Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





г) осо­бен­но­с­ти рим­ской государ­с­твен­но­с­ти в эпо­ху Прин­ци­па­та



Еще срав­ни­тель­но недав­но мно­гие совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли, рас­смат­ри­вая появ­ле­ние в эпо­ху прин­ци­па­та новых орга­нов вла­с­ти, постов и государ­с­твен­ных слу­жа­щих, дела­ли вывод о пере­хо­де Рима от полис­ной рес­пуб­ли­ки к ново­му виду государ­с­твен­но­с­ти — бюро­кра­ти­че­ской монар­хии. По их мне­нию, она опи­ра­лась на про­фес­сио­наль­ную армию и эффек­тив­ный, хоро­шо орга­ни­зо­ван­ный и постро­ен­ный по бюро­кра­ти­че­ским прин­ци­пам государ­с­твен­ный аппа­рат, уком­плек­то­ван­ный мно­го­чис­лен­ны­ми про­фес­сио­наль­ны­ми чинов­ни­ка­ми. Одна­ко бла­го­да­ря появив­шим­ся в послед­ние деся­ти­ле­тия новым иссле­до­ва­ни­ям уче­ные пере­смо­т­ре­ли свои взгля­ды на так назы­ва­е­мую рим­скую бюро­кра­тию и отка­за­лись от этих пред­с­тав­ле­ний.

В эпо­ху прин­ци­па­та в рим­ской дер­жа­ве не было не толь­ко бюро­кра­тии, но даже и государ­с­твен­но­го аппа­ра­та в совре­мен­ном смыс­ле это­го сло­ва. Ее осно­вой, как в цен­тре, так и на мес­тах явля­лись горо­д­ские граж­дан­ские общи­ны (поли­сы) с харак­тер­ны­ми для них орга­на­ми вла­с­ти и управ­ле­ния. Имен­но они нес­ли на себе основ­ную тяжесть управ­ле­ния, а немно­го­чис­лен­ная импе­ра­тор­ская адми­ни­с­тра­ция огра­ни­чи­ва­лась общим кон­тро­лем и вме­ши­ва­лась в их дея­тель­ность толь­ко в чрез­вы­чай­ных слу­ча­ях, как пра­ви­ло, по ини­ци­а­ти­ве сни­зу.

Ни намес­т­ни­ки-сена­то­ры, ни про­ку­ра­то­ры-всад­ни­ки не были про­фес­сио­наль­ны­ми чинов­ни­ка­ми, посвя­щав­ши­ми служ­бе всю свою жизнь и зави­сев­ши­ми от свя­зан­ных с ней дохо­дов. По сво­е­му про­ис­хож­де­нию в боль­шин­с­тве сво­ем они были круп­ны­ми горо­д­ски­ми земле­вла­дель­ца­ми, выхо­д­ца­ми из сосло­вия деку­ри­о­нов, засе­дав­ших в сена­тах (кури­ях) ита­лий­ских и про­вин­ци­аль­ных муни­ци­пи­ев и коло­ний.

Даже нахо­дясь на государ­с­твен­ной служ­бе, они не теря­ли свя­зи с род­ны­ми горо­да­ми, выс­ту­пая их патро­на­ми, зани­мая там посты маги­с­тра­тов и жре­цов. Ни сво­ей под­го­тов­кой, ни осо­бы­ми зна­ни­я­ми и навы­ка­ми они не отли­ча­лись от обра­зо­ван­ных деку­ри­о­нов и, точ­но так же как послед­них, их нель­зя отне­с­ти к адми­ни­с­тра­то­рам-про­фес­сио­на­лам. Государ­с­твен­ное жало­ва­ние не было основ­ным источ­ни­ком их дохо­дов. Их глав­ны­ми дос­то­ин­с­тва­ми счи­та­лись не про­фес­сио­наль­ные зна­ния, опыт и выслу­га лет, а лич­ная пре­дан­ность прин­цеп­су, богат­с­тво, полез­ные свя­зи, дипло­ма­ти­че­ские спо­соб­но­с­ти и крас­но­ре­чие.

В нача­ле III в. н. э., когда чис­лен­ность государ­с­твен­ных слу­жа­щих дос­тиг­ла мак­си­маль­ных для эпо­хи Прин­ци­па­та раз­ме­ров, в импе­ра­тор­ской адми­ни­с­тра­ции было при­мер­но 350 постов, пред­на­зна­чен­ных для адми­ни­с­тра­то­ров сена­тор­ско­го и всад­ни­че­ско­го ран­га, и несколь­ко тысяч — для вспо­мо­га­тель­ных и кан­це­ляр­ских слу­жа­щих. При насе­ле­нии в 50—60 млн., на каж­до­го адми­ни­с­тра­то­ра с влас­т­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми при­хо­ди­лось более ста тысяч чело­век. Для срав­не­ния мож­но отме­тить, что в Хань­ском Китае с при­мер­но рав­ным по чис­лен­но­с­ти насе­ле­ни­ем было несколь­ко десят­ков тысяч адми­ни­с­тра­то­ров и несколь­ко сот тысяч вспо­мо­га­тель­ных слу­жа­щих.

