Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОБЕСЕДОВАНИЕ ПЕРВОЕ 6 страница



Вы видите, почтенные слушатели, — все доводы против старообряд­ческой иерархии, представленные наилучшим защитником безпоповства, сводятся к тому, что старообрядческая иерархия не имеет за собой никакой погрешности, никакого преступления. И поэтому, наши священные лица, есть — священные лица, а не самозванцы, и потому спаси­тельность и святость нашей иерархии несомненна.

 


Л. Ф. Пичугин. Внимание, дорогие слушатели! Сколько ни говорил мой собеседник в защиту своего священства, но основательного ничего не сказал. Наконец, он вынужден был сказать, что митрополит Амвросий не правословный, а еретик. И за это вынужденное признание можно принести ему сердечную благодарность. Он, в конце-концов, признал, что митрополит Амвросий был не православный, а еретик, незаконно вошедший и незаконно возведенный, вошедший не дверью закона, а через ограду, как тать. Я воздержусь сказать дальше, а вы поймете, кто митро­полит Амвросий. Ибо истинно-Христовы служители дверию входят в Церковь, то есть, законом, а не через ограду. Перейду к свидетельствам моего собеседника. У вас митрополит Амвросий хиротонисован еретиком, хиротония же еретика незаконна и, следовательно, он, как пришел еретиком, так и остался еретиком, ибо по 33 правилу святых апостол:

" Чужд презвитер без ставильнаго писания не приятен. аще же имать, да испытается, аще правоверен есть аще ли ни, потребная напуть взем, да отпустится.

Толкование. Без ставильнаго писания неподобает чюждаго презвитера приимати. Ставнльное же писание сицево есть: котораго града епископ, и како имя ему, и како имя презвитеру, и по святым ли правилом поставил его, и с миром ли отпустил. Аще же таковое писание носит, то и тако подобает вопрошати и испытати его, и аще без всякаго извета правоверен обрящется, прияти того достойно. Ащели некая противная правоверию глаголет, и творит, подобает таковому потребная напуть вдати, и отпустити его".

Из этого видно, что не только епископы, но и священники еретики законом святых апостол отвергались.

А приходившие к вам еретики не имели права быть принимаемыми в священных степенях. Затем, по отношению 68 правила карфагенского собора, я уже не понимаю. Это кажется не вам бы, Федор Ефимович, говорит, " что 68 правило карфагенского собора какая-то путаница". Где это нашли вы слово путаница написано? Ведь слова " путаница" в Кормчей нет. Ведь это слово ваше собственное. Так неприлично было бы вам, дорогой собеседник, употреблять такое непристойное вы­ражение, как путаница. Не путаница в книге Кормчей, а закон и положение Церкви; а вы назвали этот закон путаницей. Вместе с тем, не забывайте, на карфагенском соборе осуждены были еретики-донатисты при 217 епископах, а у вас в Белой-Кринице, когда приходил митрополит Амвросий, сколько их было? Ни одного. Скажите, разве можно сравнивать: 217 епископов законополагали в Карфагене, а у вас ни одного не было в Белой-Кринице. Мне кажется, всем достаточно ясно, что все основания моего собеседника сами по себе падают и не имеют цены. Иду дальше. Первое правило Василия Великого говорит о крещении.

" Еретик есть иже верою чужд есть. а иже по некоему незнаему вопрошению, той есть раскольник. Собирающии же сих, или онех непокориви, сии суть подъцерковницы, иже отлучившеся сами от соборныя церкве и иную создавше особно собираются. А еже от еретика крещение неприятно: от раскольника же и подцерковника приятно".

Так это говорится не о хиротонии еретической, а о крещении.

Затем 52 правило святых апостолов, в котором говорится:

" Святитель, рекше епископ, или презвитер обращающагося от греха не приемлет, но отрея даизвержется, яко оскорбляет Хри­ста рекшаго: радость бывает на небесех о едином грешнице кающемся" (Лук. 78).

