Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





г) рим­ский горо­д­ской плебс



в) Рим

Если в эпо­ху Ран­не­го прин­ци­па­та ита­лий­ские горо­да нахо­ди­лись в при­ви­ле­ги­ро­ван­ном поло­же­нии по срав­не­нию с про­вин­ци­аль­ны­ми, то Рим нахо­дил­ся в при­ви­ле­ги­ро­ван­ном поло­же­нии по срав­не­нию с дру­ги­ми горо­да­ми Ита­лии. Все прин­цеп­сы, неза­ви­си­мо от сво­е­го про­ис­хож­де­ния, сим­па­тий и анти­па­тий, ску­по­сти или щед­ро­с­ти, не жале­ли сил и средств для укра­ше­ния, воз­ве­ли­чи­ва­ния, снаб­же­ния и уве­се­ле­ния Рима.

Август пер­вым делом вос­с­та­но­вил и при­вел в порядок горо­д­ское хозяй­с­тво, силь­но запу­щен­ное в эпо­ху граж­дан­ских войн. Была отре­мон­ти­ро­ва­на и модер­ни­зи­ро­ва­на рим­ская кана­ли­за­ция, вос­с­та­нов­ле­ны ста­рые и постро­е­ны новые водо­про­во­ды, воз­ве­де­ны обшир­ные скла­ды для хра­не­ния зер­на, при­ве­де­ны в порядок рын­ки, ули­цы и мос­то­вые. Были орга­ни­зо­ва­ны регу­ляр­ная пожар­ная служ­ба во гла­ве с пре­фек­том виги­лов, уком­плек­то­ван­ная про­фес­сио­наль­ны­ми пожар­ни­ка­ми, и ведом­с­тво про­до­воль­с­твен­но­го снаб­же­ния Рима во гла­ве с пре­фек­том анно­ны. Появ­ля­ют­ся долж­нос­т­ные лица, отве­чав­шие за рас­чис­т­ку рус­ла Тиб­ра и защи­ту Рима от наво­д­не­ний. Было осно­ва­но ведом­с­тво по охране обще­с­твен­но­го поряд­ка во гла­ве с пре­фек­том горо­да. Со вре­ме­нем под его вла­стью ока­за­лись все отрас­ли горо­д­ско­го хозяй­с­тва.

Кро­ме того, по сви­де­тель­с­тву сво­е­го био­гра­фа Све­то­ния, Август так укра­сил Рим, что по спра­вед­ли­во­с­ти мог хва­лить­ся, гово­ря, что он при­нял город кир­пич­ным, остав­ля­ет же его мра­мор­ным.

Были рес­та­ври­ро­ва­ны ста­рые рим­ские хра­мы и постро­е­ны новые, самым зна­ме­ни­тым из кото­рых вплоть до наше­го вре­ме­ни оста­ет­ся Пан­те­он. Рядом с зано­во отс­тро­ен­ным и укра­шен­ным при Авгу­сте Рим­ским Фору­мом в эпо­ху Прин­ци­па­та появ­ля­ют­ся новые импе­ра­тор­ские с их мра­мор­ны­ми хра­ма­ми, бази­ли­ка­ми, памят­ни­ка­ми, пор­ти­ка­ми и пуб­лич­ны­ми биб­лио­те­ка­ми.

Осо­бым вни­ма­ни­ем Авгу­с­та и его пре­ем­ни­ков поль­зо­ва­лись ремонт и стро­и­тель­с­тво соору­же­ний, пред­на­зна­чен­ных для зре­лищ: цир­ков, теат­ров, амфи­те­ат­ров, одео­нов (кон­церт­ных залов) и ста­ди­о­нов. Боль­шин­с­тво соору­же­ний это­го рода было постро­е­но в эпо­ху Прин­ци­па­та. Самым зна­ме­ни­тым из них до сих пор явля­ет­ся вели­че­с­твен­ный Коли­зей — амфи­те­атр Фла­ви­ев, воз­ве­ден­ный в прав­ле­ние Вес­па­си­а­на (69—79 гг. н. э. ) и его сына Тита (79—81 гг. н. э. ).

