|
|||
г) особенности римской государственности в эпоху ПринципатаЕще сравнительно недавно многие современные исследователи, рассматривая появление в эпоху принципата новых органов власти, постов и государственных служащих, делали вывод о переходе Рима от полисной республики к новому виду государственности — бюрократической монархии. По их мнению, она опиралась на профессиональную армию и эффективный, хорошо организованный и построенный по бюрократическим принципам государственный аппарат, укомплектованный многочисленными профессиональными чиновниками. Однако благодаря появившимся в последние десятилетия новым исследованиям ученые пересмотрели свои взгляды на так называемую римскую бюрократию и отказались от этих представлений. В эпоху принципата в римской державе не было не только бюрократии, но даже и государственного аппарата в современном смысле этого слова. Ее основой, как в центре, так и на местах являлись городские гражданские общины (полисы) с характерными для них органами власти и управления. Именно они несли на себе основную тяжесть управления, а немногочисленная императорская администрация ограничивалась общим контролем и вмешивалась в их деятельность только в чрезвычайных случаях, как правило, по инициативе снизу. Ни наместники-сенаторы, ни прокураторы-всадники не были профессиональными чиновниками, посвящавшими службе всю свою жизнь и зависевшими от связанных с ней доходов. По своему происхождению в большинстве своем они были крупными городскими землевладельцами, выходцами из сословия декурионов, заседавших в сенатах (куриях) италийских и провинциальных муниципиев и колоний. Даже находясь на государственной службе, они не теряли связи с родными городами, выступая их патронами, занимая там посты магистратов и жрецов. Ни своей подготовкой, ни особыми знаниями и навыками они не отличались от образованных декурионов и, точно так же как последних, их нельзя отнести к администраторам-профессионалам. Государственное жалование не было основным источником их доходов. Их главными достоинствами считались не профессиональные знания, опыт и выслуга лет, а личная преданность принцепсу, богатство, полезные связи, дипломатические способности и красноречие. В начале III в. н. э., когда численность государственных служащих достигла максимальных для эпохи Принципата размеров, в императорской администрации было примерно 350 постов, предназначенных для администраторов сенаторского и всаднического ранга, и несколько тысяч — для вспомогательных и канцелярских служащих. При населении в 50—60 млн., на каждого администратора с властными полномочиями приходилось более ста тысяч человек. Для сравнения можно отметить, что в Ханьском Китае с примерно равным по численности населением было несколько десятков тысяч администраторов и несколько сот тысяч вспомогательных служащих. Эти бросающиеся в глаза различия объясняются тем, что в древнем Риме в эпоху Принципата государственное управление было построено не на бюрократических, а на полисных принципах. Наместники и прокураторы провинций имели в своем распоряжении помощников из числа своих родственников, клиентов и рабов, а также императорских рабов и отпущенников. Однако они не могли опереться на органы государственного управления на уровне городских и сельских округов нигде, кроме Египта (но и там число чиновников и звеньев управления в период Принципата резко сокращается по сравнению с эпохой Птолемеев). Не обладавшие специальной подготовкой, знанием местных условий и штатом высококвалифицированных чиновников наместники и прокураторы провинций могли выполнять свои обязанности только при добровольном содействии со стороны местных органов городского, то есть полисного самоуправления. Находившиеся под контролем местных полисных элит, эти органы выполняли только те приказы и распоряжения принцепса и его служащих, которые не противоречили интересам этих элит. В равной мере это относилось и к самому Риму. Так, например, когда ненавидевший сенат император Калигула (37—41 гг. н. э. ) решил отнять у сенаторов право «рекомендации» народному собранию кандидатов в магистраты, то есть фактически право выбора магистратов, сенаторы по взаимному сговору стали выдвигать из своей среды только по одному кандидату на каждое место, и реформа Калигулы провалилась. А когда император Домициан (81—96 гг. н. э. ) издал приказ о сокращении в два раза посадок виноградников в провинциях, магистраты и сенаторы (декурионы) провинциальных городов проигнорировали его, и императору пришлось с этим смириться. В этих условиях задачи, стоявшие перед принцепсом и его немногочисленными служащими, имели не столько административный, сколько политический характер. Принцепсы с помощью своих сотрудников должны были обеспечивать взаимоприемлемый баланс интересов между императором и сенатом, а также между Римом и подвластными ему полисами и народами, между центральной и местными властными элитами. Нужно было также уничтожить или ослабить опасность социальных катаклизмов и междоусобиц. Для того, чтобы понять, что лежало в основе «римского» или «августова мира», необходимо разобраться во внутренней политике Августа и его преемников.
|
|||
|