Этот закон говорит о кающемся грешнике. Дорогой мой собеседник Федор Ефимович, не забывайте, что мы с вами беседуем о вашем священстве, а не о единичном покаянии грешника. Так войдите в ваше положение и сообразите, что вы говорите. Вы начали говорить о покаянии грешника, а не о хиротонии. Вы забылись, а забывшись сказали не то, что нужно было. В 7 томе Деяний вселенских соборов 61 стр., пишется: " До шестого собора прошло не более пятнадцати лет. И самые архиереи: Фома, Иоанн и Константин, бывшие (на константино­польской кафедре) в вышепоказанный промежуток времени, были руко­положены вышепоименованными еретиками и однакож это не было по­ставлено им в вину. Пятьдесят лет продолжалась там эта ересь. Но отцы шестого собора анафематствовали (только) этих четырех, хотя и были сами ими рукоположены". Видите ли это было еще до суда над ере­тиками. А вот послушайте следующее: " Но если бы кто-либо с н а м е р е н и е м п о ш е л к е р е т и к у и п о л у ч и л о т н е г о х и р о т о н и ю, т о д а б у д е т н е п р и н и м а е м". Не правда ли, что вы с намерением пошли к еретику Амвросию и приняли от него хиротонию? Читаю дальше. " Святейший патриарх Тарасий сказал: И я отвращаюсь от хиротонисованных с этою именно целию, т. -е., на подрыв веры, в особенности же если были православные епископы, от которых можно было получить хиротонию. Т а к о в а о т е ч е с к а я м ы с л ь. Е с л и ж е к т о д е р з н е т п р и н я т ь х и р о т о н и ю о т о т л у ч е н н ы х е р е т и к о в, п о п р о в о з г л а ш е н и и с о б о р н а г о о п р е д е л е н и я и е д и н о м ы с л е н н а г о м н е н и я ц е р к в е й о т н о с и т е л ь н о п р а в о с л а в и я, — п о д л е ж и т н и з л о ж е н и ю". Из послания святого Василия Великого к никополитанам. " Я не признаю епископом и не причислил бы к иереям Христовым того, кто на подрыв веры, возведен в предстоя­тели нечистыми руками". А вы с целью взяли у еретиков нечистую хиротонию и делаете этим подрыв вере. Севаста Арменополя, книга 5, вопрос 25.

" Монофелита иерейский имея обет, покаянием обратися к нам в православную веру и приятся и посвятися, помалеже обращься на свою блевотину ереси, яко первие бысть, но паки глаголет по себе самому быв, и грех сразумев, и в православную веру прибеже, и приятся подобне обращься блудному. Понеже ищет творительному научитися.

Ответ. Никтоже возложи руку на рало благоположен есть в царство небесное (ниже). Сице зле поползнувшуся, и семо и овамо приметающуся, приятися по правилу, иерейства бо несподобится".

Так вот как и 52 правило апостольское гласит: иерей еретик на покаяние приемлется, но иерейства лишается. А вот еще строже, в той же книге 5, говорится, вопрос 30, лист 224 оборот.

" Аще еретик иерей или диакон сподобится божественнаго и святаго крещения, или миром освятится. будет ли священнодействуя с первейшею хиротониею его, или другия сподобится хиротонии, аще восхощет священнодействовати".

Вот уж кажется вопрос ребром поставлен, допустить ли ере­тика иерея служить с его хиротонией. Послушаем, что нам скажет, ответ.

Ответ. " Святых апостол 80 правило, из языческаго жития пришедшия к православней вере и крестившийся, епископскаго достоин­ства сподоблятися приопределяет. Убо первейшаго иерейства, скверне непщуемей, и яко небывшу вменяему. Аще с правильным опаством возсуждаемый тако православив, и сый некогда скверный иерей в последнейшем своем неосужден возъявится, сподобится неточию иерейскаго достоинства, но и епископскаго обычнаго всяко степеньми на учительскую высоту возводится".

