Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОБЕСЕДОВАНИЕ ПЕРВОЕ 12 страница



Если святой отец говорит, что Илия и Енох, по преобразовании телесном, в день второго пришествия Христова не вкусят смерти, на каком же основании мы должны взывать, чтобы Илия и Енох снова яви­лись в мир и вкусили смерть от антихриста? Если будем так мыслить и толковать писание по букве, впадем в жидовские бредни. Свидетельствую далее. Творение того же блаж. Иеронима часть 15, стр. 251, толкование на 4 главу пророка Малахии. " Слова пророка, слова Бога. Вот я пошлю вам Илию Фесвитянина, и обратит он сердце отцов к детям, и сердце детей к отцам их". Толкование блаженного Иеронима. " После Моисея, повеления котораго, — как мы показали, должны быть соблюдаемы духовно, он говорит, что пошлет пророка Илию, обозначая именем Моисея закон, а именем Илии — пророчества, как говорит и Авраам некоему одевавшемуся в пурпур богачу: они имеют Моисея и пророков, пусть их послушают" (Лук. 16, 29).

А что Иоанн обращал сердца отцов к детям, я уже приводил слова Христа Спасителя во свидетельство.

Толкователь на слова пророка говорит: " Моисей — это закон, повести, история, которые судятся по букве; а что дальше Моисея, это про­роки, которых должно понимать духовно, а не буквально. Поэтому, после Моисея, он говорит, что пошлет пророка Илию, а это уже духовное пророчество. Именем Моисея обозначен закон, закон еврейский — в букве, в котором таинственного ничего не было, а именем Илии пророчества, и не только одно пророчество, одного лица, но все пророческие писания, пророческие книги, книги устами пророков сказанные, отгоняющие мерзость заблуждения, в которой погибает мир. Имя Илии, как говорит толкователь, — что значит: Бог мой, а город Фесва, означает: обращение и покаяние". Вот какая тайна заключается в словах " Илия Фесвитянин". В нем предсказано, что заблудшие придут на покаяние, когда примут веру в Бога, ибо покаяние и обращение есть достижение веры в Бога.

Блаженный Иероним: " Весь лик пророков, который обратил бы сердце отцов, т. -е. Авраама, Исаака и Иакова и всех патриархов, чтобы потомки их веровали в Господа Спасителя".

Наконец, Илия Фесвитянин означает собою даже весь лик пророков.

После уяснения смысла слов " Илия Фесвитянин", нет никакого основания ожидать его чувственно. " Действительно, если Илия не обратит сердца отцов к детям и детей к отцам, прежде, чем наступит день великий для святых и страшный для грешников, то Судия Истинный и Праведный поразит проклятием не небо, и тех, которые пребывают на небе, но тех, которые творят дела земныя". И в этих словах, дорогие слушатели, есть тайна. Бог поражает тех, которые предпочитают земное небесному, мудрствуют по плоти, толкуют писание по букве. Наконец, говорит блаженный толкователь: " И у д е и и и у д е й с т в у щ и е е р е т и к и п р е д п о л а г а ю т, ч т о п р е ж д е о ж и д а е м а г о и м и п о м а з а н н и к а и м е е т п р и й т и И л и я и в о с с т а н о в и т в с е".

Как видите, ждать Илию естественно — свойственно только жидам и еретикам. Святой отец прямо говорит, что иудеи и сочувствующие иудеям еретики только могут ждать плотского прихода пророка Илии.

Так говорили и фарисеи, будто бы Илия имеет прийти, но когда Христос Спаситель сказал, что Илия пришел, то они не познали его, и не признали Христа Спасителя за Мессию, потому что утверждали, что Илия не приходил еще. Но Христос, как жидов, так и еретиков, сочувствующих в этом жидам, обличает и н ы н е: " Действительно, Илия придет, и если вы веруете, он уже пришел".

Илия уже пришел, это сказал Христос, и следовательно, если кто будет спорить, что Илия еще не пришел, тот будет враг Христа и друг жидов.

