Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОБЕСЕДОВАНИЕ ПЕРВОЕ 10 страница



«Второе крещаются, иже ложне творящеся, поистинне же несуще священницы, креcтиша, по третией главе, втораго стиха еже в Матфеи».

Ясно сказано, что нужно крестить и от тех, которые ложно присвоили себе хиротонию и звание священника. В сущности же таковые именуются лжесвященниками. Притом, дабы слышали все, сообщу и о том, что такими книгами руководствоваться, какими руководствуется мой собеседник, как Викентий Лиринский, не только не спасительно, но и в высшей степени гибельно, ибо всякая ложь превращается тому, кто ее выдает за истину, в идола. А как об этом толкуют святые отцы, послушайте. Творение блаженного Иеронима, часть 6‑ я, страница 368, говорит: “Всякий же еретик оставляет Бога и делает чуждым место обитания Божия, которое он осквернил ложью своею, и кадил богам чужим, которых ни сам он не знал, ни отцы его, т. е. апостолы и мужи апостольские. (Ниже). Ибо скоро обольщается только неразумный и простой. И строят они высоты ваалам, когда говорят, что рассуждают о возвышенном. И сожигают идолу сыновей своих, тех, коих родили они в ереси”.

Из прочитанного видно, что тот, кто следует лжи, оставляет Бога, делает чуждым место Его и кадит богам чуждым, т. е. ереси.

Еретики взяли священство мертвое, а не живое, и это является их идолом, т. е. ложное учение, которое они обоготворяют в своем упорстве. Но простецы не виноваты, ибо их обольщают лжеепископы. Только неразумный может обольщаться такой ложью, не всякий человек позволит обольщать себя таким беззаконием. (Шум, крики).


Председатель (к публике). Успокойтесь.


Пичугин. Блаженный Иероним, часть 7, страница 42. “Можем в иносказательном смысле сказать и то, что всякое учение, противное истине, покланяется делам рук своих и поставляет идолов в земле своей, и преклоняется человек, и унижается муж, и не может выпрямиться, потому что связан диаволом”.

Я уже показал, что господа поповцы поклоняются делам рук своих и преклоняются пред ложью брошюр и не могут исправиться, потому что связаны диаволом.

Блаженный Иероним, часть 12, страница 23: “Все еретики, сочиняющие ложное учение с блеском мирского красноречия, делают золотой истукан и всячески стараются убедить, чтобы падали и поклонялись идолу лжи”. Вот и идол налицо. Затем еще свидетельство. Блаженный Иероним, часть 14, страница 10: “Ведь, в самом деле, еретики не имеют богатств, доставшихся им от наследия отцов; они ежедневно находят предмет для своего поклонения и сами искусною рукою устрояют себе идолов, порожденных любопытным умом их”.

Значит, еретики не имеют преемственной хиротонии от апостолов, не имеют они и преемственного крещения от святых отцов, и они не наследники апостольского богатства, а чуждые для апостолов, и их претензии на наследство благочестия неосновательны, ибо они ни рукоположения, ни крещения от святых отец не имеют, но ежедневно поклоняются ложному учению и своими руками устрояют себе идола лжи, как вот и эта фальшивая книжечка. (Шум).

Творения блаженного Иеронима, часть 15, страница 159: “Действи­тель­но, как идолы делаются рукою художника, так и извращенное учение еретиков обращает в идола то, что старается подделать, и производит то, что люди поклонятся вместо Христа антихристу”. (Шум).

Неблагоразумно слушателям волноваться.


Председатель. Время его еще не окончилось, и он может говорить, что ему угодно.


Пичугин. Насчет того, что говорится здесь, можно соглашаться или нет, это ваше дело, но должно вести себя вежливо.

Это ложное учение появилось от антихриста, духа лжи, а не от Христа. Таким образом, я прихожу к заключению моей речи и приведу еще одно важное свидетельство по вопросу, что еретики только говорят имена “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа” в крещении, а крещение у них остается безблагодатным. Афанасия Александрийского окружное послание третие, лист 40, где святой муж говорит о еретическом крещении: “Многия убо и иныя ереси имена точию глаголющия, не мудрствующие же право, яко речеся, ниже веру здравствующую имущия, неполезну имут от них даемую воду (крещения) скудствующую благочестием, якоже и кропящемуся (крестящемуся) от них паче сквернитися в нечестии, неже избавлятися”.

