Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





« Библия. Книги ветхого завета. Вторая книга Моисеева. Исход. Глава 20.» 6 страница



Поскольку для Ленина Россия не имеет своей богатой истории, то Вождь и не стал говорить        о крестьянских войнах в России, руководимых И. И. Болотниковым (1603-1615), С. Т. Разиным (1670-1671), Е. И. Пугачёвым (1773-1775). Большая Советская Энциклопедия подробно рассказала об этих крестьянских восстаниях, но ничего не сказала о восстаниях крестьян периода Гражданской войны,    о которых, хотя бы коротко, теперь можно узнать из тома № 7 Большой Российской Энциклопедии.

Ленин решительно не согласен с тем, что «большевистская республика есть государство разбойников, что оно не знает свободы и что большевики являются нарушителями идеи народовластия и даже дошли до того, что разогнали учредилку ». (Л., т. 39, стр. 81). Вождь не может обойти молчанием «Учредилку», ― «Чует кошка, чьё мясо съела».

Учредительное собрание ― Представительный орган в России, избранный в ноябре 1917 года и созванный 5 января 1918 года для принятия конституции и принятия решения о национализации помещичьей земли, заключении мирного договора, провозглашению России демократической республикой.

В конце своего выступления, ругнув попутно Англию, Америку, Швейцарию, всеобщее избирательное право, парламент, Учредительное собрание, вождь заключает: «…когда на свете не останется…владельцев земли, владельцев фабрик ― лишь тогда…мы эту машину [государство] отдадим на слом». (Л., т. 39, стр. 84). О коммунизме ― молчок!

        Понимая, что он не сможет ясно показать, как хорошо будет, если не будет государства, Ленин предлагает слушателям прочитать работу Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», только он, Ленин, не знает, есть ли это произведение Энгельса в библиотеке их университета. Слава богу, есть на кого сослаться: «Если сами ничего не поймёте из того, что я вам скажу, тогда читайте Энгельса». Однако Ленин честно предупреждает слушателей, что «…вопрос о государстве есть один из самых сложных, …кое-кого отпугнёт сложность изложения, …вопрос такой сложный, …непонятное на первый раз при чтении будет понятно при повторном чтении…». (Л., т. 39, стр. 65-66).

На самом деле, сложность состоит не в сложности изложения материала, а в отсутствии ясной доказательности неизбежного отмирания государства, когда- то в будущем.

                                                                     50

                                                                    Любимый мужчина 

 

 


Книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс написал в 1884 году в объёме 155 страниц. (М. и Э., т. 21, стр. 23-178). Любили Маркс и Энгельс писать свои произведения, наводя критику на работы других авторов. «Разбирая рукописи Маркса, Энгельс обнаружил подробный конспект книги прогрессивного американского учёного Л. Г. Моргана «Древнее общество», составленный Марксом в 1880-1881 г. г. и содержащий много его критических замечаний…». (М. и Э., т. 21, стр. 565).

Льюис Генри Морган (1818-1881) ― Выдающийся американский этнограф, археолог и историк первобытного общества, стихийный материалист. (М. и Э., т. 21, стр. 710).

Что значит «стихийный»? Учёным Института Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС обидно, что американец  Л. Г. Морган пришёл к «материалистическому пониманию истории» самостоятельно, не дожидаясь, когда об этом заговорит Маркс.

В сущности, Маркс списал у Моргана, а Энгельс списал у Маркса. Ленин мог бы написать коротенькую брошюрку для студентов университета имени Свердлова, используя материал и Моргана, и Маркса, и Энгельса, в которой коротко и ясно изложил бы суть вопроса. Однако, судя по его неспособности ясно изложить свою точку зрения, Ленин вряд ли сам в полной мере осознавал необходимость и неизбежность отмены государства.

Особого интереса книга Энгельса не представляла бы для слушателей Ленина, если бы не многочисленные рассуждения Энгельса о браке и о проституции: каким образом они возникли и какая судьба их ждёт при коммунизме. Книга выясняет, что своё начало государство берёт от образования семьи, т. е. от брака. Но, боже мой, какое было разнообразие этих браков у разных народов и, вообще, какое разнообразие форм взаимоотношений было между полами, между мужчинами и женщинами!

