Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОБЕСЕДОВАНИЕ ПЕРВОЕ 14 страница



Точно знал Златоуст, что нам придется беседовать с такими людьми, которые по-еврейски думают, что только одно пришествие Илии и говорят: " ведь Иоанн и был Фесвитянином". " Но не смущайся, — говорит Златоуст, — и не считай за ошибку, когда в одном ме­сте говорится, приидет, а в другом: пришел. Все это справедливо. Когда Христос говорит: Илия приидет, и устроит вся, р а з у м е е т с а м о г о И л и ю и будущее обращение иудеев; а когда говорит: той есть хотяй, то по образу служения называет Иоанна Илиею. Подобно этому пророки каждаго благочестиваго царя называли Давыдом, а иудеев князьями содомскими и сынами ефиопов, и именно по образу жизни их. Как И л и я б у д е т п р е д о т е ч е ю в т о р о г о п р и ш е с т в и я, так Иоанн был предотечею перваго" (Твор. св. Иоанна Златоуста, том VII, книга II-я, беседа LVII, стр. 584, 585 и 586).

В " Беседах Апостольских" на 2343 листе говорится:

" В погибающих, рече, имети будет крепость. Ибо и Илия прийдет тогда верных утверждая: И сие Христос глаголет, Илия приидет, и устроит вся. Сего ради рече ся о Иоанне еже, силою и духом Илииным. Ниже бо знамений содела, ниже чудес, якоже Илия, Иоанн, бо убо, рече, знамения ни единаго сотвори: вся же, елика рече Иоанн о сем истинная бяху. Како убо силою и духом Илииным; Сиречь, туюжде восприимет службу. Якоже сей Предотеча бе перваго пришествия, тако и о н б у д е т П р е д о т е ч а В т о р о м у и с л а в н о м у е г о п р и ш е ст в и ю и н а с и е х р а н и м е с т ь".

Сами безпоповцы в житии того же пророка в Четьи-Минеи, го­ворят:

" Святый же пророк Божий Илия, огненною колесницею с плотию взят сый, жив есть даже до ныне во плоти хранимый Богом в селениях райских. Виден же бысть во время Преображения Господня на Фаворе от святых триех Апостол, и паки виден будет плотскими смертными человеки пред вторым Господним на землю пришествием, и избегнувыи прежде от меча Иезавелина, постраждет в то время от меча антихристова. И уже не токмо яко Пророк, но и яко мученик в лице святых большия чести и славы сподобится от праведнаго мздоваздаятеля Бога". (Четьи-минеи, месяца Иулиа в 20 день, лис. 243 обор. ).

В житии его также говорится, и безпоповцы поют, что мы верим, что Илия прийдет и пострадает от антихриста.

Наконец, наши предки, мученически закончившие свою многостра­дальную жизнь, — вспомните протопопа Аввакума, диакона Феодора, свя­щенника Лазаря, — все они знали и говорили о пророках, что их еще нет, но будут. Вот что говорит Аввакум: " Инии глоголют Илиино и Енохово, и Иоанново пришествие быти и творити изменение в притчи, а не истинно. И то бо есть мудрование их вражда на Бога. Чти Апокалипсис главу 12-ю о Илии и Енохе. Ипполит глаголет тамо быти Иоанну и многия богословцы чувственне им глаголют быти, а не в притчи и гадании; сиречь — т е л е с н е п о с т р а ж у т о т противнаго духа, — сиречь от сына погибельнаго"... " Затекаете во многом мудровании своем", — пишет Аввакум в заключение, — " и уже друг друга гнушаетеся, и хлеба не ядите друг с другом. Глупцы. От гордости, что черви капустныя, все (все) пропадете" (Кн. " В пользу раскола", часть II-я, стр. 21). Идите же в след за своими отцами и общими на­шими предками — (протопопом Аввакумом), перед которыми вы, братья безпоповцы, преклоняетесь и которые со всей решительностью и ясностью говорят, что придут Илия и Енох перед вторым пришествием Христовым чувственно, собственным лицом. Если бы безпоповцы верили, что Илия не придет, так и службу " правили" бы, что Илия умер, скончался и пострадал, а между тем они поют, что он вознесся на колеснице огненной и читают об этом по своим книгам. Они его ждут.