Одной из глав­ных при­мет новой эпо­хи и вме­сте с тем одним из луч­ших укра­ше­ний Рима ста­ли вели­ко­леп­ные импе­ра­тор­ские тер­мы (обще­с­твен­ные бани), гро­мад­ные как про­вин­ции, по выра­же­нию одно­го рим­ско­го исто­ри­ка. Это были огром­ные зда­ния со сво­д­ча­ты­ми потол­ка­ми и мно­же­с­твом поме­ще­ний раз­лич­но­го пред­на­зна­че­ния, неред­ко с вели­ко­леп­ной отдел­кой и бога­ты­ми укра­ше­ни­я­ми напо­до­бие рос­кош­ных двор­цов. Их стро­и­тель­с­тво нача­лось при Авгу­сте и про­дол­жа­лось при его пре­ем­ни­ках. Мно­гие из них были окру­же­ны пар­ка­ми с фон­та­на­ми, пор­ти­ка­ми и ста­ту­я­ми.

Импе­ра­тор­ские тер­мы были не толь­ко баня­ми, но и свое­об­раз­ны­ми обще­с­твен­ны­ми клу­ба­ми, уве­се­ли­тель­ны­ми, обра­зо­ва­тель­ны­ми и спор­тив­ны­ми учре­жде­ни­я­ми. Рядо­вые рим­ляне мог­ли поль­зо­вать­ся ими бес­плат­но или за неболь­шую пла­ту. В эпо­ху Прин­ци­па­та еже­днев­ное посе­ще­ние терм ста­но­вит­ся частью куль­тур­но­го досу­га не толь­ко бога­чей, но и осталь­ных рим­лян.

Ново­вве­де­ни­ем эпо­хи Прин­ци­па­та так­же явля­ют­ся обще­с­твен­ные сады и пар­ки, пред­на­зна­чен­ные для куль­тур­но­го отды­ха и раз­вле­че­ний. Они были укра­ше­ны фон­та­на­ми, ста­ту­я­ми вели­ких гре­че­ских масте­ров, пор­ти­ка­ми для про­гу­лок, спор­тив­ны­ми и зре­лищ­ны­ми соору­же­ни­я­ми, кар­тин­ны­ми гале­ре­я­ми и биб­лио­те­ка­ми. В про­шлом такие сады и пар­ки были толь­ко у самых бога­тых рим­ских маг­на­тов и счи­та­лись одним из глав­ных атри­бу­тов рос­кош­ной жиз­ни бога­чей.

Пер­вый обще­с­твен­ный сад появил­ся в Риме по заве­ща­нию Цеза­ря. Август раз­бил мно­го новых обще­с­твен­ных садов и пар­ков и фак­ти­че­ски пре­вра­тил все Мар­со­во поле (обшир­ная низи­на в излу­чине Тиб­ра, где рань­ше рим­ская моло­дежь зани­ма­лась воен­ны­ми и гим­на­с­ти­че­ски­ми упраж­не­ни­я­ми) в один рос­кош­ный обще­с­твен­ный парк. Его пре­ем­ни­ки мало что доба­ви­ли к это­му. Но они забо­ти­лись об этих садах и пар­ках и про­дол­жа­ли укра­шать их новы­ми построй­ка­ми и про­из­ве­де­ни­я­ми искус­с­тва.

Бла­го­да­ря импе­ра­тор­ским фору­мам, обще­с­твен­ным тер­мам и пар­кам рядо­вые рим­ляне про­во­ди­ли свой досуг в такой рос­ко­ши, кото­рой рань­ше мог­ли поль­зо­вать­ся толь­ко немно­гие бога­чи.

 

г) рим­ский горо­д­ской плебс

Неосла­бе­ва­ю­щее вни­ма­ние прин­цеп­сов к бла­го­ус­трой­с­тву и укра­ше­нию Рима объ­яс­ня­ет­ся не толь­ко тем, что «веч­ный город» был сто­ли­цей и зри­мым вопло­ще­ни­ем Рим­ской дер­жа­вы, но так­же и осо­бым зна­че­ни­ем для новых пра­ви­те­лей под­держ­ки рим­ско­го горо­д­ско­го плеб­са.

В горо­де, насчи­ты­вав­шем при Авгу­сте око­ло мил­ли­о­на жите­лей, про­жи­ва­ли мно­гие сот­ни тысяч рядо­вых граж­дан, как сво­бод­но­рож­ден­ных, так и отпу­щен­ни­ков.

