Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОБЕСЕДОВАНИЕ ПЕРВОЕ 7 страница



«Начальника убо имуще великаго Киприана, во епиcкоп же множашеся к четырем осмьдесят, иже убо едино токмо изнесоша яко во образ правила oтречение, иже весьма oт всякаго еретика же и раскольника, крестившихся к соборней приходяще Церкви, паки крещати, раскольники сущих о навата нанствую. Тогда бо яже сего ересь привниде в Церковь, сие изречение и великий воспоминает Василие, в похваление убо се положив. С т р о е н и я ж е р а д и п р а з д н о с т и н а н я и з р е к: но и вторый вселенский собор в седьмом своем правиле сопротивна сему завещавает. Тем же и шестый вселенский собор, издавшеся рече отцы сице правило, вместех их токмо по преданному им обычаю удержася. Се бо якоже является, тогдашнему воспеваше временю и вещем, тем же и сих преложение во еже ни ктому действовати сие преложи».

Ясно, что Василий Великий объявил постановление Киприанова собора, отмененное теми же епископами, также упраздненным. Я полагаю, что на таком свидетельстве, на таком основании, какое сами авторы этого основания отвергают, основываться старообрядцам-поморцам нет никакой возможности.

Далее, у них есть еще основание. Основание это — 46‑ е, 47‑ е и 68‑ е правила святых апостолов, где якобы говорится, что всех еретиков нужно перекрещивать:

«Епиcкопа или презвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем, кое бо согласие Хриcтови с велиаром; или кая часть верному с неврным» (46). «Епископ или презвитер, аще поистине имеющаго крещение вновь окреcтит или аще oт нечестивых оскверненнаго не окрcтит: да будет извержен, яко посмевающийся Креcту и смерти Господней, и не различающий священников oт лжесвященников» (47). «Аще кто епиcкоп, или презвитер, или диакон, приемлет oт кого-либо второе рукоположение: да будет извержен oт священнаго чина, и он и рукоположивый: разве аще достоверно известно будет, что oт еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным, или рукоположенным oт таковых, ни верными, ни служителями Церкви быти не возмжно» (68).

Вот три правила святых апостолов, которые также старообрядцы-поморцы приводят в защиту своего перекрещивания. Но о каких здесь еретиках речь идет? О всех ли безразлично или, может быть, о некоторых? Чтобы не быть голословным, я на это прочту слова преп. Феодора Студита (ч. I, с. 259). Вот что говорит преподобный отец: “Касательно же сказанного тобою, что правило не различает, но определенно гласит, что рукоположенные или крещенные еретиками не могут быть ни клириками, ни верными, прими во внимание, что а п о с т о л ь с к о е п р а в и л о н а з ы в а е т е р е т и к а м и т е х, к о т о р ы е н е к р е щ е н ы и н е к р е с т я т в о и м я О т ц а и С ы н а и С в я т а г о Д у х а”.

Вот апостольские правила, которые они приводят в свою защиту, — о каких еретиках свидетельствуют? О еретиках, которые не крещены и не крестят во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сам же Феодор Студит, в этом же месте, объяснив эти апостольские правила, делает различие еретикам (255 стр. ). Его спросил Навкратий некто, его сын духовный, и вот что он отвечает ему: “О крещаемых кратко отвечу. Суждение о них троякое. Крещаются: маркиониты, таскодругиты, манихеи и подобные им до мелхиседекиан, всего двадцать пять ересей. Помазуются святым миром: тессарескедекатиты, новатиане, ариане, македониане, аполлинаристы — всего пять. Н е к р е щ а ю т с я и не помазуются, а только анафематствуют свою и всякую другую ересь: мелетиане, несториане, евтихиане и подобные им до нынешней ереси... ”. Следовательно, здесь Феодор Студит, объяснив, что правила апостолов относятся к еретикам 1‑ го чина, которых, действительно, следует перекрещивать, поясняет: но не всех, нужно различать, потому что суждение о них троякое.