Теперь ясно доказано, что у еретиков нет святого крещения, если они и говорят при крещении имена Божества “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа”, но по ложной вере их имена Святой Троицы их не освящают, оставаясь без Бога, они и в крещении только сквернятся.

Так вот, возлюбленные слушатели, у еретиков ничего нет такого, что было бы святое и что они взяли бы из наследия святой Церкви. Они все взяли от лживого духа диавола, тем и обманывают людей, а что “еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение”, это мнение не мое, а уложение 73 правила Карфагенского собора в толковании.

Теперь ясно, что если еретики и во имя Отца и Сына и Святаго Духа крестят, но крещение их все же отметается и именуется скверным.

Я кончил.


Д. С. Варакин. Прошу внимания уважаемое собрание! Идя сегодня на собеседование, я говорил своему другу Феодору Ефимовичу: “Помяни мое слово, непременно г. Пичугин от предмета беседы уклонится”. Так это и случилось. Вопрос об еретической хиротонии рассматривался вчера, поэтому повторять его — значит признать, что вчерашние доказательства его не имели никакого значения. И если господину собеседнику потребовалось продолжать о хиротонии, это значит, на простом наречии, что он “выдохся”. Читая множество цитат из блаженного Иеронима, он свидетельствовал, что подложные книги читать нельзя. Таких свидетельств я прочел бы в 50 раз больше, но это к вопросу не относится. Прежде чем называть подложными книги, нужно доказать, что действительно подложная книга Викентия Лиринского. Оказалось, что настолько хороша эта маленькая книжка, что таких лучше книг нет. Она написана по внушению Святаго Духа, а это вы ее только идолом называете. Это выражается ваша вражда к святому, и не только к нему, ваша вражда выражается и к святому крещению, которое совершено во имя Отца и Сына и Святаго Духа, в трех Ипостасях. Нам читаны последние свидетельства, что у еретиков крещение от дьявола. Напомню, что еретическое крещение принималось Первым и Вторым вселенскими соборами от еретиков 2‑ го и 3‑ го чина; напомню, что собор Карфагенский от еретиков крещение тоже принимал. И что же? Все эти святые соборы принимали диавольское крещение? Господин Пичугин одним почерком пера все соборные постановления насмарку: это, говорит, от диавола. Сообразите, куда ведет этот защитник: соборы не по его рассудили, они не смогли по достоинству осудить еретиков. Это прежде всего — просто ересь, в которую вы впадаете, если говорите, что пришедшие из еретиков 2‑ го и 3‑ го чинов крещены от дьявола. В подтверждение я прочту Шестой вселенский собор, в 95‑ м правиле которого говорится:

«Присоединяющихся к православию и к части спасаемых из еретиков, приемлем, по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, македониан, наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четыренадесятидневников, или тетрадитов, и аполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует святая Божия кафолическая и апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, то есть, помазуя святым миром во первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их, глаголем: Печать дара Духа Святаго. А о бывших павлианами, потом к кафолической Церкви прибегших, постановлено: перекрещивати их непременно. Евномиан же, единократным погружением крещающихся, и монтанистов, именуемых здесь фригами, и савеллиан, держащихся мнения о сыноотечестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков, (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатския страны): всех, которые из них желают присоединены быти к православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их хриcтианами, во вторый оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лицо, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывати в Церкви, и слушати писания, и тогда уже крещаем их. Такожде и манихеев, валентиниан, маркионитов и им подобных еретиков. Несториане же должны творити рукописания и предавати анафеме ересь свою, и Нестория, и Евтихия, и Диоскора, и Севира, и прочих начальников таковых ересей, и их единомышленников, и все вышепоказанныя ереси: и потом да приемлют святое причащение». (Стр. 582, 583, 584 полного перевода).

Вы говорите: пришедшие от еретиков крещены от диавола, а слышите: они “только миром помазуются, “п р и е м л е м ы”. Как это по вашему? Если бы вы беседовали с членом Шестого вселенского собора, то чтобы он вам сказал? “Крещенные еретики приемлются”. Только этими тремя словами ваши доказательства рассыпаются, не служат вам основанием, а доказательством вашего нечестия. Я повторяю из святого Епифания (часть 5‑ я), он говорит об евномианах: “Безумный еретик Евномий дерзнул на великое зло: он перекрещивал не только приходивших из православных и еретиков, но и ариан”. В опровержение этого доказательства г. Пичугин берет книгу Епифания, 3‑ ю часть. Я имею эту часть, г. Пичугин пользовался ею в Риге и Нижегородской губернии; здесь говорится о крещенных в Церкви и возвращающихся в Церковь. И таких перекрещивать нельзя. Это я сказал еще в первой речи. Это ему нужно было 30 минут долбить.