Еще недав­но счи­та­лось, что в мас­се сво­ей они были люм­пен-про­ле­та­ри­я­ми, кор­мив­ши­ми­ся подач­ка­ми вла­с­тей и бога­тых патро­нов. Одна­ко сей­час пола­га­ют, что боль­шин­с­тво из них сами зара­ба­ты­ва­ли себе на жизнь ремеслом, тор­гов­лей и трудом по най­му.

Жизнь в гро­мад­ном мега­по­ли­се, не знав­шем себе рав­ных ни в древ­нем мире, ни в сред­ние века, была очень нелег­кой для боль­шин­с­тва его оби­та­те­лей. Непо­мер­но высо­кая кварт­пла­та даже за самое пло­хое жилье, посто­ян­ная тес­но­та и дав­ка, свя­зан­ная с боль­шой пло­т­но­стью насе­ле­ния, неис­ко­ре­ни­мая улич­ная пре­с­туп­ность и посто­ян­ная угро­за голо­да, пожа­ров и наво­д­не­ний, обва­лов мно­го­этаж­ных домов (инсул) отрав­ля­ли их суще­с­тво­ва­ние и неред­ко про­во­ци­ро­ва­ли мас­со­вые вол­не­ния и выс­туп­ле­ния. Эти вол­не­ния пред­с­тав­ля­ли нема­лую опас­ность не толь­ко в силу мно­го­чис­лен­но­с­ти рядо­вых жите­лей Рима, но и вслед­с­твие их осо­бо­го ста­ту­са.

Пол­но­прав­ные оби­та­те­ли любо­го ита­лий­ско­го муни­ци­пия были и созна­ва­ли себя в первую оче­редь граж­да­на­ми сво­е­го мало­го оте­че­с­тва: перу­зин­ца­ми, нуце­рий­ца­ми или арпи­на­та­ми, и толь­ко во вто­рую — рим­ля­на­ми, то есть рим­ски­ми граж­да­на­ми и, сле­до­ва­тель­но, частью рим­ско­го наро­да.

Пол­но­прав­ные оби­та­те­ли само­го Рима были и созна­ва­ли себя толь­ко рим­ля­на­ми и, сле­до­ва­тель­но рим­ским наро­дом, обла­да­те­лем выс­шей государ­с­твен­ной вла­с­ти, вла­ды­кой всех под­влас­т­ных Риму стран.

На сво­ем горо­д­ском фору­ме они изби­ра­ли не горо­д­ских, а обще­го­судар­с­твен­ных маги­с­тра­тов и при­ни­ма­ли обще­го­судар­с­твен­ные зако­ны. Поэто­му они счи­та­ли себя впра­ве тре­бо­вать от избран­ных ими пред­с­та­ви­те­лей вла­с­ти осо­бо­го вни­ма­ния к сво­им нуж­дам и инте­ре­сам. Любое мас­со­вое выс­туп­ле­ние в Риме мог­ло рас­смат­ри­вать­ся не как бунт рас­по­я­сав­шей­ся чер­ни, а как выра­же­ние дер­жав­ной воли все­влас­т­но­го рим­ско­го наро­да.

В эпо­ху граж­дан­ских войн горо­д­ской плебс Рима отли­чал­ся осо­бой поли­ти­че­ской актив­но­стью, кото­рая была отнюдь не бес­ко­рыс­т­ной. Он откры­то тор­го­вал сво­и­ми голо­са­ми на выбо­рах маги­с­тра­тов и с помо­щью сво­их вожа­ков-популя­ров неред­ко доби­вал­ся при­ня­тия зако­нов в сво­их эго­и­с­тич­ных инте­ре­сах. Дей­с­твуя на народ­ных схо­д­ках (кон­ци­ях) и в народ­ном собра­нии (коми­ци­ях) от име­ни все­го рим­ско­го наро­да, он фак­ти­че­ски узур­пи­ро­вал его вер­хов­ную власть.

При Авгу­сте и его пре­ем­ни­ках пол­но­мо­чия народ­но­го собра­ния, а вме­сте с тем и свя­зан­ная с ним поли­ти­че­ская актив­ность рим­ско­го горо­д­ско­го плеб­са, были сна­ча­ла силь­но уре­за­ны, а впо­след­с­твии почти совсем сошли на нет.

Тем не менее, горо­д­ской плебс Рима сохра­нил нема­лое поли­ти­че­ское вли­я­ние, посколь­ку по-преж­не­му мог выс­ту­пать от лица все­го рим­ско­го наро­да. Боль­шое зна­че­ние име­ли так­же его бли­зость к глав­ным орга­нам вла­с­ти, мно­го­чис­лен­ность и при­выч­ка к орга­ни­зо­ван­ной поли­ти­че­ской дея­тель­но­с­ти.

