Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОБЕСЕДОВАНИЕ ПЕРВОЕ 11 страница



Я уже много раз доказывал вам, что святая Церковь еретиков-трехпогруженцев крестила. О еретиках новатианах, которые крещены трехпогружением, говорится в 7‑ м правиле Лаодикийского собора.

“Обращающихся от ересей, т. е. новатиан или фотиниан, или четыредесятников, как оглашенных, так и верных по их мнению принимать не прежде, как проклянут всякую ересь, в которой они находились, и тогда уже глаголемые у них верные, по изучении символа веры, да будут помазаны святым миром и тако причащаются”. Здесь, как видите, поименованные еретики приняты под миропомазание, в толковании же на это правило Алексея Аристина повелевается крестить этих еретиков. Читаю толкование: “Сии еретики принимаются Церковию, когда проклинают как прочие ереси, так и свою, и только помазуются святым миром. Но новатиане и четыредесятники, и фотиниане имеют нужду в святом и спасительном крещении”. Вот, как видите, еретики трехпогруженцы: новатиане, четыредесятники и фотиниане принимались Церковию так и иначе: миропомазанием и под крещением, но не было таких глупцов, которые бы укоряли Церковь в христораспинательстве. А эти еретики были крещены правильною формою во имя Святой Троицы и в три погружения. Теперь подумайте, против кого вы идете, против кого направлена ваша ложь. Вы идете против Церкви Христовой, против ее законов.

Вы говорите, что я ничего не отвечал на 7 правило. Неправда. Я ответил, и сейчас скажу, что Второй вселенский собор сделал только снисхождение еретикам, так как в Церкви употреблялось то и другое правило для приема одних и тех же еретиков. Прошу почтеннейших слушателей выслушать свидетельство, которое я сейчас прочту по отношению 7‑ го правила Второго вселенского собора. Книга греческая Кормчая Пидалион, страница 148. “Потому не может быть действенно пред Богом крещение еретиков и схизматиков, что они враги Бога и воюют против Него, они — антихристы, о которых говорит Иоанн”. По всем этим и другим причинам настоящее правило требует крещения всех еретиков и схизматиков, присовокупляя, что это мнение не есть нововведение отцов сего собора, но древнее, со всяким тщанием и строгостью рассмотренное отцами, бывшими ранее сих (близкими к преемникам апостольским) и во всем согласно с 46, 47 и 68 апостольскими правилами. И не только сообща отцы собора настоящим правилом отвергают крещение еретиков и схизматиков, но и порознь каждый из них своим особенным мнением, т. е. все 84. Поэтому и Второй вселенский собор в 7‑ м правиле настоящее правило отчасти (если не вполне, то сделал это по благоусмотрению и снисхождению), утвердил его и Шестой вселенский собор во 2‑ м своем правиле. Хотя этот собор и говорит, что это правило действовало только в некоторых местах Африки, но раз принявши правило, собор скорее утвердил, а не отменил его. Также принял и Василий Великий в своем 1‑ м правиле. (Ниже). Отсюда правильно вытекает заключение, что все еретики без пререкания должны быть крестимы. Благоусмотрение и снисхождение некоторых отцов не может быть ни законом, ни примером. Притом внимательное рассмотрение показывает, что еретики, принятые снисходительно вторым собором, были по большей части из тех, которые впадали в ересь уже крещеными. Вследствие чего и было оказываемо им снисхождение; но истина Священного Писания, здравый разум говорят, что все еретики, без прекословия, должны быть крестимы.

Наконец, теперь ясно вам доказано, что Второй вселенский собор в 7‑ м правиле если принял некоторых еретиков под миропомазание, то, согласно выражению Пидалиона, он сделал этим только снисхождение к еретикам среднего злочестия. Равным образом и Шестой вселенский собор 95‑ м правилом также только по благоусмотрению принял некоторых еретиков особым чином. Так вот, Димитрий Сергеевич, ваши вопиющие свидетельства, 7‑ е правило Второго вселенского и 95‑ е Шестого вселенского собора, я разобрал и доказал, что соборов святого Агриппина и священномученика Киприана не только эти великие соборы не упразднили, но даже возвели на степень соборных законов, а вы как будто лишены слуха, то и дело повторяете, что я вам на это ничего не ответил. Неудивительно, если вы страдаете болезнью невнимания, подобно жидам, которые укоряли того расслабленного, который лежал в болезни 38 лет, что он незаконно творит, в субботу носит одр, а ему так повелел сделать исцелитель Христос. Так и я вам доказал, что нам повелела святая Церковь Христова своим законом крестить еретиков; а вы снова кричите: “Кто вам повелел крестить еретиков? ”. Подлинно, на вас сбывается притча премудрого Сираха:

«Яко же слепляя чрепие, тако и поведая дремлющему, на концы речет что се».