Есть еще у них ссылка на 47 правило Василия Великого, на котором они также основываются. 47 правило Василия Великого свидетельствует, по их убеждению, якобы о том, что Василий Великий сам новатиан перекрещивал. Но здесь также этому нет никакого основания. В 47 правиле Василий Великий, хотя и сказал, что “мы по одинаковому винословию таковых новатиан перекрещиваем”, но оставил это на волю собора. Я‑ то, говорит, так, но как собор об этом скажет? Толкуя это правило, Вальсамон, толкование которого принято всей святой Церковью, пишет следующее: “Настоящее же правило не нуждается в толковании, потому что и святым оно было н а п и с а н о н е к а к о п р е д е л е н и е, н о к а к м н е н и е (полн. перев. ). Итак, 47 правило, на которое они ссылаются, даже не нуждается в толковании. Почему? Здесь ответ: потому что этим святым оно было написано не как определение, а как мнение; значит, тоже не закон.

Что же касается моих положений, то я их уже прочитал: эти положения находятся в книге Кормчей, которые изложены ясно и определенно, что еретиков следует различать на три чина. Так поступает святая соборная и апостольская Церковь. А если наши совопросники не поступают так, то следовательно, они и не могут себя причислять к составу единой святой апостольской Церкви.

Для первой своей речи, я полагаю, достаточно высказанного. Основная мысль о разделении еретиков на три чина подтверждается писанием, книгой Кормчей; все доводы, которые приводятся поморцами в защиту безразличного перекрещивания всех еретиков, также рассмотрены, и вы видите, они также не служат им основанием, а служат только обличением, а посему, заканчивая первую свою речь, я обращаюсь к уважаемому моему собеседнику, Льву Феоктистовичу, и на основании писания прошу ответить на следующий вопрос: где же в учении святых вселенских и поместных соборов, в учении святых отцов есть закон, чтобы крещенных, хотя бы и еретиками, в три Божественных Ипостаси, т. е. во имя Отца и Сына и Святаго Духа и в три погружения, вновь крестить? Вот мой вопрос.

И, поставив этот вопрос, заявляю, что мы отвергаем крещение кропительное, мы не признаем крещения еретиков первого чина; и тех, которые крещены обливательно и кропительно, перекрещиваем; но тех, которые крещены в три Божественные Ипостаси, где закон велит крестить вновь? Будьте любезны, уважаемый собеседник, ответить мне на поставленный вопрос.


Л. Ф. Пичугин. Достопочтенные слушатели! Сегодня наша беседа посвящается вопросу о принятии еретиков в лоно святой Церкви Христовой нами, старообрядцами-поморцами, приемлющими брак. Прошу вас выслушать как меня, так и моего противника, без вражды, обращая внимание исключительно только на то, откуда будут исходить свидетельские данные. Ведь вера зиждется не на том, что говорится от своего разума, а на том, что приемлет Церковь.

Дорогие слушатели, речь идет о еретиках. Что есть еретик? Слово еретик означает “враг Божий”, Спаситель Христос в Евангелии от Иоанна сказал: “Вы отца вашего диавола есте”, зачало 32. Следовательно, еретики — сыны диавола и ничего общего не имеют со Христом. А не имея со Христом ничего общего, не имеют ничего общего и со святой Церковью. Еще представлю на усмотрение ваше, дорогие слушатели, свидетельство Великого Катихизиса о еретиках, как с ними поступала Церковь. Катихизис великий, лист 22.

