|
|||
Определение 1. Определение 2Определение 1
Мы веруем в Единого Бога, Истинного, Всемогущего и Бесконечного –Отца, Сына и Святого Духа: Отца нерожденного, Сына, рожденного от Отца прежде веков, Духа Святого, от Отца исходящего[8] и единосущного Отцу и Сыну. Эти три Лица во едином существе, мы называем Всесвятой Троицей, всегда благословляемой, прославляемой и покланяемойвсем творением. Определение 2
Мы веруем, что Божественные и Священные Писания преподаны Богом; и поэтому мы должны верить им без малейшего сомнения; но не иначе, чем Кафолическая Церковь изъяснила и передала их[9]. Ибо и всякая скверная ересь принимает Божественные Писания, но превратно толкует их, пользуясь многозначностью выражений и метафорами и опираясь на ухищрения человеческой мудрости, смешивая то, что следует различать, и, шутя с тем, что не подлежит шуткам. В противном случае каждый человек, что ни день, сочинял бы новое толкование Писания, и Кафолическая Церковь не пребыла бы до сегодняшнего дня, по благодати Христовой, Церковью, держащейся одного и того же учения веры и верующей всегда одинаково и непоколебимо; она бы распалась на тысячи частей, склонилась перед ересями и перестала быть Церковью святой, столпом и утверждением истины (1Тим. 3: 15), без пятна или порока (Еф. 5: 27), но стала бы церковью злонамеренных (Пс. 25: 5), какой, несомненно, является церковь еретиков, [и особенно Кальвина, ][10], которые не стыдятся учиться у Церкви, чтобы затем нечестиво отречься от нее. Поэтому мы веруем, что свидетельство Кафолической Церкви[11] ни в чем не уступает Божественным Писаниям. Поскольку один и тот же Святой Дух устроил Церковь и преподал Писания, то совершенно все равно, учиться ли от Писаний или от Кафолической Церкви[12]. Кроме того, когда любой человек говорит сам от себя, он может погрешать, обманывать и обманываться; но Кафолическая Церковь, поскольку она никогда не говорила и не говорит от себя, но от Духа Божьего (и никогда не лишается этого богатства, и будет иметь Его своим Учителем до века), совершенно не может ошибаться, обманывать или обманываться, но, подобно Божественным Писаниям, безошибочна (ἀ δ ι ά π τ ω τ ο ς ) и имеет непреходящий авторитет[13].
|
|||
|