Еще читаю творения св. Иринея, епископа Лионского, книга 5, стр. 587. " Что говорить о них, когда угодивши Енох преложен в теле, в котором угождал, предуказывая преложение праведных. И Илия был взят, как был, в созданном существе, пророчествуя вознесение духовных (ниже). И что преложенные пребудут там до скончания мира предназначая нетление".

И здесь св. отец говорит, что закон был Богом установлен для жизни людей первого времени, а для всех будущих верующих людей в евангельском смысле, дано познать, что преложение совершается из вещественности в невещественность. Для всех ясно, как преложение это совершилось на Енохе и Илии. Бог таинством преложения Еноха и Илии таинственно предуказал, что Енох преобразовал собою веру, а Илия предуказал собою вознесение духовных, т. -е. пости­гать Царство Божие будут только те, которые идут путем духовным в жизни и разсудке. Наконец, " что преложенные пребудут там до окончания мира". Сим означает толкователь, что пророки Енох и Илия пребудут на небесах до скончания мира, но не будут посланы на землю для заклания антихристом, как это говорят буквалисты. Но так как время мое на исходе, то я пока и остановлюсь на этих свидетельских данных и сделаю заключение.

Из всего приведенного мною писания видно, что Илия пришел в лице Иоанна Предотечи. Когда наступают на Церковь ереси (а под ересью разумеется антихрист), то в обличение ересей посылаются рев­нители истины, которые обличают и будут обличать ложных христов и примут образ духовного Илии, а все истинно-верующие будут озна­чать духовного Еноха — по вере. Итак, я сказал, что пророчество четвертой и третьей главы пророка Малахии, сказанное на Илию, Спасителем Христом разрешено и святыми отцами разъяснено в том смы­сле, что оно исполнилось на Иоанне Предотече.

 

Ф. Е. Мельников. Почтенное собрание! Вопрос о пророках Илии и Енохе имеет значение в связи с вопросом о пришествии антихриста. Собственно, вопросом о пророках Илии и Енохе решается вопрос о самом антихристе. Но чтобы нам не ввести публику в какое-либо недоумение, чтобы и нам удобнее было разобраться в своих доказательствах о пророках, мы условились (Я и Лев Феоктистович) вести две первые речи только о пророках, и вопрос о них не смешивать с вопросом об антихристе и, таким образом, ясно представить для вашего по­нимания: кто такие пророки Илия и Енох и будут ли они?

Вы выслушали речь моего собеседника, и я думаю, что теперь вы уже понимаете, в чем заключаются воззрения моего собеседника. Он доказывал, что Илия уже пришел в лице Иоанна Крестителя и что Илия еще будет, но только в сонме мучеников при антихристе. Вот его основное положение относительно пришествия пророков Илии и Еноха. На чем же он основывает свои положения? Сначала взял про­рока Малахию и читает: " Се аз послю вам Илию Фезвитянина" (Малах. гл. 4, ст. 5).

Это пророчество мой собеседник относит только ко Иоанну Кре­стителю; а к пророку Илии, который вознесся на колеснице огненной на небеса, это пророчество не относит. Но посмотрим на это место тол­кование Самого Христа и толкования свв. отцов: согласны ли они с тем, что это пророчество относится только к Иоанну Крестителю и не относится ли оно к настоящему Илии пророку, вознесшемуся в свое время на огненной колеснице на небеса?