Вот, почтенные слушатели, к чему сводится вопрос о проро­ках Илии и Енохе. Как видите, у моего собеседника — никаких доказательств, что пророки Илия и Енох не придут, нет. С моей же стороны представлен целый ряд свидетельств о том, что пророки Илия и Енох придут и будут чувственно антихристом убиты. На вашей совести — верить ли свв. отцам, которые так ясно говорят о пришествии Илии и Еноха или отрицать всю эту груду свидетельств и верить тому, кто идет не по истинному пути.

 

                                                          ПЕРЕРЫВ.

Председатель. Беседа возобновляется и будет вестись об антихристе. Ваше слово.

Л. Ф. Пичугин. Прошу вашего внимания! Вы изволили выслушать речь моего со­беседника по вопросу о пророках Илии и Енохе, которая по моему мнению нового ничего не представила. Мой собеседник в защиту своего убеждения ничего положительного в Писании не нашел; ибо я доказал Писанием Божественных мужей, что его суждение по повествованию, по букве, свойственно только жидам. Тайна совершалась и совер­шается в лице ревнителей веры, как это было в лице Иоанна Предотечи, который заменил Илию. Между тем мой собеседник старается доказать, что Илия еще придет. Я же вас уверял и уверяю Писанием Божественным, что кто ожидает Илию в будущем времени, тот пре­дается " бабьим и жидовским бредням". Прежде, чем говорить об антихристе, я кратко повторю, что говорил мой собеседник. Мой по­чтеннейший собеседник высказался, что Илия представляет собою всех пророков, как какой-либо человек, представляет отдельное общество людей. Скажу откровенно, жестоко в этом мой собеседник ошибается: наоборот, лик всех пророков представляет Илию, а не Илия всех пророков. Спаситель Христос сказал:

" Имут Моисея и пророки, да послушают их".

Таким образом, все пророки представляли собою лице Илии, а это означает, что они представляли ревность по Бозе, как и Илия. И в этом случае мои собеседник пал в крупнейшую ошибку, или же хотел сказать этим что нибудь другое преднамеренное. Я не буду ка­саться глубже, что было угодно моему собеседнику этим сказать, одно очевидно: он обвиняет нас в кощунстве, говоря: вы молитесь Илии, чтобы он пришел, а между тем молясь, чтобы он пришел, сами признаете его пришедшим. Этим вы кощунствуете. Отказываюсь пони­мать, как человек набожный может кощунствовать молясь. Раз верующий человек молится Богу, неужели он позволит себе кощунствовать? Да, эти слова в театре, было бы свойственно сказать, а не здесь. Здесь нужно говорить языком Писания, а не языком таких пошлых фраз. Не место здесь говорить, почтеннейший собеседник, о кощунстве, ибо всякий благомыслящий и верующий человек со страхом Божиим подходит к образу и молится, а не кощунствует. Я полагаю, что впредь вы такие выражения будете обходить и будете осторожней по отношению того, что вы хотите сказать.

Я привел Фаррара. Мой собеседник называет Фаррара еретиком, но ведь Фаррар не от себя говорит, а приводит слова блаженного Иеронима. Я говорю просто, как свойственно каждому смертному человеку, в числе которых находится и мой собеседник, на основании Писания. Вот что Златоуст говорит об этом. Маргарит, слово 3-е на идея:

" Егда видим некия от человек истинствующа во всем, и ни в едином же лжуща. Аще и врази будуще суть, и ум имамы. Приемлем яже от них глаголемая".

