Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОБЕСЕДОВАНИЕ ПЕРВОЕ 9 страница



Оказалось, была книга, да пропала; если пропала на Западе, откуда же ей взялась такая книжонка в России? Напрасно вы еще не взяли книги соборных деяний на Мартина-еретика. Дорогие собеседники, обратите внимание на публику, публику избранную, и не обманывайте ее такими книжками. Полагаю, что публика оценит вас по достоинству. Подлог очевиден. Свидетельские данные ваши рушились, потому что не имеют под собой почвы.

Теперь я прочту, как священномученик Киприан повелел поступать с еретиками. Творения Киприана, письмо 58. О крещении еретиков. “Я не знаю, каким предубеждением руководствуются некоторые из товарищей наших, думающих, что тех, которые приняли погружение у еретиков, когда они к нам приходят, не должно крестить, потому что, как они говорят, крещение одно. Кто своим удостоверением предоставляет им это право, тот уступает и соглашается, что враг и противник Христов имеет, по-видимому, власть омывать, очищать и освящать человека”. Письмо 60‑ е. “И теперь, собравшись вместе, мы, епископы Африки и Нумидии, в числе семидесяти одного, общим мнением нашим утвердили то же самое, постановляя, что крещение есть одно, которое установлено в кафолической Церкви, и что поэтому нам должно не перекрещивать, а крестить всякого, кто приходит омыться от поддельной и нечестивой воды и освятиться истиною воды, спасительной (с. 333). “Впрочем, у нас это дело отнюдь не новое и не неожиданное, что мы признаем нужным крестить тех, которые от еретиков обращаются к Церкви. Тому уже много лет назад, много прошло времени, как собор епископов, бывший под председательством блаженной памяти Агриппина, постановил то же самое, и с тех пор доселе столько тысяч еретиков, в областях наших обратившихся к Церкви, не только не гнушались и не колебались получать благодать животворящей купели и спасительного крещения, но еще разумно и охотно настаивали на этом”.

Из прочитанного видно, что вера одна, потому что Церковь одна, и вне Церкви крещение невозможно. Крещение возможно только в Церкви Христовой, а в иной церкви крещения нет. У п р а в о с л а в н ы х н е м о ж е т б ы т ь в т о р о г о к р е щ е н и я; е р е т и к о в н е п е р е к р е щ и в а ю т, н о к р е с т я т и и м е ю т н а э т о п р а в о.

Кто признает еретическое крещение, тот идет против истины и соглашается со врагами Христа в том, что враг и противник Христа имеет одинаковую власть со Христом. Такая уступка еретикам и врагам уводит от Христа и приводит к антихристу. И вот, мой почтенный собеседник делает это, мы же утверждаем, что переходящих из еретиков мы у себя не перекрещиваем, а крестим, ибо считаем их некрещеными.

Итак, я показал, дорогие мои слушатели, что крестить еретиков святая Церковь повелела всех без различия, в том числе и крещенных в три погружения, во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

 

                                                                   ПЕРЕРЫВ

Председатель (Ив. Ив. Зыков). Почтенное собрание! Прежде, чем объявить беседу открытой, я считаю себя обязанным проверить те поношения, которые вы слышали сегодня от г. Варакина, что г. Пичугин сделал подлог. В таком почтенном собрании подлог недопустим. В виду этого пусть он при всей публике покажет, какой именно подлог и если не укажет, пусть принесет извинение пред всей почтенной публикой и тогда наша беседа пойдет дальше.