В " Благовестном Евангелии" в зачале 40-м (от Матфея), которое читал и мой собеседник, говорится: " Вси бо пророцы, — говорит Христос, — и закон до Иоанна прорекоша. И аще, хощете прияти, той есть Илиа хотяй приити. И здесь, — объясняет блаж. Феофилакт, архиепископ болгарский, — такая же последовательность в речи. " Я, говорит, Тот Самый, который должен придти, потому что все пророки исполнились, но они не исполнились бы, если бы Я не пришел: потому вам нечего более ждать другого пророка". Слова же: И аще хощете прияти, той есть Илиа, — означает сие: " если хотите судить здра­во, без зависти, — то это тот, котораго пророк Малахия назвал грядущим Илиею". И предотеча и Илия имеют одинаковое служение: Иоанн был предотечею перваго пришествия, а И л и я я в и т с я п р е д о т е ч е ю б у д у щ а г о" (" Благовестник", в русск. переводе, Матф., 158 стр. ). Как видите, Сам Христос не соглашается с моим собеседником. Он говорит, что " пророчество Малахии относится и к Иоанну Крестителю и к пророку Илии, — настоящему Илии, который должен явиться перед Моим вторым пришествием". Христос признал, что Малахия только назвал Иоанна " Илией", и говорит дальше, что здесь потребно размышление для сего разумения, поэтому " имеяй уши слышать, да слышит". Так, кто только имеет уши, тот, конечно, должен понимать, что назван Иоанн Креститель не в буквальном смысле " Илией", а только " приточно", потому что он имеет такое же служение, как сам настоящий пророк Илия, что Иоанн Креститель называется Илией только потому, что он имел дух Илии и что, как при втором пришествии придет настоящий Илия, так при первом пришествии был Иоанн Креститель. Только по сходству служения Иоанн Креститель назван Илией.

Кто не знает, что мы некоторых лиц, похожих на наших предшественников, называем их именами. Кто не знает, что мы про всякого хорошего адвоката говорим: " он Плевако"; или кто не знает, что именем " Иуды" мы называем всякого изменника. Кто же может сказать, что Иуда — между нас, а настоящего Иуду — предателя Христа нужно духовно понимать, — его не было. Так и здесь: Иоанн Крести­тель — был только назван " приточно" " Илией", назван только име­нем его и к нему в этом смысле относится пророчество Малахия. В точном же смысле Илия был тот, который был взят на небо живым и придет перед вторым пришествием Христа.

На 236 стр. того же " Благовестного Евангелия", в 71 зачале го­ворится: " Обольщая народ, книжники говорили, что Он не Христос, потому что, если бы был Христос, то Илия пришел бы прежде. Они не знали, что два пришествия Христова, из коих перваго предотеча Иоанн, а в т о р а г о И л и я". Если мой собеседник сравнивал с жи­дами тех лиц, которые верят, что Илия придет чувственно, то сам Христос с жидами сравнивал тех, которые не знают, что вто­рое пришествие должно быть. Очевидно, мой собеседник подвел себя под категорию тех лиц, которых Христос сравнивал с жидами. Св. Феофилакт говорит так: " Это учение Самого Христа". Если Хри­стос говорит так, то если бы мой собеседник привел целую гору других доказательств — в сравнении с Христом они были бы чрезвы­чайно слабы.

На 83 стр. другого Евангелия (от Марка) говорится: " Христос называет Илиею Иоанна, как обличителя, ревнителя и пустынника. Таким образом, Господь опровергает мнение ф а р и с е е в, к о т о р ы е д у м а л и, ч т о п р е д о т е ч е ю п е р в а г о Х р и с т о в а п р и ш е с т в и я д о л ж е н б ы т ь И л и я. Как же опровергает? Он говорит: Илия убо пришед устроит вся: и как писано о Сыне человечестем, да много постраждет. Это значит вот что: когда п р и д е т И л и я Ф е с в и т я н и н, он умирит некоторых иудеев и приведет их к вере, и, таким образом, соделается п р е д о т е ч е ю в т о р о г о п р и ш е с т в и я Христова. А если бы Фесвитянин, долженствующий устроить все, был предотечею перваго пришествия: то как же написано, что Сын человеческий должен пострадать. Итак одно из двух: или Илия не должен быть предотечею перваго пришествия, ежели Писания говорят истину, что Христу надлежит пострадать: или мы будем верить с л о в а м ф а р и с е е в, ч т о п р е д о т е ч е ю п е р в а г о п р и ш е с т в и я д о л ж е н б ы т ь Ф е с в и т я н и н, и т о г д а н е б у д е т и с т и н ы в П и с а н и я х, которыя говорят, что Хри­стос постраждет: ибо Илия должен устроить все" (" Благовестник", стр. 83—84). Таким образом, Господь опровергает мнение фарисеев, которые думали, что предотечей первого Христова пришествия должен быть Илия. Еврейское было мнение, что это настоящий Илия придет пе­ред первым пришествием, а Христово мнение было таково: перед вторым пришествием придет сам Илия. Какой? Фесвитянин. Мне ду­мается, что даже это одно доказательство решает вопрос о пришествии пророков Илии и Еноха, по крайней мере — Илии.