Вот и отыскивается ключ к спорному вопросу. Принять-то иерея еретика должно, крестить или миропомазать его, но первое его поповство считать за скверное. Скажите теперь уважаемой публике, какое вы свя­щенство проповедуете? Если еретическое, значит, скверное.

" Никтоже может быть чист от скверны", как сказал Сирах.

Так скверную-то еретическую хиротонию, мало того что вы сами взяли да возвели на высшую степень, да еще и других учите тому же. Господь с вами, что вы делаете?! Я бы сказал вам много по этому, но воздержусь. Укажу еще статью закона.

68-е правило свв. апостол гласит:

" Аще кто епископ, или презвитер, или диакон, приемлет от кого-либо второе рукоположение: да будет извержен от священнаго чина, и он и рукоположивый: разве аще достоверно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным или рукоположенным от таковых, ни верными ни служителями Церкви быти невозможно". Толкование Зонара. Ибо ни крещение еретиков не может никого сделать христианином, ни рукоположение их не сделает клириком. Итак рукоположенных еретиками вновь рукополагать нет опасности. Вальсамон. А как рукоположение и крещение еретиков ни клириками не делает, ни верными, то опре­делено без опасения рукополагать и крестить рукоположенных, или крещенных еретиками, ибо бывшее у них почитается занебывшее.

Итак, рукоположенных еретиков рукополагать вновь нет опас­ности. Захария Копыстенский в книге о единой правдивости свидетельствует также о том, что еретиковъ следует вновь возводить рукоположением в тот же сан, в котором они были в ереси, л. 186 об. " И Перваго никейскаго вселенскаго собора канон осмый повелевает, новатиане, которые кафоликами чистыми именуют, где до кафолической и апостоль­ской Церкви приступают, прежде всего на письме выразити достоит, иже держати последовати будут кафолической и апостольской Церкви догмата и предания; уважати тех новатиан". Лист 189. " А по исповеди и помировании, и поданию писма, способом предреченным посвятити их, если годны будут, на той степень, на который в ересех пребывающии были. Синод никейский в каноне осмом повелевает: Посвятивши их чрез рук вкладование. Суд патриархов о том во Арменопуле, в книге 3, а становят они так, о них ласково рукоположитися имеют на онь степень на котором первее у своих был, либо презвитеры, либо диаконы, или суть подъдиаконы, или псалмочетцы, если миром святым мировати велит собор. А яко наискорей, и яко сноваго потреба их хиротонисовати, где бы истинная хиротония была". Итак, из прочитаннаго видно, что еретических попов или епископов, до псалмочетца — включительно, нужно снова хиротонисать. А вы говорите, еретиче­скую хиротонию не следует повторять. Скажите, против кого вы идете? Вы идете против законов Церкви; против учений всех святых Церкви.

Закон говорит: посвятити их снова".

А раз посвятить следовательно, хиротонию новую ему нужно дать.

" И на тот степень поставить его, на котором он был в ереси".

Так что, если он своей степени по миропомазании лишился, то его снова нужно хиротонисать, как сказано. Так вот, милейшие слу­шатели, ясность Божественного Писания не подтверждает то, что говорил мой собеседник в защиту еретического священства. И вот теперь оказалось, что ваше священство беззаконное, ерети­ческое. Если бы еретика митрополита Амвросия вы хотели бы иметь митрополитом, то его снова нужно было рукополагать, посвятить истинной хиротонией. А была ли у вас истинная, священная хиротония? Нет. Так у вас и Амвросий остался при том, чем он был. И вашим попам и мнимым епископам он не мог дать благодати рукоположения, как сказал Златоуст:

" Никто же от проклятых иному преподает благословения, его же сам лишися".

