и о д в р е м е н и, пока святые на последнем Божием суде получат вечное царство, то в этом не усумнится и тот, кто читал бы приведенныя слова в полусне. Что в р е м е н, в р е м е н а м и и п о л у в р е м е н е м о б о з н а ч а е т с я г о д, д в а и п о л г о д а, и, с л е д о в а т е л ь н о, т р и с п о л о в и н о ю г о д а, это видно из приводимого несколько ниже числа дней, и поясняется иногда в Писаниях числом месяцев" (часть 6, стр. 241—242, блаж. Августина).

Даже сонливые люди должны понять, что будет царствовать антихрист короткое время, что " время, времена и полвремене" означают: год, два года и 6 месяцев, следовательно, 31/2 года. В книге " Кирилловой" на листе 52 об. говорится:

" Будет же антихристова царьства т о к м о п о л ч е т в е р т а л е т а. Не пророчествую же, но от пророка Даниила глаголю. Тако пишет дастся в руку его до времене и времени, и пол времене; время есть год един возрастет пришествие его. А два времени другия лета злобы его, и тако суть три лета. А пол времени есть, шесть месяцев".

Я разобрал, почтенные слушатели, все то, что было сказано моим собеседником, вы можете в достаточной степени проникнуться сознанием, что почва, на которой мой собеседник обосновывает свои воззрения о времени антихриста, есть очень шаткая, что у него нет из Священного Писания точных и ясных данных, и потому он должен прибегать или к казуистике, или ссылаться на чуждых нашей Церкви писателей, протестантов немецких, какого-то Хераскова или же хулить нашу иерархию. Вот какие основания моего собеседника. На моей же стороне целый ряд свидетельств. Пред вашим лицом являлись все святые отцы Церкви. Они говорили: не страшитесь пока антихриста, есть предотечи его, но его самого последнего еще нет, а если он при­дет, а он несомненно придет, то будет царствовать только три с половиной года, и Бог его убьет духом уст Своих. Я спрашиваю опять моего собеседника. Пусть он укажет точно, ясно и определенно: в лице кого же, в какой определенной личности выразился антихрист, а также с какого момента он царствует и владычествует в мире?

 

Председатель. Теперь осталось две речи, одна речь продлится 20 минут, Пичугина, и вторая речь, которая продлится 10 ми­нут, Мельникова. В этих последних двух речах собеседники, по условию, не должны приводить новых свидетельств, а только разо­браться в сказанном и подвести итоги.


Л. Ф. Пичугин. Итак, дорогие слушатели, беседа клонится к концу. Мой собеседник достаточно показал, что он в понимании Святого Писания от­крыто следует только букве, не вдумывается, и самого главного не может понять. Антихрист, говорит он, придет для того, чтоб завла­деть всеми христианами. А я бы спросил, согласно верования Федора Ефимовича и его общества, сколько осталось христианского мира, в срав­нении с ними? Они ведь — мельчайшая частица в мире, все христианские народы не с ними, а тех, которые не с ними по вере, они называют еретиками, тогда, следовательно, антихрист только к ним придет. Всех народов христианских, не входящих в составе Белокриницкой иерархии, они прямо называют еретиками, или проще называют всю господствующую и царствующую церковь вавилонской блудницей. Так я сказал вам и повторю, что в этой самой вавилонской блуднице они себе и взяли еретика Амвросия, а потому и сообщились сами первые с Вавилоном. К вам ли только придет антихрист или ко всему миру? Рим, Малую Азию, Восток и многие другие народности, кто поработил? Кто поработил римскую страну, эту красоту христианского мира? Кто Малую Россию поработил? Антихрист! Ведь Малая Россия была пора­бощена около 1666 года, а о последнем было предусмотрено Св. Писанием, что всякий верующий христианин должен быть готов на брань духовную, не с еретиками, как частными предотечами, а с самым последним врагом рода человеческого — диаволом! А кто изо­бражается в лице диавола? Отступники. На этого-то отступника, которого они в данное время признают еретиком, древняя святая Церковь писанием в книге " О вере" и указала, как на антихриста. Подлинно, что мой собеседник своим непониманием таинственных Писаний и фактами своего вероучения обличается сам собою. Приступлю к разбору. Мой собеседник взял мои свидетельства блаженного Иеронима, часть 7, стр. 302, а читал стр. 301, где сказано: " косматых же, которые по еврейски называют " Феодотион", перевел: с поднятыми и стоящими волосами", а сирены, это демоны, а не попы.