Но мой собеседник, не признавая пришествия чувственного про­рока Илии перед пришествием Христа, ведь, должен был доказать, что придет какой-то другой Илия. Все знают, что все старопечатные книги, которые изданы при Никоне и Иосифе патриархах, гово­рят, что " будет Илия", " придет Илия", " ждем Илию", " будет вместе с ним и Енох". Вот вам отсюда новый вывод моего собеседника, вывод о том, что мученики-пророки будут предшествовать Христу, это они и будут " Илией".

Я прежде вам напомню, дорогой собеседник, что мы условились говорить о настоящем Илии пророке; нечего говорить о мучениках, которые называются Илией. Мученики называются и " сонмом ангелов и пророков" и самим " Христом". Так об этих пророках мы можем говорить в другое время, а я веду беседу о настоящем Илии, который празднуется 20 июля.

Но что замечательно? Не то, что мой собеседник держится этого мнения, а то, что место взято им из Феодора Студита лукаво. Послу­шайте, что он читал. Я прочту так, как читал нам Лев Феоктистович, остановлюсь, именно, не на точке, а на запятой: много будет таких, которые не устоят перед антихристом, но " немного таких, которые устоят, посему будут Илия и Енох". Вот здесь и остано­вился. Позвольте мне продолжить, и вы увидите, в чем секрет, в чем тут загвоздка этого свидетельства. Слушайте: " Может ли быть, — говорит св. Феодор Студит, — что-нибудь хуже этой ереси до самаго явления антихриста? Я не думаю, что оно уже наступило; но, начавшись отныне, оно достигнет своего конца в то время; и те, которые падут теперь, пали бы, если бы были и тогда; а те, которые силою Божиею устоят в борьбе, были бы и в те дни победителями антихриста чрез смерть со Христом. Но, о бедствие человеческое! Как мы показываем чем мы будем" (Твор. Феодора Студита, ч. I-я, стр. 236). Это он го­ворит о своем времени и об иконоборческой ереси: " посему немного таких, которые устоят; посему б у д у т И л и я и Е н о х, не знаем, будет ли также Богослов и Евангелист — п о м о щ н и к а м и ч е л о в е ч е с к о й н е м о щ и, п р е д с т о я т е л я м и и п о б е д о н о с ц а м и в и с п о в е д а н и и Х р и с т о в о м" (там же, стр. 236). Это свидетельство говорит в пользу моего мнения. Св. Феодор Студит говорит: " Господа, теперь ересь смущает нас и нельзя нам устоять, есть немногие, которые устояли; а тогда, при антихристе, когда вся сата­нинская злоба будет налицо, тогда устоим ли, потому что нас бу­дет немного? Только потому, что будут тогда Илия и Енох, которые будут нам помогать, мы устоим. Будет ли Иоанн Богослов, не знаю, но Илия и Енох будут помощниками при антихристе нам, немощным". А г. Пичугин прочел, что те лица, которым будут помогать пророки, и будут Илия и Енох. Ведь читал бы где-нибудь в деревушке, которая прямо пойдет за таким лукавством, но не обращался бы с такими доказательствами к сознательной публике, которая разбе­рется в данном вопросе. Это не составляет чести моему собеседнику.

