Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





б) Ита­лия



Для сохра­не­ния и укреп­ле­ния соци­аль­но-поли­ти­че­ской ста­биль­но­с­ти в «вос­с­та­нов­лен­ной рес­пуб­ли­ке» Авгу­с­ту и его пре­ем­ни­кам необ­хо­ди­мо было в первую оче­редь зару­чить­ся под­держ­кой рим­ско­го наро­да, кото­рый и в тео­рии и на прак­ти­ке был наро­дом-вла­ды­кой. Имен­но он обес­пе­чи­вал Рим­скую дер­жа­ву луч­ши­ми вои­на­ми, слу­жив­ши­ми в при­ви­ле­ги­ро­ван­ных час­тях и на команд­ных долж­но­с­тях, а так­же пра­ви­те­ля­ми: сена­то­ра­ми, маги­с­тра­та­ми, намес­т­ни­ка­ми и сами­ми прин­цеп­са­ми.

При Авгу­сте рим­ский народ сос­то­ял глав­ным обра­зом из рим­ских граж­дан, про­жи­вав­ших в Ита­лии. Из «Дея­ний боже­с­твен­но­го Авгу­с­та» извес­т­но, что в 14 г. н. э., соглас­но цен­зу, про­ве­ден­но­му Авгу­с­том и Тибе­ри­ем, в Рим­ской дер­жа­ве было 4 937 тыс. граж­дан. Они сос­тав­ля­ли при­мер­но 10% все­го ее насе­ле­ния. Судя по над­пи­си, най­ден­ной в самом Риме, Август и Тибе­рий насчи­та­ли по это­му цен­зу 4 101 тыс. граж­дан. Такое рас­хож­де­ние в дан­ных совре­мен­ные исто­ри­ки объ­яс­ня­ют тем, что в над­пи­си ука­за­ны не все рим­ские граж­дане, а толь­ко жите­ли Ита­лии.

К этой циф­ре мож­но доба­вить несколь­ко сот тысяч рим­ских граж­дан родом из Ита­лии, слу­жив­ших в рас­квар­ти­ро­ван­ных в про­вин­ци­ях леги­о­нах или про­жи­вав­ших в осно­ван­ных Цеза­рем и Авгу­с­том коло­ни­ях. В ито­ге полу­ча­ет­ся, что в кон­це прав­ле­ния Авгу­с­та око­ло 90% рим­ских граж­дан были жите­ля­ми или уро­жен­ца­ми Ита­лии.

После смер­ти Цеза­ря в Ита­лию вхо­ди­ли не толь­ко Апен­нин­ский полу­ост­ров, но и доли­на реки По (древ­ний Пад). Неко­гда на этой зем­ле, кро­ме рим­лян и их собра­тьев лати­нов, было мно­же­с­тво дру­гих наро­дов со сво­и­ми язы­ка­ми и куль­ту­ра­ми, но к нача­лу нашей эры от них уже почти ниче­го не оста­лось.

Поли­ти­че­ское объ­еди­не­ние Ита­лии после Союз­ни­че­ской вой­ны, а так­же пер­тур­ба­ции, свя­зан­ные с граж­дан­ски­ми вой­на­ми, кон­фис­ка­ци­я­ми зем­ли и выве­де­ни­ем коло­ний вете­ра­нов при­ве­ли к мас­со­вым пере­се­ле­ни­ям и пере­ме­ши­ва­нию насе­ле­ния, исчез­но­ве­нию мес­т­ных язы­ков и свя­зан­ных с ними сис­тем пись­ма и тоталь­ной рома­ни­за­ции. Един­с­твен­ным исклю­че­ни­ем из обще­го пра­ви­ла были немно­го­чис­лен­ные гре­че­ские коло­нии Вели­кой Гре­ции (на юге Апен­нин­ско­го полу­ост­ро­ва).

Весь­ма ощу­ти­мая после Союз­ни­че­ской вой­ны раз­ни­ца меж­ду при­ви­ле­ги­ро­ван­ны­ми ста­ры­ми и фак­ти­че­ски непол­но­прав­ны­ми новы­ми граж­да­на­ми к нача­лу нашей эры прак­ти­че­ски пол­но­стью исче­за­ет. Рим­ский исто­рик Вел­лей Патер­кул, млад­ший совре­мен­ник Авгу­с­та, назы­ва­ет ита­лий­цев «людь­ми одной кро­ви, при­над­ле­жа­щи­ми к одно­му наро­ду».