Предупреждаю вас, дорогой мой собеседник, что за всякое ска­занное мною слово я вам дам точный отчет.

Вы сказали, что седмица единая разделится на-двое и полседмицы, то есть три года с половиною будут проповедовать пророки Енох и Илия. Правда, так говорит пророк Даниил в главе девятой. 69 седмиц решают судьбу всего мира, а семидесятая седмица заключается в таинственном смысле, как говорит Писание. Но так ли следует понимать, что седмицу нужно разделить на две равные части, 31/2 года, или иначе. Так вот что говорится об этом в книге блаженного Феодорита, толкование на Даниила пророка, в части второй, толкование новейших толковников, лист 120 оборот. " Следущия за сим слова, даже до времени, и времен, и полувремени, присовокупляются к утешению верных. Время здесь полагается не за известные месяцы или дни, как некоторые толкуют, но за некое неопределенное время, коего конец в тайном совете Божием сокрыт".

Как видите, дорогие слушатели, время здесь обозначает не ме­сяцы или дни, или 31/2 года, как некоторые толкуют, а в числе таких толковников находится и мой собеседник, принимая это по букве. Время здесь понимается как некоторый неопределенный период, конец которого сокрыт в тайном совете Божием, а не как 31/2 года. И здесь ваши свидетельства не имеют под собой почвы, ибо эта седмица и полседмицы являются прообразом времени — неопределенного, конец которого в тайном совете Божием сокрыт. Если он сокрыт от всех смертных, то какое же основание имеем мы говорить, что эти полседмицы можно делить на две равные части: 31/2 года и 31/2 года? Вот вам мой точный и кратчайший ответ на ваше положение.

Затем, дорогие слушатели, в писании блаж. Феодорита вот что говорится. Толкование на пророка Даниила, глава 12, стих 12.

" Блажен терпяй и достигнувый до дней тысящи трех сот тридесяти пяти".

Слова пророка объясняет Феодорит. " Чрез сие назнаменует и объясняет что по поражении сего (антихриста) язвою, от Бога послан­ною, великий Илия еще пребудет на земли, продолжая проповедь, чрез остальные четыредесят пять дней; потом явится владыка".

Теперь скажите мне, какие же это 45 дней? Ведь вы свиде­тельствуете, что антихрист убьет пророков, а раз пророков антихрист убьет, то как же останется пророк Илия после смерти анти­христа проповедовать до прихода Христова еще 45 дней, когда анти­христ уже будет убит?

Я вам сказал, как христианин по чистой моей совести, не вда­вайтесь в иудейские и бабьи бредни, не грызите, подобно змию, пустую букву, а познавайте в сокровенных тайнах Писания глубину, там вы можете приобрести духовное богатство. Как Спаситель сказал:

" Подобно есть царствие небесное человеку купцу, ищущу добрыя бисеры". (Матф., зач. 55).

Бисер, разум, лежащий в глубине моря, т. -е. в писмени.

Так вот Писание как нужно понимать, — глубоко-духовно, то­гда и будет ясно, что означают эти 45 дней, в которые Илия будет жить еще после антихриста. Представлю еще несколько свидетельств об Илии. Вот что говорится в творении преподобного Ефрема Сирина, часть 6, стр. 204. Толкование на 4-ю главу пророка Малахии. " Се аз послю вам Илию пророка. — Пророчественно говорит сие Малахия об Иоанне Крестителе; и сие исполнилось на Иоанне, как подтверждает слышан­ное Захариею от Ангела, той предъидет пред ним духом и силою Илииною, обратити сердца отцем на чада (Лук. 17). О нем и Гос­подь наш говорил иудеям: и аще хощете прияти, той есть Илия, хотяи прийти (Матф. 11, 14)".