В этих усло­ви­ях прин­цеп­сам было необ­хо­ди­мо про­во­дить поли­ти­ку, кото­рая бы с лих­вой ком­пен­си­ро­ва­ла рим­ским пле­бе­ям все их поте­ри и поз­во­ли­ла бы исполь­зо­вать их как свою опо­ру.

Сра­зу же после уста­нов­ле­ния ново­го поли­ти­че­ско­го режи­ма одной из глав­ных обя­зан­но­с­тей прин­цеп­сов ста­ла забо­та о снаб­же­нии Рима и его насе­ле­ния пред­ме­та­ми пер­вой необ­хо­ди­мо­с­ти.

200 тысяч пол­но­прав­ных оби­та­те­лей Рима бес­плат­но полу­ча­ли от госу­дар­с­тва зер­но из рас­че­та 5 моди­ев в месяц на чело­ве­ка (леги­о­нер полу­чал 3, 5 модия). Пре­фект горо­да и его помощ­ни­ки сле­ди­ли за тор­гов­лей про­до­воль­с­твен­ны­ми това­ра­ми, кон­тро­ли­ро­ва­ли цены, а так­же весы и меры на рын­ках.

Пре­фект анно­ны и его слу­жа­щие стре­ми­лись нала­дить бес­пе­ре­бой­ный под­воз в город хле­ба из замор­ских про­вин­ций (в первую оче­редь из Афри­ки и Егип­та), его хра­не­ние и рас­пре­де­ле­ние. При Авгу­сте и его пре­ем­ни­ках были вве­де­ны осо­бые при­ви­ле­гии для вла­дель­цев кораб­лей, при­во­зив­ших в Рим зер­но.

В голод­ные годы, когда слу­ча­лись пере­бои со снаб­же­ни­ем, из Рима изго­ня­ли рабов и чуже­зем­цев с тем, чтобы лег­че было про­кор­мить остав­ших­ся граж­дан. Когда одна­жды в свя­зи с оче­ред­ны­ми пере­бо­я­ми рим­ским пле­бе­ям ста­ли выда­вать хлеб низ­ко­го каче­с­тва, они окру­жи­ли на Рим­ском Фору­ме импе­ра­то­ра Клав­дия (41—54 гг. н. э. ), осы­па­ли его оскорб­ле­ни­я­ми и забро­са­ли хлеб­ны­ми кор­ка­ми. Силь­но помя­то­му прин­цеп­су с боль­шим трудом уда­лось ускольз­нуть во дво­рец. После это­го он при­нял реши­тель­ные меры, чтобы нала­дить бес­пе­ре­бой­ное снаб­же­ние Рима хле­бом.

В эпо­ху Прин­ци­па­та дос­ти­га­ет сво­е­го выс­ше­го рас­цве­та сис­те­ма раз­дач денег и подар­ков рим­ско­му горо­д­ско­му плеб­су. Денеж­ные раз­да­чи (кон­ги­а­рии) устра­и­ва­лись в свя­зи с каким-либо важ­ным собы­ти­ем в жиз­ни прин­цеп­са или его годов­щи­ной: при­ход к вла­с­ти, рож­де­ние ребен­ка или похо­ро­ны в семье само­го пра­ви­те­ля или его бли­жай­ших род­с­твен­ни­ков, три­умф по слу­чаю одер­жан­ной на войне побе­ды, государ­с­твен­ный празд­ник. На моне­тах это­го вре­ме­ни час­то изоб­ра­жа­ет­ся раз­да­ча кон­ги­а­рия граж­да­нам само­лич­но прин­цеп­сом. Подар­ки обыч­но раз­да­ва­лись в свя­зи с празд­ни­ка­ми и зре­ли­ща­ми. Это мог­ли быть кор­зин­ки с едой или жето­ны бес­про­иг­рыш­ной лоте­реи, по кото­рым мож­но было выиг­рать плащ, фаза­на, а если пове­зет — дом или поме­стье.