Студенты в книге Энгельса найдут много ценного материала о семье и половой любви периода родового строя у американских индейцев, у греков, у римлян, у германцев, у австралийцев и у некоторых других народов. Примером могут служить слова книги, «…что существовало первобытное состояние, когда внутри племени господствовали неограниченные половые связи, так что каждая женщина принадлежала каждому мужчине и равным образом каждый мужчина ― каждой женщине». (М. и Э., т. 21, стр. 37). Если кровнородственная семья была первой ступенью семьи (М. и Э., т. 21, стр. 42), то пуналуальная семья была шагом вперёд: «Если первый шаг вперёд в организации семьи состоял в том, чтобы исключить половую связь между родителями и детьми, то второй шаг состоял в исключении её для сестёр и братьев. Этот шаг, ввиду большего возрастного равенства участников, был бесконечно важнее, но и труднее, чем первый». (М. и Э., т. 21, стр. 43).

Ленин прекрасно понимал, что студенты могли утомиться от чтения томов Капитала и потому настойчиво предлагал им прочитать не один, а несколько раз книгу Энгельса, если она есть в их университете. Однако не совсем понятно, что могло быть непонятного в приведённом тексте для молодых коммунистов. Впрочем, определённую сложность составляет установить смысловую разницу в терминологии, встречаемую в тексте: баядерки, гетеризм, гинекократия, групповой брак, единобрачие, кровнородственная семья, кровосмешение, кроки, кумите, многожёнство, многомужество, моногамная семья, парная семья, парный брак, патриархальная семья, плебс, половая любовь, прелюбодеяние, пуналуальная семья, проституция, экзогамия и пр. и пр.

Книга Энгельса продолжает приводить интересные сведения о групповом браке древней Австралии: «Для любого кроки каждая женщина кумите является по праву его женой; но так как его собственная дочь как дочь женщины кумите по материнскому праву также кумите, то она в силу этого от рождения является женой каждого кроки, а следовательно, и женой своего отца».
(М. и Э., т. 21, стр. 48).

Опять про Австралию: «При похищении женщин проявляются уже, впрочем, признаки перехода к единобрачию, по крайней мере в форме парного брака: когда молодой человек с помощью своих друзей похитил или увёл девушку, они все по очереди вступают с ней в половую связь, но после этого она считается женой того молодого человека, который был зачинщиком похищения». (М. и Э., т. 21, стр. 50). (Теперь стало понятным, что заставило Энгельса воскликнуть: «И что за чудесная организация этот родовой строй…»).

        Не забывает Энгельс и Россию: «…Относительно семейной жизни внутри этих домашних общин следует заметить, что по крайней мере в России о главах семей известно, что они сильно злоупотребляют своим положением по отношению к молодым женщинам общины, особенно к своим снохам, и часто образуют из них для себя гарем; русские народные песни весьма красноречивы на этот счёт». (М. и Э., т. 21, стр. 63-64). Если бы Энгельс привёл пару частушек «на этот счёт», то, возможно, Ленин спел бы их студентам университета, вероятнее всего,  под мотив интернационала.

                                                                             51

                                                                       Любимый мужчина 

 

 


При родовом строе женщина уже пользовалась определёнными правами. Характерным примером могут служить права женщин в XI веке в Уэльсе (Великобритания): «Причины, в силу которых жена могла требовать развода, не теряя из своих прав при разделе имущества, были весьма разнообразны: достаточно было дурного запаха изо рта у мужа. Подлежащие выплате вождю племени или королю выкупные деньги за право первой ночи играют в сборнике законов значительную роль. Женщины пользовались правом голоса в народных собраниях». (М. и Э., т. 21, стр. 131).

Особое место в работе 63-х летнего Энгельса отведено вопросу проституции: «…он [муж], кроме того, имел ещё часто к своим услугам рабынь, а в период рассвета Афин ― широко распространённую и во всяком случае находившуюся под покровительством государства проституцию…. в конце концов они погрязли в противоестественной любви к мальчикам…». (М. и Э., т. 21, стр. 67-68). Легко объясним повышенный интерес Энгельса к проституции, поскольку проститутки как никто близки к исполнению коммунистического лозунга: от каждой по способностям, каждому по потребностям.