ВОПРОС. «У еретиков убо такожде, яко же и у православных хриcтиан, служба Божия совершается, такожде святое писание и книги прочитаеми бывают, такожде церковное строение и духовные чины и уставы и образы имеют. Такожде поучаются заповедем Господним. Пост держат, и милоcтыню творят. Такожде и девство соблюдают и крещение у них бывает и причастие тела и кровь Хриcтовы приемлют. И паче мнятся православных хриcтиан, во благочестии преходити. Како убо у них невозможно быти истинным пречистым и животворящим тайнам Хриcтовым»;

OТВЕТ. «Поистинне ничто у них несть истинно, но все убо еже еретики творят, oт смышления своего. Како могут совершати действа Божия на игралищах своих. Аще и Хриcта проповедуют, и веру вси похваляют, но вся сия льстиво и лживо творят, аще и Церкви своя, и клирики церковныя, и писания Божcтвенная прочитают. И мнятся еже темже крещением крещатися, такожде и тайны Божеcтвеныя, еже есть Пречиcтое тело и Честную кровь Хриcтову имети. Вся же сия не тако имеют, но инако и нечестиво. О них же смею рещи. Иже и маркионитяне глаголются. Учаще три начала проповедати и Крещение дают не едино, но два и три и папежи опресноком причащаются, и начало Божеcтву второе вводятъ и прочие еретики».

Прослушайте со вниманием, кто еретики, и какие тайны у еретиков.

ВОПРОС. «Истинныя ли и правыя пресвятыя тайны Хриcтовы суть у еретиков; »

OТВЕТ. «Понеже они истинныя и правыя веры Хриcтовы не имеют, то како пречиcтыя и святыя тайны Хриcтовы у них быти могут; »

Таинств церковных седмь, а в числе седми тайн первая тайна — крещение. Поэтому у еретиков нет и тайны крещения. Ведь есть еретики, у которых крещение совершается так же, как и у православных христиан. Будьте любезны выслушать:

«И мнятся тем же крещением крещатися».

Т. е. в три погружения, с призыванием Святой Троицы, т. е. тою же формою крестятся. Но почему же форма не дает силы еретическому крещению?

«Понеже они истинныя и правыя веры Хриcтовы не имеют», и «По истине ничто у них несть истинно».

Итак, у еретиков все таинства: и крещение, и миропомазание, и хиротония, и все остальные, если они и подобны таинствам православной Церкви, но происходят от своего измышления для обмана простодушных. Наконец, святый Григорий Богослов, патриарх константинопольский, в слове 24 пишет:

«Не терплю не просвещен быти по просвещении, искажая нечто из трех, в ихже имя крестихся: и истинно в воде погребатися не в возрождение, но во умерщвление совершаемый (ниже). Ныне же кая сия лесть благодати, паче же дающих благодать, дабы в Бога веровати, и oтходити безбожну (ниже). Горе мне с светлостию сею, аще по купели очерневаюся: аще светлейших зрю не у очищенных; аще злым крестителя учением прельщаюся; аще ищу духа лучшаго, и не обретаю, даждь мне купель вторую, и тогда зле помысли о первой».

Таково изречение Святого Писания о крещении еретиков и о их вере. Не я говорю, возлюбленные слушатели, Писание говорит:

«Аще и Хриcта проповедуют, аще и веру похваляют, но вся сия льстиво и лживо творят».

Х р и с т а п р о п о в е д у ю т, в е р у х в а л я т   и ч и н ы п о с т а в л я ю т д л я о б м а н а п р о с т е й ш и х.

«Сего ради разумети имамы, яко еретическая писания и празднества и службы и тайны и проповеди не суть правы».

Если еретики и в три погружения крестят так же, как и православная Церковь, но

«Вся же сия не тако имеют, но инако и нечестиво».

Т. -е. не по законам Церкви Христовой, а по ереси. Также хиротония у них незаконная, потому что они

«Вся сия льстиво и лживо творят»,

подобно лицедеям, обманывающим взоры людей. Теперь для вас ясно, что есть еретики и почему еретики не приемлются иначе в Церковь Христову, как только чрез совершение над ними или таинства святого крещения, или таинства миропомазания.

