Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОБЕСЕДОВАНИЕ ПЕРВОЕ 8 страница



Теперь обращаюсь к оправданию убеждения моего собеседника: он начинает читать книгу Катихизис и не дочитывает, чем и вводит в заблуждение уважаемое собрание.

«Истинныя ли и правыя пресвятыя тайны Хриcтовы суть, у еретиков? Oтвет. Понеже они истинныя и правыя веры Хриcтовы не имеют, то како пречистыя и святыя тайны Хриcтовы у них быти могут».

А дальше?

«По истине ничто у них несть истинно. Но все убо еже еретики творят oт смышления своего. Како могут совершати действа Божия на игралищах своих. Аще и Хриcта проповедуют, и веру свою похваляют. Но вся сия льстиво и лживо творят».

У еретиков ничего нет истинного, все нужно переделывать, и таким образом дальше читает:

«Аще и церкви своя, и клирики церковныя, и писания божеcтвенная прочитают. И мнятся еже темже крещением крещатися. Такожде и тайны Божеcтвенныя, еже есть пречиcтое тело и чеcтную кровь Хриcтову имети. Вся же сия не тако имеют, но инако и нечестиво».

И остановился. “О них же смею рещи”, дальше говорится, а мой собеседник не посмел этого сказать:

«Иже и маркионитяне глаголются, учаще три начала проповедати и крещение дают не едино, но две и три. И папежи опресноком причащаются, и начало Божеcтву второе вводят. Еже и от Сына исходити Святому Духу. И маданияне ветхий и новый закон приемлют. Обаче другия пророки вводят».

Вот какие еретики в Катихизисе именуются, о них-то он и не дочитал.

«Такожде и пепузане, и варсунофиане, и инии мнози еретицы не право мудрствуют. И прочая дела имуще, скверна и нечестива. Еще же и самого Господа Исуса Хриcта истиннаго Бога нашего инако проповедают».

Вот какие еретики.

«Овии убо Хриcтову плоть oт небеси глаголют сошедшу, яко уалентияне. Инии проста человека Хриcта глаголаху, яко феодотияне. Инии же проповедающе Хриcта быти Отца, яко манентияне. И инии инако. О них же святый Иоанн Златоустый глаголет. Праздники убо и святыя дни празднуют, и святых апоcтол и мученик. Но вся во oтвержение веры истинныя, oт своего умышления творят. И лживыя пророки имеют».

Вот о каких еретиках здесь речь идет, о еретиках первого чина, каковы маркиониты и другие, и, чтобы уяснить дело, моему собеседнику следовало бы прочесть это; но так как это ему невыгодно, он и не стал читать это добавление.

Но как же нужно измерять еретиков? Нам на это дают ответ святые отцы, например, преподобный Иосиф Волоколамский (слово 15, лист 511‑ й).

«Еретицы убо не едино мудрствуют, но ов убо тако ов же инако: павликиане убо и фотиане, фриги, и евномиане, мантанисты, и савелианы, и маркиониты, и измаилите и инии таковии: сии убо не веруют во Святую и Единосущную Троицу, Господа же нашего Исуса Хриcта Богом не нарицают, и плотскаго смотрения Его не приемлют, но овии убо пророка Его нарицают, овии же проста человека. О сих (1-го чина еретиках) убо глаголют вся божественная писания, яко егда приходят к православней вере, подобает им прежде поститися время довольно, и вне церкви стояти, потомже сих креcтити якоже еллины».

Это — одни еретики. Далее:

«Суть же и друзии (2‑ го чина) еретицы, аще и зле мудрствуют, но не тако, якоже первии, иже суть новатиане, и донатиане, средницы, и четыренадесятницы, и воздержницы, и инии таковии: Сии убо исповедуют Святую Единосущную Троицу, и Господа нашего Исуса Хриcта Бога нарицают, и плотскому смотрению Его веруют, имут же некоторыя ереси в себе. И аще сии восхотят приступити к православней вере, и ересь их прокленут, сих убо не повелевает божественное писание креcтити, но якоже крещенных приимати вскоре и божественных таин общению тех сподоблевати».

