Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Определение 13. Определение 14



Определение 13

 

Мы веруем, что человек оправдывается не просто одной верой, но верой, действующей любовью[43], то есть через веру и дела[44]. А мнение, будто вера восполняющая труды рук наших, заменяет праведность во Христе и дает нам спасение, мы признаем далеким от всего Православия. Ибо вера в таком смысле могла быть у каждого, так что никто не мог бы упустить спасение, что, очевидно, ложно. Напротив, мы веруем, что не вера, которая просто так называется, но вера, действительно пребывающая в нас, через дела оправдывает нас во Христе. Мы воспринимаем дела не как свидетельства, подтверждающие наше призвание, но как действительные плоды, соделывающие веру деятельной, и действительно заслуживающие того, чтобы каждый верующий мог получить, что он делал, с помощью своего тела, доброе или худое, согласно Божественным обетованиям (ср. 2Кор. 5: 10).

Определение 14

 

Мы веруем, что человек, падший чрез преступление, уподобился зверям, то есть был совершенно погублен, и низвергнут с [высоты] своего совершенства и бесстрастия, но не лишился той природы и действия (ἐ ν έ ρ γ ε ι α ), которую получил от Преблагого Бога. Ибо в противном случае он лишился бы разума и, следовательно, перестал быть человеком. Так что он все еще обладает той же самой природой, в которой был создан, и теми же действиями своей природы, то есть свободной волей, живой и деятельной, так что он по природе может выбирать и делать добро, и избегать и отвращаться зла[45]. Ибо нелепо говорить, что природа, сотворенная доброй, Тем, Кто Преблаг, лишена силы творить добро. Это значило бы, что природа сама по себе зла, но что может быть нечестивей этой [мысли]? Ибо действие принадлежит природе, а природа принадлежит Творцу (хотя отношение действия к природе совсем не таково, как отношение природы к Создавшему ее). А о том, что человек способен по природе своей делать добро, даже Сам Господь наш упоминает, говоря, что даже язычники любят тех, кто их любит (ср.: Лк. 6: 32, Мф. 5: 46). И Павел также весьма ясно учит об этом в послании к Римлянам 1: 19, и в другом месте прямо, где говорит, что «язычники, не имеющие закона, по природе законное делают»[46]. Отсюда очевидно, что сделанное человеком добро не может быть грехом; ибо добро не может быть злом. Однако, будучи естественным, оно делает совершителя душевным, а не духовным, и потому само по себе, без веры, не содействует ко спасению, но и не ведет к осуждению, ибо добро, как таковое, не может быть причиной зла. Но в возрожденном, добро, которое совершается по благодати и с благодатью, делает исполняющего совершенным и достойным спасения.

Человек, таким образом, прежде возрождения может по природе быть склонным к добру, избирать и делать нравственное добро. Но для того, чтобы возрожденный мог творить духовное добро, (ибо дела верующего, будучи причиной спасения и совершаемые сверхъестественной благодатью, правильно называются духовными), необходимо, чтобы его предваряла и предводила благодать, как было сказано при рассмотрении [темы] предопределения[47]. Следовательно, он не может сам по себе творить никаких дел, достойных христианской жизни, однако может желать или не желать действовать согласно с благодатью.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.