Д. С. Варакин. Охотно исполняю просьбу председателя настоящего собрания, но эти мои слова пусть будут не в числе того времени, которое мне полагается говорить (30 минут). Я указал, что г. Пичугин сделал подлог. Совершенно верно, а поэтому и извиниться не нахожу здесь никакого основания. Я читал лето 258, число 8, где ссылка на Августина, а г. Пичугин, не обращая внимания на это число, берет другое число, где ссылка на Евсевия..., которого я не читал. Если угодно, г. председателю и лицам, выбранным из публики, пусть придут, прочтут и скажут: правду я сказал или не правду. Я повторяю для разъяснения. Святой и блаженный Августин пишет:

«Яко мнози епископи во Африце, сего святаго Киприана о крещении учения не похвалиша и о самом имать надежду, яко прежде смерти о сем покаяся» (Барон. Лето 258 число 8).

Вы слышали, я это читал.

Г о л о с а: Да, да...

Это ссылка на Августина о крещении против донатистов, а господин Пичугин берет назад лист и смотрит, где ссылка на Евсевиеву книгу. Это страница 161-я, которую я не читал. Значит подлог налицо.

 

Л. Ф. Пичугин. Меня обвиняют в подлоге. Разве я что-нибудь подложное принес сюда? Разве эти книги подложные? Подложное происходит от слова подлог. Я читал в книге Барония. Разве это подлог?

Г о л о с а: — Нет, нет.

Я сказал, что Бароний сослался на Евсееву книгу 7-ю. Пожалуйте сюда и засвидетельствуйте, кто хочет. (Шум, крики).

 

Д. С. Варакин. Я должен объясниться. Я здесь читал на обороте число 8-ое, а он говорит, что я читал число 7-ое. Это разница или нет? Он подменил доказательства.

Г о л о с а: Это не подлог. (Шум, крики).

Господа, прошу вашего внимания. Я читал число 8-ое, где указана ссылка на Августина и сбоку “против донатистов, епистолия 48-я”, а он берет назад, где ссылка на Евсевия. (Шум, крики).


Председатель. Спор прекращается, беседа начинается.


Д. С. Варакин. Сознавая себя справедливым, приступаю к делу.

Его слишком горячая речь по содержанию была обращена на приведенные мною свидетельства из преподобного Викентия Лиринского, который говорит так сильно о донатистах и других заразителях, которые перекрещивают, что господину Пичугину потребовалось загрязнить эту книгу и назвать книжонкой подложной. А на каком основании? На основании книги Барония. Вчера он эту книгу защищал: ему нужен был Бароний. Сегодня я читаю; он говорит, что это книги подложные, зачем их читать. А вот из этой подложной книги он сам берет доказательства против Викентия Лиринского. Правда, здесь г. Пичугин придал Баронию не тот смысл, который здесь содержится. Здесь и тени нет осуждения Викентия Лиринского. Здесь одна ему честь, одна похвала. Как изволите выслушать, я прочту:

«Того лета Викентий монах Лиринейскаго монастыря, издаде книги на еретиков пелагиан, келестиан, и несториан, и иных потом будущих. Не обретаются толь кратки книги и толь благополучны и церкве потребны. Великим разумом и дарованием Духа святаго предувеща и научи, како еретиков познавати, и oтметати их». (Бароний, лето 434, лис. 489 об. ).

Это тот же самый лист, который читал господин Пичугин. Сказано: “Э т и к н и г и и Ц е р к в и п о т р е б н ы”.

Видите, тут говорится: таких книг дорогих и потребных для Церкви лучших нет, а он говорит, что они никуда не годятся. Эти книжки Церкви нужны, вот здесь какой содержится смысл, а он говорит, не находятся такие книги, и говорит, что они затерялись. Господин Пичугин говорит: маленькая книжечка; но она настолько хороша и необходима для Церкви, преисполнена великого разума и дарований Духа Святаго, значит, Дух Святой руководил при написании этой книжки. Так вот, братия, как извращает истину наш собеседник.

Г о л о с а: — Верно, верно.