А вы требуете Илию, требуете, чтобы Илия пришел, требуете по жи­довски. Но смотрите тайну Божию, и не противьтесь ей, Малахия пророчествовал об Илии, и сие исполнилось на Иоанне, которого сам Исус Христос назвал Илиею. А вот еще внешний писатель, профессор Херасков, подтверждает. Что касается до приведения мнений внешних писателей, то, если они верно свидетельствуют, приятия достойны, как подтвердил св. Златоуст:

" Аще же и врази будут истинно свидетельствовать, приемлем яже от них глаголемая".

Профессор Херасков на стр. 209—210 своей книги Обозрение исторических книг ветхого завета: " Уже одни эти соображения могут обличать всю несостоятельность мнения, довольно распространенного и укрепившагося, будто бы Илия вместе с Енохом снова явятся на землю пред вторым пришествием Христа Спасителя, сразятся с антихристом, и будут им убиты. Для чего, очевидно, потребовалось бы, чтобы преображенныя тела восхищенных на небо угодников Божиих, снова восприяли тленныя и дебелыя свойства, дабы затем, по убие­нии своем, опять получить прежния небесныя свойства уже вместе со всеми воскресшими из мертвых. Предположение неестественное, и ни с здравым смыслом, ни с Писанием несогласное. Правда, пророк Малахия от имени Божия говорит: " Се аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго, иже устроит сердце к сыну и сердце человека ко искреннему своему, да ни пришед поражу землю в конец" (Малахия, гл. 4). Но Господь Исус Христос ясно и положительно говорит в Евангелии, что слова пророка Малахии относить должно к Иоанну Предотече. И Ангел Господень, возвещая о рождении Иоанна Предотечи, повторяет об нем почти бук­вально слова пророка Малахии. " И предъидет сын Захариин пред мессиею в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и пр. ". После столь ясных слов Евангелия нет основания относить к Илие и Еноху таинственныя слова Апокалипсиса о двух свидетелях, которых пред концем мира убьет зверь, выходящий из бездны. И полагать это об Енохе и Илии, значит благоприятствовать в некотором отношении слепотствующим иудеям, которые в своих тщетных ожиданиях уже пришедшаго Мессии опираются также на том обстоятельстве, что не по­является еще предшественник Мессии Илия".

Добавлю словами автора: " Уже одно это соображение может обли­чать всю несостоятельность" мнения моего собеседника.

Вот как видите, Федор Ефимович, слепым жидам вы по­следуете, и идете их буквальной дорогой. Избавьтесь от этого ярма жидовского и не вводите в заблуждение такую достопочтенную публику. Вы подлинно уподобляетесь в своих тщетных ожиданиях пророка Илии жидам, которые ждут уже пришедшего Мессию. Вот ошибка жидов в чем: нет, говорят они, Илии, нет и Христа. И вы говорите: антихриста нет потому, что нет Илии. Так вы в этом жидам братья.

Сделаю по сему заключение не своими, искусственными словами, а словами святых. Творения блаженного Иеронима, часть вторая, страница 116, где говорит святой муж: " они подлинно своим пониманием показывают, что ничего не понимают". Это я могу отнести к моему собе­седнику. Подлинно, мой почтеннейший собеседник, своим пониманием вы показываете, что вы ничего не понимаете и желая обличить чу­жое недоуменье, обнаруживаете свое. Согласуйтесь с разумом и с духом Писания. Вы хотите Писание представить, как материю, мертвую в букве, а не живую в духе. Ведь Писание, это дух глубины, это жи­вительная сила, не по писмени познаваемая, а постигаемая разумом, сокровеным внутри писмени.

Итак, я с помощью Божиею доказал, что Илия означает собою ревность Божию, Енох — веру, Иоанн — догматическое богословие и, наконец, что Илия уже пришел. Непонимание этого духовного Писания моего собеседника очевидно. Я сделал заключение о пророках не сво­ими словами, а словами церковных мужей. В этом случае не я не по­нимаю, а не понимает мой собеседник того, что говорит.