Таким обра­зом, в нача­ле нашей эры «рим­ский народ» — это не толь­ко пра­во­вая абс­трак­ция, но и еди­ный этнос, обла­да­ю­щий сво­ей тер­ри­то­ри­ей — Ита­ли­ей, язы­ком — латы­нью, и общей для всех рим­ской куль­ту­рой.

Как стра­на про­жи­ва­ния наро­да-вла­ды­ки Ита­лия поль­зо­ва­лась мно­же­с­твом фор­маль­ных и нефор­маль­ных при­ви­ле­гий. И сама она, и ее оби­та­те­ли были осво­бож­де­ны от пря­мых нало­гов: позе­мель­но­го и подуш­но­го три­бу­та, а так­же от воин­ских посто­ев.

В Ита­лии, за пре­де­ла­ми Рима, не было ни войск, ни намес­т­ни­ков с их сви­той, ни (за ред­ки­ми исклю­че­ни­я­ми) дру­гих пред­с­та­ви­те­лей цен­траль­ной вла­с­ти. Так как при Авгу­сте армия окон­ча­тель­но ста­ла про­фес­сио­наль­ной и ком­плек­то­ва­лась доб­ро­воль­ца­ми, то Ита­лия была фак­ти­че­ски осво­бож­де­на не толь­ко от воин­ских посто­ев, но и от воин­ских набо­ров. При­ну­ди­тель­ная моби­ли­за­ция про­во­ди­лась толь­ко в слу­ча­ях край­ней необ­хо­ди­мо­с­ти, то есть чрез­вы­чай­но ред­ко.

Как и все рим­ские граж­дане, пол­но­прав­ные оби­та­те­ли Ита­лии были осво­бож­де­ны от пыток, телес­ных нака­за­ний и смерт­ной каз­ни за боль­шин­с­тво тяж­ких пре­с­туп­ле­ний. Зако­ном, издан­ным по ини­ци­а­ти­ве Авгу­с­та, была фак­ти­че­ски отме­не­на дол­го­вая каба­ла для рим­ских граж­дан. Отныне неис­прав­ные долж­ни­ки отве­ча­ли за дол­ги сво­им иму­ще­с­твом, но не сво­ей сво­бо­дой и трудом.

После уста­нов­ле­ния прин­ци­па­та на про­тя­же­нии двух сто­ле­тий на тер­ри­то­рии Ита­лии царил внут­рен­ний мир, и она не под­вер­га­лась вра­же­ским наше­с­тви­ям. Прав­да, на ее тер­ри­то­рии два­жды за это вре­мя раз­во­ра­чи­ва­лась борь­ба меж­ду арми­я­ми пре­тен­ден­тов на вер­хов­ную власть, но она была недол­го­веч­ной, затро­ну­ла лишь неболь­шую часть оби­та­те­лей стра­ны, и нане­сен­ные ей раны быс­т­ро затя­ну­лись.

До кон­ца I в. н. э. прин­цеп­сы и почти все сена­то­ры и всад­ни­ки были уро­жен­ца­ми Ита­лии. Поэто­му ита­лий­ские горо­да име­ли самых бога­тых и вли­я­тель­ных патро­нов и наи­луч­шие воз­мож­но­с­ти для обра­ще­ния к вла­с­тям (сена­ту и прин­цеп­су) за помо­щью и содей­с­тви­ем. В слу­чае при­род­ных бед­с­твий и ката­с­троф, как, напри­мер, гибе­ли Пом­пей в резуль­та­те извер­же­ния Везу­вия в 79 г. н. э., сред­с­тва для помо­щи постра­дав­шим выде­ля­лись быс­т­ро и щед­ро.

Нема­лая доля средств, кото­рая посту­па­ла в Рим из про­вин­ций и от заво­е­ван­ных наро­дов, рас­хо­до­ва­лась в Ита­лии. Там были луч­шие в Рим­ской дер­жа­ве доро­ги, мос­ты, акве­ду­ки и самый высо­кий уро­вень урба­ни­за­ции: в стране нахо­ди­лось око­ло 400 горо­дов, в кото­рых про­жи­ва­ло при­мер­но 40% насе­ле­ния, то есть в два или в три раза боль­ше, чем в сред­нем по всей импе­рии. В ита­лий­ских горо­дах за счет бога­тых и вли­я­тель­ных патро­нов, а так­же мес­т­ных горо­д­ских сена­то­ров (деку­ри­о­нов) и маги­с­тра­тов шло обшир­ное обще­с­твен­ное стро­и­тель­с­тво, устра­и­ва­лись зре­ли­ща и раз­да­чи.