Таким образом ясно, что еретиков должно разделять и принимать их не одинаково; я еще подтвердил это одним свидетельством Иосифа Волоколамского. Когда я рассматривал имеющие быть прочтенными моим собеседником доказательства, я сослался на историка Барония, у которого сказано, что священномученик Киприан покаялся в том, что он держался мнения о перекрещивании всех. Уважаемый собеседник начинает возражать и говорит нам: “Собеседник сослался на Барония, но Бароний ведь взял из Евсевия” и принялся читать, и целых 10 минут читал из Евсевия. На самом деле, там ничего к делу не относится, а главное то, что мой почтенный собеседник, намеренно или ненамеренно, сделал подлог, как вчера у него были подлоги, так и сегодня. Я читал в Баронии лист 161 оборот следующее:

«Пишет Августин (о крещении против донатистов, книга вторая, глава 4 и епистолия 48); яко мнози епископи во Африце, сего святаго Киприана о крещении учения не похвалиша, и о самом имать надежду, яко прежде смерти о сем покаяся» (лето Господне 258, число 8).

Это, — говорит, — Бароний взял из Евсевия. Нет, уважаемый собеседник, вы посмотрите хорошенько: в книге Барония пишется о крещении донатистов со слов блаженного Августина, это великий учитель Церкви, учение его принято Церковью, и Бароний-летописец взял у него данные о том, что Киприан покаялся.

Как же сам блаженный Августин относился к крещению еретиков-донатистов и как он считал тех, которые повторяют это крещение еретиков? Из книги “Жизнь и творения блаженного Августина” (с. 89) читаем следующее: “Отсюда следует, что п о в т о р е н и е к р е щ е н и я н а д е р е т и к а м и и р а с к о л ь н и к а м и б е з з а к о н н о, если только таинство сие совершено над ними правильно, т. е. во имя Отца и Сына и Святаго Духа (О крещении, кн. 2, гл. 14, 15).

Вот блаженный Августин как свидетельствует против безразличного перекрещивания: это, говорит, ”беззаконно” повторять правильно совершенное крещение еретиков.

Затем читает Евсевия “Церковную историю”, где сделана ссылка на Дионисия, будто и Дионисий высказывался в том смысле, что еретиков перекрещивать можно. Мы имеем под руками “Творения св. Дионисия, епископа александрийского” (с. 58). В “Письме к Дионисию и Стефану, презвитеру римской Церкви” святой Дионисий пишет следующее: “Тех, которые крещены во имя трех лиц: Отца и Сына и Святаго Духа, н е с л е д у е т п е р е к р е щ и в а т ь, х о т я б ы о н и и к р е щ е н ы б ы л и е р е т и к а м и, если только еретики эти исповедуют три лица. А над теми, которые обращаются ко святой Церкви от других ересей, пусть будет совершаемо крещение”. В примечании: “В одном из кодексов с сирийским текстом этого фрагмента к словам св. Дионисия прибавлено следующее замечание: К этому мнению присоединились триста осмьнадцать отцов, собравшихся в городе Никее, и пастыри Церквей, жившие после них”. Вот как ясно сказано у Дионисия в собственном его творении. Затем, в 71 главе Кормчей есть у Тимофея ссылка на Киприана, который перекрещивал всех. Я уже прочел вам из блаженного Иеронима, что этот собор, постановивший перекрещивание, собрался вновь, отменил это постановление и сделал новое. Чем он руководствовался? Он постановил возвратиться к древнему обычаю. “Блаженный Киприан, — говорит Иероним, — старался избежать обычно посещаемых озер и не пить воды чужой; с целью отвергая крещение еретиков, он при тогдашнем римском епископе Стефане, который был двадцать вторым, считая от блаженного Петра, составил по этому вопросу собор африканский. Но старание его осталось тщетным. Т е ж е с а м ы е е п и с к о п ы, к о т о р ы е в м е с т е с н и м п о с т а н о в и л и п е р е к р е щ и в а т ь е р е т и к о в, в о з в р а т и в ш и с ь п о т о м к д р е в н е м у о б ы ч а ю, и з д а л и н о в о е о п р е д е л е н и е” (Творения его, ч. IV, с. 88). Ясно, что это постановление собора им самим отменено. Как же вы им руководствоваться можете? Святые отцы собрались, да отменили, а вам оно потребовалось вновь.