Так и вы, господин собеседник, должно быть, дремлете, когда я говорю; когда проснетесь, кричите: “Стой, я ничего не слыхал”. Так не спите, а слушайте! Крестить всех еретиков не есть мнение Монтана, Савелия и Евномия — еретиков, а есть повеление Христовой Церкви, что я вам и доказал.

Вы мне ставили в укор, что я правил Василия Великого не брал в руки. Неправда. Я приводил 47‑ е правило Василия Великого и теперь им дам подобающее место. Книга Никона Черногорца, слово 63, лист 562. Правило Василия Великого 1‑ е:

«Чистии и тии oт раздорных суть, обаче изволися древним, иже о Киприане глаголя, и Фирмилиане нашем, единем судом облагати, чистии и воздержники и водепредстателя за неже убо начало разделению раздором бысть, а иже oт церкви oт совокупльшии (oступшии) не к тому имеша благодать Святаго Духа в себе. Оскуде бо (подаяние) внегда пресещатися последованию. Первии убо oступившии oт отец имеша рукоположения, и возложением руку их имеша дарование духовное. Отделившиижеся простии людие бывше, ниже крещати, ни руку возлагати имеша область, к тому не могуще благодать Святаго Духа инем подати, oт нея же и тии oтпадоша. Тем яко oт простых людий иже oт них крещаемым повелеша приходящим к церкви, истинным крещением церковных очищатися».

Так вот Василий Великий говорит в пользу нашу, что еретики без благодати не могут крестить, а потому и следует приходящих от них покрещивать. Также гласит и 47 правило его же:

«Воздержницы и вретищницы и апотактиты томуже слову подлежат, еже и новатиане яко онех убо правило изложено бысть аще и различне, а яже о сих умолчана быша. Мы же единем словом покрещаем таковыя».

Теперь что будете говорить против этого? Противиться и упорствовать. Тогда выслушайте приговор святого отца Феодора Студита. Он пишет к Навкратию сыну, ч. 2, страница 106: “Пусть перестанет противиться и Василию Великому, которого голос — есть голос Божий”. Так и вы, перестаньте противиться святым отцам, Фирмилиану, Киприану, Дионисию и Великому Василию. Таким образом получается, что вы в крещении еретиков противитесь Самому Богу.

Затем перейду еще к позднейшему свидетельству святой Церкви в отношении приема еретиков нашей русской Церковию. Патриарх Филарет соборне постановил крестить всех еретиков. В Требнике на листу 561 раздается, как бы клич с высокой башни:

«Да уведят все людие всея российския земли яко вси еретики, различных еретических вер, не имут права святаго крещения, еже водою и Духом святым. И того ради oт всех еретических вер различных приходящих к православию, хриcтианскаго закона, подобает совершенно креcтити, святым крещением».

На листе 566 оборот:

«И сея ради вины (в субботу постятся) подобает убо и oт римския веры, и oт всех oт различных еретических вер приходящих, к нашей православней истинней вере, греческаго закона, совершенно креcтити: понеже убо еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение».

На листу 572‑ м:

«И того ради и римлян подобает креcтити, и oт всех различных еретических вер таковых приходящих к нашей православней истинней хриcтианстей вере греческаго закона, совершенно креcтити: понеже убо еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение».

Таким образом, дорогие слушатели, я имел удовольствие перед вами высказаться по вопросу о крещении еретиков, отдать себя суду вашей совести. Я высказал точно и определенно, как мне подсказывала совесть и сердце. Под страхом Божиим, как на Его суде, я сказал, сознательно и истинно, что святая Церковь гнушалась еретического крещения всегда, она его называет не только неправильным, несвятым, небожественным, но скверным и игральщным, а принимая еретиков, или крестила, или миропомазывала их. Но мой противник защищает еретическое крещение по необходимости, ибо они заимствовали и крещение, и хиротонию от еретиков. Вот и причина.