Для заво­е­ва­ния сим­па­тий горо­д­ско­го плеб­са важ­нее все­го были не хлеб­ные раз­да­чи, и не кон­ги­а­рии, а зре­ли­ща. Как в Риме, так и в дру­гих горо­дах дер­жа­вы они поль­зо­ва­лись наи­боль­шей популяр­но­стью и при­вле­ка­ли гораздо боль­ше граж­дан, чем любое народ­ное собра­ние. Как сооб­ща­ют, Август во вре­мя зре­лищ рас­с­тав­лял по все­му Риму воин­скую стра­жу, чтобы обез­опа­сить обез­лю­дев­ший город от гра­би­те­лей. По сло­вам Цице­ро­на, имен­но на зре­ли­щах было лег­че все­го узнать мне­ние и суж­де­ние рим­ско­го наро­да.

И в отно­ше­нии стро­и­тель­с­тва пред­на­зна­чен­ных для зре­лищ соору­же­ний, и в отно­ше­нии раз­но­об­ра­зия, мно­го­чис­лен­но­с­ти и вели­ко­ле­пия самих зре­лищ эпо­ха Прин­ци­па­та не зна­ет себе подоб­ных. В это вре­мя рим­ские маги­с­тра­ты устра­и­ва­ли не мень­ше зре­лищ и раз­дач, чем рань­ше, но прин­цеп­сы намно­го пре­вос­хо­ди­ли их всех вме­сте взя­тых.

При Авгу­сте было 66 празд­нич­ных дней, заня­тых в основ­ном игра­ми и зре­ли­ща­ми. К кон­цу эпо­хи Прин­ци­па­та празд­нич­ные дни зани­ма­ли почти пол­го­да.

По мне­нию рим­ско­го ора­то­ра, писа­те­ля и государ­с­твен­но­го дея­те­ля Фрон­то­на (сере­ди­на II в. н. э. ), устрой­с­тво зре­лищ было одной из самых важ­ных обя­зан­но­с­тей пра­ви­те­ля. Как пра­ви­ло, когда прин­цепс нахо­дил­ся в Риме, он обя­за­тель­но при­сут­с­тво­вал на зре­ли­щах вме­сте со все­ми маги­с­тра­та­ми. Во вре­мя путе­ше­с­твий он устра­и­вал за свой счет вели­ко­леп­ные зре­ли­ща в тех горо­дах, кото­рые посе­щал. Боль­шин­с­тво прин­цеп­сов раз­де­ля­ли любовь к зре­ли­щам с осталь­ны­ми рим­ля­на­ми.

Август при­ка­зал зри­те­лям посе­щать зре­ли­ща в тогах — рим­ской граж­дан­ской одеж­де. Он так­же выде­лил осо­бые сек­то­ра для раз­ных кате­го­рий зри­те­лей: отдель­но для граж­дан и неграж­дан, для взрос­лых и детей, для муж­чин и жен­щин, для воен­ных и штат­ских. Сре­ди граж­дан — отдель­но для сена­то­ров, всад­ни­ков, зажи­точ­ных и бед­ных пле­бе­ев. Таким обра­зом, театр и амфи­те­атр, как в Риме, так и в дру­гих горо­дах, ста­ли нагляд­ной моде­лью рим­ско­го обще­с­тва.

Бла­го­да­ря сво­ей мно­го­люд­но­с­ти и раз­дель­но­му раз­ме­ще­нию раз­ных кате­го­рий зри­те­лей зре­ли­ща мог­ли исполь­зо­вать­ся для мас­со­вых мани­фе­с­та­ций един­с­тва всех граж­дан любо­го сосло­вия и ста­ту­са и их спло­чен­но­с­ти вокруг прин­цеп­са. Когда тот вхо­дил в цирк, театр или амфи­те­атр все зри­те­ли вста­ва­ли и устра­и­ва­ли ему ова­цию. Его так­же при­вет­с­тво­ва­ли хоро­вы­ми выкри­ка­ми и хва­ла­ми — аккла­ма­ци­я­ми.

Во 2 г. до н. э., когда Август вошел в театр, увен­чан­ные вен­ка­ми зри­те­ли про­воз­гла­си­ли его отцом оте­че­с­тва. Он при­нял это почет­ное зва­ние, а в сво­их «Дея­ни­ях…» заявил впо­след­с­твии, что оно было ему вру­че­но еди­но­душ­но сена­том, всад­ни­ка­ми и всем наро­дом.