Если мы посмотрим на другие его доказательства, то они будут такого же характера и такой же ценности. Читает он блаженного Иеронима (часть 2-ю), где говорится об Енохе и Илии, о которых и книга " Апокалипсис" говорит, что они придут и умрут (стр. 139). " Вся эта книга, — говорит Иероним, — должна быть разъяснена в духовном смысле" (стр. 140). Я думаю, что каждый грамотный поймет, что святые отцы понимают в духовном смысле: что, напр., Апокалипсис говорит, что перед пришествием Христа будут посланы " два светильника", это не значит, что два подсвечника будут ходить и пророчествовать; под этими " светильниками" разумеются Илия и Енох. Нужно понимать это место в духовном смысле. Прочитал, что книгу понимать надо в духовном смысле, а говорит, что пророков надо понимать в духовном смысле. Я думаю, что и слепой поймет, что между пророками-людьми и книгой есть огромная разница. И что же еще? В чем же заключаются иудейские бредни? В том, что будет построен храм в Иеросалиме. Вот в чем заключаются иудейские бред­ни; но не в том, что будут пророки Илия и Енох. Ведь, тот же блаженный Иероним говорит, только в другой части (часть 16), вот что: " Иоанн называется Илиею, не в смысле некоторых еретиков и неразумных философов, которые вводят учение о переселении душ, но в том смысле, что, как говорит другое Евангельское свидетель­ство (Лук. 1, 17; Мф. XVII, 12), он придет в духе и силе Илии, т. -е., будет иметь ту же самую благодать или меру Духа Святаго. Но ведь и строгость, и воздержность в образе жизни Илии и Иоанна оди­наковы. Тот в пустыне, и этот в пустыне; тот опоясывался кожаным поясом, и этот носил то же опоясание. Тот вследствие обличений царя Ахава и Иезавели в нечестии был вынужден бежать (3 Цар. XIX), и этот за обличение беззаконнаго брака Ирода и Иродиады претерпел усекновение главы. Думают, что он называется Илиею потому, что как И л и я п о п р о р о ч е с т в у М а л а х и и п р и д е т п р е д в т о р ы м п р и ш е с т в и е м С п а с и т е л я, так Иоанн пришел пред первым: и тот и другой являются провозвестниками или перваго, или второго пришествия Господа" (стр. 91). Видите, тот же блажен­ный Иероним говорит: я полагаю, что только называется Иоанн Креститель Илией и это — не в полном, буквальном смысле, а по сходству жизни и полномочий. Но сам-то Илия, по пророчеству Малахии, перед вторым пришествием Спасителя придет. Так неужели сам блаженный Иероним попал в число этих " иудейских жидов", как говорит Лев Феоктистович? Это, — я думаю, — невозможно. На 170 стр., час. 16, тот же блаженный Иероним говорит: " Тот самый, который и м е е т п р и й т и в о в т о р о е п р и ш е с т в и е С п а с и т е л я т е л е с н о, уже пришел ныне в лице Иоанна в духе и силе". Духовно пришел в лице Иоанна, а тогда, перед вторым пришествием, будет Илия телесно, чувственно, собственным лицом придет. Это говорит тот же блаженный Иероним, которого читал мой собеседник.

Что действительно придут Илия и Енох чувственно, собственным лицом, это исповедуют сами безпоповцы. Я думаю, что если кто-нибудь из здесь присутствующих, когда мы празднуем день пророка Илии и службу ему совершаем (20 июля), пошел бы в любой, существующий в Москве безпоповский храм, то услышал бы, как безпоповцы и сам Лев Феоктистович распевают на клиросе следующую стихиру:

" Яже на воздусе колесница тя подъемши огненосна, яко в трусе на небеса, огнедохновенную благодать тебе чудесем подаст, Илие Фезвитянине, нетленна тя сотворь, еже невидети смерти, дондеже убо проповеси всяческим кончину. Темже прииди, подая нам твоих исправлений наказание" (Служебная минея, июль, лист 243 об. ).