 


Д. С. Варакин. Я в эти 20 минут вновь приводить доказательств не буду. Последним словом уважаемый собеседник всю свою беседу похерил. Он сказал, что святая Церковь принимает еретиков или крестя, или помазуя. Что же вы защищали, что всех надо перекрещивать? Значит, не крестили? Все свое рассуждение сделали насмарку. Весь свой труд двумя словами сделали насмарку. Читали нам здесь из книги Пидалион, но прежде чем читать, наш собеседник настойчиво говорил: вы защищаете крещение антихристово — еретическое, а мы, говорит, защищаем то крещение, которое защищают вселенские соборы. Разве не знает Пичугин, что антихрист не будет крещен? Он против Христа, и от крещения будет принуждать отказываться. Но вот г. Пичугин бился, бился и к тому же антихристу за защитой пришел. Ведь книга “Пидалион”, по его мнению, антихристом написана. И прежде чем говорить, не нужно брать в руки антихристову книгу. Она еретиками написана, а вы по ней Христову веру защищаете. Это свойственно таким людям, которые идут против святой Церкви. Он читал мнение того же Киприана, про которого я прочитал: “Киприан понеже раскаялся”, но самую книгу Пидалион он не стал читать, а вот что на странице 149 толкователи говорят, что настоящее правило и в древности не всегда было принимаемо, и что Киприан такого дела держался не везде, и что Вторым и Шестым вселенскими соборами положены иные правила относительно принятия в Церковь еретиков. Он эти правила не стал читать. Я никак не мог надивиться этим ухваткам. Пидалион прямо говорит, что иные правила поставили к определению позднейшие вселенские соборы, которые имеют полную силу, что Второй и Шестой вселенские соборы постановили еретиков различно принимать, так они и должны иметь полную силу. Да, у вас редкий обман.

Вы изволили читать Никона Черногорца слово 63. Здесь опять говорится о Киприане, который раскаялся. “Это, говорит, Киприан так делал”, а что дальше Василий Великий сказал — он опять не читал: “Пусть крещение будет приятно”. Почему вы это не читали? Я вас спрашиваю. Так разве истину проповедуют? Да, латинщики во имя Святой Троицы крестятся, но их не перекрещивать нельзя. В учении вселенских соборов говорится, чтобы не перекрещивать не обливанцев, а крещенных в три погружения, в три Ипостаси. Я тоже говорил, что последних нельзя крестить. Он читал Номоканон 57 лист, где сказано: “Кто не рукоположен — совершает священство”, вот, например, если бы я надел ризу — это было худо, нечестиво, бесовско. Я показал пример на деле. Никто не священнодействует нерукоположенным, но наши священники все имеют рукоположение, которое вселенскими соборами признано. Помните, что вы обличаете меня ложью, будто я защищаю крещение антихристово, нет, я защищаю крещение во имя Отца и Сына и Святаго Духа — разве это антихристово крещение? Антихрист некрещен будет, я читал из Кормчей, а он, аки аспид глух, затыкал уши свои. Не перекрещивают еретиков потому что они не отличаются от нас, они крестятся одинаково с нами, а антихрист, по Максиму Греку, не крещен будет. Мы крещения антихриста не знаем и, если таковое есть, отвергаем его, а крещенных правильно еретиками принимаем, как постановлено святыми отцами. А вы против всех вселенских соборов идете. Мало того, что мои доказательства, мои речи собеседник обходит целиком молчанием, он в последней речи старался обрушиться на наших епископов и священников. Особенно весь гвоздь в этом обвинении заключается, им не хочется признаться и показать, что они идут против вселенских соборов, что вселенские соборы признали, что одних нужно перекрещивать, а других — нет. Разве вселенские соборы говорят, что всех еретиков нужно перекрещивать? Значит, вы себя обвиняете. Кто идет против вселенских соборов? Монтанисты перекрещивают, бегуны перекрещивают и вы, беспоповцы, перекрещиваете — вот ваша где компания. Я ясно прочел, что евномиане перекрещивают и от православных, и от еретиков, мало того, что Евномий за это еретик, он даже безумный еретик.