Завершая главу «Семья», Энгельс подытоживает: «Итак, мы имеем три главные формы брака, в общем и целом соответствующие трём главным стадиям развития человечества. Дикости соответствует групповой брак, варварству ― парный брак, цивилизации ― моногамия, дополняемая нарушением супружеской верности и проституцией». (М. и Э., т. 21, стр. 77). [Опять о проституции! ].

Вспомнив всё же, что он марксист и, к тому же, диалектик, Энгельс логично увязывает темы грядущего коммунизма и пока неистребимой проституции: «…Но мы идём навстречу общественному перевороту, когда существовавшие до сих пор экономические основы моногамии столь же неминуемо исчезнут, как и основы её дополнения ― проституция… Потому что вместе с превращением средств производства в общественную собственность исчезнет также и наёмный труд, пролетариат, а следовательно, и необходимость для известного, поддающегося статистическому подсчёту числа женщин отдаваться за деньги… Проституция исчезнет, … С переходом средств производства в общественную собственность индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. Частное домашнее хозяйство превратится в общественную отрасль труда. Уход за детьми и их воспитание станут общественным делом; общество будет одинаково заботится обо всех детях, будут ли они брачными или внебрачными. Благодаря этому отпадёт беспокойство о «последствиях», которое в настоящее время составляет самый существенный момент, ― моральный и экономический, ― мешающий девушке, не задумываясь, отдаться любимому мужчине. Не будет ли это достаточной причиной для постепенного возникновения более свободных половых отношений, а вместе с тем и более снисходительного подхода общественного мнения к девичьей чести и к женской стыдливости…Может ли исчезнуть проституция, не увлекая за собой в пропасть и моногамию?

Здесь вступает в действие новый момент, который ко времени развития моногамии существовал самое большее лишь в зародыше, ― индивидуальная половая любовь». (М. и Э., т. 21, стр. 78-79).

Фридрих Фридрихович Энгельс, не познавший отцовских чувств к собственному ребёнку, но знакомый с индивидуальной половой любовью, говорит о рождении детей, как будто речь идёт об опоросе свиней.

Заканчивается книга Энгельса главой IX «Варварство и государство», в которой есть слова:
«…Итак, государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти… Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправят всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором». (М. и Э., т. 21, стр. 173).

Диктатура коммунистической (большевистской) партии существовала не извечно. Были и есть государства, понятия не имеющие о диктатуре одной партии. Возникнув в силу роковых обстоятельств в начале ХХ века в России, она навеки ушла из России в конце того же века, и напоминание о ней можно будет найти в материалах будущих судебных процессов, которые пройдут в той же России в первой половине ХХI века.

 

 

                                                             52

Глава шестая

 

                                          З а й ц ы

 

 Камера № 193. История с фотографией. Работа полотёром. Утка Марии Ильиничны. Рассматривание кожи. 8 рублей.          За свой счёт. Новый год. Шушенское венчание. Безденежье. Ружьё с трещиной. Н. А. Некрасов. Плюс сапоги.

                                                                         Зайцы и революция.

                               

 

В ночь с 8 на 9 декабря 1895 года зловредная царская охранка арестовала Владимира Ульянова и поместила в Дом предварительного заключения в Петербурге, где он пробыл до февраля 1897 года, т. е. томился в Доме предварительного заключения целых 14 месяцев. Причина ареста ― В. Ульянов был членом «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

5 января 1896 года прошли новые аресты, а в августе 1896 года полиция арестовала ещё около 30 членов «Союза борьбы».

Институт Марксизма при ЦК КПСС умалчивает, что отвечал 26 – летний Ульянов на вопросы следователя и скольких членов Союза он «заложил» или «не заложил». Ульянов хорошо знал и глубоко верил, что с ним, как с образованным человеком, царские слуги, тоже образованные, поступят не излишне строго, ― и он не ошибся. «По сравнению с народовольцами социал-демократов наказывали довольно легко…Приговор к ссылке на 3 года в Восточную Сибирь [село Шушенское] был встречен всеми прямо-таки с облегчением…Разрешено было пробыть до отправки три дня в Петербурге. … В результате все повидались, снялись группой (известный снимок), устроили два вечерних, долго затянувшихся собрания…». («Воспоминания о В. И. Ленине», т. 1, стр. 41, М. 1956).

