Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть первая 14 страница



 

Если ситуация настолько тяжела, что без родите-лей никак нельзя обойтись, ты сначала убеди ученика, что родительское вмешательство необходимо, и только потом, с его согласия, обращайся к ним, выступая в роли адвоката, защитника ребёнка и его спасителя, а не злого обвинителя-предателя.

 

А вообще, всё очень просто. Каждый раз, когда ты не будешь знать, как поступить, поставь себя на ме-сто ученика, и всё прояснится… Моё глубокое убеж-дение, подтверждённое годами: я как учитель отвечаю за то, чтобы дать обществу ЧЕЛОВЕКА! (а уж потом математика, историка, литератора или кого-нибудь ещё).

 

Призываю тебя ориентировать детей на разные про-фессии. И на своих уроках всегда говорить с уважением

 

о любом труде. Ведь ты знаешь, что есть учителя, кото-рые детям, плохо усваивающим какие-то знания, беско-нечно твердят: «Ну, всё, будешь улицы подметать и ямы копать! » Простите, но подметать улицы и копать ямы тоже кто-то должен. Почему бы не отнестись доброже-лательно к слабенькой в математике девочке и, ставя ей низкие оценки, при этом сказать: «Ничего, Леночка, зато я уверена, что из тебя будет отличная мать и хозяйка. Ты кем хочешь быть? Поваром? Вот это здорово! Представ-ляешь, когда-нибудь в столовой ты меня таким обедом угостишь, что я буду гордиться своей ученицей! Всем буду рассказывать, что ты у меня училась! »


 


Правда, нетрудный текст? А такая девочка, действи-тельно, воспримет совет умной (и любимой) учитель-ницы как программу своей жизни и в самом деле ста-нет высококлассным поваром (парикмахером, швеёй…)

 

и счастливой матерью. По-моему, учитель даже обязан так поступать!

 

Послушай меня, молодая моя коллега, — многие тебе «спасибо» скажут.

 

Вот ещё совет, на первый взгляд, вроде бы мелочь, но это только на первый взгляд: постарайся как можно реже называет детей по фамилиям; а если называешь — обязательно добавляй имя. Не скупись на имена! Дети, которых зовут по именам (как и все люди), — более от-зывчивы, открыты. Они будут больше тебе доверять, станут послушнее.

 

Не провоцируй детскую жестокость, не поощряй до-носчиков. Неси в себе, учитель, свет высокой граждан-ственности. Разбирая конфликты между детьми, выслу-шивай обе стороны. И опять же: не с целью наказать, а с целью решить вопрос по справедливости!

 

Как можно чаще говори детям, что нужно радоваться успехам товарищей, учи их этому на личном примере. Можешь, например, рассказать в классе, что учительни-ца такая-то из вашей школы отличилась там-то и там-то,

 

и добавить: «Не забудьте, дети, и вы её сегодня поздра-вить». Они не забудут, будьте уверены, и воспримут та-кое поведение как норму; а дальше — будут поступать так без намёков и подсказок.

 

Не бойся сказать детям о своём мнении по поводу какого-то негатива в обществе; но не навязывай им свою точку зрения. Научись с уважением выслушивать уче-ников как равных себе! Никогда не отступай от данного слова. Объясни детям, что «честное слово» — от слова «честь», и подтверди это личным примером. Расскажи


 


им, что, здороваясь, они желают людям здоровья, по­ этому не должны делать это с неприветливыми лицами. Светись сама, как солнце, навстречу детям — и ты им станешь для них.

 

Извини, тебе показалось, что в моих словах много патетики? — но я так чувствую. Этому научили меня дети. Если бы ты знала, как много можно у них почерп-нуть! Иди в мир детства с открытым сердцем — и тебя ждёт удивительная судьба. Понимаешь, когда- то, очень давно, ещё в первый год своего учительства, я близко

 

к сердцу приняла слова одного мудрого педагога, кото-рый мне посоветовал: «Каждое своё общение с детьми, каждый урок или классный час строй так, чтобы дети за это время стали хоть чуточку, хоть капельку луч-ше и добрее, чем до этого. Чтобы, уходя, они унесли в душе какой-то новый вопрос, новое чувство или со-мнение; чтобы их сердце продолжало работать и по-сле урока в поисках ответа на вопросы, которые ты перед ними поставишь. Каждый урок — по капельке добра; и к пенсии ты накопишь его так много, что уди-вишься сама! »

 

Сегодня, спустя много лет, я низко кланяюсь старо-му учителю за этот рецепт и говорю: он был абсолют-но прав. Добавлять по капельке добра на каждом своем уроке, — это стало моей привычкой и целью; моим лич-ным учительским стилем.

 

Постарайся стать человеком, в котором «всё долж-но быть прекрасно», и помни, что учитель — это, пре-жде всего, носитель духовности. Старайся по мере сил сориентировать детей в этом мире, который стал слишком стремиться к материальным благам; объясни им, что нельзя путать фальшивые и настоящие ценно-сти. Стремись стать личностью, на которую хочется равняться.