Теперь приступлю к разбору свидетельских данных моего собеседника. Мой собеседник еще рано начал разбирать свидетельства, которые еще не были мною поставлены. Полагаю, что вся благомыслящая публика отметит это стремление моего собеседника. Я еще ни одного свидетельства не представил, а он уже спешит вперед разобрать наши свидетельства, которых я и не представлял. А для какой цели? Да чтобы парализовать мнение своего противника. Но, полагаю, все благомыслящие слушатели это отметят. Нужно говорить по чистой совести, нужно говорить убежденно, нужно говорить так, как на суде Божием, а не прибегать к выдумкам и хитростям.

Пойду по следам моего собеседника. Вот свидетельство книги Катихизис, Тимофея презвитера о трех чинах, лист 367.

«Крещение бо есть душевное рождение oт воды и святаго Духа, дерзнувыи же вторицею креститися, хулитъ первую смерть Хриcтову, в нейже прежде крестися, акибы вторицею распинал себе Сына Божия».

Но это свидетельство для моего собеседника не оправдание, а для нас не обвинение. Собеседник мой должен бы знать, что он читал из Катихизиса, ведь там говорится о тайне святого крещения в Христовой Церкви, а у нас речь о еретическом крещении. Ошибка моего собеседника, очевидно, крупная.

Посмотрим и следующее свидетельство. Книга Кормчая, лист 634.

«Три чины обретаем приходящих к святей Божией Соборней и Апоcтольстей Церкви, боголюбезный сослужебниче Иоанне и o всех мне любезнейший. И первый убо чин есть требующий святаго крещения. Вторый же не крещаемых убо, но помазуемых святым миром. И третий: ни крещаемых же ни помазуемых, но точию проклинающих свою и всяку ересь».

Из прочитанного видно, что еретиков (первого чина) Церковь принимает крещением, второго — не крещением, но миропомазанием, третьего — не крещением, ни миропомазанием, но просто проклятием ересей своей и всякой другой. Но, к сожалению моему, мой собеседник мало привел из 70‑ й главы Кормчей. Ему, как видно, нужно было только указать на три чина у Тимофея презвитера, а самую-то сущность он намеренно пропустил. Еретики второго и третьего чина: первые миропомазуются, а вторые проклинают только свою и иные ереси, но в случае, если они приближаются к вящей ереси, то закон у Тимофея повелевает их покрещивать (лист 635).

«О приложивших же ся к павлианьстей ереси, таже прибегших к Соборней Церкви, устав изложен бысть, еже покрещати их по всему».

Как я и сказал. Следовательно, если из второго и третьего чина еретики приложатся к ереси Павла Самосатского, то таковых следует перекрещивать, а как и за что?

«И несторианы же, и евтихианисты, и севирияны и иже oт подобных им ересей: подобает им творити записания и проклинати свою ересь, и Нестория, и Евтихия, и Диоскора, и Севира, и прочия начальники таковым ересем, и иже тех мудрствующия, и вся яже прежде воспомянутыя ереси».

А что после этого повелевает Церковь в лице Тимофея презвитера? Вот что:

«И тако воспринимати им святое крещение».

Нужно было посмотреть на 335 лист этого свидетельства не односторонне, если хотите по совести разбирать. Вот здесь крестятся второго и третьего чина еретики, крещенные прежде в три погружения. Наконец, вы пропустили самое главное. У Тимофея презвитера в этой же главе, на листе 335‑ м указаны три чина еретиков, из которых еретиков второго и третьего чина, крещенных в три погружения во имя Отца и Сына и Святого Духа, но принявших ересь Павла Самосатского, при соединении их с Церковью Христовой повелевается крестить, несмотря на то, что они крещены в три погружения.

Вот еще более убедительное свидетельство. В той же семидесятой главе книги Кормчей Тимофей презвитер говорит следующее:

«А иже с Киприаном Собор повелевает всякаго еретика крещати».

Из этого следует, что у Тимофея презвитера положен для принятия еретиков один древний чин: крестить всех еретиков.

