|
|||
СОБЕСЕДОВАНИЕ ПЕРВОЕ 17 страница" Имеяй уши слышати, да слышит". Таким образом, разобрав свидетельские данные моего собеседника, я должен вам сказать, почтеннейшие слушатели, что все свидетельства, которые я представил, доказывают, что последний антихрист в лице последнего еретика пришел по числу, еже о нем 1666, ибо о предотечах антихристовых и о самом последнем говорил великий Богопроповедник Иоанн Богослов, " Дети последняя година есть". А скажите после этого, сколько годин мы живем? " Година", — это семидесятая седмина Даниилова, а не 365 дней, как мой собеседник привел театрально и кощунственно. А апостол говорит, не только что последняя година есть, но " и последний час есть". А скажите, сколько сот тысяч часов мир живет с того времени? Так, дорогой мой Федор Ефимович, научитесь поближе понимать Святое Писание, если только угодно вам спасти душу, и вы узнаете, что Божественное Писание буквою не измеряется. Если хотите узнать тайну времени, безстрастно читайте Писание со вниманием и трудом. То что вы приводите по отношению Святого Писания, то так всегда все еретики мудрствовали, а Святое Писание учит глубокомысленно вникать в смысл Писаний, духовно разсуждать. Итак, подтверждаю: антихрист пришел и царствует, и мы безпоповцы-поморцы не по своей воле взяли такое направление — жить без священства, а по нужде, так как священство уклонилось на путь антихриста, на путь ересей и заблуждения. Ни мы, ни наши предки не хотим итти по пути заблуждения с еретиками-иерархами, вообще, и с вашим священством в частности, которое появилось на свет Божий только с 1846 г. Эта иерархия именуется Белокриницкой. Господа поповцы сами, как будто по какому-то внушению, называют свою иерархию не Христовой, а Белокриницкой. Христова иерархия не называлась ни московской, ни петербургской, ни константинопольской, а просто: благочестивой, православной и истинной, а поповцы дали кличку своей иерархии " Белокриницкая". Из этого названия видно, что их иерархия не от Христа, потому что не имеет преемства от него, так как на свет появилась всего только назад тому 63 года. Она произошла не от Христа, а от антихриста. Это я сказал на основании 13-й части блаженного Иеронима; сколько было на свете ложных учений, столько было и антихристов, а от последнего пришел к поповцам в 1846 году еретик-антихрист Амвросий. Теперь с нашей стороны доказано ясно, что мы отказались не от Христова священства, а от антихристова, тем более, что мы, очевидно, идем путем царским, не имея у себя ни еретического крещения, ни еретического священства, твердо держа правую веру, как чистейший кристалл, и потому, возлагая на Всемогущество Божие наши надежды и желания, веруем, что спасены будем. Если же кто поддастся ложному священству, тот погибнет. Но да избавит нас Господь Бог от такой погибели и сподобит нас получить царствие небесное со всеми святыми. Воздаю славу за настоящий подвиг Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и вовеки веком, аминь!
Мой собеседник старался в последней речи, да и в предыдущих говорить не об антихристе, а тем паче о пророках, а только, как бы резче выругать наших иерархов: " от антихриста ваша иерархия, вот какая ваша иерархия, она только существует всего каких-нибудь 60 лет", точно поморское согласие ведет начало от Христа, а вот наша иерархия будто бы недавно. Почему же мой собеседник, когда я вел речь о нашей иерархии, не был в силах доказать, что она незаконна. И замечательно, что на вчерашней беседе он доказывал, что при антихристе ничего нет, никакого таинства, никакого крещения, а сегодня у него антихрист оказался и с иерархией, и с таинствами. Мне думается, что прежде чем советовать мне получше и побольше узнать Писание, моему собеседнику необходимо разобраться, какого антихриста он признает, о каком он говорит: о том ли, который скрылся от гонителей в яслях на пути в Белокриницкий монастырь, или о каком-нибудь другом. Он сам-то еще не устойчив в своих убеждениях и не знает, как решить вопрос об антихристе. Последние доказательства, которых он по условию не должен был читать в последней речи, изобличают его в очень некрасивых делах и поступках. Послушайте, что он прочитал из Апокалипсиса: " Егда (глаголет) диавол Христу приражъся по крещении победися, и к святым апостолом въоруживъся, посрамися, видев я смертию жизнь обретшыя, и яко уж на земли обращатися, и витися, и землю ясти осужден бысть, сиречь, земная мудрования или помышления. Тогда паки начат Церковь гонити, мужеский пол, Божий люд, сластьми не ослабленны родившую и раждающую. Но из начала ей к Богу и к ближнему любовь (и) заступающий и пособляющий нас ради Распятаго промысла дан бысть. И два Завета, имиже всячески криле орле знаменуются, яко да сима высоко летающи в пустыню, всякоя прохладныя сладости жительством питаетъся. присно убо, в пришествии же антихристов наипаче, е м у ж е д е р ж а в с т в о в а т и р е ч е н н о е в р е м я, п о л т р е т и я л е т н а м н о з е п и с а н о б ы с т ь" (Толк. Андрея Кессарийского, лист 57, по изданию 1625, г. Киев). Что эти слова означают? Что 42 месяца, когда будет антихрист, хотя будет и короткое время, но и тогда