Теперь я буду говорить и свидетельствовать об антихристе, и не от себя, а от Священного Писания, в лице пророка Даниила. Об Илии говорит пророк Малахия, а об антихристе — пророк Даниил.

Книга пророка Даниила, глава 7, где говорит святой пророк:

" Во второе лето Валтасара царя халдейска Даниил сон виде: и видения главы его на ложе его, и сон свой вписа. Аз Даниил видех в видении моем нощию, и се четыре ветри небеснии налегоша на море великое. И четыре звери велиции исхождаху из моря, различны между собою".

Морем нарицает жизнь людей, а ветрами — вещей перемены. Так изъясняет блаженный Феодорит.

" Первый (зверь), аки львица, имущи криле, криле же его аки орли".

Это означает ассирийское или халдейское царство.

" И се зверь вторый подобен медведице, и на стране единой ста, и три крила во устех его, среди зубов его".

Здесь персидское царство назнаменует.

" Созади сего видех: и се зверь четвертый страшен н ужасен, и крепок зело, зубы же его железни велии, ядый, и истончевая, останки же ногами своими попираше, той же различашеся излиха паче всех зверей прежних".

Четвертым зверем нарицает римское царство, имени же ему не полагает, потому что римский град, из многих собран, вселенною обладал.

" И рогов десять ему и смотрех же в розех ему и се рог другий мал взыйде пред ними, трие же рози преднии исторгнушася от лица его и се очи, аки очи человечи в розе том, и уста глаголюща велика".

Здесь антихриста назнаменует, посреде десяти рогов являемого. Эти пояснения делает блаженный Феодорит, в пророчестве же про­рок Даниил словами показывает: будет на земле четыре великих царства и эти четыре царства падут постепенно. Пятого царства на зе­мле не будет. У четвертого зверя-царства будет 10 рогов, это означает 10 сил, это 10 монархий. Одиннадцатый же малый рог, является и все сокрушает, не потому, что он силен, но потому, что так попустил ему Бог. А когда кончится это время, явится Сын Человеческий в славе Своей судить на земле, как и сказано у пророка:

" Зрях, дондеже престоли поставишася и ветхии деньми седе".

Подтвержу это Святым Писанием. Творение Ипполита, папы римского, толкование на 7 главу пророка Даниила, стр. 114. " И так всем известно, что после царства греческаго, помимо существующаго и господствующаго в настоящее время, не возстало еще никакого иного царства. Это-то последнее и есть то самое, которое будет иметь железные зубы". Этот страшный безымянный зверь и есть римское царство, которое имеет железные зубы. Оно своею силою сокрушает и уничтожает все, по­добно железу. Этим указывается на то, что после настоящего римского царства, не возникнет еще никакого другого царства, и из него произрастут 10 рогов и среди них явится один малый рог и тогда 3 из первых исторгнутся. Когда римское царство разделится на 10 частей, тогда явится антихрист. Римское царство вот уже несколько столетий тому назад разделилось на 10 частей. После четвертого рим­ского царства, пятого царства на земле не будет. А когда римское цар­ство разделится на 10 монархий, тогда появится антихрист, как сказал св. Ипполит. Остановлюсь на этом и приведу другое свидетель­ство. Но не забывайте, дорогие слушатели, я иду в этом вопросе посте­пенно, не лукавя, в чем меня напрасно упрекает мой собеседник, а чистосердечно.

Когда приходит антихрист, я подтвержду это другими многими свидетельствами. Преподобный Максим Грек в книге своей, слово 9, пишет:

" Ей убо в последующее пребыти хотящу, яко же аз от Божественнаго писания учим бываю, даже и до явления самого богоборца антихриста, еже не зело далече есть, но при дверех уже стоит, яко же Божественная писания учат нас явственне глаголюща, на осмом веце быти хотящу всех устроению, сиречь, греческия области престанию, и начало мучнтельства богоборца антихриста, и второму страшному на земли Спаса Христа прише­ствию".