Но раз вы взяли в свидетельство 70‑ ю главу книги Кормчей, то вам нужно было бы указать специальное значение этого свидетельства, а не обрывать мнение книги Кормчей по своему желанию. Так вот, не только священномученик Киприан и древние отцы Церкви, мнения которых приняты за правило Церковью, но и сама книга Кормчая, данная в руководство всей Церкви, говорит об этом же, что собор с Киприаном, уложивший крестить всех еретиков, принят всею Церковью как закон для руководства Церкви, чему мы и следуем.

Пойду дальше по следам моего собеседника. В толковании на 8‑ е правило Первого вселенского собора толкователь Аристин разделяет новатиан и других еретиков на три чина. Церковь всегда поступала осмотрительно; одна сторона крестила всех еретиков без различия, другая сторона принимала их чином миропомазания, но, однако, принимавшие чином миропомазания не порицали ту Церковь, которая крестила тех же еретиков. В 8‑ м правиле говорится об учении еретика Новата. Кто был Новат, и какова его ересь, и как он крестил? Я позволю себе представить на ваше благоусмотрение свидетельство из книги Максима Грека, который говорит об этом еретике, слово 68.

«Слыши же внятно, и разумей прямо: еретики, иже oт Новата презвитера бывша римскаго, новатиане нарицаеми, ниже о крещении, ниже о таинстве православныя веры, ниже о ином коем законе церковном беззаконноваху, но зане точию дарованное oт человеколюбия Спаса Хриcта грешником покаяния oтрицаху и не приимаху на покаяние обращающихся, иже в гонении Хриcта oтвергошася. За то едино oтриновени быша oт великаго собора православных, и прокляты быша».

Из прочитанного видно, что у Новата-еретика никакой собственно ереси не было, а Церковь древняя крестила приходящих от его ереси, несмотря на то, что новатиане были крещены в три погружения. Сама истина свидетельствует, что три погружения еретиков во имя Отца и Сына и Святаго Духа не делают крещение еретиков истинным. Не хочет ли мой собеседник этим защищать еретиков?

Затем вы сказали, что у Барония в 258 лете написано, будто бы священномученик Киприан покаялся в том, что крестил новатиан неосмысленно, оставил это заблуждение и присоединился к тем епископам, которые не крестили новатиан. Скажу вам, это несправедливая ложь. Если бы Киприан покаялся в этом, тогда бы и Церковь не приняла его действий. Разве могла Церковь противоречить сама себе, когда положила закон Киприана в книге Кормчей. Киприан был в III веке, а Кормчая издавалась в первой половине XVII века. Здесь крупная ошибка моего собеседника. Киприан в крещении еретиков никогда не каялся и не присоединялся ни к каким епископам.

Так святая Церковь поступала до и после священномученика Киприана, т. е. крестила всех еретиков, но собор никейский первый постановил миропомазать еретиков-новатиан.

Теперь скажу о том месте у Барония, на которое ссылался мой собеседник. В книге Барония, часть 1, в предисловии о самом Баронии имеются важные указания. Здесь пишется на листе 5: “Обаче хотящему сию книгу без преткновения и соблажнения себе и без осуждения иных читати, ведати подобает, и чтущим всегда в памяти имети последующая. Первое. Яко творец сих летописаний, не токмо римлянин бе, но и кардинал римскаго костела, именем Бароний Кесарь, а сократитель его и на польский язык преводник, иезуит Петр Скарга, оба во всем между собою подобни, оба римляне, оба папежницы, и излиха ревнительнейшии защитницы папы римскаго, и последовательне велиции ненавистницы нашея православныя Церкве восточныя... Второе. Еже от перваго уже явно есть, и ему последует, ведати надлежит, яко Бароний с преводником и сократителем своим Скаргою, от излишния ревности к папе, многими не токмо к сему делу не надлежащими, но и неизвестными от недостоверных писателей и подметными повестьми книги своя наполнил... Егда читатель обрящет зде что противно и несогласно православию, да не смущается, но да уподобится благороднейшим бириеняном, иже услышавше проповедь апостольскую, к писаниям устремишася, по вся дни разсуждающе оная, аще сия тако суть.