О хиротонии митрополита Амвросия вчера говорили, у вас была свобода действий, и вы эту свободу использовали надлежащим образом, как враг хиротонии мог только использовать. Были еретики катафриги или монтанисты, новатиане, которые правильное крещение тоже повторяли. И вы заимствовали это учение от еретиков донатистов, бегунов, и в той позиции, которую эти еретики занимают, вы заняли 5‑ е место. Когда я прочел блаженного Августина, что крещение еретическое беззаконно переделывать, — само собою понятно, что это режет сердце нашего собеседника. Наш собеседник ополчился на блаженного Августина, он скоро и до всех святых доберется. Сказано, что учение блаженного Августина искажено еретиками-латин­щиками. В Кириловой книге сказано, что Августиновы сочинения искажены еретиками, но только не в вопросе о крещении, а об исхождении Святаго Духа и от Сына. Католики, чтобы подтвердить свои убеждения, внесли в Августиново учение “верую в Духа Святаго, иже от Отца и Сына исходящего” и сослались ложно, что блаженный Августин так учил. Но блаженный Августин не исповедовал Святаго Духа исходящим и от Сына, в этом только и искажение. Вам хотелось видеть это из книги, вот это самое место из книги “Царский Путь”, издание Павла Прусского, когда он был беспоповцем (лист 75); выдержка взята из Четий Макария, 31 августа. Августин не говорил, что Дух Святой от Сына исходил, — это латинщики на Августина налгали. Искажение книг Августина заключается в том, что латинщики внесли в сочинения его, что Святой Дух исходит и от Сына, а что у блаженного Августина сказано, что крестить еретиков 2‑ го чина беззаконно, тут нет ереси, потому что все с этим святые соборы согласны. Вот, господин собеседник, какие у вас натяжки.

47‑ е правило Василия Великого я уже рассмотрел в первой речи и указал, что Василием Великим выражено только мнение, чтобы новатиан перекрещивать. Но закон об этом, — говорит он, — только может установить собор. Также и Вальсамон говорит в толковании, что это правило не нуждается в толковании, потому что оно написано не как закон, а как мнение. Василий Великий относительно принятия крещения прямо говорит: “Всемерно да будет установлено”, т. е. вообще, чтобы было признано крещение еретиков, и приходящих к Церкви принимали только через помазание.