Позвольте вам показать последние исследования этих записок преподобного Викентия Лиринского. Читаю последнее издание, переведенное с латинского доцентом Пономаревым. “Внешним образом “На­по­минания” разделяются на две части, из которых первая сохранилась в полном составе; вторая же сохранилась только в конце, представляющем из себя заключительный анализ всего содержания сочинения (срвн. § 29, р. п. стр. 54). Таким образом, фрагментарность трактата не нарушает общего хода мыслей автора. И в настоящем неполном своем виде сочинение Викентия может служить источником для характеристики его взглядов по избранному им вопросу о современных ему еретических движениях” (“Напоминания” св. Викентия Лиринского, с. 4). И в конце записок преподобного Викентия есть доказательство, что, пиша эти записки, преподобный Викентий был руководим Святым Духом. Здесь некоторым, может быть, особенно бросилось в глаза выражение моего собеседника, что вот такая маленькая книжонка, значит, преподобный Викентий виноват, что мало написал. Тогда пусть Лев Феоктистович сам побольше напишет. В том, что книжка мала, нет никаких причин к умалению важности ее доказательств.

Затем много было читано из книги Матфея Правильника, что Василий Великий Киприаново учение упразднил. Но вот, говорит, Василий Великий и его слова в правиле привел, что он с ним согласен, но здесь неправильно: он, Матфей Правильник, о правиле Василия Великого ничего не сказал, только привел в своем сборнике в полном переводе и в конце говорит, что Киприан перекрещивал, а потом, — говорит, — Василий Великий “строения ради праздность на ня изрек”. А так как решено громадным авторитетом Василия Великого правило о перекрещивании ко всем еретикам не применять, то, — говорит тот же Матфей Правильник, — св. Василий Великий упразднил учение Киприана. Почтенное собрание! Сколько раз вам читали из блаженного Иеронима о том, что св. Киприан сам так понимал, что должно перекрещивать, а собор, вторично собравшись, отменил это постановление, а он об этом ни слова, точно и не слышал. Я больше к этому возвращаться не буду.

Теперь в чем заключается подозрение к книге Матфея Правильника? Мой собеседник читал, но не дочитал. В чем подозрение? В том, что правило Василия Великого Матфей Правильник привел, или в чем другом? “Сия зело книга потребна есть. Обаче блюстися яко в некия преводы вниде писание”. Вот тут г. Пичугин и остановился, а тут запятая, и не дочитал: “аки от Константина Великаго написано”. Вот, будто Константином Великим написано, и будто ему слова принадлежат, но это неизвестно, поэтому нужно с осторожностью относиться. Других данных, что Константин Великий написал, нет. У Матфея прямо сказано, что Василий Великий не принял 2‑ го крещения, а мнение Киприана упразднил. Вот как нужно искать правду. Теперь блаженный Иероним был читан моим собеседником в V части в таком смысле, что и Дионисий был согласен, как и Киприан перекрещивать велел, так и Дионисий. Посмотрим здесь епископа Дионисия... 25; направленный знаменитым учителем своим, он согласился написать об этом предмете разным лицам, и весьма многие последовали его учению, и по убеждению существующему многие, которые перекрещивать согласны”. Кроме того, Иеронимом написаны послание к римлянам, 2‑ е послание к Сист......., послание к Филимону и к Дионисию. Что, в том письме он согласился перекрещивать или нет. Так как он желал прочесть 5‑ ю часть, то я повторю, в письме к Дионисию, которое в 5‑ й части Иеронима, сказано: “Тех, которые крещены во имя трех лиц: Отца и Сына и Святаго Духа, не следует перекрещивать, хотя бы они и крещены были еретиками, если только еретики эти исповедуют три лица. А над теми, которые обращаются ко святой Церкви от других ересей, пусть будет совершаемо крещение”. В примечании: “В одном из кодексов с сирийским текстом этого фрагмента к словам св. Дионисия прибавлено следующее замечание: К этому мнению присоединились триста осмьнадцать отцов, собравшихся в городе Никее, и пастыри Церквей, жившие после них” (с. 58). Вот как написано. Когда я прочитал эту книгу, то г. Пичугин возражал мне, говорит: “Вот он какую книгу читает, это ведь сомнительные свидетельства”. Вот как он, господа, доказывает свои убеждения. Ведь это значит только обличать себя.