Теперь ясно, что вы читали из Барония сомнительное место. В предисловии ясно говорится о самом Баронии, что ему лично верить нельзя, нельзя верить и тому, что якобы Киприан покаялся. Однако Бароний сослался на Евсевия Памфила, кн. 7. Посмотрим, вот книга 7 Евсевия Памфила, гл. 5. Дионисий многократно беседовал с ним об этом предмете посредством посланий, и наконец сказал, что по прекращении гонения все церкви, обратившиеся к Новатову нововведению, примирились между собою. Он пишет так: Глава 5. “Знай, брат, что все восточные и еще отдаленнейшие церкви, быв некогда разделены, теперь пришли к соединению. Предстоятели их везде согласны в образе мыслей, исполняясь великою радостию о неожиданном утверждении мира: Димитриан — в Антиохии, Феоктист — в Кесарии, Мозабан — в Элии, Марин, по смерти Александра, — в Тире, Илиодор, по упокоении Филимидра, — в Лаодикии, Елен — в Тарсе, и все киликийские церкви, Фирмилиан и вся Каппадокия... все Сирские области и Аравия, куда вы всякий раз посылаете свое пособие и куда пишете в настоящее время, также Месопотамия, Понт и Вифиния, — одним словом, все и везде радуются о единомыслии и братолюбии, славя Бога... Он давно уже писал о Елене, Фирмилиане и всех епископах Киликии, Каппадокии, Галатии и дальнейших сопредельных областей, что с ними не будет иметь общения по той же самой причине, потому, т. -е., что они перекрещивают еретиков. И смотри, сколь важно это дело; касательно его на значительнейших соборах епископов, как я слышу, действительно постановлены правила, чтобы приходящие в Церковь из ереси сначала были оглашаемы, а потом омываемы и очищаемы от скверн старой и нечистой закваски”. Разве теперь не видно, что Бароний ввел в заблуждение моего собеседника. Отцы всего востока соединились мыслию крестить еретиков, согласно постановлению святого Киприана, а Бароний написал, что Киприан покаялся в этом. Ложь очевидная.

Но кого невозможно было крестить, о том Дионисий пишет: “Это правило и постановление принял я от блаженного нашего папы Иракла: людей, обращающихся из ересей и бывших прежде отступниками от Церкви, а еще более тех, которые, хотя и не отлагались от ней, и по-видимому имели с ней общение, однако же не скрывали, что ходят к кому-нибудь из лжеучителей. Таких людей, отлученных от Церкви, он, внимая их прошению, снова принимал, но только тогда, когда они всенародно высказывали все слышанное ими от преподавателей противного учения. После того уже он вводил их в Церковь и не требовал от них вторичного крещения, потому что они еще прежде получили от него Святаго Духа”.

Из прочитанного видно, что священномученик Дионисий писал о тех, кто отступил от Церкви и снова возвратился, таковых он не крестил, ибо они были прежде крещены в православной Церкви: “По­тому что они еще прежде получили от него Святаго Духа”. Продолжаю письмо Дионисия. Рассуждая о сем предмете довольно долго, Дионисий говорит: “Узнал я также, что не в одной Африке и не теперь только введено это, но что подобное мнение существовало с древнего времени у прежних епископов, в Церквах многолюднейших и на соборах братии в Иконии, Синнаде и во многих других странах. Извращать их постановления и вызывать их на состязания и распри я не хочу. Да не предвижеши пределов ближняго своего, яже поставиша отцы твои, говорит Писание” (Втор., 19: 14).

Как видите, о священномученике Киприане говорит святой отец, что не только в одной Африке крестили еретиков, но это существовало с давнего времени.