Я полагаю, что вопрос достаточно исчерпан. Сколько ни старался мой собеседник, а в первой речи только Киприана прочел, о котором мною прочтено у блаженного Иеронима, что он свое мнение в закон не поставил. Потом правило апостольское читал, которое я предугадал. Затем привел слова Феодора Студита, который тоже говорит, что не надо крестить, если крещены во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Еще много читал правил, что еретики разделяются на три чина, которые в руки не взял мой собеседник. И 7‑ е и 8‑ е правило Первого вселенского собора, где говорится о миропомазании, тоже в руки не взял. О донатианах читал, что не нужно перекрещивать еретиков 2‑ го чина, Кормчую книгу, глава 37, Августина из трех мест, Захария Копистенского, правило 95‑ е Шестого вселенского собора. Вот сколько свидетельств читано было, которые, как видите, не разбирал мой собеседник. Теперь остается только сказать: раз он против таких сильных свидетельств ничего не мог сказать, ясно, что в защиту своих убеждений он ничего не может сказать. Объясняется, таким образом, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, что те люди, которые правильное крещение повторяют, уподобляются распявшим Христа. Распинает Сына Божия, кто совершает второй раз правильное крещение еретиков. Становится Евномием, безумным еретиком, кто повторяет крещение. Повторяющие крещение, по Оптану Мелевитскому, подобны мертвым мухам, которые в хорошее масло попали. Вот сколько суждений, сколько примеров и учения святой Церкви, и вот сколько тех беззаконий существует, которые практикуются в обществе братьев-поморцев. Прочел я еще из Феодора Студита, что надо еретиков разделять на три чина, он в руки не взял, а остановился на последнем доказательстве — 73‑ м правиле карфагенского собора, и в этом правиле мой собеседник находит, что еретиков нужно крестить “иже двумя крещениями крещены... ”. С этим я согласен, и он согласен, и Церковь согласна.

Читал я и из Иосифа Волоколамского: “Еретики не едино мудрствуют”, а в 73 правиле выражение: “Понеже тех крещение — не крещение, осквернение” говорит о нечестивых еретиках, вроде тех, которые занесены в “Соборное изложение” патриархом Филаретом. Последние слова у патриарха Филарета буквально взяты из 73‑ го правила Карфагенского собора. Пичугин вычитал третье место, я уже предварил его: “Подобает бо римлян и всех, которые обливаются, различных вер, как католики, приходящих совершенно крестить”. Филарет патриарх это писал против католиков, которые правильного крещения не совершают. Так и в первой моей речи сказано, что их крестить надо. Затем, повторяю, крещение раскольников — есть истинное крещение, а потому есть действительное и потому не повторяется. Это вселенскими соборами постановлено не повторять. Ясно после этого, что в вопросе, как принимать приходящих от ереси, должно быть установлено, что они разделяются на три чина. В Кормчей книге 7‑ м правилом Второго вселенского собора с толкованием святых отцов выяснено, что еретиков, крещенных во имя Святой Троицы, перекрещивать не должно. А кто это сделает? — Монтанисты, донатисты да поморцы. Вот откуда это взято. Что касается Киприана святого, то, как пишет блаженный Августин, он раскаялся. В этом он хотел Августина Евсевием подменить, но не удалось, благодаря г‑ ну председателю. Пусть наша братия следует нашему предку Аввакуму. Я повторяю это место: “А буде по старому действовал новик, — клади в дело то крещение”.

У Аввакума, говорит, были подложные письма. Да, были подложные, только о самосожжении...

Беседа кончается, предоставляется моему собеседнику сказать 10 минут по условию, но без новых доказательств. Благодарю вас за внимание. (Шумные аплодисменты, крик, шум, свист).


Л. Ф. Пичугин. Один глупец стал хлопать, другой свистеть.


Председатель. Нехорошо.

Г о л о с а: Не хвалим это. Не одобряем.


Пичугин. Послушайте, братие, прошу быть внимательнее. Беседа приходит к концу. Я могу по условию говорить только 10 минут.