Затем мой собеседник прочел из преподобного Иосифа Волоколамского прочитанное мною и согласился, что он действительно разделял еретиков. Затем вы распространяетесь о Киприановом соборе. Я уже неоднократно доказывал, что собор этот, собравшийся вторично, прежнее постановление отменил, а блаженный Августин вот что сказал: “Отсюда следует, что п о в т о р е н и е к р е щ е н и я н а д е р е т и к а м и и р а с к о л ь н и к а м и б е з з а к о н н о, если только таинство сие совершено над ними правильно, то есть, во имя Отца и Сына и Святаго Духа (О крещении, кн. 2, гл. 14, 15; Жизнь и творения блаженного Августина, изд. Киев, 1855 г., с. 15). Значит, если только перекрещивать правильно крещенных, то беззаконие совершается, по учению Августина. Вот вам и не нравится поэтому мое доказательство. Таким образом, почтенное собрание, вы слышали вопрос о том, можно ли всех перекрещивать, или нужно различать еретиков. И как понимали до сих пор. Понимали на основании святых отцов и соборов. А мой собеседник ответа не дал. Прочитано было еще 2‑ е правило Шестого вселенского собора о св. Киприане. Вот, говорит, Шестой вселенский собор принял это учение. Да, Шестой вселенский собор занес во 2‑ е правило учение св. Киприана. Действительно, это светило Церкви, но поставлено ли в закон это правило св. Киприана? Вы услышите из правил, тут перечисляются канонические правила и упоминается:

«Еще же и Киприаном, архиепископом африкийския страны, и мучеником и собором при нем бывшим изложенное правило, которое в местах предупомянутых предстоятелей, и токмо у них, по преданному им обычаю, сохраняемо было» (c. 285).

Это только, значит, у них практиковалось. И ради чести св. Киприана, ради того обстоятельства, что великое светило, его слова не подлежали критике собора, и еще потому, что он раскаялся, и еще так как эти слова стоят в числе учений, с которыми собор безусловно согласен. Киприанов собор постановил этот обычай применять только там, где он сохранился. А потом собрался другой собор и это постановление отменил. Я не своими словами говорю, а из блаженного Иеронима, часть 4‑ ю, 88‑ ю страницу читаю. Теперь я должен прочесть писание святой Церкви о том, какому суду подлежат те, которые повторяют правильное крещение. В книге Катихизис, лист 367, пишется об этом следующее:

«Дерзнувыи же вторицею креститися, хулит первую смерть Хриcтову, в ней же преже крестися, аки бы вторицею распинал себе Сына Божия».