Посколь­ку счи­та­лось, что рим­ский народ обла­да­ет выс­шей вла­стью в госу­дар­с­тве, такие мас­со­вые мани­фе­с­та­ции рас­смат­ри­ва­лись как сви­де­тель­с­тво все­на­род­ной под­держ­ки поли­ти­ки пра­вя­ще­го прин­цеп­са и, сле­до­ва­тель­но, — закон­но­с­ти его вла­с­ти. Рас­ска­зы­ва­ют, что один из сыно­вей импе­ра­то­ра Вес­па­си­а­на спе­ци­аль­но под­с­тра­и­вал мани­фе­с­та­ции на зре­ли­щах с тре­бо­ва­ни­ем каз­ни того или ино­го тай­но­го про­тив­ни­ка импе­ра­то­ра. После таких демон­с­тра­ций «народ­ной воли» неза­мед­ли­тель­но про­во­ди­лись аре­с­ты и каз­ни.

Но и рядо­вые граж­дане, собрав­ши­е­ся на зре­ли­щах, мог­ли исполь­зо­вать их в сво­их инте­ре­сах, обра­ща­ясь к при­сут­с­тву­ю­ще­му прин­цеп­су с прось­ба­ми и тре­бо­ва­ни­я­ми от име­ни все­го рим­ско­го наро­да. Зри­те­ли мог­ли вес­ти себя на зре­ли­щах более сво­бод­но, чем где бы то ни было еще (сло­во­со­че­та­ние «теат­раль­ная воль­ность» ста­ло в Риме кры­ла­тым выра­же­ни­ем), а прин­цепс и дру­гие пред­с­та­ви­те­ли вла­с­ти, наобо­рот, вели себя очень пре­ду­пре­ди­тель­но и час­то шли наро­ду навстре­чу.

Прось­бы и тре­бо­ва­ния зри­те­лей чаще все­го были свя­за­ны с теми же зре­ли­ща­ми, раз­да­ча­ми и подар­ка­ми, но ино­гда они при­ни­ма­ли харак­тер поли­ти­че­ских мани­фе­с­та­ций. Прин­цеп­са мог­ли про­сить о сни­же­нии пода­тей, отмене непо­пу­ляр­но­го зако­на или изгна­нии нена­вис­т­но­го всем фаво­ри­та. Тако­го рода прось­бы, если к ним не при­слу­ши­ва­лись, мог­ли ино­гда пере­ра­с­ти в мас­со­вые демон­с­тра­ции, когда гро­мад­ные тол­пы выплес­ки­ва­лись за сте­ны теат­ра, сме­тая все на сво­ем пути.

Таким обра­зом, зре­ли­ща не толь­ко поз­во­ля­ли вла­с­тям при­влечь рим­ских пле­бе­ев на свою сто­ро­ну и мани­пу­ли­ро­вать ими, они одновре­мен­но дава­ли воз­мож­ность самим пле­бе­ям ока­зы­вать дав­ле­ние на вла­с­ти в сво­их инте­ре­сах. Они созда­ва­ли и под­дер­жи­ва­ли обрат­ную связь меж­ду прин­цеп­сом и мас­са­ми, помо­гая ему кор­рек­ти­ро­вать свою поли­ти­ку, если она ока­зы­ва­лась совер­шен­но непри­ем­ле­мой для «рим­ско­го наро­да».

Имен­но бла­го­да­ря зре­ли­щам рим­ский плебс мог про­яв­лять поли­ти­че­скую актив­ность и поль­зо­вать­ся опре­де­лен­ным поли­ти­че­ским вли­я­ни­ем, несмо­т­ря на поте­рю народ­ным собра­ни­ем реаль­ной вла­с­ти и зна­че­ния. Не слу­чай­но неко­то­рые авто­ры эпо­хи Прин­ци­па­та срав­ни­ва­ют зре­ли­ща с народ­ным собра­ни­ем былых вре­мен.

В целом, поли­ти­че­ские выс­туп­ле­ния на зре­ли­щах были ско­рее исклю­че­ни­ем, чем пра­ви­лом, посколь­ку в эпо­ху Прин­ци­па­та поло­же­ние рим­ско­го плеб­са изме­ни­лось к луч­ше­му, и он под­дер­жи­вал новый поли­ти­че­ский строй. Рим­ский сати­рик Юве­нал (нача­ло II в. н. э. ) с горе­чью писал, что народ жаж­дет лишь «хле­ба и зре­лищ», а о делах государ­с­твен­ных, после того как пере­с­тал тор­го­вать сво­и­ми голо­са­ми, он не жела­ет и думать.