18‑ е правило Сардикийского собора дало ему повод ополчиться на нашу хиротонию. Но здесь, по справедливости, только обвинение против них. Известно, что на поморском соборе говорилось, что их наставники — не простые миряне, но какое-то духовенство, так что среди них это какой-то чин — это у них не простые миряне, а духовные лица, и говорят, что некоторые имеют даже преемство благодати. Крещение здесь не приемлется от простого мирянина лжесвященника, а таковы их наставники. Если бы совершено было мирянином крещение, то повторять его нельзя, а если я, простой мирянин, дерзнул надеть на себя ризу и начал совершать таинство крещения, вот такое не приемлется, потому что я был бы тогда самозванцем, взявшим на себя священнический сан. Это скорее всего подходит к их наставникам, потому что, как на соборе говорилось, они не простые миряне, на них есть какой-то чин. Это говорится относительно вас, и после вас и нужно перекрещивать. Здесь же в этом толковании, которое вы читали, сказано (18 правило Сардикийского собора), что “определен­ные в клир какими-либо лицами изверженными, или даже преданными анафеме, не подвергаются настоящим правилом никакому предосуждению”, а от самозванцев ничего не приемлется; и от таких ничего не приемлется, вот как ваши “священники”. Господин Пичугин желает во что бы то ни стало опровергнуть авторитет блаженного Августина, но бесполезно, авторитет его стоит неподвижно, а искажение, сделанное в его сочинениях, заключается, как я уже объяснил, не в учении о крещении еретиков, а о Святом Духе. Авторитет блаженного Августина в учении о крещении еретиков подтверждается и святым Карфагенским собором, который говорит в 57 правиле о крещенных донатистами: “Поелику на предыдущем соборе, как вы помните, определено, чтобы в малолетстве крещенные донатистами и неспособные еще знать, как гибельно заблуждение их, но по достижении возраста, способного к размышлению, познавшие истину, были по древнему чину принимаемы в кафолическую, по всему миру распространенную Церковь Божию, возложением руки, то нарекание за прежнее заблуждение не должно служить препятствием к принятию их в чин клира, с того времени как они вместе с истинною верою признали своею истинную Церковь и, уверовав в ней во Христа, приняли таинства Троицы, которые, без сомнения, все истинны, святы и божественны и на которых утверждается все упование души. Итак, хотя дерзость еретиков и старается под именем истины распространить как можно более мнений, противных истине, но дело не утрачивает своей простоты, так как святой апостол учит: един Бог, едина вера, е д и н о к р е щ е н и е (Еф., 4: 5); и того, что должно быть преподаваемо один раз, н е с л е д у е т с н о в а п р и н и м а т ь в д р у г о й р а з”. Ясно, что как блаженный Августин, так и святой собор говорит, что крещение “едино” и у донатистов, и потому оно не повторялось. После этого я вправе еще продолжать ссылку на блаженного Августина. Так, блаженный Августин говорит: “Крещение раскольников есть истинное крещение Исуса Христа, и потому действительно” (“Раскол донатистов” Кутепова, с. 122). Даже у него говорится: “перекрещивание — ни что иное, как ересь” (там же, с. 188). Иоанн Дамаскин говорит: “Кто во второй раз крестит, тот снова распинает Христа”. В Кормчей сказано в толковании на 7‑ е правило Второго вселенского собора, что еретики не перекрещиваются, потому что касательно святого крещения они ни в чем не отличаются от нас и крестятся одинаково с православными и потому не перекрещиваются. Это говорит Зонара, толкователь на 7‑ е правило, толкование которого принято всею вселенской Церковью. Это место мой почтенный собеседник в руки не взял. Пичугин на слова святых отцов по существу ничего не сказал и на вопрос не ответил. Святые отцы и поместные соборы, — учили ли они, что после крещения еретического, но с погружением и во имя трех Ипостасей, нужно крестить снова; этого нигде не найдете, и никогда вам об этом не прочитать, хотя еще 1000 лет проживете и все равно не прочтете, ибо этого нет. Что действительно крещение приемлется от еретиков 2‑ го и 3‑ го чина, я уже устал приводить доказательства из учения святой Церкви; но довольно, каждый, вероятно, усвоил себе основательно, что второго крещения 2‑ го и 3‑ го чина еретиков не должно быть.

Теперь мы посмотрим, как учили наши предки, вместе с ними, ведь протопоп Аввакум и наш предок, и их предок, он принимал правильное крещение: “Младенцев от новиков крещенных, аще отрицал и погружал, не перекрещивай, — учил Аввакум, — токмо молитвы старыя проговори и маслом помажь, и что новик не действовал, ты доверши. А будет отрицания или погружения не было, ты сызнова крести совершенно. Тако же и от староставленных, по новому Требнику, — и над теми также действуй по прежде реченному. А кои по старому Требнику крещены от кого-нибудь, те и так живут. А попы те, старый или новый по‑ новому действовал — одна безделица. А буде по‑ старому действовал, новик или старый, а служат по‑ новому, клади в дело то крещение. ” (Внутренние вопросы в расколе, изд. Смирнова, с. 140). Таким образом, предки наши принимали действительным крещение, совершенное еретиками. Я скажу больше: крещение, совершенное и в Церкви Христовой неправильно, нужно повторять; иногда в Церкви Христовой священники по небрежности обливали, то нужно снова повторять, но если и еретики 2‑ го и 3‑ го чина правильно крестили, те не перекрещиваются, а только помазуются. Вчера наш собеседник читал доказательства из Кормчей, гл. 37, где сказано, что еретики приемлются в Церковь по миропомазании, против нас, а сегодня она их же побивает, потому что перекрещивать не велит. Это же самое, сказанное против нас, для них служит обвинением. И Захарий Копистенский (гл. 48, лист 218) в книге “О правдивой единости”, где говорится, — Первый вселенский собор говорит, что новатиан принимать через миропомазание, — и он говорит, что перекрещивать нельзя. Мало того, он говорит, что и католиков перекрещивать нельзя.