Вот какой грозный суд лежит на тех, которые правильное крещение повторяют. Блаженный Августин говорит, что это беззаконие, нам говорили здесь: “апостолы беззаконно поступали”. Нет, не беззаконно. Святой Феодор Студит говорит, что апостолы говорят о таких еретиках, которые не крещены. Таких перекрещивать во Святую Троицу, и я с этим согласен. Так, значит, и блаженный Киприан: он перекрещивал, но этого в правилах не принято, он — не беззаконник. Это — великое светило Церкви, священномученик. Он имел свое мнение и писал Стефану, что в закон никому не ставит, и потом раскаялся. А беззаконники те, которые после этого ссылаются на этот авторитет. Вот пример: в первые века христианства восточная Церковь праздновала Пасху в 14 день первого лунного месяца, а на западе и в других местах — в воскресенье, как мы празднуем. Восточная Церковь праздновала вместе с евреями и оправдывалась, что мы празднуем со времен апостола Иоанна Богослова. Затем, когда Первый вселенский собор отменил это празднование Пасхи, и после этого некоторые все-таки продолжали праздновать Пасху в одно время с иудеями, ссылаясь, будто Иоанн Богослов им так предал, то их Второй вселенский собор назвал еретиками четыренадесятниками. Значит ли это, что и святой Иоанн Богослов, и прочие апостолы, праздновавшие до Воскресения Христа пасху иудейскую, — еретики? Нет, такого заключения не может быть. По снисхождению тем, которые приняли христианство и не могли расстаться со своим обычаем, позволено было хранить празднование Пасхи как у евреев, а когда это стали в закон поставлять, тогда собрался вселенский собор и объявил их еретиками. Св. Киприан имел свое мнение и по строгости своей перекрещивал еретиков, но Второй вселенский собор отменил это. Киприан не стал еретиком, а последователи его еретиками называются. Святой Августин говорит, что перекрещивание есть беззаконие, а в Катихизисе говорится, что кто повторяет крещение, тот во второй раз распинает Христа. Так говорит и преподобный Иоанн Дамаскин (книга 9, лист. 208): “Исповедуем же едино крещение во оставление грехов и в жизнь вечную... Следовательно, подобно тому, как однажды совершилась смерть Господа, поэтому и креститься должно однажды... Поэтому, если те, которые крещены во имя Отца и Сына и Святаго Духа и научены тому, что в трех Ипостасях едино естество Божества, после перекрещиваются, то они снова распинают Христа... А те, которые не крещены во имя Святой Троицы, этим должно перекрещиваться”. Нам может последовать возражение, что в Катихизисе и у Иоанна Дамаскина идет речь о крещении, совершенном в Церкви Христовой, что только такое крещение нельзя повторять, то на это я приведу 7‑ е правило Второго вселенского собора, где говорится, что эти еретики не перекрещиваются потому, что касательно святого крещения они ни в чем не отличаются от нас, но крестят одинаково с православными: “Эти еретики не перекрещиваются потому, что касательно святого крещения они ни в чем не отличаются от нас, но крестят одинаково с православными. Итак, каждый из них, анафематствуя свою ересь в особенности и всякую ересь вообще, помазуется святым миром и исполнит прочее по правилу” (Кормчая трехтолковая, полн. перев., толк. Зонара на 7‑ е правило Второго вселенского собора). Следовательно, крестить их во второй раз — значит распинать Христа. Затем западный учитель Оптан Мелевитский пишет: “Действительность крещения православной Церкви донатисты доказывали, между прочим, словами Екклезиаста: Мухи умершия сгоняют елеа сладость (10: 1). Оптан (епископ мелевитский, живший в половине IV века) говорит на это: сначала нужно доказать, что православные действительно мертвые мухи, а потом доказывать, что елей получает свою сладость или святость от Христа. Теперь, если мы принимаем ваше крещение за действительное, то мы не портим того, что само по себе хорошо; но если вы отвергаете наше крещение, как недействительное, то не вы ли мертвые мухи, которые портят хорошее масло” (“Раскол донатистов” Н. Кутепова, изд. Казань, 1884, с. 80). Это подобно тому, как мухи заберутся в деревянное масло и испортят его. Действительно, противозаконно повторять крещение, хотя бы еретиками правильно совершенное. Теперь прочитаю из святого Епифания Кипрского (с. 171). Это современник святого Иоанна Златоуста. Он говорит об еретике Евномии, который дерзнул на великое зло: он перекрещивал тех, которые уже крещены, и не только приходящих от православных или еретиков, но и самих ариан: “Безумный еретик (арианин) Евномий... дерзнул на великое зло: он перекрещивал тех, которые уже крещены, и не только из приходящих от православных или еретиков, но (и) от самих ариан. Перекрещивает же их во имя Бога несозданного, и во имя Сына созданного, и во имя Духа освятителя, созданного от Сына” (Творения св. Епифания Кипрского, ч. 5, с. 171). Вот, перекрещивающие в настоящее время и следуют за такими господами. Донатисты перекрещивают, монтанисты — тоже, и наши поморцы перекрещивают. Вот источники их правды.