Из этого видно, что Дионисий утверждает мнение священномученика Киприана, что святой Киприан согласно со всеми теми отцами, которые с ним были на соборе, постановил крестить всех еретиков. “Знай, брат (Стефан), что все восточные и еще отдаленнейшие церкви, быв некогда разделены, теперь пришли к соединению (гл. 5). Как видно в вопросе этом, крестить ли новатиан, некоторые расходились. Вот он и говорит: “Знай, что все разделенные церкви по этому вопросу теперь соединились воедино: крестить всех еретиков. Как я слышу, действительно, поставлены правила, чтобы приходящие в Церковь из ереси сначала были оглашаемы, а потом омываемы, т. е. крещаемы”.

Так вот, возлюбленнейшие слушатели, в чем дело. Священномученик Киприан не только не каялся, не только не отвергнут собор его Церковью, а принят всею восточною Церковью, как свидетельствует о нем священномученик Дионисий Александрийский. Следовательно, протест моего собеседника против святого Киприана исчезает перед светом сам по себе, как тень.

Вот что говорит правило святых апостол 46.

«Епиcкопа или презвитера, принявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Хриcтови с велиаром, или кая часть верному с неверным».

Вот, дорогие слушатели, я представил вам свидетельство, которое говорит, что еретики — чада диавола. Как же может быть в Церкви место Христу с дьяволом? Это говорит апостол Павел:

«Кое бо причастие правде к беззаконию, или кое общение свету ко тьме, кое же согласие Хриcтови с велиаром. Или кая часть верну с неверными» (Коринф. Зач. 182).

Свидетельство ясно, как день Божий, у еретиков нет ничего общего с Церковью: ни веры, ни Христа, ни крещения. Тяжело слушать, когда мои собеседники защищают крещение врагов Христовых.

Мои собеседники, с умыслом защищая еретическое крещение, явно хотят доказать, что крещение еретиков законно. Между тем православные христиане не имеют ничего общего с еретиками.

Дальше 47 правило святых апостол:

«Епиcкоп или презвитер, аще по истине имеющаго крещение вновь окреcтит, или аще oт нечестивых оскверненнаго не окреcтит, да будет извержен, яко посмевающийся Креcту и смерти Господней и не различающий священников oт лжесвященников».

Толкование Зонары: “Итак, совершенно крестить уже крещенных запрещено вовсе, а миром помазать их, если подверглись осквернению, дозволяется, х о т я и э т о е с т ь ч а с т ь б о ж е с т в е н н о г о к р е щ е н и я”.

Из толкования на 47 правило видно, что нельзя крестить только такого человека, который прежде принял крещение от православной Церкви.

Вальсамон. “По истине крещается тот, кто по гласу Господа единожды крещен во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Итак, если какой епископ или презвитер крещенного таким образом необдуманно опять крестит, как сначала, то подлежит извержению... а о дальнейшем определении сего правила сказано следующее: кто-нибудь крещен был от нечестивого (ибо это значит быть оскверненными) и, желая снова быть крещенным и вступить в общение с православными христианами, не был принят епископом или презвитером, утверждавшим, что не следует опять крестить того, кто однажды крещен. На этот случай правило говорит, что подлежит извержению епископ или презвитер, не крестящий вновь такового, но принимающий его с нечистым крещением”.

В Славянской Кормчей:

«Второе крещаяи крещеннаго истинным крещением и не покрещиваяи оскверненнаго oт зловерных, таковый святитель не священ».

Уясните себе, в чем дело, дорогие слушатели. Православный святитель или презвитер крещенного в православной вере, а потом перешедшего на сторону еретиков и вновь возвратившегося к Христовой Церкви не должен крестить, а только миропомазать. Если же какой-либо святитель или презвитер крестит такового, то лишается сана. Но если он не окрестит еретика, то и за это лишается сана.

Теперь перейду к 68 правилу святых апостол. Видите, я все время свидетельствую от неоспоримого Писания Церкви Христовой. 68 правило гласит:

«Аще кто епиcкоп, или презвитер, или диакон, приемлет oт кого-либо второе рукоположение, да будет извержен oт священнаго чина, и он, и рукоположивый; разве аще достоверно известно будет, что oт еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным или рукоположенным oт таковых, ни верными, ни служителями церкви быти невозможно».