По сви­де­тель­с­тву рим­ских гео­гра­фов, агро­но­мов и писа­те­лей I в. н. э., Ита­лия пред­с­тав­ля­ла собой как бы один цве­ту­щий сад и дава­ла две тре­ти вина, про­из­во­ди­мо­го во всем мире.

Таким обра­зом, в целом, на про­тя­же­нии пер­во­го сто­ле­тия после уста­нов­ле­ния прин­ци­па­та рим­ская Ита­лия пере­жи­ва­ла, быть может, самую луч­шую пору сво­ей исто­рии. Вре­мя прав­ле­ния Авгу­с­та и его бли­жай­ших пре­ем­ни­ков совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли неред­ко назы­ва­ют веком Ита­лии.

Наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ны­ми из рим­ских граж­дан, про­жи­вав­ших в Ита­лии и счи­тав­ших­ся цве­том рим­ско­го наро­да, были мел­кие и сред­ние земле­вла­дель­цы — кре­стьяне и зажи­точ­ные соб­с­твен­ни­ки неболь­ших рабо­вла­дель­че­ских поме­с­тий.

Их поло­же­ние с нас­туп­ле­ни­ем эпо­хи Прин­ци­па­та изме­ня­ет­ся к луч­ше­му. Мас­со­вое наде­ле­ние зем­лей вете­ра­нов при Цеза­ре и три­ум­ви­рах и осно­ва­ние мно­же­с­тва вете­ран­ских коло­ний Авгу­с­том выз­ва­ли повы­ше­ние удель­но­го веса мел­ко­го и сред­не­го земле­вла­де­ния. А при­ви­ле­ги­ро­ван­ный ста­тус Ита­лии и уста­нов­ле­ние в ней проч­но­го мира и поряд­ка спо­соб­с­тво­ва­ли про­цве­та­нию кре­стьян­ских хозяйств и неболь­ших рабо­вла­дель­че­ских поме­с­тий. Об этом сви­де­тель­с­твую в час­т­но­с­ти рас­коп­ки неболь­ших, но бога­тых и цве­ту­щих рабо­вла­дель­че­ских вилл в окрес­т­но­с­тях Пом­пей.

Обед­нев­шие или разо­рив­ши­е­ся кре­стьяне мог­ли всту­пить в армию (в пре­то­ри­ан­скую гвар­дию или на худой конец в леги­о­ны). После 16- или 20-лет­ней служ­бы они полу­ча­ли земель­ный надел либо денеж­ную сум­му, дос­та­точ­ную для его при­об­ре­те­ния, и сно­ва обре­та­ли свой былой соци­аль­ный ста­тус.

Вете­ра­ны, кото­рым уда­лось сде­лать карье­ру на воен­ной служ­бе и дослу­жить­ся до цен­ту­ри­о­на, воз­вра­ща­лись в свои муни­ци­пии бога­ты­ми людь­ми и ста­но­ви­лись горо­д­ски­ми маги­с­тра­та­ми и сена­то­ра­ми (деку­ри­о­на­ми).

В целом, поло­же­ние ита­лий­ских кре­стьян и сред­них земле­вла­дель­цев было вполне при­ем­ле­мым не толь­ко при Авгу­сте, но и на про­тя­же­нии мно­гих деся­ти­ле­тий после него. Этим во мно­гом объ­яс­ня­ет­ся дли­тель­ное сохра­не­ние в Ита­лии уста­но­вив­ше­го­ся там при Авгу­сте внут­рен­не­го мира и поряд­ка.

В мно­го­чис­лен­ных ита­лий­ских горо­дах, пред­с­тав­ляв­ших собой само­управ­ля­ю­щи­е­ся граж­дан­ские общи­ны, прин­цеп­сы про­во­ди­ли тра­ди­ци­он­ную поли­ти­ку опо­ры на мес­т­ную горо­д­скую знать — чле­нов горо­д­ско­го сена­та (деку­ри­о­нов).

