|
|||
Определение 9. Определение 10Определение 9
Мы веруем, что никто не может спастись без веры. Верой мы называем присущее нам правильнейшее (ο ρ θ ο τ α τ η ν ) понятие о Боге и Божественных предметах, которая, действуя любовью[27], то есть [исполнением] Божественных заповедей[28], оправдывает нас через Христа; без нее невозможно угодить Богу. Определение 10
Мы веруем, как и научены верить, в так называемую, и в самом существе таковую, Святую Кафолическую и Апостольскую Церковь, которая включает в себя вообще всех верующих во Христа, которые ныне, находясь в земном странствовании, не достигли еще своего дома в [Небесном] Отечестве. Однако мы ни в коем случае не путаем эту странствующую Церковь, с той, что находится в Отечестве, потому только, как говорят некоторые из еретиков, что члены этих двух [Церквей]составляют как бы два стада одного Архипастыря Бога (ср. Пс. 94: 7) и освящаются одним Святым Духом. Такое [смешение небесной и земной Церкви] абсурдно и невозможно, ибо одна еще воинствует и находится в пути, а другая – торжествует и поселилась в Отечестве, и получила награду[29]. Поскольку смертный человек не может быть вечным и всеобщим (κ α θ ό λ ο υ ) главой Кафолической Церкви[30], то Господь наш Иисус Христос Сам является Главой и Сам, держа кормило церковного правления, управляет Церковью через Святых Отцов. Поэтому Святой Дух назначил епископов руководителями и пастырями частных Церквей, которые являются действительными церквами и состоят из действительных членов. Епископов Он поставил главами и властями не по злоупотреблению [этим понятием], а истинно, так что они в своей власти и главенстве зависят от Начальника и Совершителя нашего спасения (ср. Евр. 12: 2) и к Нему возводят все те действия, которые совершаются ими как главами. Но вместе с другими своими нечестивыми мнениями кальвинисты утверждали и то, что простой Священник и Архиерей, возможно, представляют собой одно и то же, и что нет нужды в архиереях, что несколько священников могут управлять Церковью, что рукополагать в Священника может не [только] Архиерей, но и Священник, и, что несколько Священников могут рукоположить и Архиерея. Поскольку они бахвалятся тем, что Восточная Церковь одобряет это нечестивое понятие (для чего и была написана Кириллом десятая глава [Исповедания]), мы скажем об этом предмете подробнее, сообразно с мнением, издревле господствующим в Восточной Церкви. Мы заявляем, что достоинство Епископа так необходимо в Церкви, что без него ни Церковь Церковью, ни христианин христианином не только быть, но и называться не может[31]. Ибо он, как преемник апостольский, получив в непрерывном преемстве через возложение рук и призываниеВсесвятого Духа данную ему от Бога благодать вязать и решить, есть живой образ Бога на земле и, благодаря преизобильному причастию действию Святого Духа, Который есть Главный Совершитель [таинств], является источником всех Таинств Кафолической Церкви, которыми приобретается спасение[32]. Мы полагаем, что он столь же необходим для Церкви, как дыхание для человека и солнце для мира. Некоторые в похвалу Архиерейского сана хорошо говорят: «Что Бог в Церкви первородных на небесах(ср. Евр. 12: 23)и солнце в мире – то каждый Архиерей в своей частной Церкви, так что через него паства освещена, согрета и соделывается храмом Божиим». Это очевидно, что великое таинство и звание Епископства перешло к нам через непрерывное преемство. Ибо Господь, обещавший быть с нами вечно, хотя находится с нами и под другими образами благодати и Божественных благодеяний, но особенным образом делает нас Своими и пребывает с нами через Епископа, как главного совершителя [таинств], и соединяется с намипосредством священных Таинств, для которых епископ является первым священнослужителем и главным совершителем посредством Святого Духа. [Именно Епископ] не допускает нас впасть в ересь. Поэтому Дамаскин[33]в четвертом письме своем к Африканцам говорит, что Кафолическая Церковь повсюду поручена заботе Епископов. Преемниками Петра были признаны: в Риме – Климент первый Епископ, в Антиохии – Еводий, в Александрии – Марк. Также ибожественный Андрей поставил на престоле Константинопольском на свое местоСтахия, а в этом великом святом городе Иерусалиме Господь наш Сам поставил Иакова, после которого был другой преемник, а после него другие, и так даже до нас. Посему-то и Тертуллиан в письме к Папиану[34] всех Епископов называет преемниками Апостолов. О преемстве их, Апостольском достоинстве и власти, свидетельствует также ЕвсевийПамфил[35] и все Отцы, которых перечислять было бы излишне. Это подтверждает общее и древнейшее обыкновение Кафолической Церкви. Очевидно также, что Епископский сан отличается от сана простого Священника. Ибо Священник рукополагается Епископом, а Епископ рукополагается не Священниками, но, по правилу Апостольскому[36], двумя или тремя Архиереями. Притом Священник избирается Епископом, а Архиерея избирают не Священники или Пресвитеры, или светская власть, но Собор высшей Церкви того края, где находится город, для которого назначается рукополагаемый, или, по крайней мере, Собор той области, где он должен стать Епископом[37]. Либо, если его должен избирать город, он делает это не просто, но избрание свое предъявляет Собору. И если окажется, что он [был избран]согласно канонам, то избранного производят посредством Епископского рукоположения через призывание Святого Духа. А если нет, то произведут того, кого выберет Собор. Более того, Священник сохраняет за собой полученные власть и благодать Священства, а епископ передает ее и другим. Первый, приняв от Епископа Священство, может совершать только святое крещение и елеосвящение, священнодействать Бескровную Жертву, преподавать народу Пресвятое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, помазыватькрещаемых святым миром, венчатьверных, законно вступающих в брак, молиться о болящих, о спасении и приведении в познание истины всех людей (ср. 1Тим. 2: 4), а преимущественно о прощении и оставлении грехов верным, живым и умершим. И если он будет известенопытностью и добродетелью, то, по власти, данной ему епископом, учит техверных, которые приходят к нему, направляя их на путь получения Царства Небесного, и поставляется проповедником Святого Евангелия. Но Архиерей, кроме того, что совершает все это, поскольку он, как уже было сказано, есть источник Божественных таинств и дарований по [силе] Святого Духа, один исключительно освящает святое миро. Ему только одному усвоено посвящение во все степени и должности церковные, он связывает и разрешает в первоначальном и высшем смысле, его приговор одобрен Богом, как и обещал Господь (Мф. 16: 19). Он проповедует Святое Евангелие и ратует за православную веру, а непокорных, он отлучает от Церкви, как язычников и мытарей (ср. Мф. 18: 17), еретиков же предает извержению и анафеме, и душу свою полагает за овец (ср. Ин. 10: 11). Отсюда открывается неоспоримое различие Епископа от простого Священника, а вместе и то, что, без него все Священники в мире не могли бы пасти Церковь Божию и вообщеуправлять ей. Но справедливо замечено одним из Отцов, что нелегко найти между еретиками человека рассудительного. Поскольку, оставляя Церковь, они бывают оставлены Святым Духом, и не остается в них ни знания, ни света, но тьма и ослепление. Ибо, если бы с ними не произошло этого, то они не отвергали бы самого очевидного, в том числе и поистине великого таинства Епископства, о котором говорит Писание, упоминают и свидетельствуют, как Церковная история, так и писания святых, и которое всегда было признаваемо и содержимо Кафолической Церковью[38].
|
|||
|