Воистину веришь, глядя на этот «известный снимок», что большевики могу творить чудеса!

Будучи выпущенными в феврале 1897 года из Дома предварительного заключения и имея в запасе свободных три дня до отправки в места ссылки, руководители «Союза борьбы» (в количестве 7-ми человек) побежали к фотографу и там сфотографировались группой, чтобы, вероятно, пополнить картотеку царской охранки. Впрочем, удивительного тут мало. Удивительно совсем другое.

В томе №1 «Воспоминаний о В. И. Ленине» 1956 года, на стр. 144-145 на снимке сидят и стоят 6-ть человек, а открывая книгу «В. И. Ленин. Биография», 1981 год, на стр. 98-99 можно видеть на той же фотографии не 6-ть, а уже 7-мь человек. Не иначе, как бывшие руководители петербургской соцдемократии решили, спустя 84 года (1981― 1897=84), ещё раз сфотографироваться, но для этого шестерым пришлось спуститься с небес, а один из них на время оставил Мавзолей.

Но позднее выяснилось, что седьмой член «Союза борьбы» А. Л. Малченко всё же был на фотографии 1897 года и, мало того, занимал срединное место на фотографии, что требовалось по композиции снимка. В 1930 году А. Малченко был расстрелян за уход из политики, вознамерившись заниматься только инженерной деятельностью. У стрелявших, наверное, была своя логика: уж очень фотография напоминает «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи, на которой место Иисуса Христа занимает Ленин, а роль Иуды досталась А Малченко. В 1958 году, уже после выхода из печати «Воспоминаний о Ленине» 1956 года, А. Малченко был реабилитирован (посмертно) и вновь появился на «известной фотографии», в том числе и на фотографии в «Биографии Ленина» 1981 года.

Фотография, как и справедливость, восторжествовала!

БСЭ (Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание) пишет, что в декабре 1895 года Ленин
«был арестован и заключён в тюрьму, откуда продолжал руководить «Союзом». (БСЭ, т. 14, стр. 294). БСЭ, чтобы выбить слезу у читающего, упорно называет тюрьмой Дом предварительного заключения. Авторы БСЭ 1975 года, очевидно, были правы, поскольку прочитали записи эсера, оказавшегося в 1918 году в тюрьме при ВЧК ― в месте «предварительного заключения» перед отправкой в тюрьму или выполнением смертного приговора». («Красный террор в Москве. Свидетельства очевидцев». Стр. 126. М., 2010). «…Расстреливали тогда где-то здесь же, во дворе, заводя при этой операции автомобиль, чтобы прохожие не слышали выстрелов…(стр. 127)…Мы ― в Таганке. …Ведут в одиночный корпус и, после тщательного обыска, запирают по двое в одиночки, за отсутствием свободных камер. (Стр. 128)…Надзиратель предупреждает: не подниматься на окно, «а то пуля в лоб и поминай как звали»…Не выпускали даже в уборные. Оправляться, мыться и мыть посуду приходилось над парашей, что, в особенности при заключении двух человек в одной одиночке, рассчитанной на одного, приводило к постоянному переполнению параши, и было чрезвычайно неприятно, особенно во время летней жары». (Стр. 129).

 

                                                                 53

 

                                                                                        Зайцы

 

 


По запискам Ленина, которые он отправлял в 1896 году из «предварилки», и по многочисленным воспоминаниям его обожателей, вырисовывается поистине ужасающая картина.

Начать, хотя бы, с того, что пол в его одиночной камере был паркетный и Владимир Ильич, временами, работал полотёром, но только в своей камере. «…А тут вот эта щётка с воском…Натирание полов в камере рекомендуется заключённым в интересах санитарии и их физического самочувствия, не представляя очень уж обязательной повинности. …И вот Ильич, со свойственной ему энергией, начинает танцевать по камере, наблюдая за тем, как из-под его ноги со щёткой тусклая, матовая поверхность давно не подвергавшегося натиранию асфальта превращается мало- помалу в зеркальную гладь…

Опять щёлкает ключ в двери.