Относительно Киприанова учения о крещении у Матфея Правильника говорится, что Василий Великий объявил учение Киприана, как самим им отмененное, праздным; значит, для руководства оно не нужно. Я уже прочитал слова блаженного Августина о том, что крещение, совершенное еретиками правильно, повторять беззаконно; но это беззаконие и практикуется у старообрядцев-поморцев. Затем мы имеем под руками доказательство преподобного отца Викентия Лиринского, который говорит о тех, кто руководствуется собором Киприана, следующее: “Какое влияние имел самый собор африканский или решение его? По милости Божией, никакого; но все, как сновидения, как басни, как нелепости, отменено, отвергнуто, попрано. И, — о, чудный оборот обстоятельств! Виновники того мнения признаются кафоликами, а последователи — еретиками, учители разрешаются, а ученики осуждаются, писатели сочинений будут сынами царствия, а защитники оных подвергнутся геенне. Ибо кто столь безумен, что усомнится в том, что светило всех святых, епископов и мучеников, блаженнейший Киприан и прочие товарищи его будут царствовать со Христом во веки? Или, напротив, кто столь нечестив, что станет отрицать, что д о н а т и с т ы и п р о ч и е з а р а з и т е л и, х в а с т а ю щ и е с я т е м, ч т о п е р е к р е щ и в а ю т п о а в т о р и т е т у с о б о р а т о г о, н а в с е г д а б у д у т г о р е т ь с д и а в о л о м”. (Памятные записки Викентия Лиринского, гл. 6, с. 30). Вот, говорит, какой дивный оборот обстоятельств: св. Киприан будет сыном царствия небесного, а защитники его учения о перекрещивании подвергнутся геенне. В самом деле, кто будет так безумен и усомнится в том, что светило всех святых, всех епископов и всех мучеников блаженный Киприан будет царствовать со Христом; или кто, напротив, так нечестив, что станет отрицать, что донатисты и прочие заразители, которые в оправдание перекрещивания ссылались на постановление африканского собора, будут гореть с диаволом. Вот участь тех, которые руководствуются постановлением о перекрещивании, измененным самим Киприаном. Так говорит преподобный Викентий. Так же пишет об этом постановлении и св. Василий Великий в правилах, которые находятся в книге Кормчей, что следует отменить перекрещивание. Да и святой Второй вселенский собор собрался и постановил, что еретиков нужно различать. Если бы даже святой Киприан и не раскаялся, то, я думаю, авторитет вселенского собора стоит выше священномученика Киприана. Говорю я это, не имея в помыслах навести какую-нибудь тень на священномученика Киприана, но, во всяком случае, как говорит Викентий Лиринский, следует руководствоваться решением всей Церкви, а не какого-нибудь частного лица; но самое главное, что Киприан раскаялся и пишет к папе Стефану (Творения св. Киприана, часть I, с. 331): “В этом деле и мы никого не принуждаем, никому не даем закона”. Также он пишет Юбаяну презвитеру следующее: “Мы написали тебе, возлюбленный брат, по мере сил наших, не имея в мыслях ни предписывать, ни навязывать кому-либо своего мнения” (там же, с. 349). Сам Киприан признал это своим личным мнением, но мнение — не закон. Нам было говорено здесь, что тех, которые крещены в православной Церкви, потом уклонились в ересь и возвращаются вновь, перекрещивать не следует. Я вас, г. Пичугин, об этом и не спрашивал, я это знаю и по правилам, и по практике церковной, что уклонившихся от Церкви православной и возвратившихся в нее перекрещивать не должно; не об этом речь у нас, а я вас спрашиваю: где, в каком постановлении вселенского собора сказано, что крещенных еретиками в три погружения, в три Божественные Ипостаси, перекрещивать снова. Я уже заявил, что кропительно и обливательно крещенных еретиков первого чина перекрещивать надо, но тех, которые крещены в три погружения, в три Божественные Ипостаси, нигде не указано крестить, и если вы мне не указали в первой речи, то, может быть, прочтете в этой.