В боль­шин­с­тве слу­ча­ев это были бога­тые мес­т­ные земле­вла­дель­цы, соб­с­твен­ни­ки сред­них и круп­ных рабо­вла­дель­че­ских вилл. Бла­го­да­ря сво­им богат­с­твам и сво­е­му поло­же­нию в мес­т­ном само­управ­ле­нии они обла­да­ли поли­ти­че­ской, эко­но­ми­че­ской и рели­ги­оз­ной вла­стью и мог­ли кон­тро­ли­ро­вать свои горо­да и их сель­скую тер­ри­то­рию и под­дер­жи­вать в них внут­рен­ний мир и порядок.

В сво­их горо­дах деку­ри­о­ны сопер­ни­ча­ли друг с дру­гом в борь­бе за выс­шие горо­д­ские маги­с­тра­ту­ры, за поче­с­ти, власть и вли­я­ние. Ради того, чтобы полу­чить голо­са изби­ра­те­лей и добить­ся сво­ей цели, они гото­вы были потра­тить нема­лые сред­с­тва.

Самые бога­тые из деку­ри­о­нов при­над­ле­жа­ли к выс­шей горо­д­ской зна­ти и неред­ко — к при­ви­ле­ги­ро­ван­но­му всад­ни­че­ско­му сосло­вию. Они кон­тро­ли­ро­ва­ли дос­туп к выс­шим горо­д­ским маги­с­тра­ту­рам и неред­ко направ­ля­ли дея­тель­ность горо­д­ско­го сена­та (курии).

Им была откры­та карье­ра в армии и на государ­с­твен­ной служ­бе. При под­держ­ке прин­цеп­са они мог­ли стать офи­це­ра­ми, выс­ши­ми государ­с­твен­ны­ми слу­жа­щи­ми (про­ку­ра­то­ра­ми и пре­фек­та­ми), маги­с­тра­та­ми и сена­то­ра­ми в самом Риме и одновре­мен­но патро­на­ми сво­е­го род­но­го муни­ци­пия.

Горо­д­ской плебс сос­то­ял из ремес­лен­ни­ков, тор­гов­цев, зем­ле­дель­цев, чьи учас­т­ки рас­по­ла­га­лись непо­да­ле­ку от горо­да, и наем­ных рабо­т­ни­ков, при­над­ле­жав­ших как к сво­бод­но­рож­ден­ным граж­да­нам, так и к отпу­щен­ни­кам.

Они неред­ко объ­еди­ня­лись в про­фес­сио­наль­ные, погре­баль­ные или сосед­ские кол­ле­гии и, судя по сви­де­тель­с­твам, полу­чен­ным при рас­коп­ках Пом­пей, при­ни­ма­ли актив­ное уча­с­тие в мес­т­ной поли­ти­че­ской жиз­ни, напри­мер, в выбо­рах горо­д­ских маги­с­тра­тов.

Осо­бен­но энер­гич­ны­ми и вли­я­тель­ны­ми были бога­тые отпу­щен­ни­ки — тор­гов­цы, рос­тов­щи­ки, вла­дель­цы круп­ных ремес­лен­ных мастер­ских. Они пыта­лись сопер­ни­чать с деку­ри­о­на­ми и пре­тен­до­ва­ли на власть и поче­с­ти в сво­их горо­дах. При Тибе­рии (14—37 гг. н. э. ) был издан закон, запре­щав­ший им зани­мать горо­д­ские маги­с­тра­ту­ры и засе­дать в мес­т­ных сена­тах.

В то же самое вре­мя для них и дру­гих бога­тых пле­бе­ев были созда­ны в горо­дах посты авгу­с­та­лов — жре­цов, ведав­ших куль­том ларов (домаш­них божеств) Авгу­с­та. Они фак­ти­че­ски ста­ли вто­рым при­ви­ле­ги­ро­ван­ным горо­д­ским сосло­ви­ем, заняв сред­нее мес­то меж­ду деку­ри­о­на­ми и пле­бе­я­ми.

Кро­ме испол­не­ния сво­их куль­то­вых обя­зан­но­с­тей, авгу­с­та­лы, подоб­но маги­с­тра­там и деку­ри­о­нам, стро­и­ли на свои сред­с­тва обще­с­твен­ные соору­же­ния, устра­и­ва­ли пиры и раз­да­чи и, так же, как и деку­ри­о­ны, поль­зо­ва­лись за это раз­лич­ны­ми поче­с­тя­ми.