Затем вы здесь говорили о священниках, что будто бы ваши священники имели право принимать еретических клириков с их правом, — неправда, милейший. Это говорили вы лично от себя, а не от закона. О священниках вот что говорит Симеон Солунский. Книга его, лист 104 оборот.

" Слыши: ни един же священнодействовати иерей может в Дусе, или ино что действовати, аще не хиротонию имать. Сия же от архиерея есть. Убо архиерейство чрез того действует. Паки иерей тайнодейств недействует без жертвенника: сей же чрез миро освящается: миро же чрез архиерея самого совершается. Тем же кроме архиерея, ниже жертва, ниже иерей, ниже жертвенник весма. убо сия вся чрез архиерея суть".

А у вас архиерея не было, поэтому и священство ваше незаконное. Как же вы решаетесь приглашать нас к вашему священству, раз у вас так нетвердо основание? Дальше 323 лист того же Симеона Солунского.

" Презвитера же глаголемаго совершительнаго яко благодать имущаго токмо совершительную в таинства: не убо преподательную. Крещает бо и священнодействует: не может же хиротонисати, ниже иного действовати иерея, или елицы причаствуют чину священному".

Вот что здесь говорится. А вы сказали, у вас поп имел право принять и дать власть еретику Амвросию. Опять ваше основание совершен­но рушилось. Вы говорили о Церкви, что она подобна блуднице: но я по­кажу вам в Священном Писании, как это разуметь. Св. Иоанн, Златоуст в Маргарите, слово 10, лист 533 оборот.

" Приходит блудница и бывает девы чистейши. (ниже). И что творит? Вземлет ю, обручается ей. И что ей дает? Перстень. Какой? Дух Святый".

И ваша Церковь была блудницей и к ней пришел жених. Что же он ей дал? Ничего. Потому что он ничего не имел, он — еретик. А что с нее взял? 500 червонцев годового жалованья. Чтобы это под­твердить, приведу фактические данные: стр. 247, Истории Белокриницкого священства. " Так было поступлено в договоре, составленном от имени Павла и Алимпия. 1) Относительно самого Амвросия: его высо­копреосвященство будет жить в Белой-Кринице, в нашем монастыре, на всем монастырском содержании; сверх же этого мона­стырь обязуется давать его высокопреосвященству жалованье в ка­ждый год 500 червонцев австрийскаго золота". Скажите, какая раз­ница: Христос дал Церкви благодать, а ваш митрополит Амвросий взял с вас 500 червонцев. Есть этому пример, дорогие слушатели, ветхозаветные люди, израильтяне, когда увидали, что замедлил Мои­сей на горе Синае, сказали Аарону; мы не знаем, что случилось с Моисеем — пророком Божиим, слей нам бога, и вынужден был Аарон слить им бога, а потому Аарон из украшений женских, золота, вложенного в горнило, и слил им тельца.

Исход, глава 32. " Рече же им Аарон измите усерязи златня из ушию жен ваших и дщерей, и приносите ко мне. — И взя от руку их, и слияв образ, и сотвори им телец лиян. И рекоша, си бози твои израилю, иже тя изведоша из земля египетски".

Скажите, это не подобно ли тому, что вы на 500 червон­цев слили еретика — тельца Амвросия, да и поклоняетесь ему?

 


Ф. Е. Мельников. Почтенное собрание! Вынужден обратиться к вам с жалобой, и очень серьезной. У нас заключено условие с нашим собеседником такое, что каждый собеседник должен сказать четыре речи по 30 мин. В этих речах он имеет право приводить какие угодно доказатель­ства, но в последней речи, 20-минутной обвинитель не долженъ приво­дить новых доказательств, и речь должна касаться только уже приведенных доказательств, должна быть только разбором предыдущего. Если бы этого условия не было, то собеседник старался бы, как можно больше наговорить доказательств в своей последней речи и так беседу закончить. Но мой собеседник не выдержал этих условий и в последней речи привел новые доказательства, чтобы лишить меня возможности оправдаться. Я думаю, что это не составляет чести даже простого человека, а не то что председателя поморского собора. Прошу это принять к сведению на будущее время, иначе будет выходить страшная путаница.