Между прочим, поставлено было мне в упрек, что я взялся разбирать доказательства, другими словами, всю опору защитников перекрещивания, в своей первой речи. Это, говорит, недобросовестно. Что же здесь недобросовестного, уважаемый собеседник? Разбирайте вопрос о крещении еретиков, как вам угодно со своей точки зрения, а я буду разбирать с моей точки зрения, как мне угодно. Недобросовестного здесь, ни с вашей, ни с моей стороны нет и быть не может. Я прочитал ваше основание, затем разобрал это основание и указал, что ваша практика не оправдывается учением святых отец, я сравнивал ваши доказательства с практикой вселенской Церкви; но, оказывается, ни тут, ни там у вас подходящего ничего нет, а раз нет, то и нет у вас святой соборной апостольской Церкви. Она, эта Церковь, говорит, что тремя чинами принимаются еретики.

Итак, почтенное собрание, время мое заканчивается, я вторично обращаюсь к г. Пичугину и прошу его, пусть он прочитает перед вами здесь закон Церкви, пусть прочитает правила вселенских соборов, поместных соборов и святых отец, которые в обязательное руководство приняты Церковью, где было бы сказано, что крещенных еретиков в три Божественные Ипостаси и в три погружения следует крестить вновь. Я буду ждать ответа.

 

Л. Ф. Пичугин. Вот, дорогие слушатели, вы прослушали и вторую обвинительную речь моего собеседника по тому же вопросу, крестить или не крестить еретиков. В первой речи я не от себя, а от божественного Писания свидетельствовал, что в древнее время крестили всех еретиков. Первенствующая святая Церковь больше 300 лет крестила всех еретиков. До Первого вселенского собора не было другого чина для приема еретиков, как только крещение, что я вам подтвердил Святым Писанием.

Пойду по следам моего собеседника и разберу его данные. “Зачем он то читал, чего я не читал”. Не понимаю, к чему это сказано. Я читал только свидетельства, идущие к делу. Крестить еретиков повелели святые апостолы без различия; крестить еретиков повелел собор святого Киприана в Африке, без различия, вместе с тем и новатиан, крещенных в три погружения, крестили и в Малой Азии. Так, с лишком 300 лет святая соборная Церковь крестила повсеместно и всех еретиков. По отношению 70‑ й главы Кормчей мой собеседник сделал вывод неудачный, может быть, он этого и не заметил. Ведь я говорил не о павликианах, происходивших от Павла Самосатского, а о тех, кто к ереси Павла присоединился, т. е., например, о таких людях, которые, считая себя православными, взяли священство у еретиков. Так эти-то люди, которые, принадлежа к третьему чину, присоединились к ереси Павла Самосатского, если и крестились в три погружения, то при приеме в соборную Церковь Христову должны быть крещаемы снова, а также и те, которые присоединились к священству еретическому, согласно 68 правилу святых апостол.

Здесь идет речь о принадлежащих к павликианской ереси, а не о Павле Самосатском. Кто принадлежит к ереси Павла Самосатского, того закон повелевает крестить. Вот закон, слушайте:

«И несторианы же, и евтихианисты, и северианы, и иже oт подобных им ересей, подобает им творити записания и проклинати свою ересь, и Нестория, и Евтихия, и Диоскора, и Севира, и прочия начальники, таковым ересем, иже тех мудрствующия, и вся яже прежде воспомянутыя ереси, и тако восприимати им святое крещение» (Кормчая, лист 635 оборот).