Скажите, дорогие слушатели, сколько нужно было смелости чело­веку. Слова: " а не попы" — здесь не написано. Это он прибавил от себя. А для чего? Щадя своих попов-еретиков. Я вам уже говорил, что они третью беседу состязаются со мною, защищая еретиков и их таинства.

Наконец, о последнем проклятом антихристе состязаются, до­казывая, что он еще не пришел. Но оставим критику. Вот, говорят, " Лев Феоктистович приравнял рождение антихриста в лице нашего митрополита Амвросия". Я взял пример Спасителя нашего Христа к антихристу от Писания. Ипполит, папа римский, сказал: " всегда во всем хощет уподобиться льстец Сыну Божию". А между тем, когда еретик Амвросий шел для прелести к вам, он тоже ложился в ясли, как и Спаситель Христос, когда пришел спасти мир, по бедно­сти места был положен в ясли. Сличение точное, но разница в суще­стве: Спаситель пришел от Отца и от Небес, а Амвросий от бесовского Вавилона и сам от себя. Так я сделал сравнение по существу вопроса, и мне думается, что обижаться вам на это нет основания. Вы говорите, а " Лев Феоктистович когда родился, его тоже спеленали". Лев Феоктистович родился, как и всякий рождается, младенцем, и никакого сравнения в этом нет. Младенцы ведь только чувствуют, но прельщать еще не могут. Но в возрасте Лев Феоктистович нико­гда в ясли не ложился, чтобы кого-либо прельстить, и никакого не возстановлял священства. Так и это ваше сравнение меня нисколько не касается, и не касается моего рождения. Вы сказали еще, что апостол Павел в Дамаске спустился в корзине. И здесь нет для вас оснований так опрометчиво ссылаться на Павла, ибо апостол Павел был святой муж, Христа служитель, спасался в корзине, потому что его искали убить за веру, но кто же был ваш Амвросий? Еретик, как сами вы сознались! Разница очевидна. В этом, оказывается, вы же­стоко ошибаетесь. Хотели что-то сказать по отношению меня, но неудачно.

Дальше вы прочитали из Апостола толкового лист 550, где гово­рится, что антихрист придет и будет жить на земле три с половиной года, т. -е. 42 месяца. Посмотрим, как это объясняет Святое Писание. Я объясню это по существу вами сказанного. (Председатель останавливает). Нет, нового я не буду приводить, а скажу только про эти " три с половиной года, которые поставил на вид мне мой собеседник. Так вот что значат эти три с половиной года. В Толковом Апока­липсисе Андрея Кессарийского, стр. 104, пишется:

" Четыредесят же и два месяцы, значущии краткость лета, еже держати тайны новаго завета, даже до втораго Христова при­шествия непщеваша".

Следовательно, три с половиной года, если их считать, составят 42 месяца; и эти 42 месяца являют собой " держание Новаго Завета от начала и до пришествия Христова". Получается, что эти три с полови­ною года идут от Христовой проповеди первой и до второго Его пришествия. А вы заключаете в букву 31/2 года! Так вот, дорогие слуша­тели, эти три с половиною года означают время от проповеди Хри­стова Евангелия и до второго Его пришествия. Так это не имеет ника­кого отношения к 31/2 годам чувственным.