Все безпоповцы, а Лев Феоктистович в особенности, поют эту стихиру и говорят: " Илия! ты, который вознесся на колеснице на небо, прийди же ты к нам". А здесь говорит: " Его нет, он уже убит". Там, в своем храме, перед Богом он говорит: " Илия Фесвитянин! ты не имеешь смерти". До какого времени? " Дондеже убо проповеси всяческим кончину". Где же вы говорите правду: теперь — перед публи­кой, когда утверждаете, что Илия уже пришел, он уже явился в мир и был в лице Иоанна Крестителя убит, или в своем храме, перед Богом, когда вы говорите: " пусть этот Илия придет, мы его ждем"? Я думаю, что эта молитва будет кощунственна: призывать того, кого, вы говорите, уже нет, он уже убит, — это будет издевательством над Богом, кощунством над самой службой.

Прочитанное моим собеседником о том, что Илия " безсмертен", надо понимать не в том смысле, что он никогда не умрет, а в том, как и безпоповцы поют, что он безсмертен до явления своего перед пришествием Христовым, что у него нет той смерти, как в человеческом роде: когда, дожив до 60-ти, 80 лет, мы умираем; а Илия и Енох до сих пор не умерли, сохраняются до пришествия Христова. В этом смысле они и названы безсмертными: " Илия, — гово­рит св. Григорий Двоеслов, — вознесся на небо воздушное, что внезапно был отведен в некоторую потаенную область вселенной, в которой жил бы уже в великом спокойствии плоти и Духа до толе, доколе п р и к о н ч и н е м и р а н е в о з в р а т и т с я н а з а д, и н е з а п л а т и т д о л г (с в о е й) с м е р т и. И б о о н р а з о р в а л с м е р т ь, но не убежал от нея". (" Беседы на евангелия", Григория Двоеслова, изд. С. -Пб., 1860 г., кн. II, беседа 29, на евангелие от Марка, гл. 16, зач. 71, стат. 5, стр. 110). Вот, великий муж, св. Григорий Двоеслов, говорит: " Илия вознесся на небеса и там безсмертен пребывает до тех пор, пока не придет Судия, а придет Судия он отдаст смерти свой долг. Он разорвал смерть, но не убежал от нея". Совсем не видно от­сюда, что Илия еще не придет.

Вот св. Ипполит, папа римский, говорит: " когда Даниил сказал: " Положу завет мой в седьмицу едину", то обозначил собствен­но семь лет; при чем п о л о в и н у с е д ь м и ц ы, к о г д а б у д у т п р о п о в е д о в а т ь п р о р о к и, и половину седьмицы, т. -е. три с половиною года, когда будет царствовать антихрист на земле" (Твор. св. Ипполита, вып. 2, стр. 72). Приидут Илия и Енох на землю и будут проповедовать здесь 31/2 года. Собственно из этих свидетельств ясны и два пришествия предотечей: из них первое было, это — Иоанн, сын Захарии, а второе будет, это — Илия и Енох.

Св. Ефрем Сирин во второй части своих творений, на 258 стр. говорит: " Господь, по милосердию Своему, п о ш л е т И л и ю Ф е з в и т я н и н а и Е н о х а, чтобы они возвестили человеческому роду богочестие, дерзновенно проповедали всем благоведение, научили не верить мучителю из страха, вопия и говоря: " это лесть, о человеки! никто да не верит ей нисколько, никто да не повинуется богоборцу; никто из вас да не приходит в страх; потому что он скоро будет приведен в бездействие". Вот вам еще свидетельство такого уважаемого безпоповцами святого, как св. Ефрем Сирин, который говорит, что придут пророки Илия и Енох и будут обличать вероотступника антихриста. Послушайте, что читают и безпоповцы у себя дома. В стихире они говорят, что придет Илия и в " святцах" читают:

" Сей Илия предвари Рождество Христово лет за 816, пророчествова же лет 25, многа чудеса сотворь. Огнь с небесе трищи сведе, небеса еже недождити три лета и месяцей 6, затвори, мертва воздвигнув, двоепятьдесятице попали. Студныя священники закла, Бога елико мощно бяше виде, Иордан реку раздели, и колесницею огненною, яко на небеса вознесеся, сугубу благодать Елисею оставль и на Фаворе в Преображении Христу представ, и п а к и п р е д в т о р ы м п р и ш е с т в и е м Х р и с т о в ы м с о Е н о х о м п р и й т и и м а т ь" (20 июля, лист 96).