А несториане еретики третьего чина (лист 634 оборот).

«Ни помазуемии же ни крещаемии, но точию проклинающии своя ереси суть сии: мелетиане раздорницы, иже oт Мелетия раздорника. Сии злословни не суть, но проклинают свой раздор. Несториане, евтихиане, и тех общник Диоскор и прочии».

Так и несториан, и евтихиан, крещенных в три погружения, но склонившихся к ереси Павла Самосатского, при возвращении в Церковь Христову, крестить должно снова, несмотря на их три погружения.

Вы на это ничего не сказали. Еретики третьего чина принимаются крещением за то, что присовокупились к ереси Павла Самосатского. Также и тех, кто присовокуплялся к священству еретиков, закон повелевает крестить. В толковании на 18‑ е правило Сардикийского собора говорится: “Ибо в 46 и 47 правиле они (апостолы) уложили буквально следующее: Епископа или презвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелевает. Епископ или презвитер, аще по истине имеющаго крещение вновь окрестит, да будет извержен, яко посмевающийся кресту и смерти Господней и не различающий священников от лжесвященников. Итак, кто говорит, что не должно крестить крещенного мирянином-лжесвященником, тот, мне кажется, явно противится правилам; ибо он, вопреки предписанию их, приемлет ложное крещение мирянина-лжесвященника”. Толкователь настоящего правила, согласно 46 и 47 правил святых апостол, совершенно отвергает как священство, так и крещение ложных священников.

Если вы хотите отвергать уложение святой Церкви, то вы явно идете против нее. Не мы уложили законы крестить еретиков, а святая Церковь. После Седьмого вселенского собора Церковь постановила крестить всех еретиков, а это видно из последней законодательной книги Кормчей.

«А иже с Киприаном Собор повелевает всякаго еретика крещати».

Что же касается до слов:

«Зрим же ныне в великих и соборных церквах»,

то здесь речь идет об армянах:

«Неции же совершенне крещают армены, вину приемлюще не oт великих церквей, но oт слова Иоанна митрополита Никейскаго, иже пишет к Захарии соборному великия Армении, сице о них рече, яко ниже рукоположения имут, но чужди всякаго рукопоставления».

Если же их не стали крестить, то не потому, что не должно их крестить, а из снисхождения, чтобы привести их к Церкви, как сказано в той же 70‑ й главе книги Кормчей.

«И се вообразися ныне вин ради богословных и нуждных».

Что же касается дальнейших слов этой главы, то здесь ясно говорится: Кто окрестит армян, тот свидетельство имеет от святых соборов, а кто принимает их под миропомазание, то о тех говорится следующее:

«И армены убо крещающии, oтсюду свидетельства вземлют и на подобная вносят, божеcтвеннаго же мира сподобляющии святых Соборов свидетельством не последуют».

Так и в этом вышла у вас крупная ошибка, дорогой мой собеседник. Пойду дальше. Вы читали 15‑ е слово Иосифа Волоколамского, где говорится, что нужно еретиков разделять на три чина. Посмотрим, что гласит 15 слово:

«Понеже злословнии и злоименитии безбожныя еретицы, паче же рещи и oступницы, иже Божественная писания развративше и правый путь погрешивше, и паки начаша прельщати православныя, и в свою oтвлачити ересь и тму, и мал грех хотяще показати, еже Хриcта oтврещися, точию бо, рече, аще кто обратится на покаяние oтвергийся Хриcта, абие вскоре ему входити в Церковь, и Божественных Таин причащатися, на свидетельство приводяще божественное писание».

