|
|||
Характер принципата. а) характер принципата в представлении его современниковХарактер принципата
а) характер принципата в представлении его современников Первое определение характера принципата было дано его основателем. Если верить Августу, принципат — это «восстановленная республика», то есть возвращение к тому государственному и общественному строю, который сами римляне называли строем отцов, и который продержался в римской гражданской общине после изгнания Тарквиния Гордого в более или менее неизменном виде до начала эпохи гражданских войн и гражданских смут. Видимо, у большинства римских граждан это определение не вызвало возражений. Младший современник Августа римский историк Веллей Патеркул, выходец из италийской муниципальной знати, яснее всех прочих объяснил, что входило в понятие «восстановленная республика». «Окончились гражданские войны, продолжавшиеся 20 лет, — писал он, характеризуя установленный Августом государственный и общественный строй, — прекращены войны внешние, возвращен мир, повсюду исчез страх перед оружием, восстановлена сила законов, авторитет суда, величие сената, власть магистратов приобрела прежнее значение… был возвращен первоначальный и старинный образ правления (букв. образ республики)». В этом определении перечислено все, что ассоциировалось у римлян с понятием res publica (букв. «общее дело», «общественное достояние»): характерный для античной гражданской общины приоритет общественных интересов (общественного блага) над личными, верховенство традиции и закона, свободное функционирование народного собрания, сената и магистратур. Одним словом — все, что в представлении римлян было связано с понятием правильного государства, противопоставлявшегося неправильному — тирании или царству (regnum). Единственное, что не вписывалось в это определение, и поэтому не было упомянуто Веллеем — это главенствующее положение в «восстановленной республике» самого принцепса, обладавшего такой властью, которая и не снилась ни одному из государственных деятелей старого доброго времени. В связи с этим даже люди, принявшие новые порядки как необходимые и благотворные, нередко проводили различие между «восстановленной» и «свободной» или «прежней республикой». Вместе с тем у римских авторов, например, у великого римского историка Тацита, встречается и определение, прямо противоположное общепринятому. Август, по его мнению, «после того как соблазнил воинов подарками, народ — раздачами хлеба и всех вместе — сладостными благами мира, начал мало-помалу возвышаться и присваивать себе полномочия сената, магистратов и законов». В результате «основы государственного порядка претерпели глубокое изменение, и от древних чистых нравов нигде ничего не осталось». Однако даже Тацит не отождествляет новый государственный строй с ненавистным «царством» и противопоставляет Рим, и присущие ему порядки, Египту, где «люди вследствие распущенности склонны к мятежам и волнениям, незнакомы с законами и не знают магистратов». Римляне, по мнению Тацита, «не могут выносить ни полной свободы, ни полного рабства». Таким образом, и после Августа, римляне все-таки живут в республике, пусть и деградировавшей. Греческие писатели этой эпохи в отличие от римских считали принципат монархией, а принцепсов называли царями (впрочем, республиканских сенаторов и полководцев они также нередко называли царями). Однако в римской державе греки эпохи Принципата видели монархию особого рода, правители которой ведут себя не как тираны, а как полисные магистраты. В «Похвальном слове Риму» греческий ритор II в. н. э. Элий Аристид отмечает: «Вы (римляне) единственные из всех правите свободными людьми… Нельзя сказать, что народ этой страны кому-то повинуется, словно отданный в рабство тому, кто и сам не свободен. Но как граждане одного полиса назначают правителей, чтобы они защищали и заботились о них, так и вы, управляя всем населенным миром, как единым полисом, назначаете правителей как бы посредством выборов для защиты и заботы о подвластных, а не для того, чтобы распоряжаться ими как рабами». Уподобление римской державы одному громадному полису встречается и у многих других греческих авторов этого времени. Современник Августа и Тиберия Страбон отмечает, что римляне стали владыками лучшей части населенного мира с помощью успешных войн и управления на гражданский лад. Грекам вторит римский христианский писатель Тертуллиан, живший в начале III в. н. э. в провинции Африка. Укоряя наместников своей провинции за беззакония, допущенные в ходе судебных преследований христиан, он напоминает им: «Та держава, которой вы служите — это владычество гражданское, а не тираническое». Таким образом, в державе, которая предстает перед нами в изображении жителей римских провинций эпохи Принципата, все, кроме ее правителя, полностью соответствует римским представлениям о правильном государстве (республике). И даже, если это изображение является идеализацией, характерно, что полисный идеал государства сохраняется в эту эпоху.
|
|||
|