будут таинства Нового Завета, и всегда будет причащение до второго пришествия Христова. Дальше говорится: " Четыредесят же и два месяца, являют, яко по попущению Божию, полчетверта лета область имети будет и хулы на Бога, и озлобления святых. Сень же Божия, и в плоти Бога слова селение сиречь, въчеловечение и покой в святых, на них же (всех) въхуление обратится" (там же, лист 60). Это место также говорит в мою пользу, говорит о том, что очень короткое будет царствование антихриста, только 42 месяца, что значит 31/2 года, и что даже и в эти 31/2 года, когда будут страшные гонения на Церковь кафолическую. Новый Завет, св. причащение в Церкви будет. Если вы верите словам святого мужа, так вы должны действительно решить вопрос: находитесь ли вы в этой кафолической Церкви, в которой есть причащение, или вы не в этой Церкви? Читает слово Ипполита папы римского. Это слово озаглавлено: " О кончине мира и об антихристах". Но прежде всего у св. Ипполита говорится не об антихристе только, а и об антихристах, а, во-вторых, заголовок написал издатель, а не сам святой Ипполит. В книге же его на Даниила написано: " Слово о кончине мира и об антихристе" (одном). Что, действительно, он и об одном последнем антихристе пишет, сказано на странице 74, что антихрист " имеет прийти самолично"; собственным лицом прийдет антихрист, говорит тот же святой отец (Твор. его, вып. II, стр. 74—75). Я указал на своих предков, что они также веровали, что антихрист будет самолично и чувственно, а не духовно. Мне заявляют, что я приводил подложные письма. Но это легко сказать, но сказать это еще не значить доказать. А я вам докажу, что это подлинные письма. В книге Смирнова: " Внутренние вопросы в расколе" приводится целый ряд исторических документов, которые подтверждают подлинность писем Аввакума (стр. по римскому счету LII): " Возникает вопрос о подлинности вышеупомянутого варианта, подлинный ли он? " " Отвечаем, — говорит проф. Смирнов, — что этот вариант подлинный, потому что он приводится во всех древнейших списках". В настоящее время открыты такие сочинения Аввакума, которые подтверждают, что взгляд, выраженный им об антихристе, как чувственном, есть действительно собственный Аввакумов взгляд. У проф. Смирнова указаны такие исторические документы, которые не оставляют никаких сомнений, что это письма Аввакума, и, следовательно, я не на подложные ссылался, а на действительные. Мой собеседник уклонился от вопроса о времени царствования антихриста, о продолжительности срока и выпустил из виду целый ряд свидетельств. Я хочу напомнить самые существенные из них. Кирилл Иеросалимский пишет: " Царствовать будет антихрист т о л ь к о т р и г о д а с п о л о в и н о ю. Мы говорим сие, заимствуя не из книг, коих богодухновенность неизвестна, но из Даниила. Он говорит: и дастся в руку его даже до времене и времен, и полувремене (Дан. VII, 25). Под временем разумеется один год, в который он явится и усилится; под временами следующие два года его законопреступнаго владычества, которые вместе с первым составят три года, а под полувременем разумеется шесть месяцев" (св. Кирилла Иеросалимского, стр. 323 324, " Огласительные Поучения", поуч. XV, § 16, изд. 1824 г. ). Итак, следовательно, он будет царствовать только 42 месяца. Ясно кажется, что вопрос об антихристе должен решиться в том положительном смысле, что его, как личности самообразной и собственной, в мире еще нет, есть только предотечи его, в число которых записал и меня мой собеседник. Он за меня даже огорчился, да сам попал в это число. Если мы принимали иерархию от еретиков, то мы принимали ее не от антихриста, а от того общества, от которого вселенские соборы признавали хиротонию действительной. Считают законными же наших трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, которые таким способом и от такой иерархии были рукоположены; если они святые, так и иерархия наша святая, если у них есть спасение, то и у нас есть спасение. Итак, вы должны согласиться, что этот вопрос решен и обоснован многочисленными свидетельствами из святоотеческого Писания и историческими документами. Что пророки Илия и Енох должны быть чувственно и что они еще не пришли, об этом сами безпоповцы молятся, именно, о том, чтобы Илия пришел. Они отсюда должны вывести заключение, что мнение Льва Феоктистовича о духовном пришествии пророков совершенно неосновательно. Излишне доказывать, что и антихрист в буквальном смысле этого слова еще не пришел и что нужно его, по словам книги " Кирилловой", ждать. Мне к вам, братья безпоповцы, хотелось бы обратиться с двумя-тремя словами: когда я начинал эту беседу, я верил, что она должна нас привести к объединению. Те горячие споры, которые она вызвала, пробуждают религиозное чувство. Выйдя отсюда после этих горячих споров, у себя дома, когда вы разберетесь в своем душевном состоянии, вы должны по совести решить вопрос: есть ли причина нам разделяться? Я утверждаю, что такой причины нет. Лев Феоктистович доказывает совершенно напрасно необходимость раздора. Когда не будет раздора, старообрядчество еще больше разовьется и расцветет, ибо старообрядческая Церковь единственно спасительна!
|
|||
|