Постараюсь в своей 10-минутной речи опровергнуть, насколько успею, те обвинения, которые возвел на нас в своей последней речи мой собеседник. Он сказал, что митрополит Амвросий получал от нас сумму в 500 червонцев; на русские деньги ведь это — 1. 500 руб. Я думаю, что мой собеседник больше зарабатывает в год, а сумма, полученная митрополитом Амвросием — ничтожна. У нас, на Рогожском кладбище, диакона получают больше, чем получал митрополит Белокриницкий. Когда был рукоположен патриархом Иеремией русский патриарх Иов, то было поставлено в условие, что русское пра­вительство за рукоположение патриарха Иова будет платить тоже 500 червонцев в год. (Архив Калачова, т. 2, ч. I, стр. 26). Что же, — он тоже на червонцах был поставлен, тоже от дьявола? Известно, что св. Феодор Сикеот получал ежедневно на содержание по одному зо­лотому, т. -е. в год около 2. 000 рублей серебром (Л е т о п и с ь еп. Арсения, лето 589). 500 червонцев в год — не большая награда. И если мой собеседник стал червонцами бросаться, то, значить, дело у него плохо, это значит доказать законность своих положений нечем.

Он читал лист 224 " Севаста"; здесь говорится: " Святых апостол 80-е правило, и з я з ы ч е с к а г о ж и т и я п р и ш е д ш и я к православной вере и к р е с т и в ш и и с я, епископскаго достоинства сподоблятися приопределяет, убо первьшаго иерейства скверне непщуемей, и яко не бывшу вменяему аще с правильным опаством возсуждаемый тако православив и, сый некогда скверный иерей в последнейшим своем не осужден возъявится, сподобится не точию иерей­скаго достоинства, но епископскаго обычнаго всяко степеньми на учитель­скую высоту возводится" (Книга Севаста Арменополя, лис. 224 обор. ). Да разве Амвросий от язычников к нам пришел? Зачем читал, спрашивается?

Читает дальше 68 пр. свв. апостолов о первочинных еретиках, которые " не крещены и не крестят" (см. Твор. Феод. Студ., час. I., стр. 256). Амвросий крещен был, значит, и это правило к делу не относится.

Захария читал. Но это прежде всего не святой муж, которому и сами безпоповцы не верят. Сам не верит какому-то не святому 3ахарию, а мне его читает. И вот, пользуясь тем, что за 10 минут я не могу опровергнуть новых его доказательств, он поэтому и втискал такие доказательства, которым он сам не верит.

Приводит 61 стр. 7 вселенского собора, что не принимается хиротония от таких еретиков, которые с намерением пошли к еретикам рукополагаться: " Итак, Божественный отец Василий В., в то время, когда очень много было православных епископов, запрещал сынам церковным принимать хиротонию от ариан; так как в этом случае им не было никакого оправдания. А что это действительно так, видно из того, что бывшие после него наследники Церкви, совершенно знавшие мысль отца, п р и н и м а л и х и р о т о н и с а н н ы х е р е т и к а м и, если только они потом исправлялись, как мы это узнали из пре­жде прочитаннаго; потому что отцы везде между собою согласны и противления между ними нет никакого, а противятся им одни не понимающие мудрых целей их" (Деян. вселенск. соборов, том VII, стр. 61—62)

И это к вопросу не относится.

Чтобы как нибудь нас упрекнуть, он читает Симеона Солунского.

" Кроме архиереа, ниже жертва, ниже жертвенник весьма убо вся чрез архиереа суть. Паки: никтоже крещает аще не хиротонию имать: сия же от архиереа. И паки не может крестити без мира, сие же архиерейства есть, тем вся божественныя тайны, и во всех священных архиерейство действующе есть и без того ниже жертвенник будет, ниже хиротониа, ниже миро святое, ниже крещение, ниже убо христиане, чрез тое убо истинное христианство, и Христовы чрез тое вся тайны" (Блаж. Симеон. Солунского, кн. I, гл. 77, лис. 104 на обороте).