 


Не бойся дерзать и мечтать. Поощряй свои и дет-ские амбиции (в хорошем смысле этого слова). Не имей ничего общего с фанатизмом, профессиональным —

 

в том числе. Твои ученики не должны думать, что ты «зациклена» на школе — это не вызовет уважения. По-кажи всем, дорогая коллега, что учительница — это нормальная женщина, которая находит время на свою семью и своих детей, умеет правильно распределять собственные нагрузки и выкраивать время для отдыха. Она всегда успевает сделать всё, что наметила, потому что не суетится и не рвётся вон из кожи, не стремится объять необъятное.

 

Учительница — это не истеричка, издёрганная пед-стажем, а обыкновенная женщина и мать; только она — высокий профессионал, который постоянно на виду.

 

Хорошая учительница не выделяет собственных де-тей из остальной массы школьников, мучая их чрезмер-ным вниманием или излишней показной строгостью.

 

Не бойся трудных вопросов, не прячь голову в песок. Отвечая, смотри детям в глаза: нет ничего более неприят-ного, чем «бегающий», уклоняющийся взгляд. Объясни каждому ребёнку, что он — это личность, единственная и неповторимая, и поэтому должен искать и найти пути для самореализации, а не сотворить себе лжекумиров…

 

Ты скажешь: «Ой-ой-ой, ну и наговорила! Чтобы всё это делать — надо же чуть ли не ангелом быть. Нет, лучше бежать из школы, не начиная! » Подумала, прав-да? Успокойся, ничего супертрудного в моих советах нет. Если хочешь, я всё сведу к одному предложению, и без меня отлично известному всему человечеству: «Поступай с другими (учительница — с детьми) так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

 

Видишь, как сразу всё стало просто и ясно! Един-ственное, что тебе надо помнить: УЧИТЕЛЬ — творец


 


будущего для своей страны, понимаешь? Наша рабо-та — это не просто труд, это состояние души. Бухгалтер,

 

к примеру, может себе позволить в конце рабочего дня отложить в сторону свой отчёт и забыть о нём до по-недельника… Учитель не может себе такого позволить. Именно этим трудна и уникальна наша работа. Именно поэтому от неё или сбегают, или привязываются к ней на всю жизнь.

 

Понимаешь, когда я иду домой в два часа дня, моя соседка завистливо вздыхает: «Ну, вот везёт тебе! Ещё только обед — а ты уже дома! » Она же не знает, что я буду писать конспекты и проверять тетради, и мой рабочий день закончится гораздо позднее её 18. 00. Го-раздо! А ещё отпуск у меня — 56 дней, и всегда летом. А, кроме того, очень завидно наблюдать, как я 1 сентя-бря или 25 мая иду домой с охапками цветов…

 

Я работаю на одном месте много лет, поэтому бук-вально вся округа — это мои ученики, прошлые и на-стоящие. И «поспевают» будущие, которые уже спраши-вают: «Вы учили мою маму, а меня тоже будете учить? ». Это очень обязывает, и я благодарна судьбе за такую жизнь на виду.

 

Если раньше, будучи молодой, я работала на авто-ритет, то теперь — наоборот: мой авторитет работает на меня. Я честно заработала своё учительское звание и горжусь этим. И многие дети из 3, 4, 5-х классов ждут, когда они подрастут и попадут ко мне (я работаю со старшими). Потому что их родители — это мои быв-шие ученики, рассказавшие своим детям, что учиться у меня — это здорово и интересно.

 

Если бы ты знала, моя юная коллега, какое счастье — такое мнение! Очень желаю и тебе его заслужить.

 

Храни тебя судьба, девочка, на этом пути; храни мо-лодую, и потом — зрелую; юную невесту и опытную


 


мать. Стань профессионалом, достигни своих вершин, получи заслуженное признание! Пусть у тебя будут под-ражатели и последователи, ведь ты и сама выбрала эту профессию потому, что был в твоей жизни такой чело-век — Учитель с большой буквы.

 

Вливайся смело, дорогая, в нашу учительскую се-мью и ничего не бойся, потому что в каждой школе (и в той, в которую придешь ты) есть опытные, хорошие учителя, которые с радостью протянут тебе руку по-мощи. Ты только не ленись слушать нас, а мы уж тебя в беде не оставим.

 

Во всяком случае, если ты (Светлана Петровна? На-талья Ивановна? Елена Сергеевна? ) придёшь в нашу школу, то мою поддержку, помощь и понимание —

 

я тебе, моя молодая подруга, гарантирую! Я жду тебя. Позволь напоследок подарить тебе одно из моих

 

стихотворений:

 

Был к диплому путь не долог —

 

о судьбе теперь гадаешь? Не ходи, учитель, в школу, если ты предмет не знаешь. Будь ты физик иль филолог, эта истина годится:

 

не ходи, учитель, в школу, если ты устал учиться.

 

Коль на сердце вечный холод и всегда с плеча ты рубишь — не ходи, учитель, в школу, если ты детей не любишь!

 

Искренне твоя — Лариса РАТИЧ


 


Содержание

 

 

Часть первая

 

Предисловие.................................................................... 3

 

Наказание......................................................................... 4

 

Если бы вы знали, Валентина Михайловна…. 8

 

«Того-этого».. ................................................................ 16

 

Главный пункт............................................................. 23

 

«Правая рука» классного руководителя............. 31

 

Сильная личность........................................................ 37

 

Чёрный снег................................................................... 40

 

Из жизни проезжающих.......................................... 44

 

Первое место................................................................. 48

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.