― Прогулка…― коротко объявляет надзиратель.

И это тоже не из последних наслаждений в мире…

А если сегодня четверг или воскресенье, то:

― Пожалуйте на свидание…

14 месяцев заключения в предварилке проходят как один миг. Ильич выходит из тюремных ворот такой же радостный, быстрый... ». («Ленин ― человек, мыслитель, революционер». Стр. 109-110.
М., 1990. Воспоминания П. Н. Лепешинского).

В томе №1 «Воспоминаний о Ленине (1956г. ) на стр. 160-161 помещена фотография внутреннего вида камеры №193. В этой камере жил и работал В. Ульянов с декабря 1895-го по февраль 1897-го года.
На фотографии видна застеленная кровать, но не видно «клозетной раковины, прикрытой железной проржавленной крышкой». (Л. ― ч. м. р., стр. 106). Клозетная раковина, водопроводная раковина с краном, столик, стул и две полочки для посуды располагаются на другой стороне камеры, не видной на фотографии. «Ножей не полагается» (стр. 106), но Владимиру Ильичу надо точить карандаши и за него и для него это делают надзиратели: «…принеси мне, пожалуйста, карандаши с графитом, вставляемым в жестяную ручку. Обыкновенные карандаши, обделанные в дерево, здесь неудобны: ножа не полагается, надо просить надзирателя, а они исполняют такие поручения не очень охотно и не без проволочек». (Л., т. 55, стр. 18).

«В предварилке имелась недурная библиотека в несколько десятков тысяч книг…, книжки по политической экономии, по естествознанию и пр. и пр…Принимая во внимание, что заключённые имели право получать и с воли книжки…(Л. ― ч. м. р., стр108).

«…Но когда в тех же коридорах с грохотом волокли целые корзины книг, я прекрасно отдавал себе отчёт, что поглощать эти книги мог только один Владимир Ильич». («Воспоминания о Ленине». Т. 1, стр. 156, М., 1956).

«…Очень благодарю Ал. К. за хлопоты о дантисте…Пропуска особого дантисту не требуется, потому что есть уже разрешение прокурора…». (Л., т. 55, стр. 19).

И Большая Советская Энциклопедия одобрительно отозвалась о предварилке: «…Ленин вместе с его соратниками по «Союзу борьбы» был арестован и заключён в тюрьму, откуда продолжал руководить «Союзом». (БСЭ, т. 14, стр. 294). Царизм сделал всё от него зависящее, чтобы В. Ульянов мог из тюрьмы продолжать руководить борьбой против царизма.

Владимир Ульянов сделал серьёзные выводы из ошибок, совершённых в отношении себя царизмом и пришёл к твёрдому убеждению, что в «чрезвычайках» он никому не позволит содержать своих противников в условиях, подобных тем, в каких он содержался в «предварилке».

«Нет, мы пойдём не таким путём, ― решил он. ― Не таким путём надо идти». Авторы биографии В. И. Ленина (Стр. 11, 1981 г. ), они же сотрудники Института Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС, не стыдятся приводить и ставить в кавычки слова, якобы произнесённые вождём. Эту « утку » ученые марксисты-ленинцы выпустили, чтобы вставить в биографию вождя как недостающее звено, объясняющее выбор жизненного пути молодым Ульяновым.

Утка ― Ложный слух. (ТСРЯ, стр. 845).

Сергей Миронович Киров (1886-1934), большой любитель славословия  обоих вождей, называет гнездом, из которого вылетела эта «утка», сестру Ленина, Марию Ильиничну, которая, якобы, первая услышала из уст брата, каким путём он пойдёт после казни своего брата. («Воспоминания о Ленине», т. 2, стр43. М., 1957).

Славословие ― Неумеренное восхваление кого-нибудь. (ТСРЯ, стр. 728).