Вникните в это доказательство: Господа, если бы я беседовал с таким лицом, за которым сотни епископов были бы, то он имел бы право упрекать нас, но у них-то, ведь, и дьячка нет, а читает нам об епископах. Это только для эффекта, только для того, чтобы лишить меня возможности опровергнуть его в мои 10 минут. Кто не хиротонисан, тот не имеет права рукополагать. Но разве у нас нет рукоположения? У нас — святая хиротония, к которой, как нам ясно, осуждение Симеона Солунского относиться не может

Вот и все доказательства.

Что мы отсюда видим? Прежде всего его шаткость мысли: то он говорит, что нельзя принимать от еретиков хиротонию; то говорит, что можно принимать, но только не от осужденных; то говорит, что можно принимать и от осужденных, но только пусть епископ принимает, а не поп; потом говорит, что может и поп принимать, но пускай он не мажет миром. Да разве возможно верить таким учителям? Вот вам в основание 8 правило 1 вселенского собора, в котором говорится: " Что если кто из них (еретиков) с чистым раскаянием оставит прежнее зло и обяжется сохранять догматы кафоли­ческой Церкви, тот должен быть принят. И если это — кли­рики, то они д о л ж н ы н е п р е м е н н о с о х р а н и т ь с в о и с т е п е н и, ибо погрешают не в отношении к вере, а осуждаются за братоненавидение. Если о н и и м е ю т е п и с к о п с к о е д о с т о и н с т в о, а в той стране, в которой они были отлучены, находятся другие (православные) епископы, они не должны действовать ничего епи­скопскаго, но на попечении епископа (православнаго) будет лежать, иметь ли им одно имя епископа или называться другим именем; а к о г д а н е т м е с т н ы х е п и с к о п о в, т о о н и д о л ж н ы и с п р а в л я т ь и е п и с к о п с к и я д е л а". (Трехтолковая Кормчая, прав. свв. вселенск. соб., стр. 34). Когда приходит в православную Цер­ковь епископ, то обязан исполнять все епископские обязанности. Я указал, что когда Агапит пришел на кафедру в Синнаде, там не было православных епископов, но ему подчинилась православная паства, и он стал исполнять епископские обязанности.

Я шел на беседу с полным убеждением, что наши противники идут навстречу искреннейшему желанию нашему примириться, соеди­ниться, создать одну могучую старообрядческую семью; но я вынужден в конце высказать свое полное разочарование. Мой собеседник только старался об одном, чтобы доказать незаконность нашей старообряд­ческой иерархии и в результате, — какие были указаны доказательства? Одни относятся к язычникам, другие ложны, третьи совсем не отно­сятся к делу. Да разве на таком основании можно строить здание? Разве можно на песке строить храмину? Отрицая Божественность нашей старообрядческой иерархии, вспомните протопопа Аввакума и Андрея Денисовича; тогда какие делались усилия, чтобы приобрести епископа. Вспомните это и идите по их стопам, по стопам своих предков, а не идите по следам тех, которые хотят только раздора и ссоры.

Седьмой вселенский собор, как и шесть вселенских, принимали хиротонисанных еретиков. Об этом же говорят: Афанасий Великий, Феодор Студит, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий и целый ряд других святителей. Такой фундамент для на­шей старообрядческой иерархии дает ей силу и крепость. И вы должны уйти отсюда с сознанием, что старообрядческая иерархия законная и святая, что лучший начетчик безпоповства по самому коренному во­просу не в силах был доказать незаконность нашей иерархии, ибо она в действительности законна, благодатна и спасительна!

