|
|||
Основные направления внутренней политики Августа и его преемниковОсновные направления внутренней политики Августа и его преемников
Своей внутренней политикой Август и его преемники демонстрировали приверженность институтам, обычаям и нравам предков. В «восстановленной республике» делалось все возможное для реставрации и укрепления традиционной социальной иерархии, устранения или смягчения наиболее острых социальных противоречий. Исключение из общего правила представляла собой политика по отношению к тем социальным слоям, которые до установления принципата были особенно тесно связаны с государственным управлением: к старинной римской знати (нобилитету) и городскому плебсу самого Рима.
а) рабский вопрос Одной из самых тяжких язв, унаследованных от прошедшей эпохи, был рабский вопрос. Неотложной задачей любой власти была ликвидация опасности могучих рабских восстаний, перераставших в настоящие рабские войны, ослабление острых противоречий между рабами и господами. Для решения этого вопроса Август и его преемники использовали политику кнута и пряника. В 10 г. н. э. был принят Силаниев сенатусконсульт, предусматривавший за убийство господина казнь всех его рабов, находившихся с ним под одной крышей и, следовательно, имевших возможность его защитить. Преемники Августа дополнили этот сенатусконсульт, еще более расширив и ужесточив его действие. Когда в правление императора Нерона (54—68 гг. н. э. ) префект города Педаний Секунд был убит собственным рабом, у которого он взял деньги за освобождение, но на волю его не отпустил, 400 рабов, находившихся в этот момент в доме, были приговорены к смерти. И хотя в ответ на это в Риме начались волнения городского плебса, казнь состоялась под охраной специально вызванных войск. Однако и после этого убийства рабами своих господ не прекратились и, по свидетельству современников, по-прежнему представляли собой большую общественную опасность. Одновременно с усилением репрессий Август и его преемники стремились ограничить жестокость и произвол господ по отношению к рабам. Еще и раньше, некоторые немногочисленные храмы имели право предоставлять убежище рабам, подвергавшимся бесчеловечному обращению. В эпоху Принципата рабы могли обратиться за защитой и убежищем к статуям или изображениям принцепса, которые можно было найти едва ли не в каждом доме. Если жалоба раба подтверждалась, его продавали новому господину, а вырученные деньги отдавали старому. Август милостиво относился к своим рабам и постоянно подчеркивал, что чрезмерная жестокость господ по отношению к собственным рабам ему не по душе. Когда один скаредный и бесчеловечный богач был убит своими рабами, Август, как передают, счел его недостойным отмщения и только что не сказал открыто, что тот был убит по справедливости. Современник Августа знаменитый юрист Лабеон писал, имея в виду рабов, что владельцу следует с умеренностью пользоваться своим движимым имуществом, дабы не испортить его диким и свирепым обращением. Преемники Августа запретили господам без предварительного судебного разбирательства в домашнем суде убивать своих рабов, отдавать их в гладиаторы, пожизненно держать в эргастуле (поместной тюрьме) закованными в колодки, принуждать рабынь к занятиям проституцией. Император Адриан (117—138 гг. н. э. ) сослал на пять лет богатую даму за чрезмерно жестокое обращение со служанками-рабынями. Его преемник Антонин Пий (138—161 гг. н. э. ) писал в своем указе: «Повиновение рабов следует обеспечивать не только властью, но и умеренностью, и достаточным содержанием и справедливостью в требованиях работы». В противном случае господина могли заставить продать своих рабов, «чтобы они не учинили против него чего-либо мятежного». Эти меры соответствовали общему настрою эпохи и, насколько известно, пользовались общественной поддержкой. Они были направлены против злоупотреблений господ своей властью над рабами, но не против самой этой власти. Да и само понятие «злоупотребление» было очень неопределенным. Эргастулы никуда не исчезли и после их запрещения. И, если там и сидели закованные в колодки рабы, то никто не мог доказать, что это наказание было пожизненным. Множество рабынь по-прежнему занималось проституцией, а рабов — сражалось на арене. Господин по-прежнему мог на законном основании с соблюдением всех формальностей пытать провинившегося раба, а затем приговорить его к смерти или к суровому телесному наказанию. Если же после порки раб умирал, то это не считалось убийством, «поскольку цель наказания заключалась в том, чтобы сделать раба лучше, а не убить его». Младший современник Антонина Пия придворный врач Гален сообщает, что ему нередко приходилось лечить богатых друзей от ушибов, которые они сами себе причиняли, избивая в гневе прислуживавших им рабов. Очевидно, такие побои не считались чрезмерной жестокостью. Нелегко судить, насколько были ослаблены противоречия между рабами и господами. Во всяком случае, римская поговорка «сколько рабов, столько и врагов», впервые засвидетельствована в эпоху Принципата. Нетрудно заметить, что и самые жестокие и самые гуманные законы и указы ориентировались в первую очередь на городских рабов, прислуживавших господину и входивших в его ближайшее окружение. Но в наиболее тяжелом положении находились сельские рабы, трудившиеся в поместьях, которые не часто посещались господами. Именно они в прошедшую эпоху затевали рабские войны. И, если в период Принципата, таких войн не было, то главным образом потому, что в условиях характерной для этой эпохи социально-политической стабильности выступления рабов подавлялись в зародыше, не успевая перерасти в могучие восстания. Это означало, что утрата стабильности была чревата новой волной рабских восстаний. Август и его преемники не решили рабский вопрос, а лишь на какое-то время сделали его менее острым.
|
|||
|