Пле­беи мог­ли быть недо­воль­ны отдель­ны­ми прин­цеп­са­ми, напри­мер, ску­по­ва­тым и нелю­ди­мым Тибе­ри­ем, кото­рый ред­ко устра­и­вал зре­ли­ща, но сам прин­ци­пат был им по душе.

Когда после убий­с­тва полу­безум­но­го тира­на Кали­гу­лы в 41 г. н. э. сена­то­ры под охра­ной горо­д­ских когорт собра­лись на засе­да­ние и реши­ли на самом деле вос­с­та­но­вить рес­пуб­ли­ку, про­тив них выс­ту­пи­ли пре­то­ри­ан­цы и мас­са рим­ских пле­бе­ев, тре­бо­вав­ших, чтобы сена­то­ры дали им ново­го прин­цеп­са. Так была сорва­на послед­няя попыт­ка под­лин­но­го воз­вра­ще­ния к «строю пред­ков».

Таким обра­зом, Август и его пре­ем­ни­ки, в целом, успеш­но реши­ли про­бле­му вза­и­мо­о­т­но­ше­ний меж­ду новой вла­стью и горо­д­ским плеб­сом Рима. Одна­ко за это при­хо­ди­лось пла­тить очень высо­кую цену. Как пола­га­ют совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли, в государ­с­твен­ном бюд­же­те рас­хо­ды на укра­ше­ние и бла­го­ус­трой­с­тво Рима, на бес­плат­ный хлеб и подар­ки для рим­ско­го плеб­са, а так­же на его уве­се­ле­ния усту­па­ли толь­ко рас­хо­дам на армию.

Нало­го­вые поступ­ле­ния от самых бога­тых замор­ских про­вин­ций, таких, как Афри­ка и Еги­пет, погло­ща­лись нена­сыт­ным «рим­ским наро­дом», кото­рый мало что мог дать вза­мен. По сло­вам Стра­бо­на, в глав­ную гавань Рима еже­днев­но при­плы­ва­ло мно­же­с­тво тяже­ло нагру­жен­ных кораб­лей, а обрат­но они выплы­ва­ли налег­ке — вооб­ще без вся­ко­го гру­за.

Несмо­т­ря на тита­ни­че­ские уси­лия вла­с­тей по нала­жи­ва­нию и под­дер­жа­нию в поряд­ке горо­д­ско­го хозяй­с­тва, самые ост­рые про­бле­мы пер­во­го в мире мега­по­ли­са кар­ди­наль­но решить не уда­лось. В луч­шем слу­чае их суме­ли немно­го смяг­чить.

Рим про­дол­жа­ли тер­зать пожа­ры, от кото­рых он несколь­ко раз выго­рал дотла, наво­д­не­ния, из-за кото­рых гиб­ли люди, раз­ру­ша­лись целые квар­та­лы и про­па­да­ли мно­го­лет­ние запа­сы зер­на, и голод, сопро­вож­дав­ший­ся смер­то­нос­ны­ми эпи­де­ми­я­ми и бун­та­ми.

Даже в бла­го­по­луч­ное прав­ле­ние Авгу­с­та (30 г. до н. э. — 14 г. н. э. ), счи­тав­ше­го­ся самым счас­т­ли­вым из всех прин­цеп­сов, два­жды нас­ту­пал голод, несколь­ко раз про­ис­хо­ди­ли круп­ные пожа­ры и опу­с­то­ши­тель­ные наво­д­не­ния. После каж­дой новой ката­с­тро­фы прин­цеп­сам при­хо­ди­лось напря­гать все государ­с­твен­ные ресур­сы, чтобы хоть как-то воз­ме­с­тить рим­ским пле­бе­ям поне­сен­ный ими ущерб.

Рим­ская дер­жа­ва мог­ла нес­ти это тяж­кое бре­мя, пока в ней сохра­нял­ся неру­ши­мый «рим­ский мир». Одна­ко любые серьез­ные труд­но­с­ти и пер­тур­ба­ции, хотя бы вре­мен­ный раз­рыв нала­жен­ных свя­зей, мог­ли раз­ру­шить не очень устой­чи­вую сис­те­му корм­ле­ния и уве­се­ле­ния Рима за счет поко­рен­ных наро­дов и пре­вра­тить рим­ских пле­бе­ев из опо­ры вла­с­ти в опас­ную раз­ру­ши­тель­ную силу.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.