Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Определение 3



 

Мы веруем, что Всеблагой Бог от вечности предопределил к славе тех, кого Он избрал, а тем, кого отверг, попустил быть осужденными. Однако это не значит, что Он без причины захотел одних оправдать, а других оставить и осудить, ибо подобное чуждо Богу — общему и нелицеприятному Отцу всех, желающему, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2: 14). Но поскольку Он предузнал, что одни люди будут во благо пользоваться своей свободной волей, а другие во зло, Он по Своей благости и милости предопределил первых и по Своей праведности осудил вторых.

Мы понимаем использование свободной воли (τ ὸ α ὐ τ ε ξ ο ύ σ ι ο ν ) таким образом: Божественная и просвещающая благодать, называемая нами также предваряющей, которая подобна свету для находящихся во тьме, дарована Божественной благостью всем. Тем, кто готов повиноваться ей (поскольку она содействует только желающим, а не тем, кто не желает) и соглашаться с ее необходимыми для спасения повелениями, вследствие этого даруется особенная благодать, которая, содействуя им, укрепляя их и делая их постоянными в любви к Богу (то есть в совершении тех добрых дел, которые Бог хочет, чтобы мы совершали, и которые также и предваряющая благодать предписывала совершать), оправдывает их и делает предопределенными. Но те, кто не хочет повиноваться и соглашаться с благодатью, и потому не исполняет тех дел, которые Бог желает, чтобы мы совершали, но злоупотребляет свободной волей, данной Богом для добровольного совершения благих дел, направляя ее на дела сатаны, таковым попущеновечное осуждение[14].

Но то, что говорят нечестивейшие еретики (как это изложено в той главе [Исповедания Кирилла], на которую даны эти ответы), будто Бог предопределяет или осуждает, не принимая во внимание дела предопределенных или осужденных, это мы считаем безумием и нечестием[15]. Ибо в таком случае Писание противоречило бы само себе, поскольку оно обещает верующему спасение посредством трудов[16], но указывает, что Бог является его единственным Виновником посредством Его просвещающей благодати, которую Он по богатству Своей благости подает без предшествующих трудов[17], чтобы показать человеку истину Божественных вещей и научить его, как он может следовать ей (если он желает) и делать то, что хорошо и угодно [Богу], чтобы таким образом обрести спасение. Он не отнимает возможности свободно пожелать повиноваться или не повиноваться Ему.

Но что может быть безумнее, чем утверждать, что Божественная воля есть единственная и беспричинная вина [осуждения] осужденных? Возможна ли злейшая клевета на Бога? Может ли быть большая хула и ложь на Всевышнего?

Мы знаем, что Божество не искушается злом (Иак. 1: 13), равно желает спасения всем, поскольку у Него нет места лицеприятию. Мы исповедуем, что для тех, кто по своему собственному злому выбору и нераскаянному сердцу стал сосудом скверны, по справедливости оставлено осуждение[18]. Мы никогда не скажем, что Бог, Который говорит нам, что радость бывает на небесах об одном грешнике кающемся (Лк. 15: 7), есть причина вечного наказания и мучений, [что означало бы, что Он полон] жестокости и ненависти к человеку. Да не будет того, чтобы так веровать или думать нам, пока мы имеем разум! Тех же, кто говорит или думает так, мы предаем вечной анафеме и признаем худшими всех неверных.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.