Мною было читано из Феодора Студита доказательство, за которым я со всем вниманием следил. Мой собеседник даже ни слова о нем не сказал. Вот оно: “О крещаемых кратко отвечу. Суждение о них троякое. Крещаются: маркиониты, таскодругиты, манихеи, и подобные им до мелхиседекиан, всего двадцать пять ересей. Помазуются святым миром: тессарескедекатиты, новатиане, ариане, македониане, аполлинаристы всего пять. Н е к р е щ а ю т с я и не помазуются, а только анафематствуют свою и всякую другую ересь мелетиане, несториане, евтихиане и подобные им до нынешней ереси... ”. (Творения святого Феодора Студита, часть 1, письмо 40, с. 255‑ 258). Его спрашивают: крестить или не крестить еретиков таких, как маркионитов, донатистов, монтанистов и подобных им, новатиан, несториан. Феодор Студит, бывший в 8 веке, пишет: суждение о еретиках троякое, одних нужно крестить, а еретиков 2‑ го и 3‑ го чина не нужно крестить.

Затем обращусь опять к Феодору Студиту, который говорит, что апостольские правила имеют в виду тех еретиков, которые неправильно совершают крещение: “Прими во внимание, что апостольское правило называет еретиками т е х, (к о и) н е к р е щ е н ы во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Феодор Студит, часть 1, письмо 40, с. 256). Нет сомнения, что апостольское правило имело в виду еретиков первого чина, о которых и мы говорим тоже, что их надо перекрещивать. Затем еще правило, которое прочтено в свое оправдание моим собеседником, что еретическое крещение неправильно. И в Кормчей книге, и в Требнике разъясняется, о каких еретиках здесь идет речь. Слушайте (лист 17, Большой Потребник):

«И н е к р е c т я т в т р и п о г р у ж е н и я, н о о б л и в а ю т в о д о ю. И во всем арианския ереси хранители и действенницы. Подобает же убо и римлян, и oт всех oт различных вер таковех приходящих, к нашей православней истинней хриcтианской вере греческаго закона совершено креcтити. Понеже убо еретическое крещение, несть крещение, но паче осквернение».

То есть речь идет о таких еретиках, которые сходны с католиками, которые обливают. И если еретик такой веры, которая обливает, и всех других вер, которые крестят, как католики, то я и в первой речи говорил, что их нужно крестить, потому что такое крещение — “несть крещение, а паче осквернение”. Я говорил и старался доказать свое убеждение почтенному собеседнику, что он дальше распинающих Христа — донатистов, новатиан и бегунов — не ушел. И вот суд этим людям, которые заблуждаются в вере. Дай Бог, чтобы эти люди вразумились, чтобы они не тому следовали мнению, какому следуют, а следовали тому ясному и определенному закону, который лежит в правилах вселенских соборов и в правилах тех святых отцов, которые упразднили мнение о перекрещивании.

Я покорнейше прошу моего собеседника ответить мне на вопрос: где вы нашли во вселенских соборах и поместных соборах постановление, чтобы крещенным правильно нужно повторять крещение?

Будьте любезны мне ответить.


Л. Ф. Пичугин. Господа, собеседование идет не для нас лично, а для вас. Вы теперь видите, о чем идет состязание. Я защищаю крещение Церкви Христовой, а мой собеседник защищает крещение церкви антихристовой, ибо еретик и есть антихрист. По выражению Иоанна Богослова, зачало 71 в соборном послании, “Всякий еретик есть антихрист”. Видите, какая разница. Я стою за крещение Христово, а мой собеседник ратует за антихристово. Почему же оно ему так мило и близко? Да потому что они взяли хиротонию и крещение оттуда. Это не старообрядчество, а поругание старой веры. Поповцы не суть старообрядцы по существу. Я вчера сказал: “Наши предки при Алексее Михайловиче свидетельствовали, что нынешняя церковь — не Церковь, крещение — не крещение”. А вы еретическое крещение считаете за крещение, тайны еретические — за тайны. В самых главных тайнах — крещении и священстве вы сообщились с еретиками, поэтому и вынуждены защищать их. Как видите, теперь разница у нас с вами крупная, мы стоим за крещение Церкви Христовой, а вы упорно ратуете за крещение еретиков.

Приступаю к объяснению свидетельских показаний моего собеседника. Он сослался на 73 правило Карфагенского собора, что крещение еретическое не повторяется. Неправда. Я приведу для подтверждения истины это правило и толкование на него.