Мы — старообрядцы, беспоповцы, поморцы, продолжающие веру святых отцов дониконовской Церкви, которая следовала великим заветам древней Церкви, которая считала крещение еретиков скверным. И мы, следуя их заветам, отметаем крещение еретиков, а потому не общаемся с еретиками-священниками — поповцами. Если бы священство их было правильным, благодатным, у нас не было бы настоящего состязания. Крещение есть тайна, порождающая человека, у еретиков же крещение оскверняет человека, а потому и сказано, чтобы крестить снова еретиков. Это положено в апостольских правилах 46‑ м, 47‑ м. Мы крестим еретиков согласно этих правил и на том основании, которое положили древние соборы в Африке и Азии о крещении еретиков. Это принято Шестым вселенским собором, 2‑ м правилом наравне с семью вселенскими и девятью поместными соборами. Василий Великий в 1‑ м и 47‑ м правиле говорит: “Крестить всех еретиков”. А также и в книге Кормчей в главе 70‑ й повелено крестить евтихиан и несториан, а они крестились в три погружения. Наш святейший патриарх Филарет 1610‑ го лета латинян и всех еретиков постановил крестить совершенно. На этом основании я сказал, что мы крестим не по своей воле, а согласно уложения святых отцов святой Церкви, ибо мы еретическое крещение не вменяем за крещение, а потому кающимся даем истинное крещение, какое сами получили от отец. Еретики духовно не живы, а мертвы, но в воде святой купели они воскресают по духу в жизнь вечную о Христе Исусе, погрузившись во имя Отца и Сына и Святаго Духа, как апостол Павел сказал:

«Елицы во Хриcта креcтитеся, во Хриcта облекостеся».

А еретики во Христа не облекаются, а потому и приходящих к нам еретиков мы крестим. Мой собеседник обвинил меня в том, что я привел во свидетельство книгу “Пидалион”; обвинил за то, что я принял в руководство книгу антихристову. Книга эта греческая, я прочитал из этой книги то же самое, что читал и в древних книгах: если издал эту книгу антихрист, тогда вы этим только себя осудили, поэтому вы священство и митрополита Амвросия взяли от антихриста. Вы ведь сами себя обвиняете этим замечанием, а не меня. Святой Иоанн Златоуст говорит: “От врагов свидетельства достовернейшее суть”, и если враги так свидетельствуют, значит, это правильно.

Я кончил, приношу вам благодарность, дорогие слушатели, за ваше великодушное внимание.


                     СОБЕСЕДОВАНИЕ ТРЕТЬЕ

О ПРОРОКАХ И АНТИХРИСТЕ

9 мая 1909 г.

Председательствует М. И. Бриллиантов.

Председатель. Сегодняшняя беседа назначена о пришествии пророков Илии и Еноха и об антихристе. До перерыва беседа должна итти о пророках, а после перерыва — об антихристе. В виду важности беседы, которая будет сегодня происходить, обращаюсь к вам, почтенные слушатели, с просьбой: будьте любезны вести себя спокойно, всякое нарушение тишины мешает беседе, собеседникам и самим слушателям. Когда происходит шум, то теряется течение мыслей, как у самого собеседника, так и у слушателей. Поэтому прошу во время беседы ни порицаний, ни одобрений не высказывать. Обращаюсь также и к собеседникам с просьбой — вести беседу братски, относиться друг к другу как братья, не оскорблять и не затрагивать самолюбия друг друга. Наши собеседники найдут средства, чтобы в беседе не терять спокойствия и не возбуждать шума в публике. Прошу открывать беседу.

Л. Ф. Пичугин. Достопочтенные и глубокоуважаемые слушатели! Вам предстоит с надлежащим вниманием выслушать беседу о пророках Илии и Енохе и об антихристе. Это вопросы, которые разделяют старообрядчество на разные толки, из-за которых страдают все наши староверы, о которых поучала православная русская Церковь.

Так как прежде антихриста должны прийти пророки Енох и Илия, то сначала беседа будет итти о них.

Я держусь такого взгляда, что в основание духовного здания всегда должно полагать — Священное Писание. В основу настоящей беседы кладу пророков, так как все в христианстве идет как от источника, — от пророков: само Евангелие от пророков, Сам Христос пришел по благовестию пророков, благочестие взято от пророков, — все получило свое начало от пророков.

Итак, начинаю от пророка Малахия. Пророк Малахия — единственный пророк, а вместе с тем и последний, говорил о пришествии пророка Илии прежде пришествия Христа. Об Енохе ни один пророк не говорит.

Бог глаголет устами пророка Малахии (глава 4).

" Помяните закон Моисея раба Моего, якоже повелех ему в Хориве к всему Израилю, повеления и оправдания. И се Аз посылаю вам Илию Фезвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго, иже устроит сердце Отцу к Сыну, и сердце человеку к искреннему, да не пришед поражу землю гробию". (По новому переводу).