 

                                        СОБЕСЕДОВАНИЕ ВТОРОЕ

 
О КРЕЩЕНИИ ЕРЕТИКОВ

8-го мая 1909 г.

Председательствует И. И. Зыков.


Председатель (Ив. Ив. Зыков): Почтенное собрание! В настоящее заседание будет разбираться вопрос относительно крещения еретиков, приходящих к Христовой Церкви, каким порядком их принимать. Начальная речь в этом вопросе предоставляется почтенным нашим собеседникам.

Объявляю заседание открытым и прошу начать молитвой.

Поется молитва хором Рогожского кладбища.


Д. С. Варакин. Вашему мнению, почтенное собрание, будет предложен вопрос, как и высказал председатель настоящего собрания, о крещении еретиков.

Старообрядцы поморского брачного согласия принимают в свое общество всех неединомышленников с собой в вере первым чином, т. е. крещением. Мы на основании канонов Церкви принимаем еретиков различно; т. е. принимаем первым чином, вторым чином и третьим чином. Основание для того, чтобы принимать еретиков тремя чинами, находим в книге Кормчей, лист 634.

«Три чины обретаем, — говорит презвитер Тимофей, — приходящих к святей Божией соборней и апоcтольстей Церкви, боголюбезнейший сослужебниче Иоанне и oт всех мне любезный: и первый убо чин есть, требующих святаго крещения. Второй же не крещаемых убо но помазуемых святым миром. И третий, ни крещаемых же ни помазуемых, но точию проклинающих свою и всякую ересь».

Из этого ясно, что действия наши при приеме еретиков имеют основание в книге Кормчей. То же самое, о разделении еретиков на три чина, мы видим и в другом правиле той же самой книги. Так, в толковании на 8‑ е правило Первого вселенского собора пишется:

«Еретицы глаголемые чистии приходяще к соборней Церкви, первое да исповедят, яко повинуются церковным законам, и приобщаются с двоеженцы и простят согрешающих. И аще убо будет в коем граде истинный епиcкоп града того, будет же и oт сих, глаголемии чистии, другий епиcкоп поставлен или презвитер, в своем сану да пребывает. Но обаче поставленный oт чистых епиcкоп, или яко презвитер да имать честь, или аще хощет града того епиcкоп, да вдаст ему негде б селе епископию: несть бо мощно двема епиcкопама быти во едином граде». Толкование. Oт приходящих еретик ко святей Божией церкви, овии убо крещаеми бывают совершенно: друзии же, иже токмо миром помазуются: инии же токмо проклинают своя и иныя ереси вся. Сии же глаголемии чистии прельщени бывше в таковую ересь oт Навата презвитера римския церкви: oт негоже и чистии наречени быша, того ради: понеже не приемлют покаяния обращающихся oт грех, и второе женитися возбраняют. Двоеженца же oтнюдь не приемлюще на общение. И таковии, аще убо преступят к святей соборней апоcтольстей Церкви, и исповедят двоеженца приимати на общение, и не хулити второго брака, и согрешающим и кающимся прощати грехи; и просто рещи, всем церковным последствующе повелением, свою ересь прокленше и иныя вся, прияти да будут, и токмо святым миром помажутся» (лист 35).

Вот другое основание в книге Кормчей, что еретиков разделять при приеме следует на три чина. Так поступает, — говорится в правилах, — святая соборная апостольская Церковь. Старообрядцы-беспо­повцы поморского брачного согласия принимают в свою общину одним чином. Если они принимают одним чином, то, мне кажется, достаточно и этих двух доказательств для того, чтобы установить, что у них нет святой соборной апостольской Церкви, потому что в ней 3 чина, а у них один чин.