«Неразумевающих, аще крещени быша или ни, годе бысть креcтити, да некако двоеразумием лишатся Божественнаго очищения. Толкование. Иже второе креcтити кого, крещение первое приимша oт правоверных, различная правила oтрицают, токмо аще не будет oт нечестивых еретик крещен: тех бо крещение, сквернение есть паче, а не крещение».

Крестить нельзя того, кто крещение принял от правоверного, кто же крещение принял от еретиков, тот только осквернился, а мой собеседник это скверное крещение защищает. Для вас очевидно, кто защищает истинное крещение и кто защищает скверное еретическое крещение. Мой собеседник обвиняет меня в том, что мы, подобно Монтану, Савелию и Евномию, перекрещиваем еретиков. Не предполагал я, что он скажет такую несообразность. А разве святые апостолы, постановившие крестить всех еретиков, в этом следовали учению Монтана? Разве карфагенские соборы при Киприане, повелевшие крестить еретиков и раскольников, занимались делом Савелия? Разве Фирмилиан и Василий Великий, повелевшие крестить еретиков, руководились безумием Евномия? Если мы в крещении еретиков, по вашему, следуем Монтану, Савелию и Евномию, тогда присовокупите святых апостол, отцов святой Церкви Фирмилиана, Киприана и Василия Великого к тому же. Какое безумие с вашей стороны! Теперь поймите, что вы сказали. Вы приписываете святым отцам еретический образ действий, а не мне; я же должен следовать повелению святых отцов, а не учению еретиков. Если хотите знать, кто идет за еретиками, то ясно, что за еретиками идете только вы, ибо вы не только не чуждаетесь еретиков, но упорно защищаете еретические тайны, а это потому, что вы получили и хиротонию, и крещение от еретиков. Вы сказали, что от самозванцев крещение не приемлется, и что наши отцы духовные, по нужде избираемые, суть самозванцы. Почему же вы от нас не крестите переходящих к вам? Мы от ваших лжепопов приходящих крестим, по 203 статье Номоканона. Так это оружие вы направили против себя.

Что же касается до соединения с вами, то я предлагаю, давайте соединимся, только не мы к вам пойдем, а вы к нам пожалуйте, ибо у вас крещение и священство еретическое, а у нас нет ни еретической хиротонии, ни еретического крещения. Пожалуйте к нам, если вам угодно.

А что вы сказали, что наши духовные отцы ложные священники, это неправда. Ложные священники надевают ризы священнические на себя, и священная действуют: литоргисают, рукополагают, миропомазуют и крестят, хиротонию же носят ложную, — так это ваши попы и епископы. Послушайте, как об них говорится в Номоканоне, лист 715:

«Ащели неции попущением Божиим в толикое приидоша дерзнутие, яко еже неверне и злочестивне: неверие бо есть вещь таковая, еже кроме священства прияти хиротонию, священная действовати, несть слово рещи о осуждении таковых, сие бо дело горше есть и самых нечестивых бесов во ангела светла, точию преобразующихся, но несущих: и Божие убо лицемерующих безбожных же сущих и противных Богу, таковии нетокмо велие и неисчетное томление подъимут, на Божественная сице зле восхуливше: ниже бо глас Божественный oт них, ниже Божественная дела, понеже благодати рукоположения не имут, но и месть приимут иную, за прельстившихся oт них, или негде крещенных, или рукоположенных. Сии бо не хиротонисани, ни крещени суть. Ничтоже бо дает неимеяй, и ничто же приемлет что, oт неимущаго, аще и мнится имети. Тем же и прельщен бысть, и веруяй быти священник, или крещен, несть, и погибели сих креcтивый повинен. Не может бо человек имети не прием oт Бога. Кроме бо мене, рече, не можете творити ничтоже».

Из прочитанного видно, что здесь не простецы претворяются в горших бесов, а лжеепископы и лжепопы. Кто ложную хиротонию принял? Ваши попы.