Итак, что еретиков не следует крестить, а давать им только покаяние и сподобление божественных тайн, говорят только еретики жидовствующие. Вы вычитали чисто еретическую мысль. А Иосиф Волоколамский следует положению канона, который я вам прочитал, что Церковь сначала принимала первым чином еретиков, после этого стала принимать вторым, наконец, снова первым чином, и Церковь Христова не укоряла ту сторону, которая принимала под крещение еретиков. То и другое практиковалось Церковию по отношению к еретикам трехпогруженцам. Потом вы сказали: “Здесь мой собеседник сделал подлог”. Странно, странно, что вы сказали, что я сделал подлог. Это слово не здесь бы должно вам говорить при такой почтенной и избранной публике. Я прочитал из книги Барония, вот его слова: “Такожде и Киприаново, в послании, еже греки правильным нарицают, исчисляют пятьдесят епископов восточных, иже Киприану последоваху: но вси потом на истину согласишася, и от своего мнения отступиша, и о примирении их Дионисий Александрийский Стефана просил и писал” (258 лето Господне, число 7‑ е). Бароний здесь сослался на историка Евсевия Памфила, у Евсевия же пишется наоборот.

Так скажите, дорогие слушатели, разве я сделал подлог? Хорошо, а Евсевий? — шепчет мой собеседник. Бароний указывает на 258‑ е лето Господне, что тогда еретики катафриги, они же и монтанисты, отторгшихся от Церкви паки крестили. Кто крестили? Еретики. Кого крестили? Православных христиан. А мы кого крестим? Еретиков. Разница очевидна. В повествовании этом Бароний сослался на 7‑ ю книгу Евсевия, главу 6‑ ю, где пишется о ереси Савелиевой. Книга Евсевия, стр. 368. На листе 10‑ м Бароний также ссылается на книгу 7‑ ю Евсевия, гл. 4‑ ю, которую я прочитаю. “Дионисий многократно беседовал с ним (с папою Стефаном) об этом предмете (о крещении еретиков) посредством посланий, и, наконец, сказал, что, по прекращении гонения все церкви, обратившиеся к Новатову нововведению, примирились между собою. Где же здесь хоть, по крайней мере, намек, что 50 епископов, которые последовали Киприану, к истине возвратились. Вот истина налицо, Бароний солгал на Евсевия, а также и оболгал меня мой собеседник, что я будто бы сделал какой-то подлог. Я выяснил суть дела. Теперь судите сами, достопочтенные слушатели.

Откуда берет Бароний, я у Евсевия читал (книга 7). Честен ли мой собеседник в этом отношении? Полагаю, дорогая публика поймет и даст свою оценку. Пойду дальше по следам моего собеседника. Августин говорит, что крестить еретиков безразлично — это беззаконно, как вы сказали. Разве Августин повелел принимать еретиков без различия, а разве Дионисий, епископ александрийский, не повелел крестить всех еретиков без различия. Ошибаетесь вы, не то направление взяли. Ваши доказательства, как стрелы не достигают цели и ломаются при самом спуске с вашей тетивы. Речь не о том, что будто бы Августин не соглашался крестить всех еретиков, что будто бы Дионисий не только не принимал собор Киприана, но и не соглашался сам крестить всех еретиков. Это неправда. Вот блаженный Иероним что говорит о священномученике Дионисии и Киприане. Творения блаженного Иеронима, часть 5, стр. 325: “Киприан африканец сперва со славою учил риторике, потом, по увещанию презвитера Цецилия, от которого и получил свое прозвание, сделавшись христианином, раздал все свое имущество бедным и, спустя немного времени избранный в сан презвитера, был поставлен и епископом карфагенским. Излишне перечислять творения его ума, когда они светлее солнца”. Этими словами говорит святой отец, что желательно бы было перечесть творения ума святого Киприана, но они не поддаются перечислению; это подобно желанию человека перечесть дождевые капли и песчинки берегов моря, но сделать этого не возможно, так и творения ума святого Киприана никто не в состоянии оценить. В состоянии ли вы закрыть такую истину пядью вашего протеста, а Киприан повелел крестить еретиков, значит, его повеление светлее солнца.