Пусть мой собеседник, если он ищет правды, больше не обращается к апостольским правилам, потому что святые отцы говорят, что тут идет речь о неправильно крещенных. В правиле апостольском и речи нет о тех, которые погружаются, там говорилось о еретиках первого чина. Я обращаюсь к противнику, прошу ответить на вопрос: пусть покажет, где закон святой Церкви, чтобы всех и навсегда правильно крещенных перекрещивать. Какие вселенские соборы и какие поместные постановили держаться такой практики, какой держитесь вы? Будьте любезны ответить, Лев Феоктистович, на этот вопрос.


Л. Ф. Пичугин. Прошу благосклонного внимания, дорогие слушатели. Мой собеседник в настоящей речи старался оправдать себя, но ничего по существу не сказал. По отношению книги Викентия Лиринского он только повторил, что была книга и пропала на Западе. Откуда же эта книга появилась в России? Я сказал, что эта книжка подложна. А собеседник мой говорит, что в ней такие сладчайшие речи, что светлее и сладче их нет. А разве апостолы, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, Дионисий Александрийский, Киприан Карфагенский и другие многие сладко не писали? Если вы хотите сказать, что у этих святых таких хороших книг нет, то вы хулите этим всех святых. Притом не забывайте, если хотите поддержать значение этой фальшивой книжки, указать нам, кто ее написал и где ее источники находятся. Их нет, а о Киприановом соборе сказано в главе 17 Книги о Вере о Соборах “с прочими святыми отцами и соборами Киприянов собор приняли”. И вот когда найдете такое свидетельство о книжке Викентия, тогда и утверждайте. Если собор Киприанов принят Церковию, то и принято его крещение всех еретиков. Книга Викентия фальшивая, что я и удостоверяю.

Дорогие слушатели, мой собеседник сказал, что кто снова крестит, тот второй раз распинает Христа. Он постарался извлечь это доказательство из Катихизиса. Вот и Катихизис. Но, дорогие братья, иногда и самое хорошее оружие употребляется во зло и наносит смертельную рану тому, кто поднял оружие. Он хотел погубить врага, а лезвие этого оружия обратилось на его сердце.

Лист 366 Великого Катихизиса говорит о святом крещении:

«Им же нас Господь Бог яко овца своя начертавает и знаменает святым крещением».

Да вы понимаете ли, что приводили? Ведь это говорится о святом, Христовой Церкви крещении, а не о еретическом. Так вот таковое крещение есть порождение Святым Духом верующего человека, а еретики Святаго Духа не преподают. Христово крещение получается в православной Церкви, а не в еретической. Позвольте заметить, что вы неосторожно извлекаете свидетельства и становитесь на скользкий путь. Теперь вы поняли, куда зашли? Это или злонамеренно, или крупная ошибка с вашей стороны.

Еще разберу и другое ваше свидетельство и докажу, что оно несправедливо, как и первое. Это в книге Иоанна Дамаскина. О каком крещении говорится в его сочинении — о еретическом или о православном? Здесь в книге 4, в главе 10 (а у них напечатано глава 9‑ я) говорится о вере и крещении: “Исповедую едино крещение во оставление грехов”. Ведь здесь исповедуется крещение Церкви Христовой. А разве вы исповедуете еретическое крещение? Может быть, оно вам и нужно. Если вы так проповедуете, то, значит, вы делаете союз с еретиками и в крещении, и в хиротонии. Покайтесь, пока не поздно, иначе худо вам будет! И не замалчивайте слов “Исповедую е д и н о крещение”. Вот какое крещение нужно исповедывать. И позвольте повторить:

«И сего ради святое крещение не лет есть повторяти»,

из чего и видно, что воспрещается повторять крещение Христовой Церкви, как и сказано.

«Им же нас Господь Бог яко овца своя начертавает и знаменает святым крещением».