Сыно­вья авгу­с­та­лов неред­ко при­об­ре­та­ли поме­стья и сами ста­но­ви­лись деку­ри­о­на­ми. А их соб­с­твен­ные дети мог­ли пре­тен­до­вать на выс­шие горо­д­ские маги­с­тра­ту­ры и зачис­ле­ние во всад­ни­че­ское сосло­вие.

Поли­ти­ка прин­цеп­сов по отно­ше­нию к ита­лий­ским горо­дам в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни сохра­ня­ла тра­ди­ци­он­ный охра­ни­тель­ный харак­тер. Как и рань­ше, вер­хов­ная власть стре­ми­лась под­дер­жи­вать горо­да и горо­д­ские эли­ты, моби­ли­зуя для это­го как внеш­ние, так и внут­рен­ние (горо­д­ские) ресур­сы, и одновре­мен­но — сама поль­зо­вать­ся их под­держ­кой.

Вме­сте с тем такая поли­ти­ка спо­соб­с­тво­ва­ла обнов­ле­нию сос­та­ва этих элит. Пред­с­та­ви­те­ли выс­шей горо­д­ской зна­ти попол­ня­ли собой рим­ский сенат и ряды выс­ших импе­ра­тор­ских слу­жа­щих или разо­ря­лись из-за чрез­мер­ных рас­хо­дов на горо­д­ские нуж­ды. В то же вре­мя сосло­вие горо­д­ских деку­ри­о­нов посте­пен­но попол­ня­лось за счет сыно­вей зажи­точ­ных вете­ра­нов и раз­бо­га­тев­ших отпу­щен­ни­ков-авгу­с­та­лов.

Как и преж­де, посте­пен­ный при­ток све­жей кро­ви спо­соб­с­тво­вал не изме­не­нию, а сохра­не­нию тра­ди­ци­он­ной соци­аль­ной иерар­хии и сис­те­мы цен­но­с­тей. Вме­сте с тем новые сена­то­ры и деку­ри­о­ны, обя­зан­ные сво­им воз­вы­ше­ни­ем прин­цеп­сам, были их надеж­ной опо­рой и самы­ми энер­гич­ны­ми помощ­ни­ка­ми во всех их начи­на­ни­ях.

При Авгу­сте и его пре­ем­ни­ках ита­лий­ские горо­да и горо­д­ская знать (деку­ри­о­ны) были доволь­ны сво­им поло­же­ни­ем в «вос­с­та­нов­лен­ной рес­пуб­ли­ке» и под­дер­жи­ва­ли Авгу­с­та как ее стра­жа и хра­ни­те­ля.

Они два­жды про­де­мон­с­три­ро­ва­ли эту под­держ­ку. Так в 32 г. до н. э. граж­дане ита­лий­ских муни­ци­пи­ев и коло­ний по сво­ей ини­ци­а­ти­ве при­нес­ли при­ся­гу на вер­ность Окта­виа­ну и дали ему сред­с­тва и сол­дат для вой­ны с Анто­ни­ем и Клео­патрой. А в 12 г. до н. э. на выбо­ры Авгу­с­та вели­ким пон­ти­фи­ком в Рим собра­лось такое мно­же­с­тво наро­да со всей Ита­лии, како­го нико­гда не было до тех пор.

Одна­ко с кон­ца I в. н. э. поло­же­ние Ита­лии посте­пен­но меня­ет­ся к худ­ше­му. Она утра­чи­ва­ет свою исклю­чи­тель­ность и былое про­цве­та­ние. В это вре­мя леги­о­не­ры, офи­це­ры, выс­шие государ­с­твен­ные слу­жа­щие и прин­цеп­сы по-преж­не­му при­над­ле­жат к рим­ским граж­да­нам, но чаще все­го — к уро­жен­цам не Ита­лии, а про­вин­ций. С кон­ца II в. н. э. то же самое мож­но ска­зать и о пре­то­ри­ан­цах.

Мно­гие из этих про­вин­ций не усту­па­ют Ита­лии сво­им богат­с­твом и уров­нем про­цве­та­ния. Бо́ льшую часть потреб­ля­е­мо­го им олив­ко­во­го мас­ла и вина Рим полу­ча­ет теперь не из Ита­лии, а из про­вин­ций.