Следовательно, царство антихриста настанет тогда, когда падет греческо-римское царство, а сия вся " на восьмом веце быти хотяща", т. -е., в восьмой тысячи лет. Мы живем теперь как раз в 8 веке, в котором должно быть " всех устроение, сиречъ престатие греко-римскаго царства". А как только греческая монархия па­дет, тут является начало царства богоборца антихриста. Читаю дальше свидетельство Максима грека:

" А яко не далече стоит сицево чаемое благоверным всем устроение, явственно есть, и от иных многих яснейших писанных показаний и преданий. И наипаче от них же блаженный апостол Павел пишет, во еже к Солуняном послании втором уча их хотящая быти знамения прежде Господня второго прише­ствия. Никто же вас, рече, да прельщает ни по единому образу, аще бо не приидет отступление прежде, и открыется человек беззаконию сын погибельный противляяйся и превозносяся над всяким глаголемым Богом и чтилищем, яко ему сести в церкви Божии, аки Богу, и прочая. Отступление же, сиречь, преложение язык от непорочныя и правыя христианския веры на различныя богомерзкия ереси, и на Христоборное безверие Агарян".

Посмотрим, что и апостол Павел пишет во втором послании к Солунянам, в зачале 275:

" Да никто же вас прельстит ни по единому же образу, яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек греха, сын погибели, противник и превозносяйся над всякаго глаголемаго Бога или чтилища, тако якоже сести ему в церкви Божией, аки Богу, показующу себе яко Бог есть".

В тексте, как вы слышали, есть слово " отступление". Что это слово означает? Златоуст святой объясняет:

" Того самого антихриста нарицает отступление, яко многих имущаго погубити".

Слово антихрист в данном случае означает отступник и не в одном лице, а во множественном. Ибо слово это не собственное, а собирательное, ереси, богохульства, злые дела, и всякое отступление от истинной веры является признаком антихриста. Первым отступником был еретик Симон Самарийский. Так и последний отступник-еретик антихрист будет претворяться из пастыря в волка, из врача в разбойника. Когда это исполнилось? В 1666 году, по свидетельству книги " О вере", гл. 30-й. Итак, здесь слово отступник значит анти­христ. Дальше святой Златоуст в том же зачале бесед апостольских, на странице 2341, говорит:

" Егда же (тая римская власть) разорится, нападет на безначальство, и человеческую и Божию поищет похитити власть".

Кто это сделал? Отступник-еретик папа. А из чего это видно? Из следующего:

" Яко же бо яже прежде сего разоришася царствия, сиречь Мидское от Вавилонскаго, Вавилонское от Перскаго, Перское от Македонскаго, Македонское от Римскаго. Тако и сие от антихриста, а он от Христа".

Здесь ясно сходство пророчества Даниила с святыми толковате­лями. Златоуст Святым Духом сказал, что римское царство разру­шится от антихриста. Святой Ипполит в Большом Соборнике, в неделю мясопустную, утвердительно говорит " об антихристах", а не " об антихристе". Вот какая последовательность в понимании анти­христа. Антихрист не единственное лицо, а множественное, собиратель­ное. В творении преподобного Ефрема Сирина, часть 7, стр. 245. " Отступ­ником назвал его, дабы показать, что как мятежник отпал он и изменил, когда захотел, и потому что захотел. Человеком же греха наименовал его, дабы указать на то, что чрез человека (как человек) придет он, а не во образе (только) человека".

Апостол Павел сказал: отступник будет сын погибели, человек греха придет, а потом уже будет пришествие Господне.