А вы эти слова мимо ушей пропустили. Это слова апостола Павла в послании к евреям. Глава 5, зачало 312, где говорит апостол:

«Невозможно бо просвещенных единою и вкусивших дара небеcнаго, и причастником бывшим Духа Святаго, и добра вкусившым Божия глагола, и силы грядущаго века, и oтпадших, паки обновляти в покаяние, второе распинающе себе Сына Божия и обличающе».

Видите ли, апостол запретил повторять то крещение, где подается Дух Святый; а разве у еретиков подается Дух Святый в крещении? Так поймите, какое крещение невозможно повторять. Невозможно, нельзя повторять крещение Христовой Церкви, столпом которой был апостол Павел, а у еретиков в крещении освящения нет.

В толковании на 73 правило Карфагенского собора говорится, что крещение еретиков только оскверняет, как гласит это место Писания. Кормчая, лист 149:

«Иже второе креcтити кого, крещение первое приимша oт правоверных, различныя правила oтрицают. Токмо аще не будет oт нечестивых еретик крещен: тех бо крещение, сквернение есть паче, а не крещение».

Так и мы повторяем не Христово святое крещение, а еретическое “скверное”. Теперь подумайте, куда вы зашли и что хотите сделать! Смотрите, что здесь говорится: “И сего ради святое крещение не леть есть повторяти”. Святое только крещение нельзя повторять, а еретическое, как скверное, закон повелевает повторять. И в Церкви Христовой есть случаи повторения крещения, это, именно, крещения неправильного.

По 49 правилу апостольскому, если христианин крестится не во Святую Троицу, то ему следует дать новое крещение. Вот и еще свидетельство по этому вопросу. Епископ Епифаний говорит: “вы проповедуете две церкви и два крещения, одно антихристово, и другое — Христово”. Какое вы стараетесь упрочить? Я стараюсь упрочить крещение Христовой Церкви, а вы, по‑ видимому, еретической. Скажите, какая у нас разница. Я свидетельствую и защищаю истинное крещение, а вы — еретическое. Творение святого Епифания Кипрского, часть 3, страница 27, говорит: “Кафаров же вводит в ошибку изречение апостола Павла: невозможно бо просвещенных единою и добраго вкусивших Божия глагола, и силы грядущаго века и отпадших, паки обновляти в покаяние, второе распинающих Сына Божия, и обличающих. И подлинно невозможно обновлять обновленных однажды и отпадших. Ибо не родится еще Христос, чтобы распяться за нас; ни снова распять Сына Божия, более не распинаемого, никто не может, ни принять вторую купель никто не может. (Ниже). Видим ли, как апостол, хотя решительно объявил, что не может быть второго обновления, однако не лишил спасения тех, которые еще каются, но показал, что они близки к спасению, и что Господь Бог — Защитник тех, которые после падения приносят совершеннейшее покаяние, обращение и раскаяние, за их добрые дела.

Посему, как святое слово, так и святая Божия Церковь, всегда принимает покаяние не по распущенности, не для того, чтобы сделать совершающих поприще нерадивыми, но чтобы не идти наперекор Божией благодати и Божию человеколюбию, потому что знает, как обращаться со всяким делом. Ибо как утративший девство не может приобрести оное телесное по естественной невозможности, так и впадший после купели в какие-либо великие грехи; и как лишившемуся девства остается вторая по нем честь, воздержание, так и тому, кто, быв крещен, подвергся большему падению, остается другое врачевание, не столько сильное, как первое, однако же и это, приобретенное второе, не отчуждено в жизни, посему слово Божие не отвергает награды трудящимся в покаянии”.

Невозможно просвещенных святым крещением в Церкви Христовой и отпадших снова крестить. Вот о ком идет речь у святого отца. Если христиане в святой Церкви крестились и впали в ересь или в тяжкий грех, и снова пришли в Церковь, таким не подается второе крещение, а предоставляется им покаяние и известное правило наказания. Таково толкование святого мужа.