Хотя ита­лий­ские горо­да по-преж­не­му осво­бож­де­ны от пря­мых нало­гов и воин­ских посто­ев, они все чаще стал­ки­ва­ют­ся с финан­со­вы­ми труд­но­с­тя­ми. Поэто­му во мно­гих из них на рубе­же I и II вв. н. э. появ­ля­ют­ся кура­то­ры (попе­чи­те­ли) сена­тор­ско­го и всад­ни­че­ско­го ран­га, кото­рых назна­ча­ют прин­цеп­сы по прось­бе горо­д­ских вла­с­тей.

Нако­нец, с это­го вре­ме­ни в Ита­лии вво­дит­ся так назы­ва­е­мая али­мен­тар­ная сис­те­ма. Ита­лий­ские сред­ние и круп­ные земле­вла­дель­цы под залог сво­их поме­с­тий берут день­ги в долг у госу­дар­с­тва под уме­рен­ный про­цент. День­ги, кото­рые они упла­чи­ва­ют в каче­с­тве про­цен­тов по дол­гу, посту­па­ют в али­мен­тар­ные фон­ды, кото­рые ока­зы­ва­ют мате­ри­аль­ную помощь детям и сиро­там ита­лий­ских бед­ня­ков. В этих фон­дах мож­но видеть новую при­ви­ле­гию ита­лий­цев, но вме­сте с тем и при­знак начи­на­ю­ще­го­ся упад­ка. В свя­зи с вве­де­ни­ем али­мен­тар­ной сис­те­мы появ­ля­ют­ся моне­ты с новой леген­дой: «Вос­с­та­нов­лен­ная Ита­лия».

Утра­та Ита­ли­ей ее исклю­чи­тель­но­с­ти в нема­лой мере свя­за­на с тем, что ста­тус рим­ско­го граж­да­ни­на силь­но обес­це­нил­ся во II в. н. э. К кон­цу это­го сто­ле­тия рядо­вые рим­ские граж­дане мало чем отли­ча­лись от рядо­вых пере­гри­нов. Они отныне уже не защи­ще­ны от пор­ки, пыток и смерт­ной каз­ни. Фак­ти­че­ски они утра­ти­ли пра­во «апел­ля­ции к цеза­рю». А в 212 г. н. э. по эдик­ту (ука­зу) импе­ра­то­ра Кара­кал­лы (211—217 гг. н. э. ) все сво­бод­ные жите­ли рим­ской дер­жа­вы ста­ли рим­ски­ми граж­да­на­ми.

С кон­ца II в. н. э. Ита­лия испы­ты­ва­ет на себе те же самые бед­с­твия, что и про­вин­ции. Во вре­мя вой­ны Рима с гер­ман­ски­ми пле­ме­на­ми мар­ко­ма­нов и ква­дов (167—180 гг. н. э. ) она впер­вые за дол­гое вре­мя ста­ла жерт­вой вра­же­ско­го наше­с­твия. Прав­да, от про­рвав­ших­ся гер­ман­цев постра­да­ла лишь незна­чи­тель­ная часть север­ной Ита­лии.

В ответ на новые угро­зы в Риме с кон­ца II в. н. э. была уве­ли­че­на чис­лен­ность пре­то­ри­ан­ской гвар­дии и горо­д­ских когорт, а в Лации рас­квар­ти­ро­ван новый леги­он. Теперь в Ита­лии нахо­ди­лось не мень­ше войск, чем в любой погра­нич­ной про­вин­ции, и она уже не была сво­бо­д­на от воин­ских посто­ев.

В это же вре­мя бан­ди­тизм и раз­бой сно­ва ста­но­вят­ся в Ита­лии серьез­ной про­бле­мой, как и нака­нуне уста­нов­ле­ния прин­ци­па­та. В нача­ле III в. н. э. про­сла­вил­ся сво­ей дер­зо­стью и неиз­мен­ной уда­чей ита­лий­ский раз­бой­ник по име­ни Бул­ла Феликс, напо­ми­на­ю­щий леген­дар­но­го Робин Гуда. Он гра­бил толь­ко бога­тых и неред­ко остав­лял ограб­лен­ным часть их дос­то­я­ния или делил­ся добы­чей с бед­ня­ка­ми. Отпус­кая на волю попав­ше­го в плен офи­це­ра, он ска­зал: «Пере­дай гос­по­дам, чтобы они луч­ше кор­ми­ли сво­их рабов, если хотят, чтобы раз­бой­ни­ки пере­ве­лись».

Таким обра­зом, пери­од ита­лий­ской исклю­чи­тель­но­с­ти и про­цве­та­ния ока­зал­ся не очень дол­гим.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.