В толковании Зонары: “Ибо ни крещение еретиков не может никого сделать христианином, ни рукоположение их не сделает клириком. Итак, рукоположенных еретиками вновь рукополагать нет опасности”. Вальсамона. “А как рукоположение и крещение еретиков ни клириками не делает, ни верными, то определено без опасения рукополагать и крестить рукоположенных или крещенных еретиками, ибо бывшее у них почитается за небывшее”.

Из представленных мною свидетельств, дорогие слушатели, получается ясный смысл, что еретиков крестить должно. Если не крестить, то как же они из волков могут стать овцами? Это есть тот способ врачевания, который положен святыми апостолами по учению Самого Христа. Крестить и таких еретиков, которые крещены были в три погружения, Церковь повелевает, как это видно на примере Новата-еретика и на последователях его ереси, которые были крещены в три погружения, однако древняя Церковь крестила их.

Я по предложенному мне моим собеседником вопросу ясно ответил, что Церковь повелела крестить еретиков, крещенных в три погружения, а иногда и миропомазать, но между собой вражды по этому вопросу Церковь не имела.

 

Д. С. Варакин. Приступая к собеседованию, я высказал взгляд на прием еретиков в Церковь Христову; свое убеждение я основал на книге Кормчей и сказал в заключение, что и мы отвергаем крещение, совершенное еретиками первого чина. Всю эту речь мой собеседник это же самое и говорил, что я сказал, что первого чина еретиков нужно перекрещивать. Поэтому он и читал 46, 47 и 68 правила святых апостолов. Я уже объяснял, что Феодор Студит, толкуя эти правила, говорит о таких еретиках, которые не крещены и не крестят во имя Отца и Сына и Святаго Духа, что их перекрещивать надо. Зачем же он читал? Мне кажется, читать то, что читано, и читано для того, чтобы различить еретиков, это делается только вследствие того, что моему собеседнику защищать свое убеждение о перекрещивании положительно нечем. Но все-таки он делает попытку так или иначе оправдаться.

Берет г. Пичугин книгу Кормчую, читает слова Тимофея презвитера и начинает разъяснять: а вот-де дальше мой собеседник не прочел, здесь сказано, что те еретики, которые приближались к павликианской ереси, тоже перекрещивались.

Я то же самое говорил, что павликиане — еретики первого чина и положено их перекрещивать. Далее мой собеседник не дочитал того, что действительно надо было прочитать, чтобы еще ясней было. Здесь говорится относительно армян, что некоторые снова их крестят, но дальше говорится, как соборная Церковь поступала:

«Зрим же ныне в великих и соборных церквах, рекше патриархиях и в митрополиях и прочих, яко армены, и яковитяны, и несторианы, и прочия безглавныя и подобныя им обращающыяся в православную веру, божественным миром помазуют, а не крещают» (Кормчая славянская, лист 636).

Вот это он и не дочитал.

Нам здесь сказали, что еретики имеют в себе дьявола, поэтому и должно их крестить вновь. А прежние еретики разве без дьявола жили? Соборы вселенские принимали их третьим чином, не крестили. Что же, разве в нынешнем году только они с дьяволом стали? Да, еретики все и всегда с сатаной, потому что учение у них от врага Христова. Были и раньше такие еретики, например, ариане, которые говорили, что Сын Божий — тварь, а не Творец. Это учение еретическое, однако вселенский собор постановил их не крестить, а токмо миром помазывать, следовательно, слово Тимофея презвитера лежит в полной силе, что еретиков нужно различать на три чина. Сколько ни старался мой собеседник, но ничего не нашел в свое оправдание, и если мы стоим на 8‑ м правиле Первого вселенского собора, то он только сказал: “Да, верно”.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.