А о Дионисии, епископе александрийском, вот что говорится на той же 325 странице 5‑ й части блаженного Иеронима: “Дионисий, епископ александрийский, при Иракле, в сане презвитера управлял огласительным училищем и был знаменитым учеником Оригена. Согласившись с постановлением Киприана и африканского собора о том, что еретиков, обращающихся к Церкви, должно принимать чрез к р е щ е н и е”.

Дионисий соглашается с постановлением Киприана и его собора в том, чтобы еретиков, обращающихся к Церкви, принимать чрез крещение. Повторяю, Дионисий, епископ александрийский, будучи в сане презвитера учеником Оригена, согласился со священномучеником Киприаном и его собором, чтобы крестить еретиков. Согласился с постановлением Киприана и африканский собор.

Так вот, Дионисий что сказал, а вы читаете какое-то сомнительное свидетельство, чтобы еретиков принимать без крещения. Вы прочли из книжки “Раскол донатистов”, сочинение современного миссионера Кутепова, а я читал вам послание Дионисия к папе Стефану и другим презвитерам Рима, где видно, что крестить еретиков следует. Вы идете вразрез с постановлениями святых отцов. Не только священномученик Дионисий, не только блаженный Иероним одобряют постановления Киприана, сам Шестой вселенский собор принял в руководство собор Киприана. Вы говорите, что собор Киприана не принят. Ошибаетесь, клевещете! Я сейчас приведу во свидетельство неопровержимый авторитет Шестого вселенского собора, который принял в руководство собор Киприана так же, как и Церковь карфагенская, управлявшаяся святым Киприаном. Кормчая трехтолковая, Шестой вселенский собор, 2‑ е правило: “Прекрасным и крайняго тщания достойным признал сей святый собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданныя именем святых и славных апостол осмьдесят пять правил”. Затем перечисляются седмь вселенских и девять поместных соборов и прочия святыя законы Церкви, в числе которых ставит святой собор: “Еще же и Киприаном архиепископом африкийския страны и мучеником и собором при нем бывшим изложенное правило (крестить еретиков), которое в местах предупомянутых предстоятелей, и токмо у них, по преданному им обычаю, сохраняемо было. Никому да не будет позволено вышеозначенныя правила изменяти или отметати”.

Теперь, как видите, дорогие слушатели, священномученик Киприан признан Шестым вселенским собором. Следовательно, у моего собеседника нет никаких данных, чтобы опровергнуть такого великого светильника Церкви, который равносилен солнцу. А священномученик Киприан крестил и повелел крестить всех еретиков, и тех, кто крещен в три погружения. О Дионисии также сказано: “Такожде правило Дионисия, архиепископа великого града Александрии” собор приемлет, ведь Дионисий Александрийский, как я вам доказал, дал свое согласие крестить всех еретиков и собор Киприана признал заслуживающим уважения.

Дальше мой собеседник сказал: “Старался блаженный Киприан составить собор для того, чтобы крестить еретиков, но старание его осталось тщетным, и епископы, прежде бывшие с Киприаном, возвратились к < какому-то> древнему обычаю и издали новое определение не крестить еретиков”. Это он вычитал из 4‑ й части блаженного Иеронима. Я спрашиваю, на каком древнем правиле обосновались тогда древние отцы? Какое правило? Какого собора? 19‑ е правило Первого вселенского собора говорит, что еретиков должно крестить.

И святых апостол 46, 47 и 68 правила — все правила древние. Укажите, на каком правиле они обосновывались. Кроме этих правил нет в древней Церкви других, да и в самой-то книге в подстрочном примечании сказано: “Сведение о подобном постановлении африканских епископов встречается единственно у Иеронима”, а потому и это свидетельство сомнительно.

Василий Великий (во объятие всех вин, в книге Матфея Правильника, на священномученика Киприана) в одном месте похвалил его за его деятельность. “Строения же ради праздность на ня изрек”. Лист 4‑ й оборот.