Дальше мой собеседник говорит: " а вот если считать год в 365 дней, то получится около 8000 часов, тогда уж и антихрист, если считать Никона, будет довольно стар". Не понимаю, откуда взял та­кое направление человек кощунствовать по отношению Божественного Писания! Ведь Святое Писание говорит, что антихрист есть еретик. Я не сказал, что Никон. Вы напрасно прежде времени возстановляете то, что не говорено. Я сказал, что такое еретик — вообще, и кто произошел от еретика, а между тем вы уже делаете вывод, что анти­христ — Никон. Вы хотите этой фразой, " Никон стар", как в театре польстить людям, но не понимаете, что здесь есть люди и набож­ные. Скажу вам и на это. Пусть будет антихрист стар, он живет давно; но кто же главный антихрист? По Святому Писанию — это сатана, который прельщает мир еретиками и порочными людьми. А вы хотели пустыми словами ввести публику в заблуждение и потеху, что анти­христ, если считать Никона, довольно устарел. Так это не к чести вашей.

Еще вы привели достойное себе апокрифическое свидетельство Смирнова, что яко бы Аввакум говорил о Никоне: " он не антихрист, а только шиш антихристов". Вы читали выдержки из письма, будто бы Аввакумова, но письма эти фальшивые, заведомо написанные посто­ронними. Аввакум этого никогда не говорил и не писал. Аввакум Никона признавал совершенно чуждым благодати и церкви. Эти письма подметные, умышленно составленные вашим чернецом Ионою Курносым, а вы не стыдитесь честной публике читать такие ложные письма!

Я читал из книги Кирилловой, что еретики-антихристы, а вы только повторили мои слова и не сделали никакого вывода. Я прочту это свидетельство.

" Жидове же того ради Мессию ожидают, даже и глаголют, яко еще пришествия Его не пришли еще лета. Такожде и еретицы, да быша человецы не познали, яко уже лета пришли, из них же антихристу последнему востати". (Кирилл., глава 4).

Как жиды скрывают приход антихриста, так и еретики скрывают приход антихриста. Если так же приход антихриста скрывает мой собеседник, то он участник еретиков и жидов. В том же месте книги Кирилловой, слова апостола Иоанна Богослова:

" Дети, последняя година есть, и яко же слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози беша".

Апостол первых и последнего одинаково назвал антихристами, и подразумевал отступников.

" От нас бо, рече, изыдоша, но не беша от нас".

А ниже сказал что:

" антихрист уже в мире есть" (зач. 73).

А антихрист не только что пришел, но уже в мире есть. Итак, ожидать антихриста свойственно только еретикам и жидам, ибо он по Писанию уже пришел и царствует.

Но вот еще мой собеседник толковал Писание святого Ипполита, папы римского, в Соборнике, что антихрист еще не пришел, а придет. — Не антихристы, замечает мне мой собеседник, а антихрист, то есть, одно лицо, — один человек придет. Я прочту у Ипполита надсловие: " Блаженнаго Ипполита, папы римскаго и мученика слово в неделю мясопустную, о скончании мира и о антихристех". Видите ли, Ипполит беседует об одном, а в начале слова положено о многих.

Из этого получается, что все еретики — антихристы.

Первым антихрист явился в лице отступника Симона и последним в 1666 году, по книге " О вере", гл. 30. Здесь пришел последний антихрист в лице отступников и еретиков. Вот ответ. Но от этого последнего антихриста у вас и взята тайна хиротонии, которую вы в настоящее время открыто содержите. Поэтому-то ваше священство и не Христово, а антихристово. Святой Ипполит учит, как понимать анти­христа.

" Нужно бо вам, отверсти очеса сердец ваших и ушеса душ ваших и прияти, еже хощу глаголати слово". (Слово 3-е в нед. мясоп. ).

А разве у сердца есть очи? Так само собой понимается здесь, что таинственно будет в Писании говориться об антихристе. Нужно вам было бы отверсти очи сердца вашего, но не те очи, которые получили мы от природы, а духовные, и уши ваши. А разве у души есть уши? Чтобы понимать об антихристе, нужно иметь особые уши, о которых говорит Христос:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.