Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основ­ные направ­ле­ния внут­рен­ней поли­ти­ки Авгу­с­та и его пре­ем­ни­ков



Основ­ные направ­ле­ния внут­рен­ней поли­ти­ки Авгу­с­та и его пре­ем­ни­ков

 

Сво­ей внут­рен­ней поли­ти­кой Август и его пре­ем­ни­ки демон­с­три­ро­ва­ли при­вер­жен­ность инс­ти­ту­там, обы­ча­ям и нра­вам пред­ков. В «вос­с­та­нов­лен­ной рес­пуб­ли­ке» дела­лось все воз­мож­ное для рес­тав­ра­ции и укреп­ле­ния тра­ди­ци­он­ной соци­аль­ной иерар­хии, устра­не­ния или смяг­че­ния наи­бо­лее ост­рых соци­аль­ных про­ти­во­ре­чий.

Исклю­че­ние из обще­го пра­ви­ла пред­с­тав­ля­ла собой поли­ти­ка по отно­ше­нию к тем соци­аль­ным сло­ям, кото­рые до уста­нов­ле­ния прин­ци­па­та были осо­бен­но тес­но свя­за­ны с государ­с­твен­ным управ­ле­ни­ем: к ста­рин­ной рим­ской зна­ти (ноби­ли­те­ту) и горо­д­ско­му плеб­су само­го Рима.

 

а) раб­ский вопрос

Одной из самых тяж­ких язв, уна­сле­до­ван­ных от про­шед­шей эпо­хи, был раб­ский вопрос. Нео­т­лож­ной зада­чей любой вла­с­ти была лик­ви­да­ция опас­но­с­ти могу­чих раб­ских вос­с­та­ний, пере­рас­тав­ших в нас­то­я­щие раб­ские вой­ны, ослаб­ле­ние ост­рых про­ти­во­ре­чий меж­ду раба­ми и гос­по­да­ми. Для реше­ния это­го вопро­са Август и его пре­ем­ни­ки исполь­зо­ва­ли поли­ти­ку кну­та и пря­ни­ка.

В 10 г. н. э. был при­нят Сила­ни­ев сена­тус­кон­сульт, преду­смат­ри­вав­ший за убий­с­тво гос­по­ди­на казнь всех его рабов, нахо­див­ших­ся с ним под одной кры­шей и, сле­до­ва­тель­но, имев­ших воз­мож­ность его защи­тить. Пре­ем­ни­ки Авгу­с­та допол­ни­ли этот сена­тус­кон­сульт, еще более рас­ши­рив и уже­с­то­чив его дей­с­твие.

Когда в прав­ле­ние импе­ра­то­ра Неро­на (54—68 гг. н. э. ) пре­фект горо­да Педа­ний Секунд был убит соб­с­твен­ным рабом, у кото­ро­го он взял день­ги за осво­бож­де­ние, но на волю его не отпу­с­тил, 400 рабов, нахо­див­ших­ся в этот момент в доме, были при­го­во­ре­ны к смер­ти. И хотя в ответ на это в Риме нача­лись вол­не­ния горо­д­ско­го плеб­са, казнь сос­то­я­лась под охра­ной спе­ци­аль­но выз­ван­ных войск.

Одна­ко и после это­го убий­с­тва раба­ми сво­их гос­под не пре­кра­ти­лись и, по сви­де­тель­с­тву совре­мен­ни­ков, по-преж­не­му пред­с­тав­ля­ли собой боль­шую обще­с­твен­ную опас­ность.

Одновре­мен­но с уси­ле­ни­ем репрес­сий Август и его пре­ем­ни­ки стре­ми­лись огра­ни­чить жес­то­кость и про­из­вол гос­под по отно­ше­нию к рабам. Еще и рань­ше, неко­то­рые немно­го­чис­лен­ные хра­мы име­ли пра­во предо­с­тав­лять убе­жи­ще рабам, под­вер­гав­шим­ся бес­че­ло­веч­но­му обра­ще­нию. В эпо­ху Прин­ци­па­та рабы мог­ли обра­тить­ся за защи­той и убе­жи­щем к ста­ту­ям или изоб­ра­же­ни­ям прин­цеп­са, кото­рые мож­но было най­ти едва ли не в каж­дом доме. Если жало­ба раба под­твер­жда­лась, его про­да­ва­ли ново­му гос­по­ди­ну, а выру­чен­ные день­ги отда­ва­ли ста­ро­му.

Август мило­с­ти­во отно­сил­ся к сво­им рабам и посто­ян­но под­чер­ки­вал, что чрез­мер­ная жес­то­кость гос­под по отно­ше­нию к соб­с­твен­ным рабам ему не по душе. Когда один ска­ред­ный и бес­че­ло­веч­ный богач был убит сво­и­ми раба­ми, Август, как пере­да­ют, счел его недо­с­той­ным отмще­ния и толь­ко что не ска­зал откры­то, что тот был убит по спра­вед­ли­во­с­ти.

Совре­мен­ник Авгу­с­та зна­ме­ни­тый юрист Лабе­он писал, имея в виду рабов, что вла­дель­цу сле­ду­ет с уме­рен­но­стью поль­зо­вать­ся сво­им дви­жи­мым иму­ще­с­твом, дабы не испор­тить его диким и сви­ре­пым обра­ще­ни­ем.