Дело идет к развязке. Крещение от ложного священника не принято, а от простеца принято. Священника может рукоположить только истинный православный епископ, а не еретик. Так вот на ком лежит тяжелый приговор Номоканона, он лежит на ваших попах; они претворяются в ангела, а сами горше бесов. Наши же наставники, исполняющие нужные требы, священниками не называются, ризы на себя не надевают. Это ваши попы Божиим делом лицемерят... Если они и говорят: “Мир вам, Господу помолимся”, то Бог это не принимает от них; если епитимьи налагают, то не Божие дело творят, а человеческое: “Понеже благодати рукоположения не имеют”, как ваши попы. Кто им дал рукоположение? Беглый еретик. Ясно сказано, “в рукоположении благодати не имеют”. В еретическом рукоположении благодати нет; а если благодати нет, тогда это священство не живое, а мертвое, подобно мертвому трупу человека. Умирает человек, тело его не теряет внешнего вида, черты те же, члены те же, но только это не человек, а труп человека, ибо нет в нем души. Таким образом, и ваши попы наружную имеют форму попа, но в них души, — благодати Святаго Духа, — нет, а потому ваши попы ничто иное, как только мертвые трупы, которых живые люди всегда стараются избегать. Да еще мало того, что они безблагодатны, но еще будут отвечать за тех, кого они прельстили по вере и кого крестили. Ваше священство вообще взято от проклятых еретиков, а святой Златоуст на послание апостола Павла к галатам, сказал:

«Никтоже бо oт проклятых иному преподает благословение, его же сам лишися».

Поэтому еретики все прокляты и принявшие их рукоположение — будут также прокляты, как и они сами. Поэтому они не могут дать другим того, чего лишились сами, т. е. благодати. Те же, которые веруют, что они истинные священники, повинны будут суду Божию. И кто от таковых крещен, несть крещен. Вот на что мой собеседник вызвал меня! Я высказал только правду, что должен был сказать по его вызову.

Любезные слушатели, мой собеседник во все время беседы читает искаженные иезуитами места творения блаженного Августина. Это я опроверг книгой Кириловой. Читает также из объятия всех вин Матфея Правильника, и эти слова не Матфеевы, и не Василия Великого, а вставка посторонней руки. Я посоветовал бы моему собеседнику иметь в виду следующее правило Максима Грека, научающего, как познавать Писание. Грамматика Иосифа патриарха, предисловие, лист 21.

«Аще же не по всему согласуют с Богодухновенными писании, яже oт неких писуемыя книги, oтринути и гнушатися их подобает, аки хульных и скверных, и Бога нас oтлучающих». (Ниже). «Принеси убо и истязуем в прилежных искусством истиннаго разума Богодухновенных писаний, аще убо по всему согласуют им, или ни». (Ниже). «Да внимает себе прилежно Господа ради, и не без искуса веруем всякому духу учения, но да искушаем прилежно писания, аще по всему согласуют Апостольским, и пророческим преданием и учением. Аще бо по нечесому разликуют, или сами к себе не согласуют, да не приимем я, но да oтвержем oт себя, аки лукаваго беса плевел сеянных посреде чистыя пшеницы благоверия, на прельщение и погибель душам нашим».

Применим это правило к объятию всех вин книги Матфея-канониста. В начале изрек Василий Великий праздность на собор Киприана, а в самой книге, состав I, глава 2, похваляет в первом своем правиле, как Киприана, так и собор его. Да разве Василий Великий мог так говорить? Я сказал, что это не Василий Великий изрек праздность на собор Киприана, а хитрый иезуит. Вот этот-то плевел лукавого беса, по выражению Максима Грека, и сеет здесь г. Варакин.

Что же касается до 256 страницы книги Феодора Студита, части 1‑ й, где сказано: “Касательно же сказанного тобою, что правило не различает, но определенно гласит, что рукоположенные или крещенные еретиками не могут быть ни клириками, ни верными, прими во внимание, что апостольское правило называет еретиками тех, которые не крещены и не крестят во имя Отца и Сына и Святаго Духа”.

И эта стрела моего собеседника ломается налету. Спросите себя, собеседник, чего вы у Феодора Студита ищете? Ведь он о трех погружениях еретиков ничего не говорит, а только напоминает, что еретики апостольских времен не веровали во Святую Троицу; если здесь ищется при крещении верование в Святую Троицу, то что вы скажете о крещении латинян, которые во имя Отца и Сына и Святаго Духа обливают в крещении. Вы скажете, что поливательное крещение негодное. Но не забывайте того, что вы указали: “Что еретиков следует крестить, которые не крещены во Святую Троицу”. А латины, как я вам указал, крестятся во Святую Троицу. Так нужно вам понять то, что вы читаете. Крещение не во Святую Троицу, совершенное не только еретиками, но и православным епископом отвергается по 49 правилу святых апостол.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.