Все это они говорят о настоящем Илии, (а не о мучениках, которые будут при антихристе), об известной личности, которая была до Христа за 816 лет, которая проповедовала 25 лет и которая на колеснице огненной вознеслась на небо. Это безпоповцы у себя дома читают, а во время богослужения поют:

" И паки перед вторым пришествием Христа с Енохом притти имать".

Они говорят: " Мы веруем, что придут и Илия и Енох, они будут".

В " Толковом Апостоле", на 383 листе обор. говорится:

" При времени Христова втораго пришествия и скончанию мира, якоже в апокалепсии пишет, еда Илия и Енох послани будут от Бога на обличение антихриста, и обратят от всякаго колена Израилева по дванадесяти тысящ ко Господу Богу их, сиречь ко Господу Исусу Христу пришедшему плотию спасения их ради" (Толк. апостол, лис. 383 об. ).

" Толковый Апостол" — издание последних лет, он издан уже после целого ряда мучеников, праведников, святых, однако, го­ворит: " Верим, что придут Илия и Енох на обличение антихриста". В прологе 20 июля, в житии Илии пророка, все мы читаем:

" Сей есть Илия, иже огнь с небесе трищи сведыи, и дождь языком своим носивыи, и мертвыя возвигии, и пятьдесятицу двою попаливыи, и в горе Хориве, Бога видевыи, яко же человеку мощно бяше видети. И Иордан милостию разделивыи. И на небеса колесницею огненною вознесенни. И в Преображении с Моисеем на Фаворе Христу представыи. С е й и в т о р о м у п р и ш е с т в и ю Х р и с т о в у с Е н о х о м п р и и т и, ко обличению всеконечнаго нечестия антихристова, и утешению благочестия вверенныи" (Пролог, июля 20, лис. 227 и об. ).

Возьму книгу, которая только за 10 лет до Никона была написана, " Кириллову" книгу. В ней говорится:

" Христос Истинныи обличити (антихриста) своих угодников, Еноха и Илию, пошлет, неприимати лживаго. Он же окаян­ный пред всеми повелит их убити" (Кн. Кириллова, лис. 47).

Я разобрал, братия, все доказательства моего собеседника. Они сво­дились к двум положениям: что Иоанн Креститель есть Илия настоя­щий и что перед кончиной мира мученики, исповедники будут тоже Илией. На основании тех же источников, того же св. Феодора Студита и блаженного Иеронима, которого он читал больше всего, я доказал, что Иоанн Креститель только называется Илией по сходству служений и духовной жизни, как, например, у нас в Москве мы называем " Плевако" чуть ли ни каждого хорошего адвоката. Так и здесь — Иоанн Креститель называется по сходству служения Илией, но это не настоящий Илия, не тот, который вознесся на колеснице огненной.

Что же касается мучеников, то я указал, что при антихристе придут помогать им настоящие пророки, Илия и Енох, они будут нам помощниками. Вот и все доказательства моего собеседника, которые и разбил его же доводами. Целый ряд свидетельств: святоотеческих, старопечатных книг и прежде всего Сам Христос говорят о том, что Илия и Енох придут чувственно, собственным лицом на обличение антихриста.

Я просил бы своего собеседника соблюдать наши условия: когда поставлен вопрос, то от него не уклоняться. Сегодня мы беседуем о настоящих Илии и Енохе, о тех лицах, которые на небеса вознеслись, мы говорим не о других лицах, которые названы Илиею и Енохом, и потому я просил бы, чтобы мой собеседник показал на основании Священного Писания и святоотеческих творений: где и когда эти про­роки, Илия и Енох, были убиты, именно, как личности, как люди, как те лица, которых мы знаем по житию и о которых сами безпоповцы поют, чтобы Господь их послал во второе пришествие Свое?