Кто же в лице первом является отступником? Сатана. Сатана назван отступником, дабы показать, что он как мятежник отпал от Бога и изменил ему, когда захотел, — и потому что захотел, и что во всяком отступнике от истины в человеческом естестве пре­образуется сатана. Он " изменил", в прошедшем времени, а не " из­менит". Он изменил, когда захотел, когда отпал. Человеком же греха наименовал его, дабы указать на то, что чрез человека-отступ­ника придет он, а не во образе только человека. Антихрист явится из самого народа Израильского, из колена Иудина, а в другом месте го­ворится, что он произойдет от колена Данова. Кроме того, апостол назвал его сыном погибели, т. -е. сыном диавола губителя. Сам он почитает Бога истинного, дабы привлечь к себе распявших; и хулит и уничтожает все, что называется только Богом или почитается, чтобы тем можно было пленить ум истинных поклонников. — Он так искусно будет притворяться, что пленит народ посредством плотских примеров и будет управлять церковью под личиною истины. Таким образом, он явится и взойдет в храм Божий, чтобы сесть внутри его, и именно в Церкви Божией. Он не отклоняется в другое ка­кое-либо общество или еретические секты, чтобы не узнали его. Он с презрением отвергает всякие культы, дабы можно было пленить Цер­ковь, поэтому-то и взойдет он в храм Божий; не в жидовский, как другие толкуют, а в храм Божий, которым называется всякий верный человек, что означает, что всякая прелесть оскверняет сердце человека, как Божию обитель. Затем, еще свидетельство, творение блаженного Феодорита, часть 6, стр. 82, тоже объясняющего слова апостола Павла: " Отступлением апостол называет самое пришествие антихриста, потому что многие, обольстившись чудесами, которыя будут тогда, отступят от истины и возлюбят ложь". Значит, в лице отступника является антихрист и последующие ему. " Храмом же Божиим называ­ет церкви", а не церковь в единственном числе. Я ставлю вопрос: каким образом один человек — антихрист, как вы его понимаете, может сесть естественно в церквах, которых может быть сотни тысяч?

Возможно ли допустить, по буквальному пониманию Писания, что один человек может сесть в тысяче церквей?

Я признаю антихриста творящего все злое и отступника в догматическом смысле, пришедшим и царствующим.

 


Ф. Е. Мельников. Почтенное собрание! Выслушанная вами речь моего собеседника состоит из двух частей. В первой части он коснулся вопроса о пророках Илии и Енохе, а во второй — говорил о пришествии антихриста. Как у него выходило не совсем ясно, не понятно и шатко о пророках; такое же учение содержится у него и о пришествии антихриста.

О пророках он хотел вывести, что Иоанн Креститель — настоя­щий Илия, а потом Илиею же называл мучеников и исповедников, ко­торые будут при антихристе. Со своей стороны я выставил целый ряд свидетельств, которые с несомненной ясностью утверждают, что Иоанн Креститель есть только " приточно" Илия, не настоящий Илия, и что Илия в собственном смысле, телесно, должен явиться при втором пришествии Христа, должен обличать антихриста. Мои доказатель­ства были из свв. Ефрема Сирина, Ипполита, Златоуста, Иеронима, из Кирилловой книги, из Святцев и др. Все эти доказательства моим собеседником пройдены молчанием. Он пытался только повторять свои доказательства. Вот в чем и заключались его обоснования. В этой последней речи относительно пророков Илии и Еноха потребовалось ему брать свои свидетельства не из отцов Церкви, а из Фаррара, Хераскова и др. Я не против того, что мой собеседник пользуется та­кими источниками; я сам неоднократно обращался к различным профессорам и ученым, которые говорят по церковным вопросам. Но в данном случае разве вам не кажется странным, что целый ряд приведенных мною святых отцов оставляется в стороне и он вынужден прибегать к Хераскову и Фаррару? А это потому, что у свя­тых отцов для его мысли нет оснований, и по этой причине он дол­жен обращаться к другим писателям, которые говорят не так, как святые отцы.