Из прочитанного видно, что Бог устами пророка Малахии возвещает, что прежде пришествия Христова Бог посылает Илию. С какой миссией, для какой цели посылает Бог пророка Илию? Пророк Илия посылается Богом с тем, чтобы уготовать людей к принятию Господа.

Посмотрим, дорогие слушатели, на ком сбылось это пророчество. Сбылось ли оно, сбывается ли, или еще сбудется в будущем. Я скажу вам ясно, согласно Божественного Евангелия, что пророчество это сбы­лось, и сбылось на Иоанне Предотече. Вот и свидетельство:

Священное Евангелие от Луки, глава I, зачало 2.

" Бысть в дни Ирода царя иудеска, иерей некий именем Захариа, от дневныя чреды Авиани, и жена его от дщерий Аароновех, и имя ей Елисавет (ниже). Бысть же служащу ему в чину чреды своея пред Богом по обычаю священничества, ключися ему покадити вшед в церковь Господню (ниже). Явишася ему Ангел Господень, стоя одесную олтаря кадильнаго. И смутися Захариа видев, и страх нападе нань. Рече же ему Ангел. Не бойся Захариа, зане услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисавет родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн и будет тебе радость и веселие, и мнози о рождестве его возрадуются. Будет бо велий пред Богом, и вина и сикера не имать пити. И духа свята исполнится еще из чрева матери своея, и многи от сынов Израилев обратит к Господу Богу их. И той предъидет пред ним духом и силою Илииною обратити сердца отцем на чада и противныя в мудрости праведных, уготовати Господеви люди совершены".

Примите к сведению: Малахия сказал, что Илия посылается только для того, чтобы обращать сердца сынов Израилевых к Господу Богу их и сердца отцем на чада. Ангел разъясняет Захарии, отцу Иоанна Предотечи, что сын, который родится от него, будет исполнять миссию, порученную Илии Фесвитянину: " Обратит к Господу Богу верующих сынов Израилевых" и " уготовать Господеви люди совершенны". Итак, эта миссия, сказанная Богом устами пророка Малахии, исполни­лась Иоанном Предотечей. Я полагаю в основание, что Илия существенно, т. -е. естественно не придет, так как в существенной миссии его заменил Иоанн Предотеча. Это я поясню вам Евангелием от Матфея.

В древности говорил Бог: " Я посылаю вам Илию", а Спаситель Христос в Евангелии от Матфея, в зачале 40, говорит, что это со­вершилось на Иоанне, сыне Захарии.

" Вси бо пророцы и закон до Иоанна прорекоша, и аще хощете прияти, той есть Илия, хотяи приити, имеяи уши слышати, да слышит".

А на брезе Евангелия против слов, " той есть Илия", указано: " 4 глава пророка Малахии".

Об этом говорится у Малахии и в главе 3. " Се аз посылаю Ан­гела моего". Для чего? " Иже призрит на путь пред лицем моим".

Спаситель Христос свидетельствует:

" Истинно говорю вам, не воста в роженых женами болии Иоанна Крестителя".

Наконец, самое главное и решительное, о чем я свидетельствую: " Вси бо пророцы и закон", то есть, все пророки и закон от Моисея до Иоанна только предсказали, " и аще хощете прияти", а что прияти? " Сей есть Илия хотяи приити".

Сам Царь царей, Господь Господей, Владыка пророков своими Пречистыми устами сказал то же, что архангел возвестил Захарии, именно, что от него родится такой пророк, больше которого прежде не было и не будет потом, тот самый пророк Илия, которого обещал послать. Спаситель говорит: " И аще хощете принять", то есть, если вы хотите разуметь, то я скажу вам: " этот Иоанн — есть Илия". Владыка Христос сказал так потому, что евреи, книжники и первосвященники не верили в Христа и Его слова. " Если вы уверуете в Меня, веруйте и Моим словам", что Иоанн — это Илия, " имеяй уши слышать, да слышит".

Итак, дорогие слушатели, здесь сам по себе вопрос пророчески решается устами Самого Владыки Христа, что миссию Илии совершил Иоанн Предотеча. А так как евреями не принято это свидетельство, то они остались вне Закона Божия и той правды, которую принес Спаси­тель Христос. После такого законодательного разрешения Самого Владыки Христа, сказать иначе никто не может. " Если кто из слуг начнет говорить, то не может иначе говорить, чем говорил Царь царей, Господь Господей".