Но, защищая свое убеждение, старообрядцы-поморцы тоже ссылаются на учение святых отцов, поэтому я считаю долгом указать вам и те основания, какие они обыкновенно приводят в свою защиту безразличного принятия еретиков первым чином. Ссылаются они преимущественно, и это самое главное доказательство у них, на священномученика Киприана, епископа карфагенского. Справедливо ли они на него ссылаются, и имеется ли основание к перекрещиванию в учении Киприана, и справедливо ли говорят, что Киприан как учил, так и навсегда оставил это учение? На этот вопрос даст нам ответ блаженный Иероним, великий учитель западной Церкви: “Старался блаженный Киприан избежать обычно посещаемых озер и не пить воды чужой; с целью отвергая крещение еретиков, он при тогдашнем римском епископе Стефане, который был двадцать вторым, считая от блаженного Петра, составил по этому вопросу собор африканский. Но старание его осталось тщетным. (Творения его, ч. IV, с. 88). Отсюда ясно, что блаженный Киприан, хотя и защищал свое убеждение, что следует всех безразлично перекрещивать при обращении к Церкви, но старания эти, пишет блаженный Иероним, остались тщетными. Почему же они остались тщетными? Дальше пишет: “Т е ж е с а м ы е е п и с к о п ы, которые вместе с ним постановили перекрещивать еретиков, в о з в р а т и в ш и с ь п о т о м к д р е в н е м у о б ы ч а ю, и з д а л и н о в о е о п р е д е л е н и е” (с. 88). Таким образом ясно, что блаженный Киприан вместе с епископами отверг правило о перекрещивании еретиков. Собор тех же самых епископов вновь собрался, отменил это решение и издал новое. Какое? “Возвратившись к древнему обычаю”, следовательно, и до Киприана неодинаковый был чиноприем еретиков.

Вот это первое доказательство.

А что действительно священномученик Киприан это свое убеждение оставил, об этом свидетельствует нам историк Бароний (лето 258, число 8). Ссылаясь на Августина, он пишет (о крещении против донатистов, книга вторая, глава 4 и епистолия 48):

«Яко мнози епиcкопы во Африце, сего святаго Киприана о крещении учения не похвалиша, и о самом имать надежду, яко прежде смерти о сем покаяся».

Вот свидетельство, что блаженный священномученик Киприан Карфагенский не оставался до смерти при этом убеждении, он его оставил; но и тогда, когда это убеждение было у него, он не ставил его в закон; это мы видим отсюда же, из блаженного Иеронима. В письмах к папе Стефану и презвитеру Юбаяну так пишет блаженный: “По мере сил своих — кратко мы написали это тебе, брат возлюбленный, н и к о м у н е п р е д п и с ы в а я и н е н а в я з ы в а я с в о е г о м н е н и я, тем более, что каждый из епископов действует, как находит нужным, имея полную власть поступать по собственному усмотрению” (Творения блаженного Иеронима, ч. IV, с. 90). Это пишет священномученик Киприан папе Стефану. “Впрочем, мы знаем, что некоторые, задумав раз что-нибудь, уже не оставляют того и нелегко меняют свои предложения; но, сохраняя с сослуживцами союз мира и согласия, удерживают и нечто свое, раз вошедшее у них в употребление. В этом отношении мы не делаем насилия никому, и н е и з д а е м з а к о н а, который бы отнимал право действовать в управлении Церковью по свободному усмотрению” (там же, с. 90). Так что мнение Киприана о перекрещивании было личным его мнением, но не законом для того, чтобы исполнять его навсегда. То же самое священномученик Киприан пишет к Юбаяну презвитеру, как передает нам тот же блаженный Иероним. Он тоже о перекрещивании еретиков говорит: “По мере сил своих — кратко мы написали это тебе, брат возлюбленный, никому не предписывая и не навязывая своего мнения”. Мне думается, ясно, что священномученик Киприан своего мнения никому в закон не ставил и считал его личным своим мнением, и летописец Бароний добавляет, что он “прежде смерти о сем покаяся”. Что это мнение Киприана не существовало в то время, на это дается нам ответ в книге Матфея Властаря (издание Овчинникова, лист 4 оборот). Здесь пишется следующее:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.