Вот, прежде всего возьмите книгу новейших толковников. Как вы видите по самому переплету, она кажется старопечатной, здесь заглавие " Святой Феодорит", и может показаться, что это слова его. Оказывает­ся, что это толкование новейших толковников. Правда, мой собеседник не скрывал этого, сказал: " это новейших толкователей". Но кто они — эти " новейшие толкователи"? Об этом мой собеседник не говорит. Они прежде всего не свв. отцы, а во-вторых, не старообрядцы. Это немецкие писатели—протестанты. Они всегда веровали и говорили так же, как, к сожалению, и наши безпоповцы. Они признают, что пророки духовно придут, что антихрист царствует также духовно. Вот почему пришлось прибегнуть моему почтенному собеседнику к этому немецкому фундаменту, потому что другого, святоотеческого, у него нет. Здесь, на лис. 120, говорится: " книга новейших толковате­лей", хотя озаглавлена " книга блаженнаго Феодорита". Но что же говорит сам блаженный Феодорит, на которого ссылался мой собеседник? Говорит ли он так же, как и эти " новейшие" писатели, что придут про­роки не чувственно, а духовно? Он этого не говорит. Не говорит так­же, что будут много времени. Вот, на стр. 127 у блаженного Феодорита, в 4 части его творений говорится, что означает " время, времена и пол­времени", когда будут пророки. Мы здесь видели ссылку, хотя при­крытую блаженным Феодоритом, на немецких писателей, что нужно разуметь под указанным временем какой-то неопределенный срок, множество лет. А что говорит сам блаженный Феодорит? " Време­нем, временами и полвременем пророки назывоют три года с поло­виной" (127 стр. ). На 205 странице тот же отец говорит: это опреде­ление: " время, времена и полвремени означает три с половиной года" (Твор. его, час. IV, стр. 205 и 127). Вот как говорит блаженный Феодо­рит, а не немецкие толкователи. И моему собеседнику, стоящему на почве ложной, приходится прибегать не под кров блаженного Феодо­рита, а под кров немецких учителей, которых вчера мой собеседник очень часто называл " сатанинскими слугами".

Мой собеседник подтверждает словами блаженного Иеронима, что придет весь лик пророков, а не сам Илия. Я вынужден сказать, что он говорит здесь неправду. Здесь сказано: " Бог пошлет в лице Илии, и в нем будет весь сонм пророков". В лице Илии будет сонм пророков, а не в лице пророков будет Илия. Я думаю, что разница между тем и друтим определением огромная, и она понятна всякому грамотному человеку. Да и дальше говорит блаженный Иероним, что Христос под Иоанном разумел Илию не в собственном смысле, а только назвал его Илией (Твор. блаж. Иеронима, час. 15, стр. 252-я). Затем на 91 стр. (час. 16) блаж. Иероним говорит. " Христос назвал Илию предотечей, а пророк Малахия назвал Иоанна Крести­теля Илией, так как он пришел при первом пришествии Христа. Илия же придет при втором пришествии Спасителя" (Твор. бл. Иеронима, ч. 16, стр. 91). Как же он прийдет? Об этом говорится на 170 стр.: " придет телесно, как пришел Иоанн Креститель". " Телесно" придет, говорит тот же Иероним, на которого ссылается мой собеседник. Так возможно ли считать, что св. Иероним иудействующими называл тех, которые чувственно признают пришествие Илии и Еноха, когда он сам также понимает, что они будут чувственно, " телесно" при втором пришествии Христа.

В тропаре службы Илии, которая совершается нашими братьями-безпоповцами, говорится следующее: " Он есть второй предотеча второго пришествия Христова", На меня обидились, что я сказал, что такая слу­жба есть крайнее лицемерие, обман и кощунство. Но я не нахожу других слов, которыми можно было бы определить всю эту фальшь. С одной стороны утверждают, что Илия и Енох не придут чувственно, что во втором пришествии Христа не будет Илия, а тут, пред Богом, говорят и уверяют, что Илия — " второй предотеча второго пришествия Хри­стова". Это, братия, — может быть, я и жестоко говорю, — по моему глубо­кому убеждению, есть кощунство.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.