Еще свидетельство по этому вопросу из Творений преп. Феодора Студита, часть I, стр. 235—236.

" Не открывается ли из этого, что антихрист уже при дверях (ниже). Он также будет царем и станет требовать только того, что он хочет и что приказывает; и никакого различия не будет между ним и предшественниками его (ниже), Может ли быть что нибудь хуже этой ереси до самого явления антихриста? Я не думаю, что оно уже наступило; но, начавшись отныне, оно достигнет своего конца в то время, и те, которые падут теперь, пали бы, если бы были и тогда; а те, которые силою Божиею устоят в борьбе, были бы и в те дни победителями антихриста чрез смерть со Христом. Но, о бедствие человеческое! Как иные еще здесь обратили тыл, как мы показываем, чем мы будем! Посему немного таких, ко­торые устоят; посему будут Илия и Енох, не знаем, будет ли также Богослов и Евангелист, — помощниками человеческой немощи, предстоятелями и победоносцами в исповедании Христовом".

Святый отец говорит, " я не думаю, что это ныне уже наступило но начавшись отныне, достигнет своего конца... ", а потому преподобный отец признавал шествие антихриста намеченным путем. " Двери отворились уже и антихрист на пороге", и говорит наконец о будущем. " Чем мы будем! Посему немного таких", т. -е. кто бы не изменил долгу веры и не присоединился к ереси, а если которые устоят в пра­вой вере, " посему будут Илия и Енох", говорит святой отец.

Сейчас мы видим, что немногие стоят за истину, и тогда, в последнее время, не многие устоят, но многие падут. — А почему? Святой муж поясняет. " Если будут такие отступники, как и теперь, то одинаково падут, как падают при нас". Следовательно, ясно и определенно говорится о тех святых людях, подвижниках и исповедниках, подобных Еноху, которые отдают себя на жертву в защиту правды и евангельской истины, которая положена на земле Христом Богом. Речь идет о подвижниках за веру. Далее свидетельствую из творений блаженного Иеронима, часть 2, стр. 142. " А об Енохе и Илии, о которых Апокалипсис говорит, что они придут и умрут (Апок. II) теперь не время рассуждать, потому что вся эта книга или, как мы думаем, должна быть изъясняема в духовном смысле, или если будем следовать толкованию плотскому, должны будем принять иудейския бредни, что опять будет построен Иеросалим, в храме будут приноситься жертвы, и с уничтожением духовнаго богослужения, возобладают плотские обряды".

Из прочитанного видно, что пророки Илия и Енох и Апокалипсисом разумеются в духовном смысле, а не в историческо-повествовательном. Если будем судить по букве, тогда лишимся общения Духа, в котором хранится глубокая тайна, покрытая мраком. Все в пророческих писаниях должно быть изъясняемо в духовном смысле, а не в буквальном — земном.

Если будем следовать толкованию плотскому, т. -е. просто лежащему в букве повествования, то должны будем принять иудейские бредни в вопросе о пришествии пророков. Если будем толковать это писание по букве, по необходимости должны будем превратить таинственное писание в жидовския бредни: жиды толковали закон и пророков только по букве и лишились истины. Таким образом, и все те, кто понимает пришествие пророков только по букве, лишаются истины, идут вслед жидов и, по выражению святых отцов, впадают в иудейския бредни и последовательно должны принять, что будет построен жидовский храм, упразднится Евангелие и будут восстановлены снова ветхозаветные жертвы.

Далее читаю свидетельство из Творения блаженного Иеронима, часть 12, стр. 116. " Ибо Енох и Илия, победив закон смерти, от земного общества восхищены в небесное царствие так, как были в телах. Отсюда и те и святые, которых в день погибели и суда застанет в телах, восхищены будут на облаках в сретение Христу вместе с другими святыми, воскресшими из мертвых, не вкусят смерти".

Из прочтенного видно, что Енох и Илия восхищены на небо и живут в тех же телах, преобразовавшись по устроению Божию, а раз они преобразились в нетленные тела, и живут жизнью нетленною, — то ясно, что им нет нужды облекаться снова в тленные тела пророков и итти в жертву антихристу. Это и есть иудейские бредни.

По образу Илии и Еноха в день второго пришествия Спасителя Хри­ста все святые не вкусят смерти и таким образом преобразятся из тленных в нетленные тела, как преобразил Бог Илию и Еноха.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.