 

 

                                                         54

                                                                                    Зайцы

 


«За 15 месяцев моего пребывания в тюрьмах я побывала 2 раза в тюрьме ВЧК (Лубянка, 11),
2 раза в Бутырской тюрьме, в Ярославской тюрьме, 2 раза во внутренней тюрьме ВЧК (Лубянка, 2),
в Бутырской больнице, в Новинской тюрьме. Во всех этих тюрьмах, без исключения, заключённые обречены на голод»
― пишет Чернова Ольга Елисеевна, жена лидера партии эсеров В. М. Чернова.
Воспоминания Черновой О. Е. были опубликованы в Париже в 1922 году. («Красный террор в Москве»,
стр. 348, М., 2010 г. ).

   И далее: «…Из всех советских тюрем эта самая ужасная. (Внутренняя тюрьма ВЧК. Лубянка, 2).
При обыске снимают всё ― рубашку и чулки. Распускают волосы, рассматривают кожу, заявляя, что иногда на «коже бывают надписи»…Запрещается громко разговаривать, петь, смеяться, ходить по камере, подходить к окну, делать надписи на стенах, подходить к глазку…Запрещены книги, газеты, прогулки, свидания. …В маленькой комнатке чердачного помещения бывшей гостиницы помещается
15-20 человек. …Весь персонал охраны ― от коменданта, по фамилии Дукес, до женщин, производящих обыск, ― латыши, очевидно специально подобранные для этой цели ― грубые, жестокие, мелочно-придирчивые. …В камере стоит параша (ведро, часто без крышки), в уборную пускают только 2 раза в день. …В дверях  имеется глазок, кроме того, просверлено несколько тайных дырок для наблюдений. …Кормят в ВЧК так же, как и во всех тюрьмах, тот же суп из гнилой капусты или испорченной рыбы…».
(«Красный террор в Москве», стр. 353-354. М., 2010г. ).

Но пришёл последний день пребывания В. Ульянова в «предварилке». Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС сообщает: «29 января 1897 года был утверждён приговор царского правительства о высылке В. И. Ленина в Восточную Сибирь…». (Л., т. 55, стр. 472).

В. Ульянов тепло попрощался со своими надзирателями, которые каждый по- своему успели полюбить своего узника из камеры №193. «Кому же я буду теперь точить карандаши? » ― сокрушался один из надзирателей и просил оставить ему на память клистирную трубку Ильича. Другой надзиратель досадовал, что ему теперь придётся самому натирать паркетный пол в камере №193, как он это делал постоянно в камере господина Кржижановского Глеба Максимилиановича, тоже, по-видимому, учёного. Доволен освобождением узника был лишь библиотекарь «предварилки», таскавший в камеру №193 горы учёных книг. Особую благодарность господин В. Ульянов заслужил от царского следователя, производившего дознание, за обстоятельные ответы арестованного на каверзные вопросы о членах и о работе возглавляемого Ульяновым «Союза». Ульянов обстоятельно отвечал на вопросы следователя, но избегал упоминания о теории Маркса про диктатуру пролетариата. Владимир Ильич бережно хранил диктатуру у себя под сердцем, не раскрывая никому её зловещего смысла. Следователь же, возможно, читал сказки дедушки Маркса (Карла) о коммунизме, но не будешь же говорить о сказках с человеком, с отличием окончившим Симбирскую гимназию.

Зловещий ― Предвещающий несчастье, зло. (ТСРЯ, стр. 230).

Зловредные царские прислужники хотели отправить В. Ульянова этапом в Сибирь, в Шушенское, переправляя его от одного пересыльного пункта до другого. Однако, приняв во внимание примерное поведение бывшего узника камеры №193, было разрешено В. Ульянову ехать в ссылку самостоятельно, но за свой счёт. Получив в канцелярии предварилки положенные ему, как ссыльному, законные 8 рублей, В. Ульянов отправился в далёкий путь. (Позднее Ленин, став вождём и не желая быть должником, перевёл 8 рублей в граммы советской пули).

Другие соратники Ленина по партии, проявив малодушие, решили следовать в ссылку по этапу, за казённый счёт. Среди этих соратников В. Ульянова был Г. Кржижановский, сын отца-поляка и матери-немки. Г. Кржижановский, как и все окружавшие Ленина полуиностранцы, активно помогал Ильичу в переустройстве России, хотя ни один из них не мог назвать Россию своей отчизной.