Так говорится у Матфея в предисловии. Посмотрим, что говорится о книге Матфея Правильника и об этом месте. Вот какая есть оговорка в предисловии книги Номоканона. Лист 665:

«Такожде книгу преподобнаго во иеромонасех Матфея, иже по составех правила разумно собрав состави: Сия зело книга потребна есть. Обаче блюстися, яко в некия преводы вниде писание, аки oт Константина великаго сотворенное, несть сия вещь известна».

Хорошая каноническая книга Матфея, но ее следует читать осторожно, сравнивая с древними книгами и историей. Так и здесь. В предисловии Матфей будто бы записал слова Василия Великого, изрекающие праздность на собор святого Киприана, а между тем сам же Матфей во второй главе I состава той же книги приводит истинное изречение Василия Великого. Две минуты терпения, любезные слушатели, и вы увидите искажение смысла в предисловии досужей рукою хитрого иезуита. Вот подлинные слова Василия Великого:

«Годе бысть о Киприане, и Фирмилиане нашем. Воляся покрещатися, в Кархидоне бо ему же епископ бе великий Киприан, собор отец древнейших всех собрася, им же угодно бысть общим судом всем еретиком же и раскольником покрещатися».

Вот подлинные слова Василия Великого о соборе святого Киприана епископа карфагенского, но здесь слов “праздность на ня изрек” нет. Подделка очевидна: слова “праздность на ня изрек” не Василиевы и не самого Матфея, а от руки хитрого иезуита, как я сказал.

Затем рассмотрим одно еще более сомнительное свидетельство, которое читал мой собеседник из книжки Викентия Лиринского. Он начал читать со слов “о, чудный оборот обстоятельств! Виновники того мнения признаются кафоликами, а последователи — еретиками, учители разрешаются, а ученики осуждаются, писатели сочинений будут сынами царствия, а защитники оных подвергнутся геенне. Ибо кто столь безумен, что усомнится в том, что светило всех святых, епископов и мучеников, блаженнейший Киприан и прочие товарищи его будут царствовать со Христом во веки? Или, напротив, кто столь нечестив, что станет отрицать, что донатисты и прочие заразители, хвастающиеся тем, что перекрещивают по авторитету собора того, навсегда будут гореть с диаволом”.

Вот какими данными защищаются мои собеседники, ложными сказаниями папистов, а не теми книгами, которыми руководствуется вся Церковь.

Скажите, возлюбленные слушатели, сколько нужно иметь совести, чтобы омрачить ум ваш такими книжками, да еще фальшивыми. Ведь книги этой не было, она когда-то была, но пропала. Посмотрите, дорогие слушатели, на второе издание этой книжки, стр. 11. Здесь вот что говорится. “По последовательности речи у Викентия Лиринского выходит, что папа Стефан противостоял епископу Агриппину, между тем, точно известно, что папа Стефан вел споры с епископом Киприаном”. А здесь говорится о Агриппине, и напечатано так. Подложная эта книжка, а мой собеседник трясет ее перед вашим почтенным собранием, позволяя себе читать такой фальшивый документ. Прежде всего обратите внимание на слова: “Виновники перекрещивания еретиков будут царствовать со Христом, а последователи будут гореть в огне с диаволом. Агриппин и Киприан повелели крестить всех еретиков и раскольников, но ведь им последовал и Василий Великий и 6 вселенский собор, принявший собор Киприана, тогда по этой книжке и Василий Великий и отцы 6 вселенского собора будут навсегда гореть с диаволом. Вот бредня, недостойная вашего внимания, любезные слушатели!

Скажите, можно этому доверять? Кому верить, Шестому вселенскому собору или подложной книжке? А что эта книжка подложная, я представлю вам во свидетельство книгу Барония, лист 489, лето 434, число 4: “Того лета Викентий, монах лиринайского монастыря, издаде книги на еретиков пелагиан, келестиан и несториан и иных потом будущих. Не обретаются толь кратки книги и толь благополучны и Церкви потребны”.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.