Эти бро­са­ю­щи­е­ся в гла­за раз­ли­чия объ­яс­ня­ют­ся тем, что в древ­нем Риме в эпо­ху Прин­ци­па­та государ­с­твен­ное управ­ле­ние было постро­е­но не на бюро­кра­ти­че­ских, а на полис­ных прин­ци­пах.

Намес­т­ни­ки и про­ку­ра­то­ры про­вин­ций име­ли в сво­ем рас­по­ря­же­нии помощ­ни­ков из чис­ла сво­их род­с­твен­ни­ков, кли­ен­тов и рабов, а так­же импе­ра­тор­ских рабов и отпу­щен­ни­ков. Одна­ко они не мог­ли опе­реть­ся на орга­ны государ­с­твен­но­го управ­ле­ния на уровне горо­д­ских и сель­ских окру­гов нигде, кро­ме Егип­та (но и там чис­ло чинов­ни­ков и зве­ньев управ­ле­ния в пери­од Прин­ци­па­та рез­ко сокра­ща­ет­ся по срав­не­нию с эпо­хой Пто­ле­ме­ев).

Не обла­дав­шие спе­ци­аль­ной под­го­тов­кой, зна­ни­ем мес­т­ных усло­вий и шта­том высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных чинов­ни­ков намес­т­ни­ки и про­ку­ра­то­ры про­вин­ций мог­ли выпол­нять свои обя­зан­но­с­ти толь­ко при доб­ро­воль­ном содей­с­твии со сто­ро­ны мес­т­ных орга­нов горо­д­ско­го, то есть полис­но­го само­управ­ле­ния. Нахо­див­ши­е­ся под кон­тро­лем мес­т­ных полис­ных элит, эти орга­ны выпол­ня­ли толь­ко те при­ка­зы и рас­по­ря­же­ния прин­цеп­са и его слу­жа­щих, кото­рые не про­ти­во­ре­чи­ли инте­ре­сам этих элит. В рав­ной мере это отно­си­лось и к само­му Риму.

Так, напри­мер, когда нена­ви­дев­ший сенат импе­ра­тор Кали­гу­ла (37—41 гг. н. э. ) решил отнять у сена­то­ров пра­во «реко­мен­да­ции» народ­но­му собра­нию кан­ди­да­тов в маги­с­тра­ты, то есть фак­ти­че­ски пра­во выбо­ра маги­с­тра­тов, сена­то­ры по вза­им­но­му сго­во­ру ста­ли выдви­гать из сво­ей сре­ды толь­ко по одно­му кан­ди­да­ту на каж­дое мес­то, и рефор­ма Кали­гу­лы про­ва­ли­лась. А когда импе­ра­тор Доми­ци­ан (81—96 гг. н. э. ) издал при­каз о сокра­ще­нии в два раза поса­док вино­град­ни­ков в про­вин­ци­ях, маги­с­тра­ты и сена­то­ры (деку­ри­о­ны) про­вин­ци­аль­ных горо­дов про­игно­ри­ро­ва­ли его, и импе­ра­то­ру при­шлось с этим сми­рить­ся.

В этих усло­ви­ях зада­чи, сто­яв­шие перед прин­цеп­сом и его немно­го­чис­лен­ны­ми слу­жа­щи­ми, име­ли не столь­ко адми­ни­с­тра­тив­ный, сколь­ко поли­ти­че­ский харак­тер. Прин­цеп­сы с помо­щью сво­их сотруд­ни­ков долж­ны были обес­пе­чи­вать вза­и­мо­при­ем­ле­мый баланс инте­ре­сов меж­ду импе­ра­то­ром и сена­том, а так­же меж­ду Римом и под­влас­т­ны­ми ему поли­са­ми и наро­да­ми, меж­ду цен­траль­ной и мес­т­ны­ми влас­т­ны­ми эли­та­ми. Нуж­но было так­же уни­что­жить или осла­бить опас­ность соци­аль­ных ката­клиз­мов и меж­до­усо­биц.

Для того, чтобы понять, что лежа­ло в осно­ве «рим­ско­го» или «авгу­с­то­ва мира», необ­хо­ди­мо разо­брать­ся во внут­рен­ней поли­ти­ке Авгу­с­та и его пре­ем­ни­ков.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.