 

 

                                                          55

 

 

                                                                                             Зайцы

 

 


Путь из Петербурга в Сибирь был долгим. Пришлось передвигаться и по железной дороге, и гужевым транспортом, и на пароходе. Нельзя без чувства глубокого сострадания читать письма Ильича о своих дорожных переживаниях. Очередное письмо послано 2 марта 1897 года с железнодорожной
станции «Обь» на пути к Красноярску: «Пишу тебе, дорогая мамочка, ещё раз с дороги. Остановка здесь большая, делать нечего и я решил приняться за дорожное письмо ― третье по счёту. Ехать всё ещё остаётся двое суток. Я переехал сейчас на лошадях через Обь и взял уже билеты до Красноярска. Так как здесь движение пока «временное», то плата ещё пока по старому тарифу, и мне пришлось отдать 10 рублей билет + 5 рублей багаж за какие-нибудь 700 вёрст. И движение поездов здесь уже совсем непозволительное. Эти 700 вёрст мы протащимся двое суток. Дальше, за Красноярском, движение есть только до Канска, т. е. 220 вёрст, а всего до Иркутска около 1000. Значит, придётся ехать на лошадях. (На эти 220 вёрст железной дороги уходит тоже сутки: чем дальше, тем тише ползут поезда)…Я здесь все ночи без исключения прекрасно сплю». (Л., т. 55, стр. 22).

Всё же Ленин добрался до Красноярска, о чём пишет в письме от 15 марта 1897 года: «…Погода стоит отличная, совсем весенняя. Я провожу здесь время в двух занятиях: во-первых, в посещении библиотеки Юдина; во-2-х, в ознакомлении с городом Красноярском и его обитателями (большей частью невольными). В библиотеку хожу ежедневно…». Ленин усиленно собирает материал для своей книги: «Развитие капитализма в России», которую он начал в тюрьме и закончил в ссылке».             (Л., т. 55, стр. 472). ( Разумеется, Ленин получил, будучи в Шушенском, кругленькую сумму за издание своей книги в России).

4 апреля 1897 года Ленин встретил на вокзале в Красноярске своих соратников по партии, прибывших поездом в Красноярск за казённый счёт. (Л., т. 55, стр. 473). Путешествие в купейном вагоне не показалось соратникам очень утомительным.

«…Старкову и Кржижановскому было назначено Тесинское Минусинского округа…
В. В. Старков и Г. М. Кржижановский выехали вместе с В. И. Лениным в Минусинск 30 апреля на свой счёт на пароходе «Св. Николай».
Царские жмоты вынудили раскошелиться ссыльных на каюты 1-го класса. Лишь 8 мая 1897 года мученик Ленин, всё ещё Ульянов, отправился из Минусинска в свой захолустный край, в село Шушенское. (Л., т. 55, стр. 475).

Жмот ― Скряга, скупой человек. (ТСРЯ, стр. 195).

        ▬ Захолустный ― далёкий от культурных центров. (ТСРЯ, стр. 224).

Сущим мучением для Ленина было получать газеты и журналы из Москвы лишь на 13-ый день.

Из письма Ленина: «…Это большое село (более полторы тысячи жителей), с волостным правлением,
…школой и т. д. Лежит оно на правом берегу Енисея, в 56 верстах к югу от Минусинска…Так как есть волостное правление, то почта будет ходить, значит, довольно правильно: как я слышал, два раза в неделю». (Л., т. 55, стр. 30).
         Наконец-то, после 3-х месячного путешествия на различных видах транспорта, Ленин оказался в селе Шушенском. Теперь можно было вдоволь ходить на охоту, гулять по окрестностям, купаться ― это летом. А зимой ― опять та же охота, катание на коньках, на тройке. (Л., т. 55, стр. 404, 406, 408).
«…Новый год [1898] встретили большой компанией и встретили очень весело». (Л., т. 55, стр. 405).
Можно было принимать у себя гостей и самим прокатиться в Минусинск, чтобы попеть песни, поиграть в шахматы, а в перерывах между этими занятиями писать статьи «О рынках» и о «Развитии капитализма в России», получая за публикацию этих сочинений причитающееся.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.