Невозможно обновлять обновленных однажды и перекрещивать крещеных нельзя, если они в православной Церкви крещены, а нужно обновлять в купели еретиков, ибо их крещение не обновляет, а оскверняет. Святой апостол имеет попечение о тех членах, которые впали в грех, и говорит:

«Не надейтесь на второе крещение, падшие, если ищете принадлежащих спасения, покаяние вам дам».

Теперь вы видели у апостолов и святых отцов, что они решительно объявили, что не может быть двух крещений в Христовой Церкви, но не лишают спасения тех, которые каются, ибо они близки к спасению за их добрые дела и раскаяние. Но нельзя идти наперекор Божией благодати, ибо утративший девство, если хочет спастись, должен прибегнуть к воздержанию, так и тому, кто был крещен в истинной купели и пал, остается другое врачевание — покаяние. Но здесь везде говорится о православном крещении, а не об еретическом. Неточность моего собеседника теперь очевидна. Что же касается до книг блаженного Августина, из которых читает мой собеседник, то, дорогие слушатели, эти книги “Жизнь и творения блаженного Августина” изданы западной церковию и иезуитами, и в этих книгах многие места сомнительны, искажены. А что это верно, я вам подтвержу писанием Мелетия, патриарха александрийского, четвертое послание которого имеется в Книге Кириловой на листу 458, где говорится:

«Зрите братия кои суть еже растлевают книги и развращаютъ святая писания, яко же и ныне творят в книгах богословских и вселенских учителей, яже и в книзе блаженнаго Августина в Венеции печатной, в начале, сиречь в предисловии книги сами свидетельствуют, глаголя. Яко Августинова вся писания преправлена суть oт лучших, вынятым бывшым в некоих местех стихом некоим».

Теперь обратите ваше внимание, дорогие слушатели, и посмотрите, как еретики растлевают книги. Книги блаженного Августина были напечатаны в Венеции, и само предисловие гласит, что Августиновы книги все переправлены, и эта книга, из которой читал мой собеседник, сомнительная, латинами искаженная. Так вот, он нам книжку сомнительную читал, искаженную иезуитами, а собеседники мои, нисколько не стесняясь, выдают порченые книги за правильные, ибо им нечем больше защищаться.

Так эти свидетельства от иезуитов и еретиков, а вы взяли их за правило и по ним идете. Вы читали мнение Августина, что якобы еретиков перекрещивать беззаконно, так это не Августина изречение, а еретиков-папистов. Василий Великий в книге Кормчей, 47 правило, говорит:

«Воздержники, и вретищники, и апотактиты, да креcтиши, аще бо и глаголют, яко во Отца и Сына и Святаго Духа крестихомся, но понеже злу творца Бога нарицающе, хулят по маркионову учению, некрещени же неприятни».

Теперь вам ясно, что еретиков, даже если они будут говорить, что крещены во имя Отца и Сына и Святаго Духа, нужно крестить. Ибо слова Святой Троицы их не освящают. Еще Сардикийского собора правило 18 в толковании Трехтолковой кормчей говорит: “епископа или презвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем, яко посмевающийся кресту и смерти Господней”. Дальше: “и не различающий священников от лже-священников”. Значит, если епископ позволит себе без различия крестить православного или не окрестить еретика, то извергается из сана. Правило говорит, надо различать священника от лже-священника, который имеет незаконную хиротонию, который взял священство от еретической церкви, а не от Христовой. Правило гласит, что такой священник — не священник, такой епископ — не епископ, а простой мирянин. Лже-епископы на высоте своей гордости возводят в ересь себе преемников, и не священников ставят после себя, а лжесвященников, ибо они приемлют ложное крещение и ложную хиротонию. И кто от этого ложного епископа принял крещение — тот тоже не христианин. В книге Большой Потребник, ст. 203, говорится:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.