Пре­ем­ни­ки Авгу­с­та запре­ти­ли гос­по­дам без пред­ва­ри­тель­но­го судеб­но­го раз­би­ра­тель­с­тва в домаш­нем суде уби­вать сво­их рабов, отда­вать их в гла­ди­а­то­ры, пожиз­нен­но дер­жать в эрга­с­ту­ле (помес­т­ной тюрь­ме) зако­ван­ны­ми в коло­д­ки, при­нуж­дать рабынь к заня­ти­ям про­с­ти­ту­ци­ей.

Импе­ра­тор Адри­ан (117—138 гг. н. э. ) сослал на пять лет бога­тую даму за чрез­мер­но жес­то­кое обра­ще­ние со слу­жан­ка­ми-рабы­ня­ми. Его пре­ем­ник Анто­нин Пий (138—161 гг. н. э. ) писал в сво­ем ука­зе: «Пови­но­ве­ние рабов сле­ду­ет обес­пе­чи­вать не толь­ко вла­стью, но и уме­рен­но­стью, и дос­та­точ­ным содер­жа­ни­ем и спра­вед­ли­во­стью в тре­бо­ва­ни­ях рабо­ты». В про­тив­ном слу­чае гос­по­ди­на мог­ли зас­та­вить про­дать сво­их рабов, «чтобы они не учи­ни­ли про­тив него чего-либо мятеж­но­го».

Эти меры соо­т­вет­с­тво­ва­ли обще­му нас­трою эпо­хи и, насколь­ко извес­т­но, поль­зо­ва­лись обще­с­твен­ной под­держ­кой. Они были направ­ле­ны про­тив зло­упо­треб­ле­ний гос­под сво­ей вла­стью над раба­ми, но не про­тив самой этой вла­с­ти.

Да и само поня­тие «зло­упо­треб­ле­ние» было очень неопре­де­лен­ным. Эрга­с­ту­лы нику­да не исчез­ли и после их запре­ще­ния. И, если там и сиде­ли зако­ван­ные в коло­д­ки рабы, то никто не мог дока­зать, что это нака­за­ние было пожиз­нен­ным. Мно­же­с­тво рабынь по-преж­не­му зани­ма­лось про­с­ти­ту­ци­ей, а рабов — сра­жа­лось на арене.

Гос­по­дин по-преж­не­му мог на закон­ном осно­ва­нии с соблю­де­ни­ем всех фор­маль­но­с­тей пытать про­ви­нив­ше­го­ся раба, а затем при­го­во­рить его к смер­ти или к суро­во­му телес­но­му нака­за­нию. Если же после пор­ки раб уми­рал, то это не счи­та­лось убий­с­твом, «посколь­ку цель нака­за­ния заклю­ча­лась в том, чтобы сде­лать раба луч­ше, а не убить его».

Млад­ший совре­мен­ник Анто­ни­на Пия при­двор­ный врач Гален сооб­ща­ет, что ему неред­ко при­хо­ди­лось лечить бога­тых дру­зей от уши­бов, кото­рые они сами себе при­чи­ня­ли, изби­вая в гне­ве при­слу­жи­вав­ших им рабов. Оче­вид­но, такие побои не счи­та­лись чрез­мер­ной жес­то­ко­стью.

Нелег­ко судить, насколь­ко были ослаб­ле­ны про­ти­во­ре­чия меж­ду раба­ми и гос­по­да­ми. Во вся­ком слу­чае, рим­ская пого­вор­ка «сколь­ко рабов, столь­ко и вра­гов», впер­вые засви­де­тель­с­тво­ва­на в эпо­ху Прин­ци­па­та.

Нетруд­но заме­тить, что и самые жес­то­кие и самые гуман­ные зако­ны и ука­зы ори­ен­ти­ро­ва­лись в первую оче­редь на горо­д­ских рабов, при­слу­жи­вав­ших гос­по­ди­ну и вхо­див­ших в его бли­жай­шее окру­же­ние.

Но в наи­бо­лее тяже­лом поло­же­нии нахо­ди­лись сель­ские рабы, тру­див­ши­е­ся в поме­стьях, кото­рые не час­то посе­ща­лись гос­по­да­ми. Имен­но они в про­шед­шую эпо­ху зате­ва­ли раб­ские вой­ны.

И, если в пери­од Прин­ци­па­та, таких войн не было, то глав­ным обра­зом пото­му, что в усло­ви­ях харак­тер­ной для этой эпо­хи соци­аль­но-поли­ти­че­ской ста­биль­но­с­ти выс­туп­ле­ния рабов подав­ля­лись в заро­ды­ше, не успе­вая пере­ра­с­ти в могу­чие вос­с­та­ния. Это озна­ча­ло, что утра­та ста­биль­но­с­ти была чре­ва­та новой вол­ной раб­ских вос­с­та­ний. Август и его пре­ем­ни­ки не реши­ли раб­ский вопрос, а лишь на какое-то вре­мя сде­ла­ли его менее ост­рым.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.