Вот я ставлю этот вопрос.

Пусть мой собеседник докажет, что эти люди придут не чув­ственно, не собственным лицом, а духовно, в лице кого-то другого.

 

Л. Ф. Пичугин. Прошу вашего благосклонного внимания, дорогие слушатели. Вы имели удовольствие выслушать возражения моего собеседника по поводу поставленных мною свидетельств о пришествии пророков Илии и Еноха. Я крайне удивляюсь приемам моего собеседника, будто бы я начал говорить не об Илии, а о ком-то другом. Я начал говорить об Илии Фесвитянине, именно с оснований пророческих. Неужели вы за­бываете, Федор Ефимович, пророка Малахию, исключительно только говорящего об Илии:

" И се аз посылаю вам Илию Фезвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго, иже устроит сердце отцу к сыну, и сердце человеку к искреннему, да не пришед поражу землю гробию".

Вы эти слова пропустили, а они служат основанием в вопросе о пришествии пророков. Я отказываюсь тогда понимать вас, в каком направлении вы хотите беседовать о пророках, но публика, полагаю, даст оценку и мне и вам. Я говорю чистосердечно, по совести, беседу веду об Илии исключительно, но расхожусь с вами в том отношении, что вы понимаете буквально, а я, согласно Божественного Писания, по­нимаю духовно, и кто из нас будет прав и кто виноват, будет су­дить публика.

Теперь пойду по следам моего собеседника. Он, во-первых сказал, что Христос Спаситель, говорил, что еще Илия придет и слова свои подтвердил свидетельством Феофилакта, епископа болгарского. Вот книга Благовестное Евангелие и слова Феофилакта, епископа болгарского, которые он читал. Евангелие от Матфея, лист 82 об.

" Вси бо пророцы и закон до Иоанна прорекоша и аще хощете прияти, той есть Илия, хотяи приити. Толкование. Являет зде глаголя, яко аз есмь грядыи, вси бо рече пророцы скончашася. Обаче же аще аз не пришел бых, не быша они еще скончалися. Тем же убо к тому другаго пророка не надейтеся, а еже глаголет, аще хощете прияти, яко сей есть Илия; сиречь аще хощете благоразумно разсудити, а не завистию, той есть его же рече пророк Малахиа, Илия хощет приити".

Это слова подлинные Христовы. А вот следующие слова, где говорится — " это тот самый Илия, который должен прийти, поэтому все пророки исполнились; но они не исполнились бы, если бы Я не пришел", — означают: если хотите судить здраво, а не враждебно, то это тот самый, которого пророк Малахия назвал грядущим Илиею. Эти-то слова, дорогие слушатели, мой собеседник и опустил, с тою целью, чтобы подорвать авторитет пророка; но это не пророк говорит, а сам Господь Бог:

" Се аз посылаю вам Илию Фезвитянина".

Пророк не мог сказать: " Я посылаю", следовательно, устами про­рока говорил сам Бог, а мой почтенный собеседник этим высоким словам не дал никакой цены, а между прочим, поставил мне на вид, что " Иоанн был Предотечей первого пришествия, а Илия является Предотечей будущего второго пришествия", и Федор Ефимович позволил себе сказать, что эти слова сказал Христос. Это неправда. Эти слова сказал Феофилакт, епископ болгарский, а не Христос. Зачем же вы вводите публику в заблуждение? Христос сказал об Иоанне:

" Сей есть Илия: хотяи приити".

Если так сказал Царь, мог ли сказать слуга иначе? Вот жестокая ошибка моего собеседника! Пусть публика, по этому вопросу, сделает вам свою оценку.

Пойду дальше. — Сегодня, обращаясь ко мне, Федор Ефимович сказал, что просил бы вести беседу только об Илии, а не о других. Об этом мы и ведем, и я безусловно не отступаю от вопроса.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.